УДК 37.035.6
й01: 10.23951/2307-6127-2020-6-17-22
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛУБНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ПОИСКОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
С. А. Фадеева, А. В. Вилкова, О. В. Алексеева, Н. В. Александрова
1 ФКУ ФСИН России, Москва
2 Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород
На основе историко-педагогического анализа представлено содержание феномена клубного объединения поисковой направленности. Описаны признаки клуба поисковой направленности как формы общественной самоорганизации. Выделены ведущие векторы деятельности данного типа клуба: работа в архивах с документами по поиску карт местности, где велись боевые действия, и проведение поиска останков бойцов Красной армии, погибших и пропавших в годы Великой Отечественной войны. Выявлены и охарактеризованы реализуемые клубом поисковой направленности воспитательные практики: создание и поддержание функционирования музея боевой славы; помощь ветеранам войны и труженикам тыла; благоустройство памятников и стел, посвященных Неизвестному солдату; помощь в благоустройстве братских захоронений. Подчеркнута важность обмена опытом между участниками поискового движения, которое объединяет добровольцев из разных уголков России. С целью иллюстрации реализации задач патриотического воспитания школьников, участвующих в поисковых объединениях, описан опыт Д. М. Пыркова - педагога-организатора ОБЖ МАОУ «Школа № 55», ветерана боевых действий на Северном Кавказе (г. Нижний Новгород).
Ключевые слова: клубное объединение, патриотическое воспитание старших школьников, поисковое движение, историческая память.
Формирование патриотизма как духовно-нравственного ориентира в деле воспитания молодого поколения является одним из приоритетных направлений и значимых ресурсов развития современного российского общества.
Патриотизм является одной из базовых составляющих национального самосознания народа, выражается не только в чувстве любви и преданности Отечеству, гордости за его историческое прошлое, верности и преданности культурным ценностям и традициям народа, но также в осознании нравственного долга перед ним и готовности к защите интересов Родины на фоне великодушия и толерантности в отношении других народов [1]. Поэтому важным направлением патриотического воспитания считается изучение подрастающим поколением культурно-исторического наследия своего народа, особенно в самые тяжелые, кризисные периоды, каким, несомненно, являлся период Великой Отечественной войны.
Возрождение героического прошлого России, изучение боевых и трудовых традиций в борьбе за независимость Родины, познание опыта участников Великой Отечественной войны и военных конфликтов - все это обладает огромным воспитательным потенциалом, который позволяет построить систему патриотического воспитания детей и молодежи в наши дни. Наследие Великой Победы - это не только факты и описания хода войны, не только опыт отношений и действий ее участников. Это наиболее яркие проявления ценностной системы координат людей того времени, демонстрируемой как в боевых и трудовых подвигах отдельных представителей советского народа, так и в массовом героизме на
фронте и в тылу. Уроки Великой Победы показывают пути и форматы понимания героического служения целого народа и роли исторической памяти для современных реалий и будущего.
По словам Д. С. Лихачёва, к патриотизму «нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать» [2, с. 137]. Поэтому цели, содержание, формы и средства патриотического воспитания должны меняться в зависимости от современных социальных реалий. Го -сударственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» подчеркивает необходимость разработки и апробации инновационных моделей и технологий патриотического воспитания, которые должны соответствовать вызовам XXI в. [3]. На фоне выступлений радикально пронацистски настроенных людей, часто называющих себя националистами, и стихийного противодействия им действительно патриотической части населения России, помнящей об уроках нацизма и его последствиях [4], возрастает роль не только изучения культуры поколения победителей, но и обращения к фактическому материалу, который возможно изучить, участвуя в поисковом движении. Использование наследия Победы в целях патриотического воспитания при работе со школьниками, на наш взгляд, должно быть направлено на раскрытие перед учащимися мотивационных, целевых, содержательных и процессуальных аспектов действий и поступков защитников Отечества с позиции культурно-исторического контекста Великой войны [5].
О возможностях патриотического воспитания писали в своих трудах С. А. Алиева, В. Ю. Микрюков и другие исследователи. Вопросам обоснования педагогических условий проведения поисковых экспедиций, их методах и технологиях посвящены работы Л. И. Ас-коченской, В. Н. Бубличенко, В. Л. Будаговского, В. Е. Родина, И. Е. Гайдуковой и др. При рассмотрении различных трактовок основного понятия, мы разделяем точку зрения Д. Ю. Мордвинцева и М. В. Циулиной о феномене патриотизма [6, с. 158].
