Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ И ТРУДОВОЙ ВКЛАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ'

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ И ТРУДОВОЙ ВКЛАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПОМОЩЬ ФРОНТУ / КОМСОМОЛ / ТРУДОВОЙ ФРОНТ / РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фогель Елена Александровна

В статье проанализированы различные аспекты трудовой и социальной активности несовершеннолетних, нашедшие отражение в документах советских и партийных органов власти Ростовской области в период с 1941 по 1945 г. Они позволяют оценить ожидаемый вклад и реальное участие детей и подростков в достижении общегосударственных целей в динамике на протяжении всей войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Фогель Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC INITIATIVES AND LABOR CONTRIBUTION OF ROSTOV REGION MINORS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article refects the forms and results of young generation’s activities for the beneft of the motherland during the Great Patriotic War. The purpose of the article is to analyze decisions and resolutions of city, district executive committees and regional committee of the CPS(b) in Rostov Region, and to assess the expected contribution and real participation of children and adolescents in achieving national throughout the war. It has been established that in 1941 to the middle of 1943 the main forms of assistance to the country were such activities as collecting scrap metal, making warm clothes for the Red Army soldiers, caring for the wounded, growing herbs, collecting medicinal herbs and pharmaceutical utensils, as well as working in the felds. As cities and regions were liberated until the end of the war, teenager were involved to the restoration of damaged industry and infrastructure. By 1950, the area of cultivated felds reached pre-war levels, the volume of coal mining and the production of metallurgical products in the Rostov Region exceeded the similar indicators of 1940 several times. The indisputable contribution to these achievements was made by the young residents of the Region.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ И ТРУДОВОЙ ВКЛАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»

Статья поступила в редакцию 20.02.2023; одобрена после рецензирования 28.02.2023 г.; принята к публикации 15.03.2023 г.

The article was submitted 20.02.2023; approved after reviewing 28.02.2023; accepted for publication 15.03.2023.

Публикация подготовлена в рамках реализации Государственного задания ЮНЦ РАН № ГР 1220201003472.

Научная статья УДК 93/94

DOI 10.18522/2072-0181-2023-113-50-56

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ И ТРУДОВОЙ ВКЛАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Е.А. Фогель

PATRIOTIC INITIATIVES AND LABOR CONTRIBUTION OF ROSTOV REGION MINORS DURING THE GREAT PATRIOTIC

WAR

E.A. Fogel

Победа в Великой Отечественной войне далась большой ценой народам Советского Союза. Подвиг, в том числе и трудовой, стал практически нормой, востребованной временем. Свой посильный вклад в общее дело вносили и юные граждане.

Вопросам вклада молодого поколения страны в Победу над врагом в годы Великой Отечественной войны были посвящены сотни публикаций. Были среди них и те, что рассказывали о подвигах молодого поколения Дона в этот сложный период [1; 2]. Однако, если в советской историографии в первую очередь подчеркивалась руководящая роль партии в организации всех видов детской и подростковой активности [3], при этом упускались сложности на пути к поставленным целям, в том числе ущерб здоровью и даже жизням юных граждан,

Фогель Елена Александровна - аспирант кафедры исторических наук и политологии Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), 344010, Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 166, к. 209, 8(863)2666433.

то на современном этапе, наряду с выявлением фактов трудового героизма, исследователи анализируют социальные и гуманитарные аспекты жизни несовершеннолетних [4], которые были включены в трудовой фронт. Авторы разделяют побудительный и принудительный характер трудовой мотивации, анализируют роль системы образования в формировании патриотических установок советской молодежи, а также дают оценку правовым аспектам регулирования труда подростков [5].

Говоря о несовершеннолетних в период Великой Отечественной войны, зачастую упускают из виду тот факт, что в силу ее длительности для внушительной части поколения несовершеннолетних, переживших войну, трудовая деятельность в сельском хозяйстве и на предприятиях явилась одним из факторов взросления. На территории Ростовской

Elena Fogel - postgraduate student of the Department of Historical Sciences and Political Science of Rostov State University of Economics, 166, M. Gorkogo st., Rostov-on-Don, 344010, +7(863) 2666433/

области не были вовлечены в этот процесс лишь дети, которые к моменту окончания войны не достигли школьного возраста, и те, кто был угнан на принудительные работы в Германию в период оккупации.

