Научная статья на тему 'ПАТРИОТ НЕ ПРОСТО ЛЮБИТ СВОЮ РОДИНУ, ОН ЗНАЕТ И УВАЖАЕТ ЕЕ ТРАДИЦИИ И ИСТОРИЮ'

ПАТРИОТ НЕ ПРОСТО ЛЮБИТ СВОЮ РОДИНУ, ОН ЗНАЕТ И УВАЖАЕТ ЕЕ ТРАДИЦИИ И ИСТОРИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / воспитание / дошкольный возраст / методики воспитания / когнитивные особенности / выставки / история и природа Кемеровской области / традиции русского народа.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бых Елена Васильевна

в статье анализируются важность патриотического воспитания детей дошкольного возраста в России. Автор подчеркивает, что чувство патриотизма можно и нужно развивать у детей с раннего возраста, так как оно закладывает основы мировоззрения и любви к Родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бых Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТ НЕ ПРОСТО ЛЮБИТ СВОЮ РОДИНУ, ОН ЗНАЕТ И УВАЖАЕТ ЕЕ ТРАДИЦИИ И ИСТОРИЮ»

ПАТРИОТ НЕ ПРОСТО ЛЮБИТ СВОЮ РОДИНУ, ОН ЗНАЕТ И УВАЖАЕТ ЕЕ

ТРАДИЦИИ И ИСТОРИЮ Бых Е.В.

Бых Елена Васильевна - воспитатель высшей категории Муниципального Казенного Учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Кемеровская область, п. Урск

Аннотация: в статье анализируются важность патриотического воспитания детей дошкольного возраста в России. Автор подчеркивает, что чувство патриотизма можно и нужно развивать у детей с раннего возраста, так как оно закладывает основы мировоззрения и любви к Родине. Ключевые слова: патриотизм, воспитание, дошкольный возраст, методики воспитания, когнитивные особенности, выставки, история и природа Кемеровской области, традиции русского народа.

Существование нашего будущего невозможно без крепкого, сильного фундамента. И в роли такого фундамента выступает патриотизм - уважение к истории, к традициям нашей Родины. Культура и история нашей страны многогранная, но каждый ее веток дает нам знания, силы и мужество, необходимые для развития нас самих и нашей России.

В.В. Путин

Патриотизм - это не только одна любовь к своей Родине, к своей стране. Это нечто больше. На самом деле это сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и несчастных дней.

(Алексей Николаевич Толстой)

В настоящее время в России, да и во всем мире происходят весьма серьезные изменения, затрагивающие жизни многих людей. Именно в такие моменты актуальность патриотического воспитания приобретает весьма значимый характер. Патриот - это понятие, которое включает в себя множество положений. Но самое главное, что патриот - этот то человек, кто ощущает тесную взаимосвязь со своей Родиной. Такое чувство можно воспитать в человеке, но целесообразно приступать к этому еще в дошкольном возрасте. Именно в этот период в ребенке закладываются основные ориентиры его развития, ценности, система мировоззрение, любовь и уважение к своей стране, к своему дому и так далее. Сейчас мы переживаем период нестабильности, сама страна испытывает давление извне, так что важно вернуться к забытым традициям, к нашей истинной культуре.

Зачастую в педагогической, воспитательской практике можно столкнуться с вопросом: а можно ли развить чувство патриотизма у маленьких детей? На основании многолетнего опыта работы с детьми дошкольного возраста, можно дать утвердительный ответ. Даже дети могут по-настоящему любить свою Родину, бережно относиться к ее культуре и богатствам. Даже если ребенок не до конца понимает значения слова «патриот», он может им являться. И его патриотизм проявляется через любовь к окружающему миру, через уважительное отношение к другим людям, через любовь к своему городу и родному дому. С такого отношения к окружающему миру и начинается процесс формирования сильного патриотического чувства.

Я педагог с многолетним стажем и в своей работе я считаю предельно важным воспитывать в своих подопечных патриотическое чувство. Причем, важно привить детям настоящую любовь к Родине, а не просто некое показное чувство.

Если говорить о собственном опыте патриотического воспитания детей, хочу отметить, что все мои занятия по данному направлению проходят в доброжелательной и доверительной атмосфере. Для каждого ребенка центра я создавала счастливые условия для развития: все мы улыбаемся друг другу, говорим добрые слова, создаем атмосферу легкости и веселости. По моему мнению, основа патриотизма состоит в любви к своим близким и к своему дому. Именно поэтому я развиваю в детях патриотизм планомерно: начинаю прививать любовь к нашему центру, потом к поселку, городу и всей России в целом. Как известно, многие дети визуалы, именно поэтому на занятии мы не просто разговариваем, но еще и смотрим фотографии, рисуем картины, создаем тематические поделки и многое другое. Ближе к тем или иным праздникам (новый год, день защитника Отечества, 8 марта) мы делаем своими руками подарки для родителей. Зачастую такие поделки дети создают совместно с родителями. Такой подход укрепляет связь внутри семьи еще больше.

