Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание как направление деятельности общественного объединения'

Патриотическое воспитание как направление деятельности общественного объединения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
153
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ОБЪЕДИНЕНИЕ / NON-GOVERNMENTAL ASSOCIATION / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ / YOUNG GENERATION / МЕРОПРИЯТИЕ / EVENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Сергей Михайлович

В статье речь идет о функционировании общественного объединения патриотического профиля как социально-культурного явления общественной среды, имеющего статус негосударственного исполнителя социально-культурной деятельности в Московском регионе. Общественно-культурные инициативы организации несут в себе уникальный воспитательный потенциал в сфере патриотического, нравственного и духовного воспитания молодого поколения. Общественная организация выступает как субъект социально-культурной деятельности в социальном секторе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functioning of non-governmental patriotic profile association as social and cultural phenomenon of social environment is considered. The mechanism of author's ideas on civic and patriotic education of young generation realization in the creative laboratory of such associations is shown. Social partnership of mentioned social associations and municipal administration in the field of civic and patriotic education of young generation is displayed. Main sources of mentioned associations financing including grants received as result of competitive tenders of socially important programs, sponsoring, charitable contributions, volunteer's help, and so on are enumerated. By example of the Historical and Cultural Center Soldier's Star regional social association it is shown that social and cultural initiatives of such associations have unique potential in the sphere of patriotic, moral and spiritual education of young generation

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание как направление деятельности общественного объединения»

6. Cannan C. Social Action with Children and Families. A community development approach to child and family welfare / C. Cannan, C. Warren (eds.). - London: Routledge, 1997.

7. Lorenz W. Social Work in a Changing Europe / W. Lorenz. - London: Routledge, 1994.

8. Parker J. Palmer The Courage to Teach / J. Parker. - San Francisco: Jossey-Bass, 1998.

9. Pollo M. Educazione come animazione / M. Pollo. - Turin: Libreria Dottrina Cristiana, 1991.

10. Smith H. The Art of Helping Others / Smith, Heather and Mark K. Smith. - London: Jessica Kingsley, 2008.

11. Smith K. M. Animateurs, animation, learning and change. - the encylopaedia of informal education [Electronic resource] / K. Mark Smith. - URL: www.infed.org/animate/b-animat.htm <http://www.infed.org/animate/b-animat.htm>

12. Smith K. M. Paolo Freire [Electronic resource] / K. Mark Smith. - URL: www.infed.org /thinkers/et-freir.htm

13. Toynbee W. S. Adult Education and the Voluntary Associations in France / W. S. Toynbee. - Nottingham: University of Nottingham Department of Adult Education, 1985.

3

Социально-культурная деятельность

Исследования молодых ученых

С. М. Смирнов

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

В статье речь идет о функционировании общественного объединения патриотического профиля как социально-культурного явления общественной среды, имеющего статус негосударственного исполнителя социально-культурной деятельности в Московском регионе. Общественно-культурные инициативы организации несут в себе уникальный воспитательный потенциал в сфере патриотического, нравственного и духовного воспитания молодого поколения. Общественная организация выступает как субъект социально-культурной деятельности в социальном секторе. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, неправительственный объединение, патриотическое воспитание, молодое поколение, мероприятие.

Functioning of non-governmental patriotic profile association as social and cultural phenomenon of social environment is considered. The mechanism of author's ideas on civic and patriotic education of young generation realization in the "creative laboratory" of such associations is shown. "Social partnership" of mentioned social associations and municipal administration in the field of civic and patriotic education of young generation is displayed. Main sources of mentioned associations financing including grants received as result of competitive tenders of socially important programs, sponsoring, charitable contributions, volunteer's help, and so on are enumerated. By example of the "Historical and Cultural Center "Soldier's Star" regional social association it is shown that social and cultural initiatives of such associations have unique potential in the sphere of patriotic, moral and spiritual education of young generation. Keywords: socio-cultural activity, non-governmental association, patriotic education, young generation, event.

Патриотическое воспитание молодого поколения граждан России — важная педагогическая и общественная задача, которая подразумевает широкое распространение гражданско-патриотических идей и ценностей, создание основ и условий для формирования духовности, гуманизма и нравственных качеств у молодого поколения.

