90
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
ren's and teenagers' health in the conditions of the Republic of Dagestan // Materials of the 12th International Scientific Practical Conference. Rostov-on-Don. 2009. P. 124-127. 9. Osmanov R. O., Musaeva Z. G., Kurbieva S. O., Musaeva M. V. The consequences of the anthropogenous influence on the air basin of the Republic of Dagestan // Materials of the 12th International Scientific Practical Conference. Rostov-on-Don. 2009. P. 136 - 141.
Literatura
1. Abdurahmanov G. M., Gasangadzhieva A. G., Gabibova P. I. Jekologo-geograficheskaja, social'no-jekonomicheskaja obuslovlennost' i prognoz zabolevaemosti zlokachestvennymi novoobrazovanijami naselenija rajonov respubliki Dagestan. Mahachkala. ALEF, 2008. 112 s. 2. Apanasenko G. L. Fiziche-skoe razvitie detej i podrostkov. Kiev: Zdorov'e, 1985. 80 s. 3. Apanasenko G. L. Jevoljucija biojenergetiki i zdorov'e cheloveka. SPb. : Petropolis, 1992. 134 s. 4. Apanasenko G. L., Popova L.A. Medicinskaja valeo-logija. Kiev, 1998. 243 s. 5. Arshavskij I. A. Fiziologicheskie mehanizmy i zakonomernosti individual'nogo razvitija. M. : Nauka, 1981. 282 s. 6. Bunak V. V. Teoreticheskie voprosy uchenija o fizicheskom razvitii i ego tipah // Uchenye zapiski MGU. 1940. T. 34. S. 7-57. 7. Osmanov R. O. Musaeva Z. G., Kurbieva S. O., Musaeva M. V. Vlijanie gigienicheskih, jekologicheskih, social'no-jekonomicheskih, mediko-biologicheskih, klimatogeograficheskih faktorov na antropometricheskoe raz-vitie detej // Mater. XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rostov-n/D. 2009. S. 112-117. 8. Osmanov R. O. Musaeva Z. G.,
Kurbieva S. O. Vlijanie razlichnyh jekologicheskih faktorov na zdorov'e detej i podrostkov v uslovijah Respubliki Dagestan // Mater. XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rostov-n/D. 2009. S. 124-127. 9. Osmanov R. O. Musaeva Z. G., Kurbieva S. O., Musaeva M. V. Posledstvija antropogennogo vlijanija na vozdushnyj bassejn Respubliki Dagestan // Mater. XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rostov-n/D. 2009. S. 136- 141.
Статья поступила в редакцию 22.12.2014 г.
УДК 378
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
THE PRESCHOOL CHILDREN’S PATRIOTIC AND CIVIC EDUCATION IN ACCORDANCE WITH THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD REQUIREMENTS
© 2015 Рагимова Л. И.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Ragimova L. I.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В статье нашли отражение цели и задачи, ключевые образовательные компетенции в сфере дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В ней освещаются вопросы патриотического и гражданского воспитания дошкольников.
Abstract. The article reflects the goals and objectives, key educational competencies in the sphere ofpreschool education in accordance with Federal State Educational Standard for preschool education (FSES for PE). It highlights the issues of the preschool children’s patriotic and civic education.
Психолого-педагогические науки •••
91
Rezjume. V stat'e nashli otrazhenie celi i zadachi, kljuchevye obrazovatel'nye kompetencii v sfere doshkornogo obrazovanija v sootvetstvii s Federal'nym gosudarstvennym obrazovatel'nym standartom doshkol'nogo obrazovanija (FGOS DO). V nej osveshhajutsja voprosy patrioticheskogo i grazhdans-kogo vospitanija doshkol'nikov.
Ключевые слова: стандарт дошкольного образования, духовно-нравственная природа патриотизма, народные обычаи, история, культура, традиции семьи, общества и государства, этнокультурная и социальная ситуация развития детей.
Keywords: standard of preschool education, spiritual and moral nature of patriotism, folk customs, history, culture, family, society and state traditions, ethno-cultural and social situation of children’s development.
Kljuchevye slova: standart doshkol'nogo obrazovanija, duhovno-nravstvennaja priroda patriotiz-ma, narodnye obychai, istorija, kul'tura, tradicii sem'i, obshhestva i gosudarstva, jetnokul'turnaja i social'naja situacija razvitija detej.
