ПАТЕРНАЛИЗМ: НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ «ПОЛИТИЧЕСКИЙ РУДИМЕНТ»?
Нестеренко Евгения Сергеевна
ассистент,
ФГБОУ ВО «Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Симферополь, Россия. E-mail: Nesterenko.E.S@yandex.ru
Реут Леонард Денисович
студент,
ФГБОУ ВО «Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Симферополь, Россия. E-mail: giwer695@mail.ru
Аннотация. В современных условиях в России проявления патернализма отчётливо видны во всех сферах жизни общества. Как политическая система, так и духовная и экономическая системы базируются на патерналистских явлениях. В данном исследовании авторами проведено теоретическое обоснование сущности патернализма. Проанализировано влияния патернализма на различных исторических этапах развития Российской Федерации. Исследована необходимость патернализма. Выявлены положительные и отрицательные черты патернализма. Сделан вывод о том, что патернализм является необходимым явлением для развития государства.
Ключевые слова: патернализм, политическая система, гибкость власти, экономическое развитие.. JEL codes: H41, Z28
Для цитирования: Нестеренко, Е.С. Патернализм: необходимость или «политический рудимент? / Е.С. Нестеренко, Л.Д. Реут. - DOI 10.52957/22213260_2021_9_104. - Текст : электронный // Теоретическая экономика. - 2021 - №9. - С.104-110. -URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Дата публикации: 30.09.2021)
DOI: 10.52957/22213260_2021_9_104
На современном этапе развития российского общества всё сильнее проявляются признаки патернализма. Переход от социалистического строя к капиталистическому выявил явные проблемы, связанные с распространением патерналистских идей среди граждан и политической элиты. Однако существуют и положительные тенденции, связанные с данным явлением.
Во множестве источников, как книжных, так и сетевых, указано, что патернализм - это пережиток традиционного политического строя [1]. Многие утверждают, что уход от него пойдет лишь на пользу экономике и политической системе. Так, Дмитрий Медведев на посту президента Российской Федерации был уверен, что большинство проблем политической и социальной действительности связаны с излишней привязанностью граждан к государству, их несамостоятельностью и безынициативностью. Связано же это, по мнению экс-президента, с вопиющим распространением патернализма, его закоренелостью в русском общественном сознании [2]. Но надо осознавать, что само по себе таковое явление существует с самого зарождения любого государства. Мы считаем, что называть патернализм губительной тенденцией полностью нельзя. Поэтому мы постараемся разобраться, является ли патернализм в политической и общественной действительности «корнем всех зол» или же это следствие развития государства и общества как институциональной системы.
Целью данного исследования является изучение сущности и становления патернализма, его влияния на развитие Российской Федерации для выявления его положительных и отрицательных признаков.
Патернализм как явление распространен не только лишь в политической и общественной среде.
Он существенно влияет и на экономическую сферу, и духовную. Даже в личностных отношениях индивидов патернализм играет важную роль. Примером этого служат брачно-семейные отношения Древнего Рима. Их отличительной чертой является патриархат [3]. Для того чтобы удостовериться в вышесказанном, далее мы рассмотрим определения сущности патернализма, так как патернализм в обществе может принимать самые разнообразные формы, которые обусловлены субъектами патерналистических отношений [4, 5, 6]:
1. В межличностных и экономических отношениях - это система отношений, основанная на опеке, покровительстве и контроле старших членов взаимоотношений над младшими, а также на подчинении таковых старшим. Примером может служить патриархальная русская семья до революции 1917 года. Патриархат древнерусской семьи во многом был обусловлен тем, что мужчина являлся основным источником благосостояния семьи. Женщине отводилось роль помощницы в ведении хозяйства и продолжении рода - регулирования деторождения в то время не существовало. Отец семейства решал все внутренние и внешние задачи, оберегал семью. Остальные же члены семейства подчинялись ему.
2. Во внутригосударственных отношениях - это принципы и практика государственного управления, построенного на парадигме контроля государства над людьми. Примером может послужить всеобъемлющий контроль коммунистической партии над жизнью граждан в КНДР. Информационная блокада, агитация и культ государственной идеологии создают специфическое мировоззрение у граждан Северной Кореи. Они считают, что Ким Ир Сен - «отец нации», а его почитание обязательно. Корейцы глубоко почитают его как вечного вождя, тело которого хранится в саркофаге в Кымсусанском Дворце Солнца. И после его кончины главы государств, деятели различных кругов многих стран мира и международные организации продолжают преподносить ему ордена, медали, искренние подарки и присваивают ему почетные звания. По случаю Дня Солнца в торжественной обстановке проходят фестивали цветов кимирсенхва, художественные фестивали дружбы «Апрельская весна» и другие мероприятия.