Выявление фактов трудового вклада несовершеннолетних в годы войны, определение возрастных групп, вовлеченных в этот процесс, позволяют расширить представление об опыте, пережитом представителями молодого поколения. Кроме того, в рамках наметившегося в современной историографии Великой Отечественной войны стремления к дифференцированному подходу в оценке положения отдельных социальных и возрастных групп населения выявление механизмов привлечения молодого поколения к труду представляется чрезвычайно актуальным.

Мы ставим своей целью выявить формы патриотических инициатив и результаты трудового вклада несовершеннолетних Ростовской области в Победу в Великой Отечественной войне. Для достижения цели требуется определить факты реализации патриотических инициатив школьников в Ростовской области, установить основные отрасли производства, в которых широко использовался труд несовершеннолетних, оценить результаты вклада пионерской и комсомольской организаций в дело трудовой помощи стране, охарактеризовать причины трудовой мотивации детей и подростков в этот период.

Для достижения поставленной цели проанализированы документы советских и партийных органов власти Ростовской области -протоколы заседаний, решений и постановлений городских, районных исполкомов и обкома ВКП(б). В ходе работы были использованы принципы историзма и объективности, хронологический и ретроспективный методы исследования.

Труд несовершеннолетних был оправдан целым комплексом причин, в первую очередь, дефицитом рабочих рук на предприятиях и в сельском хозяйстве в силу мобилизации, а также затяжного характера войны, повлекшего значительные людские потери. Дети и подростки были включены в процесс оказания помощи государству со школьной скамьи. Достигшие 14-16-летнего возраста рассматривались как полноценный трудовой ресурс. Так, в указе Президиума Верховного Совета от 13 февраля 1942 г. «О мобилизации на период военного

времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве» трудоспособными считались граждане обоих полов в возрасте с 16 лет*. А к работам в колхозах и совхозах на основании Постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 13 апреля 1942 г. № 507** могли привлекаться жители с 14 лет.

На общественно полезных работах, особенно в рамках деятельности комсомольской и пионерской организаций, использовались и дети младшего возраста. Слабая вовлеченность детей в эти организации рассматривалась как фактор, снижавший темпы восстановительных работ. Ответственность за изменение ситуации в кратчайшие сроки возлагалась на райкомы и горкомы ВКП(б) [6, л. 15 об.]. Таким образом, снижение рубежа взрослости в условиях военного времени оценивалось как необходимая и оправданная мера.

Часто люди, пережившие войну в юном возрасте, говорят об окончании своего детства в этот суровый период [7]. Это было связано, как с трагическими событиями, ворвавшимися в их жизнь, так и с расширением обязанностей и уровня ответственности. Важным компонентом социализации детей и подростков становилась посильная работа на благо государства, которая служила также формой профилактики маргинального поведения и социальной дезориентации на фоне военных потрясений.

Документы свидетельствуют об эффективности применения труда пионеров и юных комсомольцев на полях начиная с 1941 г. К началу войны Ростовская область была лидером среди краев и областей РСФСР по размерам посевных площадей, 56,3 % населения области составляли сельские жители. Труд на полях к этому времени был практически полностью

* Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве». URL: http://docs. historyrussia.org/ru/nodes/131148-o-mobüizatsii-na-period-voennogo-vremeni-tradosposobnogo-gorodskogo-naselemya-dlya-raboty-na-proizvodstve-i-stroitelstve-ukaz-ot-13-fevralya-1942-g#mode/inspect/page/1/zoom/4.

** Постановление СНК СССР, ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 г «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей». URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/243874-o-poryad-ke-mobilizatsii-na-selskohozyaystvennye-raboty-v-kolhozy-sovhozy-i-mts-trudosposobnogo-naseleniya-gorodov-i-selskih-mestnostey-postanovlenie-snk-sssr-i-tsk-vkp-b-ot-13-aprelya-1942-g.