Исследователи выделяют разные компоненты сформированности патриотизма как качества личности. Применительно к деятельности поискового объединения они могут быть представлены следующим образом: когнитивный компонент определяет освоение старшеклассниками основных понятий и терминов, связанных с осуществлением поисковой работы; ценностно-мотивационный характеризует систему формируемых ценностей и смыслов личности школьника; оценочно-поведенческий компонент показывает готовность к участию в деятельности поискового отряда.
Одной из эффективных практик патриотического воспитания старших школьников является участие в деятельности поискового клубного объединения, функционирующего в условиях образовательной организации. Формирование патриотизма старшеклассников как личностного качества происходит в подобных клубах через совместную деятельность, направленную на сохранение исторической памяти и традиций Отечества.
Мы разделяем точку зрения М. Р. Мирошкиной в отношении признаков клуба как формы общественной самоорганизации, предложенные ею «типы клубности» [5, 7]. Согласно М. Р. Мирошкиной, основными типами клубности являются: «клуб встреч» (культурно-до-суговый тип), «клуб по интересам» (предметно-деятельностный тип), «клуб-учреждение» (многопрофильный тип с приоритетом дополнительного образования), «клуб-сообщество» (со-бытийный тип). Так, военно-патриотическое клубное объединение с поисковым направлением работы как ведущим - это так называемый клуб-сообщество [8, с. 181].
Поисковое клубное объединение - как и поисковое движение в целом - имеет два ведущих вектора деятельности: работа в архивах с документами по поиску карт местности, где велись боевые действия, и непосредственно проведение поиска останков бойцов Красной армии, погибших и пропавших в годы Великой Отечественной войны. Необходимой со-
ставляющей участия школьников в работе поисковых отрядов является физическая подготовка: широко используются военно-прикладные виды спорта, туризм, ориентирование на местности. Кроме того, реализуемыми воспитательными практиками в деятельности объединения являются: создание и поддержание функционирования музея боевой славы; помощь ветеранам войны и труженикам тыла; благоустройство памятников и стел, посвященных Неизвестному солдату; помощь в благоустройстве братских захоронений.
Немалую роль играет обмен опытом между участниками поискового движения, которое объединяет добровольцев из разных уголков России.
С целью иллюстрации реализации задач патриотического воспитания школьников, участвующих в поисковых объединениях, опишем опыт Д. М. Пыркова, педагога-организатора ОБЖ МАОУ «Школа № 55», ветерана боевых действий на Северном Кавказе (г. Нижний Новгород) [9].
Целью деятельности клубного объединения «Суть времени» (МАОУ «Школа № 55» г. Нижний Новгород) является организация системной работы по патриотическому воспитанию школьников посредством вовлечения их в добровольческую деятельность по поиску и увековечению памяти погибших защитников Отечества, жертв Великой Отечественной войны.
Следует подчеркнуть, что участие в привлекательной и значимой для подростков социально-полезной деятельности способствует воспитанию ответственности, чести и долга, проектированию и достижению истинных общественно одобряемых целей, вносит вклад в формирование исторического сознания будущей личности.
Для сохранения наследия Великой Победы деятельность участников поисковых объединений незаменима: она содействует повышению культуры и уважения к погибшим, формирует межпоколенные связи, способствует упорядочению системы воинских захоронений и открывает новые неизвестные страницы нашего славного исторического прошлого, решая и задачи осуществления актуальных воспитательных практик, и задачи развития исторической науки.
В качестве воспитательных результатов школьников - участников поисковых объединений можно прогнозировать следующие:
- уважение памяти защитников Родины;
- опыт нравственной оценки действий погибших воинов;
- уверенность в объективной оценке собственных действий при вероятных прецедентах защиты своего Отечества;
- уверенность в продолжении традиций патриотизма и идеалов служения Родине;
- умение осуществлять смысловой выбор и заниматься реальным делом;
- формирование исторической памяти и сопричастия к Высокому;
- развитие устойчивых нравственных установок.
