Научная статья на тему '«ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ» В СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ДУХОВНЫХ СЕМИНАРИЯХ: МЕЖДУ ОБУЧЕНИЕМ И ВОСПИТАНИЕМ'

«ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ» В СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ДУХОВНЫХ СЕМИНАРИЯХ: МЕЖДУ ОБУЧЕНИЕМ И ВОСПИТАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / СВЯЩЕННИКИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крихтова Татьяна Михайловна

Введение. Современные православные священники, кроме богослужения занимаются также организаторской работой, душепопечением и другими действиями для осуществления которых нужны практические навыки и специальные знания. В статье излагаются данные исследования проблемы соответствия образовательных программ в православных учебных заведениях практическим потребностям пастырского служения. Образование священников в статье рассматривается с точки зрения двух направлений: «обучение» и «воспитание». Содержание исследования. Образование в православных духовных семинариях сегодня находится в процессе трансформации. Традиция, в которой священникам не давали практических рекомендаций по служению на приходе, продолжает существовать, но при этом происходят изменения в связи с требованиями перехода на Болонскую систему. В статье анализируются программы курса «Пастырское богословие» и содержание основных учебников, по которым ведется преподавание этой дисциплины. Пункты программ были сопоставлены друг с другом с помощью методов контент-анализа. В каждой из них были выделены варианты основных частей, их сходства и различия. Также было проанализировано содержание учебных пособий, упоминаемых в текстах всех программ. Программы курсов по предмету «Пастырское богословие», используемые в разных духовных семинариях повторяют друг друга и кажется, что эти тексты мало отражают реальное содержание лекций по курсу. Все программы составлены так, что богословские основания пастырства и немногочисленные практические советы следуют в них отдельными блоками и очень мало зависят друг от друга. Что касается учебной литературы, то книги, указываемые во всех программах, написаны достаточно давно, почти не дают практических советов и ориентированы на теоретическое изучение дисциплины «Пастырское богословие», а не на практическую подготовку священников. Выводы. Констатируется сосуществование двух подходов подготовке будущих священников. С точки зрения «воспитания» подготовка будущего священника зависит в первую очередь от того, что во время обучения в семинарии с ним происходит большое количество событий, каждое из которых влияет на успех его подготовки. С точки зрения «обучения» предполагается, что качественная подготовка зависит от качества составления учебного курса и того, как он преподается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE “PASTORAL THEOLOGY” IN MODERN ORTHODOX THEOLOGICAL SEMINARIES: BETWEEN TRAINING AND EDUCATION

Introduction. Modern Orthodox priests, in addition to worship, are also engaged in different activities: organizational work, counseling and other. For the implementation of such activities practical skills and special knowledge are needed. The article presents the research data on the problem of the correspondence of educational programs in Orthodox educational institutions to the practical needs of pastoral ministry. Content. Education in Orthodox theological seminaries today is in the process of transformation. The tradition in which priests were not given practical recommendations for serving in the parish continues to exist, but there are changes in connection with the requirements of the transition to the Bologna system. The article analyzes the curricula of the course “Pastoral Theology” and the content of the main textbooks used in the course. The items of the programs were compared with each other using the methods of content analysis. The variants of the main parts, their similarities and differences were highlighted and compared. It also analyzed the content of textbooks mentioned in the texts of all programs. The curricula of courses “Pastoral Theology” used in different theological seminaries repeat each other and it seems that these texts do not reflect the real content of the lectures. All programs are designed in such a way that the theological foundations and a practical instructions follow in separate blocks. Text-books indicated in all programs were written by not-modern authors, almost do not give practical advice. Conclusions. As a result, we see the coexistence of two approaches to the training of future priests. From the point of view of “education”, the training of a future priest depends primarily on the fact that during his training at the seminary, a large number of events occur with him, each of which affects the success of his training. In terms of “learning”, it is assumed that quality training depends on the quality of the course design and how it is taught.

