Научная статья на тему 'Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста'

Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2294
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБРЯДЫ / ОБЫЧАИ / ПАТРИОТИЗМ / ПРАЗДНИКИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОДНОМ ГОСУДАРСТВЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CEREMONIES / CULTURE / CUSTOMS / ETHNIC IDENTITY / HOLIDAYS / IDEAS OF NATIVE STATE / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Елена Исааковна

В статье рассматриваются условия, обеспечивающие формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of preschool children''s ideas of native state

The author considers the conditions, providing the formation of preschool children's ideas of the native state.

Текст научной работы на тему «Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста»

научно-методический электронный журнал

Попова Е. И. Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2014. - № 03 (март). - ART 14066. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14066.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 14066

УДК 372.365

Попова Елена Исааковна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и педагогики детства ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова», г. Ишим Irls1958.18@maii.ru

Аннотация. В статье рассматриваются условия, обеспечивающие формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: патриотизм, представления о родном государстве, культура, этническая идентичность, обычаи, обряды, праздники.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Проблема воспитания патриотизма, толерантности в отношениях между нациями и народностями нашей страны на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной и многоконфессиональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур, стране с нерешенными проблемами в межкультурных отношениях.

Период дошкольного детства - самый ответственный период, поскольку определяются основы гражданственности, нравственности, духовности.

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать чаще всего не удается.

Поэтому особое внимание в период дошкольного детства следует уделить формированию представлений о родном государстве (Т. А. Березина, Д. Н. Дубинина, С. Г. Назарова, Т. Поштарёва и др.), которые в будущем станут основой для развития национальных (гражданских) традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма.

В нашем понимании представления о родном государстве - это формируемые в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста элементарные знания о стране проживания, её устройстве и отличительных особенностях.

Анализ литературных источников позволил определить особенности формирования представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста, которые мы будем рассматривать как процесс, состоящий из следующих блоков:

- «Малая родина» (знакомство с ближайшим окружением и родным городом или посёлком);

- «Мы граждане России» (знакомство с такими понятиями, как страна (государство), столица, президент, гражданин, права и обязанности, многонациональное государство);

- «Государственные символы страны» (знакомство с флагом, гербом и гимном России);

- «Важнейшие события в истории России» (знакомство с историческим прошлым страны; такими событиями, как появление символов, Великая Отечественная война, освоение космоса и т. п.);

Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста

f\j ■Л f\j

научно-методический электронный журнал

Попова Е. И. Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2014. - № 03 (март). - ART 14066. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14066.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 14066

УДК 372.365

- «Ими гордится страна» (знакомство с защитниками Родины, людьми, прославившими государство своими достижениями);

- «Культурное наследие государства» (знакомство с традициями, обычаями элементами культуры разных народов) [1, 2].

Есть основания полагать, что формирование представлений о родном государстве должно осуществляться в единстве трех составляющих:

1) информационное насыщение (сообщение знаний о ближайшем окружении ребенка, о государственной символике, об историческом прошлом страны, о людях, прославивших Россию, о территориальной и государственной общности, о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей т. д.);

2) эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления -информационного насыщения - важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);

3) поведенческие нормы (знания, полученные ребенком, должны быть закреплены в его собственном поведении).

Известно, что любая система успешно работает при определенных педагогических условиях.

Анализ изучаемой проблемы позволил выделить следующий комплекс педагогических условий, влияющих на формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста:

- проведение бесед, направленных на формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста (с использованием видеоматериалов);

- проведение игр, направленных на формирование и закрепление представлений о родном государстве;

- чтение и обсуждение произведений художественной литературы разных народов и произведений о людях разной национальности, их повседневной жизни;

- создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию и расширению представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста.

Изучение литературных источников послужило основанием для выбора следующих тем бесед.

1. Цикл бесед под общим названием «Малая родина» («История Ишима»; «Флаг города»; «Герб города»; «Улицы города»; «Храмы города»; «Достопримечательности города»; «Памятники города»; «Парки города»; «Люди, прославившие город» и др.).

2. Цикл бесед под общим названием «Мы граждане России» («Моя страна -Россия», «Мы дети разных национальностей», «Москва - столица нашей Родины», «Конституция России», «Президент - глава государства» и др.).

3. Цикл бесед под общим названием «Государственные символы страны» («О чем рассказывает наш герб», «Цвета нашего флага», «Как слушают и поют гимн»).

4. Цикл бесед под общим названием «Самые важные события в истории России» («Колесо истории», «Путешествие во времени», «Богатыри земли Русской», «Музей прошлого», «Что мы знаем о Великой Отечественной войне?», «Великие подвиги», «Подвиг русского народа», «О блокадном Ленинграде», «Салют Победы», «Война глазами художников» и др.).

5. Цикл бесед под общим названием «Ими гордится страна» («Ими гордится Россия», «Знаменитые россияне», «Россия - великая спортивная держава» и др.).