Патриотизм — изначально социальное чувство, чувство общности, единства, солидарности с родными и близкими. Кроме того, это чувство сопричастности их судьбе, поскольку «Родина», «Отечество», как родные люди (мать, отец, близкие родственники или те, кто их фактически заменяет) и в то же время как исторически определённое место и время рождения, образуют единый и нераздельный феноменологически первичный мир современников.

Диалог с прошлым позволяет трансформировать приемлемые ценности и выработать новые. В связи с этим представляется общественно значимым изучение конкретно-исторического содержания такого феномена, как патриотизм в новой социально-экономической ситуации в обществе. Много размышляли о патриотизме классики русской философии второй половины XIX века - начала, а точнее - первой половины XX века - В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, А. Ф. Лосев, Л. П. Карсавин, Б. А. Вышеславцев, Г. В. Флоровский, И. А. Ильин, С. Л. Франк; писатели-эмигранты - Н. А. Алексеев, А. В. Геруа, Н. Н. Головин и др. Многие страницы работы «Судьбы России» Н. А. Бердяева посвящены любви русского человека к родной земле, к Отечеству: «все наши политические достижения находятся в прямой зависимости от степени нашего патриотического воодушевления, от роста ответственности национального сознания в русском обществе и народе ... Русский народ должен сейчас сделать величайшее напряжение духа, чтобы доказать миру, что в России есть патриотизм, есть национальное сознание, есть гражданское достоинство.».

Проблема патриотического воспитания является предметом значительного числа исследований зарубежных и отечественных учёных (Сократ, Демокрит, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегель, А. Н. Радищев, А. П. Куницын, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский и др.). Истории становления и развития российского патриотизма посвящены исследования Н. М. Карамзина, В. С. Соловьёва, А. Н. Боханова, Б. Д. Грекова, Б. Рыбакова. Философские подходы к содержанию, сущности и формам патриотизма раскрыты в трудах Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, И. А. Ильина, Г. П. Федотова, П. А. Флоренского и других отечественных мыслителей.

А. С. Макаренко впервые в истории мировой педагогики создал систему патриотического воспитания и успешно управлял ею. Основополагающее значение для исследования системы патриотического воспитания учащейся молодёжи имеют научные работы А. В. Барабанщикова, А. Н. Вырщикова; структура и компоненты системы патриотического воспитания выявлены в работах Н. М. Конжиева, М. Н. Терентий, В. С. Чудного и многих других теоретиков педагогической науки.

Усиление процесса педагогизации социальной среды как важного фактора нравственно-патриотического воспитания личности - уставная цель созданной на пороге XXI века Региональной общественной организации «Историко-культурный центр "Солдатские звезды"». Лейтмотив и содержание строк песни композитора Юрия Чичкова «Солдатские звезды» на стихи поэта-песенника Константина Ибря-ева («Эти вечные звезды в дороге нам светят») обусловили выбор названия нашего общественного объединения. Приоритетными задачами социально-культурного проектирования программ общественного объединения «Солдатские звезды» являются поддержка тех ценностей, норм, традиций, культурных практик, которые «отфильтрованы» историческим опытом многих поколений, отвечают критериям

нравственности, гуманистичности, отражают специфику данного региона. Деятельность организации призвана отразить констатацию роста общественных формирований, разных по характеру социального участия, в целом показать себя участником формирования гражданского общества, на практике реализовать идею «социального партнерства». Совместная деятельность общественных объединений и власти для достижения наилучших результатов дает синергетический эффект -результат, который невозможно достичь вне социального партнерства. Относительно новый для сегодняшней России термин «социальное партнерство», в широком его значении, подразумевает конкретное взаимодействие представителей трех секторов общества - государственного, коммерческого и некоммерческого - при решении социально значимых проблем. Бизнес-общество-власть: от сосуществования через содействие к сотрудничеству - и есть принцип «социального партнерства». Необходимость и целесообразность взаимодействия власти и некоммерческих организаций (НКО) определяется тем, что государство и общественно-добровольческий сектор имеют во многом схожие цели, интересы и функции.

