Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО КРУЖКА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО КРУЖКА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
743
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / КРУЖОК / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТЕАТРАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КРУЖОК / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN / CIRCLE / PATRIOTIC EDUCATION / THEATRICAL AND HISTORICAL CIRCLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романов Владимир Алексеевич

В настоящее время одним из системообразующих направлений в образовании является осуществление задач по формированию у школьников патриотизма и осознанного отношения к Родине и его истории. Эти непростые задачи не могут быть решены без наличия познавательного интереса учащихся к истории своей Родины. При этом нельзя не заметить, что новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ООО) отличается особым подходом к внеурочной деятельности как к обязательному элементу учебного процесса. Поэтому в статье автором предпринята попытка рассмотреть театрально-исторический кружок как внеурочную форму воспитательной работы через определенную структуру взаимодействия субъектов педагогического процесса с целью патриотического воспитания обучающихся в образовательном пространстве школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC UPBRINGING OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF HISTORIC DRAMA SOCIETY IN NON-SCHOOL HOURS

At present, one of the backbone areas of education is the implementation of the tasks of forming in schoolchildren patriotism and a conscious attitude to the homeland and its history. These difficult tasks cannot be solved without the cognitive interest of students in the history of their homeland. It should be noted that the new federal state educational standard (GEF LLC) has a special approach to extracurricular activities as an indispensable element of the educational process. Therefore, the author made an attempt to consider the theater-historical circle as an extra-curricular form of educational work through a certain structure of interaction between the subjects of the pedagogical process with the aim of patriotic education of students in the educational space of the school.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО КРУЖКА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»

5. Носонович, Е.В. Параметры аутентичного учебного текста / Е.В. Носонович, Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 2. - С. 10-14.

6. Серова, Т.С. Концепция языковой, речевой и коммуникативной подготовки специалиста в процессе инженерного образования / Т.С. Серова // Компетентностный подход в современном образовании: сб. науч. тр. - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2004. - С. 42-49.

7. Снегова, О.В. Обучение чтению текстов социокультурной направленности на английском языке студентов неязыковых вузов [Текст] / О.В. Снегова // Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии: тр. НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - Н. Новгород: НГТУ, 2010. - № 4. - С. 79-88.

8. Kozhevnikova, E. Exposing students to authentic materials as a way to increase students' language proficiency and cultural awareness [Electronic resource] / E. Kozhevnikova // Science Direct. 2014. 21 Feb. - Mode of access: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042814009847, - Загл. с экрана.

Педагогика

УДК 371.89

доктор педагогических наук, профессор Романов Владимир Алексеевич

ФГБОУ ВО "Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого" (г. Тула)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО КРУЖКА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация. В настоящее время одним из системообразующих направлений в образовании является осуществление задач по формированию у школьников патриотизма и осознанного отношения к Родине и его истории. Эти непростые задачи не могут быть решены без наличия познавательного интереса учащихся к истории своей Родины. При этом нельзя не заметить, что новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ООО) отличается особым подходом к внеурочной деятельности как к обязательному элементу учебного процесса. Поэтому в статье автором предпринята попытка рассмотреть театрально-исторический кружок как внеурочную форму воспитательной работы через определенную структуру взаимодействия субъектов педагогического процесса с целью патриотического воспитания обучающихся в образовательном пространстве школы.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, воспитание школьников, кружок, патриотическое воспитание, театрально-исторический кружок.

Annotation. At present, one of the backbone areas of education is the implementation of the tasks of forming in schoolchildren patriotism and a conscious attitude to the homeland and its history. These difficult tasks cannot be solved without the cognitive interest of students in the history of their homeland. It should be noted that the new federal state educational standard (GEF LLC) has a special approach to extracurricular activities as an indispensable element of the educational process. Therefore, the author made an attempt to consider the theater-historical circle as an extra-curricular form of educational work through a certain structure of interaction between the subjects of the pedagogical process with the aim of patriotic education of students in the educational space of the school.

Keywords: extracurricular activities, education of schoolchildren, circle, patriotic education, theatrical and historical circle.

Введение. В современных условиях перед учителями стоит задача организации учебно-образовательного процесса, способствующего развитию личностных и творческих качеств учащихся. По мнению ведущих педагогов, ребенок по своей природе - это любознательный исследователь и открыватель мира; пусть перед ними откроется волшебный мир в ярких красках, трепетных звуках ... через чудеса, игру, воображение, через уникальное творчество детей - верный путь к сердцу ребенка [3]. В процессе творчества обучающиеся прибегают к научным трудам, справочникам, словарям, энциклопедиям. Главное в творческой деятельности учащихся - процесс, который позволяет изучить новые методы освоения полученных знаний.