6. Цикл бесед под общим названием «Культурное наследие государства» («Народные традиции», «Народные промыслы», «Игры разных народов» и др.).

научно-методический электронный журнал

Попова Е. И. Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2014. - № 03 (март). - ART 14066. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14066.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 14066

УДК 372.365

В рамках настоящей статьи более подробно рассмотрим проблему ознакомления детей старшего дошкольного возраста с разными народами и народностями России, их многообразием, традициями и обычаями, отношениями между народами.

Анализ и реинтерпретация накопленного материала, а также наши собственные исследования позволили выявить ряд недостатков при решении названной проблемы.

- Детей, как правило, знакомят только с праздниками, отмечаемыми разными народами, а также с традиционной одеждой разных народов, но не с повседневной жизнью соотечественников разной национальности. Такой подход создает упрощенное, стереотипное представление о национальных культурах.

- Если в дошкольном учреждении немного детей разных национальностей, необходимость расширения их представлений о культурно-этническом многообразии России зачастую недооценивается.

- Воспитатели в основном избегают общения на этническую проблематику и с дошкольниками, и с их родителями. Скорее всего, это связано с недостатком у них теоретических знаний по данной теме.

Как считает А. Вайлем, именно в период дошкольного детства необходимо начинать формирование необходимых представлений о людях других национальностей и культуры общения с ними. Развитие этнической идентичности швейцарский ученый рассматривал как создание когнитивных моделей, связанных с понятием «родина», а этнические чувства, по его мнению, есть своего рода ответ на знания об этнических явлениях [3].

Формирование представлений о культуре и традициях народов и эмоционально положительного отношения к национальному многообразию России может выключать в себя следующие элементы:

1. Материальная культура:

- основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;

- одежда (национальный костюм), украшения;

- национальные кушанья;

- транспортные средства;

- орудия труда;

- труд с учетом специфики.

2. Духовная культура:

- народные обычаи, обряды, праздники;

- язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);

- искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература).

3. Нормативная культура:

- общечеловеческие нравственные качества;

- правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

С целью предоставления детям богатой и достоверной информации о многообразии социального мира необходимо создание среды на двух уровнях: предметно-пространственном и предметно-развивающем.

Предметы, вещи, образы, знаки, символы, в которых отражается культура поколений разных народов, населяющих Россию, должны служить базисом для инициированных ребенком бесед и предлагаемых педагогом видов деятельности.

К числу таких предметов, вещей, символов можно отнести национальную домашнюю утварь, национальную одежду, национальные блюда, национальные игры и

ru Q м

научно-методический электронный журнал

Попова Е. И. Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2014. - № 03 (март). - ART 14066. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14066.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 14066

УДК 372.365

игрушки, изделия народных умельцев, национальные украшения, национальные инструменты и т. п.

Отбор содержания предметно-развивающей среды должен осуществляться на базе таких принципов, как простота и выразительность, близость к детскому опыту, сюжетная занимательность, доступность возрасту.

Считаем целесообразным организацию в предметно-развивающей среде книжного уголка, в котором осуществляется ознакомление с литературными произведениями устного народного творчества (сказки, легенды, стихи, считалки, поговорки, пословицы, загадки), а также экспонируется литература о людях разной национальности, их повседневной жизни. При этом можно организовать обсуждение сходства и различий образа жизни героев книг и детей той же этнической принадлежности.

Особое значение в предметно-развивающей среде приобретает национальная кукла.

Мы разделяем мнение, согласно которому без понимания сущности куклы невозможно понять и человека.

Кукла - это всегда знак в культуре (в самом широком смысле), это всегда отражение человека в культуре. Это выражение знаний человека о мире, миропорядке, о месте его в этом мире. В кукле закодирована жизненно важная информация. Национальная кукла может быть универсальным «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям, общечеловеческим ценностям.

Национальные куклы могут быть сгруппированы следующим образом:

1. Куклы, передающие характерные черты национальности.

2. Куклы, носящие имена полюбившихся национальных литературных героев.

3. Куклы, которые своими костюмами и атрибутами напоминают о труде, характере той или иной национальности.

В облике национальной куклы должны быть отражены черты, свойственные представителям определенной национальности; выражение лица, одежда и другие особенности куклы должны вызывать симпатию у детей.

Весьма интересным представляется метод обсуждения этнических и культурных особенностей при помощи персонажей-кукол. Истории, проиллюстрированные с помощью кукол, могут усилить впечатление и конкретизировать представление детей о специфическом образе жизни детей (семей) той или другой национальности, а также расширить их кругозор за счет дополнительных знаний о многообразии культурных традиций.

Кроме того, сбор и оформление коллекции кукол разных национальностей в национальных костюмах могут стать неисчерпаемым ресурсом для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой народов России [4].

