© М. П. Билецкая1, т. В. Купреничева2
1 ГБоУ ВПо «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» минздрава россии
2 ГБСКоУ школа-интернат № 9 Калининского района г. Санкт-Петербурга
Резюме. В этом исследовании с целью изучения стиля воспитания и семейной тревоги было исследовано 150 семей детей от 8 до 11 лет, больных гастродуоде-нитом и 150 семей с условно здоровыми детьми. Выявлены и описаны особенности стиля воспитания отцами и матерями больных детей, особенности семейной тревоги в данных семьях.
Ключевые слова: патологизирующий стиль воспитания; гастродуоденит; семейная тревога.
УДК: 159.922.7: 616.33-002
патологизирующий стиль воспитания и семейная тревога в семьях детей, вольных гастродуоденитом
введение
Гастродуоденит рассматривается с точки зрения биопсихосоциального подхода, является одним из самых распространенных среди всех болезней органов пищеварения у детей младшего школьного возраста. Стиль взаимодействия, при котором доминируют негативные эмоции, постоянная критика, унижение, неверие в способности и возможности ребенка, ведет к снижению самооценки и самоуважения, росту внутреннего напряжения, тревоги и обострению психосоматических расстройств, в частности гастродуоденита [2, 3].
цель исследования
Изучить особенности стиля воспитания и уровень семейной тревоги в семьях детей, больных гастродуоденитом.
КонтингЕнт исследуемых
Всего было исследовано 300 семей. 150 семей детей 8-11 лет, страдающих гастродуоденитом, и 150 семей детей 8-11 лет со здоровым желудочно-кишечным трактом (ЖКТ).
методы исследования
I. Клинико-биографический (беседа, наблюдение, семейный анамнез).
II. Психодиагностический: опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В), опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ); опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (Марковская И. М.); опросник «Доминирующий компонент родительской любви» (Овчарова Р. В., Милюкова Е. В.); шкала явной тревожности CMAS (Castañeda А., McCandless B. R., Palermo D. S, адаптирована А. М. Прихожан).
III. Статистический метод: непараметрический критерий U Манна-Уитни, корреляционный анализ.
результаты
Методы беседы и наблюдения показали симбиотическую связь матери и ребенка, болеющего гастродуоденитом. Мать следит за состоянием здоровья ребенка, соблюдением им диеты и выполняет рекомендации специалистов, которые необходимы при данной болезни. Отцы, наоборот, устраняются из сферы воспитания, используя при этом рационализацию («занят на работе», «поздно возвращаюсь», «воспитанием занимается мать, а я зарабатываю деньги»). На основании анамнестических данных выявлено, что первое обращение к врачу, связанное с жалобами на боли в животе, приходится на 4-5 лет. Следующий пик обращений в медицинское учреждение отмечается в 7-8 лет, что, скорее всего, связано с тем, что ребенок поступает в школу и попадает в новую для него ситуацию, которая предъявляет ему различные требования. Это для ребенка является стрес-согенным событием, что может служить причиной возникновения психосоматических расстройств, в частности гастродуоденита. Также на основании данных анамнеза выявлено, что обострение хронического гастродуоденита провоцируют различные неблагоприятные
♦ педиатр
том III № 4 2012
ISSN 2079-7850
14
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
жизненные факторы, среди которых главная роль отводится конфликтам в семье, неблагополучной эмоционально-психологической атмосфере. Боли в животе являются «симптомом семейной системы», выполняющим морфостатическую функцию. Обострение заболевания является дисфункциональным стабилизатором семейной системы [1].
По результатам опросника «Анализ семейных взаимоотношений» выявлено, что для родителей детей с гастродуоденитом в воспитании характерно вытеснение супружеского конфликта в сферу воспитания (2,4±1,31 — матери детей с гастродуоденитом, 1,04±1,12 — матери здоровых детей; 2,2±1,16 — отцы детей с гастродуоденитом, 1,3±0,83 — отцы здоровых детей; р < 0,01), что может быть показателем дисфункциональных взаимоотношений супругов в данных семьях. Также единым для матерей и отцов является беспокойство о состоянии здоровья ребенка (3,8±1,37; 2,7±0,95; 2,9±1,41, 1,7±1,16 — соответственно, р < 0,01), что связано с часто рецидивирующим течением психосоматического расстройства. Родители способствуют развитию у больного ребенка инфантильных черт характера, так как для матерей характерно в воспитании расширение сферы родительских чувств (2,3± 1,35; 1,8± 1,35 — соответственно; р < 0,05), а отцы предпочитают детские качества в личности своего ребенка и игнорируют его взросление (2,08±1,06; 1,6±0,84; р < 0,05). Для отцов в воспитании характерно максимальное удовлетворение любых потребностей ребенка (4,6±1,58; 3,2± 1,14; р < 0,01), недостаточность требований-обязанностей (1,4± 1,11; 2,4±0,88; р < 0,05), а также чрезмерность санкций (2,5±0,85; 1,9±0,72; р < 0,01), что может говорить о непоследовательности воспитательного процесса. У матерей в воспитании явно прослеживается тенденция к стилю «потворствующая гиперпротекция»: матери уделяют ребенку много времени и внимания и предпочитают обходиться без наказаний (5,6±1,95; 3,72±1,72; р < 0,01).
Таким образом, можно говорить о том, что в семьях больных детей родителями не выработан единый стиль воспитательного процесса. Такая неравномерность типов воспитания также может быть показателем патологизирующего стиля воспитания и свидетельствовать о наличии семейной дисфункции.