Важно отметить, что дети дошкольного возраста весьма восприимчивы и многие детали воспитания составляют основу их мировоззрения на всю жизнь. Мозг детей весьма пластичен, вместе с тем он предельно восприимчив. Именно поэтому важно правильно подходить к процессу патриотического воспитания дошкольников.

Суть патриотического воспитания - привить детям любовь к своей стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Важна взаимосвязь этих трех элементов, так как без уроков, без культуры прошлого не будет стабильного будущего и настоящего.

Прошлое во многом выражается в культурном наследии нашего народа. Каждый ребенок должен знать всю нашу культуру и ее богатства, он должен уметь правильно распоряжаться ей, а также поддерживать такое наследие и развивать его в выбранном направлении.

Цель моей работы состоит в воспитании и поддержании нравственных и патриотических ценностей у детей.

Для реализации данной цели, решаются следующие задачи:

1. Сформировать у каждого ребенка чувство сопричастности к своему дому.

2. Привить детям любовь и уважительное отношение к центру и к его сотрудникам.

3. Сформировать крепкую привязанность к родным и друзьям.

Основной идеей данной работы выступает следующее высказывание: «Патриотическое воспитание воспитывает сильных людей, которые готовы помогать и развивать свою Родину, как в мирное, так и в военное время».

Отметим, что в основе такого воспитания лежит любовь и бережное отношение человека к окружающему его миру. Причем в данном случае под окружающим миром понимается не только природа, но и ближайшее окружение ребенка, а также культура и традиции нашей страны.

В своей практике я, как правило, использую различные подходы и методики в процессе патриотического воспитания. Выбор методики зависит от возрастной группы воспитанников, а также от уровня их умственного и психологического развития.

Конечно же, патриотическое воспитание - это целый комплекс мер, включающий в себя различные виды деятельности: проведение экскурсий, чтение художественных книг, творческие занятия, познание окружающей среды, работа в группах, физический труд и так далее. В процессе проведения тех или иных занятий мы с детьми обсуждаем различные темы, дискутируем, рассматриваем материалы, работаем руками.

Патриотизм - это не просто любовь к Родине, это еще желание сделать свою страну еще лучше, привнести в ее развитие нечто новое и полезное.

Актуальность рассматриваемого вопроса обуславливается тем, что в наши дни дети практически не знают истории своего города, они не обучены традициям, которые издавна существовали на этой территории. И моя задача, как и задача любого педагога, состоит в том, чтобы познакомить детей дошкольного возраста с особенностями того края, в котором они живут.

На основании всего сказанного выше, целесообразно говорить о том, что главная задача любого современного педагога состоит в формировании правильного и бережного отношения ребенка к своему родному краю и ко всей России в целом.

Дети дошкольного возраста в большей мере доверяют людям, в том числе и своим педагогам. Именно поэтому они готовы принять точку зрения педагога и отстаивать ее, как свою. А значит важно, чтобы сам воспитатель своим примером показывал бережное отношение к своей Родине, был патриотом страны. Дети не смогут искренне полюбить Россию, пока не почувствуют эту любовь в педагогах, родителях и близких людях. Хотя, кончено же, важно, чтобы ребенок сам понимал, за что он любит свою страну.

Прежде чем приступить к процессу патриотического воспитания, я оцениваю когнитивные особенности воспитанников. Ведь именно от уровня развития интеллектуальных способностей и психологических особенностей зависит подход к обучению.

Воспитание патриотизма практически невозможно без приобщения детей к социальной жизни. То есть им важно не только показывать картинки, рассказывать ту или иную историю, важно так же демонстрировать некоторые положения на практики. Именно в связи с этим на своих занятиях я провожу экскурсии, прогулки, мы проводим с детьми эксперименты, многие из которых дети выполняют самостоятельно. Так же я строю занятия таким образом, чтобы дети были максимально вовлечены в процесс, например, дискутировали, общались, находили общие решения и так далее. Так же я всегда говорю детям, что порядок начинается с малого. Что если они станут вести себя уважительно по отношению к окружающим, по отношению к своему дому, городу, Родине, то это окажет положительное влияние в будущем.

Мероприятия, направленные на развитие нравственных ценностей и патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В первую очередь важно аккумулировать все знания детей в данной области.

Организация педсовета, на котором решаются пути реализации таких обучающих тем, как: воспитание толерантного отношения к окружающим людям; история, природа и фауна Кемеровской области; мой дом - моя крепость и я ухаживаю за ней; традиции русского народа.

