Научная статья на тему 'Молодежный патриотизм на Юге России: региональные и этнокультурные факторы формирования'

Молодежный патриотизм на Юге России: региональные и этнокультурные факторы формирования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПОЛИЭТНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ / МЕНТАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колесникова Е. Ю.

Статья посвящена исследованию патриотизма молодежи в полиэтничных регионах Юга России, анализу внешних и внутренних факторов, влияющих на патриотическое сознание и поведение молодежи региона. Рассматриваются действующие региональные патриотические практики молодежи в их соотнесенности с этнокультурными и ментальными особенностями населения региона. Актуальность обосновывается стоящими перед Россией задачами консолидации многонационального общества и решения актуальных социальных задач, связанных с внешними и внутренними вызовами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежный патриотизм на Юге России: региональные и этнокультурные факторы формирования»

УДК 316

МОЛОДЕЖНЫЙ ПАТРИОТИЗМ НА ЮГЕ РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ *

Колесникова Е. Ю.,

Южный федеральный университет, Институт социологии и регионоведения, г. Ростов-на-Дону, Россия

Аннотация. Статья посвящена исследованию патриотизма молодежи в полиэтничных регионах Юга России, анализу внешних и внутренних факторов, влияющих на патриотическое сознание и поведение молодежи региона. Рассматриваются действующие региональные патриотические практики молодежи в их соотнесенности с этнокультурными и ментальными особенностями населения региона. Актуальность обосновывается стоящими перед Россией задачами консолидации многонационального общества и решения актуальных социальных задач, связанных с внешними и внутренними вызовами.

Ключевык слова: патриотизм, полиэтничные регионы, ментальные особенности

Юг России обладает уникальным социокультурным своеобразием и представляет собой одну из самых ярких региональных культур в России, с особой ценностно-нормативной структурой, менталитетом и поведенческими практиками населяющих его народов и этносов [9, 43]. В исследованиях особенностей социального поведения населения Юга России одной из основополагающих характеристик условий его формирования выступает этнокультурная и социально-экономическая неоднородность Юга, его статус периферии как христианской, так и исламской цивилизаций [5, 113-131]. Здесь сложились две большие группы народов: автохтонные, не отличающиеся этническим единством, но имеющие схожие общекавказские культурные традиции, и славянские, в основном сформировавшиеся к концу XIX в.,

* Статья выполнена в рамках реализации Государственного задания (Министерство образования и науки Российской Федерации), проект № 28.3486.2017/ ПЧ «Гражданский патриотизм в формировании и развитии солидаристских практик на Юге России: ресурсный потенциал и условия его реализации»

43

центром притяжения которых были казачьи войска. Эти социокультурные различия отражаются и в системах базовых ценностей, и в типах социального поведения [1,10-43].

Специфика роли Юга как пограничного края находит отражение в переплетении двух тенденций, проявившихся со времени появления первых русских переселенцев. С одной стороны, здесь сильны «охранительные», «державные» ориентации. В массовом сознании народа, населяющего Юг России, глубоко укоренен миф «границы», ставшей почти сакральным понятием, что нашло отражение в казачьем фольклоре [1, 18]. С другой -именно рубежное положение сделало Юг зоной контакта цивилизаций и культур, обусловило такие черты региональной общности, как терпимость, адаптивность, восприимчивость к чужому опыту. Взаимодействие этих двух тенденций обусловило яркий и симбиотический характер региональной культуры, а также специфические формы и типы социального поведения, характеризующиеся адаптивностью, гибкостью, терпимостью, открытостью.

На социальное поведение населения региона не могли не оказать влияние особенности исторических процессов на Юге России. Так, казачество, а затем и все славянское население, восприняло миф о своей мессианской роли хранителей истинного православия, его защитников в столкновении с другой цивилизацией [2, 69-76]. Также в ментальности населения Юга была заложена основа противоречия между традиционным регионализмом и государственническими настроениями. Переселенцы охраняли границы государства, служили государству, защищали Россию от враждебного Востока, но, в то же время, на протяжении всей истории освоения края, манифестировали свою независимость и даже противостояние государству. Юг притягивал людей, которых Центральная Россия «выталкивала» - сюда стремились предприимчивые, социально активные, жизнеспособные. Противостояние Юга Центру осуществлялось в различных формах: открытая конфронтация (крестьянские войны под предводительством казаков; белое движение во время гражданской войны; «духовное диссидентство» (поддержка старообрядцев, протестантских конфессий) и т.д.