механизирован. Вследствие мобилизации мужского населения и оккупации ряда регионов страны, уже летом 1941 г. сбор урожая на донских полях стал стратегически важной задачей, «сопоставимой с производством боеприпасов и вооружения» [8]. Женщины и подростки оказались основной рабочей силой. Повсеместно распространялись трудовые инициативы школьников. Так, за первые два месяца войны около 1000 школьников Новошахтинска работало в колхозах и совхозах. Из них 75 учащихся школы № 2 - в течение 45 дней. Все заработанные средства были перечислены в фонд обороны страны [9, л. 28 - 28 об.].

В Песчанокопском районе высокой оценки заслужила работа 850 школьников на полях колхозов [9, л. 26]. На донских нивах работали также воспитанники детских домов старше 14 лет, эвакуированные из других регионов в Ростовскую область [10]. За один день 21 сентября 1941 г. 10 комсомольцев Константиновской средней школы, помогая вывозить хлеб из колхоза на элеватор, заработали 120 рублей, которые были перечислены в фонд строительства эскадрильи [11].

С зимы 1942 г. на основании решения бюро Ростовского обкома ВКП(б) и облисполкома № 165 от 2 января «Об обучении сельскохозяйственным работам учащихся высших и средних учебных заведений и служащих городов и районных центров» было организовано обучение школьников 7-10-х классов. Курсы предполагали занятия по шесть часов и двухнедельную практику [12]. Это позволило подготовить трудовой резерв из молодых жителей области для нового сельскохозяйственного года.

Согласно Постановлению СНК СССР «О мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» от 13 апреля 1942 г., продолжительность рабочего дня учащихся школ устанавливалась от шести до восьми часов в зависимости от возраста и характера работ. Таким образом, можно говорить об обязательном характере работы школьников в период школьных каникул, начиная с лета 1942 г.

Важным и реализованным повсеместно направлением деятельности пионеров и учащихся младших классов стал сбор лекарственных трав и аптекарской посуды. Выполняя поставленную задачу, средняя школа № 13 Лет-ницкого сельсовета Песчанокопского района к осени 1941 г. собрала 350 пузырьков и 35 кг

разных лекарственных растений, начальная школа Песчанокопского сельсовета - 10 кг дурмана [9, л. 110-111]. Пионеры и школьники Константиновской начальной средней школы 21 сентября 1941 г. собрали 75 кг шиповника в фонд постройки эскадрильи [11]. В июне 1942 г., согласно справке Ростовского обкома ВЛКСМ «О ходе сбора дикорастущих растений», комсомольцами, пионерами и школьниками Константиновского района было сдано 500 кг чабреца, 200 кг крапивы, 100 кг дурмана; в Вешенском районе дети и подростки собрали 230 кг чабреца, 300 кг крапивы; в Самарском районе - 6 кг мяты, 214 кг дурмана, 30 кг крапивы, 19 кг полыни, 3 кг ромашки и 3 кг шалфея. Школьники Ростова-на-Дону по собственной инициативе, не получая задания от обкома комсомола, собрали 50 кг валерьянового корня, 100 кг мяты и 10 кг липового цвета.

Школьники массово собирали металлолом. Уже к концу лета 1941 г. пионеры Новошахтинска собрали 400 кг цветного металла [9, л. 28-28 об.]. За 7 сентября 1941 г. учащиеся Константиновского района пополнили фонд обороны 9 т черного металла [11].

Согласно сведениям Ростовского обкома ВЛКСМ, за февраль, март и апрель 1942 г. молодежь области собрала 10 961 т металлолома. Большой вклад был внесен пионерами Дона. Так, тимуровская команда средней школы № 3 г. Каменска в составе 10 человек собрала и отгрузила 3300 кг, т.е. каждый школьник в среднем собрал 330 кг, втрое превысив норму для пионеров и школьников. Организованный сбор трофейного оружия и военного имущества в начале 1942 г. позволил обнаружить и сдать на воинские склады в Родионово-Несветайском районе 12 станковых пулеметов, 25 автоматов, 25 тыс. патронов, 320 гранат, 544 каски, 221 противогаз, 284 саперные лопаты. Не менее активными были и молодежные подразделения Большекрепинского, Куйбышевского и Неклиновского районов, передавшие сотни касок, гранат, снарядов, мин, винтовок и тысячи патронов [9, л. 98-100].