На базе нашего центра проводятся небольшие выставки и музейные экспозиции, которые посвящены вопросам патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Важно отметить, что музейная экспозиция - это не просто организация выставки. Это разноплановая работа, предусматривающая вовлечение воспитанников. Например, они могут создавать экспонаты для будущей выставки, проводить небольшие экскурсии, собирать информацию и многое другое.

Все материалы, которые мы готовим вместе с детьми, создаются в форме, понятной для каждого воспитанника. Больше всего дети любят создавать что-то, что связано с их районом проживания, так они чувствуют большую сопричастность.

На протяжении всех занятий, я доношу до детей простую истину: наше прошлое, настоящее и будущее неразрывно связано между собой. Мы часть истории, которая очень важна для нашего края и для нашей страны в целом. На таком постулате мы создаем все экспонаты нашего небольшого музея.

Структура музея разработана таким образом, что дети, во время экскурсии сложно путешествуют по истории от прошлого к настоящему. Основные темы нашего музея звучат следующим образом:

1. История края, в котором мы живем. Такая экспозиция подразумевает фотографии нашего края, отражающие его внешний вид много лет назад; интересные заметки о быте людей; описание наиболее популярных мест края и история их возникновения.

2. Наш город в его современном виде.

3. Наш центр - наш дом. Данная экспозиция посвящена истории основания и развития центра. Сотрудники, которые стояли у истоков развития центра периодически рассказывают свои истории детям.

4. Мой город - повод для гордости. Каждый воспитанник рассказывает о тех местах города, которые наиболее ценны для него.

5. Победа в ВОВ - это победа всего народа.

В нашем центре всегда особое место занимает фольклор. Мы с детьми всегда разучиваем сказки, басни, стихи. А по праздникам, например, в преддверии Рождества, Масленицы, или дня Святой Троицы, мы всегда устраиваем театрализованные выступления, на которые приглашаем родителей и близких родственников воспитанников.

На своих занятиях я знакомлю детей с символикой нашего края: показываю герб Кемеровской области и рассказываю его значение. Так же мы изучаем растительный и животный мир края. Как только происходит смена времени года, мы с группой выходим на улицу, собираем материал (листочки, травинки, ягоды, шишки) и делаем тематические поделки.

В нашем центре организован специализированный книжный уголок, в котором собрана литература по тематике истории Кемеровской области. Все книги рассчитаны на детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Цели моей работы по формированию нравственного и патриотичного облика у воспитанников:

1. Формирование уважительного отношения к своему родному краю, дому, семье, друзьям, воспитателям, ко всей стране в целом.

2. Развитие у ребенка гордости за самого себя, за то, что он является частью нашей большой страны.

3. Формирование нравственного облика детей.

4. Формирование бережного отношения к окружающему миру. У нас в центре есть множество зеленых насаждений, как во дворе, так и внутри помещения в горшках. Дети ухаживают за цветами: поливают их, убирают пожелтевшие листочки и так далее.

5. Развитие физических и умственных способностей воспитанников.

6. Прививание любви к труду. Конечно же здесь речь идет не о сложном труде, например, убрать за собой рабочее место.

Как показывает анализ реальной практики невозможно сформировать крепкое патриотическое чувство в отрыве от истории России. Именно поэтому я провожу с воспитанниками работу по следующим направлениям: «Мой край - моя история»; «Мы - будущее нашей страны»; «Герои СССР и России».

Для реализации поставленных целей, в своей педагогической практике, я использую следующие методы:

1. Проведение экскурсий.

2. Прогулки по поселку с целью изучения его особенностей.

3. Проведение презентаций.

4. Проведение дискуссий.

5. Ознакомление воспитанников с русскими-народными сказками, балладами, баснями и стихотворениями.

6. Организация небольших театральных представлений, в процессе которых дети рассказывают стихотворения, поют песни и так далее.

Когда погода подходит для прогулок, мы с детьми выходим на улицы нашего поселка, я рассказываю им наиболее значимые особенности тех или иных мест. Так же, если дети говорят о районе, в котором

они живут, я стараюсь находить интересную информацию о нем, чтобы дети гордились тем местом, где стоит их дом.

Конечно же, во время прогулок или занятий в центре, мы обсуждаем символику Кемеровской области, ее значение, символику всей России в целом. Важно, чтобы дети понимали значение флага нашей страны.

На протяжении всего учебного года изучаем сказки, в которых рассказывается о различных животных нашего края, о традициях и культуре. Такие сказки прививают верные жизненные ориентиры детям.

Помимо всего прочего дети учат стихотворения, песни и басни. Конечно же, все стихотворения я подбираю под возрастную группу воспитанников. Как показывает практика, дети дошкольного возраста любят такие истории, как «Теремок», «Репка», «Колобок» и другие.