Текст научной работы на тему ««ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ» В СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ДУХОВНЫХ СЕМИНАРИЯХ: МЕЖДУ ОБУЧЕНИЕМ И ВОСПИТАНИЕМ»

Статья / Article

УДК / UDC 271.2 : 37

DOI 10.35231/18186653_2021_1_124

«Пастырское богословие» в современных православных духовных семинариях: между обучением и воспитанием

Т. М. Крихтова

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, Российская Федерация

Введение. Современные православные священники, кроме богослужения занимаются также организаторской работой, душепопечением и другими действиями для осуществления которых нужны практические навыки и специальные знания. В статье излагаются данные исследования проблемы соответствия образовательных программ в православных учебных заведениях практическим потребностям пастырского служения. Образование священников в статье рассматривается с точки зрения двух направлений: «обучение» и «воспитание».

Содержание исследования. Образование в православных духовных семинариях сегодня находится в процессе трансформации. Традиция, в которой священникам не давали практических рекомендаций по служению на приходе, продолжает существовать, но при этом происходят изменения в связи с требованиями перехода на Болонскую систему. В статье анализируются программы курса «Пастырское богословие» и содержание основных учебников, по которым ведется преподавание этой дисциплины. Пункты программ были сопоставлены друг с другом с помощью методов контент-анализа. В каждой из них были выделены варианты основных частей, их сходства и различия. Также было проанализировано содержание учебных пособий, упоминаемых в текстах всех программ. Программы курсов по предмету «Пастырское богословие», используемые в разных духовных семинариях повторяют друг друга и кажется, что эти тексты мало отражают реальное содержание лекций по курсу. Все программы составлены так, что богословские основания пастырства и немногочисленные практические советы следуют в них отдельными блоками и очень мало зависят друг от друга. Что касается учебной литературы, то книги, указываемые во всех программах, написаны достаточно давно, почти не дают практических советов и ориентированы на теоретическое изучение дисциплины «Пастырское богословие», а не на практическую подготовку священников.

Выводы. Констатируется сосуществование двух подходов подготовке будущих священников. С точки зрения «воспитания» подготовка будущего священника зависит в первую очередь от того, что во время обучения в семинарии с ним происходит большое количество событий, каждое из которых влияет на успех его подготовки. С точки зрения «обучения» предполагается, что качественная подготовка зависит от качества составления учебного курса и того, как он преподается.

Ключевые слова: Православие, священники, образование, пастырское богословие.

© Крихтова Т. М., 2021

Для цитирования: Крихтова Т. М. «Пастырское богословие» в современных православных духовных семинариях: между обучением и воспитанием / Т. М. Крихтова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2021. - № 1. - С. 124-138. DOI 10.35231/18186653_2021_1_124

The "Pastoral Theology" in modern Orthodox theological seminaries:

between training and education

Tatiana M. Krihtova

St.-Tikhon's Orthodox University, Moskva, Russian Federation

Introduction. Modern Orthodox priests, in addition to worship, are also engaged in different activities: organizational work, counseling and other. For the implementation of such activities practical skills and special knowledge are needed. The article presents the research data on the problem of the correspondence of educational programs in Orthodox educational institutions to the practical needs of pastoral ministry.

Content. Education in Orthodox theological seminaries today is in the process of transformation. The tradition in which priests were not given practical recommendations for serving in the parish continues to exist, but there are changes in connection with the requirements of the transition to the Bologna system.

The article analyzes the curricula of the course "Pastoral Theology" and the content of the main textbooks used in the course. The items of the programs were compared with each other using the methods of content analysis. The variants of the main parts, their similarities and differences were highlighted and compared. It also analyzed the content of textbooks mentioned in the texts of all programs.

The curricula of courses "Pastoral Theology" used in different theological seminaries repeat each other and it seems that these texts do not reflect the real content of the lectures. All programs are designed in such a way that the theological foundations and a practical instructions follow in separate blocks. Text-books indicated in all programs were written by not-modern authors, almost do not give practical advice.

Conclusions. As a result, we see the coexistence of two approaches to the training of future priests. From the point of view of "education", the training of a future priest depends primarily on the fact that during his training at the seminary, a large number of events occur with him, each of which affects the success of his training. In terms of "learning", it is assumed that quality training depends on the quality of the course design and how it is taught.

Key words: Orthodoxy, priests, education, pastoral theology.