Процесс разработки модели участия общественного объединения в социальном секторе региона организован как процесс социального проектирования, в котором принимают участие учредители, представители тех, кто выступает в роли непосредственных участников, волонтеры. Широк алгоритм творческой деятельности объединения с учетом динамики содержания и социально-педагогических условий. Общественное объединение как социально-культурное явление общественной среды функционирует в культурном пространстве, открытом для творчества в раскрытии патриотического темы.

Программы историко-культурного центра «Солдатские звезды» - это взаимополезные дела, в основе которых созидательная деятельность во благо времени, проявление гражданских инициатив.

Патриотическое воспитание как направление деятельности общественного объединения конкретизируется в социально-культурных проектах. Так, например, общественным объединением «Солдатские звезды» был создан проект на блокадную тему «Мемориал артистов юного поколения осажденного Ленинграда 19421945 годов. (Мемориал А. Е. Обранта)» в честь танцевального агитвзвода воспитанников политотдела 55-й армии Ленинградского фронта. Своим жизнеутверждающим искусством человек, небывалой прежде профессии «военный балетмейстер», старший лейтенант Аркадий Обрант (1906-1973) помог выстоять детям блокадного Ленинграда, когда город-фронт держал круговую оборону. 30 марта 1942 года его воспитанниками был дан первый плац-концерт перед бойцами. Это было больше, чем концертное выступление. Они огнем своего таланта растопили холод и отчаяние! В год 300-летия основания Санкт-Петербурга государственный «Комитет-300» поддержал предложение общественного объединения «Солдатские звезды» о проведении ряд мероприятий по увековечению памяти А. Е. Обранта (1906-1973) в Российской Федерации.

Ту же цель преследовал проект «Богатырские игры» - борцовский турнир памяти «богатыря земли Русской», Олимпийского чемпиона 1956 года по классической (греко-римской) борьбе в тяжелом весе, участника штурма Берлина Анатолия Ивановича Парфенова (1924-1993). По зарубежным откликам тех лет: «Парфенов -силен, как Бог, слажен, как Геракл». В родном Подмосковье ему воздвигнута памятная плита с надписью: «Богатырю земли Русской».

«Богатырские игры» - это праздник русской богатырской удали и свидетельство Величия и Славы России. Обращаясь к участникам «Богатырских игр» трех-

кратный Олимпийский чемпион, Герой России А. А. Карелин отметил: «Каждый, кто выйдет на этот помост, должен знать, что он прикоснулся к легенде, имя которой Парфенов».

Проект включен календарь массовых соревнований Министерства по физической культуре и спорту РФ и является одной из форм участия в реализации Федеральных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (2005-2009 годы)» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (2006-2010 годы)». В 2008 году «Богатырские игры» были включены в список организаций, осуществляющих реализацию спортивных проектов в рамках Городской комплексной целевой программы «Спорт Москвы 2007-2009», в раздел «Программа развития клубной системы и физкультурно-спортивная работа негосударственных некоммерческих спортивный организаций» на 2008 год. Кульминацией спортивной программы стало сообщение о присуждении Анатолию Ивановичу Парфенову (посмертно) российской общественной награды «Гордость Отечества».

В 2006 году созданный общественной организацией «Солдатские звезды» проект, посвященный героическому подвигу курсантов Краснознаменного училища, проявленному ими в Битве за Москву осенью 1941 года на правом берегу реки Лама под Волоколамском, был рассмотрен «Рабочей группой по координации информационно-пропагандистских и культурных мероприятий в связи с памятными датами военной истории Отечества Российского Организационного Комитета "Победа"». Комитетом была поддержана конструктивная идея его проведения в памятные дни контрнаступления советских войск под Москвой. В истории Второй мировой войны записано: «...в боях под Москвой отличились бойцы и командиры курсантского училища им. Верховного Совета РСФСР под командованием Младенцева». Курсанты с честью прошли свой путь, сдав «экзамен на бессмертие».

В этой патриотической акции активным участником выступает «поисковый отряд» под руководством заслуженного учителя Российской Федерации Г. А. Быстро-ва. Памяти тех, кто в боях за Родину добывал наше Сегодняшнее, кто строил Дом, который мы называем Отчизной, кто не щадил себя во имя общественного блага, скульптор Сергей Коненков посвятил свой «Парк добрых воспоминаний под сенью новых саженцев».