3. В международных отношениях - опека крупными государствами более слабых стран, колоний, подопечных территорий. Примером является отношение Англии к своим колониям в Африке и Океании. Вмешательство в их внутренние дела позволяло взять под контроль развитие отдалённых территорий.
Мы же будем рассматривать более подробно именно внутригосударственный патернализм, так как он является основой для остальных форм патернализма.
Далее мы рассмотрим специфические черты политического патернализма:
1. Подчиненное положение индивида и общества в целом по отношению к политической элите.
2. Коллективный характер подчинения. Патерналист не управляет отдельными членами сообщества, он властвует над группой.
3. Идеологизация патернализма. Сутью этого процесса является попытка оправдать и узаконить патерналистские тенденции.
4. Всеобъемлющий характер. Патерналист не ограничивает своё вмешательство лишь определённой сферой деятельности индивида. Он влияет на все процессы и события в жизни как отдельно каждой личности, так и общества в целом.
Из вышесказанного видно, что отличительные черты патернализма тесно связаны с характерными свойствами традиционной семьи. Ведь для облегчения зарождения государства его основой стали, прежде всего, семейные отношения. Таким образом, можно утверждать, что патернализм - это инструмент создания государственности, основанный на семейных отношениях и традициях.
В целом, патернализм свойственен всем государствам. Его признаки хорошо заметны как на современном этапе развития политической культуры, так и в годы её формирования. С нашей
точки зрения, для полноты исследования, следует рассмотреть протогосударственные образования, например, племя. В традиционном представлении племя - это группа людей, связанных родовыми отношениями и ведущих общую хозяйственную деятельность. Главой такого образования являлся либо вождь, избираемый, а после и наследный, либо совет старейшин. Они проявляли управленческие функции, распределяли блага, следили за исполнением традиций. Можно сделать вывод, что таковой институт власти базируется на семейных отношениях, где власть имеет мужчина либо старейший представитель семейства.
Однако утверждать, что патернализм зародился вместе с государственностью, крайне неверно. Его появление связано с зарождением институтов семьи и частной собственности. Ведь патриархальность и забота о потомстве - это отличительные черты человеческой семьи. На различных этапах патернализм видоизменялся, тем не менее всегда в его основе лежали семейные отношения.
В наши дни патернализм выступает основой государственного устройства многих стран. В качестве административного инструмента патерналистской модели социального развития выступают разного рода социальные стандарты. К ним относятся следующие [7]:
- Определение размера оплаты труда на минимальном уровне.
- Гарантия прожиточного минимума.
- Расчет потребительской корзины по отдельным категориям граждан.
- Назначение минимального размера пенсионных выплат и стипендий.
- Наличие системы обязательного медстрахования.
Следует отметить, что специфика патернализма также отличается в двухполярном восприятии мира. Так, западный патернализм в силу влияния демократических идеалов принял частный характер. Восточное восприятие патернализма отличается его коллективным характером. Далее мы рассмотрим данные утверждения на примерах.
Так, в современных европейских государствах патернализм объявлен отрицательным явлением, ограничивающим свободу, создающим неравенство. Но вместе с этим государства объявили о всеобъемлющей поддержке своих граждан, об опеке над ними, правда, лишь со способствующим характером, без прямого вмешательства в жизнь личности. Примером может быть ситуация, сложившаяся в современной Германии. Всеобъемлющая опека, социальные гарантии и выплаты позволили ей выйти на лидирующие позиции среди стран по уровню жизни в них. В США же патернализм связан с религиозностью граждан. Традиционно патерналистские идеи прослеживаются в более консервативной республиканской партии.
