Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание советских военнослужащих в межвоенный период (1922 июнь 1941 г. ): классификация источников'

Патриотическое воспитание советских военнослужащих в межвоенный период (1922 июнь 1941 г. ): классификация источников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
462
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД / HISTORIOGRAPHY / HISTORIOGRAPHIC SOURCES / CLASSIFICATION / PATRIOTIC EDUCATION / MILITARY MEN / THE INTERBELLUM PERIOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Азарова Анастасия Витальевна

Автор выделяет и обобщает историографические источники по проблеме патриотического воспитания советских военнослужащих в межвоенный период (1922 июнь 1941 г.). Они классифицируются по пяти группам: законодательные акты СССР; документы и решения ЦК ВКП (б) и массовых общественных организаций; сборники документов высших руководящих органов Вооруженных Сил СССР; документальные материалы, хранящиеся в фондах государственных архивов; труды государственных, партийных и военных деятелей, мемуарная литература. Описаны особенности работы с каждой группой источников. Делается вывод, что их совокупность дает возможность в достаточной мере раскрыть основные направления теоретической и практической деятельности государственных органов и общественных организаций по патриотическому воспитанию военнослужащих в указанный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Азарова Анастасия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic education of the Soviet military men during the interbellum period (1922 June, 1941): the classification of sources

The author allocates and generalizes historiographic sources on a problem of patriotic education of the Soviet military men during the interberllum period (1922 June, 1941). They are classified on five groups: acts of the USSR; documents and Central Committee decisions and mass public organizations; collections of documents of the higher directing bodies of Armed forces of the USSR; the documentary materials stored in funds of the state archives; works of the state, party and military figures, the memoirs literature. Features of work with each group of sources are described. The conclusion becomes that their set gives the chance to open adequately the basic directions theoretical and practical activities of state structures and public organizations on patriotic education of military men during the specified period.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание советских военнослужащих в межвоенный период (1922 июнь 1941 г. ): классификация источников»

Азарова А.В.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1922 - июнь 1941 г.): КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ

Изучение источников, относящихся к проблеме патриотического воспитания советских военнослужащих в межвоенный период (1922 - июнь 1941 г.), предполагает методологически верное изложение фактов и событий в строгом соответствии с исторической действительностью. Используемые

печатные издания, рукописи, документы и материалы определяют уровень и содержание научного поиска, правильность избранной концепции освещения исторического опыта деятельности государственных органов и общественных организаций СССР по патриотическому воспитанию в исследуемый период.

В то же время классификация источников дает возможность разобраться во всей их совокупности, правильно определить место каждого из них в изучении данной проблемы, выяснить, насколько полную и достоверную основу они создают для научного видения жизни советского общества и подготовки граждан страны к защите Родины в 20 — 30-е гг.

Первую группу источников составляют законодательные акты СССР, относящиеся к проблеме военно-патриотического воспитания населения страны. Важнейшее значение среди них имеют Конституция РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1924 и 1936 гг., являвшиеся основными законами страны. На их фундаменте строилась вся законодательная база по обеспечению обороноспособности Советского государства.

Конституция РСФСР 1918 г. признала обязанностью всех граждан Республики защиту социалистического Отечества и установила всеобщую воинскую повинность [8, с. 94]. Первая союзная конституция, принятая в 1924 г., хотя и не содержала статьи об обязанностях и правах граждан, но законодательно оформила военно-политический Союз Советских Республик, сложившийся в период Гражданской войны. Это также имело немаловажное значение для военно-патриотического воспитания населения единой страны.

Конституция СССР 1936 г. не только отразила изменения, которые произошли в советском обществе и государственном устройстве со времени

принятия предыдущего основного закона страны, но и установила, что всеобщая воинская обязанность является законом, а защита Отечества - священным долгом каждого гражданина СССР [9, с. 282].

