Ф.Б. Овчинникова,
преподавател ъ истории, Костанайский политехнический высший колледж, г. Костанай
He?i)?i свздер: патриотизм, азамат, тарих, ултаралъщ кел1-ciM, Отан муддеа
Ключевые слова: патриотизм, гражданин, история, межнациональное согласие, интересы родины.
Keywords: patriotism, citizen, history, interethnic concord, interests of the Motherland.
CS
К I
<c
m
о
СП &
w О
Л
U О
w =Г О
CL С
ш ¡3
X X
о
S
=г
<с
m
о х
х s
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Ацдатпа
Автор ез макалсында патриоттьщ тэрбиенщ езек-тштн, ягни Казакстандагы этностар арасындагы келю1м мен бейб1тшипкп сактау жоншдеп мэселеш элеуметпк пэндершде баса назар аударады.
Аннотация
В работе автор показывает важность патриотического воспитания, актуальность сохранения мира и согласия между этносами, живущими в Казахстане на занятиях общественных дисциплин.
Annotation
In this article the author shows the importance of patriotic education, the urgency of preserving peace and agreement between ethnic groups living in Kazakhstan at the classes of public disciplines.
Мы живем в XXI веке, это век научных, информационных технологий, компьютеризации всего мирового сообщества. Перед человечеством много разных перспектив и возможностей, но все эти новейшие технологии играют не всегда положительную роль. Зачастую материальные ценности стоят выше духовных и в сложившихся условиях остро стоит вопрос о необходимости формирования духовно-нравственного, патриотичного, физически здорового человека, который будет связывать свою судьбу с будущим Казахстана, способного встать на защиту интересов своей родины.
«Наша важнейшая идеологическая задача- воспитание казахстанского патриотизма, формирования ясного самоопределения каждого гражданина», так отмечает Глава государства в стратегической программе «Казахстан -2050» [1]. Патриотизм невозможен без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общество с его прошлым. Целью преподавания истории Казахстана является не только ознакомление с историей, но и воспитание человеческого духа. Известная мудрость гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколений. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время в нашем государстве.
1(19)/2018
Сегодня мы понимаем, что патриотизм -это знания прошлого, героического прошлого собственного народа и это имеет большое значение для воспитания молодёжи. В качестве общенациональной идеи, которая должна обеспечить нормальное функционирование общества, выдвинута идея упрочения гражданского мира, межнационального согласия, идея общеказахстанского патриотизма.
В Стратегии «Казахстан-2050», Президент государства отмечает «Новый казахстанский патриотизм - основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества. Все мы являемся казахстанцами, имеющими равные права и равные возможности. Новый казахстанский патриотизм - это то, что должно объединять все общество, вне этнических различий» [1].
Независимость нашей страны — это самое святое приобретение казахстанского народа, восстановившее прерванную на 300 лет национальную свободу. Свобода человека - это наличие у него выбора и возможности мыслить, говорить и жить в соответствии со своими убеждениями в пределах законов и порядка в обществе. Независимость — это процесс, в ходе которого она проявляет себя как созидательная сила. Это есть не простой, а исторический процесс, главным персонажем которого является сам народ. Полиэтнический состав населения Казахстана способствует реализации истоков патриотизма казахстанского народа, толерантности общества. Президент РК Н.А.Назарбаев неоднократно отмечал «толерантность и терпение казахстанцев, их радушие и приветливость», ставил задачу сохранения и развития межэтнического согласия и межконфессионального диалога в обществе. Эти условия признаны необходимым для достижения страной главной стратегической цели - вхождение в число 30-ть наиболее конкуренто- способных стран мира. Подчеркивая значение толерантности, «Всеобщая декларация прав человека» провозглашает, что именно образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расами, религиозными группами».
Для каждого культурного человека знание истории своей родины, своего края есть неотъемлемый долг в формировании патриотизма, исторического мировоззрения, кото-
рое происходит в стенах учебных заведений. Изучение местной истории, культуры и быта населения, изучение местной природы и естественных богатств, местных предприятий нельзя понимать, как ограничение интересов и кругозора пределами своего набольшего края. Хозяйственно - экономическое и культурно - общественная жизнь каждого села, города, предприятия бесчисленными нитями связана с жизнью всей страны, всего нашего государства. Студенты должны овладеть такой суммой знаний о родном крае и такими практическими навыками, которые помогли бы им понять актуальные задачи преобразовании местной природы и хозяйства как органическую часть общегосударственного плана и принять в этом преобразовании посильное участие.
Повышение интереса к предмету «история Казахстана», осознание необходимости знать историю своего государства, воспитание любви к своей стране - одно из направлений патриотического воспитания.
