Научная статья на тему 'Патриотические практики в полиэтническом пространстве Юга России'

Патриотические практики в полиэтническом пространстве Юга России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бедрик А. В., Верещагина А. В., Узунов В. В.

Необходимость изучения патриотических практик, реализуемых в полиэтничных регионах Юга России, объясняется стоящими перед Россией задачами консолидации многонационального общества, а также актуальными социальными задачами. Исследование патриотических практик на Юге России предполагает анализ патриотических макроинициатив, связанных с формальными институциональными практиками, и патриотических микроинициатив, раскрывающих особенности повседневных практик различных социальных групп. Такой подход позволяет выявить типы региональных патриотических практик и определить доминирующие факторы влияния на их формирование и динамику развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотические практики в полиэтническом пространстве Юга России»

УДК 316.4.066

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЮГА РОССИИ

Бедрик А.В., Верещагина А.В.,

д.соц.н., профессор, доцент, Южный федеральный университет, Институт социологии и регионоведения, г. Ростов-на-Дону, Россия,

Узунов В.В.,

доктор политических наук, доцент, директор Крымского филиала ФНИСЦ РАН.

Аннотация. Необходимость изучения патриотических практик, реализуемых в полиэтничных регионах Юга России, объясняется стоящими перед Россией задачами консолидации многонационального общества, а также актуальными социальными задачами. Исследование патриотических практик на Юге России предполагает анализ патриотических макроинициатив, связанных с формальными институциональными практиками, и патриотических микроинициатив, раскрывающих особенности повседневных практик различных социальных групп. Такой подход позволяет выявить типы региональных патриотических практик и определить доминирующие факторы влияния на их формирование и динамику развития.

Ключевые слова: патриотические практики, полиэтническое пространство, институциональные практики.

Актуализированный на уровне государственной политики, патриотизм занял центральное место в пространстве общественно-политического и научного дискурса, а также в системе воспитания российской молодежи, став значимым компонентом образовательных программ [1]. На фоне значимых для страны событий (Олимпиада 2014 года, присоединение Крыма), окрашенных в патриотические тона, такая политика принесла свои плоды: уровень патриотизма в России в рекордные по историческим меркам сроки и во всех возрастных группах вырос до невероятных масштабов, особенно, если принять во внимание патриотический нигилизм 1990-х: порядка 80% российского населения, по данным ВЦИОМ (2016 г.) и ФОМ (2017 г.), считают себя патриотами [2; 3]. Высокий уровень патриотизма, хоть и в меньшей степени по сравнению со старшими поколениями россиян, демонстрируется и молодежью в самых разных регионах страны, в том числе

71

и на Юге страны: в Дагестане [4], в Республике Крым [5], в Ростовской области и др. [6] Но что кроется за этими цифрами и оценками патриотичности? Какие конкретно патриотические практики стоят за столь высоким уровнем патриотизма в стране и в ее регионах?

На этом вопросе мы и остановим свое внимание в данной работе, обратившись к южнороссийскому региону как самому полиэтничному и потому наиболее сложному и интересному с точки зрения практического анализа реалий в области патриотической деятельности.

Анализ патриотической реальности показывает, что самыми распространенными патриотическими практиками в молодежной среде являются мобилизационные (военные), о чем свидетельствует динамика роста военно-патриотических клубов, движений и организаций по всей стране и в южнороссийском регионе в том числе. Такого рода патриотические организации получили распространение в Ростовской области, в Ставропольском крае, республике Адыгее, в Кабардино-Балкарии, в Крыму. Все эти организации носят провластный характер и ориентированы на поддержку политического курса власти.

Военно-патриотические клубы ориентированы на формирование и воспроизводство исторической памяти посредством сохранения и приумножения воинской славы Отечества и ее трансляции в молодежную среду, но доминирование клубов военно-патриотической направленности формирует военизированное, а значит, - агрессивное сознание у молодежи. И в этой связи уже не кажется столь безобидным рост патриотических практик на Юге России, и так отличающегося насыщенностью конфликтов и столкновений, в том числе военных, как в прошлом данного региона, так и в настоящем. А потому, видимо, анализ патриотических практик молодежи и акторов патриотического воспитания, участвующих в организации военно-патриотических клубов, таких, как, к примеру «Рысь», «Пересвет»», «Десантник», «Гардемарины», «Разведчик» и др. в Ростовской области и Краснодарском крае [7], в реализации всероссийского проекта военно-патриотического направления под названием «Юнармия» [8], стоит дополнить вопросом - с какой целью это делается и не приведет ли это к милитаризации подрастающего поколения? Нельзя не обратить внимание на стремительно набирающее обороты военно-патриотическое движение «Юнармия», которое в ряде регионов Юга страны стало эпицентром вовлечения учащейся молодежи в патриотическую деятельность. В Ростовской области, в Ставрополье, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Крыму с широким размахом освещаются события, связанные с посвящением школьников в юнармейцы. Созданная по инициативе министра обороны

72

Сергея Шойгу, «Юнармия» ориентирована, прежде всего, на подрастающее поколение и повышение оценки качества подготовки молодого поколения к армейской службе и организации призыва [9].

Отвечая на выше заданный вопрос о цели такого военизированного патриотического воспитания, можно сказать, что военно-патриотическое направление оказалось самым простым, апробированным в российской истории и очень точно подходящим для современной реальности и решения задач власти, связанных с укреплением выбранного политического курса на реконструкцию общественно-политического порядка, не связанного с демократическими идеалами и ценностями гражданского общества, как бы много об этом ни говорилось сегодня в России.