For citation: Krihtova, T. M. (2021). "Pastyrskoye bogosloviye" v sovremennykh pra-voslavnykh dukhovnykh seminariyakh: mezhdu "obucheniyem" i "vospitaniyem" [The "Pastoral Theology" in modern Orthodox theological seminaries: between "training" and "education"]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. pp. 124-138. DOI 10.35231/18186653_2021_1_124 (In Russian).

Введение

Эта статья - часть исследовательского проекта «Священник в церкви и обществе: анализ бюджетов времени». Задача проекта заключалась в том, чтобы понять, из чего состоит деятельность современных православных священников, как они сами воспринимают свое служение и какое это может дать объяснение различным процессам, происходящим сегодня в Православной церкви. Проводя включенное полевое наблюдение за современными православными священниками, мы поняли, что большая часть того, чем они занимаются в течение рабочего дня, никак не прописана в официальных церковных документах1. Кроме служб в храме, выполнения треб и общения с прихожанами, священники также занимаются организаторской деятельностью, строительством, публицистикой, преподаванием и другими вещами, которые не ассоциируются со священством. Некоторые эти действия могут занимать большую часть рабочего времени священников. Многие из информантов, рассказывая о своей повседневной деятельности, подчеркивали то, что они никогда не обучались большинству из этих занятий. Сегодня многие священники имеют второе высшее светское образование (например, строительное, психологическое или юридическое) и часто оно бывает полезным в служении.

Поэтому логичным этапом в этом исследовании было посмотреть на то, как происходит подготовка будущих священников в духовных учебных заведениях, как их готовят к администрированию работы прихода и к работе с людьми.

Информанты в своих интервью оценивали свое образование по-разному. Чаще всего говорилось о том, что главным в учебном процессе была сама обстановка в духовных учебных заведениях, соединявшая в себе дисциплину и атмосферу «братства». Были и те, кто говорил, что преподавание теоретических дисциплин очень сильно повлияло на мировоззрение, что теперь помогает принимать важные решения. При этом никто не говорил о том, что в семинарии удалось получить необходимые практические навыки.

Православное духовное образование в последние годы переживает перемены, связанные с переходом всего высшего образования в России на Болонскую систему [7, а 156]. Нам кажется, что этот процесс подчеркивает существующее в духовном образовании противоречие между ориентацией на традицию, с одной стороны, и необходимостью реагировать на современные вызовы, с другой. В

1 Подробнее о полевом этапе исследования см.: Крихтова Т. М. Распределение рабочих время-затрат современных православных священников // Мониторинг. 2019. № 3 (151). С. 223-238.

126

этой статье будет рассмотрено, как система современного духовного образования решает это противоречие. Для этого требуется выяснить, как происходит обучение по курсу «Пастырское богословие», изучаемому в современных духовных семинариях, как совмещаются ориентации на обучение будущих священников с необходимыми им навыками и компетенциями.

Образование священников в статье рассматривается с точки зрения двух направлений: «обучение» и «воспитание». Под «обучением» будет пониматься образование как усвоение необходимых материалов и навыков в ходе стандартного образовательного процесса (лекции, семинары, практические занятия), непосредственно направленного на усвоение конкретных знаний и навыков. Под «воспитанием» мы понимаем процесс, в котором будущие священники обучаются не конкретным действиям, но различными способами получают некую «основу» для дальнейшей адекватной деятельности и принятия верных решений.

Обзор литературы

Православное духовное образование на российском материале хорошо изучено в исторической перспективе, начиная с момента его возникновения. Авторы, занимающиеся этой темой, писали о том, что православное духовное образование почти всегда находилось в процессе реформ [6, c. 30] и, по мнению современников, не отвечало основным задачам, стоявшим перед ним [3, c. 6]. Н. Сухова занимается изучением непосредственно курса «Пастырское богословие» в XIX в. Она указывает на то, что во все время существования этой дисциплины все варианты ее учебной программы подвергались современниками критике и считались недостаточно отвечающими целям [5, с. 26]. Кроме того, по ее же мнению, всегда был непонятен статус дисциплины в богословской науке.

