научно-методический электронный журнал
Попова Е. И. Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2014. - № 03 (март). - ART 14066. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14066.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14066
УДК 372.365
Попова Елена Исааковна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и педагогики детства ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова», г. Ишим Irls1958.18@maii.ru
Аннотация. В статье рассматриваются условия, обеспечивающие формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: патриотизм, представления о родном государстве, культура, этническая идентичность, обычаи, обряды, праздники.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Проблема воспитания патриотизма, толерантности в отношениях между нациями и народностями нашей страны на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной и многоконфессиональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур, стране с нерешенными проблемами в межкультурных отношениях.
Период дошкольного детства - самый ответственный период, поскольку определяются основы гражданственности, нравственности, духовности.
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать чаще всего не удается.
Поэтому особое внимание в период дошкольного детства следует уделить формированию представлений о родном государстве (Т. А. Березина, Д. Н. Дубинина, С. Г. Назарова, Т. Поштарёва и др.), которые в будущем станут основой для развития национальных (гражданских) традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма.
В нашем понимании представления о родном государстве - это формируемые в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста элементарные знания о стране проживания, её устройстве и отличительных особенностях.
Анализ литературных источников позволил определить особенности формирования представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста, которые мы будем рассматривать как процесс, состоящий из следующих блоков:
- «Малая родина» (знакомство с ближайшим окружением и родным городом или посёлком);
- «Мы граждане России» (знакомство с такими понятиями, как страна (государство), столица, президент, гражданин, права и обязанности, многонациональное государство);
- «Государственные символы страны» (знакомство с флагом, гербом и гимном России);
- «Важнейшие события в истории России» (знакомство с историческим прошлым страны; такими событиями, как появление символов, Великая Отечественная война, освоение космоса и т. п.);
Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста
f\j ■Л f\j
научно-методический электронный журнал
Попова Е. И. Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2014. - № 03 (март). - ART 14066. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14066.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 14066
УДК 372.365
- «Ими гордится страна» (знакомство с защитниками Родины, людьми, прославившими государство своими достижениями);
- «Культурное наследие государства» (знакомство с традициями, обычаями элементами культуры разных народов) [1, 2].
Есть основания полагать, что формирование представлений о родном государстве должно осуществляться в единстве трех составляющих:
1) информационное насыщение (сообщение знаний о ближайшем окружении ребенка, о государственной символике, об историческом прошлом страны, о людях, прославивших Россию, о территориальной и государственной общности, о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей т. д.);
2) эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления -информационного насыщения - важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
3) поведенческие нормы (знания, полученные ребенком, должны быть закреплены в его собственном поведении).
Известно, что любая система успешно работает при определенных педагогических условиях.
Анализ изучаемой проблемы позволил выделить следующий комплекс педагогических условий, влияющих на формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста:
- проведение бесед, направленных на формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста (с использованием видеоматериалов);
- проведение игр, направленных на формирование и закрепление представлений о родном государстве;
- чтение и обсуждение произведений художественной литературы разных народов и произведений о людях разной национальности, их повседневной жизни;
- создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию и расширению представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста.
Изучение литературных источников послужило основанием для выбора следующих тем бесед.
1. Цикл бесед под общим названием «Малая родина» («История Ишима»; «Флаг города»; «Герб города»; «Улицы города»; «Храмы города»; «Достопримечательности города»; «Памятники города»; «Парки города»; «Люди, прославившие город» и др.).
2. Цикл бесед под общим названием «Мы граждане России» («Моя страна -Россия», «Мы дети разных национальностей», «Москва - столица нашей Родины», «Конституция России», «Президент - глава государства» и др.).
3. Цикл бесед под общим названием «Государственные символы страны» («О чем рассказывает наш герб», «Цвета нашего флага», «Как слушают и поют гимн»).
4. Цикл бесед под общим названием «Самые важные события в истории России» («Колесо истории», «Путешествие во времени», «Богатыри земли Русской», «Музей прошлого», «Что мы знаем о Великой Отечественной войне?», «Великие подвиги», «Подвиг русского народа», «О блокадном Ленинграде», «Салют Победы», «Война глазами художников» и др.).
5. Цикл бесед под общим названием «Ими гордится страна» («Ими гордится Россия», «Знаменитые россияне», «Россия - великая спортивная держава» и др.).
6. Цикл бесед под общим названием «Культурное наследие государства» («Народные традиции», «Народные промыслы», «Игры разных народов» и др.).
научно-методический электронный журнал
Попова Е. И. Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2014. - № 03 (март). - ART 14066. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14066.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 14066
УДК 372.365
В рамках настоящей статьи более подробно рассмотрим проблему ознакомления детей старшего дошкольного возраста с разными народами и народностями России, их многообразием, традициями и обычаями, отношениями между народами.