Первого сентября 2013 года вступил в силу федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с требованиями данного закона рабочей группой, возглавляемой директором Федерального института развития образования академиком РАО А. Асмоловым, был разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, получивший статус законности с 1 января 2014 года. В отечественной образовательной практике нет аналогов ФГОС дошкольного образования. Новый закон «Об образовании в РФ» впервые закрепил за дошкольным образованием статус исходного, базового уровня образовательной системы. И задача руководителей и работников дошкольных учреждений состоит в том, чтобы поднять дошкольное образование на такой уровень.
Последние годы вместо термина «дошкольное воспитание» используется термин «дошкольное образование», нашедший отражение в новых стандартах. Что дает дошкольному учреждению и дошкольному образованию в целом его новый статус?
Прежде всего, это принципиальные изменения всей системы общего образования, в результате которых дошкольные учреждения становятся первой ступенькой, фундаментом для школьного образования. Однако при этом следует иметь в виду, что нельзя рассматривать деятельность дошкольных учреждений исключительно, как ее рассматривали раньше, то есть как подготовку к школе. В интервью интернет-изданию «Независимая газета» А. Г. Асмолов особо подчеркивал: «Стандарт дошкольного образования ставит цель, чтобы дети остались почемучками. Нам важно, чтобы у них возникла мотивация к познанию и творчеству, и в ходе этой мотивации они обучились счету, чтению, получили представление о мире. Через сказки, через игры, через искусство,
через мультфильмы, через исследовательское конструирование» [7].
Стандарт разработан с учетом всего лучшего, что создано на данный момент в российском дошкольном образовании, на основе культурно-исторической теории развития психики человека, которая создана в России усилиями Л. С. Выготского и его научной школы.
По словам А. Асмолова, «в соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребенка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг» [5].
Перед педагогами и воспитателями дошкольных учреждений РД в соответствии с требованиями ФГОС ставятся следующие задачи:
- расширить и обогатить знания детей старшего дошкольного возраста о родной республике, о народах, его населяющих, его природе; о России, культуре, быте и традициях народов, проживающих на ее территории;
- воспитать чувство гордости на свою страну, бережное отношение к окружающей природе;
- формировать полилингвальную личность, владеющую национально-
культурными нормами речевого поведения в разных ситуациях межличностного и межкультурного общения, то есть нормами культуры речи и общения;
- создание условий для развития интеллектуального, нравственного, эстетического потенциала личности;
92
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
- воспитание гражданина, патриота.
На основе главных целей и задач, стоящих в сфере дошкольного образования, определяется перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте, среди которых патриотическое и гражданское воспитание дошкольников, приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям: природе, произведениям искусства, являющимся результатами труда и творчества. Особый акцент при этом делается на воспитании любви к родному краю, природе, приобщении подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, его духовным и нравственноэстетическим ценностям. Ведь, как говорил академик Д. С. Лихачев, «если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Основным фактором интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников многие исследователи считают национально-региональный компонент. Однако здесь следует учитывать особенности нашего региона. Каждый ребенок должен знать историю, культуру, традиции родного Дагестана и в то же время осознавать себя частью большого российского государства.
Следует учитывать, что процесс интеграции человека в мировое культурное пространство, темп современной жизни и ее информационная мобильность и насыщенность предъявляют к нему особые требования. Поэтому важно уже с детского садика «формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям, произведениям искусства. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру»
[4].
Однако это очень большой объем информации. Хорошие результаты в приобщении детей дошкольного возраста к культуре своего народа и народов, населяющих Россию, и даже народов мира дает технология "погружения" в культурно-исторический образ.
В основе данной технологии лежит личностно-ориентированный подход. Начать следует с выявления у детей представлений о человеке в истории и культуре, уровня их познавательного развития. Это позволит выбрать наиболее эффективные методы развития ребенка дошкольного возраста. В младшей группе даются первые сведения о культуре и быте народов Дагестана, русского народа, о своей семье и самом себе. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети продолжают знакомиться с историей и культурой Дагестана, России, узнают о музеях, о ремеслах, об одежде, о предметах быта и т. п.
Накопление знаний о культуре, быте народов нашей родины идет в процессе проведения сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, музыкально-художественной деятельности, подвижных игр, хороводов с речевым содержанием, способствующих речевому развитию, вырабатывающих ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать умение соотносить движения с текстом, умение начинать движение по сигналу; театрализованных представлений на основе познавательного материала, усвоенного детьми; настольно-печатных игр с историческим содержанием, способствующих дальнейшему развитию речевого мышления.