Значимым источником являются Законы СССР “Об обязательной военной службе” (1925 г. ) и “О всеобщей воинской обязанности” (1939 г.), на основании которых осуществлялась организация подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах [15, с. 351-365; 16, с. 625-650; 19, с. 463; 20, с. 449; 21, с. 424]

Закон 1939 г. снимал имевшиеся ранее классовые ограничения относительно воинской службы и в соответствии с принятой в 1936 г. новой Конституцией СССР провозгласил всеобщую воинскую повинность, а воинскую службу в рядах Вооруженных Сил - почетной обязанностью граждан страны. Защита Отечества объявлялась священным долгом каждого гражданина СССР. Призыву в армию по этому закону должна была предшествовать начальная и допризывная военная подготовка молодежи [11].

Второй группой источников по данной проблематике являются документы и решения ЦК ВКП(б) и массовых общественных организаций.

Будучи единственной правящей партией в стране, ВКП(б) имела развитую структуру в центре и на местах. К концу 1920-х гг. она, непосредственно участвуя в формировании всей системы государственных органов, практически представляла собой партийно-государственную власть. К важнейшей сфере ее деятельности можно отнести решение задач по защите суверенитета и территориальной целостности Советского Союза. В 1921 - 1941 гг. не было ни одного партийного съезда, ни одной партийной конференции, где бы в резолюциях не указывалось на необходимость повышать оборонное могущество СССР, усиливать оборонно-массовую работу с населением.

Центральный Комитет партии в своих решениях требовал совершенствовать оборонную работу в стране, постоянно направлял деятельность партийных, комсомольских, профсоюзных и других организаций на подготовку трудящихся и молодежи к защите Родины.

Значительную роль в подготовке рабочих и крестьян к овладению военным делом играли профессиональные союзы - самая массовая общественная организация страны. Об этом убедительно свидетельствуют материалы съездов и конференций профсоюзов СССР, проходивших в 20 - 30-е гг.

В подготовке молодого поколения граждан страны к защите Отечества в

межвоенные годы активное участие принимал комсомол. Поэтому большое значение для исследований данной проблемы имеет изучение материалов и решений руководящих комсомольских органов. Особый интерес здесь представляют документы съездов и конференций ВЛКСМ. В выступлениях участников конференций давался анализ подготовки молодежи к воинской службе, отмечались факты недоработки комсомольских организаций в этом вопросе, критиковались отрицательные явления в военно-шефской работе.

Третью группу источников составляют опубликованные сборники документов высших руководящих органов Вооруженных Сил СССР, в которые вошли приказы, директивы, циркуляры Реввоенсовета СССР, наркома по военным и морским делам, а впоследствии - наркома обороны СССР, начальника Генерального штаба и начальника Политуправления РККА, начальников различных управлений Красной Армии [13; 14; 17; 18].

Характерной чертой этой группы источников является то, что они основываются на конкретных партийно-государственных решениях и несут в себе их смысловую нагрузку, определяя одновременно задачи и направленность деятельности командно-политического состава по активному участию в военнопатриотическом воспитании населения, и в первую очередь в работе с допризывной и призывной молодежью.

Ценность таких сборников состоит в том, что они дают возможность документально проследить, как складывалась и эволюционировала система подготовки различных слоев трудящихся и учащейся молодежи к защите Родины в период от окончания Гражданской войны до начала Великой Отечественной. Важное место здесь занимают документы, относящиеся к обучению резервов командного состава в системе высших и средних учебных заведений и массовых оборонных резервов, готовившихся в добровольных оборонных обществах.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в течение длительного времени сборники документов и материалов не отражали истинного положения дел, желаемое выдавалось за действительное, приукрашивалась действительность в области обучения и воспитания надежных защитников Отечества, отсутствовал объективный аналитический подход. К тому же механизмы претворения в жизнь принятых решений по рассматриваемой проблеме были не во всем отработаны, несмотря на жесткую требовательность к исполнителям в условиях командноадминистративной системы.

К четвертой группе источников относятся документальные материалы,

хранящиеся в фондах государственных архивов: Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Российского государственного военного архива (РГВА), Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), Российского государственного архива экономики (РГАЭ), Центра хранения документов молодежных организаций (ЦХДМО) за период с 1922 по июнь 1941 г.

