Научная статья на тему 'Формирование активной творческой личности младшего школьника средствами театральной деятельности'

Формирование активной творческой личности младшего школьника средствами театральной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1222
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ / РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Т. А.

В статье раскрываются возможности театральной деятельности для формирования активной личности младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование активной творческой личности младшего школьника средствами театральной деятельности»

Теория и методика обучения и воспитания

147

И в заключении добавлю: личность преподавателя или мастера производственного обучения не меняется, но при этом изменяется его позиция по отношению к учащемуся, к себе самому. Преподаватель, мастер выступают не только как носитель информации, хранители традиций и норм, но и как помощники в становлении и развитии учащегося.

Список литературы:

1. Андреев В.И. Педагогика. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986.

3. Педагогика / Под ред. И.П. Пидкасистого. - М., 2002.

4. Скородумов Н.М. Личный пример мастера / Н.М. Скородумов. - М.: Высшая. шк., 1985. - 46 с.

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Попова Т.А.*

Средняя общеобразовательная школа № 15, г. Якутск

В статье раскрываются возможности театральной деятельности для формирования активной личности младшего школьника.

Ключевые слова творческое развитие учащихся, развивающие возможности театральной деятельности, театральная мастерская.

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно-ориентированный, компетентностный подход. Согласно этому необходимо формировать у учащихся духовно-нравственную и творческую деятельность. Актуальность театрального искусства обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Сухомлинский В.А. писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Создать такой мир для детей и, что очень важно, вместе с ними, можно средст-

Учитель начальных классов.

148

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

вами театра. Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества, она близка и понятна ребёнку. Без творчества нет полноценного развития личности. Именно творчество помогает развить скрытые способности ребенка, которые он не всегда может проявить на уроках. Театрализованная деятельность - это тот вид творчества, в котором гармонично сочетаются возможности проявить и музыкальные, и оформительские, и ораторские качества. На сцене ребенок учится преодолевать страх перед зрителем. А именно этот страх, неуверенность в себе зачастую тормозят развитие личности. Кроме того, занятия в театральном кружке решают важную образовательную задачу - прививают интерес к чтению через углубленное изучение лучших образцов классической литературы, прививают любовь к слову, к русскому языку. При кропотливом изучении произведения на репетициях дети учатся понимать и выражать словом, движением, мимикой, жестом тончайшие оттенки мысли, раскрывать самые глубокие чувства. Ребята учатся пользоваться языком как средством общения. Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников.

Театральное искусство выступает как средство познания мира и тех качеств личности, которые определяют эстетические потребности человека. Через театральное искусство учащиеся входят в мир чувств, в их сознание входит добро и зло, представления о гуманизме, высших человеческих качествах: совести, чести, достоинстве. Театральное искусство опирается на эмоциональную сферу человека, его душу, духовность и является «почвой», на которой могут произрастать духовный, нравственно-эстетический потенциал учащихся. Кроме того, репетиции в театральной студии помогают ребятам найти единомышленников, учат работать в коллективе, помогать друг другу, общаться, проводить совместные праздники. Не зря один из классиков театрального искусства говорил: «Без коллектива нет театра». Участие в школьных спектаклях, подготовка театрализованных представлений формируют у ребенка собранность, организованность, ответственность, дисциплинированность, чувство «локтя» партнёра, помогают в преодоление смущения, застенчивости, скованности. Переживая важные ситуации, ребёнок по-новому осознаёт проблемы, свою реакцию, отношения к событиям, цен-

Теория и методика обучения и воспитания

149

ностям, к конкретным людям. Кроме этого, участие в школьных постановках обладает мощным терапевтическим эффектов в преодолении многих детских комплексов, сохранения их психологического здоровья. Театральная деятельность дает возможность успешной учебе детей, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентно способность на рынке труда в будущем. Ребенок занимается активной деятельностью, легче находит общественное признание, лучше развита речь, более успешен в любом деле, свободно выражает себя в общении. Подготовка школьных театральных постановок, как правило, становится актом коллективного творчества не только юных актеров, но и вокалистов, художников, музыкантов, осветителей, организаторов и педагогов.

Применение в практике учебно-воспитательной работы средств театрального искусства содействует расширению общего и художественного кругозора учащихся, общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса. Все сказанное определяет цели и задачи работы театральной мастерской: развивать творческие способности, прививать любовь к слову, интерес к литературе с помощью занимательных нетрадиционных форм занятий; вызывать интерес к тайнам родной речи, получающей такую огромную силу выразительности под пером писателя и при постановке на сцене; пробудить любовь к русскому языку и помочь учащимся овладеть его богатствами.

