Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
И.И. Соколов
Патриарший суд над убийцами в Византии X-XV века:
исторический этюд
Опубликовано:
Христианское чтение. 1909. № 2. С. 216-237.
© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Патріаршій судъ надъ убійцами въ Византіи X—XV в.
ВЪ ЧИСЛѢ привилегій, которыми пользовались патріархи средневѣковой Византіи, одна заключалась въ правѣ судить убійцъ. Эта привиллегія возникла и развилась на
ОСНОВѢ Права церковнаго убѣжища (оіхзкоѵ -т); ааоХіас,
] jus asyli). Извѣстно, что еще въ IY в. христіанскіе храмы получили право давать подъ своимъ кровомъ неприкосновенное убѣжище лицамъ, которымъ грозила явная опасность сдѣлаться жертвами людской злобы и несправедливости, или даже подвергнуться законному наказанію за преступленія. Всѣ тѣ, кои прибѣгали къ церкви съ просьбами о милосердіи, когда терпѣли обиду отъ другихъ, или за преступленія были осуждены въ изгнаніе и заключеніе, находили въ храмахъ неприкосновенное asylum, при чемъ бѣглецы не могли быть извлечены изъ храмовъ силою, а мѣстный епископъ или патріархъ брали ихъ подъ свою защиту, оказывали помощь, если имъ грозила смерть или изгнаніе, и немедленно ходатайствовали предъ василевсами о снисхожденіи къ нимъ (срав. 8 пр. сард. с.). Право убѣжища было большимъ благодѣяніемъ для византійскаго общества, особенно во время политическихъ волненій, дворцовыхъ смутъ, народныхъ движеній, когда слабая и побѣжденная сторона оказывалась безпомощною и обреченною на неизбѣжную гибель и лишь въ храмѣ могла найти себѣ защиту отъ мести побѣдителей и въ покровительствѣ церковной власти встрѣтить необходимую помощь для своего спасенія. Затѣмъ, въ храмѣ находили убѣжище —
Историческій этюдъ.
рабы, спасавшіеся отъ гнѣва и преслѣдованія господина, должники, подвергавшіеся притѣсненіямъ отъ жестокихъ и немилосердныхъ заимодавцевъ, опальные придворные, имѣвшіе основаніе опасаться, что первые дни опалы будутъ послѣдними днями ихъ жизни, невольные и случайные убійцы, надъ которыми внезапно разразилось великое бѣдствіе, грозившее имъ гибелью, и другіе беззащитные и несчастные члены общества. Во второй половинѣ IV вѣка jus asyli было регламентировано особыми законами греко-римскихъ императоровъ. Прежде всего, императоръ Ѳеодосій I закономъ отъ 392 г. предписалъ брать изъ мѣстъ убѣжища должниковъ государственной казны, при чемъ епископы и клирики, если не желали выдать должника, обязаны были покрыть государственную недоимку изъ собственныхъ средствъ ’). Затѣмъ, императоръ Аркадій законами 397 и 398 годовъ лишилъ права убѣжища должниковъ не только фиска, но и частныхъ лицъ, возложивъ на экономовъ церквей обязательство покрывать ихъ долги въ томъ случаѣ, если они открывали для виновныхъ двери храмовъ 2 3). Императоръ Ѳеодосій II Младшій въ эдиктѣ 409 г. отмѣнилъ прежнія ограниченія относительно jus asyli, расширивъ предѣлы убѣжищпаго права па все пространство около храмовъ, до внѣшнихъ входовъ включительно, сохранилъ за клириками и епископами право надзора и покровительства всѣмъ тѣмъ лицамъ, которыя для своего спасенія прибѣгали подъ кровъ святыхъ храмовъ :і). Въ такомъ же родѣ регламентировалъ jus asyli и императоръ Левъ I въ своемъ законѣ 466 года 4). Новыя постановленія о правѣ убѣжища были сдѣланы императоромъ Юстиніаномъ I (527—565 г.). Вслѣдствіе злоупотребленій въ области убѣжищнаго права, Юстиніанъ лишилъ этого права должниковъ какъ частныхъ лицъ, такъ особенно государственной казны, при чемъ епископы и клирики, оказывавшіе имъ свое покровительство безъ достаточнаго основанія, обязывались вознаградить пострадавшую отъ долговъ сторону изъ собственныхъ средствъ, а никакъ не изъ доходовъ Церкви; кромѣ того, когда патріархъ или епископъ предостав-
') Codex Tlwodosianus (instruxit (J. Hamel), tom. J, lib. IX, tit. XLV, § 1, col. 904. Bounao 1837.
■) Ibid., § 3, col. 965.
3) Ibid., §4, col. 966—971. Сравн. Codex Justinianus(recognovit P. Krüger), lib. 1, cap. XII, § 3, p. 65—66. Berolini 1888.
4) Codex Justinianus, 1. I, с. XII, § 6, p. 66—67.
15
ляли право убѣжища заслуживавшимъ довѣрія должникамъ, то обязаны были дѣлать это и съ согласія гражданской власти. вмѣстѣ съ которой и опредѣляли срокъ церковной защиты, достаточный и для уплаты долга 5). Еще съ большею строгостью Юстиніанъ регламентировалъ jus asyli въ отношеніи къ уголовнымъ преступникамъ. Въ новеллѣ XYII (=ХХІ). изданной въ 535 году, императоръ узаконилъ слѣдующее: «убійцамъ, прелюбодѣямъ и похитителямъ дѣвъ не слѣдуетъ обезпечивать безопасность ни въ какихъ предѣлахъ (храма), но ихъ должно извлекать (изъ мѣстъ убѣжища) и предавать наказанію: вѣдь необходимо щадить не тѣхъ, которые совершили подобныя преступленія, но—пострадавшихъ, чтобы послѣдніе не переносили такихъ (несчастій) отъ болѣе дерзкихъ людей, иначе сказать — закономъ предоставлена безопасность въ храмахъ не преступникамъ, но обижаемымъ, и невозможно допустить, чтобы тотъ и другой, т. е. виновный въ преступленіи и пострадавшій, въ равной мѣрѣ пользовались безопасностью въ мѣстахъ убѣжища» к).
Источники византійскаго права послѣдующаго времени также содержатъ ту или иную регламентацію jus asyli. Такъ, Еклога (740 г.) императоровъ Льва Исавряшша и Константина Копронима узаконила, что убѣжавшаго въ церковь никто не долженъ извлекать силою, по обязанъ былъ сообщить о винѣ бѣглеца священнику, отъ котораго съ надлежащею гарантіей и могъ его взять, дабы предъявить къ нему законный искъ; виновный въ самовольномъ удаленіи изъ храма вос-пользовавшаго правомъ убѣжаща подвергался жестокому физическому наказанію ІІрохиронъ (876 г.) императора Василія Македонянина предписывалъ подвергать—послѣ біенія и остриженія—всегдашнему изгнанію того, кто самовольно и но частному почину удалялъ изъ святѣйшей церкви воспользовавшагося здѣсь нравомъ убѣжища s). Въ такомъ же родѣ
5) Imp. Jmtmiani novdlao., pars I, n. V, p. 9; n. VI, p. 11—12: u. XXI, Г', |>. 140—Ul; 11. XXXIV, p. 210; pars II, 11. CLIi, lT', p. -^1; n. XCVI, -/ (§ 3), p. 539 (Edidit. Zachariac Llngenthal). Lipsiae 1881.
«) Ibid., pars 1, p. 141 (S').