Анализ и реинтерпретация накопленного материала, а также наши собственные исследования позволили выявить ряд недостатков при решении названной проблемы.
- Детей, как правило, знакомят только с праздниками, отмечаемыми разными народами, а также с традиционной одеждой разных народов, но не с повседневной жизнью соотечественников разной национальности. Такой подход создает упрощенное, стереотипное представление о национальных культурах.
- Если в дошкольном учреждении немного детей разных национальностей, необходимость расширения их представлений о культурно-этническом многообразии России зачастую недооценивается.
- Воспитатели в основном избегают общения на этническую проблематику и с дошкольниками, и с их родителями. Скорее всего, это связано с недостатком у них теоретических знаний по данной теме.
Как считает А. Вайлем, именно в период дошкольного детства необходимо начинать формирование необходимых представлений о людях других национальностей и культуры общения с ними. Развитие этнической идентичности швейцарский ученый рассматривал как создание когнитивных моделей, связанных с понятием «родина», а этнические чувства, по его мнению, есть своего рода ответ на знания об этнических явлениях [3].
Формирование представлений о культуре и традициях народов и эмоционально положительного отношения к национальному многообразию России может выключать в себя следующие элементы:
1. Материальная культура:
- основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
- одежда (национальный костюм), украшения;
- национальные кушанья;
- транспортные средства;
- орудия труда;
- труд с учетом специфики.
2. Духовная культура:
- народные обычаи, обряды, праздники;
- язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);
- искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература).
3. Нормативная культура:
- общечеловеческие нравственные качества;
- правила общения между людьми внутри этноса и вне его.
С целью предоставления детям богатой и достоверной информации о многообразии социального мира необходимо создание среды на двух уровнях: предметно-пространственном и предметно-развивающем.
Предметы, вещи, образы, знаки, символы, в которых отражается культура поколений разных народов, населяющих Россию, должны служить базисом для инициированных ребенком бесед и предлагаемых педагогом видов деятельности.
К числу таких предметов, вещей, символов можно отнести национальную домашнюю утварь, национальную одежду, национальные блюда, национальные игры и
ru Q м
научно-методический электронный журнал
Попова Е. И. Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2014. - № 03 (март). - ART 14066. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14066.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 14066
УДК 372.365
игрушки, изделия народных умельцев, национальные украшения, национальные инструменты и т. п.
Отбор содержания предметно-развивающей среды должен осуществляться на базе таких принципов, как простота и выразительность, близость к детскому опыту, сюжетная занимательность, доступность возрасту.
Считаем целесообразным организацию в предметно-развивающей среде книжного уголка, в котором осуществляется ознакомление с литературными произведениями устного народного творчества (сказки, легенды, стихи, считалки, поговорки, пословицы, загадки), а также экспонируется литература о людях разной национальности, их повседневной жизни. При этом можно организовать обсуждение сходства и различий образа жизни героев книг и детей той же этнической принадлежности.
Особое значение в предметно-развивающей среде приобретает национальная кукла.
Мы разделяем мнение, согласно которому без понимания сущности куклы невозможно понять и человека.
Кукла - это всегда знак в культуре (в самом широком смысле), это всегда отражение человека в культуре. Это выражение знаний человека о мире, миропорядке, о месте его в этом мире. В кукле закодирована жизненно важная информация. Национальная кукла может быть универсальным «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям, общечеловеческим ценностям.
Национальные куклы могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Куклы, передающие характерные черты национальности.
2. Куклы, носящие имена полюбившихся национальных литературных героев.
3. Куклы, которые своими костюмами и атрибутами напоминают о труде, характере той или иной национальности.
В облике национальной куклы должны быть отражены черты, свойственные представителям определенной национальности; выражение лица, одежда и другие особенности куклы должны вызывать симпатию у детей.
Весьма интересным представляется метод обсуждения этнических и культурных особенностей при помощи персонажей-кукол. Истории, проиллюстрированные с помощью кукол, могут усилить впечатление и конкретизировать представление детей о специфическом образе жизни детей (семей) той или другой национальности, а также расширить их кругозор за счет дополнительных знаний о многообразии культурных традиций.
Кроме того, сбор и оформление коллекции кукол разных национальностей в национальных костюмах могут стать неисчерпаемым ресурсом для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой народов России [4].
Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте предполагает знакомство с играми разных народов. Актуализация в играх особенностей образа жизни, культуры и традиций людей разных этнических групп предполагает создание игрового уголка, в который помещены одежда и предметы для сюжетно-ролевых игр, используемые в определенных этнических группах, а также создание банка игр, содержащего дидактические, русские народные и игры разных народов, в том числе подвижные, с использованием национальных атрибутов (например, русская «Горелки», азербайджанская «Изюминка» (Кишмиши), казахская «Платок с узелком» (Ора-мал), украинская «Хлебец» (Хлибчик), армянская «Пастух» (Овивы), башкирская «Юрта» (Тирмэ), татарская «Тимербай», узбекская «Чай-чай!» и др.).