Для этой работы опорой служит модель социализации личности Костанайского высшего политехнического колледжа. Мы определяем, что наш выпускник - это, прежде всего, человек с присущей ему сознательностью, дисциплиной, патриот и интернационалист, активно борющееся за укрепление межнационального согласия, взаимопонимания, знающий свои корни, уважающий людей другой национальности.
На занятиях общественных дисциплин воспитывается чувство гордости за Казахстан, которое является самым политически стабильным государством, благодаря нашему Лидеру нации и проводимой им политике. В Республике Казахстан проживают представители более 130 национальностей, сосуществует 15 конфессий. Н.А.Назарбаев особо отметил «толерантность и терпение казахстанцев, их радушие и приветливость» [2].
В Послании Глава государства отмечает «Мы создаем такое справедливое общество, в котором каждый может сказать: «Я- казахста-нец, и в своей стране для меня открыты все двери! Быть полезным своей стране, быть ответственным за судьбу своей Родины- это долг и честь для каждого казахстанца» [3].
Воспитание в духе толерантности должно быть направленно на противодействие вли-
в; х х
<с
т
о
СП
я
ш О
О
и м =г о
ос
ш
X X
о К =Г
<с
т
о х
х
ш
янию, вызывающему чувство страха отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. На занятиях истории, говоря о сталинских репрессиях, насильственной депортации народов, показывается радушие казахов, принявших голодных и униженных людей. Казахская земля обогрела, накормила обездоленных людей, для многих стала второй родиной. В суровые годы Великой Отечественной войны, тяжелые послевоенные, когда приходились восстанавливать подорванное войной хозяйство, в годы освоения целины, строительство новых городов, поселков, дорог, подъема экономики, ковалась великая дружба народов Казахстана. При изучении декабрьских событий 1986года показывается историческая значимость в становлении независимого государства, воспитывается чувство гражданского долга, справедливости, патриотизма. Независимость нашей страны -это самое святое приобретение казахстанского народа и знание прошлого, героического свершения народа имеет большое значение для воспитания духовной нравственности. При изучении тем о Великой Отечественной войне воспитывается патриотизм на примерах мужества и героизма воинов, уважение к ветеранам войны, нетерпимость к проявлениям национализма, расизма, показывается вклад в победу он советского народа.
j^j В ежегодных посланиях Президент H.A. ^ Назарбаев уделяет большое внимание вопро-$ сам образования и профессиональной подготовки на уровне мировых стандартов, а зна-О чит и повышения его качества. «Мы должны jj продолжить модернизацию образования. Лич-щ ным кредо каждого казахстанца должно стать q «образование в течение жизни» [4]. Только (Ь мастерство преподавателя, его грамотность и й профессионализм, его умение проводить заня-К тия, основанные на взаимодеиствии с студенО тами, его твердая гражданская позиция могут
Я" помочь в формировании конкурентоспособ-
<С
m ной личности, патриотов нашей страны. х «Наше молодое государство вырастет и воз-§ мужает, наши дети и внуки вырастут вместе с ним. Они будут патриотами своей мирной,
процветающей, быстрорастущей страны, известной и уважаемой во всем мире» [3].
Лидер Нации обращается к молодежи «Вы-воплощение всех наших надежд на будущее. Большинству из вас столько же лет, сколько и нашему независимому Казахстану. А к 2050 году вы уже зрелые граждане, принявшие участие в исполнении этой программы. Вы воспитаны в условиях независимости - того чего не было у нас. Ваше новое независимое мышление- это фактор, который поведет страну к новым целям, кажущимся нам сегодня далекими и недосягаемыми» [3].
Именно такие компетентные люди будут востребованы не только в нашей стране, но и за рубежом. В нашей стране осуществление этих задач реальны, учитывая важность государственной политики, рассчитанной на укрепление сотрудничества в образовании со многими странами. В будущем мы можем гордиться грамотными, образованными, компетентными, культурными людьми, достойными гражданами PK. «Нашей стране нужны граждане, унаследовавшие от предков и впитавшие в себя чувство горячей любви к отчей земле и родному народу, которые бы беззаветно служили нашему независимому государству, обладали эрудицией и широтой мышления, были глубоко и разносторонне образованы, находчивы и сообразительны, смелы и ответственны, здоровы физически и нравственно» [5].
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Республики Казахстан с изм. И доп. От 21мая.-2007. - Алматы: Юрист. -44с.
2. Назарбаев H.A. Наши ориентиры - консолидация, общественный прогресс и социальное партнерство. Казахстанская правда, 1993,- 13 мая.
3. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана. Стратегия «Казахстан - 2050» Новый политический курс состоявшегося государства». Астана. Акорда.-2012. - 53с.
4. Журнал «История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах».2014. - №3,№4.
5. 5. Назарбаев H.A. «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», -https: //wwwgoogle.kz/search?q