Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание студентов - важная государственная задача'

Патриотическое воспитание студентов - важная государственная задача Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочаров Сергей Михайлович, Тархов Николай Сергеевич, Тер-Данилов Роман Арустамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание студентов - важная государственная задача»

во-первых, убеждающая информация о преимуществе ведения здорового образ жизни должна исходить от тех, кому человек либо доверяет и относится с уважением, либо воспринимает источник антинаркотической информации как представителя референтной группы. В последнем случае реабилитант может не испытывать особого уважения к источнику информации, но не к тому о чем он говорит. Это могут быть бывшие наркоманы, а сегодняшние относительно успешные работники, предприниматели и т.п. Беседы не должны походить на массовый сбор, между участниками целесообразно при разговоре обеспечить социальную дистанцию общения, предоставить возможность обмена информацией;

во-вторых, организация волонтерского движения по работе именно с категорией граждан прошедших реабилитацию. Деятельность волонтеров должна быть направлена, прежде всего, на привлечение лиц, прошедших реабилитацию, к участию в активных культурно-развивающих мероприятиях, предполагающих физические нагрузки, в часы досуга. Успешность во многом зависит от умения волонтеров увлечь за собой без видимого (а лучше без всякого) психического насилия. Особенно сложно это сделать на начальном этапе работы (не в период вовлечение в первый раз, а во второй и третий, когда привлекаемый человек уже узнал или плюсы, или минусы тех мероприятий, в которых ему пришлось участвовать, выработал определенное представление, ощутил душевное волнение);

в-третьих, большое значение имеют практические меры по определению возможных путей: в начале, воссоздания (восстановления, выработки) социально значимой цели, а в дальнейшем - ее достижения. Необходима доверительная помощь в выработки «дорожной карты» исполнения социальной роли для достижения социально значимой цели.

Думается, что это далеко не полный перечень возможных действий по оказанию помощи людям в процессе

их ресоциализации, в движении «за жизнь без наркотиков». Одно очевидно, мероприятия должны проходить в комплексе (не исключая и элементов контроля за рассматриваемой категорией граждан со стороны близких, заинтересованных в преодолении ими наркозависимости).

Список литературы

1. Беляков, Б.Л. Наркотизация общества как угроза российской государственности (философско-поли-тологический анализ) / Б.Беляков, А. Рябцев, В. Шинкевич [и др.]. М.: МосАП, 2014. С.10.

2. Беляков, Б.Л., Екльков, В.А. Наркоугрозы российской государстенности и молодежный экстремизм. // Материалы Международной ПНК АПСН в 2-х частях. Часть2. М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014.

3. Мнение населения о развитии наркоситуации в субъектах российской Федерации, расположенных в пределах Сибирского федерального округа: заключительный отчет по теме НИР 51, № гос. ред. 01201453213 / Научный руководитель д.с.н., профессор Д.Д. Невирко. - Красноярск, СибЮИ ФСКН России, 2014.

4. Мониторинг наркоситуации и профилактика наркопотребления в молодёжной среде Красноярского края: отчёт о НИР (заключ.): 29. № ГР 012012511736. Инв. № 02201262934. / СибЮИ ФСКН России; научн. рук. профессор Д.Д. Не-вирко.- Красноярск, сибЮи ФСКН России, 2012,

5. Проблема объективности расчетов и охвата населения развивающими досуговыми учреждениями как необходимых составляющих оценки эффективности наркотической профилактической деятельности: отчет о НИР (заключ.) / СибЮИ ФСКН России; научн. рук. д.с.н., доцент В.Е. Шинкевич. № ГР. 01201453222, Красноярск, СибЮИ ФСКН России, 2014.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ - ВАЖНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ЗАДАЧА

Бочаров Сергей Михайлович

Канд. техн. наук, профессор кафедры технологии производства вооружения, г. Тула

Тархов Николай Сергеевич Канд. техн. наук, доцент кафедры приборов и биотехнических систем, г. Тула

Тер-Данилов Роман Арустамович

Канд. техн. наук, доцент кафедры стрелково-пушечного вооружения, г. Тула

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.

Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и

совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции. Патриотизм - идея, чувство и действия, выражающие любовь и преданность Родине, способствующие её успехам во всех сферах внутренней жизни, повышению её могущества и укреплению авторитета на международной арене [2].

Патриотическое воспитание студентов является одной из основных задач образовательного учреждения. Патриотическое воспитание студента - сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества. Под патриотическим

воспитанием студентов предполагается взаимодействие преподавателей и студентов в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в студенте общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель воспитания патриотизма у студентов - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Задачи патриотического воспитания студентов включают:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье; к культурному наследию своего народа; к природе родного края;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей.

В Тульском государственном университете (ТулГУ) уделяется большое внимание духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, являющимися составной частью внеучебной воспитательной работы со студентами, которые проводятся в соответствии с перспективным и календарным Планами работы. В соответствии с Концепцией воспитательной работы в ТулГУ,

утвержденной решением Ученого совета 24 июня 2010г., «Цель воспитательной деятельности в ТулГУ заключается в разностороннем развитии личности студента - гражданина России, обладающего глубокими профессиональными знаниями, умениями и навыками, высокой культурой, социально активного, выбирающего стратегии поведения в соответствии с базовыми ценностями, традициями и нравственными ориентирами университетской среды и российского общества. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: закрепление у студентов гражданской позиции, патриотических ценностных ориентаций и установок сознания; сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета и региона, формирование чувства университетского корпоративизма и солидарности; развитие личностных и нравственных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности».

В рамках работы по содействию раскрытия потенциала студентов в университете ежегодно в сентябре проводится анкетирование студентов-первокурсников. Так, например, по результатам обработки порядка 200 анкет студентов факультета систем автоматического управления (в настоящее время входит в состав Института высокоточных систем (ИВТС) им. В.П. Грязева) поступивших в 2013г., около 16 % занимались и предполагали продолжить заниматься в клубах военно-исторической реконструкции и столько же - принимать участие в общественной жизни ТулГУ [3]. Студенты ИВТС принимают активное участие как в мероприятиях, проводимых университетом (табл. 1), так и в городе и области (табл. 2.).

№ п/п Название Дата Место проведения

1. Татьяниада - зимний студенческий праздник 25.01 Центральный парк

2. День открытых дверей университета 02.02 28.09 18.05 Холл между Главным и 9 учебными корпусами

3. Лыжня памяти партизана С.А. Козырева 23.02 Лесная зона между п. Косая Гора и д. Рвы

4. Участие в митинге памяти В. П. Грязева 04.03 Барельеф у первого учебного корпуса

5. Участие студентов в митинге у Стелы ушедшим в бессмертие студентам и сотрудникам вуза, посвящённом Дню Победы 07.05 Сквер у пятого учебного корпуса

6. Участие студентов в праздничных мероприятиях, посвя-щённых Дню знаний 01.09 Проспект Ленина, пл. Победы

7. Участие студентов в митинге, посвящённом траурным событиям в Беслане 03.09 Сквер у областного музея Оружия

8. Встреча студентов с зам. председателя Правительства России Д.О. Рогозиным 09.09 Зал заседаний Ученого совета

9. Участие студентов в торжественных мероприятиях в Музее оружия, посвящённых Дню оружейника 19.09 Областной музей Оружия

10. Участие студентов в митинге памяти В.П. Грязева у первого корпуса 01.10 Барельеф у первого учебного корпуса

11. Участие студентов в выездных мероприятиях учебного, физкультурно-оздоровительного, воспитательно-патриотического, культурно-массового характера 17.10 24.10 г. Калининград, г. С.-Петербург

12. Встреча студентов с Е. Калашниковой в зале Учёного совета ТулГУ 05.11 Зал заседаний Учёного совета

Таблица 1

Участие студентов ИВТС им. В.П. Грязева в университетских мероприятиях патриотического направления в 2014г.