Среди распространенных инициатив, подхваченных пионерами, были сбор и вязание теплых вещей для бойцов Красной Армии [9, л. 110-111], уход за ранеными бойцами и организация концертов [13], а также выращивание зелени [14]. Поставки зелени солдатам на передовую и в госпитали контролировались партийными организациями. Всем жителям станиц и хуторов, включая детей,

рекомендовалось присоединиться к реализации поставленной задачи.

Жители Ростовской области, начиная с 16-летнего возраста, обязаны были пройти обучение МПВО (местной противовоздушной обороне) [15] и ПВХО (противовоздушной и химической обороне) [16]; 15-летние подростки были задействованы на возведении оборонительных рубежей. Повсеместно стимулировался интерес к сдаче норм ГТО, ГСО и на значок «Ворошиловский стрелок» [17].

Примечательно, что подростковая любознательность и активность оказывались крайне полезными в вопросах помощи Красной Армии. На основании письма командующего Ростовским дивизионным районом ПВО генерал-майора артиллерии Н.В. Маркова, обком ВКП(б) летом 1943 г. одобрил предложение о создании в каждом населенном пункте, наряду с наземными и вышковыми наблюдательными постами МПВО и группами содействия истребительным батальонам, разведывательных групп из числа подростков 10-14 лет для выявления сбитых и приземлившихся вражеских самолетов и парашютистов [18, л. 40]. Как следовало из письма, именно дети помогли установить места падения сбитых самолетов в районе Ростова-на-Дону, Азова, хуторов Ко-лузаево, Усть-Койсуга, с. Кулешовка: «...эти факты показали, что наиболее полные сведения о числе сбитых самолетов, местах их падения, судьбе вражеских летчиков и характере самого боя имели дети в возрасте 9-14 лет, а не взрослое население и местные органы, которые, казалось бы, должны были, ориентируясь по обстановке, следить за событиями, происходящими в воздухе» [18, л. 39].

По мере освобождения области от оккупантов труд подростков старше 16 лет широко использовался на восстановлении угольной промышленности [19], инфраструктуры городов [20], а также на работах по разминированию полей. Младшие школьники были востребованы в том числе и в животноводстве - им доверяли уход за молодняком на фермах. Так, школьники Тарасовского района были привлечены к организации кормления и чистки мест содержания животных для обеспечения скорейшего восстановления поголовья скота [21]. В Не-клиновском районе создавались школьные бригады для отлова грызунов (сусликов) и заготовки пушнины [22].

На территории всей области силами самих обучающихся восстанавливались школы. Детей

привлекали к оборудованию военных кабинетов [18, л. 60], изготовлению наглядных пособий [18, л. 60 об.], школьно-письменных принадлежностей [18, л. 16 об.], заготовке топлива для школ и учителей [23], возделыванию пришкольных участков [13], площадь которых варьировалась от 1 до 5 га.

Участки земли под огороды и сады выделялись также детским домам и детским приемникам НКВД [24], причем их размеры достигали десятков гектар [25, л. 32]. Местные органы власти прилагали усилия к обеспечению этих детских учреждений поголовьем свиней, выбракованными лошадьми, однако работа на земельных участках осуществлялась самими воспитанниками. Детским домам дозволялось также осуществлять беспрепятственный улов рыбы [25, л. 32]. Таким образом, можно говорить о том, что не только восстановление материальной базы школ и иных образовательных учреждений, но и обеспечение продовольствием лежало на плечах самих детей и подростков.