И наконец, в пятую группу источников входят труды государственных, партийных и военных деятелей, мемуарная литература. Это произведения В.А. Антонова-Овсеенко, К.Е. Ворошилова, С.И. Гусева, Г.К. Жукова,

М.И. Калинина, С.М. Кирова, В.И. Ленина, Г.К. Орджоникидзе, И.В. Сталина, Л.Д. Троцкого, М.В. Фрунзе, Н.С. Хрущева и др. [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 10; 12; 22; 23]. Ценность этих источников определяется тем, что их авторы руководили страной и Вооруженными Силами, вносили свой личный вклад в создание и функционирование системы военно-патриотического воспитания населения страны в межвоенные годы. Изучение указанной литературы помогает четче уяснить подходы к этой многогранной проблеме в конкретной исторической обстановке, проанализировать причины успехов и неудач в ее решении.

Что касается мемуарной литературы известных государственных и военных деятелей, то при ее использовании необходимо учитывать субъективизм авторов. Мемуары, как правило, носят автобиографический характер и включают в себя помимо элементов научного исследования и публицистики немалую долю художественного повествования. Поэтому факты и выводы, содержащиеся в этих изданиях, требуют критического анализа на основе других, прежде всего, архивных источников.

Кроме указанных групп источников имеется специальная литература, которая помогает глубже раскрыть тему, расширить рамки ее научного видения. К ней можно отнести определенную часть философской, социологической, педагогической, политологической, правоведческой и другой литературы. Опора на научные издания обусловлена тем, что изучение проблем патриотического воспитания велось и ведется практически всеми отраслями обществоведения. Учет их достижений является непременным условием для объективного и разностороннего анализа деятельности государственных органов и общественных организаций по патриотическому воспитанию.

Таким образом, характеристика основных групп источников показывает, что вся их совокупность дает возможность в достаточной мере раскрыть

основные направления теоретической и практической деятельности государственных органов и общественных организаций по патриотическому воспитанию советских военнослужащих в межвоенный период (1922 - июнь 1941 г.).

* * *

1. Антонов-Овсеенко В.А. Строительство Красной Армии. М.: Красная Новь, 1923.

2. Ворошилов К.Е. Оборона СССР: избранные статьи, речи и письма. М., 1937.

3. Гусев С.И. Реорганизация Рабоче-Крестьянской Красной Армии: материалы к X съезду РКП. М., 1921.

4. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: в 3 т. /10-е изд., доп. М.: Изд-во Агентство печати «Новости», 1990.

5. Каганович Л.М. Воспоминания. М.: Изд-во “Вагриус”, 1997.

6. Калинин М.И. Избранные произведения: в 3 т. М., 1960 - 1962.

7. Киров С.М. Избранные статьи и речи (1912 - 1934). М.: Госполитиздат, 1957.

8. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года // Съезды Советов РСФСР в постановлениях и резолюциях: сборник документов. М.: Изд-во “Ведомостей Верховного Совета РСФСР”, 1939.

9. Конституция Союза Советских Социалистических Республик: принята

Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов 5 декабря 1936 г. // Съезды Советов СССР в постановлениях и резолюциях. М.: Изд-во “Ведомостей Верховного Совета РСФСР”, 1939.

10. Ленин В.И. О защите социалистического Отечества: сборник. М.: Воениздат, 1975.

11. О всеобщей воинской обязанности: закон СССР. М., 1939.

12. Орджоникидзе Г.К. Статьи и речи: в 2 т. М.: Госиздат полит. лит-ры, 1946 - 1952.

13. Партийно-политическая работа в Красной Армии (1921 - 1929 гг.). М.: Воениздат, 1981.

14. Приказы Революционного военного совета Союза Советских Социалистических Республик. М.: Госполитиздат, 1929 - 1934.

15. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938-1961. М., 1961.

16. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 - 1967. М., 1968. Т. 1.

17. Сборник приказов Революционного военного совета Республики. М.: Изд-во РВС республики, 1923 - 1926.

18. Сборник приказов Революционного военного совета Союза Советских Социалистических Республик. М.: Изд-во РВС республики, 1927 - 1928.

19. Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1925. № 62.

20. Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1928. № 51.

21. Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1930. № 40.

22. ФрунзеМ.В. Статьи и речи. М.: Госвоениздат, 1936.

23. ХрущевН.С. Воспоминания. М: Изд-во “Вагриус”, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.