Научная статья на тему 'Формирование экологической и гигиенической культуры населения в образовательных учреждениях Республики Дагестан'

Формирование экологической и гигиенической культуры населения в образовательных учреждениях Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИОЦЕНТРИЗМ / СРЕДА ЖИЗНИ / ФОТОСИНТЕЗ / ЖИВОТНЫЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Османов Рамазан Османович, Омариева Элеонора Ярагиевна, Османов Осман Рамазанович

В условиях современного экологического кризиса существует настоятельная необходимость формирования у учащихся мировозрения биоцентрического типа. Для естественных наук основной является проблема состояния окружающей среды и сложившаяся в мире экологическая ситуация, а также защита здоровья человека, сохранение генофонда и т.п., для гуманитарных воспитание экологической культуры, развитие духовной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Османов Рамазан Османович, Омариева Элеонора Ярагиевна, Османов Осман Рамазанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической и гигиенической культуры населения в образовательных учреждениях Республики Дагестан»

86

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

детей и подростков в условиях Республики Дагестан // Матер. XII Международной научно-практической конференции. Ростов-н/Д. 2009. С. 124-127.

References

1. Abdurakhmanov G. M., Gasangadzhieva A. G., Gabibova P. I. Ecologo-geographical, social and economic conditionality and prognostication of population's malignant neoplasm sickness rate in the regions of the Republic Dagestan. Makhachkala. Aleph, 2008. 112 p. 2. Osmanov R. O., Musaeva Z. G., Kurbieva S. O., Musaev M. V. The influence of hygienic, ecological, social and economic, medical, biologic, climatic and geographic factors on the children's anthropometrical development //Materials of the 12th International Scientific Practical Conference. Rostov-on-Don. 2009. P. 112-117. 3. Osmanov R. O., Musaeva Z. G., Kurbieva S. O. The influence of various ecological factors on children's and teenagers' health in the conditions of the Republic of Dagestan // Materials of the 12th International Scientific Practical Conference. Rostov-on-Don. 2009. P. 124-127.

Literatura

1. Abdurahmanov G. M., Gasangadzhieva A. G., Gabibova P. I. Jekologo-geograficheskaja, social'no-jekonomicheskaja obuslovlennost' i prognoz zabolevaemosti zlokachestvennymi novoobrazovanijami nase-lenija rajonov Respubliki Dagestan. Mahachkala. Alef, 2008. 112 s. 2. Osmanov R. O. Musaeva Z. G., Kurbieva S. O., Musaeva M. V. Vlijanie gigienicheskih, jekologicheskih, social'no-jekonomicheskih, mediko-biologicheskih, klimatogeograficheskih faktorov na antropometricheskoe razvitie detej // Mater. XII Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rostov-n/D. 2009. S. 112-117. 3. Osmanov R. O. Musae-

va Z. G., Kurbieva S. O. Vlijanie razlichnyh jekologicheskih faktorov na zdorov'e detej i podrostkov v uslovi-jah Respubliki Dagestan // Mater. XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rostov-n/D. 2009. S. 124-127.

Статья поступила в редакцию 23.12.2014 г.

УДК 574 (470.67)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ГИГИЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

DEVELOPING THE POPULATION’S ECOLOGICAL AND HYGIENIC CULTURE IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

© 2015 Османов Р. О., Омариева Э. Я.*, Османов О. Р.*

Дагестанский государственный педагогический университет ^Дагестанская государственная медицинская академия

© 2015 Osmanov R. O., Omarieva E. Ya.*, Osmanov O. R.*

Dagestan State Pedagogical University *Dagestan State Medical Academy

Резюме. В условиях современного экологического кризиса существует настоятельная необходимость формирования у учащихся мировозрения биоцентрического типа. Для естественных наук основной является проблема состояния окружающей среды и сложившаяся в мире экологическая ситуация, а также защита здоровья человека, сохранение генофонда и т.п., для гуманитарных - воспитание экологической культуры, развитие духовной сферы.