В целях закрепления полученного материала я провожу викторины раз в месяц. Тема викторины зависит от того, на что делался упор на протяжении последнего времени. Например, викторина может быть посвящена растительному миру нашего поселка или важным местам нашего края.

Летом, когда дети остаются в центре, мы больше времени посвящаем изучению стихотворений. Зачастую, мы делаем поделки или создаем рисунки по мотивам изученных стихотворений и иных произведений.

В наше время ситуация на территории нашей страны весьма сложная, но именно это дает толчок к развитию и укреплению патриотизма. Работая с детьми, по данному направлению, целесообразно приучать их к культуре нашей страны через традиции тех или иных праздников. Например, я рассказываю детям о том, что Рождество - это не просто праздник, когда дети получают подарки, рассказываю им о Масленице, Пасхе и иных народных днях. Детям всегда интересно готовиться к праздникам: учить стихи, подготавливать поделки и рисунки, наряжаться в тематические костюмы и так далее.

Одни из самых любимых тем для занятий у детей - это «Мой край - мой дом родной». Детям очень интересно узнавать нечто новое о своем поселке. Они активно задают вопросы и даже самостоятельно находят информацию о наиболее значимых для них местах. В этой сфере я провожу с воспитанниками игру «Было - стало». Мы смотрим на старые фотографии поселка и сравниваем их с новыми. Дети активно обсуждают все изменения, которые произошли с тем или иным местом за определенный промежуток времени. Такая игра, помимо всего прочего, развивает аналитические способности, а также наблюдательность у детей. Пример таких игр:

- Дети, смотрите, вот главная улица нашего поселка. Сравните две фотографии, какие различия вы нашли?

- Появились тротуары, чтобы мы могли там ходить.

- Вот этого знака нет на первой фотографии.

- Появилось много новых деревьев и цветов!

В последнее время, особое внимание уделяется истории Великой Отечественной Войны. У нас в центре организован специальный «уголок памяти» в котором рассказывается о самых важных событиях того времени. Дети, в процессе изучения такой информации, осознают важность мужества, отваги и героизма. Они понимают, какой великий вклад сделали люди во время войны. У многих детей есть собственные семейные истории того времени.

В «уголке памяти» есть информация не только о солдатах, но и женщинах, которые работали на заводах, в больницах и всеми силами помогали солдатам выиграть страшную битву. Особое внимание уделяется смелости детей, которые осуществили много важных дел в тот период.

Ближе к 9 мая мы с воспитанниками проводим беседы на следующие темы:

1. Почему у войны два названия: Вторая Мировая и ВОВ.

2. Сколько длилась ВОВ.

3. Ленинград во время блокады.

4. Дети войны.

5. Женщины войны.

6. Взятие Берлина.

7. Почему 9 мая - это день победы.

Благодаря таким беседам дети осознают значимость людей, которые жили во время войны. Они понимают, что многие люди все еще живы, и находятся совсем рядом. Их бабушки и дедушки прошли через войну и могут многое рассказать детям. Например, о том, что они ели в то время, как могли проводить время, что делали, чтобы выжить и так далее. Да, такие темы точно нельзя назвать развлекательными, но воспитанники воспринимают их со всей серьезностью. Их патриотический настрой словно подпитывается такими историями.

Мой многолетний опыт работы показал, что все мероприятия, перечисленные выше, развивают в дошкольниках дух патриотизма. Они узнают много новой и важной информации о своей стране, о родном крае, о людях, которые их окружают.

Все мероприятия, что я предложила в рамках данной работы, помогают детям понять осознать свою идентичность с городом, со всей Россией в целом. Мы изучаем все разнообразие культуры, а значит каждый может найти то, что ближе всего ему по духу.

Цель моей работы состоит в том, чтобы ребенок понял, что он - важная часть нашей родины. И что от него и от общества в целом зависит путь развития Родины. Ребенок должен понимать, насколько важна наша культура, традиции, нравственные ценности и патриотически дух.

В заключении могу отметить, что я искренне верю, что проводимая мной работа в сфере патриотического воспитания принесет плоды не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Каждый ребенок будет развиваться в правильном направлении, он будет уважать прошлое нашей страны и стремиться делать будущее все лучше и лучше.

Список литературы

1. Бых Е.В. Трудовое воспитание дошкольников// Проблемы педагогики, 2019. № 6 (45). С. 68-70.

2. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. -М.: Сфера, 2007. 3.

3. Корчажинская С. Воспитываем патриотов //Дошкольное воспитание. - 2006. № 6. - С. - 27.

4. 4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление ДОУ. -2005. - № 1. - С. 36 -46. 5.

5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

6. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: - Мозаика - Синтез, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.