Научная статья на тему 'Патриотическая идея в России: генезис и эволюция взглядов'

Патриотическая идея в России: генезис и эволюция взглядов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
204
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / PATRIOTIC CONSCIOUSNESS / ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ЭТАПЫ / HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL STAGES / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / HISTORICAL MEMORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сорокин Сергей Александрович

Статья посвящена генезису и эволюции патриотической идеи в России. Выделены и проанализированы историко-философские этапы, их особенности и вклад в формирование патриотического сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The patriotic idea in Russia: genesis and evolution of views

This paper is about genesis and evolution of the patriotic idea in Russia. Historical and philosophical stages, their characteristics and contribution to the formation of patriotic consciousness are highlighted and analyzed.

Текст научной работы на тему «Патриотическая идея в России: генезис и эволюция взглядов»

С.А. СОРОКИН аспирант кафедры философии РАНХ и ГС при Президенте РФ*

Патриотическая идея в России: генезис и эволюция

взглядов

Патриотическая идея во все времена занимала особое место во всех сферах жизнедеятельности российского общества, наиболее ярко проявляясь в духовной жизни россиян.

В Социологической энциклопедии патриотизм определяется как многозначный термин, означающий любовь к своей родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, месту жительства. Патриотизм в социальной жизни общества всегда играл заметную роль. Его генезис, содержание и эволюция были предметом пристального

л

внимания многих философов, социологов, литераторов1.

В развитии российской государственной патриотической идеи можно выделить несколько историко-философских этапов.

Первый этап связан с зарождением и формированием русского государства и характеризуется историческими рамками X-XV вв. Утверждение идеи святой Руси, идентификация с православием и объединение удельно-княжеских земель на православной основе становятся духовным стержнем этого этапа.

Одним из первых произведений древнерусской литературы, в котором патриотическая идея получила стройное, логичное и органичное развитие, стало «Слово о законе и благодати» Иллариона.

Именно Илларион выразил идею особого призвания, особой миссии

2

русского народа2.

В 1237-1240 гг. на ослабевшие от внешних и внутренних войн русские княжества обрушилось монголо-татарское нашествие, которое получило наиболее полное осмысление в патриотических сочинениях владимирского епископа Серапиона. Он считал, что только покаяние и нравственное самоусовершенствование могут спасти Русскую землю от

о

бедствий, постигших ее в результате нашествия3.

Поворотной исторической вехой стала Куликовская битва, вызвавшая значительные сдвиги в древнерусском патриотическом сознании, инициировавшая мощный патриотический подъем. Победа в этой битве «отодвинула в сторону старый областной патриотизм... На его место встало чувство преданности великому князю всея Руси, как живому олицетворению общерусского единства»4.

* Сорокин Сергей Александрович, e-mail: ssa.ru@mail.ru См.: Иванов В.Н. Патриотизм // Социологическая энциклопедия: В 2 т. / Рук. научн. проекта Г.Ю. Семигин. М., 2003, т. 2, с. 164-165.

См.: Еремин И.П. Лекции и статьи по древней русской литературе. Л., 1987, с. 81.

3 См.:ЛихачевД.С. История русской литературы X-XVII вв. М., 1979, с. 95.

4 Нестеров Ф. Связь времен. М.,1980, с. 90-91.

Второй этап связан с утверждением и укреплением русского централизованного государства во главе с единым центром - Москвой. Временные рамки - XVI-XVII вв., вплоть до реформ Петра I. На этом этапе идея святой православной Руси получила дальнейшее усиление и развитие, превратилась в мессианскую концептуальную идею под названием «Москва - Третий Рим», которую сформулировал Филофей, а Лицевой летописный свод, составленный по указанию Ивана Грозного, окончательно закрепил принцип самодержавия.

Дальнейшие исторические события, такие как оборона Смоленска боярином М. Шеиным в «Смутное время», борьба против польского короля Сигизмунда и Лжедмитриев, свидетельствуют, что идея защиты Отечества стала великой и несокрушимой силой, а соединение личностного патриотизма с идеей национального единства приобрело общенациональное значение.

Ополченцы, шедшие освобождать Москву под руководством К. Минина и Д. Пожарского, имели высокий воинский дух ратных людей -патриотов, сражавшихся за родную землю, за освобождение Российского государства от иноземных захватчиков. Русские воины приносили присягу: «Стояти под Москвою и страдати всем... и битись до смерти»5.