В 2009 году в сфере общественного внимания было празднование юбилея прославленного москвича (с Красной Пресни), офицера-музыканта, друга Пионерии, лауреата премии Ленинского комсомола и Государственной премии СССР, народного артиста России композитора Юрия Чичкова (1929-1990), которому 26 июля 2009 года исполнилось бы 80 лет со дня рождения. Лучезарный талант Чичкова -всегда достойный повод для самых высоких слов. В своих сочинениях композитор раскрывается во всей полноте своего таланта: темы Родины и отваги, верности и чести, детей и игр, мира и дружбы, природы и любви к родному краю всегда присутствовали в его музыкальном творчестве. Юбилейная программа «Все, что сердцу дорого» названа его же нравственной доминантой: «Мне дорога страна Детства, куда не идут поезда, но которая всегда в моем сердце». Знаменательно, что юбилейная программа общественного объединения проводилась в Год молодежи и во время проведения Международного Форума «Международное Десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей Планеты 2000-2010 годы». Силами общественного объединения была учреждена общественная награда -именной Приз Юрия Чичкова и памятная медаль Ю. М. Чичкова «Поиск и поддержка одаренных детей в области музыкального искусства». Большой музыкально-песенный вернисаж Юрия Чичкова «Все, что сердцу дорого» состоялся в День народного единства - 4 ноября 2009 года, на котором было объявлено о присуж-

дении композитору (посмертно) высшей общественной награды — знака лауреата и Диплома Форума «Общественное признание» за вклад композитора в укрепление сплоченности российского государства.

Современная молодежь приняла эстафету подвига, воспевая гимн мужеству, отваге и героизму, перенеся свои воззрения в глубину отечественной истории. В этом — большая заслуга различных общественных объединений, и в частности — «Солдатские звезды». Участвуют общественные объединения и в межпоколенчес-кой интеграции ценностей и традиций патриотического воспитания. При этом основным принципом взаимодействия с органами государственной власти (в регионе) в этой общественно полезной деятельности по усилению воздействия на формирование нравственно-патриотических чувств у юного поколения граждан является «социальное партнерство». Главным финансовым инструментов при этом взаимодействии становится госсубсидия — грант, получаемый в результате участия в конкурсе (социальном тендере) общественно значимых программ, а также спонсорская поддержка, благотворительные взносы, деятельность волонтеров и др. Одно из направлений деятельности Региональной общественной организации «Историко-культурный центр "Солдатские звезды"» - это создание культурного пространства, открытого для творчества детей и молодежи (в раскрытии гражданско-патриоти-ческой темы), и реализация принципа «социального партнерства».

В этом широком социальном процессе межпоколенческой интеграции ценностей и традиций патриотического воспитания роль деятельности общественного объединения патриотического профиля особенно ощутима. Нам удалось показать на практике возможность творческого продвижения детей и молодежи в общении с искусством и в целом с наследием отечественной культуры, возможность их приобщения к высоким образцам патриотического искусства.

А. Л. Леутина

ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ САМООРГАНИЗОВАННЫХ ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В статье рассматривается феномен децентрализованной сетевой экспертизы, характерный для сферы самоорганизованного досуга. Анализируется влияние сетевого типа экспертной деятельности на способы формирования ресурсов для проектов самоорганизованных досуговых объединений. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, проектирование, культурно-досуговое проектирование, экспертиза, экспертная деятельность, самоорганизованный досуг, самоорганизованные досуговые объединения, неформальные объединения, молодежные субкультуры.

The article considers the phenomenon of the decentralized network examination inherent in the sphere of self-organized leisure. It analyzes the influence which network expert activity has on the ways of resources formation for the projects of self-organized leisure associations. Keywords: socio-cultural activity, projecting, cultural-leisure projecting, examination, expert activity, the self-organized leisure, self-organized leisure associations, informal associations, youth subcultures.

Развитие сферы культурно-досуговой деятельности в современной России осуществляется под влиянием процессов децентрализации и диверсификации. Наряду с традиционными субъектами организации досуга — такими, как государственные учреждения культуры, широкое распространение получают самоорганизованные досуговые объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.