Психолого-педагогические науки •••
83
УДК 574 (470.67) + 616
РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ГИГИЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
THE ROLE OF ECOLOGICAL AND HYGIENIC CULTURE OF THE POPULATION IN IMPROVING THE ENVIRONMENTAL
PROTECTION MEASURES EFFECIENCY IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN
© 2oi5 Османов О. Р., Омариева Э. Я.*, Османов Р. О*.
Дагестанский государственный педагогический университет * Дагестанская государственная медицинская академия
© 2015 Osmanov O. R., Omarieva E. Ya.*, Osmanov R. O*.
Dagestan State Pedagogical University *Dagestan State Medical Academy
Резюме. В данной статье авторами изучен вопрос экологической культуры, процесс формирования экологических знаний и умение направлять их на развитие экологического мышления.
Abstract. This article covers the issue concerning the ecological culture, the process of formation of the ecological knowledge and the ability to direct them on the ecological thinking development.
Rezjume. V dannoj stat'e avtorami izuchen vopros jekologicheskoj kul'tury, process formirovanija jekologicheskih znanij i umenie napravljat' ih na razvitie jekologicheskogo myshlenija.
Ключевые слова: стратегия и тактика, профилактика массовых и социально-значимых патологий, антропогенное воздействие.
Keywords: strategy and tactics, prevention of mass and socially significant pathologies, anthropogenic influence.
Kljuchevye slova: strategija i taktika, profilaktika massovyh i social'no-znachimyh patologij, an-
tropogennoe vozdejstvie.
Принимая во внимание устойчивое развитие человеческой цивилизации, обеспечивающее сбалансированное решение социально-экономических задач, решение проблемы сбережения окружающей среды и природноресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей сегодняшних и грядущих поколений, требует кардинальных изменений мировоззрения, приоритетов, ценностей, этических норм жизнедеятельности. Это приводит к необходимости создания системы образования, направленной на устойчивое развитие экологических знаний, обеспе-
чивающей возможность участия каждого человека в решении и предупреждении постоянно возникающих экологических проблем.
В идущем в ногу со временем обществе нужны действенные мероприятия по охране окружающей среды. Если брать во внимание опыт реализации подходов по формированию экологических и гигиенических знаний, следует отметить, что сегодня, когда меры по улучшению экологической ситуации стали актуальной потребностью, особую значимость приобрели исследования, требующие установления степени воздействия ок-
84
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
ружающей среды на уровень здоровья народонаселения, особенно детского.
Одним из неотъемлемых условий достижения желаемого результата является реализация преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой. Динамика экологического и гигиенического становления личности ориентируется своеобразием каждого возрастного этапа, отдельных свойств и качеств ребенка его целостной личности, обычным для него сочетанием внешних и внутренних обстоятельств развития, порождающим своеобразную для любого возраста систему отношений к социумоприродному окружению. Процесс становления экологических знаний и умений в основном нацелен на развитие экологического мышления. Экологическое воспитание в свою очередь имеет целью формирование экологической культуры личности.
Экологическая культура - это культура поведения, самореализации каждой личности, малых и больших социальных групп [1].
В основе экологического воспитания также лежит формирование экологических представлений, развитие экологического сознания и чувств, как психологический аспект, преодоление потребительского отношения к природным ресурсам.
Опыт нашей работы в образовательных учреждениях (школы № 6, № 13, № 22 г. Махачкалы) по формированию экологической и гигиенической культуры с целью профилактики паразитарных болезней убедительно подтверждает, что одним из эффективных способов формирования экологической культуры является деловая игра. При использовании деловых игр в процессе формирования экологических знаний, обучение максимально приближено к реальной практической деятельности. Деловая игра относится к игровым методам обучения, где все участники принимают на себя те или иные роли, принимают решения. Особенностью данного метода является создание определенного эмоционального настроя игроков, повышение заинтересованности к предмету. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления пройденного материала, развития творческих способностей, формирования умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных ракурсов, что приводит к более эффективному усвоению материала. Анализируя ситуацию и планируя определенные
действия в ходе деловой игры, ее участники обретают навыки принятия решений. Различные ситуации, связанные с природопользованием создают и открывают новые возможности для усвоения экологических знаний. Делова игра как одно из эффективных средств экологического воспитания приводит к более глубокому осмыслению учащимися экологических проблем.
Непростая экологическая и экономическая обстановка в нашей стране во многом зависит от эколого-экономического состояния среды обитания человека.