Подобную работу следует проводить последовательно, поэтапно. Для этого предусмотрено тематическое и блочное погружение, которое «дает возможность охватить целый логически и хронологически законченный период с выраженными причинноследственными связями, создать особое психологическое поле и совместное "проживание" в нем воспитателя и детей» [4]. Однако для этого педагогам дошкольных учреждений необходимо разработать календарно-перспективное планирование, составить базовые конспекты занятий, дидактических игр, которые способствовали бы активизации познавательного развития. Помимо этого педагогам следует скоординировать свою работу со специалистами детского сада (музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре), а также с учреждениями дополнительного образования (музеями, детской библиотекой, художественной школой).
Учитывая, что к основным принципам, утверждаемым ФГОС, относятся: «приобщение детей к социокультурным нормам,
Психолого-педагогические науки •••
традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей» [6], уже в дошкольных учреждениях необходимо формировать чувство патриотизма. С этой целью детям даются начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом очень важно учитывать духовно-нравственную природу патриотизма, чтобы воспитание патриотизма не превратилось в профанацию или, что еще хуже, не привело к шовинизму, агрессивности по отношению к представителям других наций и народностей (особенно это актуально для нашего региона). Знания - это пища ума, а патриотизм идет от сердца, поэтому главной задачей детского сада выступает закладывание основ духовно-нравственной личности, пробуждение, а не навязывание чувства любви к родине [3. С. 40-57].
Н. Миронова предлагает «выстроить своеобразную систему ценностей для ребенка дошкольного возраста: что для него особенно важно (мама, семья, дом), а что должно стать значимым под влиянием общения с воспитателем-педагогом (любовь к близким людям, друзьям; любовь к Родине)» [1. С. 114]. Так как родина для дагестанцев -это не только родное село, горный край, в котором он родился, но и Россия, знакомство с историей и первыми защитниками Земли Русской имеет большое значение в формировании такой духовной ценности, как любовь к Родине, и начинать ее следует с былинных героев: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Эти богатыри совершали подвиги во имя защиты земли дедов и отцов. Знакомя детей с подвигами богатырей, можно использовать картины В. Васнецова «Богатыри», Н. К. Рериха «Богатыри просыпаются».
Несомненно, очень важно, чтобы «воспитатель, прививая детям любовь к Родине, максимально владел разнообразным материалом... в области культуры, искусства, художественного творчества» [1. С. 117]. Хорошо владея материалом об устном народном творчестве дагестанцев (лакская песня «Парту Патима», в которой повествуется о борьбе против татаро-монгольских захватчиков в XIII-XIV вв.; аварская песня «О разгроме Надиршаха», в которой показана сплоченность горцев в борьбе против иранских завоевателей, проникших в глубь страны в сер. XVIII в.; аварская «Песня о Хочбаре», кумыкские «Песня об Айгази», «Картгочак», правдиво изображающие
93
борьбу против феодального гнета), воспитатель сможет показать патриотизм дагестанцев, историю народов Дагестана, их тяжелую жизнь, борьбу против угнетателей.
Любовь к отчизне начинается с любви к месту, где родился человек. Перед тем как планировать работу с детьми, следует выявить уровень их знаний о родном городе (поселке, районе, селе). Диагностическая карта для детей дошкольного возраста может включать в себя следующий объем знаний и представлений: название, символика родного города; история возникновения города; название микрорайонов, улиц нашего города; промышленные объекты города, основные профессии людей на этих предприятиях; памятники; знаменитые люди, прославившие наш город; достопримечательности; культурное наследие родного города [2. С. 117].
После выявления уровня знаний детей о родном городе (возьмем, к примеру, город Махачкала), следует систематизировать знания детей о природе родного края, традициях, быте и культуре. С этой целью планово проводится работа по следующим темам:
1. «Моя семья». Когда ребенок узнает историю своей семьи, факты из биографии бабушек и дедушек, чем занимаются его родители, узнает, чье имя он носит и т. п., сохраняется связь поколений.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Беседа на тему «Чье имя ты носишь? Что оно означает?» позволит развить самопознание и воспитать у ребенка уважение к себе; поможет ему осознать себя, свои достоинства и недостатки; вызовет желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье. В ходе беседы можно порассуждать о том, для чего человеку имя, провести игру «Полное - неполное имя» или «Назови ласково».
При проведении ролевой игры «Семья» у детей формируется правильное отношение к семье, семейным традициям. К примеру, закрепляется традиция вставать, когда в комнату входят старшие, не говорить громко в их присутствии, тем более не сквернословить. У девочек формируются навыки будущей хозяйки: сервировать стол, угощать гостей и т. п.