Третий этап связан с существованием и развитием Российской империи как самодержавно-монархического государства. Этот этап охватывает время от реформ Петра I (начало XVII в.) до октября 1917 г. Для него свойственно усиление светской самодержавно-монархической власти, но при этом сохраняются и приумножаются основы российской духовности.

В период реформаторских преобразований Петра I государственный патриотизм становится высшей ценностью. Служба Отечеству была объявлена главной добродетелью и внесена в «Табель о рангах», а «Устав ратных и пушечных дел» закреплял патриотизм как военно-профессиональное качество и норму поведения воинов. Мотивы единства и сплоченности народов на основе патриотизма находят свое отражение в трудах Ф. Прокоповича (1681-1736), И.Т. Посошкова (16521726), В.Н. Татищева (1686-1750).

А.Н. Радищев (1749-1802) поднял вопрос о существе патриотических качеств русского народа, о бескорыстном служении людей делу процветания Отечества. Обращая внимание на содержание патриотических качеств русского человека, он отмечал: «Твердость в предприятии, неутомимость в исполнении суть качества, отличающие народ Российский»6.

Эти слова А.Н Радищева нашли свое воплощение в Итальянском и Швейцарском (1799 г.) походах А.В. Суворова и Отечественной войне 1812 г. Переход армии Суворова через Альпы и поныне является

с

5 Шишов А.В. Минин и Пожарский. М., 1990, с. 109.

6 Радищев А.Н. Полн. собр. соч. В 3 т. М.-Л., 1941, т. 2, с. 146.

непревзойденным образцом военной стратегии и тактики, показавшим всему миру силу русского духа.

Война 1812 г. не походила ни на одну из тех войн, которые до тех пор приходилось вести русскому народу с начала XVIII столетия. Даже во время похода Карла XII сознание опасности для России не было и не могло быть таким острым и широко распространенным во всех слоях народа, как в 1812 г.7.

После Отечественной войны 1812 г. во взглядах русских философов начинает прослеживаться идея о том, что подлинный патриотизм связан не только с любовью к своему Отечеству, но и с истинным отражением положения дел в государстве. Они обратили внимание в своих трудах на несовместимость социального и индивидуального эгоизма с

о

патриотическим чувством8.

Глубокие идеи о содержании, специфике патриотизма и перспективах его развития высказывали русские философы в конце XIX - начале XX в. Так, В.С. Соловьев в «Оправдании добра» в сжатой форме представил сущность патриотизма, отражающую, во-первых, осознанное отношение личности к своим обязанностям по отношению к Отечеству, и, во-вторых, активно-деятельностное, а не созерцательное

- 9

отношение к ним в реальной действительности9.

В своей работе «Судьба России» Н.А. Бердяев обратил внимание на особенности российского патриотизма, вытекающие из пройденного страной исторического пути, на его роль в созидательной (мирной) жизни и в условиях ведения войн, подчеркивал активно-деятельностную сторону реализации патриотизма в обществе10.

Четвертый этап охватывает советский период отечественной истории, т.е. с конца 1917 г. до начала 90-х гг. XX в. В этот период официальная общественная наука пропагандировала советский патриотизм прежде всего с точки зрения господствовавших в то время классово-идеологических позиций.

Р.Г. Яновский считает, что сильный акцент в советское время на понятие «интернационализм» серьезно ослаблял идеи российского патриотизма. Но в период Великой Отечественной войны положение изменилось, произошло сближение понятий интернационализма и патриотизма. Началось воскрешение героических страниц национальной истории, были возрождены многие национальные патриотические традиции. Наметились пути сближения понятия национального, государственного и патриотического11.

7 См.: Михневич Н.П. Отечественная война 1812 г. // История русской армии, 1812-1864 гг. СПб., 2003, с. 72-73.

8 См.: Русские Просветители. М., 1966, т. 1, с. 109.

9 См.: Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 2012, с. 435-439.

10 См.: Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты психологии войны и национальности. М., 2001, с. 96.

11 См.: Яновский Р.Г. Патриотизм: О смысле созидающего служения Человеку, Народам России и Отечеству. М., 2004, с. 364-365.