Abstract. During the modern ecological crisis, there is an urgent need for developing the pupils' world-view of the biocentrism type. For the natural sciences, the problem of the environment and the

Психолого-педагогические науки •••

87

world current ecological situation is basic, as well as the protection of human health, the genefound preservation and so on, while for humanitarian sciences the development of ecological culture, the spiritual sphere development.

Rezjume. V uslovijah sovremennogo jekologicheskogo krizisa sushhestvuet nastojatel'naja neob-hodimost' formirovanija u uchashhihsja mirovozrenija biocentricheskogo tipa. Dlja estestvennyh nauk osnovnoj javljaetsja problema sostojanija okruzhajushhej sredy i slozhivshajasja v mire jekologi-cheskaja situacija, a takzhe zashhita zdorovja cheloveka, sohranenie genofonda i t.p., dlja gumani-tarnyh - vospitanie jekologicheskoj kul'tury, razvitie duhovnoj sfery.

Ключевые слова: экологическое образование, биоцентризм, среда жизни, фотосинтез, животные.

Keywords: ecological education, biocentrism, living environment, photosynthesis, animals.

Kljuchevye slova: jekologicheskoe obrazovanie, biocentrizm, sreda zhizni, fotosintez, zhivotnye.

Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития общества и государства. Именно поэтому четырнадцатая сессия Общего собрания Российской академии медицинских наук (9-11 декабря 2004 г.) была посвящена научным основам охраны здоровья детей. Сессия отметила, что для коренного улучшения ситуации в состоянии здоровья детей необходимо комплексное решение наиболее актуальных вопросов детского здравоохранения с использованием новых технологий в медицине, новых биомедицинских технологий в профилактике диагностике и лечении с учетом новых технологий в экологии человека и гигиене окружающей среды. На фоне неуклонного уменьшения численности детей отмечаются неудовлетворительные показатели состояния их здоровья. Инфекционные и паразитарные болезни остаются самыми распространенными в детском возрасте.

Анализ мероприятий по профилактике паразитарных болезней подтверждает низкий качественный уровень санитарнопросветительской работы как среди детей, так и среди взрослых.

Загрязнение окружающей среды в результате хозяйственной деятельности, вызывающее деградацию среды обитания и наносящее ущерб здоровью населения, остается не только острейшей экологической проблемой, но и имеет приоритетное социально-экономическое значение. Основная цель развития системы экологического образования - формирование экологической культуры населения, создание единого информационного пространства, направленного на охрану окружающей среды и сохранения собственного здоровья. Важнейшими инструментами, обеспечивающими охрану окружающей среды и устойчивое развитие, является повышение уровня информированности всех групп населения через экологическое образование и просвещение.

В комплексе лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий ведущая роль должна принадлежать экологическому и гигиеническому воспитанию населения. В этом плане велика роль образовательных учреждений (дошкольных, школ, ВУЗов), которые вне зависимости от уровня заболеваемости могут систематично, последовательно осуществлять воспитательную работу.

Экологическое образование официально признано сегодня одним из приоритетных направлений. Важнейшая задача современной школы заключается в формировании экологического мировоззрения у широких слоев населения и, прежде всего у детей и учащейся молодежи. Именно в школе закладывается фундамент бережного отношения к природе. Весь процесс школьного обучения и воспитания должен быть направлен на развитие у учеников чувства гражданской ответственности за окружающую среду, на формирование культуры индивидуального поведения в природе с учетом природоохранительных требований. Жизнь требует того, чтобы идеи охраны окружающей среды и рационального природопользования проходили через весь план школьного обучения и чтобы из стен школы выходили молодые люди экологически образованные и воспитанные.

Содержание школьного раздела «Животные» располагает значительными возможностями для реализации задач экологического образования. С первых уроков по теме необходимо вычленять элементы экологических знаний из учебного содержания и продолжать формирование понятий, связанных с изучением растительных организмов: «среда жизни», «местообитание», «средообразующее действие», но уже применительно к животным организмам.