Важными социокультурными факторами, влияющими на социальное поведение населения Юга России, являются структура населения и его этноконфессиональный состав. Структура населения Южной России значительно отличается от общероссийской по таким показателям, как доля укорененного населения, соотношение возрастных групп и доля сельского населения. Юг России всегда характеризовался высокой долей некоренных жителей и высоким уровнем миграции [5, 113-131]. Конфессиональный состав населения Юга России тоже своеобразен. Здесь всегда находили

44

поддержку и закреплялись религиозные течения, преследуемые властями, в том числе протестантские конфессии (баптисты, адвентисты) [3, 120-130]. Мотивы трудовой этики, аскезы, проповедуемые протестантскими конфессиями, оказались созвучны особенностям социально-психологического склада южан, их предприимчивости и нацеленности на успех. Все перечисленные факторы в определенной степени объясняют приверженность населения региона традиционным ценностям, проявляющейся в самых различных формах и обусловливают в значительной степени консервативно-ориентированную модель социального поведения населения Юга России.

Исследователи отмечают такие особенности населения Юга России, как развитость регионального самосознания и выраженный национальный характер [6, 180]. По их мнению, «ядро» носителей регионального самосознания составляет южнороссийское казачество, хотя региональная компонента и присутствует в идентификации населения в целом.

Согласно ряду региональных исследований, среди базовых ценностей в сознании жителей Юга России значительное место занимают такие качества, как миролюбие, гостеприимство, национальная терпимость, доброта и открытость. В основе консерватизма южного образца лежат такие ценности традиционного типа культуры, как общинность, коллективизм, честный труд. А более половины населения региона считают, что у России «свой, особый путь развития». Юг России выступает за «порядок», за сильное государство. Так, по данным социологических исследований, социальные приоритеты у казаков и неказачьего населения общие: порядок, социальная защита, целостность России [5, 113-131]. В силу геополитического положения Юга, его жители испытывают повышенную потребность в стабильности, а посему не отличаются повышенной чувствительностью к «либеральным веяниям» из центра. Регионалистские настроения поддерживаются исторически сложившимися мифами о благодатном Юге, мессианском предназначении казачества, его «особом» пути. Традиционной по сути является установка на сильного лидера, причем в его харизматический образ могут входить один или сочетание доминирующих архетипов: «отец», «хозяин», «герой», «борец» [4, 113-131].

Все эти региональные социально-политические, социокультурные и этнокультурные особенности определяют специфику патриотического сознания и поведения населения южнороссийского региона, в особенности самой активной и пассионарной его части - молодежи.

В региональных исследованиях патриотические представления и установки южнороссийской молодежи связываются с этносоциальным

45

феноменом казачества, который во многом формирует паттерны регионального патриотизма, обеспечивая преемственность исторической памяти [1, 10-43].

Юг России во многом отличается от других регионов нашей страны тем, что является «ареной выяснения геополитических взаимоотношений между ведущими странами мира. Этносоциальные проблемы здесь переросли в межнациональные, а политические спекуляции нацелены на разъединение братства народов Юга России» [7, 195]. Юг России, граничащий на Западе с Украиной, несмотря на свой полиэтнический состав, в целом характеризуется численным преобладанием этнически русского населения (85% от всего населения ЮФО). Однако при этом традиционно среди жителей данного региона распространены представления о казачьем происхождении значительной части местного населения. Это обстоятельство, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на региональную идентичность молодого поколения и, в целом, поддерживается на уровне уважения к особым воинским традициям казачества.

Пространство Юга России представляет собой сложную систему, где важным условием функционирования является «оптимальное взаимодействие этнокультурной, региональной, российской национальной идентичностей, «стягивание» в одну точку различных ветвящихся структур». Поэтому имплементация патриотизма в структуру гражданской идентичности молодежи региона во многом опосредована этнической самобытностью и противоречивостью общественного сознания по отношению к собственным уникальным традициям. Тем не менее, для местных жителей характерны традиции мирного сосуществования на территории региона разнообразных этнических общностей и конфессий на протяжении уже многих столетий, что создает определенный запас прочности против ксенофобских настроений.

