Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды'

Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
739
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
PATRIOTISM / PATRIOTIC TRAINING / SOCIAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ENVIRONMENTAL APPROACH / PEDAGOGICAL SUPPORT / ELECTIVE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Циулина Марина Владимировна

Условия создания социообразовательной среды. Патриотическая воспитательная среда школы. Средообразовательные действия. Общешкольный проект «Школа наш дом». Элективный курс «Мой дом, мой город, мой край».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды»

ПАТ РИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ школьников: возможности социообразовательной среды

Марина Владимировна Циулина,

кандидат педагогических наук, г. Челябинск

По своей научной и социальной значимости тема патриотизма может претендовать на роль классической, актуальной во все времена. В эпоху социализма гражданское, патриотическое, идеологическое воспитание было приоритетным в системе образования, а во времена так называемых лихих девяностых оно было фактически поставлено под вопрос, и лишь сейчас, медленно и неуверенно, мы начинаем вновь осваивать его проблематику и технологии1.

• патриотизм • патриотическое воспитание • социообразовательная среда

• средовой подход • педагогическая поддержка • элективный курс

Что такое патриотизм

Большинство авторов рассматривают патриотизм как нечто привнесённое обществом, государством, цивилизацией или культурой. На наш взгляд, недостаточно рассматривать это понятие лишь в таком контексте, следует также учитывать естественные основы патриотизма.

Мы придерживаемся той позиции, что патриотизм формируется независимо от общественно-экономических, политических условий в государстве. Патриотизм — нравственное чувство, которое присуще каждому человеку. Оно есть результат освоения личностью ценностей своей

1 См.: Никандров Н.Д. Гражданское воспитание в современной России // Наука — образованию. Материалы окружной науч.-пед. конференции (7—8 декабря 2010 г., Екатеринбург). Екатеринбург: Раритет, 2010. С. 14.

Родины, идентификации с культурой как совокупностью ценностей. Проявляется патриотизм в деятельности личности.

Под патриотическим воспитанием применительно к школьникам подросткового возраста мы понимаем элемент целостной воспитательной системы школы, основанный на использовании возможностей активной соци-ообразовательной среды. Результат такого воспитания — наличие у учащихся патриотических чувств, взглядов, убеждений.

Социообразовательная среда

Для педагогической теории и практики актуально следующее определение понятия среды: «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий»5.

5 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка /

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Азбуковик, 1999. С. 759.

«Социообразовательная среда» — многомерное пространство направлений, социальных функций, включающее в себя образовательные учреждения и различные социальные институты и обеспечивающее социализацию личности. Направления среды безграничны, они непрерывно пополняются социумом. Под возможностями социообразовательной среды мы понимаем совокупность направлений, необходимых для результативного патриотического воспитания. Социообразовательная среда — широкое понятие, мы ограничили его рассмотрение территорией школы, сферой семейных контактов и отдельными культурными точками в микрорайоне, то есть близким и понятным ребёнку окружением.

Мы выделили ряд условий создания социооб-разовательной среды, способствующей результативному патриотическому воспитанию школьников. Первое условие — комплексное и целенаправленное воздействие предметно-пространственного, событийно-поведенческого, информационно-культурного аспектов воспитательной среды школы.

В основе создания патриотической воспитательной среды школы лежит средовой подход, разработанный Ю.С. Мануйловым, согласно которому среда определяется как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность6. Эта трактовка среды приемлема к подходу, при котором ей придаётся значение средства, где большую роль играет она сама, а не взаимодействующий с ней субъект. Патриотическую воспитательную среду школы мы рассматриваем как часть социообра-зовательной среды и представляем её совокупностью соответствующих аспектов (или окружений): предметно-пространственного, событийно-поведенческого и информационно-культурного (схема).

Основные понятия средового подхода: ниша, стихия, образ жизни, действие. Ниша — это пространство возможностей среды, которое призвано удовлетворять потребности личности, обеспечивать выражение её субъективных свойств. Стихия — властвующие над ин-

6 Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. ...д-| пед. наук. М., 1997.

дивидуумом мощные силы, которые охватывают и увлекают, обращают и изменяют, программируют поведение и приводят к каким-либо результатам. Образ жизни в специально формируемой среде — это совокупность его составляющих, которые называются переменными. Действие — спланированное изменение действительности, всякий рабочий ход.

С точки зрения воздействия на эмоциональную составляющую патриотизма ценен также событийный подход7. Создание событий и ситуаций патриотического характера — неотъемлемый компонент воспитания патриотизма у школьников.