Для этих целей явно не подходит ни один из типов институциональных патриотических практик, кроме тех, которые укладываются в идеологию государственного патриотизма, основывающегося на принципах мобилизации и готовности защитить страну от врагов, т.е. милитаризации сознания. Державный патриотизм не может быть поддержан иными способами кроме как на основе патриотизма героического типа, и в этой связи эпицентром патриотическим практик стали героические страницы ВОВ и все, что с ней связано. Молодежь организовывает поисковые отряды, происходит реконструкция военных сражений, проводятся конкурсы военной песни, встречается с ветеранами ВОВ и т.д. И это не может ни в коем случае быть оценено отрицательно с точки зрения важности сохранения памяти о тех, кто боролся с фашизмом и всему человечеству подарил мир без фашизма. В чем же тогда опасность? А опасность таится в самом процессе героизации патриотизма - молодежь утрачивает понимание того, что может составить предмет патриотической деятельности в мирное время, когда нет места подвигу.

Иными словами, в молодёжном сознании патриот - это человек, совершивший подвиг ради спасения Отечества, своего народа, родных, близких и т.д. Естественно, гражданская повседневная жизнь и ее обыденные социальные практики не рассматриваются молодежью в качестве арены патриотических практик. Перспективы перехода к такой логике организации и восприятии патриотических практик возможно только в границах идеологии гражданского патриотизма.

Средой активной трансляции молодым поколением идеологии государственного патриотизма с акцентом на его военно-мобилизационной составляющей становится образовательная среда (дошкольного, школьного, вузовского), в которой реализуются патриотические практики разнообразного плана: от знакомства с народным фольклором, историей родного края, его

73

культурой, обрядами и традициями, организаций конкурсов по истории страны, встреч с ветеранами войны, создания различных музеев, организаций семинаров, конференций, поисковых отрядов до введения в образовательную программу школьников предмета «Основы военной службы» [10].

Образовательные патриотические практики в регионах России и на Юге в частности формируются в рамках нормативных практик, которые также приобретают региональный формат, незначительно отличающийся от федерального, заданного реализуемой на данный момент государственной программой патриотического воспитания граждан. Патриотическая тематика вписана во все нормативные проекты, программы и концепции, связанные с молодежью, с воспитанием, с развитием сугубо региональных исторических движений и культур, на Юге страны связанных с казачеством. Важные позиции в патриотических практиках Ростовской области и Ставрополья, к примеру, занимают образовательные и нормативные практики именно такого, казачьего направления. Серьезный кластер патриотических практик на Юге России представлен волонтерским движением, которое также идеологически и концептуально вписано в патриотическое направление деятельности граждан, что подтверждается также развитием всероссийского движения «Волонтеры Победы» и его региональных отделений [11].

Итак, российский патриотизм на Юге России, построенный, как и в масштабах всей России, на страницах военного прошлого и мобилизации военной мощи в настоящем, проявляется во всем, начиная от нормативно-правовой базы; образовательных программ, оборонно-спортивных летних лагерей и различного рода спортивно-воспитательных мероприятий в школах и вузах; специфики патриотических клубов и заканчивая патриотическими акциями, которые в своем большинстве посвящены Победе в ВОВ (Голос Победы, Знамя Победы, Дневник нашей Победы, Бессмертный полк, Вахта памяти и т.д.), формированию военной подготовки молодежи («Неделя мужества», «Язащитник» и др.). А в условиях конфронтации с Западом и обострения международных противоречий вряд ли стоит рассчитывать на переход к иным (к примеру, гражданским) патриотическим практикам как модальным для формирования патриотических установок у российских граждан. Скорее всего, данная политика патриотизации завершит процесс реинституционализации описанных патриотических практик по российско-советской схеме, что соответствует в целом логике государственного и общественного развития России, но не стратегическим, адекватным вызовам современного времени, целям и задачам, связанным с формированием гражданского общества и гражданской солидарности.

74

Литература:

1. Маршак А.Л., Рожкова Л.В. Ценности патриотизма в структуре ценностей современной студенческой молодежи // ПОИСК. 2014. № 1. С. 77-87.

2. Патриотизм в России: если завтра война, если завтра в поход. ВЦИОМ, 2016. Пресс-выпуск № 3136 [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115747.

3. Патриотизм: динамика мнений [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/TSennosti/13261

4. Шахбанова М.М. Патриотизм: специфика формирования и функционирования в республике Дагестан // Успехи современной науки и образования. 2017. Том 1. № 1. С. 205-208.

5. Подъячев К.В. Патриотическое воспитание молодежи как поле взаимодействия политических институтов и гражданского общества в регионах Российской Федерации // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 4(12). С. 126-136.

6. Барков Ф.А., Сериков А.В., Черноус В.В. Патриотическое сознание молодежи Ростовской области // Гуманитарий Юга России. 2013. № 2. С. 58-76

7. Список военно-патриотических клубов [Электронный ресурс]. URL: http://pravoslavnyi.ru/new_site/patriotic-military-clubs.

8. Форменный пацан [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/04/06/v-rossii-poiavitsia-novoe-molodezhnoe-voenno-patrioticheskoe-dvizhenie.html

9. В Ставропольском крае будут развивать юнармейское движение [Электронный ресурс]. URL: http://pobeda26.ru/novosti/v-stavropolskom-krae-budut-razvivat-yunarmejskoe-dvizhenie

10. Современное состояние военно-патриотического воспитания в России [Электронный ресурс]. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3285

11. В Ставропольском крае прошел съезд муниципальных координаторов «Волонтеров Победы» [Электронный ресурс]. URL: http://xn--90abhd2amfbbjkx2jf6f.xn--p1ai/release/6154

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.