ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Брянцева Марина Витальевна Московский государственный областной университет
Ключевые слова: Патриотическое воспитание, патриотизм, этика, любовь к Родине, служение Отечеству, дошкольники
Важнейшим аспектом, входящим в рамки Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155), является процесс, направленный на реализацию норм по формированию у детей дошкольного возраста элементов патриотизма, нравственного воспитания, этики и любви к своей Родине. Патриотизм - не абстрактное понятие. Его нельзя купить или подарить. Он формируется с детства, с молоком матери, с памятью предков. Его основа - любовь к Родине и служение своему Отечеству. Именно в условиях современного развития общества, сложившихся внешне и внутренне политических условий, именно это априори является первостепенной задачей, стоящей не только перед учителями, но и перед всеми субъектами образовательного и воспитательного процесса, задействованными в педагогической работе с дошкольниками 4. Так, профессор Хутин А.Ф., широко исследовавший данную тему, считает, что прошедшие изменения в российском обществе, привели к потере нравственности и девальвации в обществе таких понятий, как гражданственность, патриотизм, патриотическое воспитание, долг перед Отечеством. Эти категории на рубеже столетий приобрели неоднозначную интерпретацию, порой были искажены, неверно истолкованы. При отсутствии общенациональной идеи, в условиях остро выраженной социальной дифференциации общества, появилось неоднозначное, враждебное отношение общества к восприятию Родины 10. Именно дошкольники, тот пласт в образовании, где необходимо активно включаться в работу по формированию личности 5, закладывать основы, на которые в дальнейшем ляжет весь объем знаний и качеств, присущих полноправному члену нашего общества, именно в этом возрасте мы закладываем в детей нравственность, любовь к Родине, ставим приоритетные цели служения своему Отечеству по велению сердца,
духовность, перспективы жизненных ориентиров. Четко и ясно данную мысль высказывают учёные кафедры начального образования, под руководством доктора педагогических наук, профессора М.Б. Зацепиной, и кафедры дошкольного образования, под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.С. Комаровой, на факультете психологии МГОУ, а также педагоги-практики, долгое время проработавшие в дошкольных учреждениях 6. Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре, отношении к другим людям. История античности донесла до нас информацию о так называемом «спартанском» воспитании детей в одном из греческих полисов -Спарте, где наряду с формированием качеств умелых воинов, детям с малых лет прививали чувства любви к своей родине, чести и доблести.
Список литературы:
1. Борисенко Я. Н., Лепетуха Д. В., Сидоренко А. А., Великих Ж. С., Иващенко Т. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Молодой ученый. 2017. №50. - С. - 214-216. [Электронный ресурс] / режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/184/47221/ (дата обращения: 31.01.2018).
2. Брянцева А.В. Римское наследственное право и его рецепция в современном законодательстве / В сборнике: Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития материалы III-международной научно-практической конференции. под редакцией Ю.В. Фурмана, Т.Б. Белозеровой, Е.П. Непочатых. 2016. - С. 158-170.
3. Брянцева М.В., Хутин А.Ф. Социально-гуманитарное образование молодёжи в современной России / Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2012. - № 3. - С. 5-15.
4. Быковская Т.Е. Современная семья как система ценностных ориентаций ребёнка / В сборнике: Нравственное воспитание детей и молодежи в современных условиях. М., 2014. - С. 376-380.
5. Быковская Т.Е., Линник Р.В. Место и роль дошкольного учреждения и семьи в стимулировании развития нравственных качеств дошкольников / В сборнике: Инициатива и творчество социального педагога: Сборник студенческих научных работ. М., 2013. - С. 40-42.
6. Зацепина М.Б., Гусева И.А. Современные условия формирования личности ребёнка-дошкольника в новом социокультурном пространстве / В сборнике: Дошкольное образование и профессиональная подготовка кадров: традиции и инновации: Сборник научных статей международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ. 2017. - С. 15.
7. Зацепина М.Б., Халезова Н.А. Культурологический подход к патриотическому
воспитанию детей дошкольного и школьного возраста / Педагогика и психология образования. 2016. - № 2. - С. 18-25.
8. Елизарова Н. М., Колесникова О. А. Патриотическое воспитание дошкольников / Молодой ученый. 2016. - №24. С. 450-452. [Электронный ресурс] / режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/128/35566/ (дата обращения: 31.01.2018).
9. Кулишкина С. А. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности / Молодой ученый. 2017. - №2. С. 604-605. [Электронный ресурс] / режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/136/38133/ (дата обращения: 31.01.2018).
10. Хутин А.Ф. Патриотизм как феномен общественного сознания / В сб.: Интеллект XXI века: Сборник материалов научно-практических конференций и профессиональных конкурсов. Избранное / Под. ред. А.Ф. Хутина, Л.А. Трусовой. 2015. - С. 168-172.