№ п/п Название Дата Место проведения

13. Участие студентов в пленарном заседании конференции «Проблемы проектирования и производства систем и комплексов» 21.11 Тульский Дом науки и техники

14. Участие студентов в митинге у Стелы памяти студентов и сотрудников ТулГУ, погибших в годы Великой Отечественной войны, посвящённом 73-й годовщине обороны г. Тулы 04.12 Сквер у пятого учебного корпуса

Следует отметить, что большинство мероприятий проводится ежегодно, а для примера приведены статистические данные только за 2014 год. Кроме этого, студенты принимают участие в конкурсах на лучший плакат к Дню

защитника отечества и Дню Победы, в выпусках фотогазет на темы «Краски флоры и фауны», «Родные просторы» и др., по результатам поездок на профильные экскурсии, в смотрах творчества, приуроченных к знаменательным датам и пр.

Таблица 2

Участие студентов ИВТС им. В.П. Грязева в городских и областных мероприятиях патриотического _направления в 2014г._

№ п/п Название Дата Уровень мероприятия, место проведения

1. Участие студентов в торжественном собрании по случаю присуждения «Инженера года» 10.02 Областной, Дом науки и техники

2. Участие студентов в митинге, посвящённом 25 - летию вывода советских войск из Афганистана 14.02 Областной, Сквер воинов-афганцев

3. Участие студентов во встрече паралимпийского огня 02.03 Всероссийский, проспект Ленина

4. Участие студентов в митинге в поддержку русского населения Украины и Крыма 15.03 Городской, пл. Победы

5. Участие студентов в митинге в поддержку итогов референдума по присоединению Крыма к России 18.03 Городской, пл. Победы

6. Участие студентов института в городском субботнике 12.04 Городской, ул. Первомайская и Всехсвятский мемориальный комплекс

7. Участие студентов в общегородском шествии по случаю Дня весны и труда. 01.05 Городской, проспект Ленина

8. Участие студентов в возложении цветов на пл. Победы 09.05 Городской, пл. Победы

9. Участие студентов в флеш-мобе на пл. Ленина 09.05 Городской, пл. Ленина

10. Участие студентов в общегородском шествии, посвящённом Дню Победы (Бессмертный полк) 09.05 Городской, проспект Ленина, Центральный парк

11. Участие студентов в репетиции выборов в городском Доме молодежи 31.05 Областной, городской Дом молодежи

12. Участие студентов в торжественном мероприятии у областного Музея оружия, посвящённом открытию бюстов конструкторам - оружейникам 19.09 Городской, Областной Музей оружия

13. Участие студентов в съемках «Армейского магазина» 01.10 Всероссийский, Выставочный центр ИВТС им. В.П. Грязева

14. Участие студентов в выставке «Изобретатель и рационали-затор-2014». 31.10 Областной, Дом науки и техники

15. Участие студентов в митинге посвящённому Дню единства 04.11 Городской, пл. Победы

16. Участие студентов в митинге, посвящённом 73-й годовщине обороны г. Тулы в 1941 г. 05.12 Областной, пл. Победы

Кроме этого в рамках реализации мероприятий межрегиональной программы «Город мастеров», согласованной с ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т.Калашникова» в 2014 г. было проведено в форме онлайн - конференций четыре мероприятия: Всероссийская студенческая

«Стрелковое оружие: вчера, сегодня, завтра»; Межрегиональные межвузовские конференции - «Конструкторское наследие Германа Александровича Коробова» и «Калаш-никовские чтения»; турнир по интеллектуальному пятиборью. К работе конференций были привлечены кадеты Первомайской кадетской школы-интерната из Тульской

области. Впервые информационно-коммуникационные технологии при организации подобных мероприятий были применены в 2012г. при проведении игры «Что? Где? Когда?» со студентами ИжГТУ в рамках цикла «Легенды русского оружия» [1]. Студенты Института гордятся выпускниками прошлых лет, среди которых были всемирно известные конструкторы стрелкового и стрел-ково-пушечного вооружения: Н.Ф. Макаров, И.Я. Стеч-кин, А.Г. Шипунов, В.П. Грязев, Н.А. Макаровец. ИВТС им. В.П. Грязева ТулГУ готовит кадры высшей квалификации для оборонных предприятий и учреждений как Тульской области, так и других регионов, которые продолжают славные традиции выпускников ТулГУ по созданию высокоэффективных систем вооружения и военной техники [4].