Современные авторы также достаточно подробно описывают текущую ситуацию с духовным образованием при переходе на Болонскую систему. Например, исследовательская группа под руководством И. Рязанцева выделяет три этапа в системе духовного образования Русской православной церкви: 1980-е -начало 1990-х гг. (резко возросший интерес к духовному образованию, но недостаточной уровень подготовки в учебных заведениях), 1990-е - начало 2000-х гг. (открытие большого числа новых семинарий, разрушение доверительных отношений между духовниками и студентами, повышение общего уровня подготовки студентов, а вместе с ним рост стрессовых ситуаций), 2000-е гг. - настоящее время (начало Болонского процесса, тенденция к стандартизации, использование современных технологий, научное направление подготовки становится приоритетным) [4, c. 562].

Западное духовное образование (католическое и протестантское) чаще всего изучается в контексте того, какой образ служения оно создает у будущих священников и как это связано с возможными кризисами в их карьере. Очевидно, что выпускники католических и протестантских семинарий также сталкиваются с проблемой несоответствия полученного образования дальнейшему служению.

Это направление тесно связано с психологией, поскольку включает в себя исследования, основанные на эмоциональном состоянии, настроении. Г. Келли в статье «Role Satisfaction of the Catholic Priest» пишет о том, что роли, которые выполняют священники, должны меняться со временем, потому что меняется общество и его запрос к священству, как это происходит в других профессиях, но Церковь тормозит этот процесс, изменения в учебных программах могли бы повлиять на эту ситуацию [10, p. 80]. Д. Хоге рассматривает удовлетворенность ролью среди католических священников в первые пять лет после окончания духовной семинарии. В этот период ожидания от статуса могут не оправдываться, что иногда приводит к отказу от священства. Исследователь считает, что этого кризиса можно избежать, если учеба в семинарии будет давать четкое представление о предстоящем священническом служении [9, c. 112].

Материалы и методы

Провести полевое исследование преподавания Пастырского богословия на данный момент не представляется возможным, поскольку для этого надо присутствовать на занятиях в семинарии, что само по себе проблематично, поскольку присутствие исследователя на занятиях может значительно повлиять на ход их проведения. Интервью также не дают объективной картины, поскольку по ним можно судить об отношении интервьюируемого к учебному процессу, а не о его реальном содержании.

Самым очевидным источником по содержанию обучения пастырскому богословию могут стать рабочие программы курсов духовных семинарий. Главная проблема изучения программ заключается в том, что большинство из них не находятся в открытом доступе. Российские учебные заведения должны выкладывать на своих сайтах только программы специальностей (списки учебных курсов с указанием часов и формы отчетности).

Ни один запрос на получение такой программы, отправленный администрации духовных учебных заведений, не получил положительного ответа. Использованные в статье программы были выложены в свободный доступ в индивидуальном порядке (неизвестно, делали это авторы программ или кто -то другой), чаще не на официальных сайтах семинарий, а на порталах обмена образовательными материалами.

Текст программы курса может не отражать реального учебного процесса, скорее всего, он написан для необходимой отчетности, в действительности же преподавание ведется так как это считают нужным преподаватели курсов. К. Алексин утверждает, что при подготовке таких курсов используются не только общепринятые образовательные материалы, но и «личный опыт; незафиксированные собственные идеи; советы авторитетных священников, епископов, старцев; поучения святых; известные примеры доброго пастырского служения», что в итоге делает содержание курсов «устной традицией» [1, c. 140].

Всего в открытом доступе было найдено 11 рабочих программ православных духовных семинарий (программы духовных училищ и светских университетов не учитывались). Содержание программ анализировалось в несколько этапов.

На первом этапе анализа пункты программ были сопоставлены друг с другом с помощью методов контент-анализа. В каждой из них были выделены варианты основных частей, их сходства и различия. При анализе программ учитывалось то, какие в них перечисляются составляющие курсы и какие задачи эти курсы должны решать. На втором этапе были проанализированы учебные пособия, которые упоминались в списках литературы всех программ.