Относительно недавно в состав Южного федерального округа после проведения референдума были присоединены республика Крым и город Севастополь, чья молодежь в целом демонстрирует патриотические чувства, выраженные через желание воссоединения с исторической Родиной. Из официальных документов республики Крым также известно, что «исторические события, связанные с возвращением Крыма в состав Российской Федерации, результаты общекрымского референдума 16 марта 2014 года ярко продемонстрировали высокий патриотический потенциал крымского общества, чувство неотъемлемой сопричастности его к российскому культурному и духовному миру» [8 нет страницы].

Проведенный анализ показал, что региональные исторические, социокультурные и этнокультурные особенности Юга России значительно

46

влияют на специфику патриотического сознания и поведения молодежи региона. В основе ментальности населения Юга России - охранительные, «державные» ориентации, мессианство, представление о своей особой роли в истории России, ярко выраженная установка защищать Родину, охранять границы государства, служить ему «верой и правдой».

На специфику молодежного патриотизма в регионе большое влияние оказали политические события последних лет - в первую очередь, вхождение в состав России республики Крым и города Севастополя. Также патриотизм молодежи в последние годы в значительной степени формировался под непосредственным влиянием гражданской войны на юго-востоке Украины, развязанной правящим режимом Украины на Донбассе, актуализирующей ценности независимости, свободы, единства соседних братских народов. Не случайно опросы общественного мнения молодежи показывают, что патриотизм молодежи региона имеет гораздо более выраженные формы, чем в целом по России. Важную роль у молодежи региона играет конфессиональная идентичность, которая зачастую рассматривается не как личное дело, а как маркер принадлежности к определенной группе. Так, например, для представителей казачества православная вера является определенным символом их принадлежности к «христианскому воинству».

Патриотические практики молодежи Юга России имеют мобилизационный, военный, «державный» характер. Организационное оформление данные патриотические практики получают в патриотических клубах, организациях и движениях, мероприятиях и акциях, носящих в основном героический, военизированный характер. Об этом свидетельствует рост военно-патриотических организаций, мероприятий и акций, ориентированных на сохранение исторической памяти, культивации героического прошлого страны и региона.

47

Литература:

1. Барков Ф.А., Водолацкий В.П., Садко Д.О., Сериков А.В., Черноус В.В., Черных Е.Ю. Казачество как этносоциальный феномен современной России (по результатам социологического исследования казачества дона): коллективная монография / Отв.ред. Ю.Г.Волков. - Ростов н/д: Антей, 2011. С.10-43.

2. Козлов А.И. Возрождение казачества: история и современность (эволюция, политика, теория). Ростов н/Д., 1995, с.69-76.

3. Колосов В.А., Криндач А.Д. Тенденции постсоветского развития массового сознания и политическая культура Юга России. - "Полис", 1994, № 6. С.120-130.

4. Миграционные процессы на Юге России: проблемы адаптации и интеграции: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции и расширенного заседания Общественно-консультативных советов при УФМС России по Ставропольскому краю, Краснодарскому краю и Республике Дагестан (Ставрополь - Краснодар - Махачкала, 18 декабря 2012 г.) / под ред. В. С. Белозёрова, Н. А. Щитовой. - Ставрополь, 2013.

5. Морозова Е.В. Современная политическая культура юга России // 'Политические исследования, ' 1998. № 6. С. 113-131.

6. Новицкий И.Я. Управление этнополитикой Северного Кавказа. -Краснодар, 2011. - 270 с.

7. Хунагов Р.Д., Имгрунт И.И. Направление этносоциальных процессов на Юге России в условиях современных рисков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 3. С. 195.

8. Указ главы республики Крым. Об учреждении Концепции патриотического и духовно- нравственного воспитания населения в республике Крым. [Электронный ресурс]. URL: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_237906.pdf (дата обращения: 30.04.2018).

9. Юг России: институты и стратегии модернизации экономики: монография / под ред. А.Г.Дружинина, Ю.С.Колесникова, В.Н.Овчинникова. М.: изд. Вузовская книга, 2014. - 408 с.

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.