Азарова А.В.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1922 - июнь 1941 г.): КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ
Изучение источников, относящихся к проблеме патриотического воспитания советских военнослужащих в межвоенный период (1922 - июнь 1941 г.), предполагает методологически верное изложение фактов и событий в строгом соответствии с исторической действительностью. Используемые
печатные издания, рукописи, документы и материалы определяют уровень и содержание научного поиска, правильность избранной концепции освещения исторического опыта деятельности государственных органов и общественных организаций СССР по патриотическому воспитанию в исследуемый период.
В то же время классификация источников дает возможность разобраться во всей их совокупности, правильно определить место каждого из них в изучении данной проблемы, выяснить, насколько полную и достоверную основу они создают для научного видения жизни советского общества и подготовки граждан страны к защите Родины в 20 — 30-е гг.
Первую группу источников составляют законодательные акты СССР, относящиеся к проблеме военно-патриотического воспитания населения страны. Важнейшее значение среди них имеют Конституция РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1924 и 1936 гг., являвшиеся основными законами страны. На их фундаменте строилась вся законодательная база по обеспечению обороноспособности Советского государства.
Конституция РСФСР 1918 г. признала обязанностью всех граждан Республики защиту социалистического Отечества и установила всеобщую воинскую повинность [8, с. 94]. Первая союзная конституция, принятая в 1924 г., хотя и не содержала статьи об обязанностях и правах граждан, но законодательно оформила военно-политический Союз Советских Республик, сложившийся в период Гражданской войны. Это также имело немаловажное значение для военно-патриотического воспитания населения единой страны.
Конституция СССР 1936 г. не только отразила изменения, которые произошли в советском обществе и государственном устройстве со времени
принятия предыдущего основного закона страны, но и установила, что всеобщая воинская обязанность является законом, а защита Отечества - священным долгом каждого гражданина СССР [9, с. 282].
Значимым источником являются Законы СССР “Об обязательной военной службе” (1925 г. ) и “О всеобщей воинской обязанности” (1939 г.), на основании которых осуществлялась организация подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах [15, с. 351-365; 16, с. 625-650; 19, с. 463; 20, с. 449; 21, с. 424]
Закон 1939 г. снимал имевшиеся ранее классовые ограничения относительно воинской службы и в соответствии с принятой в 1936 г. новой Конституцией СССР провозгласил всеобщую воинскую повинность, а воинскую службу в рядах Вооруженных Сил - почетной обязанностью граждан страны. Защита Отечества объявлялась священным долгом каждого гражданина СССР. Призыву в армию по этому закону должна была предшествовать начальная и допризывная военная подготовка молодежи [11].
Второй группой источников по данной проблематике являются документы и решения ЦК ВКП(б) и массовых общественных организаций.
Будучи единственной правящей партией в стране, ВКП(б) имела развитую структуру в центре и на местах. К концу 1920-х гг. она, непосредственно участвуя в формировании всей системы государственных органов, практически представляла собой партийно-государственную власть. К важнейшей сфере ее деятельности можно отнести решение задач по защите суверенитета и территориальной целостности Советского Союза. В 1921 - 1941 гг. не было ни одного партийного съезда, ни одной партийной конференции, где бы в резолюциях не указывалось на необходимость повышать оборонное могущество СССР, усиливать оборонно-массовую работу с населением.
Центральный Комитет партии в своих решениях требовал совершенствовать оборонную работу в стране, постоянно направлял деятельность партийных, комсомольских, профсоюзных и других организаций на подготовку трудящихся и молодежи к защите Родины.
Значительную роль в подготовке рабочих и крестьян к овладению военным делом играли профессиональные союзы - самая массовая общественная организация страны. Об этом убедительно свидетельствуют материалы съездов и конференций профсоюзов СССР, проходивших в 20 - 30-е гг.
В подготовке молодого поколения граждан страны к защите Отечества в
межвоенные годы активное участие принимал комсомол. Поэтому большое значение для исследований данной проблемы имеет изучение материалов и решений руководящих комсомольских органов. Особый интерес здесь представляют документы съездов и конференций ВЛКСМ. В выступлениях участников конференций давался анализ подготовки молодежи к воинской службе, отмечались факты недоработки комсомольских организаций в этом вопросе, критиковались отрицательные явления в военно-шефской работе.
Третью группу источников составляют опубликованные сборники документов высших руководящих органов Вооруженных Сил СССР, в которые вошли приказы, директивы, циркуляры Реввоенсовета СССР, наркома по военным и морским делам, а впоследствии - наркома обороны СССР, начальника Генерального штаба и начальника Политуправления РККА, начальников различных управлений Красной Армии [13; 14; 17; 18].
Характерной чертой этой группы источников является то, что они основываются на конкретных партийно-государственных решениях и несут в себе их смысловую нагрузку, определяя одновременно задачи и направленность деятельности командно-политического состава по активному участию в военнопатриотическом воспитании населения, и в первую очередь в работе с допризывной и призывной молодежью.