Анализ научных исследований и публикаций подтверждает мнение о том, что вопросы патриотического воспитания были предметом исследования у русских философов В.С. Соловьева, И.А. Ильина, В.И. Иванова, И.О. Лосского, Н.А. Бердяева и др. В современных условиях значимая роль в воспитании морально-нравственного, творческого и активного человека, в вопросах патриотического воспитания имеют педагогические взгляды и теории Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. Научные работы И.М. Дуранова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Н.Ф. Максютина, Т.К. Солодухиной, П.П. Терехова, Д.В. Шамсутдиновой и др., оценивают педагогическую значимость социокультурной работы как одну из основ становления человека.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с требованиями ФГОС современная образовательная организация является ответственной за результаты освоения основной образовательной программы учащимися, за создание четкой структуры программы подготовки, выбора форм, методов, необходимых условий и технологий ее реализации.

Одним из ключевых моментов построения воспитательного процесса является проблема выбора форм работы. Понятие "форма" имеет множество значений, соответственно и классификаций форм воспитательной работы тоже будет множество.

Во всех толковых словарях дается несколько значений слова "форма". Например, в словаре Даля - это установленный порядок, по Ожегову - совокупность приемов; установленный образец чего-либо. Вид, устройство, тип; конструкция чего-нибудь, структура, характер который обусловлен содержанием - это значение слова "форма" можно найти в словаре Д.Н. Ушакова [7; 17; 18 и др.].

Исходя из этих определений, форма воспитательной работы есть показатель внешнего выражения содержания через определенную структуру взаимодействия педагога и учащихся. Поэтому, доктор педагогических наук, профессор Е.В. Титова в своих работах обозначает форму воспитательной работы как "устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определённых задач, совокупность организаторских приёмов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы". Автор выделяет следующие основные формы воспитательной работы: игры, дела, мероприятия [16].

Данные формы Е.В. Титова классифицирует на кратковременные, продолжительные, традиционные; выделяет различные формы и по видам деятельности. Например, на учебную, спортивную, художественную и др. [16]. По количеству участников, по мнению С.Л. Вигман, формы могут быть индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные), массовые [4]. Особое место во внеурочной (ранее трактовалось как внеклассной) деятельности занимает кружковая работа.

По мнению современных учителей, кружок - это звено, за которое нужно держаться учителю для того, чтобы эффективно использовать всю систему различных форм внеурочной работы. Поэтому, можно уверенно говорить, что хорошая организация внеурочной деятельности в школе может быть гарантирована только кружком, а при правильном подходе к внеурочной работе всё дело должно вестись от кружка, по возможности и по его инициативе.

Отечественный историк-методист А.А. Вагин, отмечал, что через кружок организовывается множество мероприятий, так как такая форма работы является наиболее гибкой [2]. Работу кружков высоко оценивают неспроста. Именно кружковая деятельность дает возможность педагогу разнообразить формы внеурочной работы. Кружок в школе, по мнению современных учителей, позволяет организовать занятия по определенной программе, при этом, должно быть выполнено условие - занятия в кружке должны быть систематическими и с постоянным составом детей.

При правильной организации, кружковая деятельность в школе позволяет ученикам стать помощниками учителя в проведении различных мероприятий, поэтому успех деятельности кружка будет полностью зависеть от желания, вовлеченности в процесс, умений, знаний руководителя самодеятельного театра [2]. Известный в нашей стране историк Е.Е. Вяземский в Справочно-методическом пособии для учителей "Историческое образование в современной России" писал о том, что, постоянно развивая интерес учащихся к занятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать теоретические и практические занятия, но умело их чередовать [5].

Для формирования у школьников патриотического воспитания немало возможностей заключает в себе театрально-историческая работа, и особое значение должно отводиться историко-этнографической работе по изучению детьми своей малой Родины. Ведь хорошо продуманная и подготовленная театрализованная постановка - это ожившие страницы учебников, страницы "живой" истории. В таких постановках воспитываются наблюдательность и самостоятельность, умение общаться с широкой аудиторией, любовь к родному краю и Отечеству.

Основу патриотического воспитания составляют современные образовательные организации, которые требуют воспитания творческого человека, который сможет не только участвовать в формировании будущего Российского государства, но и нести нравственную и гражданскую ответственность за свои действия, проявляя при этом патриотические навыки поведения в ситуациях выбора. Следовательно, патриотическое воспитание на данный момент должно иметь творческую направленность. Значение культурных и досуговых мероприятий в данном контексте увеличивается. Так, например, можно создать театрально-исторический кружок для организации патриотического воспитания школьников, обучающихся в образовательном учреждении.