Школьникам сообщается, что естественная среда составляет совокупность природ-

88

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

ных факторов: воды, солнца, воздуха, ветра, почвы, растительного и животного мира.

Имея представление о «среде обитания животных», школьники могут логически установить взаимосвязи организма и окружающей его среды, что немаловажно для формирования многочисленных понятий биогеоценотического ряда.

Раздел «Человек и его здоровье» посвящен человеку, биологическим факторам его жизнедеятельности, потребностям и способам их удовлетворения. Здесь центральная проблема - защита человека от негативных, отрицательных воздействий научнотехнического прогресса. Ее сущность состоит в предупреждении здоровья от таких факторов, как повышение фона шумов, вибрации, электромагнитных полей, уровня радиации. Вырабатываемое на данном этапе понятие «здоровый образ жизни» способствует воспитанию системы привычек и раскрывается как рациональное использование человеком социально-экономических и культурно-бытовых достижений. Формирование здорового образа жизни предполагает усвоение профилактических принципов на основе знаний о гиподинамии и необходимости увеличения нагрузок на опорнодвигательную систему, развитии сердечной недостаточности вследствие перенапряжения нервной системы и отрицательных эмоций, изменениях в органах дыхания вследствие химического загрязнения воздушной среды. На данном этапе ответственное отношение к своему здоровью и окружающей природе складывается в связи с развитием убежденности в том, что социальные установки личности, нравственное воспитание, моральные мотивы могут изменить реакцию. В X классе основной теоретикоэкологической проблемой при изучении раздела общей биологии является проблема и идея управляемой эволюции. Суть этой проблемы - возникновение под влиянием антропогенных факторов новых направлений действия естественного отбора. Что может привести к непредвиденным и катастрофическим последствиям

На данном этапе формируются следующие знания и ценности:

- многообразие, видов как источник знания о развитии эволюции и природных сообществ;

- принципиальность и уникальная невос-полнимость каждого вида как продукта эволюции;

- особая ценность реликтов и эндемиков.

Благодаря межпредметным связям углубляются знания о социально-полити-ческих и экономических аспектах природопользования, развивается умение с общечеловеческих позиций оценивать характер использования биологических систем. Обосновывается необходимость создания заповедников, ботанических садов, зоопарков, заказников, а также создания банка генов и широкого развития селекции.

В XI классе ведущей проблемой завершающих тем общей биологии является проблема ноосферы, как основное противоречие во взаимодействии человека и природы: с одной стороны, все большая независимость человека от проявлений сил природы, а с другой - все более тесная связь человека с природой в результате вовлечения в жизнедеятельность большого круга веществ и видов энергии.

В ходе изучения биологии учащиеся должны осознать роль труда как экологического фактора, изменяющего среду.

Таким образом, углубленная экологическая подготовка школьников при обучении биологии предусматривает ознакомление с системой основополагающих теоретических знаний по основам экологии жизни растений и животных и прикладных знаний по использованию их, например, в сельскохозяйственном производстве.

Формирование экологических знаний и воспитание экологической культуры осуществляется в процессе целенаправленной природоохранной деятельности. При организации и проведении природоохранительной работы мы опирались на дидактические принципы экологического образования и воспитания (систематичность и непрерывность экологического образования; последовательность изучения учебного материала, развития экологических знаний и формирования экологических знаний).

Систематичность и непрерывность экологического образования, последовательность изучения и усложнения учебного материала достигались с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и уровня подготовленности детей младшего школьного возраста. Постепенно от занятия к занятию усложнялись содержание, формы и методы экологического образования и воспитательно-образовательной работы, направленной на формирование экологических знаний, воспитание экологической культуры младших школьников.