Ценность таких сборников состоит в том, что они дают возможность документально проследить, как складывалась и эволюционировала система подготовки различных слоев трудящихся и учащейся молодежи к защите Родины в период от окончания Гражданской войны до начала Великой Отечественной. Важное место здесь занимают документы, относящиеся к обучению резервов командного состава в системе высших и средних учебных заведений и массовых оборонных резервов, готовившихся в добровольных оборонных обществах.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в течение длительного времени сборники документов и материалов не отражали истинного положения дел, желаемое выдавалось за действительное, приукрашивалась действительность в области обучения и воспитания надежных защитников Отечества, отсутствовал объективный аналитический подход. К тому же механизмы претворения в жизнь принятых решений по рассматриваемой проблеме были не во всем отработаны, несмотря на жесткую требовательность к исполнителям в условиях командноадминистративной системы.
К четвертой группе источников относятся документальные материалы,
хранящиеся в фондах государственных архивов: Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Российского государственного военного архива (РГВА), Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), Российского государственного архива экономики (РГАЭ), Центра хранения документов молодежных организаций (ЦХДМО) за период с 1922 по июнь 1941 г.
И наконец, в пятую группу источников входят труды государственных, партийных и военных деятелей, мемуарная литература. Это произведения В.А. Антонова-Овсеенко, К.Е. Ворошилова, С.И. Гусева, Г.К. Жукова,
М.И. Калинина, С.М. Кирова, В.И. Ленина, Г.К. Орджоникидзе, И.В. Сталина, Л.Д. Троцкого, М.В. Фрунзе, Н.С. Хрущева и др. [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 10; 12; 22; 23]. Ценность этих источников определяется тем, что их авторы руководили страной и Вооруженными Силами, вносили свой личный вклад в создание и функционирование системы военно-патриотического воспитания населения страны в межвоенные годы. Изучение указанной литературы помогает четче уяснить подходы к этой многогранной проблеме в конкретной исторической обстановке, проанализировать причины успехов и неудач в ее решении.
Что касается мемуарной литературы известных государственных и военных деятелей, то при ее использовании необходимо учитывать субъективизм авторов. Мемуары, как правило, носят автобиографический характер и включают в себя помимо элементов научного исследования и публицистики немалую долю художественного повествования. Поэтому факты и выводы, содержащиеся в этих изданиях, требуют критического анализа на основе других, прежде всего, архивных источников.
Кроме указанных групп источников имеется специальная литература, которая помогает глубже раскрыть тему, расширить рамки ее научного видения. К ней можно отнести определенную часть философской, социологической, педагогической, политологической, правоведческой и другой литературы. Опора на научные издания обусловлена тем, что изучение проблем патриотического воспитания велось и ведется практически всеми отраслями обществоведения. Учет их достижений является непременным условием для объективного и разностороннего анализа деятельности государственных органов и общественных организаций по патриотическому воспитанию.
Таким образом, характеристика основных групп источников показывает, что вся их совокупность дает возможность в достаточной мере раскрыть
основные направления теоретической и практической деятельности государственных органов и общественных организаций по патриотическому воспитанию советских военнослужащих в межвоенный период (1922 - июнь 1941 г.).
* * *
1. Антонов-Овсеенко В.А. Строительство Красной Армии. М.: Красная Новь, 1923.
2. Ворошилов К.Е. Оборона СССР: избранные статьи, речи и письма. М., 1937.
3. Гусев С.И. Реорганизация Рабоче-Крестьянской Красной Армии: материалы к X съезду РКП. М., 1921.
4. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: в 3 т. /10-е изд., доп. М.: Изд-во Агентство печати «Новости», 1990.
5. Каганович Л.М. Воспоминания. М.: Изд-во “Вагриус”, 1997.
6. Калинин М.И. Избранные произведения: в 3 т. М., 1960 - 1962.
7. Киров С.М. Избранные статьи и речи (1912 - 1934). М.: Госполитиздат, 1957.
8. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года // Съезды Советов РСФСР в постановлениях и резолюциях: сборник документов. М.: Изд-во “Ведомостей Верховного Совета РСФСР”, 1939.
9. Конституция Союза Советских Социалистических Республик: принята
Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов 5 декабря 1936 г. // Съезды Советов СССР в постановлениях и резолюциях. М.: Изд-во “Ведомостей Верховного Совета РСФСР”, 1939.
10. Ленин В.И. О защите социалистического Отечества: сборник. М.: Воениздат, 1975.
11. О всеобщей воинской обязанности: закон СССР. М., 1939.
12. Орджоникидзе Г.К. Статьи и речи: в 2 т. М.: Госиздат полит. лит-ры, 1946 - 1952.
13. Партийно-политическая работа в Красной Армии (1921 - 1929 гг.). М.: Воениздат, 1981.
14. Приказы Революционного военного совета Союза Советских Социалистических Республик. М.: Госполитиздат, 1929 - 1934.
15. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938-1961. М., 1961.
16. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 - 1967. М., 1968. Т. 1.
17. Сборник приказов Революционного военного совета Республики. М.: Изд-во РВС республики, 1923 - 1926.
18. Сборник приказов Революционного военного совета Союза Советских Социалистических Республик. М.: Изд-во РВС республики, 1927 - 1928.
19. Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1925. № 62.
20. Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1928. № 51.
21. Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1930. № 40.
22. ФрунзеМ.В. Статьи и речи. М.: Госвоениздат, 1936.
23. ХрущевН.С. Воспоминания. М: Изд-во “Вагриус”, 1997.