7) Ed off a Leouis ct Constautiui, t. XVII, § a', p. 44. Kdidit Zacltariae Linffenthal. Lipsiae 1852.
8) Imperatorum Basilii, Constautiui et Leonis l’rochivon, t. XXXIX, tj i', p. 234—235. Ed. Zacltariae. Heidcdbergao 1837.
высказывается и Эпанагога (ок. 88Ö г.) 9 0). Синтезъ правовыхъ воззрѣній на jus asyli содержитъ знаменитый памятникъ византійскаго права—Василики, изданный императоромъ Львомъ YI Мудрымъ (886—911 r.j. Здѣсь говорится о предѣлахъ церковнаго округа для убѣжища, запрещается прибѣгать въ храмъ съ оружіемъ, которое и должно оставляться бѣглецами у епископовъ, опредѣляются условія пользованія убѣжищемъ со стороны рабовъ, подтверждается узаконеніе импер. Юстиніана о лишеніи убійцъ, прелюбодѣевъ и похитителей дѣвъ убѣ-жищнаго нрава, запрещается силою удалять изъ храма воспользовавшихся этимъ правомъ. Между прочимъ, въ Василинахъ оттѣняется и значеніе епископа или патріарха и клира въ фактическомъ примѣненіи jus asyli. Если бѣглецы, воспользовавшіеся убѣжищемъ въ храмахъ, не пожелаютъ публично выступать съ отвѣтомъ по поводу своей вины и предпочитаютъ остаться внутри церкви, то боголюбезнѣйшій экономъ или екдикъ храма приглашаютъ ихъ представить суду доказательства въ свою пользу подъ ихъ покровительствомъ, причемъ имъ не должно быть причинено никакого вреда. Когда же противъ бѣглеца возбуждается въ судѣ гражданскій искъ, то онъ можетъ вести дѣло или лично, или чрезъ посредство постоянныхъ церковныхъ повѣренныхъ. Затѣмъ, боголюбезнѣйшій экономъ или екдикъ церкви должны были представлять въ распоряженіе суда то имущество, которое отвѣтчикъ приносилъ съ собою въ ограду церкви. И вообще тотъ клирикъ. который назначался боголюбезнѣйшимъ епископомъ (или патріархомъ) для надзора за лицами, воспользовавшимися правомъ убѣжища, обязывался помогать гражданскому суду въ возбуждаемыхъ противъ нихъ дѣлахъ. Наконецъ, экономы и екдикн церкви должны были со всей заботливостью и вниманіемъ узнавать имена воспользовавшихся церковнымъ убѣжищемъ лицъ, разслѣдовать ихъ вины и обо всемъ сообщать гражданскимъ архонтамъ для правильцаго веденія судебнаго процесса ,0).
Итакъ, право церковнаго убѣжища развивалось въ Византіи подъ покровительствомъ и при участіи духовной власти и
9 Ерападоде ßasilii, Leouis et Alexandri, t. XXX, ■/.. Ѳ', p. 208. Ed. Zachariae Eingenthal. Lipsiae 1852.
I0) Basiltcorum lib. V, tit. I, § ia'—tom. I, p. 124—125; lib. VI, t. 3. § щ', p. 162 etc. (Ed. C. Heimbach. Lipsiae 1833). Сравн. Codex Justinianus (recognovit P. Krüger), 1. I, cap. XII, § 6, p. 66—67.
15’
клира и регламентировалось въ гражданскомъ законодательствѣ въ связи съ благотворнымъ вліяніемъ церкви на византійское общество. Въ X вѣкѣ господство церковныхъ идей было въ Византіи настолько сильно и дѣйственно, что за церковью постепенно утвердилось право суда надъ уголовными преступниками, причемъ эта привиллегія усвоялась преимущественно византійскому патріарху. Объ этомъ свидѣтельствуютъ, прежде всего, двѣ новеллы императора Константина VII Порфиророднаго (945—959 г.) о церковномъ судѣ надъ убійцами, прибѣгающими подъ защиту великой Христовой церкви и константинопольскаго патріарха.
Императоръ Константинъ VII обратилъ вниманіе на ограниченіе Юстиніана въ jus asyli относительно убійцъ, внесенное и въ Василикн, и нашелъ возможнымъ отмѣнить его. Мотивы и способы убійства,—говоритъ императоръ Константинъ въ одной своей новеллѣ,—бываютъ различны: одни совершаютъ его добровольно, обдуманно и послѣ предварительнаго приготовленія, другіе—вслѣдствіе гнѣва или во время защиты, когда у виновнаго оказалось оружіе для собственной охраны, иные—случайно, напримѣръ, на охотѣ или въ борьбѣ, нѣкоторые убиваютъ въ состояніи опьяненія. II законъ различаетъ виды убійства, причемъ убійца добровольный и намѣренный не заслуживалъ снисхожденія и защиты подъ кровомъ церкви. При всемъ томъ, возможно, по мнѣнію императора, и законъ исполнить, и сохранить прономію церкви. Вотъ какой-либо человѣкъ (продолжаетъ василевсъ), оставленный Божественнымъ промысломъ, замыслитъ смерть другого человѣка и осуществитъ это, причемъ убійство, имъ совершенное, останется неизвѣстнымъ и неразслѣдованнымъ; потомъ онъ, придя въ себя, станетъ размышлять о важности совершеннаго гнуснаго преступленія и будетъ стремиться къ исповѣди, раздумывая. конечно, и о томъ, какимъ способомъ онъ безопасно можетъ се исполнить; и размышляя, онъ, конечно, придетъ къ мысли, что коль скоро онъ объявитъ о смерти, остающейся пока неизвѣстною, то будетъ схваченъ и подвергнется, какъ убійца, суду по закону и со стороны подлежащаго архонта. II посему онъ является въ храмъ (=Св. Софію), приступаетъ къ священнику и, располагая полною безопасностью, приноситъ свою исповѣдь—о томъ, какимъ способомъ и по какому плану опъ совершилъ не раскрытое (гражданскою властью) убійство, и послѣ—получаетъ отпущеніе. Это и есть истинная
исповѣдь, состоящая въ добровольномъ сообщеніи о тайномъ преступленіи, тогда какъ снисхожденіе къ явному и открытому убійству развѣ можетъ быть названо исповѣдью въ подлинномъ смыслѣ? Изъ этого вытекаетъ (заключаетъ новелла), что соблюдается и опредѣленіе закона, и неприкосновенность храма “). Значитъ, императоръ Константинъ Порфирородный одною свей новеллой предоставилъ личную безопасностъ тайнымъ убійцамъ, которые сознавались въ своемъ преступленіи предъ церковію и этимъ ставили себя подъ ея защиту и юрисдикцію. Хотя преступленіе въ этомъ случаѣ и переставало быть тайною, потому что виновный, какъ убійца, подвергался публичному церковному покаянію, однако по закону Константина Порфиророднаго онъ уже признавался неприкосновеннымъ какъ для частной мести, такъ и для общественнаго правосудія.
Во второй новеллѣ этого императора рѣчь идетъ уже объ убійцахъ явныхъ, воспользовавшихся правомъ церковнаго убѣжища. Таковые, прежде всего, должны подвергнуться церковной епитиміи согласно канонамъ (по 56 и 57 правиламъ св. Василія В., совершившій вольное убійство лишается св. причастія въ теченіе 20 лѣтъ, а невольный убійца отлучается отъ причастія на 10 лѣтъ; по 5 пр. св. Григорія Нисскаго, добровольный убійца находится подъ церковнымъ отлученіемъ отъ 15 до 27 лѣтъ, а невольный—9 лѣтъ), а затѣмъ подвергаются всегдашнему изгнанію изъ мѣста, гдѣ совершили преступленіе, и наконецъ, на всю жизнь заключаются въ монастырь, если убійство было совершено вполнѣ обдуманно и заранѣе приготовленными средствами ,2).