Среда должна содействовать вхождению ребёнка в культуру, а поскольку мы говорим о естественных основах патриотизма, логично предположить, что патриотическое воспитание будет эффективно при взаимодействии школы и семьи, ибо семья и школа — естественная для ребёнка среда.

С позиции теории и технологии средо-вого подхода мы разработали систему опосредованного управления процессами патриотического воспитания и развития личности ребёнка. В инструментальном плане она представляет систему действий субъекта управления со средой, направленных на превращение её в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата.

Определив нормативную модель личности, образа жизни и среды обитания детей, мы диагностировали реальную среду обитания детей и оценили её событийные и питательные возможности. Следующим действием было определение бытующих значений среды и доминирующих переменных образа жизни детей

ра

7 См.: Григорьев Д.В. Воспитание в сети событий // Воспитательная работа в школе. 2006. № 6. С. 49—58.

Патриотическая воспитательная среда школы

микрорайона. После того, как нам стали известны средовые возможности, определены стихии и способы бытия детей, выявлено то, что питает ребёнка в среде, мы вывели суждение о личностном типе школьника этого микрорайона. Сравнивая полученные данные с нормативной моделью личности, мы пришли к выводу о несоответствии результата воспитательной цели.

Нормативная модель патриотически воспитанной личности была составлена из набора следующих характеристик: школьник должен иметь уровень самосознания, в котором сочеталось чувство собственного достоинства с уважением к Родине, армии, национальным и государственным традициям и обычаям, людям, творящим историю и культуру, а также иметь набор ценностей, который основывался бы на принципах патриотизма.

В соответствии с этой моделью среда школы, её окружение и формируемый образ жизни должны воспитывать в ребёнке чувство патриотизма. Дети должны соприкасаться с духовными, социальными и материальными ценностями: предметно-пространственное построение среды школы и окружения должно соответствовать гражданско-патриотической тематике; образ жизни и взаимоотношения участников образовательного процесса должны быть построены на основе терпимости и уважения; возможности воспитательного пространства должны быть нацелены на воспитание патриотического типа личности. Так образовалась оценочная матрица не только значений среды, но и образа жизни.

Дальнейшее диагностирование реальной среды обитания детей и оценивание её питательных возможностей позволило сделать вывод о том, что насыщенное культурное состояние микрорайона не наполнено патриотическим содержанием, что формирование патриотических ценностей должно проводиться в специально организованных местах и по специально разработанным планам. Таким местом стала школа.

В пределах исследуемого нами пространства мы пришли к выводу: «питание» детей по большей части — это физическое и социальное «питание» невысокого качества, его ингредиенты не дают возможности детям приобретать патриотические ценности. Уровень самосознания не настолько высок, чтобы в нём сочеталось чувство собственного достоинства с уважением к Родине, людям, традициям, истории. Причина — в скудности соответствующих питательных элементов среды обитания. «Питательные» возможности среды весьма скудны и в плане удовлетворения позывов к социально-нравственному самосовершенствованию. Среда неспособна произвести воспитательный продукт в виде желаемого типа личности. А её обитатели не имеют достаточных познаний и притязаний в области эстетики человеческих отношений. У них неразвитое чувство бескорыстной помощи,

невысокое чувство собственного достоинства, недостаточный набор патриотических ценностей. Они имеют опыт реагирования на антиобщественное поведение взрослых, обладают навыками ведения домашнего хозяйства, помощи родителям, ухода за домашними питомцами и умеют делиться простыми радостями жизни. Сравнивая полученные данные с нормативной моделью личности, мы пришли к выводу о несоответствии результатов воспитательной цели.

Проектирование надлежащих значений среды и средообразовательного процесса необходимо для реализации воспитательного замысла. Первым действием стало исследование разрешающих возможностей среды (РВС). Мы ограничили поле рассмотрения среды территорией школы, сферой семейных контактов и отдельными культурными точками в микрорайоне. Воспитательные возможности среды определяются её способностью воздействовать на образ жизни и оказывать влияние на личность. Поэтому следующим действием на пути прогнозирования РВС стало оценивание способности среды меняться и менять поведение детей.

Мы изучили разрешающие возможности среды, касающиеся её способности влиять на формирование образа жизни. Школа определилась в способах достижения целей. Эти способы связаны с образом жизни учащихся, развёртывающимся в среде их обитания. От того, какой образ жизни ведут дети, зависит и тип личности.

Далее последовал этап конструирования значений среды, необходимых для превращения её в воспитательное пространство и средство формирования и развития личности, а также моделирование средообразовательных стратегий. В результате был создан план воспитательной работы школы, план мероприятий по военно-патриотическому воспитанию и коллективный общешкольный проект «Школа — наш дом». Планирование средообразовательных действий — завершающий этап средово-го проектирования, позволяющий создать план конкретных мероприятий воспитания патрио тической личности.