Мониторинг окружающей природной среды представляет собой комплексную систему наблюдений с целью оценки и прогноза изменений отдельных ее компонентов под влиянием воздействий, предупреждение создавшихся критических ситуаций, вредных и опасных для здоровья людей и животных [1].
На сегодняшний день проблемы охраны окружающей среды от загрязнения являются одними из актуальных проблем современности. Они находятся в центре внимания многих государств, различных международных организаций, ученых, практических работников здравоохранения всего мира.
Перемены в эколого-экономических, социально-бытовых, производственных условиях жизни населения Российской Федерации, заключающиеся в развитии частной собственности, фермерства и индивидуального производства, усиливающейся миграции населения не только внутри страны, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья, интенсификации процессов антропогенного преобразования природы, изменяющиеся условия обитания народа, участившиеся стихийные природные явления, локальные войны, терроризм и экстремизм, безработица настоятельно требуют корректировки и совершенствования существующих и разработки новых подходов к их профилактике [2].
Врачи, выступая на родительских собраниях, классных часах о роли и значении экологической культуры, вносят свой немалый вклад в формирование экологической культуры учащихся.
Экологическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она должна занимать достаточно важное место в учебе, работе людей. Немалую роль в деле воспитания и обучения экологической культуры вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены
Психолого-педагогические науки •••
четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов высокой экологической культуре [3].
Результаты в сфере экологического образования не являются на сегодняшний день впечатляющими. Необходимо учитывать принципы непрерывности, комплексы системности; усилить связь между учреждениями, реализующими содержание экологического образования. Также не исключены другие направления: семейное образование и воспитание, по которым должно вестись экологическое воспитание.
Для нашей республики, как и для других регионов, характерны следующие экологические проблемы: отходы производства и потребления, загрязнение воздуха, опустынивание земель, нерациональное использование природных ресурсов. 2013 год был объявлен годом охраны окружающей среды, было проведено немало мероприятий и акций («Всероссийский экологический субботник», «Чистые берега», «Посади свое дерево», «День чистой воды», «Птичий дом» и др.), положительно сказавшихся на повышении экологической культуры. Позитивные перемены в экологической сфере возможны только в том случае, если каждый человек будет беречь природные ресурсы и понимать к чему может привести несоблюдение экологических норм.
Республика Дагестан, как известно, обладает разнообразными природными ресурсами, которые имеют огромное социальноэкономическое и экологическое значение. При проведении работ по охране окружающей среды нужно учитывать современные социально-экономические, культурные, этнополитические особенности, необходимо также организовать контроль на должном уровне.
На основании проводимой большой разъяснительной работы среди населения страны по научно-обоснованной системе, экологическая культура оказывает влияние на все социальные слои общества. Существуют
85
гoсудaрствeнные систeмы прoгрaммнo-oцeнoчных нoрмaтивов и трeбoвaний к вoспитaнию экoлoгичeской культуре рaзличных вoзрaстных групп нaсeлeния Республики Дагестан. Ш рaзрaбoтaннoй шми сшциальвдй прoграмме по oхранe oкружaющeй срeды Рeспублики Дaгeстaн прoвoдятся зaнятия o6 экoлoгичeской культурe в дeтских учрeждeниях, вo всeх типах учeбных зaвeдeний.
Мы пришли к вывoду o тoм, чтo экoлoгичeскoe вoспитaниe нeoбхoдимo начинать с детских лет, когда фoрмируются нoрмы пoвeдeния и привычки рeбeнка, eго мoрaльнoe сoзнaниe. При этoм oсoбeнно вaжнoe знaчeниe имeeт пoзиция сeмьи, дeтских учрeждeний, дeтской литeрaтуры и искусств, тeлeвидeния и, глaвнoe, привлeчeние дeтeй к уходу зa рaстeниями и животными oкружaющей тeрритории.
Экологическое воспитание как интегральная категория неразрывно связано с другими аспектами формирования личности, в первую очередь с общественнополитическими (система: общество-
природа). Результатом экологического воспитания должны стать: получение комплекса экологических знаний; развитое экологическое мышление; готовность к конкретным действиям на улучшение экологической обстановки; экологическое поведение, которое включает в себя ряд признаков (умения, навыки, состояние и конкретные действия, мотивы).