Такимъ образомъ, по закону императора Константина Порфиророднаго церковь формально получила право брать йодъ свою защиту отъ руки карающаго мірского правосудія даже убійцъ. Это было великимъ торжествомъ церковныхъ идей надъ гражданскимъ правомъ, полною побѣдою канона надъ закономъ. Въ послѣдующее время церковь выработала и особое судопроизводство надъ убійцами, поступавшими, послѣ раскрытія преступленія, прежде всего, въ вѣдѣніе церковной власти, при чемъ судъ надъ преступниками божескихъ и человѣческихъ законовъ принадлежалъ византійскому патріарху, который и исполнялъ его при посредствѣ церковныхъ архонтовъ. Вотъ какъ, по опи-
“) Zachariae Linyenthal, Jus graeco-romanum, Ш, 271—272. Lipsiae 1857. ,2) Ibid., 274—275.
санію одного источника (рукопись Московской синодальной библіотеки № 331 по каталогу архим. Владиміра), византійскій патріархъ совершалъ свой судъ надъ убійцами. Убійца прибѣгалъ въ великую церковь (Св. Софію) и, спустя нѣсколько дней, являлся къ патріарху и сообщалъ о причинѣ, по которой онъ совершилъ убійство, и о бѣгствѣ, въ церковь. Патріархъ передавалъ его протэкдику (предсѣдателю церковнаго суда), а этотъ—екклисіархѵ (смотрителю церковныхъ зданій), который и ставилъ его въ притворѣ храма, предъ главными его вратами, чтобы онъ въ теченіе пятнадцати дней возглашалъ всѣмъ входившимъ и выходившимъ изъ храма о своемъ преступленіи и говорилъ: «простите меня, грѣшнаго». По минованіи пятнадцати дней, экдики, по распоряженію протэкдика, дѣйствовавшаго по уполномочію патріарха, собирались на засѣданіе для производства формальнаго суда, въ присутствіи постороннихъ зрителей и слушателей. Когда протэкдикъ сядетъ на возвышенномъ мѣстѣ,—говорится въ документѣ,—приводится убійца, нагой, босой, съ связанными впереди руками, и сперва трижды кланяется до земли на востокъ (Богу), потомъ трижды—протэкдику. Затѣмъ протэкдикъ увѣщеваетъ его относительно сознанія, чтобы онъ не говорилъ неправды, ничего не скрывалъ и по совѣсти разсказалъ о мотивахъ убійства. Преступникъ произноситъ свою исповѣдь, которую всѣ присутствующіе, за исключеніемъ протэкдика іі экдиковъ, выслушиваютъ стоя. Послѣ исповѣди протэкдикъ поучаетъ виновнаго, въ зависимости отъ причины преступленія, была ли это вражда или опьяненіе, или страсть къ деньгамъ, или что-либо другое. Послѣ поученія онъ назначаетъ виновному епн-тимію, которая сообщается ему и письменно. Когда будетъ исполнено все, что нужно, убійца опять трижды кланяется Богу, потомъ протэкдику п экднкамъ и громкимъ голосомъ со слезами говоритъ: «простите меня, грѣшнаго». Затѣмъ онъ обращается къ присутствующимъ зрителямъ и слушателямъ, дѣлаетъ предъ ними поклонъ и также проситъ себѣ прощенія. И всѣ отвѣчаютъ: «Богъ проститъ тебя». Протэкдикъ пишетъ приговоръ въ такомъ родѣ. Явился на священный судъ святѣйшей великой церкви и патріарха ё ІгЪа и исповѣдалъ, что по зависти и содѣйствію лукаваго демона онъ впалъ въ преступленіе убійства. Мы же, изслѣдовавъ дѣло, признали убійство добровольнымъ и, согласно преданію св. нашихъ отцовъ и учителей, постановили, чтобы виновный на 15 лѣтъ былъ
отлученъ отъ св. причастія. Если же съ нимъ случится болѣзнь, грозящая смертью, то онъ удостаивается причастія, а если выздоровѣетъ, то опять лишается, пока не пройдутъ всѣ 15 лѣтъ. Въ теченіе трехъ лѣтъ виновный воздерживается отъ мяса, сыра и яицъ, стоитъ внѣ церкви для слушанія священныхъ пѣснопѣній, плачетъ и проситъ прощенія у входящихъ и выходящихъ, по окончаніи службы входитъ въ храмъ, лобызаетъ св. иконы и выходитъ, воздерживается отъ антидора, пьетъ освященную воду въ Господскіе праздники, не присутствуетъ за богослуженіемъ и при совершеніи таинства елеосвященія, можетъ только подавать милостыню, въ среду и пятницу несетъ епитимію сухояденія п пьетъ только воду, во всѣ дни недѣли, кромѣ субботы и воскресенія, дѣлаетъ двѣсти поклоновъ ежедневно, ѣстъ мясо въ дни отъ Рождества Христова до Богоявленія (ЗшЗг/лт^гроѵ), въ недѣли мытаря и фарисея (сплошная), въ недѣли Св. Пасхи и Св. Духа. Виновный долженъ быть совершенно свободенъ отъ всякихъ безпокойствъ и оскорбленій со стороны свѣтскихъ властей и особенно родственниковъ убитаго, дабы онъ безпрепятственно могъ исполнить каноны и тѣмъ спасти свою душу. При этомъ всѣ обязаны знать, что если кто причинитъ ему какое-либо безпокойство или препятствіе, тотъ долженъ за это дать отвѣть предъ Богомъ. Въ удостовѣреніе всего виновному и выдавалась грамота за подписью протэкдика 13).
Итакъ, въ Византіи, патріаршій судъ производился даже надъ уголовными преступниками. Величайшее изъ преступленій, нарушеніе божескихъ и человѣческихъ законовъ, убійство, подлежало прежде всего и, вѣроятно, даже исключительно,—лакъ какъ гражданскаго суда уже не было,—вѣдѣнію и разсмотрѣнію предстоятеля церкви-патріарха, который и творилъ судъ на основаніи церковныхъ законовъ, каралъ преступника по приговору священныхъ каноновъ, обезпечивалъ ему возможность загладить грѣхъ, спасти свою душу и, въ теченіе 15 лѣтъ, предохранялъ его отъ кары свѣтскаго законодательства и отъ мести родственниковъ убитаго, дабы вполнѣ примѣнить каноническія средства (xavovtCstv) взысканія и исправленія. Такой судъ могъ принадлежать патріарху только тамъ, гдѣ предстоятель церкви стоялъ впереди представителя
1Э) А. С. Павловъ, Сборникъ памятниковъ византійскаго церковнаго права, стр. 131 —132. Спб. 1898.
государства, а каноны преимуществовали предъ гражданскими законами.
