Научная статья на тему 'Импровизация как инструмент формирования творческой индивидуальности обучающегося в условиях музыкально-театральной деятельности'

Импровизация как инструмент формирования творческой индивидуальности обучающегося в условиях музыкально-театральной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ИМПРОВИЗАЦИЯ / СЦЕНИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР / INDIVIDUALITY / CREATIVE INDIVIDUALITY / IMPROVISATION / STAGE IMPROVISATION / MUSICAL THEATRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окунева Полина Эдуардовна, Сизова Ольга Алексеевна

В статье обсуждаются и анализируются проблемы современного образования в условиях музыкально-театральной деятельности. Рассматриваются мнения ученых об общем понятии «индивидуальность» в различных сферах деятельности, и «творческой индивидуальности» в частности, представлены педагогические подходы к процессу формирования индивидуальности, как неотъемлемой части в процессе развития творческих качеств личности. Также раскрывается необходимость включения импровизации в качестве непременного условия образовательного процесса для формирования творческой индивидуальности будущих педагогов-музыкантов. В заключении даны выводы о специфике использования импровизации, как инструмента комплексного формирования творческой индивидуальности обучающегося в условиях музыкально-театральной деятельности с целью реализации себя в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVISATION AS A TOOL FOR THE FORMATION OF CREATIVE INDIVIDUALITY OF THE STUDENT IN TERMS OF MUSICAL AND THEATRICAL ACTIVITIES

The article discusses and analyzes the problems of modern education in the conditions of musical and theatrical activity. The opinions of scientists about the General concept of "individuality "in various fields, and" creative individuality " in particular, presented pedagogical approaches to the process of formation of individuality as an integral part in the development of creative qualities of the individual. It also reveals the need to include improvisation as a prerequisite for the educational process for the formation of creative individuality of future teachers and musicians. In conclusion, conclusions are given about the specifics of the use of improvisation as an instrument of complex formation of creative individuality of the student in the conditions of musical and theatrical activity for the purpose of self-realization in professional activity.

Текст научной работы на тему «Импровизация как инструмент формирования творческой индивидуальности обучающегося в условиях музыкально-театральной деятельности»

Педагогика

УДК: 37

преподаватель Окунева Полина Эдуардовна

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный

педагогический университете имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный

педагогический университете имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье обсуждаются и анализируются проблемы современного образования в условиях музыкально-театральной деятельности. Рассматриваются мнения ученых об общем понятии «индивидуальность» в различных сферах деятельности, и «творческой индивидуальности» в частности, представлены педагогические подходы к процессу формирования индивидуальности, как неотъемлемой части в процессе развития творческих качеств личности. Также раскрывается необходимость включения импровизации в качестве непременного условия образовательного процесса для формирования творческой индивидуальности будущих педагогов-музыкантов. В заключении даны выводы о специфике использования импровизации, как инструмента комплексного формирования творческой индивидуальности обучающегося в условиях музыкально-театральной деятельности с целью реализации себя в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: индивидуальность, творческая индивидуальность, импровизация, сценическая импровизация, музыкальный театр.

Annotation. The article discusses and analyzes the problems of modern education in the conditions of musical and theatrical activity. The opinions of scientists about the General concept of "individuality "in various fields, and" creative individuality " in particular, presented pedagogical approaches to the process of formation of individuality as an integral part in the development of creative qualities of the individual. It also reveals the need to include improvisation as a prerequisite for the educational process for the formation of creative individuality of future teachers and musicians. In conclusion, conclusions are given about the specifics of the use of improvisation as an instrument of complex formation of creative individuality of the student in the conditions of musical and theatrical activity for the purpose of self-realization in professional activity.

Keywords: individuality, creative individuality, improvisation, stage improvisation, musical theatre.