Одна из важных и доступных форм умения самовыражаться это - театральное творчество.

Чтобы организовать в школе театральный кружок, нужно в первую очередь решить: Как для учащихся создать целый мир, в котором они будут чувствовать себя живыми героями? Как они смогут примерять различные образы своих любимых персонажей? Как театральное искусство (посредством театрально-исторического кружка) позволит им развиваться всесторонне, снять застенчивость, раскрепоститься, поставить правильную литературную речь и научиться не бояться публики? Как правильно создать этот театрально-исторический кружок? Что полезного и положительного для себя вынесут с занятий кружка дети?

Поэтому цель и задачи театрально-исторического кружка должны определяться необходимостью организации содержательного досуга, патриотического воспитания, приобщения школьников к своей культуре и искусству, через активное воспитательное воздействие на участников процесса.

Основная цель театра, по мнению А.П. Свободина - духовное совершенствование, воспитание молодого поколения, восстановление утерянных связей между поколениями, формирование творческих, грамотных, общественно-активных граждан страны [14]. Он также утверждает, что театры, организованные не профессионалами, которые принимают участие в становлении духовно-нравственного портрета обучающихся, желают быть театрами-трибунами, тем самым, исполняя функцию по воспитанию подрастающего поколения.

Нынешнее поколение в современных условиях ориентируется больше на свой разум, чем на чувства, данный аспект отражается в выборе будущей профессии или будущую семейную жизнь рассматривают с позиции расчета, отношение расчетливости выражается к сверстникам во время учебы и т.д. Следовательно, развитие эмоциональных переживаний обучающихся, является одним из главных критериев на данном этапе, с целью воспитания чувств патриотизма. Реализации этой цели, с помощью театрально-исторического кружка, отводится главная роль.

К основным задачам театрально-исторического кружка можно отнести: создание педагогических условий для воспитания и творческой самореализации школьника, владеющего словом, умеющего слышать и понимать партнера во взаимодействии; ознакомление с историей и становлением театрального искусства, через развитие познавательных интересов школьников; воспитание познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение и др.); совершенствование игровых умений и творческой самостоятельности школьников через театральную постановку исторических сюжетов; обучение школьников речевой культуре, приемам работы с текстами постановки, умению элементарного их анализа и др.

Организация театрально-исторического кружка может быть реализована как в учреждениях дополнительного образования, так и в школах, лицеях, гимназиях, т.е. в общеобразовательных организациях.

В настоящее время в Российской Федерации имеется большое количество театральных сообществ. Данные коллективы занимаются патриотическим воспитанием подрастающего поколения за пределами общеобразовательной школы, такие театральные кружки организованы в Домах детского и юношеского творчества, молодежных театрах, Домах культуры, театрально-фольклорных коллективах и т.д.

В нашей статье мы остановимся на особенностях организации театрально-исторического кружка как внеурочной форме патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении.

В школе такой кружок может быть организован учителем, он же может быть и руководителем театрально-исторического кружка.

Деятельность такого театрально-исторического кружка будет направлена на передачу и сбережение исторических, национальных, культурных и духовных обычаев, на формирование познавательной активности к изучению культуры наций, к истории, на воспитание чувств бережного отношения к истории своей страны, к ее прошлому.

В нынешнее время воспитательное влияние театрального творчества обозначается его природой и социальными ролями. Множество философов и ученых представляют театральную деятельность как универсальный пример воспитания патриотически настроенного человека.

Система К.С. Станиславского является базой профессионального сценического воспитания актера в современных условиях. Она включает лучшие традиции русского классического и эстетического искусства, с эпохальными здравомыслящими правилами.

Наш опыт работы подтверждает тезис о том, что нужно не только познавать жизнь, но и непременно контактировать с ней, быть участником всех общественных и культурных событий, которые происходят в жизни. И все это нужно для того, чтобы создавать искусство и воплощать на сцене "жизнь человеческого духа". Это то, что повышает интерес обучающихся к театральному искусству, как возможность быть в центре общественных и культурных событий Отечества и влиять на эти события.

К.С. Станиславский считал, что эталоном для творчества "жизнь" всегда останется во все эпохи тем, что всегда останется в искусстве, тем, что никогда не стареет и не погибает, тем, что всегда ценно и молодо людям [15]. Это универсальные ценности, такие как истина, красота, добро, любовь, гуманизм, которые всегда были и остаются неотъемлемой частью патриотического воспитания молодого поколения.