О правѣ византійскаго патріарха судить церковнымъ судомъ убійцъ говоритъ и новелла императора Мануила Комнина отъ 1166 года. Если виновный въ убійствѣ,—говорится здѣсь,— успѣетъ скрыться и прибѣгнуть къ великой Божіей церкви, то святѣйшій патріархъ, прежде чѣмъ подвергнуть его церковному суду и епитиміи, долженъ обратиться за справками о преступленіи къ архіерею и клиру той епархіи, къ которой виновный принадлежитъ, а также и къ мѣстному гражданскому судьѣ, дабы точнѣе выяснить, по какимъ мотивамъ и какъ—по обдуманному плану, или безъ умысла—было совершено преступленіе. И находящіеся въ великой Христовой церкви судьи, дѣйствующіе по уполномочію патріарха, должны наказывать за преступленія убійства съ надлежащею каноническою строгостью: сроковъ епитиміи не сокращать по своему ѵсмотрѣнію и не оказывать человѣколюбія сверхъ должнаго тамъ, гдѣ не нужно. Преступникъ, совершившій добровольное и умышленное убійство, можетъ, — по опредѣленію новеллы Мануила,—подлежать и постриженію въ монастырѣ, по этотъ актъ необходимо совершать съ особенною строгостью и осмотрительностью, послѣ испытанія въ теченіе достаточнаго времени, дабы вступившій въ ангельскую жизнь не но добровольному расположенію не обратилъ монашескаго образа въ предметъ посмѣянія; находясь въ монастырѣ, виновный въ убійствѣ долженъ подчиняться всѣмъ правиламъ иноческаго быта и обязанъ оставаться здѣсь во все время своей жизни, никогда не получая разрѣшенія выходить изъ него; монастырь же, конечно, долженъ находиться въ другой области, а не въ той мѣстности, гдѣ была пролита кровь убитаго. Если же виновный въ убійствѣ окажется не заслуживающимъ постриженія въ монашество, то императоръ или ого уполномоченный — эпархъ столицы, послѣ того какъ надъ виновнымъ совершатся церковныя епитиміи, ссылаютъ его въ какую-либо область, гдѣ онъ и остается до конца своей жизни **).—Изложенная новелла пмнер. Мануила Комнина, оттѣняющая желательность постриженія убійцъ въ монашество для полнаго искупленія великаго грѣха, имѣла для византійской церкви практическое значеніе и примѣнялась въ церковномъ судѣ
'*) Zachariae Ыпдснікаі, Ш, 476—48Д.
при патріархіи наравнѣ съ узаконеніями Константина Порфиророднаго. Это видно изъ того, что знаменитый византійскій канонистъ Ѳеодоръ Вальсоминъ внесъ новеллу Мануила въ свое толкованіе восьмого правила св. Василія Великаго объ убійцахъ вольныхъ и невольныхъ 15).
Далѣе, о правѣ церковнаго убѣжища—въ связи съ вопросомъ о патріаршемъ судѣ надъ убійцами—ведетъ рѣчь и указъ императора Іоанна Палеолога, изданный въ 1343 году. Дѣло въ томъ, что въ средневѣковую эпоху мѣстомъ убѣжища въ Константинополѣ обыкновенно служилъ храмъ или молельня (suxTTjptciv) св. Николая, примыкавшій къ алтарю Св. Софіи и составлявшій какъ бы часть великаго храма. Но сообщенію историка Анны Комниной, храмъ св. Николая былъ построенъ (импер. Василіемъ Македоняниномъ 16) спеціально для того, чтобы преступники могли искать здѣсь спасенія отъ наказаній, и поэтому назывался «прибѣжищемъ—Проовіуюѵ». Анна, между прочимъ, разсказываетъ о такомъ фактѣ. Въ 1081 г. Алексѣй Комнинъ составилъ хитрый планъ возстанія противъ императора Никифора Вотаніата, съ цѣлью объявить себя василевсомъ. Его мать Анна Далассинская, дабы избѣжать мести Вотаніата, въ свою очередь прибѣгла къ такому средству. Вечеромъ наканунѣ дня возстанія она отдала приказъ всѣмъ женщинамъ и дѣтямъ изъ фамиліи Комниновъ готовиться къ совершенію богомолья въ святыхъ Божіихъ церквахъ, такъ какъ у нея былъ обычай посѣщалъ святые храмы. Приказаніе было исполнено. Всѣ, по обыкновенію, собрались вмѣстѣ во дворцѣ Комниновъ, потомъ слуги привели коней и стали дѣлать приготовленія къ отъѣзду. Ночью всѣ оставили дворецъ, причемъ Алексѣй Комнинъ со своими сторонниками отправился въ царскій дворецъ во Влахернахъ, а Анна Да-лассинская съ другими женщинами и дѣтьми поспѣшила въ храмъ св. Николая, называемый Просфигіонъ и примыкавшій къ храму Св. Софіи. Сторожъ этого храма не тотчасъ открылъ имъ двери, но прежде спросилъ, кто онѣ и откуда прибыли. Одинъ изъ слугъ, находившихся съ ними, отвѣтилъ: «это—женщины съ Востока; истративъ въ нуждѣ все, онѣ спѣшатъ совершить поклоненіе, желая возвратиться домой». Сторожъ
1Г|) Р і X X т, s у.аі П о - X г, IV, 116—П9. ’А9?|ѵас 1854.
и!) Ccrdenus, Historiarum compendium, II, 240. Bonnae; Pachymeres, Historia, I, 270. Bonnae.
тотчасъ открылъ двери храма св. Николая и позволилъ имъ войти. Когда же Вотаніатъ узналъ о возстаніи Алексѣя Комнина и на другой день потребовалъ Анну Далассипскую во дворецъ, то послѣдняя отказалась исполнить требованіе василевса и сказала посланнымъ царя: «позвольте мнѣ войти въ церковь Божію Гт. е. въ храмъ Св. Софіи) для поклоненія; вѣдь той, которая достигла входа ея («U той; suXeüva;), не прилично не войти внутрь церкви и не воспользоваться заступленіемъ всенепорочной Владычицы и Богоматери и предъ Богомъ, и предъ душею царя». Уваживъ основательную просьбу этой женщины, посланные царя позволили ей войти въ храмъ Св. Софіи чрезъ переходы, коими молельня св. Николая соединялась съ великою церковію *’). Медленно переступая ногами, какъ и слѣдовало женщинѣ, удрученной печалью и старостью, или лучше—притворявшейся удрученною, Анна Да-лассинская приблизилась къ самому входу во святой алтарь Софійскаго храма и, совершивши два колѣнопреклоненія, при третьемъ поклонѣ поверглась ницъ, крѣпко ухватилась за святыя врата (тйѵ агДсиѵ йирюѵ) и громко сказала: «хотя бы у меня отсѣкли руки, я не выйду изъ священнаго храма, если не получу отъ царя крестъ въ залогъ своего спасенія». А невѣстка ея (жена Исаака Комнина), поспѣшившая также придти въ храмъ Св. Софіи, какъ только ворота его были открыты для утренняго богослуженія, сняла съ своего лица покрывало и сказала посламъ царя, указывая на Анну Далассипскую: «она, если желаетъ, пусть идетъ, а мы безъ ручательства въ безопасности не выйдемъ изъ храма, хотя бы намъ предстояло умереть». Послы, видя упорство женщинъ и опасаясь, чтобы не произошло шума (наступало время для совершенія утренняго богослуженія), поспѣшили доложить обо всемъ императору Никифору Вотаніату, который и послалъ Аннѣ Далассинской крестъ во свидѣтельство безопасности всѣхъ находившихся въ храмѣ женщинъ '*).
Представленный историческій фактъ (одинъ изъ многихъ) показываетъ, что лица, воспользовавшіяся правомъ церковнаго убѣжища, не оставались въ храмѣ св. Николая, который служилъ обычнымъ для нихъ ітроа'-ри'/юѵ’омъ, но проникали въ храмъ Св. Софіи, даже къ его алтарю, нерѣдко производили
”) Д. Ѳ. Бѣляевъ, liyzantina, II, 140—142. Спб. 1893. І!1) .1 tc.r-ias, I, 98—103. Воііпае.