Не случайно «педагогическая логика» патриотического воспитания на примере наследия Великой Победы исследователями [6, 10] представлена следующим образом: от формирования исторической памяти через проектирование образа желаемого будущего, где образы памяти и мотивы, переработанные воображением, становятся целями и планами будущих действий, к образу настоящего как готовности активно включаться в актуально значимые действия.
Добровольцы, занятые обнаружением и захоронением непогребенных в годы Великой Отечественной войны останков павших воинов, установлением фронтовых судеб бойцов, возвращением из небытия их имен и подвигов, увековечиванием памяти защитников Отечества, с каждым поднятым бойцом, с каждым прочитанным медальоном закрывают еще
одну страницу войны и Великой Победы. Наряду с этим школьники не только знакомятся с правдивой историей своей страны, но и воочию видят подлинные примеры для формирования нравственных идеалов и опыта служения Родине.
Список литературы
1. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Волгоград: Колибрис плюс, 2006. 186 с.
2. Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном. М.: Альпина Паблишер, 2017. 288 с.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы». URL: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 25.06.2020).
4. Подберезкин А., Карпенко М. Духовное наследие России и образование: содержание, проблемы и перспективы // Обозреватель - Observer. 1999. № 5. C. 23.
5. Мирошкина М. Р., Шинина Т. В., Гудков Д. Г., Горькова Г. Г. Концепция педагогического сопровождения самоорганизации населения по месту жительства. URL: http://ippdrao.ru/wp-content/uploads/644-kontseptsiya-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-samoorganizatsii-naseleniya-po-mestu-zhitelstva. pdf (дата обращения: 25.06.2020).
6. Гревцева Г. Я., Циулина М. В. К анализу понятия «Рефлексивно-ценностное сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза» // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. URL: https://science-education.ru/article/view?id=24440 (дата обращения: 25.06.2020).
7. Мирошкина М. Р. Социальное становление молодежи в клубе по месту жительства: автореф. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2008. 48 с.
8. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
9. Военно-патриотическое объединение «Суть времени»: официальная страница объединения в социальной сети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/the_essence_of_time_52 (дата обращения: 25.06.2020).
10. Гревцева Г. Я., Циулина М. В. Воспитание гражданина и патриота: теория и практика: учеб. пособие. Челябинск: Цицеро, 2014. 300 с.
Фадеева Светлана Александровна, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник, ФКУ ФСИН России (ул. Житная, 14, Москва, ГСП-1, Россия, 119991).
Вилкова Алевтина Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, полковник внутренней службы, заместитель начальника, ФКУ ФСИН России (ул. Житная, 14, Москва, ГСП-1, Россия, 119991).
Алексеева Ольга Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника управления аспирантуры и ординатуры, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого (ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, Великий Новгород, 173003). E-mail: Olga.Alexeeva@novsu. ru
Александрова Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого (ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, Великий Новгород, 173003). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 12.08.2020
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-6-17-22
PATRIOTIC EDUCATION OF SENIOR SCHOOLERS IN THE CLUB ASSOCIATION OF SEARCH ORIENTATION
S. A. Fadeyeva1, A. V. Vilkova1, O. V. Alekseyeva2, N. V. Aleksandrova2
1 FKU FSIN Russia, Moscow, Russian Federation
2 Novgorod State University named after Yaroslav the Wise, Veliky Novgorod, Russian Federation
The content of the phenomenon of the search-oriented club association is presented on the basis of the historical and pedagogical analysis. The features of the search club as a form of social self-organization have been proved. The leading vectors of activity of this type of club are highlighted: work in archives with documents to search for maps of the area where hostilities were conducted, and directly search for the remains of Red Army soldiers who died and disappeared during the Great Patriotic War. Revealed and characterized educational practices implemented by the club of search orientation: creation and maintenance of the functioning of the Museum of Military Glory; assistance to war veterans and home front workers; improvement of monuments and steles dedicated to the Unknown Soldier; assistance in the improvement of fraternal graves. The importance for this type of children's associations is emphasized as an exchange of experience and impressions between participants in the search movement, uniting the spiritual power of volunteers from different parts of our country, developing communication and mastering the attitude towards their Fatherland as a value one. In order to illustrate the implementation of the tasks of patriotic education of schoolchildren participating in search associations, the experience of D. M. Pyrkov, a teacher-organizer of life safety at the MAOU "School No. 55", a veteran of military operations in the North Caucasus (Nizhny Novgorod) is described.