A.В. Кузнецова и Е.А. Кублицкая в своих исследованиях отмечают, что развитие феномена «государственного патриотизма» во время Великой Отечественной войны имело определяющее значение для

Победы, он стал неотъемлемой чертой советского гражданина,

-12

проверенной социальной практикой'2.

После окончания войны среди некоторой части интеллигенции стали насаждаться западнические тенденции. Нарастало восхваление Запада, что постепенно приводило к принижению и подрыву чувства Родины, патриотизма, а в 90-е гг. антипатриотизм дошел до критической отметки, повсюду раздавались призывы к преклонению перед культурой Запада. С начала 90-х гг. прослеживалась тенденция к снижению уровня патриотического сознания молодого поколения россиян, произошло

Л ^

принижение чувства Родины'3.

B.Э. Бойков считает, что сегодня, когда в российском обществе происходит трансформация социальных институтов и нравственных регуляторов поведения, формируется новая политическая система общества, преобразуются взаимоотношения граждан и государства, особенно актуальна роль исторической памяти в формировании

Л л

патриотического отношения граждан к своему Отечеству'4.

Сопоставив и проанализировав социологические исследования, выявляющие уровень патриотических чувств современной молодежи, можно сделать следующие выводы'5:

- молодое поколение вновь начинает интересоваться историей Отечества, хотя этот интерес часто поверхностный, ограниченный рамками учебных программ или опирающийся на не совсем достоверные источники (кино- и видеопродукция, «Интернет», теле- и радиопередачи);

- в оценке вчерашних исторических событий респонденты больше доверяют мнению патриотически настроенных представителей старшего поколения, поэтому для большинства опрошенных Россия в недалеком прошлом - великая держава;

- современная молодежь достаточно оптимистично смотрит на будущее России, столь высокая оценка основана на исторических параллелях - уже не раз Россия выходила из кризисов обновленной и более сильной (Смутное время, Отечественная война 1812 г., революционные потрясения и Гражданская война, и самый яркий пример - Великая Отечественная война);

- многие молодые россияне считают себя патриотами и осознают, что любовь к Родине необходимо подкреплять конкретными делами и

12

См.: Кузнецова А.В., Кублицкая Е.А. Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности. М., 2005, с. 44.

13 См.: Иванов В.Н., Сергеев В.В. «Русский мир» и социальные реалии. М., 2008, с. 119-148.

14 См.: Бойков В.Э. Историческая память российского населения: состояние и проблемы формирования // Социологические исследования, 2002, №8, с. 85-89.

15 См. подробнее: Сорокин С.А. СМИ и патриотическое сознание молодежи // Наука. Культура. Общество, 2008, № 4, с. 69-75.

поступками, а некоторые из них готовы отдать на благо Родины свои силы, свой талант и даже жизнь.

Анализ содержания патриотической идеи, разрабатывавшейся отечественными мыслителями на протяжении нескольких веков, показывает, что, во-первых, патриотизм не только является неотъемлемым компонентом русской идеи, но и одновременно представляет собой глубокую традицию отечественной гуманитарной науки и культуры. Во-вторых, патриотизм почти всегда рассматривался как необходимое условие силы русского народа, единства и величия России, могущества Российского государства. В-третьих, сущность патриотизма по-разному трактовалась различными мыслителями, прежде всего в плане его духовного выражения и деятельностного проявления.

Вся героическая и драматическая история России, ее величайшая культура представляют собой многовековые корни духовных и патриотических ценностей, являющихся стержнем общественного бытия, деятельности в любой сфере нашей жизни; а также убедительно свидетельствуют о том, что на всех этапах ее развития государственно-патриотическая идея была одним из приоритетных факторов, обеспечивающих консолидацию общества и позволяющих ему преодолевать возникающие трудности.

Сорокин С.А. Патриотическая идея в России: генезис и эволюция взглядов. Статья посвящена генезису и эволюции патриотической идеи в России. Выделены и проанализированы историко-философские этапы, их особенности и вклад в формирование патриотического сознания.

Ключевые слова: патриотизм; патриотическое сознание; историко-философские этапы; историческая память.

Sorokin S.A. The patriotic idea in Russia: genesis and evolution of views. This paper is about genesis and evolution of the patriotic idea in Russia. Historical and philosophical stages, their characteristics and contribution to the formation of patriotic consciousness are highlighted and analyzed.

Key words: patriotism; patriotic consciousness; historical and philosophical stages; historical memory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.