здѣсь шумъ и препятствовали совершенію богослуженія. Такія нарушенія jus asyli и дали основаніе императору Іоанну ІІалеологѵ издать въ 1343 г. свое узаконеніе для возстановленія прежняго права въ обычномъ его фактическомъ примѣненіи. Царство мое узнало,—говоритъ этотъ императоръ,—что прибѣгающіе въ святѣйшую Божію великую церковь по какому-то страху п неосновательному опасенію не хотятъ оставаться въ мѣстахъ, назначенныхъ для убѣжищъ, но находятся внутри священнаго алтаря (tsusvo;) этой святѣйшей великой церкви Божіей, что совершается въ нарушеніе и отмѣну святыхъ каноновъ и благочестивыхъ законовъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ является препятствіемъ къ безшумному и непрерывному исполненію установленныхъ и узаконенныхъ божественныхъ и священныхъ псалмопѣній. Царство наше по благодати Божіей .чтитъ и исполняетъ пропоміи, издавно предоставленныя для этой цѣли святѣйшей Божіей великой церкви и священными канонами, и благочестивыми законами,—конечно, тѣми законами, которые установили и издали мои священные владыки и цари, предки царства моего, и остальные цари, знаменитые и блажеішо-почившіе. Не желая дѣлать ничего иного, а напротивъ—утверждаясь и основываясь на ихъ постановленіяхъ, имѣя также въ виду предоставить прономіямъ церкви твердость, единство и неизмѣнность, заботясь одновременно и объ исполненіи законовъ, и объ интересахъ постоянно прибѣгающихъ вт. великую церковь, царство наше издаетъ настоящее повелѣніе, которымъ узаконяетъ и опредѣляетъ, что прибѣгающіе въ мѣста, издавна назначенныя для убѣжища, должны здѣсь и оставаться и нисколько не бояться и пе опасаться, чтобы кто-нибудь силою могъ взять ихъ оттуда,—зная, что кто нарушитъ настоящее царское постановленіе, тотъ не только подвергнется наказанію но закону, но и навлечетъ на себя большой гнѣвъ и мщеніе со стороны царя; а посему тѣ, кои время отъ времени пользуются правомъ убѣжища, должны оставаться въ назначенныхъ для сего мѣстахъ (т. е. въ молельнѣ св. Николая) и отнюдь (yrjMyü;) не проникать дальше ихъ и совершенно не входить въ святой и божественный храмъ (Св. Софіи), вопроки постановленіямъ священныхъ каноновъ и божественныхъ законовъ. Для вѣрнаго исполненія сего и было издано настоящее царское повелѣніе *9).
1,J) Miklosich et Müller, Acta et diplomat;! graeca, I, 232— 233. Viudo-Ъопае 1860.
Что же касается процесса патріаршаго суда надъ убійцами, то онъ и во времена Іоанна Палеолога (1341—1376 г.) происходилъ въ прежнемъ порядкѣ и вѣдался патріаршими архонтами, дѣйствовавшими по уполномочію отъ святѣйшаго предстоятеля византійской церкви. Впрочемъ, ,,ті> іхіѵл-Ѳзѵ sOo-“ патріаршаго суда надъ убійцами въ живой исторической дѣйствительности разнообразиться въ частныхъ своихъ обнаруженіяхъ тѣми или иными своеобразными деталями.
Такъ, въ 1059 г. византійскій патріархъ Константинъ Лихудъ издалъ слѣдующее синодальное опредѣленіе о рабѣ-убійцѣ. Вмѣстѣ со всѣми остальными правами и благами великой Божіей церкви не лишены права и справедливости и опредѣленія и рѣшенія о рабахъ. Церковь съ состраданіемъ относится къ тѣмъ изъ нихъ, кои осквернили себя преступленіемъ убійства и оказались внутри ея божественной ограды, матерински избавляетъ ихъ отъ смерти наравнѣ съ остальными, но, согласно издревле установившемуся обычаю, осуждаетъ ихъ на вѣчное рабство, вплоть до конца ихъ жизни, отдавая ихъ божественнымъ монастырямъ и богоугоднымъ домамъ, дабы они и мысли не имѣли о свободной жизни, на которую разсчитывали, въ наименованіи рабства видѣли громкое обличеніе преступленія и посредствомъ покаянія очищались отъ грѣха убійства. И вотъ Димитрія, слугу тои огГѵ&г, осквернившаго себя преступленіемъ убійства и раскаявшагося примѣнительно къ древнему обычаю («ят* то ävs-хаѲеѵ ейо;), великая Христова церковь чрезъ посредство благочестивѣйшихъ экдиковъ передала, какъ совершившаго грѣхъ убійства, епископу Иріины Димитрію (за взносъ въ 24 но-мисмы), дабы онъ имѣлъ всякое надъ нимъ господство и власть и никто другой не владѣлъ имъ. Настоящей подписанной грамотой церковь увѣщеваетъ и послѣдующихъ епископовъ той же епархіи—возможно больше заботиться о его спасеніи, внушать и поучать его тому, что служитъ къ пользѣ и отпущенію его грѣха, не пытаться освободить его изъ рабскаго состоянія и не продавать лицу, которое можетъ избавить его отъ вѣчнаго рабства и отъ церковной епитиміи. Если же когда-нибудь сдѣлается извѣстнымъ, что названный Димитрій получилъ свободу, то онъ, однако, не избѣжитъ справедливо назначеннаго ему осужденія, но опять чрезъ посредство боголюбезпѣйшихъ экдиковъ будетъ преданъ самому тяжелому рабству и самой тягостной службѣ; будетъ подверг-
нута взысканію и епископія, какъ отвергнувшая письменныя распоряженія, а предстоятель ея будетъ подлежать каноническому наказанію. Для освобожденія названнаго Димитрія отъ законнаго и справедливаго наказанія со стороны прежняго господина, дабы онъ никогда не подвергся ни тѣлесной смерти, ни угрозамъ или мщенію отъ другого лица, и была написана по церковному обычаю настоящая грамота, съ свинцовою печатью, изданная въ декабрѣ 1069 года 20).
Изложенный енгиллій Константина Лихуда проливаетъ нѣкоторый дополнительный свѣтъ на вопросъ о патріаршемъ въ Византіи судѣ надъ убійцами. Прежде всего, преимуществъ этого суда не были лишены и рабы, воспользовавшіеся правомъ убѣжища въ великой Христовой церкви. Они, согласно древнему обычаю, также подлежали суду патріаршихъ экди--ковъ, которые и налагали па нихъ ѳпитимію со всею строгостью церковныхъ каноновъ. А затѣмъ, въ виду того, что рабы совершали убійства преимущественно съ цѣлью получить свободу, великая Христова церковь въ отношеніи къ ра-бамъ-убійцамъ примѣняла и особую мѣру взысканія: они отдавались во владѣніе какого-либо благотворительнаго заведенія или монастыря, гдѣ несли возложенную на нихъ епитимію и одновременно исполняли всѣ обязанности своего подневольнаго служенія, дабы въ этой пожизненной зависимости непрерывно видѣть укоръ за преступленіе п мотивъ къ покаянной жизни, для искупленія величайшаго преступленія. Духовныя власти монастыря или богоугоднаго заведенія не только лишались, по суду патріарха, права даровать рабу-ѵбійцѣ свободу, но и обязывались препятствовать и другимъ въ осуществленіи означенной цѣли, дабы лишить преступника этого драгоцѣннаго блага жизни и оказать моральное чрезъ него воздѣйствіе на другихъ рабовъ, стремившихся къ свободѣ путемъ тѣхъ или иныхъ преступленій; а главное, духовныя власти должны были употребить со своей стороны всѣ мѣры къ правильному и добросовѣстному исполненію рабомъ-убійцей возложенной на него епитиміи, дабы онъ вполнѣ могъ очиститься отъ тяжкаго грѣха; кромѣ того, ни господа, ни родственники убитаго не должны были мстить убійцѣ, угрожать и вообще препятствовать въ исполненіи приговора патріаршаго суда. Бывали факты, когда,—какъ показываетъ сигил.тій патріарха Копстантина Лихуда,—пре-
2U) Р сс X X т] - 7-сГі П о х X rj s, V, 48—49. ’AÖfjvaii 1855.