В театре идея, смысл работы, план режиссера находят настолько специфическое для жизни, эмоциональное и убедительное выражение, что они трансформируются в зрительском сознании в саму жизнь, в этом и есть театральное творчество, которое имеет результат воспитательного влияния на разум и чувства людей.

Технологическую основу работы кружка, по нашему убеждению, составляют: педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса, технологии управления и организации этим процессом, а также технологии, ориентированные на активизацию и интенсификацию деятельности школьников, например, игровые технологии.

Сам процесс творчества, так и процесс восприятия стимулирует чувство связи и эмоциональный контакт со зрителем.

Зритель в театре является не только свидетелем, происходящего на сцене, но и участником необычного действия, данный процесс называется вдохновением артиста, творческим переживанием. Такой результат совместного участия формирует у зрителей чувство причастности к событиям, которые происходят на сцене и являются на современном этапе важной частью содержания патриотизма, как утраченное чувство сопричастности учащихся к судьбе своей страны.

Таким образом, театрально-исторический кружок, являясь формой, одновременно служит и средством патриотического воспитания как у актеров, которые "проживают" свою роль, так и у зрителей, которыми будут обучающиеся, не участвующие в работе кружка.

Оценка или способность установить и изменить свое сценическое отношение в зависимости с задачей спектакля - важное средство, формирующее патриотическое отношение у зрителя и героя на сцене, а именно, актер - участник театрального творчества обязан воспринимать каждый объект так, как он задан в реальности.

Следовательно, чтобы появилась нужная патриотическая позиция, представление требует от участника проникнуться жизненно важными патриотическими замыслами. Чтобы сыграть роль, актер должен правильно определить отношение героя на сцене, сделать эти отношения своими собственными, так считает Б.Е. Захава [8].

Главный замысел в организации театрально-исторического кружка, по нашему мнению, создать реалистичный, совершенный образ, который несет в себе патриотическую идею, раскрывающую важнейшую объективную истину общечеловеческих ценностей, которая важна для учащихся.

К.С. Станиславский отмечал, что ... актер черпает личный опыт из своей эмоциональной памяти, только она, по его мнению, служит действительно достоверным источником сценических переживаний актера, возникающих в форме эмоциональных воспоминаний. Зритель театра испытывает подобные переживания, сочувствуя героям пьесы, часто забывает, что находится в театре [15].

Антонен Арто, французский писатель, поэт, драматург, актёр театра и кино, призывал создавать сцену, которая была бы окружена со всех сторон аудиторией и принимала участие в постановке [9].

В школьном театре этот замысел можно реализовать, например, воссоздать историческую сцену сражения, где зрители могли бы принять участие в одной из частей батальных событий, это позволило бы им побывать в роли актера (например, стать жителями села, на которое совершено нападение, в зависимости от постановки и сценария). Такая техника необходима в театральном творчестве как результативное средство формирования навыка совместной деятельности в жизненных ситуациях страны, общества и коллектива. Сопричастность к важнейшим событиям имеет значимость в патриотическом воспитании, поскольку они позволяют обучающимся строить собственное мнение, позицию, которое исходит из собственного опыта и переживаний.

Антонен Арто предлагал вернуть театр, например, к древней форме, когда он неразрывно связан с обрядом. По его мнению, древний театр не знал диалога, в нем можно было лишь участвовать. Такой театр совместного участия работал на уровне воспитания общечеловеческих ценностей. В современных условиях такие средства театрального творчества используются как оценка факта, сценического опыта и психофизического воздействия [9].

Как показывает наш опыт, и опыт выпускников нашего вуза деятельность театрально-исторического кружка в общеобразовательной организации способствует патриотическому воспитанию не только среди "актеров", но и среди зрителей, в то же время, зрители могут выступать в роли наблюдателей, быть пассивными участниками процесса, так и выступать в роли участников театрализованного представления. Второй вариант результативнее, поскольку воздействует на зрителя с помощью совместной игры в

предлагаемой обстановке и прививает определенные патриотические ценности, уходящие корнями в историю и многовековую культуру русского народа.

Следует обратить внимание на то что, участник коллектива театрально-исторического кружка в общеобразовательной организации (учреждении) становится создателем и носителем родной культуры, который выражает свои актерские способности через творчество театра. По нашему мнению, это и будет одним из значимых элементов патриотического воспитания учащихся в организованном театральном обществе. Школьники осваивают произведения искусства и чувствуют себя вовлеченными в историю своего народа и его подвиги.

Анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований, подтверждает тезис о том, что патриотическое воспитание в театрально-историческом кружке с успехом строится на следующих принципах:

1. Культурологический подход: воспитание базируется на изучении исторического и культурного наследия; общечеловеческих ценностях; исследовании народной культуры, обычаев, фольклора, быта, истории, языка, места театра в народной и культурной среде своей нации; формировании ценностного отношения к историческому прошлому и культуре народов Российского государства;

2. Деятельностный подход: формирование позитивного отношения у обучающихся к государству и веру в его будущее, отношение к самому себе, а именно, разборчивость, разбор поступков и их критика, ответственность за свои действия в принятии ответственных решений, самоконтроль, стремление к достижению высоких результатов в профессиональной, социальной работе, желание быть частью страны; формирование социально-ценных мотивов жизнедеятельности;

3. Полисубъектный подход: формирование навыков межэтнического общения; установление связи между поколениями и зрителями в условиях равного творческого совместного участия между учителями и учащимися; деятельность основана на субъектно-объектных взаимоотношениях в кружке, осуществляется популяризационная направленность деятельности участников как субъектов жизнедеятельности и творчества [10; 11 и др.].

Выводы. Таким образом, разнообразные формы внеурочной работы в патриотическом воспитании должны использоваться в определённом, педагогически соответствующем порядке, следовательно, зная различные формы работы в патриотическом воспитании, учитель должен мастерски разнообразить их. Каждая форма работы должна приносить радость учащимся, вызывать у них познавательный интерес и содействовать развитию навыков и талантов любого ребёнка. Педагог, выбирая формы работы с учащимися, предсказывает влияние разных форм воспитания на любого ребёнка. Важно не забывать, при каких педагогических условиях та или иная форма внеурочной работы будет иметь на практике наибольший воспитательный эффект.

Литература:

1. Абрамова Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях / Н.А. Абрамова. - М.: МГГУ, 2009. - 160 с.

2. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. - М.: Просвещение, 1972. - 351 с.

3. Василий Александрович Сухомлинский и его педагогическое наследие. - Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2019. - 321 с.

4. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: [учеб. пособие для вузов по спец. "Педагогика"] / С.Л. Вигман. - М.: Велби: Проспект, 2006. - 206 с.

5. Вяземский Е.Е. Историческое образование в современной России: Справ.-метод. пособие для учителей / Е.Е. Вяземский и др. - М.: Рус. слово, 2002. - 238 с.

6. Глузман Н.А. Педагогический анализ проблем социализации и воспитания // Современные информационные и коммуникативные технологии в глобальном мире: вызовы и возможности: сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. - Симферополь: Ариал, 2017. - С. 395-399.

7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль [науч. ред. Л.В. Беловинский]. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.

8. Захава Б.Е. Вахтангов и его студия / Б.Е. Захава. - Изд. 3-е. - М.: Театральный ин-т им. Б. Щукина, 2010. - 293 с.

9. Максимов В.И. Эстетический феномен Антонена Арто. - СПб.: Гиперион, 2007. - 288 с.

10. Назаренко В.В. Формы внеурочной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность / В.В. Назаренко // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №3. - С. 103-107.

11. Романов В.А. Основные формы патриотического воспитания в школе / В.А. Романов,

A.Б. Данилкина // Молодёжь и наука: Материалы межвуз. науч. конф. - Электросталь: НГИ, 2008. -С. 192-194.

12. Романов В.А. Патриотическое воспитание в России как воплощение в жизнь русской идеи /

B.А. Романов // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63. - Ч. 2. - С. 279-283.

13. Романов В.А. Профессиональная подготовка учителя начальных классов: современные подходы, модели и технологии: Монография. Тула: Издательство Тульское ППО, 2020. - 208 с.

14. Свободин А.П. Театр в лицах / А.П. Свободин. - М.: Знание, 1997. - 191 с.

15. Станиславский К.С. Работа актера над ролью / К.С. Станиславский. - М.: Изд-во ACT, 2010. - 473 с.

16. Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания : Кн. для учителя / Е.В. Титова. - М.: Просвещение, 1993. - 190 с.

17. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. - М.: ООО "ИТИ Технологии", 2006. - 944 с.

18. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2007. - 752 с.

19. Фарвазетдинова А.И. Система патриотического воспитания младших школьников во внеучебной деятельности / А.И. Фарвазетдинова, А.С., Шалашова, Л.У. Жданова // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. - 2015. - № 9. - С. 94-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.