94
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
Спортивная игра «Папа, мама и я - спортивная семья» культивирует здоровый образ жизни, сплачивает членов семьи, дает почувствовать «чувство локтя» и ответственность каждого за конечный результат.
Можно также организовать выставку рисунков «Моя семья». Все это позволит воспитать уважение к традиционным ценностям, таким, как любовь к родителям, уважение к страшим, заботливое отношение к пожилым, стремление в своих поступках следовать положительному примеру.
2. «Животный мир». Дать понятие об основных видах животных, о классификации животных на диких и домашних по их взаимоотношению с человеком. Показать, какие животные обитают на территории Дагестана.
Просмотр телепередач о животных «Домашние животные», «Планета собак», «Планета кошек», «100 вопросов о животных», «Живая энциклопедия», «В мире животных», «Наши любимые животные».
3. «Растительный мир». Дать понятие об основных видах растений; ввести и обосновать классификацию растений на дикие и культурные (по взаимоотношениями с человеком). Показать, какие растения произрастают на территории Дагестана.
Просмотр телепередачи о растениях «Ботаника» ...
После ознакомления с флорой и фауной родного края проводится конкурс рисунка. Экскурсия в городской парк позволит составить с детьми гербарий. Дети научатся различать листья разных деревьев, растения.
При изучении животного и растительного мира развивается память, речь, внимание, наблюдательность, любознательность детей, у них возникает желание узнать больше о тех или иных животных или растениях. При этом воспитывается любовь и бережное отношение к природе.
Настольные игры помогут закрепить полученные знания. Насколько дети наблюдательны, позволит выявить игра «Лото» (воспитатель загадывает загадку, а дети находят на листочках нужную картинку и закрывают ее).
1. Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох). 2. Шелковисты и красивы, зелены, как на лугу, под водой они растут, рыбок прячут, берегут (водоросли). 3. Что же это за девица? Не швея, не мастерица? Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год (ель).
4. Белоствольные красавицы дружно встали у дорожки, книзу веточки спускаются, а на
веточках сережки (березки). 5. Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок - остался стебелек (одуванчик). 6. Пробивается росток, удивительный цветок. Из-под снега вырастает, солнце глянет -расцветает (подснежник) и т. п.
4. «Мой любимый город» (рассказ детей о детском садике и районе, в котором он расположен, об улице, на которой живет ребенок; преподаватели знакомят ребят с историей города, его символикой, с главными улицами города, его достопримечательностями, с промышленными объектами).
5. «Природа в окрестностях города». Используя мультимедийные средства, печатные издания, педагоги могут знакомить детей с удивительной природой родного города (море, горы, уникальный песчаный бархан Сары-кум в окрестностях Махачкалы с неповторимой фауной), животный и растительный мир.
Сарыкум - это подлинное чудо природы, своеобразный оазис, заповедник, имеющий свой микроклимат, животный и растительный мир.
Песок бархана, как губка, впитывает в себя атмосферные осадки, а затем питает 13 родников. На песках Сарыкума обнаружено 278 видов растений, относящихся к 54 семействам. Интересен и животный мир. Как заметили ученые, на Сарыкуме водятся только те животные, которые могут обходиться почти без воды. На песках можно встретить быструю ящерку, ушастую круглоголовку (вид ящерицы), песчаного удавчика, мохноногого тушканчика, ушастого ежа.
«Путешествие» по этому бархану позволит педагогам формировать бережное отношение к природе, прививать чувство гордости за родной край.
6. «История города». Знакомство с историей возникновения города, с предыдущим его названием, с названиями улиц города (в честь кого они названы), знакомство с государственной символикой города (флагом, гербом, мелодией гимна), раскрытие значения государственных символов воспитывает любознательность, чувство патриотизма и любви к малой родине.
Экскурсии в Музей истории города Махачкалы и в Дагестанский государственный объединенный исторический и архитектурный музей им. А. Тахо-Годи позволят ознакомить детей с историческим и культурным наследием города Махачкалы. Музей истории города Махачкалы - самый молодой музей в городе, открывшийся к 150-летнему
Психолого-педагогические науки •••
юбилею города. Особый интерес представляет коллекция старых фотографий Порт-Петровска и его жителей. Историкоархитектурный музей знакомит с уникальной природой горного края, с растительным и животным миром республики, подробно рассказывает о народах республики с незапамятных времен.