стѵпники-рабы послѣ патріаршаго суда ввѣрялись какому-либо епархіальному архіерею, подъ руководствомъ котораго и исполняли епптимію по приговору суда. При атомъ документъ ничего пе говоритъ о наказаніи убійцы по приговору гражданскаго или уголовнаго суда, котораго, невидимому, и совсѣмъ не было на ряду и совмѣстно съ судомъ церкви и патріарха.
Сохранился и другой сигиллій патріарха Константина Ли-худа, касающійся священника-убійцы. Благоговѣйное отношеніе прежнихъ законодателей къ святымъ храмамъ.—говорится въ этомъ с-игилліи,—усматривается изъ многихъ ихъ опредѣленій. особенно же изъ того, что они открыли ограду божественной и великой церкви тѣмъ, кои лишились великой надежды на жизнь, вслѣдствіе важности своихъ преступленій; коль скоро такіе преступники успѣли проникнуть внутрь церковной ограды, то они освобождаются отъ задержанія гражданскими властями и отъ наказанія, такъ какъ ихъ прибытіе въ храмъ совершилось не безъ Божественнаго промысла и спасенія. Право убѣжища простирается и на священниковъ, осквернившихъ себя преступленіемъ убійства, при чемъ и они, наравнѣ съ другими убійцами, подлежали патріаршему суду, по совершеніи котораго лишались священнаго сана и низводились въ среду мірянъ вплоть до конца своей жизни, и это наказаніе служило для нихъ достаточнымъ искупленіемъ грѣха убійства. Далѣе въ сигилліи сообщается, что одинъ священникъ, оказавшись внутри священной ограды церкви, исповѣдалъ, что онъ побуждалъ своихъ сыновей идти вмѣстѣ съ толпою жителей одного села и совершить убійство нѣкоего Хал-кеопула. Исповѣдавъ это. священникъ былъ подвергнутъ патріаршему суду и, согласно съ божественными канонами, изъятъ изъ священнаго сонма служителей Божіихъ за совершенное преступленіе убійства, Въ заключеніи сигиллія говорится, что виновный долженъ оставаться свободнымъ и не подлежитъ аресту со стороны гражданской власти, какимъ-либо угрозамъ и наказаніямъ ‘п).—Такимъ образомъ, въ отношеніи лицъ духовныхъ патріаршій судъ восполнялся подробностями лишенія виновныхъ священнаго ихъ сана и несенія церковной епитиміи въ мірскомъ званіи, но опять безъ всякаго ихъ наказанія со стороны суда гражданскаго.
-3) ІД і л /. г % 7.іі II о т /. уі э, V, 40—Г)0.
Далѣе, во время управленія патріарха Константина ІУ Хліарина (1154—1156 г.) произошелъ слѣдующій фактъ. Въ великую Христову церковь явились, какъ убійцы, нѣсколько солдатъ и чрезъ посредство патріаршихъ архонтовъ сообщили патріарху, что они встрѣтились въ ущелій Василія съ вооруженными разбойниками и убили ихъ, а теперь желаютъ знать, какъ съ ними поступятъ. Въ виду того, что фактъ, побудившій воиновъ искать убѣжища въ Св. Софіи, оказался необычнымъ, дѣло было перенесено патріархомъ на обсужденіе и рѣшеніе священнаго синода. Послѣ разсмотрѣнія факта, синодъ. руководясь смысломъ церковныхъ законовъ, постановилъ, что какъ защищающіеся отъ разбойниковъ, такъ и тѣ, кои убиваютъ ихъ ради общей пользы, призываемые къ тому другими, должны подвергаться такой же енитиміи, какой подвергаются совершившіе убійство на войнѣ; а того, кто убиваетъ разбойника, когда могъ бы избѣжать разбойническаго нападенія, надлежитъ подвергать болѣе строгой опитиміи. Это касается мі ряпъ. а клирики, какимъ бы то ни было образомъ совершившіе убійство, извергаются, такъ какъ для нихъ въ этомъ отношеніи нѣтъ никакого различія между непріятелями, разбойниками или кѣмъ-либо другимъ 22). Въ этомъ фактѣ, сообщаемомъ Вальсаминомъ въ толкованіи на 55 пр. св. Василія Великаго, характерно то, что солдаты, совершившіе убійство, прежде всего направляются въ храмъ Св. Софіи для исповѣданія своего грѣха и, разсказавъ обстоятельства преступленія, выражаютъ желаніе узнать, какъ патріархъ будетъ ихъ судить,— наравнѣ ли съ обыкновенными убійцами, или сдѣлаетъ для нихъ какое-либо исключеніе, въ виду того, что убитые занимались грабежомъ и разбоемъ. Очевидно, общественное сознаніе въ Византіи сраслось съ мыслію только о патріаршемъ, а не царскомъ, судѣ надъ убійцами, которому подлежали нс только рабы, священники и обыкновенные міряне, по и воины, имѣвшіе свою ближайшую власть въ стратегахъ, а потомъ— въ императорѣ. Синодъ, обсудивъ дѣло, и для этихъ преступниковъ, совершившихъ убійство разбойниковъ то невольно, то отчасти добровольно, назначилъ одно духовное наказаніе, лишивъ ихъ святаго причастія и опредѣливъ епитимію относительно нищи, входа въ храмъ, молитвы и поклоновъ. Словомъ, и въ разсказанномъ фактѣ весь судъ ограничивался извѣстной 23
23) 1* а X X тг] £ ххі ІІо тХ55€, IV, 213—2Н.
приниллегіей византійскаго патріарха, безъ всякаго участія или вмѣшательства со стороны гражданской или военной власти.