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте предполагает знакомство с играми разных народов. Актуализация в играх особенностей образа жизни, культуры и традиций людей разных этнических групп предполагает создание игрового уголка, в который помещены одежда и предметы для сюжетно-ролевых игр, используемые в определенных этнических группах, а также создание банка игр, содержащего дидактические, русские народные и игры разных народов, в том числе подвижные, с использованием национальных атрибутов (например, русская «Горелки», азербайджанская «Изюминка» (Кишмиши), казахская «Платок с узелком» (Ора-мал), украинская «Хлебец» (Хлибчик), армянская «Пастух» (Овивы), башкирская «Юрта» (Тирмэ), татарская «Тимербай», узбекская «Чай-чай!» и др.).

Более того, среда должна предоставлять широкие возможности и для слушания разных языков и музыки, отражающих многообразие культурных традиций. Так, му-

ГУ r\J

научно-методический электронный журнал

Попова Е. И. Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2014. - № 03 (март). - ART 14066. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14066.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 14066

УДК 372.365

зыкальная деятельность предполагает исполнение народных песен, закличек, слушание народной музыки, песен, применение подвижных игр с музыкальным сопровождением, народных и хороводных праздников, развлечений с использованием всех видов музыкального искусства.

Если в группе есть дети, говорящие на родном языке, можно сделать альбом «Как мы говорим» с картинками и наиболее распространенными и общеупотребительными словами и выражениями на разных языках, например названия животных, наименование членов семьи и т. п.

Для уточнения, углубления и расширения представлений о родном государстве и культуре разных народов и народностей мы вслед за Т. А. Березиной предлагаем создание в рамках предметно-пространственной среды развивающего центра «Моя страна», материалы которого позволят раскрыть разные стороны жизни страны - её историю, символику, культуру разных народов, события современности. В развивающем центре могут быть представлены макеты славянских поселений, иллюстрации к сказкам народов России, изделия народных промыслов, народные игрушки, настольно-печатные игры «Народы России», «Славянская семья» (особенности одежды, жилища, образа жизни славянских народов), пазлы, вкладыши, кубики с изображением достопримечательностей России, её природных особенностей, книги, альбомы для раскрашивания о городе и стране, созданные вместе с детьми альбомы и рукописные книги с рисунками и фотографиями об истории и современности своего города, страны, социальные плакаты.

Учитывая способность предметов нести информацию и стимулировать поиск, целесообразно включить в центр иллюстрированные детские энциклопедии о России, карту мира, физическую карту России, карту региона [5].

Итогом ознакомления детей с культурой и традициями разных народов, на наш взгляд, может стать проведение фестиваля дружбы народов России, который будет способствовать систематизации представлений детей о разных народах и их национальной культуре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно, формирование представлений о родном государстве будет служить предпосылкой для развития этнической идентичности ребенка, становления этното-лерантных и общих толерантных установок, накопления ценностного отношения, интереса к культуре родной страны, своего этноса и других народов и национальностей на следующем возрастном этапе, а реализация всех предложенных условий позволит сформировать у дошкольников систему представлений:

- о родной земле;

- территориальной и государственной общности;

- государственной символике;

- историческом прошлом страны;

- людях, прославивших Отчизну;

- самобытности различных культур, их внутреннем существенном сходстве. Ссылки на источники

1. Попова Е. И. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения // Вестник ИГПИ. -2014. - № 3. - С. 64-75.

2. Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия: метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 96 с.

3. Акулова О. В. Проблема воспитания этнотолерантности у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 11. - С. 8-12.

PU г м

КОНЦЕПТ

Попова Е. И. Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2014. - № 03 (март). - ART 14066. 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14066.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14066 УДК 372.365

4. Лотман Ю. М. Куклы в системе культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. I. - Таллин, 1992.

5. Березина Т. А. Как знакомить старших дошкольников с историей родной страны // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 9. - С. 16-23.

Elena Popova, ISSN 2304-12ох

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of social pedagogy and childhood pedagogy, Ishim State Pedagogical Institute of P. P. Ershov, Ishim Iris1958.18@mail.ru

Formation of preschool children's ideas of native state

Abstract. The author considers the conditions, providing the formation of preschool g 772304 120142 children's ideas of the native state.

Key words: patriotism, ideas of native state, culture, ethnic identity, customs, ceremonies, holidays. References

1. Popova, E.I. (2014) "Vospitanie uvazhitel'nogo otnoshenija k semejnym tradicijam u detej starshego doshkol'nogo vozrasta v uslovijah doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija", Vestnik IGPI, № 3, pp. 64-75.

2. Shorygina, T.A. (2011) Nasha Rodina - Rossija: Metodicheskoe posobie, TC Sfera, Moscow, 96 p.

3. Akulova, O.V. (2008) "Problema vospitanija jetnotolerantnosti u detej doshkol'nogo vozrasta", Doshkol'naja pedagogika, № 11, p. 8-12.

4. Lotman, Ju. (1992) M. "Kukly v sisteme kul'tury", Lotman, Ju. M. Izbrannye stat'i: V3-h tt., Vol. I. Tallin.

5. Berezina, T.A. (2011) "Kak znakomit' starshih doshkol'nikov s istoriej rodnoj strany", Detskij sad: teorija i praktika, № 9, pp. 16-23.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

977230412014203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.