7. «Защитники Родины». С целью формирования у детей патриотических чувств необходимо познакомить их с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы, в частности, посетить с ними Музей боевой славы, расположенный в парке Ленинского комсомола, а также пройтись Аллеей славы с портретами участников и героев Великой Отечественной войны.
Около 185 тысяч дагестанцев были на фронтах той войны, 95 тысяч из них погибли или пропали без вести, 59 удостоены высокого звания Героя.
Во время экскурсии можно рассказать детям, что именами героев названы улицы родного города. Например: в честь Ахмет-Хан Султана, военного летчика, дважды Героя Советского Союза, совершившего за время войны 603 боевых вылетов и сбившего лично 30 самолетов противника, назван проспект в Махачкале, горный пик в Дагестане, аэропорт Махачкалы и лицей-школа № 8 г. Каспийска Республики Дагестан; в честь Магомед-Загида Абдулманапова, разведчика, Героя Советского Союза, названа улица; имя легендарного подводника-североморца Героя Советского Союза Магомеда Имадутдиновича Гаджиева носят улицы в Мурманске, Североморске, Полярном и, конечно же, в Махачкале. Его имя присвоено одному из кораблей и заводу, в Махачкале в его честь воздвигнут памятник. В 1999 году город Скалистый Мурманской области переименован в город Гаджиево, где в честь легендарного подводника воздвигнут монумент.
Находясь в музее, дети ощущают принадлежность к великому народу и его прошлому, чувство гордости за Родину и уважение к военнослужащим, ветеранам.
После экскурсии по улице М. Гаджиева, проспекту Ахмет-Хан Султана предлагается детям нарисовать, что больше всего запомнилось с экскурсии.
8. «Люди, прославившие город, Дагестан». Расул Гамзатов, Готфрид Гасанов, Муса Манаров, Ахмедхан Абу-Бакар, Мурад Кажлаев, Ибрагимхалил Супьянов, Халил-бег Мусаясул (Мусаев), Магомед Толбоев,
95
Марат Рахметов, Магомед Гаджиев и многие другие. Среди них художники, поэты и писатели, герои... люди, прославившие Дагестан десятки лет назад и в наши дни. Наша республика - это земля, породившая много талантливых людей, храбрецов! Знакомя детей с биографическими данными этих людей, с их творчеством, мы пробуждаем в них национальное самосознание, толерантное отношение к представителям других народов, гордость за свой самобытный край и любовь к нему.
К примеру, для ознакомления детей с традиционным женским костюмом представительниц разных национальностей Дагестана можно организовать экскурсию в музей «Дагестанский аул», который был открыт в 2009 году по указу правительства республики с целью формирования у народов общедагестанской идентичности, осознания историко-культурного и духовного единства народов Дагестана. В большом зале этого музея представлена экспозиция «Одежда и промыслы народов Дагестана». Можно также ознакомить их с картинами Х. Мусаясул (Мусаева) [8], на которых изображены горянки в национальных костюмах. После этого можно предложить нарисовать костюмы, которые им запомнились. И пока дети рисуют, включить им фрагмент «Песни гор» из "Лирических новелл" или «Касумкентские барабанщики» из балета "Горянка" М. Кажлаева. Непринужденная форма проведения развивающих занятий поможет заинтересовать детей и поддерживать устойчивый интерес на протяжении всего занятия.
9. «Традиционные ремесла Дагестана».
Художественная обработка шерсти. Ковроткачество. Обработка дерева. Резьба по камню. Балхарское керамическое искусство. Художественная обработки металла.
Знакомство с традиционными народными промыслами, являющимися свидетельством древней и долгой истории народов Дагестана, поможет детям осознать часть их культурного наследия.
Работа в этом направлении проводится в дошкольных заведениях РД. В качестве примера приведем дошкольное образовательное учреждение № 7 г. Махачкалы, в котором под руководством Гришиной Анны Викторовны реализуется региональный компонент через проект «Мой родной край», осуществляемый в соответствии с ФГОС
ДО.
96
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
В основе разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем должны лежать принцип энциклопедич-ности, культурологический (приобщение детей к истокам культуры), тематический (деление материала на основные темы -циклы), краеведческий (региональный) принципы, принцип наглядности.
Руководствуясь ФГОС дошкольного образования, каждое дошкольное учреждение разрабатывает свою программу работы. В качестве ориентира можно взять программу Е. А. Хамраевой (Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планета») и разработанный к ней комплекс учебно-методических материалов.