Активно участвуют студенты и в выборах депутатов государственной Думы, а также областной и городской, в мероприятиях Дня города, Дня Российского флага и других региональных мероприятиях.

В заключение следует отметить, что учитывая всё более возрастающую потребность общества в сохранении исконно русских традиций и традиций народов, населяющих многонациональную Россию, необходимо пропагандировать и развивать народное творчество путем создания в институте художественных коллективов и кружков по интересам (фото, рукоделие, резьба по дереву и пр.) и привлекать студентов к организации выставок с их участием

в учебных корпусах. В 2015г. в связи с предстоящими знаменательными событиями: 70-летие окончания Великой отечественной войны и 85-летие образования Тульского государственного университета, патриотическому воспитанию в студенческой среде должно уделяться ещё большее внимание, необходимо изыскивать новые методы и формы работы с молодёжью.

Список литературы

1. 1.Бочаров С.М., Тархов Н.С., Тер-Данилов Р. А. Информационно-коммуникационные технологии как неотъемлемая часть при подготовке специалистов для оборонных отраслей промышленности/ Известия ТулГУ, Технические науки, серия «Проблемы специального машиностроения», Вып.11, Ч.2, Тула, Изд-во ТулГУ, 2012. С. 246-250.

2. Пылёв С.С. Патриотизм - основа мужества и героизма. - М.: Щит-М. 2007. 448с.

3. Тархов Н.С. Социологические исследования студентов-первокурсников - составная часть внеучеб-ной работы в вузе //Известия ТулГУ. Технические науки. Вып. 11. Тула: Изд-во ТулГУ. 2013. С.32-40.

4. Тульский государственный университет - кузница кадров для оборонно-промышленного комплекса России/ Тульский инженер от 6 февраля 2015г. (Специальный выпуск). С.4.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Трубицына Мария Владимировна

Сургутский государственный педагогический универ-ситет г. Сургут

Для подростков, как и для каждого человека, неотъемлемую часть в жизни занимает досуг. Понятие «досуг» распадается на 4 ключевых категории:

1. досуг как восприятие, больше взаимосвязан с культурой и разумом; это состояние разума и души. В данной концепции свободное время как правило рассматривается с точки зрения производительности, с какой индивид совершает что-то.

2. досуг как работа - как правило, характеризуется равно как действие, никак не сопряженное с трудом.

3. Такое понятие досуга содержит значения самореализации.

4. досуг, как свободное время, период предпочтения. Данный период может использоваться самым разным способом, при этом он может быть применен с целью работы объединенной с трудом или же никак необъединен с ним. Свободное время рассматривается как период времени, если индивид увлекается тем, что не представляет собой его обязанностей.

5. досуг интегрирует 3 ранних концепции, стирает грань между «трудом» и «не трудом» и дает оценку свободному времени в понятиях описывающих человеческое поведение. Содержит в себе определения времени и отношения к времени [2, с. 104106].

Существуют 4 принципа досуговой деятельности:

1. 1.Принцип всеобщности и доступности - это возможность приобщения, сопричастности абсолютно всех людей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения креативных потенций, их досуговых заинтересованностей.

2. 2.Принцип самодеятельности - реализуется на абсолютно всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, равно как основная особенность индивида свойство, гарантирует самый высокий уровень достижений в индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип индивидуального подхода -подразумевает учет личных запросов, интересов, склонностей, возможностей, способностей, психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга.

3. 3 .Принцип систематичности и целенаправленности - подразумевает реализацию данной деятельности на основе комплексного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе абсолютно всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс ограниченного превращения человека в социальное создание, в интенсивного и созидательного человека, живущего полной жизнью в гармонии с собой и социумом.

4. 4.Принцип преемственности - подразумеваеткуль-турную связь и взаимоотношение, и влияние поколений. Осуществление основ организации досуга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.