Психолого-педагогические науки •••

С целью развития экологических знаний и воспитания экологической культуры младших школьников нами была разработана специальная природосберегающая программа «Юный эколог» для педагогов Республиканского эколого-биологического центра. Она состояла из теоретической и практической частей.

В формировании экологических знаний и воспитании экологической культуры учащихся начальных классов большую роль играет общественно-полезный труд природоохранного характера: насаждение деревьев, цветов, защитных полос и уход за ними; работа на опытном участке учреждений дополнительного образования; работа в охотничьих хозяйствах, ботанических садах. Большую помощь в развитии экологических знаний, формировании экологического сознания и воспитании экологической культуры оказывают средства массовой информации (телевидения, радио, интернет и печать). В системе дополнительного образования необходимо практиковать просмотр телевизионных передач: «В мире животных»,

«Живая природа», «Диалоги о животных» и другие телевизионные передачи. Положи-

89

тельное влияние на формирование экологических знаний и воспитание экологической культуры школьников оказывают учебные кинофильмы о природе и влиянии человека на нее.

В заключении хотелось бы отметить, что в последние десятилетия в Российской Федерации, в том числе и в Республике Дагестан, резко ухудшилась экологическая обстановка в связи с экологическими и техногенными катастрофами, загрязнением окружающей среды. Неблагоприятные экологические и социально-гигиенические условия способствуют росту заболеваемости населения, ухудшению демографической ситуации в России. Это связано не только с проблемами экономики, экологии, но и с отсутствием общей культуры воспитания человека. В связи с ухудшением экологической обстановки на современном этапе развития общества усиливается роль экологического образования и воспитания школьников. Воспитание бережного отношения к природе, формирование экологической культуры, экологического сознания детей школьного возраста являются приоритетными задачами педагогической науки и практики.

Литература

1. Абдурахманов Г. М., Гасангаджиева А. Г., Габибова П. И. Эколого-географическая, социальноэкономическая обусловленность и прогноз заболеваемости злокачественными новообразованиями населения районов Республики Дагестан. Махачкала. АЛЕФ, 2008. 112 с. 2. Апанасенко Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. Киев: Здоровье, 1985. 80 с. 3. Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб. : Петрополис, 1992. 134 с. 4. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. Киев, 1998. 243 с. 5. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М. : Наука, 1981. 282 с. 6. Бунак В. В. Теоретические вопросы учения о физическом развитии и его типах // Ученые записки МГУ. 1940. Т. 34. С. 7-57. 7. Османов

Р. О. Мусаева З. Г., Курбиева С. О., Мусаева М. В. Влияние гигиенических, экологических, социальноэкономических, медико-биологических, климатогеографических факторов на антропометрическое развитие детей // Матер. XII Международной научно-практической конференции. Ростов-н/Д. 2009. С. 112-117. 8. Османов Р. О. Мусаева З. Г., Курбиева С. О. Влияние различных экологических факто-

ров на здоровье детей и подростков в условиях Республики Дагестан // Матер. XII Международной научно-практической конференции. Ростов-н/Д. 2009. С. 124-127. 9. Османов Р. О. Мусаева З. Г., Кур-

биева С. О., Мусаева М. В. Последствия антропогенного влияния на воздушный бассейн Республики Дагестан // Матер. XII Международной научно-практической конференции. Ростов-н/Д. 2009. С. 136141.