Keywords: club association, patriotic education of school students, search movement, historical memory.
References
1. Patrioticheskoye vospitaniye molodezhi v sovremennom rossiyskom obshchestve [Patriotic education of youth in modern Russian society]. Volgograd, Kolibris plyus Publ., 2006. 186 p. (in Russian).
2. Likhachev D. S. Pis'ma o dobrom i prekrasnom [Letters about the good and the beautiful]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2017. 288 p. (in Russian).
3. Gosudarstvennaya programma "Patrioticheskoye vospitaniye grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2016-2020gody" [State program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020"] (in Russian). URL: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (accessed 25 June 2020).
4. Podberezkin A. Dukhovnoye naslediye Rossii i obrazovaniye: soderzhaniye, problemy i perspektivy [Spiritual heritage of Russia and education: content, problems and prospects]. Obozrevatel', 1999, no. 5, pp. 23 (in Russian).
5. Miroshkina M. R., Shinina T. V., Gudkov D. G., Gor'kova G. G. Kontseptsiyapedagogicheskogo soprovozhdeniya samoorganizatsii naseleniya po mestu zhitel 'stva [The concept of pedagogical support for self-organization of the population at the place of residence] (in Russian). URL: http://ippdrao.ru/wp-content/uploads/644-kontseptsiya-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-samoorganizatsii-naseleniya-po-mestu-zhitelstva.pdf (accessed 25 June 2020).
6. Grevtseva G. Ya., Tsiulina M. V. K analizu ponyatiya "Refleksivno-tsennostnoye soprovozhdeniye professional'noy podgotovki studentov vuza" [To the analysis of the concept "Reflexive-value support of professional training of university students"]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2016, no. 2 (in Russian). URL: https://science-education.ru/article/view?id=24440 (accessed 20 July 2020).
7. Miroshkina M. R. Sotsial'noye stanovleniye molodezhi v klube po mestu zhitel'stva. Avtoref. dokt. ped. nauk [Social formation of youth in the club at the place of residence. Abstract of thesis of doct. ped. sci.]. Yaroslavl', 2008. 48 p. (in Russian).
8. Slobodchikov V I., Isayev E. I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya razvitiya cheloveka: Razvitiye sub»ektivnoy real'nosti v ontogeneze: uchebnoye posobiye dlya vuzov [Foundations of psychological anthropology. Psychology of Human Development: Development of Subjective Reality in Ontogenesis: textbook for universities]. Moscow, Shkol'naya pressa Publ., 2000. 416 p. (in Russian).
9. Voenno-patrioticheskoye ob"edineniye "Sut' vremeni": ofitsial'naya stranitsa ob"edineniya v sotsial'noty seti "VKontakte" [Military-patriotic association "Essence of Time": the official page of the association in the social network "Vkontakte"] (in Russian). URL: https://vk.com/the_essence_of_time_52 (accessed 25 June 2020).
10. Grevtseva G. Ya. Vospitaniye grazhdanina i patriota: teoriya i praktika: uchebnoye posobiye [Education of a citizen and a patriot: theory and practice: textbook]. Chelyabinsk, Tsitsero Publ., 2014. 300 p. (in Russian).
Fadeyeva S. A., Doctor of Pedagogic Sciences, Chief Researcher Federal State Institution of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation (ul. Zhitnaya, 14, GSP-1, Moscow, Russian Federation, 119991).
Vilkova A. V., Doctor of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Colonel of Internal Service, Deputy Head of the Federal State Institution of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation (ul. Zhitnaya, 14, GSP-1, Moscow, Russian Federation, 119991).
Alekseyeva O. V., Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Postgraduate Studies and Residency, Novgorod State University named after Yaroslav the Wise (ul. Bol'shaya Sankt-Peterburgskaya, 41, Veliky Novgorod, Russian Federation, 173003). E-mail: Olga.Alexeeva@novsu. ru
Aleksandrova N. V., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Novgorod State University named after Yaroslav the Wise (ul. Bol'shaya Sankt-Peterburgskaya, 41, Veliky Novgorod, Russian Federation, 173003). E-mail: [email protected]