Более того, среда должна предоставлять широкие возможности и для слушания разных языков и музыки, отражающих многообразие культурных традиций. Так, му-
ГУ r\J
научно-методический электронный журнал
Попова Е. И. Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2014. - № 03 (март). - ART 14066. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14066.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 14066
УДК 372.365
зыкальная деятельность предполагает исполнение народных песен, закличек, слушание народной музыки, песен, применение подвижных игр с музыкальным сопровождением, народных и хороводных праздников, развлечений с использованием всех видов музыкального искусства.
Если в группе есть дети, говорящие на родном языке, можно сделать альбом «Как мы говорим» с картинками и наиболее распространенными и общеупотребительными словами и выражениями на разных языках, например названия животных, наименование членов семьи и т. п.
Для уточнения, углубления и расширения представлений о родном государстве и культуре разных народов и народностей мы вслед за Т. А. Березиной предлагаем создание в рамках предметно-пространственной среды развивающего центра «Моя страна», материалы которого позволят раскрыть разные стороны жизни страны - её историю, символику, культуру разных народов, события современности. В развивающем центре могут быть представлены макеты славянских поселений, иллюстрации к сказкам народов России, изделия народных промыслов, народные игрушки, настольно-печатные игры «Народы России», «Славянская семья» (особенности одежды, жилища, образа жизни славянских народов), пазлы, вкладыши, кубики с изображением достопримечательностей России, её природных особенностей, книги, альбомы для раскрашивания о городе и стране, созданные вместе с детьми альбомы и рукописные книги с рисунками и фотографиями об истории и современности своего города, страны, социальные плакаты.
Учитывая способность предметов нести информацию и стимулировать поиск, целесообразно включить в центр иллюстрированные детские энциклопедии о России, карту мира, физическую карту России, карту региона [5].
Итогом ознакомления детей с культурой и традициями разных народов, на наш взгляд, может стать проведение фестиваля дружбы народов России, который будет способствовать систематизации представлений детей о разных народах и их национальной культуре.
Как видно, формирование представлений о родном государстве будет служить предпосылкой для развития этнической идентичности ребенка, становления этното-лерантных и общих толерантных установок, накопления ценностного отношения, интереса к культуре родной страны, своего этноса и других народов и национальностей на следующем возрастном этапе, а реализация всех предложенных условий позволит сформировать у дошкольников систему представлений:
- о родной земле;
- территориальной и государственной общности;
- государственной символике;
- историческом прошлом страны;
- людях, прославивших Отчизну;
- самобытности различных культур, их внутреннем существенном сходстве. Ссылки на источники
1. Попова Е. И. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения // Вестник ИГПИ. -2014. - № 3. - С. 64-75.
2. Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия: метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 96 с.
3. Акулова О. В. Проблема воспитания этнотолерантности у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 11. - С. 8-12.
PU г м
КОНЦЕПТ
Попова Е. И. Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2014. - № 03 (март). - ART 14066. 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14066.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14066 УДК 372.365
4. Лотман Ю. М. Куклы в системе культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. I. - Таллин, 1992.
5. Березина Т. А. Как знакомить старших дошкольников с историей родной страны // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 9. - С. 16-23.
Elena Popova, ISSN 2304-12ох
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of social pedagogy and childhood pedagogy, Ishim State Pedagogical Institute of P. P. Ershov, Ishim Iris1958.18@mail.ru
Formation of preschool children's ideas of native state
Abstract. The author considers the conditions, providing the formation of preschool g 772304 120142 children's ideas of the native state.
Key words: patriotism, ideas of native state, culture, ethnic identity, customs, ceremonies, holidays. References
1. Popova, E.I. (2014) "Vospitanie uvazhitel'nogo otnoshenija k semejnym tradicijam u detej starshego doshkol'nogo vozrasta v uslovijah doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija", Vestnik IGPI, № 3, pp. 64-75.
2. Shorygina, T.A. (2011) Nasha Rodina - Rossija: Metodicheskoe posobie, TC Sfera, Moscow, 96 p.
3. Akulova, O.V. (2008) "Problema vospitanija jetnotolerantnosti u detej doshkol'nogo vozrasta", Doshkol'naja pedagogika, № 11, p. 8-12.
4. Lotman, Ju. (1992) M. "Kukly v sisteme kul'tury", Lotman, Ju. M. Izbrannye stat'i: V3-h tt., Vol. I. Tallin.
5. Berezina, T.A. (2011) "Kak znakomit' starshih doshkol'nikov s istoriej rodnoj strany", Detskij sad: teorija i praktika, № 9, pp. 16-23.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412014203