Въ исключительныхъ случаяхъ патріаршій судъ надъ убійцами отступалъ отъ строгихъ формальностей въ его производствѣ и исполненіи приговора. Такъ, въ сентябрѣ 1400 года патріархъ Матоей I издалъ относящуюся къ разсматриваемому предмету грамоту такого содержанія. Нѣкто Георгій, по попущенію Божію, совершилъ убійство трехъ мужчинъ, лишивъ земной жизни христіанъ, за которыхъ умеръ Самъ Господь Іисусъ Христосъ, у которыхъ и волосы на головѣ сочтены,— тогда какъ ни самъ убійца, ни всѣ вообще люди не могутъ создать и одного волоса убитыхъ. Онъ, Георгій, преждевре-менпно лишивъ убитыхъ жизни, воспрепятствовалъ имъ исправить покаяніемъ и исповѣданіемъ грѣхи, которые они, какъ люди, совершили, и помѣшалъ имъ въ дѣлѣ раскаянія и обращенія ко спасенію; этимъ онъ низвергъ себя въ великую бездну. Посему патріархъ Матѳеи и предалъ его страшному отлученію, исторгъ его отъ собранія вѣрующихъ, дабы онъ сосредоточился въ себѣ, уразумѣлъ зло, которое совершилъ, скорбѣлъ, плакалъ, предъ лицомъ Бога исповѣдалъ свой грѣхъ и со слезами умолялъ о своемъ спасеніи. Виновный уже и сталъ совершать возложенную па него епнтимію н со скорбію и сокрушеніемъ сердечнымъ исповѣдалъ добровольное свое убійство трехъ мужей, которое онъ сдѣлалъ къ своей гибели. Но теперь онъ проситъ снисхожденія у Божіей церкви, указывая иа свою болѣзнь и на невозможность исполнить церковныя но этому поводу епнтиміи, умоляя о прощеніи со стороны церкви и о согласіи ея на это снисхожденіе. Мѣрность наша,—говоритъ патріархъ,—по снисхожденію признаетъ Георгія свободнымъ отъ отлученія, если только онъ всегда въ продолженіе своей жизни станетъ оплакивать и іісповѣдывать свой грѣхъ и будетъ усердно исполнять назначенное ему по снисхожденію правило (хяѵшѵ), признанное и утвержденное нашею мѣрностью,—которое и будетъ написано протэкдпкомъ великой Божіей церкви Георгіемъ Евгеникомъ, назначеннымъ нашей мѢрНОСТЬЮ ДЛЯ каноническаго суда (xpivsiv '/.sei хаѵоѵКеіѵ) но дѣламъ этого рода. Виновный и долженъ всю жизнь исполнять это правило, какъ человѣколюбивое разрѣшеніе дѣла и особенное къ нему снисхожденіе,—потому что слѣдуетъ имѣть въ виду внутреннее настроеніе кающагося, а съ другой стороны—смирять плотскія стремленія и парализовать дѣятель-
ноетъ орудій плоти. Св. Василій Великій сказалъ; «ты совершилъ убійство? —■ иди на мученичество, или соверши равное мученичеству по значенію». Посему и установлено, что виновные въ убійствѣ, какъ бы вмѣсто той жизни, которой они лишили другихъ, не должны щадить своей жизни, умерщвляютъ свои члены и погашаютъ ихъ дѣятельность. И мы,— говоритъ патріархъ,—по снисхожденію къ болѣзни виновнаго и въ виду нѣкоторыхъ условій мѣста и времени опредѣлили болѣе человѣколюбивое правило по его силѣ, которое онъ и долженъ по всей необходимости исполнять усердно, если заботится о своей душѣ и спасеніи, такъ какъ сдѣлался виновникомъ убійствъ. "Если же онъ не будетъ повиноваться, не исполнитъ во всемъ назначенное ему правило и обнаружитъ лицемѣріе въ своей просьбѣ получить снисхожденіе относительно отлученія, то виновный долженъ знать, что онъ окажется виновнымъ и предъ назначенною ему енитиміею и въ день страшнаго суда долженъ будетъ отдать во всѣмъ отвѣтъ Богу 2:1).—Такимъ образомъ, въ разсказанномъ фактѣ содержится примѣръ снисходительнаго—къ человѣческой немощи— приговора патріаршаго суда надъ убійцей, вызваннаго болѣзнью виновнаго и невозможностью для него въ полнотѣ совершить назначенное правило. А извѣстно, что это правило (хаѵсиѵ) отличалось большою строгостью: добровольный убійца на 16 и болѣе лѣтъ отлучался отъ св. причастія, въ теченіе трехъ лѣтъ не допускался въ храмъ къ богослуженію, стоялъ въ притворѣ, плакалъ и просилъ прощенія у входящихъ и выходящихъ изъ храма, несъ епитимію въ пищѣ и т. д. Изъ грамоты патріарха Матѳея, къ сожалѣнію, не видно, какія измѣненія были сдѣланы въ этомъ обычномъ «правилѣ», примѣнительно къ субъективнымъ условіямъ въ положеніи виновнаго Георгія. Рѣчь идетъ только о снисхожденіи относительно іоЬ улі’ ainou sx'AcuvTjOsvTo; acsopio[io5; подъ которымъ слѣдуетъ разумѣть отлученіе отъ св. причастія. Очевидно, въ этой части епитиміи главнымъ образомъ и состояло снисхожденіе, т. е.
15-лѣтній срокъ отлученія отъ св. причастія былъ уменьшенъ. Характернымъ также нужно признать и взглядъ разсматриваемаго документа на степень и природу вины убійцы. Руководясь изреченіемъ св. Василія — «а^оѵеозяс; р.яртйру|ооѵ, г( тя ЧоаЗоѵяііобѵтя тф ixapxuptcu Tro-Tjoov», патріархъ Матѳей говоритъ, 23
23) Miklosich et Müller, II, 533—535. Vindobouae 1862.
что убійца долженъ и самую жизнь свою принести въ жертву въ искупленіе грѣха, и для этого обязанъ объявить борьбу плоти и плотскимъ стремленіямъ, умертвить члены страстнаго тѣла н погасить его вожделѣнія, израсходовать плоть свою и КрОВЬ (та- застой аархат " хаі аі'ца-х '/.атаоаітаѵ^аа^ ц упразднить свое «я» взамѣнъ того беззаконнаго убійства, которое
ОНЪ СОВерШИЛЪ (х«і '/.гѵшзаі Сі'згікеі осѵО’ шѵ тгаоаѵо;і(иѵ уоѵшѵ тli’.ot
уіуоѵгѵ). Кд, этому умерщвленію и израсходованію плоти н крови, къ этому безпощадному принесенію своей жизпп въ жертву за жизнь тѣхъ убитыхъ, ради которыхъ вознесъ Себя на крестъ Господь Іисусъ Христосъ, и направлялась вся епи-тимія. налагавшаяся патріаршимъ въ Византіи судомъ на убійцъ и имѣвшая цѣлью изгладить средствами церкви величайшій съ христіанской точки зрѣнія грѣхъ.