На реализацию содержания цели была направлена вся средообразовательная деятель ность. Первые результаты, которые ожида^

получить от практики воспитания средой, касались практикоориентирован-ных социальных проектов, направленных на воспитание самостоятельности, ответственности в отношении самоопределения патриотической направленности проекта и собственного выбора.

Однако возникло препятствие в виде несоответствия иерархии целей воспитательных систем в классах. В одних классах первоочередными целями были обозначены цели интеллектуального развития, в других — воспитание коллективизма, в третьих — патриотизма, чувство преданности Родине, служение Отечеству (кадетские классы). В такой ситуации администрация школы встала на путь выравнивания иерархии целей воспитательной работы в классах за счёт использования возможностей социального проектирования. Это позволило создать среду сотрудничества (педагоги, учащиеся, родители, работники культуры) с наличием таких стихий, как соучастие, сопереживание, содействие, вопрошание, познание, созидание. Не разрушая воспитательные системы классов, удалось восполнить утерянные смыслы патриотического воспитания. Следствия в виде тех или иных позитивных стихий и последствия предпринятых мер не замедлили сказаться. Под влиянием такой среды стал появляться альтруистический тип личности школьника, ориентированный на оказание безвозмездной искренней помощи всем нуждающимся (пожилым людям, животным, природе). Образ жизни кадетов порождал позитивные стихии, влияющие на воспитание собранной, активной, дисциплинированной, аккуратной личности. Администрация всячески поддерживала стихию поиска педагогами индивидуального стиля деятельности, творческого отношения к делу, обеспечивая условия для творческого роста.

ли

В результате средообразовательных действий постепенно сложилась среда

достижения воспитательного результата, соответствующего целям школы в отношении воспитания патриотической личности. Педагоги и родители стали отмечать возросший уровень осознанности своей мировоззренческой позиции; отметили появление чувства ответственности за судьбу Родины; более мотивированными стали действия по выполнению каких-либо поручений или работ; появилась заинтересованность в изучении истории родного края, своего города; возник интерес к истории своей семьи, традициям; отмечено осознание сущности патриотизма, адекватность суждений.

Второе условие создания социообразовательной среды, способствующей результативному патриотическому воспитанию школьников, — организация педагогической поддержки патриотического самоопределения учащихся средствами социально-проектной деятельности путём оптимизации творческих видов деятельности в рамках общешкольного проекта «Школа — наш дом». Педагогическую поддержку патриотического самоопределения мы рассматриваем как совокупность форм и средств, направленных на духовное самовоспитание личности, на развитие ответственности за судьбу Родины. Задача педагогов в этом случае в том, чтобы помочь ребёнку осознать важность выбора своей патриотической позиции, увлечь его процессами самосовершенствования.

Адекватными целям ниши представлялись в виде поля возможностей в рамках общешкольного проекта «Школа — наш дом». Социальное проектирование осуществлялось путём оптимизации творческих видов деятельности. Содержательные области проектной деятельности всех действующих в школе проектов сориентированы и объединёны по сферам деятельности (техника, природа, человек, художественный образ, знаковая система), что позволяло руководителю и участнику проекта быстро найти сферу применения своих способностей или склонностей.

Проекты в рамках общешкольного проекта «Школа наш дом»:

• техника: «Цех технической и художественной помощи», «Лаборатория компьютерной помощи»;

• природа: «Цветы в школе», «Экологические уголки на этажах», «Дом здоровья»;

• человек: «Мы против!», «Наши олимпийцы», «Россия в освоении космоса», «Учителями славится Россия»;

• художественный образ «Праздник для всех», «Фестивали, конкурсы, концерты», «Вокальный ансамбль»;

• знаковая система «Культура на разных языках», «Школьный пресс-центр», «Музей истории школы».

Цели, которые подросток ставил перед собой, работая по программе проекта, были значимы для самого школьника, так как приводили его к осознанию своей ценности, «взрослости», формировали в нём важные личностные качества, мотивировали постановку трудных целей, активизировали волевые и мыслительные процессы в сознании, формировали потребности познания, общения, преодоления трудностей. Вместе с тем идея социально значимого, патриотически ориентированного проекта ставила в основу деятельности группы и каждого участника важные социальные цели, направляя учащихся на активное освоение окружающей действительности, детерминируя развитие учебно-познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей, и способствовала формированию собственной социальной и патриотической позиции.