Кроме того, были рассмотрены оценки современного духовного образования, данные церковными деятелями и официальные церковные документы в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

Содержание исследования

Сегодня невозможно стать православным священником, не имея духовного образования. В «Положение о порядке согласования рукоположения в священный сан лиц, не обладающих образовательным цензом» говорится о том, что для рукоположения необходимо наличие законченного духовного образования, либо, в условиях значительной нехватки священнослужителей в епархии, обучение на 3 курсе очного отделения духовной семинарии или двух курсов заочного отделения, при наличии законченного светского образования и обязательства закончить духовное образование без дальнейшей смены епархии1. Допускается рукоположение без законченного образования, но такие случаи рассматриваются в частном порядке.

1 Положение о порядке согласования рукоположения в священный сан лиц, не обладающих образовательным цензом. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.patriarchia.ru/db/text/4727052.html (дата обращения: 09.07.2020).

129

Идея о недостаточном уровне и неполном соответствии современным реалиям обучения в духовных заведениях раз за разом проговаривается в церкви и обществе. При этом основания для критики могут отличаться.

Так, игумен Иларион (Алфеев) в своей книге «Православное богослужение на рубеже столетий» писал о недостатках современного богословского образования (по состоянию на 1999 г.). В первой главе он высказал свои замечания к содержанию некоторых дисциплин. Замечания, главным образом, сводятся к невниманию к достижениям западного богословия и ограничению программ курса заучиванием устаревших текстов [2]. Протоиерей В. Хулап констатирует то, что курсов, ориентированных на изучение богословских текстов, недостаточно для подготовки будущих священников, поэтому предлагает в рамках учебных дисциплин духовных семинарий создать дополнительный курс «Диакония», который будет направлен только на подготовку к социальному служению, что тоже пока остается только предположением1. К. Говорун критикует систему духовного образования за то, что в ней отсутствуют курсы, направленные на развитие навыка написания текстов, который, по его мнению, приходским священникам нужен не менее, чем богословам2. С. Храмешин предлагает, чтобы священников, которые будут служить в сельских храмах, готовили по отдельной программе с использованием альтернативных моделей обучения (дистанционное, сетевое взаимодействие с профильными учебными заведениями) [8, а 225]. Н. Урбанович считает педагогику предметом, по которому должна вестись наиболее интенсивная подготовка будущих священников [6, а 23]. По ее мнению, сегодня уровень такой подготовки недостаточный в первую очередь потому, что на психолого-педагогические дисциплины в учебном плане отводится слишком мало учебных часов. В. Бурега полагает, что проблемой семинарского образования является слабая межпредметная согласованность, при которой часть информации изучается сразу на нескольких курсах, а другая часть исчезает из программы. При этом знания, необходимые на одних предметах (например, древние языки), стоят в программе позже, чем те этапы, на которых они уже должны быть освоены3.

1 Хулап В. Формирование системы диаконического образования в Русской Православной Церкви // Социальное служение Церкви. Мультимедийное учебное пособие / под ред. прот. В. Хулапа. СПб.: СПбГИПСР, 2014.

2 Данилова А. Духовные школы: на пороге реформ. [Электронный ресурс]. URL:https://bo-goslov.ru/article/778047, 15.04.2020 (дата обращения: 09.07.2020).

3 Бурега В. Русское гомилетическое наследие как предмет изучения в рамках курса «Русская патрология». [Электронный ресурс]. URL: https://bogoslov.ru/article/375169 (дата обращения: 15.04.2020).

В 2007 г. была принята «Концепции высшего духовного образования». В ней говорится, что «Духовное образование есть целенаправленный процесс обучения и воспитания, имеющий своей целью подготовку пастырей, а также богословов и церковных специалистов для осуществления миссии церкви в современном мире»1. В дальнейших текстах и дискуссиях о том, каким должно быть духовное образование и пастырская подготовка внутри него, эти два направления - «обучение» и «воспитание» - по-разному осмысляются и соотносятся друг с другом.

В 2009 г. Патриарх Кирилл докладом «Духовное образование Русской православной церкви на современном историческом этапе. Проблемы, задачи и перспективы» задал направление дальнейшему развитию церковного образования, обозначив его задачи, которые определил как «воспроизводство идеального священника» через передачу Священного Предания Церкви, которая должна развить в будущих священниках необходимые знания, умения и компетенции2. Кроме того, в докладе была указана задача изменения организации духовного образования с целью ее соответствия принципам Болонской системы.