Литература
1. Миронова Н. Культурология в педагогическом вузе. Богатырская сила // Дошкольное воспитание. 2010. № 10. С. 114-117. 2. Общение детей в детской саду и семье / под. ред. Т. А. Репиной, Р. Б.
Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. М. : Педагогика, 1990.
3. Петровский В. А. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 40-57.
4. Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии "погру-
жение в образ" Кулиева Джейран Суфи-кызы, воспитатель. URL: http://festival.1september.ru/ articles/531740/ 5. Серия вебинаров по общественному обсуждению проекта ФГОС дошкольного образования. URL: http://www.firo.ru/ 6. ФГОС дошкольного образования; URL: http:// минобрнау-ra^/news/3447 7. Чургель Анатолий. Статья опубликована в интернет-издании «Независимая газе-
та». Ноябрь 13, 2013 | Рубрика: А. Г. Асмолов, Из жизни ФИРО. 8. См. : картины Х. Мусаева. URL: http://daginsure.ru/?com=elements&page=element&id=1431; URL: http://www.odnoselchane.ru/ ? sect=109&page=article&id=8022&com=articles; URL: http://www.sogratl.net/publ/md/Book/ Skaza-nia_10.pdf; URL: http://i237.photobucket.com/albums/ff176/murtazali2007/Melani-1.jpg References
1. Mironova N. Cultural studies at the pedagogical University. Colossal power // Pre-school education. 2010. # 10. P. 114-117. 2. Communication of children in the kindergarten and the family / ed. by I. A.
Repina, R. B. Sterkina; Scient. Res. Inst. of Pre-school Education of Acad. Ped. Sciences of the USSR. M. : Pedagogika, 1990. 3. Petrovsky V. A. The personality comprehension in psychology // Problems of Psychology. 1981. # 2. P. 40-57. 4. The inclusion of preschool children to the culture of the peoples of the
world through the "immension into the image" technology. Kulieva Jeyran Sufi-kyzy, educator. http://festival.1september.ru/articles/531740/. 5. Webinar series on public discussion of the draft FSES of the preschool education. http://www.firo.ru/. 6. FSES of preschool education http: // минобрнауки.рф /news/3447. 7. Churgel Anatoly. Article published in Nezavisimaya Gazeta online edition. November, 13, 2013 | Category: A. G. Asmolov, from FIRO life. 8. Kh. Musaev's paintings http:// daginsure.ru/ ? com = elements& page =element&id=1431; http://www.odnoselchane.ru/?sect= 109&page=article&id= 8022& com=articles; http://www.sogratl.net/publ/md/Book/Skazania_10.pdf; http://i237.photobucket.com/ albums/ ff176/murtazali2007/Melani-1.jpg Literatura
1. Mironova N. Kul'turologija v pedagogicheskom vuze. Bogatyrskaja sila // Doshkol'noe vospitanie. 2010. № 10. S. 114-117. 2. Obshhenie detej v detskoj sadu i sem'e / pod. red. T. A. Repinoj, R. B. Sterkinoj;
Nauch.-issled. in-t doshkol'nogo vospitanija Akad. ped.. nauk SSSR. M. : Pedagogika, 1990. 3. Petrovskij
V. A. K ponimaniju lichnosti v psihologii // Voprosy psihologii. 1981. № 2. S. 40-57. 4. Priobshhenie detej doshkol'nogo vozrasta k kul'ture narodov mira posredstvom tehnologii "pogruzhenie v obraz" Kulieva Dzhe-jran Sufikyzy, vospitatel'. URL: http://festival.1september.ru/articles/531740/. 5. Serija vebinarov po obshhestvennomu obsuzhdeniju proekta FGOS doshkol'nogo obrazovanija. URL: http://www.firo.ru/
6. FGOS doshkol'nogo obrazovanija. URL: http://minobrnauki.rf/news/3447 7. Churgel' Anatolij. Stat'ja opublikovana v internet-izdanii «Nezavisimaja gazeta». Nojabr' 13, 2013 | Rubrika: A. G. Asmolov, Iz zhizni FIRO. 8. Sm. kartiny H. Musaeva. URL: http://daginsure.ru/?com=elements&page=element&id=1431; URL: http://www.odnoselchane.ru/?sect=109&page=article&id=8022&com=articles; URL: http://www. sogratl.net/publ/md/Book/Skazania_10.pdf; URL: http://i237.photobucket.com/albums/ff176/ murtaza-li2007/Melani-1.jpg
Статья поступила в редакцию 24.12.2014 г.
УДК 378
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА