Статья поступила в редакцию 20.02.2023; одобрена после рецензирования 28.02.2023 г.; принята к публикации 15.03.2023 г.
The article was submitted 20.02.2023; approved after reviewing 28.02.2023; accepted for publication 15.03.2023.
Публикация подготовлена в рамках реализации Государственного задания ЮНЦ РАН № ГР 1220201003472.
Научная статья УДК 93/94
DOI 10.18522/2072-0181-2023-113-50-56
ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ И ТРУДОВОЙ ВКЛАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Е.А. Фогель
PATRIOTIC INITIATIVES AND LABOR CONTRIBUTION OF ROSTOV REGION MINORS DURING THE GREAT PATRIOTIC
WAR
E.A. Fogel
Победа в Великой Отечественной войне далась большой ценой народам Советского Союза. Подвиг, в том числе и трудовой, стал практически нормой, востребованной временем. Свой посильный вклад в общее дело вносили и юные граждане.
Вопросам вклада молодого поколения страны в Победу над врагом в годы Великой Отечественной войны были посвящены сотни публикаций. Были среди них и те, что рассказывали о подвигах молодого поколения Дона в этот сложный период [1; 2]. Однако, если в советской историографии в первую очередь подчеркивалась руководящая роль партии в организации всех видов детской и подростковой активности [3], при этом упускались сложности на пути к поставленным целям, в том числе ущерб здоровью и даже жизням юных граждан,
Фогель Елена Александровна - аспирант кафедры исторических наук и политологии Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), 344010, Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 166, к. 209, 8(863)2666433.
то на современном этапе, наряду с выявлением фактов трудового героизма, исследователи анализируют социальные и гуманитарные аспекты жизни несовершеннолетних [4], которые были включены в трудовой фронт. Авторы разделяют побудительный и принудительный характер трудовой мотивации, анализируют роль системы образования в формировании патриотических установок советской молодежи, а также дают оценку правовым аспектам регулирования труда подростков [5].
Говоря о несовершеннолетних в период Великой Отечественной войны, зачастую упускают из виду тот факт, что в силу ее длительности для внушительной части поколения несовершеннолетних, переживших войну, трудовая деятельность в сельском хозяйстве и на предприятиях явилась одним из факторов взросления. На территории Ростовской
Elena Fogel - postgraduate student of the Department of Historical Sciences and Political Science of Rostov State University of Economics, 166, M. Gorkogo st., Rostov-on-Don, 344010, +7(863) 2666433/
области не были вовлечены в этот процесс лишь дети, которые к моменту окончания войны не достигли школьного возраста, и те, кто был угнан на принудительные работы в Германию в период оккупации.
Выявление фактов трудового вклада несовершеннолетних в годы войны, определение возрастных групп, вовлеченных в этот процесс, позволяют расширить представление об опыте, пережитом представителями молодого поколения. Кроме того, в рамках наметившегося в современной историографии Великой Отечественной войны стремления к дифференцированному подходу в оценке положения отдельных социальных и возрастных групп населения выявление механизмов привлечения молодого поколения к труду представляется чрезвычайно актуальным.
Мы ставим своей целью выявить формы патриотических инициатив и результаты трудового вклада несовершеннолетних Ростовской области в Победу в Великой Отечественной войне. Для достижения цели требуется определить факты реализации патриотических инициатив школьников в Ростовской области, установить основные отрасли производства, в которых широко использовался труд несовершеннолетних, оценить результаты вклада пионерской и комсомольской организаций в дело трудовой помощи стране, охарактеризовать причины трудовой мотивации детей и подростков в этот период.
Для достижения поставленной цели проанализированы документы советских и партийных органов власти Ростовской области -протоколы заседаний, решений и постановлений городских, районных исполкомов и обкома ВКП(б). В ходе работы были использованы принципы историзма и объективности, хронологический и ретроспективный методы исследования.
Труд несовершеннолетних был оправдан целым комплексом причин, в первую очередь, дефицитом рабочих рук на предприятиях и в сельском хозяйстве в силу мобилизации, а также затяжного характера войны, повлекшего значительные людские потери. Дети и подростки были включены в процесс оказания помощи государству со школьной скамьи. Достигшие 14-16-летнего возраста рассматривались как полноценный трудовой ресурс. Так, в указе Президиума Верховного Совета от 13 февраля 1942 г. «О мобилизации на период военного
времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве» трудоспособными считались граждане обоих полов в возрасте с 16 лет*. А к работам в колхозах и совхозах на основании Постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 13 апреля 1942 г. № 507** могли привлекаться жители с 14 лет.
На общественно полезных работах, особенно в рамках деятельности комсомольской и пионерской организаций, использовались и дети младшего возраста. Слабая вовлеченность детей в эти организации рассматривалась как фактор, снижавший темпы восстановительных работ. Ответственность за изменение ситуации в кратчайшие сроки возлагалась на райкомы и горкомы ВКП(б) [6, л. 15 об.]. Таким образом, снижение рубежа взрослости в условиях военного времени оценивалось как необходимая и оправданная мера.
Часто люди, пережившие войну в юном возрасте, говорят об окончании своего детства в этот суровый период [7]. Это было связано, как с трагическими событиями, ворвавшимися в их жизнь, так и с расширением обязанностей и уровня ответственности. Важным компонентом социализации детей и подростков становилась посильная работа на благо государства, которая служила также формой профилактики маргинального поведения и социальной дезориентации на фоне военных потрясений.
Документы свидетельствуют об эффективности применения труда пионеров и юных комсомольцев на полях начиная с 1941 г. К началу войны Ростовская область была лидером среди краев и областей РСФСР по размерам посевных площадей, 56,3 % населения области составляли сельские жители. Труд на полях к этому времени был практически полностью
* Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве». URL: http://docs. historyrussia.org/ru/nodes/131148-o-mobüizatsii-na-period-voennogo-vremeni-tradosposobnogo-gorodskogo-naselemya-dlya-raboty-na-proizvodstve-i-stroitelstve-ukaz-ot-13-fevralya-1942-g#mode/inspect/page/1/zoom/4.
** Постановление СНК СССР, ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 г «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей». URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/243874-o-poryad-ke-mobilizatsii-na-selskohozyaystvennye-raboty-v-kolhozy-sovhozy-i-mts-trudosposobnogo-naseleniya-gorodov-i-selskih-mestnostey-postanovlenie-snk-sssr-i-tsk-vkp-b-ot-13-aprelya-1942-g.
механизирован. Вследствие мобилизации мужского населения и оккупации ряда регионов страны, уже летом 1941 г. сбор урожая на донских полях стал стратегически важной задачей, «сопоставимой с производством боеприпасов и вооружения» [8]. Женщины и подростки оказались основной рабочей силой. Повсеместно распространялись трудовые инициативы школьников. Так, за первые два месяца войны около 1000 школьников Новошахтинска работало в колхозах и совхозах. Из них 75 учащихся школы № 2 - в течение 45 дней. Все заработанные средства были перечислены в фонд обороны страны [9, л. 28 - 28 об.].
В Песчанокопском районе высокой оценки заслужила работа 850 школьников на полях колхозов [9, л. 26]. На донских нивах работали также воспитанники детских домов старше 14 лет, эвакуированные из других регионов в Ростовскую область [10]. За один день 21 сентября 1941 г. 10 комсомольцев Константиновской средней школы, помогая вывозить хлеб из колхоза на элеватор, заработали 120 рублей, которые были перечислены в фонд строительства эскадрильи [11].
С зимы 1942 г. на основании решения бюро Ростовского обкома ВКП(б) и облисполкома № 165 от 2 января «Об обучении сельскохозяйственным работам учащихся высших и средних учебных заведений и служащих городов и районных центров» было организовано обучение школьников 7-10-х классов. Курсы предполагали занятия по шесть часов и двухнедельную практику [12]. Это позволило подготовить трудовой резерв из молодых жителей области для нового сельскохозяйственного года.
Согласно Постановлению СНК СССР «О мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» от 13 апреля 1942 г., продолжительность рабочего дня учащихся школ устанавливалась от шести до восьми часов в зависимости от возраста и характера работ. Таким образом, можно говорить об обязательном характере работы школьников в период школьных каникул, начиная с лета 1942 г.
Важным и реализованным повсеместно направлением деятельности пионеров и учащихся младших классов стал сбор лекарственных трав и аптекарской посуды. Выполняя поставленную задачу, средняя школа № 13 Лет-ницкого сельсовета Песчанокопского района к осени 1941 г. собрала 350 пузырьков и 35 кг
разных лекарственных растений, начальная школа Песчанокопского сельсовета - 10 кг дурмана [9, л. 110-111]. Пионеры и школьники Константиновской начальной средней школы 21 сентября 1941 г. собрали 75 кг шиповника в фонд постройки эскадрильи [11]. В июне 1942 г., согласно справке Ростовского обкома ВЛКСМ «О ходе сбора дикорастущих растений», комсомольцами, пионерами и школьниками Константиновского района было сдано 500 кг чабреца, 200 кг крапивы, 100 кг дурмана; в Вешенском районе дети и подростки собрали 230 кг чабреца, 300 кг крапивы; в Самарском районе - 6 кг мяты, 214 кг дурмана, 30 кг крапивы, 19 кг полыни, 3 кг ромашки и 3 кг шалфея. Школьники Ростова-на-Дону по собственной инициативе, не получая задания от обкома комсомола, собрали 50 кг валерьянового корня, 100 кг мяты и 10 кг липового цвета.
Школьники массово собирали металлолом. Уже к концу лета 1941 г. пионеры Новошахтинска собрали 400 кг цветного металла [9, л. 28-28 об.]. За 7 сентября 1941 г. учащиеся Константиновского района пополнили фонд обороны 9 т черного металла [11].
Согласно сведениям Ростовского обкома ВЛКСМ, за февраль, март и апрель 1942 г. молодежь области собрала 10 961 т металлолома. Большой вклад был внесен пионерами Дона. Так, тимуровская команда средней школы № 3 г. Каменска в составе 10 человек собрала и отгрузила 3300 кг, т.е. каждый школьник в среднем собрал 330 кг, втрое превысив норму для пионеров и школьников. Организованный сбор трофейного оружия и военного имущества в начале 1942 г. позволил обнаружить и сдать на воинские склады в Родионово-Несветайском районе 12 станковых пулеметов, 25 автоматов, 25 тыс. патронов, 320 гранат, 544 каски, 221 противогаз, 284 саперные лопаты. Не менее активными были и молодежные подразделения Большекрепинского, Куйбышевского и Неклиновского районов, передавшие сотни касок, гранат, снарядов, мин, винтовок и тысячи патронов [9, л. 98-100].
Среди распространенных инициатив, подхваченных пионерами, были сбор и вязание теплых вещей для бойцов Красной Армии [9, л. 110-111], уход за ранеными бойцами и организация концертов [13], а также выращивание зелени [14]. Поставки зелени солдатам на передовую и в госпитали контролировались партийными организациями. Всем жителям станиц и хуторов, включая детей,
рекомендовалось присоединиться к реализации поставленной задачи.
Жители Ростовской области, начиная с 16-летнего возраста, обязаны были пройти обучение МПВО (местной противовоздушной обороне) [15] и ПВХО (противовоздушной и химической обороне) [16]; 15-летние подростки были задействованы на возведении оборонительных рубежей. Повсеместно стимулировался интерес к сдаче норм ГТО, ГСО и на значок «Ворошиловский стрелок» [17].