References

1. Abdurakhmanov G. M., Gasangadzhieva A. G., Gabibova P. I. Ecologo-geographical, social and economic conditionality and prognostication of population's malignant neoplasm sickness rate in the regions of the Republic Dagestan. Makhachkala. Aleph, 2008. 112 p. 2. Apanasenko G. L. Children's and teenagers' physical development. Kiev: Zdorovie, 1985. 80 p. 3. Apanasenko G. L. The bio-energetic evolution and the human health. SPb. : Petropolis, 1992. 134 p. 4. Apanasenko G. L., Popova L. A. The medical valueo-logy. Kiev, 1998. 243 p. 5. Arshavsky I. A. Physiological mechanisms and laws of the individual development. M. : Nauka, 1981. 282 p. 6. Bunak V. V. The theoretical aspects of the doctrine on the physical development and its types //scientific reports of Moscow State University, 1940. Vol. 34. P. 7-57. 7. Osmanov R. O., Musaeva Z. G., Kurbieva S. O., Musaev M. V. The influence of hygienic, ecological, social and economic, medical, biologic, climatic and geographic factors on the children's anthropometrical development //Materials of the 12th International Scientific Practical Conference. Rostov-on-Don. 2009. P. 112117. 8. Osmanov R. O., Musaeva Z. G., Kurbieva S. O. The influence of various ecological factors on child-

90

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

ren's and teenagers' health in the conditions of the Republic of Dagestan // Materials of the 12th International Scientific Practical Conference. Rostov-on-Don. 2009. P. 124-127. 9. Osmanov R. O., Musaeva Z. G., Kurbieva S. O., Musaeva M. V. The consequences of the anthropogenous influence on the air basin of the Republic of Dagestan // Materials of the 12th International Scientific Practical Conference. Rostov-on-Don. 2009. P. 136 - 141.

Literatura

1. Abdurahmanov G. M., Gasangadzhieva A. G., Gabibova P. I. Jekologo-geograficheskaja, social'no-jekonomicheskaja obuslovlennost' i prognoz zabolevaemosti zlokachestvennymi novoobrazovanijami naselenija rajonov respubliki Dagestan. Mahachkala. ALEF, 2008. 112 s. 2. Apanasenko G. L. Fiziche-skoe razvitie detej i podrostkov. Kiev: Zdorov'e, 1985. 80 s. 3. Apanasenko G. L. Jevoljucija biojenergetiki i zdorov'e cheloveka. SPb. : Petropolis, 1992. 134 s. 4. Apanasenko G. L., Popova L.A. Medicinskaja valeo-logija. Kiev, 1998. 243 s. 5. Arshavskij I. A. Fiziologicheskie mehanizmy i zakonomernosti individual'nogo razvitija. M. : Nauka, 1981. 282 s. 6. Bunak V. V. Teoreticheskie voprosy uchenija o fizicheskom razvitii i ego tipah // Uchenye zapiski MGU. 1940. T. 34. S. 7-57. 7. Osmanov R. O. Musaeva Z. G., Kurbieva S. O., Musaeva M. V. Vlijanie gigienicheskih, jekologicheskih, social'no-jekonomicheskih, mediko-biologicheskih, klimatogeograficheskih faktorov na antropometricheskoe raz-vitie detej // Mater. XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rostov-n/D. 2009. S. 112-117. 8. Osmanov R. O. Musaeva Z. G.,

Kurbieva S. O. Vlijanie razlichnyh jekologicheskih faktorov na zdorov'e detej i podrostkov v uslovijah Respubliki Dagestan // Mater. XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rostov-n/D. 2009. S. 124-127. 9. Osmanov R. O. Musaeva Z. G., Kurbieva S. O., Musaeva M. V. Posledstvija antropogennogo vlijanija na vozdushnyj bassejn Respubliki Dagestan // Mater. XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rostov-n/D. 2009. S. 136- 141.

Статья поступила в редакцию 22.12.2014 г.

УДК 378

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

THE PRESCHOOL CHILDREN’S PATRIOTIC AND CIVIC EDUCATION IN ACCORDANCE WITH THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD REQUIREMENTS

© 2015 Рагимова Л. И.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Ragimova L. I.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье нашли отражение цели и задачи, ключевые образовательные компетенции в сфере дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В ней освещаются вопросы патриотического и гражданского воспитания дошкольников.

Abstract. The article reflects the goals and objectives, key educational competencies in the sphere ofpreschool education in accordance with Federal State Educational Standard for preschool education (FSES for PE). It highlights the issues of the preschool children’s patriotic and civic education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.