Результаты опросника «Взаимодействие родитель-ребенок» показали, что матери и отцы больных детей в воспитании используют более строгие меры, применяемые к ребенку (14,2±2,56; 13,0± 1,53; р < 0,01), а также у них более выражено контролирующее поведение по отношению к своему ребенку, чем у родителей здоровых детей (15,7±1,29; 14,9±1,16; р < 0,01), что объясняется на-
личием у ребенка хронического заболевания и необходимостью соблюдения им режима дня и диеты. Также для родителей больных детей характерна воспитательная конфронтация и разногласия членов семьи по вопросам воспитания в семье больного ребенка (10,6±2,07; 6,9±1,53 — матери; 9,4±1,37; 7,9±1,58 — отцы; р < 0,01). Выявленные нарушения также свидетельствуют о семейной дисфункции.
По результатам опросника «Доминирующий компонент родительской любви» выявлено, что в структуре родительской любви для родителей детей с гастродуоденитом характерно наличие психофизиологического компонента (5,28±1,24; 4,4±1,05 — матери, 4,9±1,15; 3,88±0,98 — отцы; р < 0,01). Данные могут свидетельствовать о наличии симбиотической связи с больным ребенком. Матери и отцы детей, больных гастродуоденитом, стремятся к пространственной близости со своим ребенком, к увеличению частоты, длительности и интенсивности взаимодействия с ним, что может закреплять психофизиологический компонент психосоматического расстройства, в частности гастродуоденита.
Исследование тревожности в семьях детей, страдающих гастродуоденитом, показало, что больные дети характеризуются повышенным уровнем тревожности (стены 7-10 по СМАS): в основной группе он составил 3,94±0,11; у детей со здоровым ЖКТ — 2,35±0,12 (р < 0,001). Высокий уровень тревоги у родителей, как ситуативной (41,5±0,22; 31,3±0,1; р < 0,01), так и личностной (43,8±0,1; 36,5±0,1; р < 0,01), усугубляет психоэмоциональное состояние больного ребенка и способствует возникновению общей семейной тревоги (14,08±0,75; 10,01±0,9; р < 0,001).
Анализ корреляционных плеяд показал, что тревожность больного ребенка связана с чрезмерностью санкций (г=-0,336; р < 0,01) и воспитательной неуверенностью у матерей (г=0,300; р < 0,05). Такие данные могут свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя неуверенно, когда мать снижает уровень санкций по отношению к нему, что и вызывает повышение тревожности, а также, чем более мать неуверенна в правильности своих воспитательных мер, тем выше уровень тревожности ребенка. Это можно объяснить тем, что ребенок с гастродуоде-нитом чувствует себя менее уверенно и спокойно, когда мать «идет на поводу», чрезмерно уступает и предъявляет мало требований.
Также тревожность больного ребенка взаимосвязана с чрезмерностью запретов у отцов (г=-0,300; р < 0,05), что может свидетельствовать о наличии контролирующего поведения в данных семьях, которое обусловлено состоянием здоровья ребенка.
♦ ПЕДИАТР
ТОМ III № 4 2012
ISSN 2079-7850
обсуждение результатов исследования
Патологизирующий стиль воспитания является характерным для семей детей, страдающих гастродуоденитом. Данные семьи являются дисфункциональными и для них характерны сим-биотические детско-родительские отношения, накопление дисфункциональных паттернов поведения членов семьи, чрезмерная привязанность родителей к ребенку, фиксация всех членов семьи на симптомах его болезни, наличие тревоги, как на индивидуально-личностном, так и на семейном уровне.
литература
1. Билецкая М. П. Семейная психотерапия детей с психосоматическими расстройствами (ЖКТ) / М. П. Билецкая. - СПб., Речь, 2010. - 192 с.
2. Билецкая М. П., Веселова Т.В. Особенности семейной дисфункции в семьях детей с гастродуоденитом и семейная психотерапия // Современная российская семья: традиции и альтернативы: сб. научных статей Всероссийской науч.-практ. конф. Москов-
ский психолого-социальный институт. - Муром: Изд-во МПСИ, 2010. - С. 89-91. 3. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей.-СПб.: Речь, 2005. - 400 с.
PATOLOGY STYLE OF EDUCATION AND FAMILY ANXIETY IN FAMILIES OF CHILDREN WITH THE GASTRODUODENITIS
Biletskaya M. P., Kuprenicheva T. V.
♦ Resume. In this study for the purpose of studying of style of education and family anxiety 150 families of children aged 8-11 years with gastroduodenitis and 150 families of healthy children were studied. Features parenting style of fathers and mothers of sick children and features of family anxiety were identified and described in these families.
♦ Key words: Patology style of education; gastroduodenitis; family anxiety.
♦ Информация об авторах
Билецкая Марина Петровна - к. м. н., доцент, кафедра психосоматики и психотерапии факультета клинической психологии. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected].
Biletskaya Marina Petrovna - MD, PhD, associate professor, Dept. psychosomatic medicine and psychotherapy of faculty of clinical psychology. Saint-Petersburg State Pediatric Medical University of Health Ministry of Russia. 2, Litovskaya St., St. Petersburg, 194100, Russian Federation. E-mail: [email protected].
Купреничева Таисия Валерьевна - педагог-психолог. ГБСКОУ школа-интернат № 9 Калининского района г. Санкт-Петербурга. 195220, Санкт-Петербург, ул. Старцева, д. 7. E-mail: [email protected].
Kuprenicheva Taisiya Valeryevna - psychologist. Boarding school № 9 Kalininskiy district in St. Petersburg. 7, Startseva St., St. Petersburg, 195220, Russian Federation. E-mail: [email protected].
♦ педиатр
том III № 4 2012
ISSN 2079-7850