В азиатских же государствах патернализм проявляется сильнее всего. В Японии примером воздействия патернализма на общество является понятие «пожизненного найма». С одной стороны, японцы-служащие на всю жизнь связывают себя с определенной фирмой, то есть берут обязательства лояльности (работник всегда действует в интересах всей компании) и верности ей. С другой стороны, фирма заботится о сотрудниках: продвигает их по службе, добавляет жалование, выплачивает пенсию. Успехи японской экономики многие связывают именно с такой «семейной» системой отношений. Общественный характер патернализма в Азии обусловлен не столь давним переходом к капиталистическому строю западного образца. Ещё одним примером может служить Китай. Создание обособленного сетевого пространства оберегает китайский народ от потрясений и излишней информации. [8]
Далее мы рассмотрим патернализм в российских реалиях. В России, как в государстве, находящемся между Востоком и Западом, сложился специфический характер патернализма. Русский патернализм включает в себя как европейские демократические ценности, так и восточный деспотизм. Роль патернализма в развитии России нельзя не отметить. Как родоплеменное государство, Россия с первых дней своего существования базировалась на семейных ценностях. Переход к централизации лишь усилил данный процесс. В момент объединения необходимо было придать законности власть
одного князя над другими. В этом огромную помощь предоставила Церковь, в основе которой лежат те же патерналистские принципы. Так, Владимир Святой смог подчинить себе множество племён, объединить их в одно государство. Патернализм в законодательстве способствовал укреплению государства, его гегемонии над личностью. Таким образом, в России на долгие годы укоренилось крепостное право.
Крестьянское мировоззрение было прямым отражением патерналистской политики русского государства. Основанное на религиозных догмах и традициях, русское крестьянство уповало лишь на государство, видело в нем опору и желало отеческой заботы с его стороны. Не случайно в России долгое время императора называли «царем-батюшкой». А в период отмены крепостного права, некоторые крестьяне продолжали служить своим помещикам, так как не мыслили о другом образе существования.
В имперский период патернализм считали единственным строем, который мог сохранять порядок в русском обществе. Таких идей придерживался, например, Карамзин. Одним из известных его высказываний является мысль: «Сограждане! признаем во глубине сердец благодетельность монархического правления... Оно всех других сообразнее с целью гражданских обществ: ибо всех более способствует тишине и безопасности» [9]. Самодержавие и патриархальность - основы имперской власти в России.
В советский период капиталистический патернализм осуждался, ведь он ограничивал равенство и свободу. Однако с течением времени именно в советский период сложилось современное представление о патернализме в России. Излишняя опека, вмешательство в личную жизнь граждан, полная их зависимость от государства - всё это способствовало дальнейшему процветанию патернализма. Примером может служить период властвования Сталина - «отца народов». Контролирующие органы следили не только за политической жизнью сограждан, но и за их личностными отношениями.
В современной России также явно прослеживаются признаки патерналистского мировоззрения как у политической элиты, так и у общественности. Первая группа усиливает контроль над личностью, создает условия для развития авторитаризма. Общественность же выделяется своей инертностью и безразличием. Государство для нас - это его сильный лидер, патернализм - забота государства.
Из вышеперечисленного можно понять, что патернализм играет важную роль в развитии России как государства. Его принципами руководствуется уже не одно поколение правителей. Но хорошо ли это? Или же нам следует отказаться от традиционного для нас строя? Далее мы попробуем найти ответ на данный вопрос. Следует отметить, что патернализм имеет как положительные, так и отрицательные последствия, которые представлены на рисунке 1.
Как и любому явлению, патернализму присущи положительные и отрицательные качества. На наш взгляд, следует понимать, что патернализм - это основа любого государства, как семья -это основа любого общества. Однако на современном этапе развития мирового общества семейные отношения теряют своё основополагающее значение. Это приводит к распаду традиционного общества, его деградации.
Похожую ситуацию мы можем отметить и в политической сфере общественной жизни. Полное уничтожение патернализма грозит уничтожением и государства как системы. Потому следует понимать, что патернализм способствует сохранению наиболее развитого общественного и государственного строя. Единственным способом рационализировать патерналистские тенденции является их усиление и ослабление в зависимости от этапа развития государства и общества. И здесь нужно упомянуть о гибкости власти, которая способствует рациональному развитию государства.
Гибкость власти - это исходный импульс любой грамотной политики как внутренней, так и внешней. Так что содержательно-терминологически, с точки зрения перевода, эта новация весьма относительна. Еще в XVIII веке французский философ-моралист Люк де Клапье де Вовенарг
сформулировал весьма точную политическую максиму: «Предел хитроумия — умение управлять, не применяя силы» [10].
Положительные черты патернализма в России:
1) Государственный надзор за деятельностью различных организаций.
2) Финансирование отечественного бизнеса.