Введение. Современные реалии развития общества предопределили возникновение новых подходов к содержанию образовательного процесса, к обучению и воспитанию подрастающего поколения. При этом возрастает роль эстетического составляющего, формирования личности средствами искусств. Это касается, в частности, музыкально-театрального искусства, способствующего развитию творческого потенциала личности, индивидуальности, свободы, креативности обучающегося. Способствовать процессу формирования творческой индивидуальности, может реализация определенных дисциплин по программам дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы. С этой целью в общеобразовательной программе отведены часы в рабочем учебном плане на предмет «Музыка», однако в рамках данной учебной дисциплины достичь высокого уровня формирования творческой индивидуальности не представляется возможным ввиду дефицита времени и группового типа данного занятия. Мы полагаем, что эффективности процесса формирования творческой индивидуальности возможно в рамках занятий в микро-группах по дополнительным программам творческой направленности. В данном случае в области музыкально-театральной подготовки, в содержании которой возможно включение разделов, изучением основ импровизационных приемов в области музыкально-театральной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Вопрос о формировании творческой индивидуальности затрагивался учеными различных областях знания: философии, педагогике, психологии. Обратимся к анализу философского подхода по изучению заявленной проблематики.

Ученые-философы понимают под этим термином «индивидуальность» своеобразие явления или человека, уникальное сочетание в человеке природного и социального [24]. Понятие индивидуальности, по мнению ученого-философа И.И. Резвицкого, возникло в еще древнейшие времена - эпоху разложения родоплеменных отношений, когда индивид начал выделять себя из окружающего природного и социального мира, стал осознавать себя как самостоятельное и неповторимое существо [21].

В психологической науке сложилось несколько подходов к пониманию рассматриваемого явления: С.Л. Рубинштейн, В.М. Русалов определяют индивидуальность как общая характеристика конкретного сочетания различных компонентов - «целостная индивидуальность».

Б.Г. Ананьев, определяет понятие индивидуальность как закрытую систему, уникальное сочетание свойств человека как индивида и личности. Индивидуальность раскрывается [12].

В педагогической науке понятие индивидуальности определено следующими подходами:

Современный педагогический подход к индивидуальности предлагает С.Г. Абрамова. В ее трактовке индивидуальность - это уникальность человека, неразрывно связанная с его активностью и самостоятельным поиском решений [1].

Мы полагаем, что процесс формирования индивидуальности личности успешнее всего будет проявляться в условиях реализации творческой деятельности. Как известно, уникальностью и индивидуальностью отличаются сами продукты творчества. Творчество в широком смысле - создание нового; по отношению к человеческой деятельности творчество понимается как психический акт, выраженный «...в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности» [4]. В педагогике творчество трактуется как «.деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и

более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной и (или) субъективной значимостью» [19].

Л.С. Выготский доказывает, что стимулом к формированию творческих качеств служит некая проблемная ситуация, неразрешимая традиционным способом. Для детей творчество - способ существования, ведь ребенок находится в начале освоения себя, мира, общества [6].

Психологические исследования Б.М. Теплова позволили определить круг объектов педагогического воздействия при воспитании творческой личности. Ученый отмечает, что творческая личность формируется в многогранной деятельности, а показателями являются гибкость, критичность, системность, прогностичность мышления [22].

Повышенный интерес к проблематике «творческой индивидуальности» наблюдается с начала XXI в. Определяется круг компонентов творческой индивидуальности: значительная интеллектуально-творческая инициатива, интеллектуальные способности, широта и глубина знаний, оригинальность и гибкость мышления, творческая рефлексия; открытость, понимание других, чувство новизны, жажда познания жажда познания [16].

Н.Е. Щуркова называет три педагогических условия, способствующих развитию творческой индивидуальности школьников:

- создание «деятельностной ниши», с возможностью разнообразной деятельности;

- обеспечение благоприятного положения ребенка в классе, школе;

- организация внешне выраженного (в словах, действиях, мимике) расположения к каждому ученику, заботы, внимательности, создание атмосферы успеха [26].

Изучив представленные подходы к изучению понятия творческая индивидуальность, мы полагаем, что можно сделать вывод о том, что это интегративная характеристика личности, которая обладает творческой мотивацией, стремлением к самореализации и самосознанию, к созданию собственного творческого стиля.

Импровизация - средство, оказывающее значительное влияние на развитие творческой индивидуальности в вокально-театральной деятельности. Импровизация помогает развить свободу мышления, креативность, выйти за ограничение рамками, открывает безграничные возможности фантазии обучающегося, она дает возможность подростку стать соавтором, а не только исполнителем.