Объединяющим началом для разнообразных форм активности несовершеннолетних выступали комсомольские и пионерские ячейки. Их формирование с первых дней запуска школ объявлялось приоритетной задачей [6, л. 99]. Ростовский обком ВКП(б) уже в феврале 1943 г., сразу после освобождения главного города области от оккупации, поставил задачу «широко развернуть работу пионерских и комсомольских организаций области в школах, направляя всю энергию школьной молодежи на помощь фронту (уход за бойцами и командирами, сбор подарков Красной Армии, сбор металлического лома, трофейного имущества, связь с воинскими частями и т.п.) и на развертывание художественной самодеятельности (организацию различных художественных кружков, ансамблей, оркестров, хоров), обслуживание художественной самодеятельностью госпиталей и воинских частей» [26]. 4 апреля 1943 г. бюро обкома ВКП(б) издало Постановление «Об организационном укреплении комсомольских организаций и политическом воспитании молодежи», обязывающее партийные организации постоянно заботиться о вовлечении большинства молодежи в комсомол и превращении малочисленных комсомольских организаций в крупные.

Уже в первой половине 1943 г. была развернута работа по сельскохозяйственному и производственному обучению школьников, как в период летних каникул, так и во время

учебного года. Сельскохозяйственное обучение в районах дополняло школьное, для того чтобы успеть подготовить необходимые кадры к весенним работам. Его проходили учащиеся 6-10-х классов, причем особое внимание уделялось «практическим занятиям по управлению и производству несложного ремонта сельхозтехники» [26].

Городские школьники, начиная с 4-го класса, в период летних каникул привлекались к обучению в мастерских по ремонту и пошиву обуви, одежды, ремонту часов, изготовлению гребешков и мундштуков (галантерейные мастерские), на жестяном и столярном производстве, в артелях по плетению корзин, на производстве спичек, головных уборов и даже игрушек [27, л. 44 об. - 45]. Для школьников 12-14 лет устанавливался четырехчасовой рабочий день, а для тех, кто старше, - шестичасовой. Школьникам выплачивалась стипендия в размере 100 рублей в период обучения, по его окончании они получали жалование, соответственно выработке. Вся продукция, выработанная бригадами школьников, реали-зовывалась через торговую сеть среди учащихся школ [27, л. 35 об.]. Таким образом, школьники не только обучались какому-то ремеслу, но и обеспечивали сами себя обувью, одеждой, школьной мебелью, пособиями и т.д.

Во исполнение Постановления Совнаркома СССР от 17 июня 1943 г. № 665/201с мобилизация в ремесленные и железнодорожные училища с 1 по 15 июля 1943 г. охватила не менее 1700 юношей (с 14 лет) и девушек (с 15 лет) [27, л. 103 об. - 104], проживавших на территории Ростовской области. Шла массовая мобилизация в школы ФЗО, куда воспитанников детдомов принимали с 14 лет [28]. Наряду с сиротами приоритетной группой подростков были также дети военнослужащих и инвалидов [25, л. 25].

Иногда инициативы подростков в одном из городов или районов по рекомендации обкома ВЛКСМ становились общей практикой для молодежи области. Так, допризывники Романовского района в течение нескольких дней собрали свыше 70 000 патронов, более 2000 винтовок, порядка 1000 артиллерийских гильз и много другого трофейного оружия [29]. В связи с этим всем райкомам ВКП(б) и райисполкомам было рекомендовано разработать конкретные мероприятия по оказанию помощи в деле сбора трофейного оружия, используя опыт романовских допризывников.

Подавляющее большинство работ, к которым привлекались несовершеннолетние Ростовской области, и виды патриотических инициатив, получившие распространение в годы войны, не были уникальными. В различных уголках СССР в этот период времени дети и подростки вносили посильный вклад в дело помощи стране. В каждом случае характер и интенсивность детской помощи определялись ходом войны на конкретных территориях. Так, в донском регионе работа на полях не утрачивала своей актуальности до последнего дня войны. В силу значительных потерь населения в период оккупации - более 180 тыс. человек - после освобождения области труд несовершеннолетних оказывался чрезвычайно востребованным в шахтах, на предприятиях тяжелой и легкой промышленности, в социальной сфере, строительстве.

На протяжении всей войны несовершеннолетние привлекались к сбору металлолома, лекарственных трав и аптекарской посуды, изготовлению теплых вещей для бойцов Красной Армии, уходу за раненными.

Большую роль в реализации этих работ сыграл комсомол, в рядах которого в условиях продолжавшейся войны состояли в основном парни допризывного возраста и юные девушки. Надо отметить, что численное приращение ВЛКСМ в этот период шло быстрыми темпами.

В 1944 г. в колхозах области было создано 1416 молодежных звеньев и 875 молодежных тракторных бригад [30, л. 16]. В угольной промышленности к марту 1945 г. работало 193, на промышленных предприятиях и железнодорожных станциях - 1092 молодежные бригады, 2 цеха и 38 смен. Действовали также 302 бригады по примеру Кати Барышниковой, ставшей родоначальницей движения комсомольцев-передовиков, многократно перевыполнявших дневные нормы производства. Деятельность этих бригад позволила высвободить 1327 квалифицированных рабочих для выполнения задач на ответственных участках. На различных промышленных предприятиях к весне 1945 г. 14 687 юношей и девушек были обучены различным производственным специальностям [30, л. 14]. Трудовой подвиг жителей области, в том числе и несовершеннолетних, позволил к 1947 г. восстановить все крупные угольные предприятия области. В этот период металлургическое производство вышло на довоенный уровень.

Благодаря стараниям комсомольцев, в городах Ростовской области действовало 17 детских столовых, снабжение которых производилось на средства, заработанные молодежью. К началу 1944 г. в них питалось порядка 5000 детей. К июню 1945 г. в областной фонд помощи детям ими было перечислено 3 365 470 рублей, вырученных от воскресников и платных концертов [31]. Только за 1943-1944 гг. силами пионеров и комсомольцев было собрано 82 750 т металлолома.

За трудовыми подвигами несовершеннолетних стоял не только энтузиазм, свойственный их возрасту. За неподчинение решениям местных органов власти о трудовой мобилизации на сезонные работы в поле или на восстановление предприятий предусматривалась уголовная ответственность [32]. В силу этого, случаи уклонения или отказа были исключительными. Кроме того, система продовольственного снабжения населения, нормы которой различались по категориям рабочих, служащих, иждивенцев и детей до 12 лет, косвенно подталкивала несовершеннолетних стремиться к скорейшему выходу из низко-обеспечиваемых категорий. Так, например, норма хлеба в день для тружеников в рабочем поселке составляла 500 г, для иждивенцев и детей до 12 лет - 300 г; снабжение мукой рабочих в сельской местности равнялось 300 г муки, а детей и иждивенцев - всего 90 г [33].

Анализ массива документов советских и партийных органов власти Ростовской области позволил оценить степень включения несовершеннолетних школьного возраста и студентов до 18 лет в решение задач трудового фронта в 1941-1945 гг. Установлено, что широкое привлечение представителей этой возрастной группы в Ростовской области отмечалось практически во всех отраслях хозяйства в ходе всего периода войны. Большой вклад в организацию работы подрастающего поколения был внесен пионерской и комсомольской организациями. Включаясь в трудовой фронт, подростки ощущали свою сопричастность к взрослым проблемам, чувствовали свою ответственность за общегосударственное дело, восстанавливая мирную жизнь в родном регионе. Именно они становились опорой страны на пути ее дальнейшего развития. Трудности взросления в годы войны определили портрет целого поколения. Время, которое должно было

быть периодом «счастливого детства», стало

годами борьбы и победы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцев В.П. Комсомол в годы Великой Отечественной войны. Ростов н/Д: [Б.и.], 1965. 24 с.

2. Летопись донского комсомола (1920-1945 гг.): сб. документов и материалов по истории Ростовской областной организации ВЛКСМ. Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1982. 284 с.

3. Огненные годы: документы и материалы об участии комсомола в Великой Отечественной войне. М.: Молодая гвардия, 1971. 654 с.

4. Гайсин У.Б. Социальные аспекты молодежи Урала в годы Великой Отечественной войны // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17, № 1 (I). С. 747-751.

5. Романов Р.Е. Советское государство и рабочие Сибири в годы Второй мировой войны: принудительные стратегии социально-трудовой коммуникации // Историко-экономические исследования. 2018. № 19. С. 303-329.

6. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. Р9. Оп. 1. Д. 392.

7. Детство и война: культура повседневности, механизмы адаптации и практики выживания детей в условиях Великой Отечественной войны (на материалах Сталинградской битвы) / М.А. Рыблова [и др.]. Волгоград: Изд-во Волгоград. филиала РАНХиГС, 205 с. С. 87-89.

8. Калинин М.И. О коммунистическом воспитании и воинском долге. М.: Воениздат, 1967. 726 с. С. 549.

9. ЦДНИРО. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 599.

10. ЦДНИРО. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 314. Л. 38-39.

11. Муниципальный архив Константиновского района. Ф. Р-19. Оп. 1. Д. 131. Л. 1.

12. ЦДНИРО. Ф. Р-37. Оп. 1. Д. 446. Л. 3.

13. Муниципальный архив Константиновского района Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 1. Л. 13 об. - 14 об.

14. ЦДНИРО. Ф. Р-55. Оп. 1. Д. 281. Л. 66.

15. ЦДНИРО. Ф. Р-67. Оп. 1. Д. 327. Л. 1-3.

16. ЦДНИРО. Ф. Р-41. Оп. 1. Д. 21. Л. 15 - 15 об.

17. Муниципальный архив Константиновского района Ф. Р-19. Оп. 1. Д. 130. Л. 4.

18. ЦДНИРО. Ф.Р-9.Оп.1. Д.379.

19. Муниципальный архив Белокалитвинского района. Ф. Р-36. Оп. 1. Д. 2. Л. 12-13.

20. Таганрогский филиал Государственного архива Ростовской области. Ф. Р-165. Оп. 4. Д. 10. Л. 146.

21. ЦДНИРО. Ф. Р-110. Оп. 3. Д. 4. Л. 32-33.

22. Муниципальный архив Неклиновского района. Ф. Р-23. Оп. 1. Д. 6. Л. 31.

23. Муниципальный архив Усть-Донецкого района. Ф. Р.-1. Оп. 1. Д. 2. Л. 51.

24. Муниципальный архив г. Каменск-Шахтинский. Ф. Р-31. Оп. 1. Д. 2. Л. 29-30.

25. ЦДНИРО. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 368.

26. ЦДНИРО. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 365. Л. 17 об.

27. ЦДНИРО. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 379.

28. ЦДНИРО. Ф. Р-90. Оп. 1. Д.30. Л. 17-18.

29. ЦДНИРО. Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 371. Л. 9 об.

30. ЦДНИРО. Ф. Р-173. Оп. 5. Д. 1.

31. ЦДНИРО. Ф. Р-173. Оп. 5. Д. 610. Л. 27 - 27 об.

32. Муниципальный архив Красносулинского района. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 2. Л. 63 об.

33. Муниципальный архив Белокалитвинского района. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 4. Л. 41 об.

REFERENCES

1. Zaytsev VP. Komsomol v gody Velikoy Otechest-vennoy voyny [Komsomol during the Great Patriotic War]. Rostov-on-Don, [S.n.], 1965, 24 p.

2. Letopis donskogo komsomola (1920-1945 gg.): cb. dokumentov i materialov po istorii Rostovskoy oblastnoy organizatsii VLKSM [Chronicle of the Don Komsomol (1920-1945): a collection of documents and materials on the history of the Rostov regional organization of the Komsomol]. Rostov-on-Don, Book publishing house, 1982, 284 p.

3. Ognennye gody: dokumenty i materialy ob uchastii komsomola v Velikoy Otechestvennoy voyne [Fiery years: documents and materials on the participation of the Komsomol in the Great Patriotic War]. Moscow, Molodaya gvardiya, 1971, 654 p.

4. Gaysin U.B. Vestnik Bashkirskogo universiteta, 2012. Vol. 17, no. 1 (I), pp. 747-751.

5. Romanov R.E. Istoriko-ekonomicheskie issledovani-ya, 2018, № 19, рр. 303-329.

6. Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Rostovskoy oblasti (TsDNIRO) [CDCHRR (Center for Documentation of Contemporary History of the Rostov Region)], f. R-9, inv. 1, case 392.

7. Detstvo i voyna: kultura povsednevnosti, mekha-nizmy adaptatsii i praktiki vyzhivaniya detey v us-loviyakh Velikoy Otechestvennoy voyny (na materi-alakh Stalingradskoy bitvy) / M.A. Ryblova [i dr.] [Childhood and war: the culture of everyday life, adaptation mechanisms and practices of children's survival in the conditions of the Great Patriotic War (based on the materials of the Battle of Stalingrad) / M.A. Ryblova et al.]. Volgograd, Publishing House of the Volgograd branch of RANEPA, 205 p., рр. 87-89.

8. Kalinin M.I. O kommunisticheskom vospitanii i voin-skom dolge [On communist education and military duty]. Moskow, Voyenizdat, 1967, 726 p., р. 549.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. TsDNIRO, f. R-173, inv. 1, case 599.

10. TsDNIRO, f. R-9, inv. 1, case 314, sh. 38-39.

11. Munitsipalnyy arkhiv Konstantinovskogo rayona [Municipal archive of Konstantinovsky district], f. R-19, inv. 1, case 131, sh. 1.

12. TsDNIRO, f. R-37, inv. 1, case 446, sh. 3.

13. Munitsipalnyy arkhiv Konstantinovskogo rayona [Municipal archive of Konstantinovsky district], f. R-9, inv. 1, case 1, sh. 13 rev. - 14 rev.

14. TsDNIRO, f. R-55, inv. 1, case 281, sh. 66.

15. TsDNIRO, f. R-67, inv. 1, case 327, sh. 1-3.

16. TsDNIRO, f. R-41, inv. 1, case 21, sh. 15 - 15 rev.

17. Munitsipalnyy arkhiv Konstantinovskogo rayona [Municipal archive of Konstantinovsky district], f. R-19, inv. 1, case 130, sh. 4.

18. TsDNIRO, f. R-9, inv. 1, case 379.

19. Munitsipalnyy arkhiv Belokalitvinskogo rayona [Municipal archive of Belokalitvinskiy district], f. R-36, inv. 1, case 2, sh. 12-13.

20. Taganrogskiy filial Gosudarstvennogo arkhiva Rostovskoy oblasti [Taganrog branch of the State Archive of the Rostov Region], f. R-165, inv. 4, case 10, sh. 146.

21. TsDNIRO, f. R-110, inv. 3, case 4, sh. 32-33.

22. Munitsipalnyy arkhiv Neklinovskogo rayona [Municipal archive of Neklinovsky district], f. R-23, inv. 1, case 6, sh. 31.

23. Munitsipalnyy arkhiv Ust-Donetskogo rayona [Municipal archive of Ust-Donetsk district], f. R.-1, inv. 1, case 2, sh. 51.

24. Munitsipalnyy arkhiv g. Kamensk-Shakhtinsky [Municipal archive of Kamensk-Shakhtinsky district], f. R-31, inv. 1, case 2, sh. 29-30.

25. TsDNIRO, f. R-9, inv. 1, case 368.

26. TsDNIRO, f. R-9, inv. 1, case 365, sh. 17 rev.

27. TsDNIRO, f. R-9, inv. 1, case 379.

28. TsDNIRO, f. R-90, inv. 1, case 30, sh. 17-18.

29. TsDNIRO, f. R-90, inv. 1, case 371, sh. 9 rev.

30. TsDNIRO, f. R-173, inv. 5, case 1.

31. TsDNIRO, f. R-173, inv. 5, case 610, sh. 27 - 27 rev.

32. Munitsipalnyy arkhiv Krasnosulinskogo rayona [Municipal archive of Krasnosulinsky district], f. R-1, inv. 1, case 2, sh. 63 rev.

33. Munitsipalnyy arkhiv Belokalitvinskogo rayona [Municipal archive of Belokalitvinskiy district], f. R-1, inv. 1, case 4, sh. 41 rev.

Статья поступила в редакцию 07.11.2022;

одобрена после рецензирования 08.02.2023;

принята к публикации 15.03.2023.

The article was submitted 07.11.2022;

approved after reviewing 08.02.2023; accepted for

publication 15.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.