Въ томъ же 1400 году византійскій патріархъ отправилъ любопытное увѣщаніе нѣкоему Дукѣ Діасоринѵ, который еще въ юности совершилъ убійство десяти человѣкъ. Послѣ этого убійства Діасоринъ воспользовался правомъ убѣжища въ храмѣ Св. Софіи, а потомъ обратился къ покровительству византійскаго патріарха Нила (1380—138S г.). Надъ виновнымъ былъ произведенъ обычный патріаршій судъ, который и подвергъ его епи-тиміи согласно канонамъ. ІІротэкдикъ выдалъ Діасоринѵ письменный документъ, съ указаніемъ его вины и наказанія. Убійца постарался въ точности исполнить приговоръ церковнаго суда. Тѣмъ не менѣе совѣсть продолжала его мучить, хотя патріархъ Нилъ увѣрилъ его въ прощеніи отъ лица церкви. Находясь въ тяжеломъ душевномъ состояніи. Дука Діасоринъ обо всемъ написалъ одному изъ преемниковъ Нила по каоедрѣ—патріарху Матоею (1397—1410 г.), просилъ у него «большей помощи— тсЫоѵо; ß&TjfJcia-» для своей мятущейся души и искалъ прощенія и состраданія. Бъ отвѣтъ на эту просьбу изстрадавшагося убійцы патріархъ Матѳей и написалъ свое увѣщаніе. Здѣсь патріархъ говоритъ, что опъ благосклонно принялъ просьбу Діасорина и со своей стороны готовъ оказать ему свое архипастырское снисхожденіе, коль скоро онъ, какъ свидѣтельствуетъ его совѣсть, исполнилъ правило, назначенное ему патріархомъ Ниломъ, и не оставилъ безъ вниманія ни одного изъ данныхъ ему предписаній. Л затѣмъ, если Діасоринъ, побуждаемый добрымъ намѣреніемъ, не ограничился прощеніемъ патріарха Нила, но ищетъ духовнаго врачеваніи и у одного изъ его преемниковъ, дабы совершенно изгладить всякій слѣдъ
грѣха и явиться чистымъ предъ Богомъ, то патріархъ Матѳей признаетъ справедливымъ придти къ нему на помощь для большаго уврачеванія его души и совершеннаго избавленія отъ грѣха. Патріархъ затѣмъ доказываетъ, что преступленіе Діасорина, какъ видно изъ его исповѣди, было совершено добровольно, и значитъ, опъ долженъ считать себя всецѣло отвѣтственнымъ за убійство,—притомъ десяти человѣкъ. Какъ добровольный убійца, Діасоршгь долженъ постоянно думать о своемъ грѣхѣ и, хотя исполнилъ назначенное правило и получилъ прощеніе отъ церкви, обязанъ и впредь пребывать въ душевном’ь сокрушеніи и скорби о грѣхѣ и совершать ежедневныя молитвы о прощеніи. Вѣдь лучше здѣсь, въ настоящей жизни, подвергнуться малому наказанію, чѣмъ явиться неоправданнымъ на будущемъ судѣ Божіемъ. Вообще, дальнѣйшая жизнь убійцы должна быть сплошнымъ мученичествомъ, хотя бы онъ и исполнилъ данный ему канонъ и получилъ отъ церкви прощеніе. О такомъ отношеніи къ убійцамъ говоритъ св. Василій, предписывающій имъ непрерывный мученическій или равный мученичеству подвигъ, который не ограничивается лишеніемъ денегъ, отнятіемъ дѣтей, потерею друзей и родственниковъ, но состоитъ и въ томъ, чтобы положить самую душу для спасеніи ея, пребывать въ сокрушеніи, бодрствованіи, покаяніи, постѣ, смиреніи, въ воздержаніи отъ всякаго злого поступка и въ прилежаніи ко всякому доброму дѣлу. Посему и ты,—обращается патріархъ къ Діасорину,—если по зависти демона впалъ въ грѣхъ многихъ убійствъ, долженъ идти путемъ, указаннымъ св. Василіемъ, и не ограничиваться однимъ канономъ, тебѣ назначеннымъ. Далѣе патріархъ совѣтуетъ Діасорину удалиться, если возможно, отъ міра и мірскихъ заботъ, облечься въ монашескій образъ и жить для Бога, дабы идти мученическимъ путемъ, предписаннымъ св. Василіемъ и другими отцами. Но если Діасорину невозможно постричься въ монашество, такъ какъ онъ имѣетъ дѣтей, жену, друзей и родственниковъ и проводитъ обычную жизнь среди общества, то онъ, если желаетъ, можетъ, по словамъ патріарха Матѳея, и въ міру идти близко къ намѣченному порядку жизни. Какимъ же образомъ?—Если онъ всегда будетъ имѣть предъ глазами убійство и кровь убитыхъ имъ лицъ, если онъ постоянно будетъ имѣть въ мысли слово Господа о томъ, что весь міръ недостоинъ и одной души человѣка, если онь забудетъ, что уже исполнилъ назначенную ему епитимію, и ста-
16*
нетъ стремиться къ выполненію болѣе совершенныхъ и строгихъ каноновъ, такъ какъ преступленіе убійства гнуснѣе и болѣе всѣхъ грѣховъ и превосходитъ всякое правило: вѣдь убитые лишены и самой жизни, которую имъ никто не можетъ даровать, а затѣмъ изъ ихъ тѣлъ исторгнуты души, которыя подлежатъ суду только одного Творца Бога. И такъ какъ теперь не пора мученическихъ подвиговъ и страданій, дабы Діасоринъ могъ въ короткое время принять мученичество и отдать душу свою за души убитыхъ мужей, то, по крайней мѣрѣ, второстепенными дѣлами, отчасти равными мученичеству, убійца долженъ загладить свой грѣхъ, помня, что онъ исторгъ изъ тѣлъ души, которыя только Творецъ имѣетъ власть исторгнуть, ради которыхъ Господь воплотился, которыя, конечно, нуждались въ покаяніи и исправленіи, но по вицѣ преступника остались нераскаянными. Помня обо всемъ этомъ,—говоритъ патріархъ Діасорину,—плачь, припадай и умоляй о прощеніи, совершай литургіи и таинство елеосвященія (еоуг-Xawt), потомъ узнай, не остались ли родственники у убитыхъ тобой или изгнаныхъ лицъ, найди ихъ и соверши возможную милостыню,—окажется ли одинъ родственникъ или много, — пусть обличитъ тебя и совѣсть, если ты пріобрѣлъ какую-либо выгоду отъ предательства и отдай то. что найдется, родственникамъ пострадавшихъ, потому что это цѣна крови и тебѣ не должно ею владѣть; если же у нихъ не окажется родственниковъ, то отдай это и другое, что найдешь возможнымъ, для избавленія плѣнниковъ и въ пользу людей бѣдныхъ и нуждающихся: вѣдь милостынею и дѣлами вѣры изглаждаются грѣхи; и не говори, что ты уже сдѣлалъ это или исполнишь въ концѣ своей жизни, такъ какъ всегда необходимо помышлять о будущемъ въ данное время, ибо—кто знаетъ будущее? Затѣмъ, ты долженъ быть кроткимъ ко всѣмъ, милостивымъ, внимательнымъ, подражая во всемъ Господу и стремясь къ жизни крестной, т. е. мученической, и, хотя бы ты подвергся оскорбленію отъ другого, побоямъ, презрѣнію, несправедливости, долженъ все терпѣть и переносить ради царства Божія и ничего не предпринимать для своей защиты. Тогда и Богъ будетъ милостивъ къ убійцѣ, патріархъ же, по данной ему власти и благодати Св. Духа, проститъ его, а теперь желаетъ, чтобы онъ со всею присущей ему силой исполнилъ его предписанія и остальную жизнь провелъ въ сокрушеніи, покаяніи, душевномъ здоровьѣ и чистотѣ. Въ заключеніе отмѣтимъ, что въ
увѣщаніи патріарха Матѳея убійцѣ Дѵкѣ Діасорину, на ряду съ текстами изъ Св. Писанія, приводятся и историческіе примѣры покаянія царя Давида, Закхея, ап. Павла 24).
Представленное увѣщаніе патріарха Матѳея, подтверждая фактъ патріаршаго суда надъ убійцами, важно и въ томъ отношеніи, что является образцомъ тѣхъ поученій, съ которыми протэкдикъ, какъ представитель патріарха на судѣ, обращался къ преступникамъ послѣ ихъ исповѣди и которыя онъ варіиро-валъ по содержанію въ зависимости отъ причины преступленія, «была ли это вражда или опьяненіе, или страсть къ деньгамъ, или что-либо другое». Важно здѣсь отмѣтить, что церковь, подвергая своему суду убійцъ, не ограничивалась въ своемъ надъ ними приговорѣ опредѣленной временной епити-міей, но обрекала ихъ на пожизненное мученичество—въ монастырѣ или въ міру, ограждая всѣ возможныя для нихъ средства къ примиренію съ Богомъ
И. Соколовъ.
-* *) Miklosich et Müller, II, 314—320.
*) Окончаніе слѣдуетъ.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки