Научная статья на тему 'Патогенная рефлексия матери как фактор неблагополучия в детско-родительских отношениях'

Патогенная рефлексия матери как фактор неблагополучия в детско-родительских отношениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мать / ребенок / детско-родительские отношения / саногенная рефлексия / патогенная рефлексия / стиль родительского отношения / семья / эмоциональное благополучие / психологическое благополучие / mother / child / child-parent relations / sanogenic reflection / pathogenic reflection / parental attitude style / family / emotional well-being / psychological well-being

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозюк Светлана Николаевна, Морозюк Юрий Витальевич, Кузнецова Елена Сергеевна

Актуальность тематики статьи. Именно в семье закладывается фундамент социального опыта ребенка. В процессе взаимодействия ребенка с близким взрослым формируются устойчивые особенности конструктивного личностного реагирования, закрепляются характерологические особенности. Как правило, за матерью признается доминирующее влияние на ребенка, на развитие его эмоциональной сферы. Именно мать удовлетворяет потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослого. Границы нашего исследования не позволяют нам выявить все факторы, способствующие становлению того или иного стиля родительского отношения к ребенку. Однако многие исследователи, раскрывая понятие стиля родительского отношения, отмечают неосознанный характер поведенческих проявлений и родительских установок, присвоенных матерью в детстве импринтно. Поэтому мы предположили, что одним из факторов становления того или иного стиля родительского отношения к ребенку является качество рефлексии матери. Рефлексия матери, носящая защитный характер от негативных переживаний (страха неудачи, стыда, вины, обиды), дающая локально-временный эффект – патогенная рефлексия. Рефлексия, направленная на решение возникшей проблемы в отношениях с помощью адекватных ситуации средств – саногенная рефлексия. Цель. Показать результаты эмпирического исследования взаимосвязи благополучия в детско-родительских отношениях и факторов, которые негативно влияют на его развитие. В качестве таких факторов выступают стили детско-родительского отношения «Чрезмерность требований-запретов» и «Недостаточность требований-запретов» и патогенная рефлексия матери. На примере данных стилей родительского отношения к ребенку показаны механизмы, препятствующие формированию эмоционального и психологического благополучия ребенка. Описание хода исследования. Эмпирическое исследование проводилось с матерями, воспитывающими дошкольников. В исследовании приняли участие 236 человек – матери дошкольников. Преимущественно респонденты имеют высшее образование (67 %), состоят в браке (51 %), работают (70 %) и имеют более одного ребенка (45 %). Для обработки данных применены коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена и непараметрический статистический метод обработки данных для независимых выборок U-критерий Манна-Уитни. Эмпирические результаты были подвергнуты статистической обработке с использованием статистических программ «STATISTIKA 7.0». Результаты исследования. Стиль родительского отношения является формально-динамической характеристикой, в основе которого лежат фиксированные, привычные для матери формы поведения и отношения в целом, которые могут носить неконструктивный (патогенный) характер. Делается вывод о том, что от качества рефлексии зависит стиль родительского отношения к ребенку. Рефлексивные защиты в свою очередь проявляют себя в поведенческих формах реагирования и закрепляются как опыт в стилях родительского отношения. Заключение. Чем более выражены показатели защитной (патогенной) рефлексии матери, тем более представлен неконструктивный стиль родительского отношения к ребенку, тем менее она компетентна в воспитательной деятельности. Установлено, что от качества рефлексии зависит стиль родительского отношения к ребенку. Патогенная рефлексия матери направлена не на решение проблем, возникающих в детско-родительских отношениях, а на собственные переживания и состояния, что актуализирует необходимость защиты от них. Рефлексивные защиты в свою очередь проявляют себя в поведенческих паттернах и закрепляются как опыт в стилях родительского отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозюк Светлана Николаевна, Морозюк Юрий Витальевич, Кузнецова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pathogenic reflection of the mother as a factor of adverse in child-parental relationship

The relevance of the topic of the article. It is in the family that the foundation of the child’s social experience is laid. In the process of interaction of a child with a close adult, stable features of constructive personal response are formed, characterological features are fixed. As a rule, the mother is recognized as the dominant influence on the child, on the development of emotional sphere. It is the mother who satisfies the child’s needs for the benevolent attention of an adult. The boundaries of our research do not allow us to identify all the factors contributing to the formation of a particular style of parental attitude to the child. However, many researchers, revealing the concept of parental attitude style, note the unconscious nature of behavioral manifestations and parental attitudes assigned by the mother in childhood imprinted. Therefore, we assumed that one of the factors in the formation of a particular style of parental attitude to the child is the quality of the mother’s reflection. The mother’s reflection, which has a protective character from negative experiences (fear of failure, shame, guilt, resentment), giving a locally temporary effect – pathogenic reflection. Reflection aimed at solving the problem in the relationship with the help of adequate means of the situation – sanogenic reflection. The aim of the study. The article presents the results of an empirical study of the relationship between well-being in child-parent relationships and factors that negatively affect its development. Such factors are the styles of the child-parent relationship “Excessive requirements-prohibitions” and “Insufficient requirements-prohibitions” and the pathogenic reflection of the mother. On the example of these styles of parental attitude to the child, the mechanisms that prevent the formation of the emotional and psychological well-being of the child are shown. Description of the research progress. An empirical study was conducted with mothers raising preschoolers. The study involved 236 people – mothers of preschoolers. Mostly respondents have higher education (67%), are married (51%), work (70%) and have more than one child (45%). The r-Spearman rank correlation coefficient and the Mann-Whitney U-test, a nonparametric statistical method of data processing for independent samples, were used for data processing. The results of the study. The style of parental relationship is a formal dynamic characteristic, which is based on fixed, habitual forms of behavior for the mother and relationships in general, which may be non-constructive (pathogenic) in nature. It is concluded that the style of parental attitude to the child depends on the quality of reflection. Reflexive defenses, in turn, manifest themselves in behavioral forms of reaction and are fixed as an experience in the styles of parental attitude. Conclusion. The more pronounced the indicators of the protective (pathogenic) reflection of the mother, the more the unconstructive style of parental attitude towards the child is presented, the less competent she is in educational activities. It is established that the style of parental attitude to the child depends on the quality of reflection. The pathogenic reflection of the mother is not aimed at solving problems arising in the child-parent relationship, but at her own experiences and states, which actualizes the need to protect against them. Reflexive defenses, in turn, manifest themselves in behavioral patterns and are fixed as an experience in parenting styles.

Текст научной работы на тему «Патогенная рефлексия матери как фактор неблагополучия в детско-родительских отношениях»

������� �.�., ������� �.�., ��������� �.�.

������� �������� ����������1*, ������� ���� ����������1, ��������� ����� ���������2

1 ���������� �������������� ��������������� ����������� (������, ������) 2 ��� �� ������ ���������� ����� � �������� �������� (������� �����, ������)

������������ �������� ������. ������ � ����� ������������� ��������� ����������� ����� �������. � �������� �������������� ������� � ������� �������� ����������� ���������� ����������� ��������-������� ����������� ������������, ������������ ������������������� �����������. ��� �������, �� ����-��� ���������� ������������ ������� �� �������, �� �������� ��� ������������� �����. ������ ���� ������������� ����������� ������� � ���������������� �������� ���������. ������� ������ �������-����� �� ��������� ��� ������� ��� �������, �������������� ����������� ���� ��� ����� ����� ����-��������� ��������� � �������. ������ ������ �������������, ��������� ������� ����� ������������� ���������, �������� ������������ �������� ������������� ���������� � ������������ ���������, ���-�������� ������� � ������� ���������. ������� �� ������������, ��� ����� �� �������� ����������� ���� ��� ����� ����� ������������� ��������� � ������� �������� �������� ��������� ������. ��������� ������, ������� �������� �������� �� ���������� ����������� (������ �������, �����, ����, �����), ��-���� ��������-��������� ������ � ���������� ���������. ���������, ������������ �� ������� ������-��� �������� � ���������� � ������� ���������� �������� ������� � ���������� ���������. ����. �������� ���������� ������������� ������������ ����������� ������������ � ������-������������ ���������� � ��������, ������� ��������� ������ �� ��� ��������. � �������� ����� �������� �������-�� ����� ������-������������� ��������� ������������� ����������-��������� � ���������������� ���-�������-��������� � ���������� ��������� ������. �� ������� ������ ������ ������������� ��������� � ������� �������� ���������, �������������� ������������ �������������� � ���������������� ���-��������� �������. �������� ���� ������������. ������������ ������������ ����������� � ��������, �������������� ������������. � ������������ ������� ������� 236 ������� � ������ ������������. ��������������� ����������� ����� ������ ����������� (67 %), ������� � ����� (51 %), �������� (70 %) � ����� ����� ������ ������� (45 %). ��� ��������� ������ ��������� ����������� �������� ���������� r-�������� � ����������������� �������������� ����� ��������� ������ ��� ����������� ������� U-�������� �����-�����. ������������ ���������� ���� ����������� �������������� ��������� � �������������� ��������-������ �������� �STATISTIKA 7.0�. ����������������������. ����� ������������� ��������� �������� ���������-������������ ������������-���, � ������ �������� ����� �������������, ��������� ��� ������ ����� ��������� � ��������� � �����, ������� ����� ������ ���������������� (����������) ��������. �������� ����� � ���, ��� �� �������� ���-������ ������� ����� ������������� ��������� � �������. ������������ ������ � ���� ������� ��������� ���� � ������������� ������ ������������ � ������������ ��� ���� � ������ ������������� ���������. ����������. ��� ����� �������� ���������� �������� (����������) ��������� ������, ��� ����� ��������-��� ���������������� ����� ������������� ��������� � �������, ��� ����� ��� ����������� � �����������-��� ������������. �����������, ��� �� �������� ��������� ������� ����� ������������� ��������� � �����-��. ���������� ��������� ������ ���������� �� �� ������� �������, ����������� � ������-������������ ����������, � �� ����������� ����������� � ���������, ��� ������������� ������������� ������ �� ���. ������������ ������ � ���� ������� ��������� ���� � ������������� ��������� � ������������ ��� ���� � ������ ������������� ���������.

�������� �����: ����, �������, ������-������������ ���������, ���������� ���������, ���������� ������-

���, ����� ������������� ���������, �����, ������������� ������������, ��������������� ������������. ��� �����������: ������� �.�., ������� �.�., ��������� �.�. ���������� ��������� ������ ��� ������ �������������� � ������-������������ ���������� // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �1(109). � �. 48�55. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-48-55

��������� ������ �������� 16.11.2021.