Импровизация возможна во всех видах искусства и берет свое начало в народном творчестве. С древних времён в культуре разных народов встречаются упоминания о певцах-импровизаторах - это калики на Руси, киргизские акыны, французские менестрели, шотландские барды, каталонские трубодуры и др. В театре импровизация существовала начиная с античных времен и достигла своего совершенства в народной комедии Дель Арте (Италия, 16-18 вв.), позднее, как стилистический прием, импровизация встречается в сказках К. Гоцци. Традиции театральной импровизации с древних времен являются неотъемлимой частью площадных театров стран Востока. Свое развитие импровизация получила и в других видах искусства. Великолепными поэтами - импровизаторами были А. Мицкевич, П.А. Вяземский, В.Я. Брюсов, владевшие поэтической импровизацией, выполняющейся на заданную тему. Танцевальная импровизация нашла свое воплощение в фольклоре и составляет обширную часть народных обрядов и празднеств. У жителей Востока и стран Азии танцевальная импровизация и в нынешнее время составляет значительную часть профессионального искусства. В современной музыке импровизация играет существенную роль у исполнителей джазовой музыки.

Импровизация многофункциональна. Ее рассматривают как отдельную форму творчества (существуют театры импровизации), как уровень профессионализма актерской игры, а также как комплекс практических приемов для психологического раскрепощения личности и снятия зажимов.

Сценическая импровизация - явление сиюминутное, зависящее от способности легко и быстро принимать решения в предполагаемых обстоятельствах «здесь и сейчас», без предварительных репетиций, во время спектакля.

Г.А. Товстоногов писал: «Импровизация - это полет фантазии, «окрыленность» и вдохновение. Импровизация - это творческая раскованность, это свобода замысла и свобода выражения. Импровизация -сердце и душа искусства. Импровизация - это поэзия творчества».

Выделяют несколько уровней импровизации: сочинение текста , отталкивающегося от известной драматургической линии (комедия DelГarte), «театр участия», не разделяющий зрителя и актера, спектакль без драматургической основы, декораций , костюмов и т.д. [9], поиск нового театрального языка, воплощенный в полном отказе от актерской игры, от создания образа [3].

История русского театра знает великих актеров, овладевших искусством импровизации в совершенстве -П.С. Мочалов, В.И. Живокини, М. Чехов. Михаил Чехов писал: «Импровизирующий актер пользуется темой, текстом, характером действующего лица, данным ему автором, как предлогом для свободного проявления своей творческой индивидуальности. Его психология существенно отличается от психологии актера, неспособного к импровизации на сцене. В то время как последний педантически держится за найденные им однажды удачные приемы игры, за ремарки автора, стремится к точному повторению указанных ему мизансцен и полагает главной своей задачей произнесение текста, данного ему автором, импровизирующий актер чувствует себя гораздо независимее. Сколько бы раз он ни исполнял одну и ту же роль, он всегда находит новые нюансы для своей игры в каждый момент своего пребывания на сцене».

Известные режиссеры современности считали необходимым создать импровизационную атмосферу в творческом процессе. Большое значение состоянию импровизации артиста придавал К.С. Станиславский. Особую ценность в импровизации он придавал способности естественно и без нажима побуждать к действию тайные ресурсы творческого поведения на сцене.

Для Е.Б. Вахтангова импровизация стала любимым методом работы. Он был против так называемого «застольного» репетиционного периода, бесконечных бесед с актерами о смысле пьесы и создании образа. Обсуждение задачи и сверхзадачи, предлагаемых обстоятельств, разъяснение деталей происходили в действии, в процессе сценической работы. Вахтангов давал своим студийцам порой необычные, но всегда конкретные и действенные задания. Он упорно боролся с актерскими штампами, специально заманивая артиста на репетиции во всяческие ловушки и подстраивая хитрости, тем самым, побуждая его сразу выдавать естественную и правдивую реакцию на изменившиеся предлагаемые обстоятельства. Е.Б. Вахтангов предлагал участникам Мансуровской студии сыграть спектакль-импровизацию, сочинив пьесу самостоятельно. Он полагал, что это окажется прекрасным упражнением. Вахтангов стал проводником

творческих идей систем К.С. Станиславского и импровизация в репетиционном процессе работы, как одна из самых ярких отличительных черт творческой манеры Вахтангова, полностью базировалась на системе Станиславского.