В нашей практике одна из основных форм театрализованной деятельности в школьном образовании - это театральный кружок. Ещё до внедрения ФГОС учителя школы № 15 г. Якутска стали работать в этом направлении, создавая на базе своих классов театрально-музыкальные и танцевальные кружки. Так появилась театральная мастерская «Светлячок». Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними. На этом основании и была определена форма театрального кружка как театральная мастерская, интегрирующая в себе разнообразные виды деятельности.

Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Основные виды деятельности, которые используются при работе с учащимися:

150

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

- ритмопластика, включает в себя ритмические, музыкальные и пластические игры для развития двигательных способностей детей, что способствует развитию в ребёнке ощущения гармонии своего тела с окружающим миром;

- культура и техника речи, в этот раздел входят игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, речевого аппарата: упражнения на развитие дикции, артикуляции и интонации, задания на сочинение небольших сказок;

- театральная игра, этот раздел призван развить у ребёнка способность творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях;

- основы театральной культуры, в этом разделе происходит знакомство с видами театра, с культурой поведения в театре, театральными профессиями.

Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение драмте-атра, кукольного театра и музея с последующим обсуждением увиденного. Продвигаясь от простого к сложному, ребята постигают увлекательную науку театрального мастерства, приобретают опыт публичного выступления и творческой работы.

За время существования школьной мастерской были поставлены спектакли - сказки: «Двенадцать месяцев», «Золушка», «Кошкин дом», «Новогодняя сказка», «Волшебные часы». Со сказкой «Двенадцать месяцев» ребята выступали на 12 республиканском конкурсе театральных коллективов «Синяя птица». Также учащиеся посещали городской реабилитационный центр и детский дом «Берегиня» с благотворительной акцией, где показали сказки «Кошкин дом» и «Золушка». Не оставляли без внимания и подшефные детские сады. В детском саду № 2 «Оленёнок» был показан спектакль «Волшебные часы», а также в прошлом году с новым составом театральной мастерской мы выступили с музыкальной композицией «Русские потешки». За эту композицию учащиеся были удостоены диплома 1 степени на ежегодном фестивале «Славянский базар». После каждого спектакля проводим рефлексию. Но самым главным для ребят, конечно же, является общественное признание. Очевидно, что в будущем не каждый ребёнок станет актёром. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение. Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты.

Список литературы:

1. Букатов В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. - М., 2002.

2. Верникова Л.М. Открываем театральный сезон: Пед. общество России. - М., 2003.

Теория и методика обучения и воспитания

151

3. Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я. - М., Аркти, 2002.

4. Чуринова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности. - М., Владос. 2001.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ

© Целикова А.Д.*

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

В данной статье ставится задача рассмотреть формирование и развитие патриотических чувств младших школьников средствами краеведения. Автор выявляет взаимосвязь урочной и внеурочной учебновоспитательной работы и выявляет необходимость в развитии патриотизма у школьников с помощью исследовательской деятельности.

Ключевые слова патриотическое воспитание, краеведение, урочная деятельность, внеурочная деятельность, исследовательская деятельность учащихся.

К феномену воспитания как вообще и воспитанию патриотизма в частности обращались в разное время отечественные и зарубежные ученые. Эво-люционно общество выработало особую форму регуляции жизнедеятельности людей - формулировку социальных требований к личности. Впервые вопрос о формировании у ребенка социально одобряемого поведения был поставлен еще в Древней Греции. Требования общества становятся обоснованием цели воспитания подрастающего поколения и сейчас.

Важнейшей составляющей процесса воспитания в современной России является формирование и развитие патриотических чувств подрастающего поколения, без чего нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Ученые современности (А.К. Быков, А.А. Глебов, В.И. Луто-винов и др.) разрабатывают теорию и совершенствуют практику патриотического воспитания подрастающих поколений, ориентированного на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов с учетом социальных ожиданий личности. Педагогическими коллективами ведется целенаправленная работа по формированию и развитию систем патриотического воспитания школ, гимназий, лицеев. Комплекс принимаемых мер свидетельствует об актуальности патриотического воспитания подрастающего поколения.

В этих условиях патриотизм ассоциируется со следующими личностными качествами, которые необходимо развивать в младшем школьном возрасте: любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнять конституционный долг; патриотическое мировоззрение; социальная толерант-

Студент факультета Дошкольного и начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.