3) Опека государства над незащищенными группами лиц.
4) Эгалитаризм — равенство в потреблении материальных благ и услуг.
5) Высокая стабильность политического строя.
6) Сохранение традиционных явлений в общественной жизни.
Отрицательные черты патернализма в России:
1) Вмешательство государства в жизнь личности.
2) Люди для государства, а не государство для людей.
3) Слабое развитие социальной сферы.
4) Консерватизм и традиционализм в общественном и политическом мировоззрении граждан.
5) Инертность и апатия гражданского общества.
6) Бюрократическое засилие и бесконтрольно сть.
Рисунок 1 - Положительные и отрицательные черты патернализма [Составлено автором на основе
источника [11, 12]].
В период ускоренного развития патернализм дает возможность власти расширить свои полномочия, тем самым максимизировать эффективность государства и общества в целом. Однако же в эпоху стабилизации необходимо уменьшать влияние государства, ослаблять влияние патерналистских идей. Таким образом, необходимо соблюдать определённый цикл, который будет способствовать развитию государства и эволюции общественного строя. Следовательно, патернализм не является пережитком прошлого - это основа государственного и общественного строя современного типа общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Патернализм как часть непродуктивной культуры. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/ artides/2015/04/16/paternalizm-kak-chast-neproduktivnoi-kulturi (дата обращения: 23.03.2021).
2. Медведев против патернализма в вопросе самореализации. URL: https://ria. ru/20100624/249672108.html (дата обращения: 24.03.2021).
3. Бизаева А.А., Кузичкина М.В. Брачно-семейные отношения древнего Рима // Новый университет. Серия «Экономика и право». - 2016. - №4 (62). - С.75-77.
4. Мамаев А.И., Сулейманов Ш.С. Патернализм // Наука без границ. - 2017. - №11 (16). - C. 38-42.
5. Патриархальная семья в Древней Руси IX — XIII веков. URL: https://histerl.ru/lectures/17_vek/ patrearxalinaia_semia.htm (дата обращения: 28.03.2021).
6. Патернализм. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/146941 (дата обращения: 03.04.2021).
7. Лях Н.А. Патернализм в России // Россия и АТР. Серия «История и политика». - 2002. - С.1-13.
8. Что такое патернализм. URL: http://chtooznachaet.ru/paternalizm.html (дата обращения: 05.04.2021).
9. Цитаты Карамзина. URL: https://burido.ru/901-tsitaty-karamzina (дата обращения: 05.04.2021).
10. «Мягкая сила» в мировой политике. URL: https://kartaslov.ru/книги/М_А_Неймарк_Мягкая_
сила_в_мировой_политике/2(дата обращения: 09.04.2021).
11. Положительные и отрицательные черты элементов патерналистской социальной политики. URL: https://sci.house/osnovyi-ekonomiki-scibook/polojitelnyie-otritsatelnyie-chertyi-elementov-32900. html (дата обращения: 23.04.2021).
12. Тяжов А.И. Школа жизни беззаветного служения экономической науке // Теоретическая экономика. - 2011. - № 1. - С. 64-74.
PATERNALISM: NECESSITY OR «POLITICAL RUDIMENT»?
Nesterenko Evgeniia Sergeevna
graduate student,
assistant, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia, E-mail: Nesterenko.E.S@yandex.ru
Reut Leonard Denisovich
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,
student ,V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia,
E-mail: giwer695@mail.ru
Annotation. In modern conditions in Russia, manifestations of paternalism are clearly visible in all spheres of society. Both the political system and the spiritual and economic systems are based on paternalistic phenomena. In this study, the author provides a theoretical substantiation of the essence of paternalism. The influence of paternalism at various historical stages of the development of the Russian Federation is analyzed. The necessity of paternalism is investigated. The positive and negative features of paternalism are revealed. It is concluded that paternalism is a necessary phenomenon for the development of the state.
Keywords: paternalism, political system, flexibility of power, economic development.
JEL codes: H41, Z28
For citation: Nesterenko, E.S. Paternalism: necessity or «political rudiment? / E.S. Nesterenko, L.D. Reut. - DOI 10.52957/22213260_2021_9_104. - Text : electronic / Theoretical Economics. - 2021 - №9. - S.104-110. - URL: http://www. theoreticaleconomy.ru (Date published: 2021-09-30)
DOI: 10.52957/22213260_2021_9_104