В музыке и педагогике импровизация базируется на преобразовании уже известной мелодии путём добавления или изменения выразительных средств, таких как темп, ритм, динамические оттенки, фразировка. Вокальная импровизация базируется на знаниях, полученных в результате изучения теоретических музыкальных дисциплин, изучения жанров, манер и стилей исполнения самой различной музыки. В современной театральной педагогике обучение импровизации основано на применении «этюдного метода», условной схемы «я в предлагаемых обстоятельствах»: обучающемуся предлагается сымпровизировать действия и речь в зависимости от заданных драматургических обстоятельств и в характере заданного персонажа. Затем в процессе репетиций актер вместе с режиссёром выстраивает логику поведения персонажа, не только соответствующую идее и концепции спектакля, но и вытекающую из органической природы индивидуальности самого актера.

По мнению Ст. Глушко, основополагающим фактором для возможности импровизации на сцене является личность актера, от масштаба личности и ее энергетики во многом зависит качество импровизации [7]. А масштаб личности, как известно, напрямую зависит от уровня развитости интеллекта. Нельзя научиться импровизировать однажды и навсегда, это умение приходит постепенно, по мере накопления знаний о способах выразительности, законах, на которых они основаны, узнавании множества существующих жанров и стилей и их особенностей. Исходя из этого, становится очевидным, что овладение импровизацией расширяет кругозор подростка, стимулирует его к получению новых знаний, предлагая искать новые пути решения задач, повышает уровень его профессионализма в овладении музыкальными/театральными приемами.

Неким итогом в работе над импровизацией является вплетение ее приемов в сценическое представление. С психологической стороны импровизация дает возможность управлять своим эмоциональным состоянием, развивать осознанность в каждом моменте исполнения, также импровизация учить доверять себе, избавляться от страха «Что обо мне подумают?!», а это в свою очередь способствует снижению страха публичных выступлений. В подростковый период обучающемуся этот опыт оказывается наиболее ценен.

Жанр музыкального театра представляет собой синтез искусств (театр, музыка, вокальное искусство, сценическое движение, и др.). Современный музыкальный театр предъявляет свои требования к педагогическому воспитанию, требуя в результате обучения всесторонне развитого артиста. Специфика выступления такого артиста - это синтез вокала, музыкальности, пластики и танца, разнообразия приёмов актерской игры и работы со сценическим пространством. Благодаря этому музыкальный спектакль отличается яркостью, выразительностью, театральностью.

Выводы. Таким образом, мы полагаем, что необходимым условием по формированию творческой индивидуальности обучающегося является необходимость реализации программ дополнительного образования, занятия в которых будут проводиться в форме микро-групп, в содержательную часть которых необходимо включение практического изучения основ импровизации в области музыкально-театральной деятельности.

Литература:

1. Абрамова С.Г. Феномен индивидуальности в образовании // Новые ценности образования. - Вып. 2 (17). - М.: Школа самоопределения, 2004. - С. 13-43.

2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - М., 1986.

3. Арто Антонен. Театр и его двойник (сборник). - Симпозиум,2000. ISBN: 5-89091-123-6

4. Батюшков Ф.Д. Творчество // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vehi.net/brokgauz/

5. Вахтангов Е.Б.: Документы и свидетельства: В 2 т. / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик,

2011. Т. 2. 686 с.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. - М.: Просвещение,

2012. - 96 с.

7. Глушко С.А. «Система театральной импровизации», ISBN 978-966-188-144-9; 2010 г.

8. Горчаков Н. М., Режиссёрские уроки Вахтангова, М., 1957.

9. Гротовский, Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику: Сб. ст. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003.- С. 89

10. Дживелегов А. К.. Итальянская народная комедия. — М.: Издательство АН СССР, 1954. — 298 с.

11. Захава Б. Е. Вахтангов и его Студия / Предисл. В. А. Филиппова. Л.: Academia, 1927. 155 с.

12. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 700 с.

13. Карская Т. Я. Французский ярмарочный театр. — Л.: Искусство, 1948. — 232 с.

14. Медведева Т.Ю., Марик В.Б. .Возможности сетевого взаимодействия в процессе профессиональной подготовки специалиста сферы культуры и искусства // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 24

15. Молодцова М. М.. Комедия дель арте: (История и современная судьба). — Л.: ЛГИТМИК, 1990. — 218 с.

16. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. - М.: Академический проект, 2004. - 560 с.

17. Никулин С.К., Пичхадзе Л.А. (сост.) «Искусство режиссуры XX век», М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008. ISBN 978-5-87334-118-4

18. Пави П.. Словарь театра. Dictionaire du Théâtre. — М.: Прогресс, 1991. — 504 с. — ISBN 5010021064.