Наряду с этим инициировались соответствующие стихии:

• свобода выбора деятельности для самовыражения;

• диалоговые отношения с людьми различных возрастов и социальных групп;

• приобщение к истории, традициям, культурным ценностям отечества;

• преданность идеалам отечества, гражданской идентификации, ценностного

отношения к таким понятиям, как отечество, честь, совесть;

• развитие потребности в здоровом образе жизни, ценностном отношении к природе;

• интенсивное и разноплановое исполнение различных социальных ролей;

• развитие самосознания, мотивация устойчивого саморазвития, реализация своего индивидуально-личностного потенциала;

• созидание нового будущего для себя, своей семьи и Родины.

При этом педагогическая поддержка выражалась в следующем:

• проектировались и конструировались ниши и инициировались соответствующие стихии;

• исследовались индивидуальные особенности и потребности учащихся с целью наиболее оптимального охвата социально значимой деятельностью;

• выявлялись акцентуации личности, творческие способности, направленность потребностей самовыражения школьников;

• согласовывались цели учащегося и выстраивались приоритеты выбираемой им проектной деятельности;

• совместно с ребёнком определялись его цели, возможности и пути преодоления препятствий, мешающих ему самостоятельно достичь желаемых результатов;

• координировались социальные проекты, связанные с патриотической деятельностью, взаимодействие с внешними социальными партнёрами.

Выделим следующие школьные мероприятия, охватывающие работу с учащимися и их родителями:

• классные часы — «Патриотизм и гражданственность», «Воинская служба — долг перед Отечеством», «Проблемы и возможности современной молодёжи», «Скажи терроризму НЕТ!», «Родина большая и малая», «Героический Танкоград», «Подвиг и героизм в мирное время», «Друг тот, кто рядом», «Поэтом, художником в своём деле должен стать каждый», «Памяти павших будьте достойны», «Вернуть нельзя, забыть невозможно», «Судьбы ветеранов войны», «Военный календарь», «Во славу русского оружия»;

• традиционные массовые мероприятия — тематический месячник «Я — гражданин России», месячник по военно-патриотическому

воспитанию «Служу Отечеству», мероприятия в честь Дня Победы, день памяти выпускников школы, погибших в годы Великой Отечественной войны, встреча поколений «Судеб связующая нить», фестиваль «Золотое кольцо России», фестиваль «Моя малая Родина», интеллектуальная игра «Русский мир», экскурсионное бюро «Мой Челябинск»;

• факультативные уроки — пресс-конференция «Мужество», «Награды Родины», «Дорога к храму», «Судьбы депортированных народов», «Виды исторических памятников в России», «Благотворительность», «Полководцы России», конкурс сочинений «Защитники Отечества»;

• Вахта памяти, работа школы комиссаров «Лидер», соревнования «Зарница — школа безопасности», участие

в городской акции «Забота», в городском общественно-политическом вернисаже, в краеведческих конференциях, конкурс атрибутов государственной символики «Овеянные славою флаг наш и герб».

Важные аспекты в педагогической поддержке патриотического самоопределения — информационная и предметно-пространственная составляющие воспитательной среды. Оформленное пространство школы, информационная поддержка средствами школьного радиоузла, пресс-центра, интернет-сайта школы способствовало формированию стихий коллективизма, вопрошания, познания, соучастия, созидания, сотрудничества, сотворчества, патриотизма, гордости за свою семью, Родину.

Всё это порождает осознание своей причастности к реальной жизни страны, значимости деятельности для её народа и способствует формированию устойчивой патриотической позиции.

И наконец третье условие создания со-циообразовательной среды, способствующей результативному патриотическому воспитанию, — реализация элективного

курса «Мой дом, мой город, мой край».

Он направлен к тому, чтобы естественные основы патриотизма учащихся эксте-риоризовались в общественные и государственные ценности, в выработку установки на патриотическую деятельность в рамках социо-образовательной среды. Формирование патриотической воспитательной среды предполагало активное участие её предметно-пространственного, событийно-поведенческого и информационно-культурного аспектов. Оформителями и создателями такой среды стали педагоги, родители и учащиеся.

Успешная организация патриотического воспитания в школе невозможна без подготовки учителя к этой деятельности. Для педагогов был проведён курс лекций по следующим темам: «Патриотизм как философско-педагоги-ческая проблема. Отечественные педагоги и мыслители о патриотизме», «Российский патриотизм в третьем тысячелетии», «Воспитание патриотизма в условиях современной школы», «Роль практической деятельности в патриотическом воспитании школьников», «Роль семьи в патриотическом воспитании школьников». Итоговым занятием стала стратегическая сессия, на которой администрация школы объяснила своё видение патриотического воспитания в школе. Это позволило сформировать единые представления всего педагогического коллектива о целях, задачах, принципах патриотического воспитании учащихся.