Примечательно, что подростковая любознательность и активность оказывались крайне полезными в вопросах помощи Красной Армии. На основании письма командующего Ростовским дивизионным районом ПВО генерал-майора артиллерии Н.В. Маркова, обком ВКП(б) летом 1943 г. одобрил предложение о создании в каждом населенном пункте, наряду с наземными и вышковыми наблюдательными постами МПВО и группами содействия истребительным батальонам, разведывательных групп из числа подростков 10-14 лет для выявления сбитых и приземлившихся вражеских самолетов и парашютистов [18, л. 40]. Как следовало из письма, именно дети помогли установить места падения сбитых самолетов в районе Ростова-на-Дону, Азова, хуторов Ко-лузаево, Усть-Койсуга, с. Кулешовка: «...эти факты показали, что наиболее полные сведения о числе сбитых самолетов, местах их падения, судьбе вражеских летчиков и характере самого боя имели дети в возрасте 9-14 лет, а не взрослое население и местные органы, которые, казалось бы, должны были, ориентируясь по обстановке, следить за событиями, происходящими в воздухе» [18, л. 39].
По мере освобождения области от оккупантов труд подростков старше 16 лет широко использовался на восстановлении угольной промышленности [19], инфраструктуры городов [20], а также на работах по разминированию полей. Младшие школьники были востребованы в том числе и в животноводстве - им доверяли уход за молодняком на фермах. Так, школьники Тарасовского района были привлечены к организации кормления и чистки мест содержания животных для обеспечения скорейшего восстановления поголовья скота [21]. В Не-клиновском районе создавались школьные бригады для отлова грызунов (сусликов) и заготовки пушнины [22].
На территории всей области силами самих обучающихся восстанавливались школы. Детей
привлекали к оборудованию военных кабинетов [18, л. 60], изготовлению наглядных пособий [18, л. 60 об.], школьно-письменных принадлежностей [18, л. 16 об.], заготовке топлива для школ и учителей [23], возделыванию пришкольных участков [13], площадь которых варьировалась от 1 до 5 га.
Участки земли под огороды и сады выделялись также детским домам и детским приемникам НКВД [24], причем их размеры достигали десятков гектар [25, л. 32]. Местные органы власти прилагали усилия к обеспечению этих детских учреждений поголовьем свиней, выбракованными лошадьми, однако работа на земельных участках осуществлялась самими воспитанниками. Детским домам дозволялось также осуществлять беспрепятственный улов рыбы [25, л. 32]. Таким образом, можно говорить о том, что не только восстановление материальной базы школ и иных образовательных учреждений, но и обеспечение продовольствием лежало на плечах самих детей и подростков.
Объединяющим началом для разнообразных форм активности несовершеннолетних выступали комсомольские и пионерские ячейки. Их формирование с первых дней запуска школ объявлялось приоритетной задачей [6, л. 99]. Ростовский обком ВКП(б) уже в феврале 1943 г., сразу после освобождения главного города области от оккупации, поставил задачу «широко развернуть работу пионерских и комсомольских организаций области в школах, направляя всю энергию школьной молодежи на помощь фронту (уход за бойцами и командирами, сбор подарков Красной Армии, сбор металлического лома, трофейного имущества, связь с воинскими частями и т.п.) и на развертывание художественной самодеятельности (организацию различных художественных кружков, ансамблей, оркестров, хоров), обслуживание художественной самодеятельностью госпиталей и воинских частей» [26]. 4 апреля 1943 г. бюро обкома ВКП(б) издало Постановление «Об организационном укреплении комсомольских организаций и политическом воспитании молодежи», обязывающее партийные организации постоянно заботиться о вовлечении большинства молодежи в комсомол и превращении малочисленных комсомольских организаций в крупные.
Уже в первой половине 1943 г. была развернута работа по сельскохозяйственному и производственному обучению школьников, как в период летних каникул, так и во время
учебного года. Сельскохозяйственное обучение в районах дополняло школьное, для того чтобы успеть подготовить необходимые кадры к весенним работам. Его проходили учащиеся 6-10-х классов, причем особое внимание уделялось «практическим занятиям по управлению и производству несложного ремонта сельхозтехники» [26].
Городские школьники, начиная с 4-го класса, в период летних каникул привлекались к обучению в мастерских по ремонту и пошиву обуви, одежды, ремонту часов, изготовлению гребешков и мундштуков (галантерейные мастерские), на жестяном и столярном производстве, в артелях по плетению корзин, на производстве спичек, головных уборов и даже игрушек [27, л. 44 об. - 45]. Для школьников 12-14 лет устанавливался четырехчасовой рабочий день, а для тех, кто старше, - шестичасовой. Школьникам выплачивалась стипендия в размере 100 рублей в период обучения, по его окончании они получали жалование, соответственно выработке. Вся продукция, выработанная бригадами школьников, реали-зовывалась через торговую сеть среди учащихся школ [27, л. 35 об.]. Таким образом, школьники не только обучались какому-то ремеслу, но и обеспечивали сами себя обувью, одеждой, школьной мебелью, пособиями и т.д.
Во исполнение Постановления Совнаркома СССР от 17 июня 1943 г. № 665/201с мобилизация в ремесленные и железнодорожные училища с 1 по 15 июля 1943 г. охватила не менее 1700 юношей (с 14 лет) и девушек (с 15 лет) [27, л. 103 об. - 104], проживавших на территории Ростовской области. Шла массовая мобилизация в школы ФЗО, куда воспитанников детдомов принимали с 14 лет [28]. Наряду с сиротами приоритетной группой подростков были также дети военнослужащих и инвалидов [25, л. 25].
Иногда инициативы подростков в одном из городов или районов по рекомендации обкома ВЛКСМ становились общей практикой для молодежи области. Так, допризывники Романовского района в течение нескольких дней собрали свыше 70 000 патронов, более 2000 винтовок, порядка 1000 артиллерийских гильз и много другого трофейного оружия [29]. В связи с этим всем райкомам ВКП(б) и райисполкомам было рекомендовано разработать конкретные мероприятия по оказанию помощи в деле сбора трофейного оружия, используя опыт романовских допризывников.
Подавляющее большинство работ, к которым привлекались несовершеннолетние Ростовской области, и виды патриотических инициатив, получившие распространение в годы войны, не были уникальными. В различных уголках СССР в этот период времени дети и подростки вносили посильный вклад в дело помощи стране. В каждом случае характер и интенсивность детской помощи определялись ходом войны на конкретных территориях. Так, в донском регионе работа на полях не утрачивала своей актуальности до последнего дня войны. В силу значительных потерь населения в период оккупации - более 180 тыс. человек - после освобождения области труд несовершеннолетних оказывался чрезвычайно востребованным в шахтах, на предприятиях тяжелой и легкой промышленности, в социальной сфере, строительстве.
На протяжении всей войны несовершеннолетние привлекались к сбору металлолома, лекарственных трав и аптекарской посуды, изготовлению теплых вещей для бойцов Красной Армии, уходу за раненными.
Большую роль в реализации этих работ сыграл комсомол, в рядах которого в условиях продолжавшейся войны состояли в основном парни допризывного возраста и юные девушки. Надо отметить, что численное приращение ВЛКСМ в этот период шло быстрыми темпами.