19. Педагогика: большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. - 2-е изд. - Минск: Современное слово, 2010. - 720 с.

20. Педагогика: большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. - 2-е изд. - Минск: Современное слово, 2010. - 720 с.

21. Резвицкий И.И. Философские основы теории индивидуальности [Электронный ресурс]. - URL: http://www.twirpx.com/file/1414957/

22. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. - 2-е изд. - М.: Модэк, МПСИ, 2009. - 640 с.

23. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. - 2-е изд. - М.: Модэк, МПСИ, 2009. - 640 с.

24. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. - М.: Энциклопедия, 2013. - с. 206

25. Чехов М.А.. О технике актера. - AST, Neoclassic, 2018.

26. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 112 с.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат психологических наук, доцент Ольхина Елена Александровна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); обучающаяся по магистерской программе

«Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ» Соловьева Анастасия Андреевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный

педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной, практически значимой проблеме, формирования жизненных компетенций у школьников с умственной отсталостью в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта. Доказывается значение уроков математики в достижении личностных результатов обучения умственно отсталыми обучающимися. Представляется краткий теоретический обзор литературы по проблеме исследования. Раскрывается программа экспериментального исследования в соответствии с содержанием курса и этапами обучения математике в специальной (коррекционной) школе. Представлен алгоритм оценки уровней сформированности жизненных компетенций у умственно отсталых школьников в раках учебного предмета математика. Описываются основные трудности и специфика формирования жизненных компетенций у школьников с умственной отсталостью в процессе овладения математическими знаниями.

Ключевые слова: обучающиеся с умственной отсталостью, личностные результаты, жизненные компетенции, уроки математики, специальная (коррекционная) школа.

Annоtation. The article is devoted to an actual, practically significant problem, the formation of life competencies among students with mental retardation in the context of the implementation of the federal state educational standard. The value of mathematics lessons in the achievement of personal learning outcomes by mentally retarded students is proved. A brief theoretical review of the literature on the research problem is presented. The program of experimental research is revealed in accordance with the course content and the stages of teaching mathematics in a special (correctional) school. An algorithm for assessing the levels of development of life competencies in mentally retarded schoolchildren in the subjects of the mathematics subject is presented. The main difficulties and specificity of the formation of life competencies among students with mental retardation in the process of mastering mathematical knowledge are described.

Keywords: students with mental retardation, personal results, life skills, math lessons, special (correctional) school.

Введение. Вступление в силу с 1 сентября 2016 года федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (ФГОС) обусловило необходимость поиска новых решений и подходов к проблеме формирования жизненных компетенций у обучающихся специальных (коррекционных) школ. Данный документ предписывает образовательным организациям создавать условия для реализации особых образовательных потребностей умственно отсталых школьников, а также развитие у них знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и различных социальных сферах [21.

Идеология ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) построена на двух основополагающих взаимодополняющих компонентах: академические результаты учеников и их жизненные компетенции, значение которых возрастает при умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталости [21. Стандарт устанавливает требования к личностным и предметным результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью двух вариантов адаптированной основной образовательной программы (АООП). Совокупность образовательных результатов составляет содержание жизненных компетенций школьников данной категории.

Определенные стандартом требования к организации и содержанию образования умственно отсталых обучающихся диктуют необходимость научно - методического обоснования содержания работы образовательной организации по формированию жизненных компетенций обучающихся в соответствии с этапами обучения. Недостаточно разработанной на сегодняшний день остается проблема оценки роли различных предметов в развитии жизненных компетенций умственно отсталых школьников. В связи с этим представляется практически значимым и актуальным разработка вопроса, касающегося содержания и организации работы учителя на уроках математики в контексте формирования жизненных компетенций у умственно отсталых учащихся [7].

Изложение основного материала статьи. Перед практическими работниками специального образования стоит глобальная задача обеспечения условий для формирования устойчивых знаний, умений и навыков, необходимых умственно отсталым детям в повседневной жизни. Основной целью реализации программы базовых учебных действий, включающих в себя личностные и предметные результаты, является обеспечение успешности изучения содержания любой предметной области и формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью к дальнейшей трудовой деятельности. В связи с этим учебный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.