Следующим направлением деятельности было привлечение родителей к совместной работе. Ответственность была возложена на классных руководителей.

Далее последовала непосредственная работа с детьми.

Элективный курс «Мой дом, мой город, мой край»

Программа курса представляет собой комплекс занятий по расширению и углублению

знаний о традициях семьи, школы, культуре малой родины, ориентирована на связь интеллектуальных и эмоциональных влияний на личность учащегося и состоит из семи разделов-тем: «Патриот своей семьи», «Наша школа», «Челябинск — город родной», «Национальная культура народов Южного Урала», «Литература Южного Урала», «Челябинская область в годы Великой Отечественной войны», «Современная Челябинская область».

Для большинства детей школа стала больше, чем просто образовательное учреждение. Естественные основы патриотизма проявляются и на окружающей школу среде. Учащиеся с энтузиазмом занимались социальным проектированием с целью изменить к лучшему действительность. Школьные мероприятия перерастали в дворовые, охватывающие население микрорайона школы, которые проходили в различных формах: тематические вечера и праздники («Семейные посиделки», «Армейские забавы», «Весёлая Масленица», «Весёлый девичник», «Салют, Победа!»); военно-спортивные игры и праздники («Зарница», «А ну-ка, парни»); общественно полезные мероприятия (трудовой десант, рейд чистоты, поздравление ветеранов). Прагматика средового подхода в воспитании проявлялась в сопереживании, соучастии, сострадании, сотрудничестве, содействии.

Активный интерес вызвал блок тем, объединённый краеведческой направленностью. Это мощный по эмоциональной насыщенности материал, предполагающий непосредственный контакт с людьми, причастными к истории нашей страны, города Танкограда и непосредственно микрорайона. Вопросы истории района, города, области становятся ключевыми при изучении этих тем на уровне активной деятельности, при погружении в пространство исследования. В школе активно работало экскурсионное бюро. Ребята готовили экскурсии по памятным местам: «Улицы, названные в честь уральских

поэтов и писателей»; «Здесь ковалась Победа»; «История Челябинских парков»; «История кинотеатров» и др. Кроме того, всегда существовавший интерес к краеведению открыл перед учащимися простор для исследований в самых различных направлениях: архитектура и храмовое строительство, археология и история, традиции народов и художественная культура, герои и их судьбы и многое другое.

Знания, которые получили учащиеся по этим темам, переросли в их действия и поступки. Так, в рамках исследовательских работ было проведено много встреч с учёными по вопросам истории Уральского края, обработано большое количество информации из различных источников, проведены рейды помощи ветеранам Великой Отечественной войны и других военных действий, выполнены и защищёны исследования на уровне НОУ, прочитано большое количество художественной литературы местных писателей и поэтов, состоялось несколько встреч с писателем В. Вафиным и поэтессой Н. Ягодинцевой.

По некоторым мероприятиям мы сотрудничали с киностудией позитивного кино «Доброе кино» (видеосеминары, посвящённые Великой Отечественной войне), Всероссийской организацией ветеранов «Боевое братство», Челябинской региональной общественной организацией участников боевых действий «Родина», Школой выживания в экстремальных условиях (проведение «Уроков мужества»). Участвуя в подготовке и проведении мероприятий с привлечением своих родных и близких, которые работают на промышленных предприятиях, в научных организациях, являются работниками культуры, учитывая, какой вклад вносят их родители в достижения области, учащиеся получают бесценный опыт социально полезной, значимой деятельности, важной для себя, родных, общества в целом. НО

Д

ЕГСКОЕ

Журнал для педагогов учреждений дополнительного образования. Цель издания — с помощью поддержки и распространения творческих практик способствовать развитию способностей воспитанников, формированию у них нравственных, эстетических понятий, воспитанию всесторонне развитой личности.

Одна из самыгх сложных проблем — работа с одарёнными детьми. Как вышвить одарённость? Как создать условия для её развития? Мы будем вместе с вами искать ответы на эти вопросы. В журнале публикуются творческие работы детей (литературное, техническое, прикладное и другое творчество). Педагоги делятся своим опытом в «Мастер-классе», что обогащает копилку знаний иумений наших читателей. Мы надеемся, что журнал станет другом и советчиком и для педагогов, и для воспитанников.

Главный редактор Ерегина Т.Н.

Подписка на журнал «Детское творчество» в каталоге «Роспечать». Подписные индексы 71980 для индивидуальны« подписчиков 71981 для организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.