* ��������: [email protected]

UDC 159.99 DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-48-55

Pathogenic Reflection of the Mother as a Factor of Adverse in Child-Parental Relationship

Svetlana N. Morozyuk1*, Yury V. Morozyuk1, Elena S. Kuznetsova2

1 Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia 2 MBU DO Palace of Creativity of Children and Youth �Istoki�, Sergiev Posad, Russia

The relevance of the topic of the article. It is in the family that the foundation of the child�s social experienceislaid.Intheprocessofinteractionofachildwithacloseadult,stablefeaturesofconstructive personal response are formed, characterological features are fixed. As a rule, the mother is recognized as the dominant influence on the child, on the development of emotional sphere. It is the mother who satisfies the child�s needs for the benevolent attention of an adult. The boundaries of our research do not allow us to identify all the factors contributing to the formation of a particular style of parental attitude to the child. However, many researchers, revealing the concept of parental attitude style, note the unconscious nature of behavioral manifestations and parental attitudes assigned by the mother in childhood imprinted. Therefore, we assumed that one of the factors in the formation of a particular style of parental attitude to the child is the quality of the mother�s reflection. The mother�s reflection, which has a protective character from negative experiences (fear of failure, shame, guilt, resentment), giving a locally temporary effect � pathogenic reflection. Reflection aimed at solving the problem in the relationship with the help of adequate means of the situation � sanogenic reflection. The aim of the study. The article presents the results of an empirical study of the relationship between well-being in child-parent relationships and factors that negatively affect its development. Such factors are the styles of the child-parent relationship �Excessive requirements-prohibitions� and �Insufficient requirements-prohibitions� and the pathogenic reflection of the mother. On the example of these styles of parental attitude to the child, the mechanisms that prevent the formation of the emotional and psychological well-being of the child are shown. Description of the research progress. An empirical study was conducted with mothers raising preschoolers. The study involved 236 people � mothers of preschoolers. Mostly respondents have higher education (67%), are married (51%), work (70%) and have more than one child (45%). The r-Spearman rank correlation coefficient and the Mann-Whitney U-test, a nonparametric statistical method of data processing for independent samples, were used for data processing. The results of the study. The style of parental relationship is a formal dynamic characteristic, which is based on fixed, habitual forms of behavior for the mother and relationships in general, which may be non-constructive (pathogenic) in nature. It is concluded that the style of parental attitude to the child depends on the quality of reflection. Reflexive defenses, in turn, manifest themselves in behavioral forms of reaction and are fixed as an experience in the styles of parental attitude. Conclusion. The more pronounced the indicators of the protective (pathogenic) reflection of the mother, the more the unconstructive style of parental attitude towards the child is presented, the less competent she is in educational activities. It is established that the style of parental attitude to the child depends on the quality of reflection. The pathogenic reflection of the mother is not aimed at solving problems arising in the child-parent relationship, but at her own experiences and states, which actualizes the need to protect against them. Reflexive defenses, in turn, manifest themselves in behavioral patterns and are fixed as an experience in parenting styles.

Keywords: mother, child, child-parent relations, sanogenic reflection, pathogenic reflection, parental attitude style, family, emotional well-being, psychological well-being.

For citation: Morozyuk S.N., Morozyuk Yu.V., Kuznetsova E.S. (2022). Pathogenic reflection of the mother as a factor of adverse in child-parental relationship. Preschool Education Today. 1:16, 48�55 (in Russian). DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-48-55

Original manuscript received 16.11.2021.

* Contacts: [email protected]

��������

���������� ������-������������ ����-����� � ��������� �������� ���������� � ��-�������� ������ ������������� � �������-��� ������������� (������� �.�., ������� �., ���������� �.�., ���������� �.�., ����� �.�., ������������ �.�.). ������ �� ��� �������� ������������ �������� ��������� ����������. ������������, ��� ������ ����� ������� ���-������ ����������� ����� �������. �������, ������� �� �������� ��������, ������� ��-���������� ����� � ����������� ��������� � ��������� � ������������ ��������. ��� ����� � ���������� ������������ � �����-������ ���������� ��������.

���� ������� ������ � �����������, � ���� ���������� �������� ����������� ��� ���-����� ��� ������������, ������� ���� ��� �� ��������. ������ �������� �������� ����� ������� ����� � ������� ��� ��� ������������-�� ��������. � ��������������� ����� ��� ���-�������� ����� ������� ������������. ������ � �������� ������������ � ������������� ���-������� � ����� ������ ��� ��� ������������� ���������������������������������.����-����� � ������� ��� ������� �������� ����-���� ��� ������� ������������ � ��� ������-���������������,�����������������������, �������������� ������� ������� �������, �� ������ �������� � ���������� ������������ ��������, ��������, �����������, ���� ����-����������, ���������� � ����� ���� ����� �������. ����� �� ������������ ��������-��� �������������� � ��������������� �����-������� �������� �������� ������������� ����� �������. ������ �� ��� ��������� �������������� ������������/�����������-���, ������� ����������� ��� ���������� ��-����������� ��� ������ ������������ �����-��� � ���������������� �������� ��������. �������� ��� �������� �������� ����������� ��������, ��� ��� � ���� ������ ������ � ����-��� ��������� ���� ��� ����� ����� �������. ���������� ������� � ��� ����� ����������-��� ������ � �������� ��������, ����� �����-�������� �������� ���������� ���������, ����������� �������������, ������������� � ����� ������������ � ���������� � �������-��� ����� � ������. ������ � ���� ������-�� ����������� ��� ���������� ���������� ���, ������� ���� ��������� �������� �����-�� ���������.

�.�. ���������� ��������, ��� �������-��� �������������� ����������, �������-������, �������������� ����������, ����-��������� ������ ������������ ���������� �������� �������� ��������������� ������, ������� ����������� �� ����� �������� � ��-�������� �������� �����. ��������� �������-�������� ������������� �������� �� ���� ��-�����. ������� ������� ��������� � �������� ����������� ������, ����� ��� � ����������� �������� ��������� � �������� ����������� ���������� ������������, ��� �� ��� �������� ����� ��������� ����� ����������. ��� ����-�� ���������� ����� � �������������� ���-�������, ����������� � ��������� ��������-��� ������������� ��-�� ����������� ������� ��������������, ���������� ����� � ������� ��������� � ������ �������������. ����� ����������,���������������������������� �����, ���������� ��������� �� ��������� � ��� ����������. ��� ���, � ����� ��, ��� ��� ���������� ��������������� ���������� ��-�����, ����� � ���������� �������������� �������������� �����, ������� ��������� ������������� �� ������ ����������� �����-����������� ������ � ������� ���� ��������� � ������������ ���������� ����������� ���-��������� (����������, 2010. �. 25�26).

� ������� ���������� �������� ������� ����������� ������������� �����: ��������-���������������������������������������, ��� ���� ����������� ������� � ����������-��� ��������� ������������� � ���������� � ������������ ������������ ����� ������-��� � ���������������� � ���������� ������ ��������, ������������ �������������� ��� �������� (������� �.�., ��������� �.C., ��������� A.B.). � ���� �������� � ������� ��-������������������������������,�������-�� ����� �������� ������������� ���������� ���������� ����������� ����������� �����-�������, ���������� ������������ �������� ������� � ���������, ������������ ��������� ������������������� �����������.

������� ���������� �������� ������ � ���, ��� ������ ������� ������� ����� ��-�������������� ������������� ���������� �����, ����������� � ����������� ������-�������� ������������� � ��� ����� �����-���� ���� ������������� ������������.

����� ������������� � ���������� ��-�����������, ��� ���� �.�., ������� �.�., ���������� �.�., ������� �.�. � ������ ���-���, � ����� ������� ��������, ��� �����-������� ������������� ��������� ������� � ����� �������� ������ �� ������ ��� ��-����������� ������������� ��������� (����, 2014; ������� �.�., ������� �.�., 2012; ����������, 2017; �������, 2010).

���,��������,���������������.�.�������� ������������ ����������� �������� ������-��� ������ � �� ���������� � ����������� ���-������������ �� � ������, � �� � ���� ������� ������� � �������, ��������������� ������-������� �������������� �������. ��������, ��� ��� ������ ���� ���������� ������� ����, ��� ����� ������ � ���� �������, � ��������. ��� ����� �������� ����, ��� ����������� �������.

��� ������ ���� ���������, ����������� ��������, ��� ����� �������������� �������-����� �������. ��������� ��� �����������, ��-��� �� ������ ����������������� ������ ��-��������, ��� ���������� ��������� ������ �������� �������� ���������������� �������-������� ������� (�������, 2010).

� ����� � ����, ��� ���� ��� ��������� ��-������ � ���, ��� ������ ���� ��� ����� ���-�� ������������� ��������� ������ � �����-�� ����� �������� �� ���������. � �� �������� ��������� � �� �������������� �� ��������� ������������ �������� ����� ������������� ��������� ������ � �������.

���������� ��������� � ������ ����� ������ � �������� ����������� �������� �.�. ������ ���������� ��� ����������� ��-���������, ������������ �� �� ������� ���-�����, � �� �������� ��������� �� ���������� �����������, ������ ��������-��������� ������� (�����, �������, 1999). ������ ���-��� ������ ���������� ��������� ����������-�� ������� ���������:

�������������� �� �� ������� ��������, � �� ������ �� ���������� �����������;

��������-��������� ������������� ��-���� �� �������� ������������ ������;

�������������-������������ ������ ��-���������� � ����������� �������� (�������-������, �� ������� ��������� � ���������� ��������� ��������) (�������, ���������, 2018; Smoleva, Morozyuk, Kuznetsova, 2021).

��������� � ������� ������ �����������-�� ����������, �� �����, ��� � ������������ ��������������� ������������ �� ��������-���� ��� ����� ��������� � �������� � �����, ����������������� �������� ������� ������ ������� � ��������, �������� ����������-���� �������� ����� ���������� � ��������. ��������������������������������������-����� ������������ ������������ ��������� � �������. ����� ������������� ���������, �������� �.�. �������, ��� ������ ��������� �� ������ �������������� ����������: ���-��� ��������������, �������� � �������, ���-�����������������,��������������������-������������ ���������� (������, ��������, 2016).

���� ������������ ����������� � ����-����� ����� ������ ������������� ������-��� ������ � ������� � ��������, ��������� �������� �� ������������ ��������������-�� ������������ � ������-������������ ����-������. �� ��������, ��� ����� �� ������� ��������, ������������ ����� ��������-����� ��������� � �������, �������� �����-��� (����������) ��������� ������, ������-������ �� ������ ��� ������� ������� � ����������. ������� � �������� ������-�� ������������ ��������� ����������-��� � ���, ��� ����� ������������� ������-��� ������������� ����������-��������� � ���������������� ����������-��������� � ���������� ��������� ������ ������������ ������������ ���������������� ���������-��� � ������-������������ ����������.

�������� ������

� �������� ������� ������������ ���������:

1) ����������-��������� ���� (����� �.�., ������� �.�.);

2) �������� ����������������� ��� ����������(���������.�.,��������.�.,���� �.�.);

3) �������� ����������� ������������� ���������� (������ �.);

4) �������� ��� ��������� ������� ��-������ ���������������� (���) (���������� �.�., �������� �.�.).

���������� ������������� ������������ ���� ���������� � �������������� ��������-������ ��������� �STATISTIKA 7.0� � �����-������ ������������ �������� ���������� r-��������. ������� ������������ �������-�� ������� � �������� �� 20 �� 35 ��� � ��-�������� 236 �������. ������������� ������ ������������ ���� ������� � �������� �� 20 �� 35 ��� � ���������� 236 �������, �������-������ ����� ������� � ����������� ������-��. ���������������: ����� ������ ������-����� (67%), ������� � ����� (51%), �������� (70%) � ����� ����� ������ ������� � ������-�� �� 10�11 ��� (45%).

������������ ���� ������������ � ��� �� ������ ���������� ����� � ��-������ ��������, ��������������� ����� �������������, ����� �� ��� ���������� �������������� ��������������� ����������� � ��������������� ������ �������� �. ������� ����� � ���� �������� ���-����� �7� �. �������� ���������� �������.

���������� � �� ����������

���� ������������ ���������� ���������-���� ������������. ����� ������������� ����-����� ������ � ������� ������������� ���-�������-��������� ��������������� �������� ������������ � �������, �� ��������������-�� ��� ������������, ������������ � ����-������ ������������. ���, �� ������� 1 ���-��, ��� ��� ����� ���� ��������� � ���������� � �������� � ����������� ���������� � �����-��, ���� ����� �� ��������������� ��� ������-��, ��� ����� �������� (r = 0,63), �� ����� ��-����� (r = �0,84).

������� 1. ����� ����� ������������� ��-������� ������ ������������� �������-���-��������� (���������� �.�.) � ������-������� ��������� (�����������-��������� ����� (����� �.�., ������� �.�.), �����-��� ����������������� ��� ���������� (���������.�.,��������.�.,�����.�.)����-����������� ����������� (�� r-��������)

����� �������� ���������� ������������ ����������-��������

�. ������ ����������� (����-��� �������) 0,63

���������� (������� �������) -0,84

�.�. �����, �.�. ������� ������������ �������� 0,14

�.�. �������� ������������ 0,16

��� ����� ���� �������� (r = 0,63) � ����� ������� (r = �0,84), ��� ����� ��� ��������� � ���������� � �������� � ����������� �������-��� � �������, ���� ����� �� ��������������� ��� ��������.

��� ������ ���� ��������� � �������� � ����� ������� (���� �������), ������������ ��� �������,������������������������������� � ����� ������� ���, ��������� � �� ������� � ���������. � ������, ����� ������� �������-���� �� ���������� ������, ��� �� ��������� �������� � ���� ���������. ������������� �� ����� ������������, ���������� �������-������� (�� �.�. ���������), � ��� ���������-������ ������������� �������� ����� ����� ������������� ��������� ������������� ���-�������-��������� � ����������� ��������� �������������� (r = 0,16).

���������� � ������� ���������� �����-����������� � ��������� �� ������ �������-��� �������� ������������, � ��� ���������, ���� ������������� ���, ������ ���������-�� ��������� ���� ��� �������� ��������� � ���������. �������� ������� �������������� ������, ������� �����-�� ����� ������ ���� ����������, ������ � ���� �� ������� �������-��������� � ���������������� ������� ���� ������ �� �� ��������. � ���������� �� �����-���������������,���������,��������������-�����������, ���� ������ ����������� �� ���� � ��� ��������� ���������� �������������.

�������� �������� ��������� ������ ���-�� ���������� � �� ������������� ����: ��� ��� � �� ��������� �������, �� ���� �������, � ���� ������ �������������� ��� � ������-��� � ���������: ��������� � ��� ���-������, ����� �� ���������, �������� �������� �� ��-���, �������� �������� ��� �������.

�� ������� 2 �����, ��� ����� �����-����������� ����������-��������� ����������-�� ����������� � ����������� �������������� ��������� ������������� (r = 0,56) � ������-������ � ����������� ������������ (r = �0,66). ����������� ������������ ����� �����������-�������������������������������������-��-������� �������� ����������� ���������� ���-��������� ������� � �����. ������� ����� ���, ��� �� �������. � ����� ������� �� ����� ����-����. ��� ����������� � ������������� ����-���� � ���, ��� ��� ���������� ��������� ��� ����������� ������� � ����. ������� ��� ����-������ ����� ���, ��������, ���� ����� ������.

������� 2. ����� ����� ������������� ��-������� ������ ���������������� �����-�����-��������� (���������� �.�.) � ���-���������� ��������� � �������������� ����������� (�� r-��������)

����� �������� ���������� ������������ ����������-��������

�. ������ ����������� (������ �������) 0,56

���������� (������ �������) -0,66

����������������� (������� �������) 0,62

�.�. �����, �.�. ������� ����� �������� ��������� ��� ���-�������� ������ ������� 0,14

������ �� ������� ����� 0,14

��� ���� ������� ����������� ������, ��� ������ ��� ����������� �������������� �����-����� � �������. ��������� �� ������ �������-������� ������� � ����� �� ������ �������, ���� ����������� ��� �� ������������, ����� ���-�������� �������� ����������������� � ����. ����� ��������� ������ ������������ �������-����� � ������� ��������� ��������� ������, �������� ������������ �������, ���������� �� ������ ���������, � ��������� ����� ������ �������� ������ �������� ��������. ��� �����-������ ����� ������������� ��������� � �����-�� ���������������� ����������-���������. ��� ���������������, ����������� �������� � ���-��������,������������������������������-�����: ������ � ������ ����, � �� � ���� �������-�� ���������, ��������������� ���������; ������ ����� ������� �����, ��� ����� �������������, �� ���� ��� ������� � �������� ������; ������ �����������������,����������������.

����������

����� �������, �� ��������, ��� ����� ��-����������� ��������� �������� ���������-������������ ���������������, � ������ ��-������ ����� �������������, ��������� ��� ������ ����� ��������� � ��������� � ��-���, ������� ����� ������ ���������������� (����������) ��������. ��������� ����������� �� ���������� � ��������� ��������� ������-������ ������������ ���������������� ���-��������� � ������-������������ ����������. ����� ������������ ����� ������������� ���-�������-��������� � ���������������� �����-�����-��������� �������� �� ������ �������-��� ����������, ��������� ������� ��������� ���������� (����������� ��������), ������� �� ������������� �� ����������, �� �����������-��� ������������ �������. ������������ ���-���� ������ ����������� ���� � ���� ������ �������������������������������������-����� �������� (��������� � ������������, ������������ �����) � ����� �� ������������ �������� ����������� ���������� ���������� �������������������������������������, ���� � ���� ������ �� ����������� ������ ��-����� � ������� ����� � ������� �����������-��� ������������� �������. n

���������� �� �������

������� �������� ����������, ������ �����-���������� ����, ��������� ������� ���������� ����������� ��������� ���������� � ����������, ���������� �������������� ��������������� ���-�������� (������, ������), ORCHID: 0000-0002-4982-2115, [email protected]

������� ���� ����������, ������ �������-�������� ����, ��������� ������� ���������� ����������� ��������� ���������� � ����������, ���������� �������������� ��������������� ���-�������� (������, ������), ORCHID: 0000-0002-0387-0613, [email protected]

��������� ����� ���������, �������� �������-�������� ����, ������� ������ ���������������� ��������� ��� �� ������ ���������� ����� � ��-������ �������� (������� �����, ������), ORCHID: 0000-0002-7445-6524, [email protected]

Information about authors

Svetlana N. Morozyuk, Doctor of Psychology, Professor,DepartmentofEducationalPsychology,Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia, [email protected]

Yury V. Morozyuk, Doctor of Psychology, Professor, Department of Educational Psychology, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia, [email protected]

Elena S. Kuznetsova, PhD in Psychology, teacher of the highest qualification category MBU DO Palace of Creativity of Children and Youth �Istoki�, Sergiev Posad, Russia, [email protected]

����������

1.

���� �.�., ������ �. ������ �����������-�� � ���������� ���������� �����. � �.: ��������, 2014. � 208 �.

2.

������� �.�., ������� �.�. �������������� �������� � ���������� �������: ������� �������. � �.: �������-������, 2012. � 336 �.

3.

���������� �.�. ������������ ���������-����� ��� ��������������� ������� // ������� ��-���: ���������� � ����������: ��. ��. �� �������-��� III ��������. ����.-�����. ����. � � 1(3). � �.: ����, 2017. � �. 43�47.

4.

��������� �.�., ������� �.�. ����������� ���������������� ������������ ������ � �� ������-���� ������� // ������������ ���������� � ������ � ���������:�����������������������(����).� 2018�. � ���. 2. � �. 60�64.

5.

��������� �.�., ������� �.�. ��������� ������ ��� �������� ������������ ������������-�� ������������ ������� // ����������� � ����� � ������ � �� �������. � 2018�. � �9. � Vol. 44. � �. 141�146.

6.

������ �. ������ � �����������. � 3-� ���., �������. � ���. � �.: ������������ �����, 2017. � 284 �.

7.

������� �.�., ��������� �.�. ��������� ������ ��� ������ �������������� ������������

�������-����������� ������� // ������� ���-������-���: �������������� ����������� � �����-�� ��������. � 2018. � ���. �2. � �. 173�179.

8.

������� �.�., ��������� �.�. ���-��������� ������� ������ �� ������ �����������-�� ��������� ������������� ������� ������� � ��-������: �������� ��������������� ������ // XXVII ������������� ����������� ���������, �������-��� � ������� ������ �����������: ��������� ������������� ������-������������ ��������-���, �. ������, 10�27 ������ 2020 �. [����������� �������]. � �. 187�194.

9.

������� �.�., ��������� �.�. ������-������ ������� ������ �� ������ ������������� ��������� ����������: �������� ��������������� ������ // ����������� ���������� �����������. � 2020�. � �5(101). � �. 50�58.

10.

������� �.�., ��������� �.�. ���o���� ���c����a������ ���o�� � �a������ �o c���e� po-����������� o�������� ����o����� ca������ // ������������� ������������ �������� ����������� ����������� � �������� ���������� ������������-���� � ����������������� ����������: ��������� ������������� ������-������������ ����������� (� ������������� ��������). � �������: �������, 2021�. � �. 206�211.

11.

������� �.�., ��������� �.�. ����� ����-��������� ��������� � ���������� ��������� ����-�� ��� ���������� ������� �������� ����������� ���������� �������� ������� // ����������: ���-��� � �������� ���������� � ��������. � 2021�. � �2. � �. 51�55.

12.

������� �.�., ������� �.�. ������-������������ ������� ��� ������������� ����� ����������� ���������������� �������������� ������� // ������������� XXI ����. � 2011. � �2. � �. 185�192.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.

������������ ��������������� ���������-���. http://vocabulary.ru/.

14.

����� �.�., ������� �.�. ����������-��������� ����. � �., 1999. � 20 �.

15.

������ �.�. ������� � � ��������������� ������������ ����� 2�10 ��� // ����������� � �����-������ ����������. � 2016. � �3. � �. 116�129.

16.

������� �.�. �������� ��������� ������ � ������ ���������������� �������������� ������� // �������� ����. � 2010. � �3. � �. 82�87.

17.

������ �.�., �������� �.�. ����� ����� � ��������� ��������� ��������� ��������� ��-��� �������� ����������� �������� // ���������� � ��������������� �������� ����������� �����: ��-������� VII ������������� ������� ����������� 8�9 ������ 2016 ����. � 2016. � �. 332�335.

18.

���������� �.�. ������������ ������-����� ���������-�������������� ������������

� �������� �������� ��������� ������� � �����-��� ��� �������� / ������ �� �������� ��������� ���������� ��� � ������ ��������� 19�20 ��-���� 2010 �. � �.: ����; �������: ��� �����, 2010. � �. 25�26.

19. �������� �.�., ������ �.�. ���������-������� ��������� ��������� �� ���������� ����� �������� ����������� �������� � �� ����� �� �����-�� ���������� // ����������� ���������� ������-�����. � 2017. � �7. � �. 4�16.

20. Smoleva T.O., Morozyuk Yu.V., Kuznetsova

E.S. Pathogenic reflexion of the mother as a factor of adverse in child-parental relationship. International ConferenceonMultidisciplinaryResearchApproachesin Social Sciences, Humanities and Business Management (MASB-2021). Book of Abstracts Proceeding � March 27�28, 2021. � Amsterdam, Netherlands. �. 11.

References

1.

Brish K.Kh., Popova O. (2014). Teoriya privya-zannosti i vospitanie schastlivykh lyudei [Attachment theory and raising happy people]. Moscow. Terevinf Publ. 208.

2.

Fel�dshtein D.I. (2010). Prioritetnye napravleni-ya psikhologo-pedagogicheskikh issledovanii v uslovi-yakh znachimykh izmenenii rebenka i situatsii ego raz-vitiya. Doklad na vyezdnom zasedanii Prezidiuma RAO v Nizhnem Novgorode 19�20 aprelya 2010 g. [Priority areas of psychological and pedagogical research in the context of significant changes in the child and the situa-tion of his development. Report at the visiting meeting of the Presidium of the Russian Academy of Education in Nizhny Novgorod, April 19-20, 2010]. Moscow. MPSI Publ.; Voronezh: NPO MODEK Publ. 25�26.

3.

Kabanchenko E.A. (2017). Roditel�skaya kom-petentnost� kak psikhologicheskii fenomen. Nauchnyi forum: Pedagogika i psikhologiya: sb. st. po materialam III mezhdunar. nauch.-prakt. Konf [Parental compe-tence as a psychological phenomenon. Scientific forum: Pedagogy and psychology: Sat. Art. based on the materi-als of the III International. scientific-practical. conf]. 1(3). Moscow. MTsNO Publ. 43�47.

4.

Khalutina Yu.A., Sobkin V.S. (2017). Tsennostno-tselevye ustanovki roditelei po vospitani-yu detei starshego doshkol�nogo vozrasta i ikh svyaz� so stilyami vospitaniya [Value-goal orientations of sen-ior preschool aged children`s parents and their connec-tion with parenting styles]. Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie [Preschool Education Today]. 7. 4�16.

5.

Kuznetsova E.S., Morozyuk S.N. (2018a). Vzaimosvyaz� psikhologicheskogo blagopoluchiya ma-teri s ee refleksiei rebenka. Prakticheskaya psikhologiya v Rossii i za rubezhom: Sbornik nauchnykh trudov RUT (MIIT) [The relationship of the psychological well-being of the mother with her reflection of the child. Practical

psychology in Russia and abroad: Collection of scientific papers of RUT (MIIT)]. Vyp. 2. 60�64.

6.

Kuznetsova E.S., Morozyuk S.N. (2018b). Refleksiya materi kak mekhanizm formirovaniya emotsional�nogo blagopoluchiya rebenka [Mother�s re-flection as a mechanism for the formation of the child�s emotional well-being]. Obrazovanie i Nauka v Rossii i za Rubezhom [Education and Science in Russia and Abroad]. 9. Vol. 44. 141�146.

7.

Lengle A. (2017). Emotsii i ekzistentsi-ya [Emotions and Existence]. 3-e izd., pererab. i dop. Moscow. Gumanitarnyi Tsentr Publ. 284.

8.

Morozyuk S.N., Kuznetsova E.S. (2018). Refleksiya materi kak faktor emotsional�nogo blagopoluchiya rebenka-doshkol�nika rebenka. Bol�shoi Konferents-Zal: dopolnitel�noe obrazovanie vektory raz-vitiya [Mother�s reflection as a factor in the emotional well-being of a preschool child. Large Conference Hall: additional education vectors of development]. Vyp. 2. 173�179.

9.

Morozyuk S.N., Kuznetsova E.S. (2020a). Refleksivnyi portret materi so stilem roditel�skogo otnosh-eniya �Predpochtenie zhenskikh kachestv v rebenke�: al-goritm konsul�tativnoi raboty. XXVII Mezhdunarodnaya konferentsiya studentov, aspirantov i molodykh uchenykh �Lomonosov�: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prak-ticheskoi konferentsii, g. Moskva, 10�27 noyabrya 2020

g. [Reflective portrait of a mother with the style of paren-tal attitude �Preference for female qualities in a child�: an algorithm for advisory work. XXVII International Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists �Lomonosov�: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Moscow, November 10�27, 2020, Electronic edition]. 187�194.

10.

Morozyuk S.N., Kuznetsova E.S. (2020b). Refleksivnyi portret materi so stilem roditel�skogo ot-nosheniya �Prinyatie�: algoritm konsul�tativnoi raboty [Reflexive portrait of a mother with the style of parental attitude �Acceptance�: an algorithm for consulting work]. Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie [Preschool Education Today]. 5(101). 50�58.

11.

Morozyuk S.N., Kuznetsova E.S. (2021a). Algoritm koncul�tativnoi raboty s materyami so ctilem poditel�skogo otnosheniya �Strogost� canktsii�. Innovatsionnaya deyatel�nost� pedagoga doshkol�nogo obrazovaniya v usloviyakh realizatsii obrazovatel�nogo i professional�nogo standartov: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiem) [Algorithm for consultative work with moth-ers with the style of parental attitude �Severity of sanc-tions�. Innovative activity of a preschool teacher in the context of the implementation of educational and profes-sional standards: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (with international participa-tion)]. Irkutsk: Asprint Publ. 206�211.

12.

Morozyuk S.N., Kuznetsova E.S. (2021b). Stil� roditel�skogo otnosheniya i patogennaya refleksi-ya materi kak negativnye faktory razvitiya tvorchesko-go potentsiala lichnosti rebenka [The style of paren-tal attitude and pathogenic reflection of the mother as negative factors in the development of the creative po-tential of the child�s personality]. Doshkol�nik: Teoriya i Praktika Vospitaniya i Obucheniya [Preschooler: Theory and Practice of Education and Training]. 2. 51�55.

13.

Morozyuk S.N., Smoleva T.O. (2011). Detsko-roditel�skii trening kak integrativnyi metod preodoleniya psikhologicheskogo neblagopoluchiya rebenka [Parent-child training as an integrative method for overcoming a child�s psychological distress]. Prepodavatel� XXI veka [Teacher of the 21st Century]. 2. 185�192.

14.

Natsional�naya psikhologicheskaya entsiklo-pediya [National Psychological Encyclopedia]. http://vo-cabulary.ru/.

15.

Orlov Yu.M., Morozyuk S.N. (1999). Kognitivno-emotivnyi test [Cognitive-emotive test]. Moscow. 20.

16.

Silina O.V. (2016). Granitsy Ya i psikholog-icheskoe blagopoluchie detei 2�10 let [Boundaries of the Self and the psychological well-being of children aged 2�10]. Klinicheskaya i Spetsial�naya Psikhologiya [Clinical and Special Psychology]. 3. 116�129.

17.

Smoleva T.O. (2010). Zashchitnaya refleksiya materi faktor psikhologicheskogo neblagopoluchiya re-benka [Protective reflection of the mother is a factor in the psychological distress of the child]. Izvestiya DGPU.

3. 82�87.

18. Smoleva T.O., Morozyuk Yu.V., Kuznetsova

E.S. (2021) Pathogenic reflexion of the mother as a fac-tor of adverse in child-parental relationship. International ConferenceonMultidisciplinaryResearchApproachesin Social Sciences, Humanities and Business Management (MASB-2021). Book of Abstracts Proceeding March 27� 28, 2021. Amsterdam, Netherlands. 11.

19.

Sobkin V.S., Khalutina Yu.A. (2016). Mesto sem�i v strukture zhiznennykh tsennostei roditelei detei starshego doshkol�nogo vozrasta. Sotsial�nye i psikhologicheskie problemy sovremennoi sem�i: materialy VII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferent-sii 8�9 noyabrya 2016 [The place of the family in the structure of life values of parents of children of senior preschool age. Social and psychological prob-lems of the modern family: Proceedings of the VII International Scientific Conference November 8�9, 2016]. 332�335.

20.

Veraksa N.E., Veraksa A.N. (2012). Poznavatel�noe razvitie v doshkol�nom detstve: Uchebnoe posobie [Cognitive development in preschool childhood: Textbook]. Moscow. MOZAIKA-SINTEZ Publ. 336.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.