В 1944 г. в колхозах области было создано 1416 молодежных звеньев и 875 молодежных тракторных бригад [30, л. 16]. В угольной промышленности к марту 1945 г. работало 193, на промышленных предприятиях и железнодорожных станциях - 1092 молодежные бригады, 2 цеха и 38 смен. Действовали также 302 бригады по примеру Кати Барышниковой, ставшей родоначальницей движения комсомольцев-передовиков, многократно перевыполнявших дневные нормы производства. Деятельность этих бригад позволила высвободить 1327 квалифицированных рабочих для выполнения задач на ответственных участках. На различных промышленных предприятиях к весне 1945 г. 14 687 юношей и девушек были обучены различным производственным специальностям [30, л. 14]. Трудовой подвиг жителей области, в том числе и несовершеннолетних, позволил к 1947 г. восстановить все крупные угольные предприятия области. В этот период металлургическое производство вышло на довоенный уровень.
Благодаря стараниям комсомольцев, в городах Ростовской области действовало 17 детских столовых, снабжение которых производилось на средства, заработанные молодежью. К началу 1944 г. в них питалось порядка 5000 детей. К июню 1945 г. в областной фонд помощи детям ими было перечислено 3 365 470 рублей, вырученных от воскресников и платных концертов [31]. Только за 1943-1944 гг. силами пионеров и комсомольцев было собрано 82 750 т металлолома.
За трудовыми подвигами несовершеннолетних стоял не только энтузиазм, свойственный их возрасту. За неподчинение решениям местных органов власти о трудовой мобилизации на сезонные работы в поле или на восстановление предприятий предусматривалась уголовная ответственность [32]. В силу этого, случаи уклонения или отказа были исключительными. Кроме того, система продовольственного снабжения населения, нормы которой различались по категориям рабочих, служащих, иждивенцев и детей до 12 лет, косвенно подталкивала несовершеннолетних стремиться к скорейшему выходу из низко-обеспечиваемых категорий. Так, например, норма хлеба в день для тружеников в рабочем поселке составляла 500 г, для иждивенцев и детей до 12 лет - 300 г; снабжение мукой рабочих в сельской местности равнялось 300 г муки, а детей и иждивенцев - всего 90 г [33].
Анализ массива документов советских и партийных органов власти Ростовской области позволил оценить степень включения несовершеннолетних школьного возраста и студентов до 18 лет в решение задач трудового фронта в 1941-1945 гг. Установлено, что широкое привлечение представителей этой возрастной группы в Ростовской области отмечалось практически во всех отраслях хозяйства в ходе всего периода войны. Большой вклад в организацию работы подрастающего поколения был внесен пионерской и комсомольской организациями. Включаясь в трудовой фронт, подростки ощущали свою сопричастность к взрослым проблемам, чувствовали свою ответственность за общегосударственное дело, восстанавливая мирную жизнь в родном регионе. Именно они становились опорой страны на пути ее дальнейшего развития. Трудности взросления в годы войны определили портрет целого поколения. Время, которое должно было
быть периодом «счастливого детства», стало
годами борьбы и победы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайцев В.П. Комсомол в годы Великой Отечественной войны. Ростов н/Д: [Б.и.], 1965. 24 с.
2. Летопись донского комсомола (1920-1945 гг.): сб. документов и материалов по истории Ростовской областной организации ВЛКСМ. Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1982. 284 с.
3. Огненные годы: документы и материалы об участии комсомола в Великой Отечественной войне. М.: Молодая гвардия, 1971. 654 с.
4. Гайсин У.Б. Социальные аспекты молодежи Урала в годы Великой Отечественной войны // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17, № 1 (I). С. 747-751.
5. Романов Р.Е. Советское государство и рабочие Сибири в годы Второй мировой войны: принудительные стратегии социально-трудовой коммуникации // Историко-экономические исследования. 2018. № 19. С. 303-329.
6. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. Р9. Оп. 1. Д. 392.
7. Детство и война: культура повседневности, механизмы адаптации и практики выживания детей в условиях Великой Отечественной войны (на материалах Сталинградской битвы) / М.А. Рыблова [и др.]. Волгоград: Изд-во Волгоград. филиала РАНХиГС, 205 с. С. 87-89.
8. Калинин М.И. О коммунистическом воспитании и воинском долге. М.: Воениздат, 1967. 726 с. С. 549.
9. ЦДНИРО. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 599.
10. ЦДНИРО. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 314. Л. 38-39.
11. Муниципальный архив Константиновского района. Ф. Р-19. Оп. 1. Д. 131. Л. 1.
12. ЦДНИРО. Ф. Р-37. Оп. 1. Д. 446. Л. 3.
13. Муниципальный архив Константиновского района Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 1. Л. 13 об. - 14 об.
14. ЦДНИРО. Ф. Р-55. Оп. 1. Д. 281. Л. 66.
15. ЦДНИРО. Ф. Р-67. Оп. 1. Д. 327. Л. 1-3.
16. ЦДНИРО. Ф. Р-41. Оп. 1. Д. 21. Л. 15 - 15 об.
17. Муниципальный архив Константиновского района Ф. Р-19. Оп. 1. Д. 130. Л. 4.
18. ЦДНИРО. Ф.Р-9.Оп.1. Д.379.
19. Муниципальный архив Белокалитвинского района. Ф. Р-36. Оп. 1. Д. 2. Л. 12-13.
20. Таганрогский филиал Государственного архива Ростовской области. Ф. Р-165. Оп. 4. Д. 10. Л. 146.
21. ЦДНИРО. Ф. Р-110. Оп. 3. Д. 4. Л. 32-33.
22. Муниципальный архив Неклиновского района. Ф. Р-23. Оп. 1. Д. 6. Л. 31.
23. Муниципальный архив Усть-Донецкого района. Ф. Р.-1. Оп. 1. Д. 2. Л. 51.
24. Муниципальный архив г. Каменск-Шахтинский. Ф. Р-31. Оп. 1. Д. 2. Л. 29-30.
25. ЦДНИРО. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 368.
26. ЦДНИРО. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 365. Л. 17 об.
27. ЦДНИРО. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 379.
28. ЦДНИРО. Ф. Р-90. Оп. 1. Д.30. Л. 17-18.
29. ЦДНИРО. Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 371. Л. 9 об.
30. ЦДНИРО. Ф. Р-173. Оп. 5. Д. 1.
31. ЦДНИРО. Ф. Р-173. Оп. 5. Д. 610. Л. 27 - 27 об.
32. Муниципальный архив Красносулинского района. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 2. Л. 63 об.
33. Муниципальный архив Белокалитвинского района. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 4. Л. 41 об.
REFERENCES
1. Zaytsev VP. Komsomol v gody Velikoy Otechest-vennoy voyny [Komsomol during the Great Patriotic War]. Rostov-on-Don, [S.n.], 1965, 24 p.
2. Letopis donskogo komsomola (1920-1945 gg.): cb. dokumentov i materialov po istorii Rostovskoy oblastnoy organizatsii VLKSM [Chronicle of the Don Komsomol (1920-1945): a collection of documents and materials on the history of the Rostov regional organization of the Komsomol]. Rostov-on-Don, Book publishing house, 1982, 284 p.
3. Ognennye gody: dokumenty i materialy ob uchastii komsomola v Velikoy Otechestvennoy voyne [Fiery years: documents and materials on the participation of the Komsomol in the Great Patriotic War]. Moscow, Molodaya gvardiya, 1971, 654 p.
4. Gaysin U.B. Vestnik Bashkirskogo universiteta, 2012. Vol. 17, no. 1 (I), pp. 747-751.
5. Romanov R.E. Istoriko-ekonomicheskie issledovani-ya, 2018, № 19, рр. 303-329.
6. Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Rostovskoy oblasti (TsDNIRO) [CDCHRR (Center for Documentation of Contemporary History of the Rostov Region)], f. R-9, inv. 1, case 392.
7. Detstvo i voyna: kultura povsednevnosti, mekha-nizmy adaptatsii i praktiki vyzhivaniya detey v us-loviyakh Velikoy Otechestvennoy voyny (na materi-alakh Stalingradskoy bitvy) / M.A. Ryblova [i dr.] [Childhood and war: the culture of everyday life, adaptation mechanisms and practices of children's survival in the conditions of the Great Patriotic War (based on the materials of the Battle of Stalingrad) / M.A. Ryblova et al.]. Volgograd, Publishing House of the Volgograd branch of RANEPA, 205 p., рр. 87-89.
8. Kalinin M.I. O kommunisticheskom vospitanii i voin-skom dolge [On communist education and military duty]. Moskow, Voyenizdat, 1967, 726 p., р. 549.
9. TsDNIRO, f. R-173, inv. 1, case 599.
10. TsDNIRO, f. R-9, inv. 1, case 314, sh. 38-39.
11. Munitsipalnyy arkhiv Konstantinovskogo rayona [Municipal archive of Konstantinovsky district], f. R-19, inv. 1, case 131, sh. 1.
12. TsDNIRO, f. R-37, inv. 1, case 446, sh. 3.
13. Munitsipalnyy arkhiv Konstantinovskogo rayona [Municipal archive of Konstantinovsky district], f. R-9, inv. 1, case 1, sh. 13 rev. - 14 rev.
14. TsDNIRO, f. R-55, inv. 1, case 281, sh. 66.
15. TsDNIRO, f. R-67, inv. 1, case 327, sh. 1-3.
16. TsDNIRO, f. R-41, inv. 1, case 21, sh. 15 - 15 rev.
17. Munitsipalnyy arkhiv Konstantinovskogo rayona [Municipal archive of Konstantinovsky district], f. R-19, inv. 1, case 130, sh. 4.
18. TsDNIRO, f. R-9, inv. 1, case 379.
19. Munitsipalnyy arkhiv Belokalitvinskogo rayona [Municipal archive of Belokalitvinskiy district], f. R-36, inv. 1, case 2, sh. 12-13.
20. Taganrogskiy filial Gosudarstvennogo arkhiva Rostovskoy oblasti [Taganrog branch of the State Archive of the Rostov Region], f. R-165, inv. 4, case 10, sh. 146.
21. TsDNIRO, f. R-110, inv. 3, case 4, sh. 32-33.
22. Munitsipalnyy arkhiv Neklinovskogo rayona [Municipal archive of Neklinovsky district], f. R-23, inv. 1, case 6, sh. 31.
23. Munitsipalnyy arkhiv Ust-Donetskogo rayona [Municipal archive of Ust-Donetsk district], f. R.-1, inv. 1, case 2, sh. 51.
24. Munitsipalnyy arkhiv g. Kamensk-Shakhtinsky [Municipal archive of Kamensk-Shakhtinsky district], f. R-31, inv. 1, case 2, sh. 29-30.
25. TsDNIRO, f. R-9, inv. 1, case 368.
26. TsDNIRO, f. R-9, inv. 1, case 365, sh. 17 rev.
27. TsDNIRO, f. R-9, inv. 1, case 379.
28. TsDNIRO, f. R-90, inv. 1, case 30, sh. 17-18.
29. TsDNIRO, f. R-90, inv. 1, case 371, sh. 9 rev.
30. TsDNIRO, f. R-173, inv. 5, case 1.
31. TsDNIRO, f. R-173, inv. 5, case 610, sh. 27 - 27 rev.
32. Munitsipalnyy arkhiv Krasnosulinskogo rayona [Municipal archive of Krasnosulinsky district], f. R-1, inv. 1, case 2, sh. 63 rev.
33. Munitsipalnyy arkhiv Belokalitvinskogo rayona [Municipal archive of Belokalitvinskiy district], f. R-1, inv. 1, case 4, sh. 41 rev.
Статья поступила в редакцию 07.11.2022;
одобрена после рецензирования 08.02.2023;
принята к публикации 15.03.2023.
The article was submitted 07.11.2022;
approved after reviewing 08.02.2023; accepted for
publication 15.03.2023.