Тaким oбрaзoм, в высших у^бных зaвeдeниях Рeспублики Дагестан
нeoбхoдимo прoвeдeниe широкой
рaзъяснитeльной рaботы o рoли и знaчeнии экoлoгичeскoй культуры. Прeдлoжeнный нaми кoмплeкс мeрoприятий спoсoбствуeт пoвышeнию эффeктивнoсти экoлoгичeской культуры, умeнию нaпрaвлять рaзвитиe экoлoгичeскoгo мышлeния, помогает осознать себя частью окружающей среды, создать абсолютно новое видение природы и новое отношение к окружающей среде.
Литература
1. Абдурахманов Г. М., Гасангаджиева А. Г., Габибова П. И. Эколого-географическая, социальноэкономическая обусловленность и прогноз заболеваемости злокачественными новообразованиями населения районов Республики Дагестан. Махачкала. Алеф, 2008. 112 с. 2. Османов Р. О. Мусаева З. Г., Курбиева С. О., Мусаева М. В. Влияние гигиенических, экологических, социально-экономических, медико-биологических, климатогеографических факторов на антропометрическое развитие детей // Матер. XII Международной научно-практической конференции. Ростов-н/Д. 2009. С. 112-117. 3. Османов Р. О. Мусаева З. Г., Курбиева С. О. Влияние различных экологических факторов на здоровье
86
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
детей и подростков в условиях Республики Дагестан // Матер. XII Международной научно-практической конференции. Ростов-н/Д. 2009. С. 124-127.
References
1. Abdurakhmanov G. M., Gasangadzhieva A. G., Gabibova P. I. Ecologo-geographical, social and economic conditionality and prognostication of population's malignant neoplasm sickness rate in the regions of the Republic Dagestan. Makhachkala. Aleph, 2008. 112 p. 2. Osmanov R. O., Musaeva Z. G., Kurbieva S. O., Musaev M. V. The influence of hygienic, ecological, social and economic, medical, biologic, climatic and geographic factors on the children's anthropometrical development //Materials of the 12th International Scientific Practical Conference. Rostov-on-Don. 2009. P. 112-117. 3. Osmanov R. O., Musaeva Z. G., Kurbieva S. O. The influence of various ecological factors on children's and teenagers' health in the conditions of the Republic of Dagestan // Materials of the 12th International Scientific Practical Conference. Rostov-on-Don. 2009. P. 124-127.
Literatura
1. Abdurahmanov G. M., Gasangadzhieva A. G., Gabibova P. I. Jekologo-geograficheskaja, social'no-jekonomicheskaja obuslovlennost' i prognoz zabolevaemosti zlokachestvennymi novoobrazovanijami nase-lenija rajonov Respubliki Dagestan. Mahachkala. Alef, 2008. 112 s. 2. Osmanov R. O. Musaeva Z. G., Kurbieva S. O., Musaeva M. V. Vlijanie gigienicheskih, jekologicheskih, social'no-jekonomicheskih, mediko-biologicheskih, klimatogeograficheskih faktorov na antropometricheskoe razvitie detej // Mater. XII Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rostov-n/D. 2009. S. 112-117. 3. Osmanov R. O. Musae-
va Z. G., Kurbieva S. O. Vlijanie razlichnyh jekologicheskih faktorov na zdorov'e detej i podrostkov v uslovi-jah Respubliki Dagestan // Mater. XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rostov-n/D. 2009. S. 124-127.
Статья поступила в редакцию 23.12.2014 г.
УДК 574 (470.67)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ГИГИЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
DEVELOPING THE POPULATION’S ECOLOGICAL AND HYGIENIC CULTURE IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
© 2015 Османов Р. О., Омариева Э. Я.*, Османов О. Р.*
Дагестанский государственный педагогический университет ^Дагестанская государственная медицинская академия
© 2015 Osmanov R. O., Omarieva E. Ya.*, Osmanov O. R.*
Dagestan State Pedagogical University *Dagestan State Medical Academy
Резюме. В условиях современного экологического кризиса существует настоятельная необходимость формирования у учащихся мировозрения биоцентрического типа. Для естественных наук основной является проблема состояния окружающей среды и сложившаяся в мире экологическая ситуация, а также защита здоровья человека, сохранение генофонда и т.п., для гуманитарных - воспитание экологической культуры, развитие духовной сферы.
Abstract. During the modern ecological crisis, there is an urgent need for developing the pupils' world-view of the biocentrism type. For the natural sciences, the problem of the environment and the