В 2011 г. была выпущена «Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской православной церкви». Важным изменением, которое внесла «Концепция», было утверждение обязательного высшего духовного образования для получения священнического сана3.

Согласно «Концепции» в числе компетенций, которыми должен овладеть будущий священнослужитель, надлежащее место должны занимать вопросы церковного социального служения, что соответствует социальной концепции Русской православной церкви. На необходимость активной работы в данном направлении указал принятый 4 февраля 2011 г. документ «О принципах организации социальной работы в Русской православной церкви», в котором в числе прочего декларируется необходимость «разработки совместно с учебным комитетом курсов для духовных и общеобразовательных заведений Русской православной церкви по организации и осуществлению социальной работы, а также

1 Концепция высшего духовного образования Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://eorok.ru/koncepcia_do.htm (дата обращения: 14.12.2007).

2 «Духовное образование Русской Православной Церкви на современном историческом этапе. Проблемы, задачи и перспективы». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://www.doctorantura.ru/ru/news/520-4den (дата обращения: 15.04.2020).

3 Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1434901.html (дата обращения: 15.04.2020).

по участию духовенства и мирян в оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях».

Болонская система в духовном образовании пока не введена повсеместно. Наиболее значимая перемена перехода на Болонскую систему - это то, что согласно ей каждый преподаваемый курс должен приводить к результатам, которые можно описать в виде компетенций (знания, умения, навыки), а это требует пересмотра учебных программ курсов с целью большей ориентации на конкретный результат.

Непосредственная внелитургическая деятельность священника изучается семинаристами в рамках курса «Пастырское богословие». Курс входит в церковный образовательный стандарт высшего духовного образования специалиста в области православного богословия. Там его задачи описываются следующим образом: «Понятие о православном пастырстве и обоснование его необходимости. Святоотеческое учение о пастырском служении. Пастырская аскетика»1.

Сегодня курс «Пастырское богословие» читается во всех православных семинариях на территории России в качестве курса вариативной части учебной программы. Занятия по этому курсу проходят в течение двух семестров, чаще всего на третьем или четвертом году обучения. На изучение курса отводится 144 академических часа, в которые входят лекции, семинары и самостоятельная работа, по результатам студенты обычно дважды сдают зачет, но иногда курс заканчивается экзаменом.

При изучении текстов программ оказалось, что большинство из них во многом повторяют друг друга. Большинство текстов программ курса представляют собой вариации программы Павла Хондзинского, написанной для ПСТБИ в 2009 г.2

Рассмотрим один раздел из этих программ, чтобы увидеть, как в них понимается соотношение практического и теоретического понимания курса. Раздел «Цели» в восьми программах из одиннадцати идентичен и выглядит следующим образом: «Дать студентам систематическое представление о благодатном церковном пастырстве: его библейских и богословских основаниях, истории, актуальном состоянии, принципах деятельности, о внутреннем устроении пастыря и

1 Церковный образовательный стандарт высшего духовного образования специалиста в области православного богословия (семинария). [Электронный ресурс]. URL: http://sdsmp.ru/svedeniya-organizatsiya/obrazovatelnye_standarty/ (дата обращения: 15.04.2020).

2 Хондзинский П. Программа курса ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ для студентов богословского факультета [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/4630298/ (дата обращения: 15.04.2020).

его отношении к Пастыреначальнику Христу и пастве». Несмотря на то, что это самый короткий текст из трех, в нем можно выделить целых пять составляющих курса: богословие пастырства, история пастырства, актуальное состояние пастырства, деятельность пастыря, его внутреннее устроение. При этом все составляющие перечисляются через запятую, как пять разделов, чье соотношение друг с другом не до конца понятно.

Цели, которые упоминаются ещё в двух программах, более ориентированы на совмещение теории и практики и использование студентами полученной информации в будущем служении. Правда, и то, и другое тоже перечисляется как два разных направления: «Дать студентам необходимые знания, являющиеся теоретической основой пастырства; дать практико-ориентированные знания, необходимые для осуществления целенаправленной подготовки студентов к пастырскому служению; помочь осмысленной подготовке к принятию священного сана и будущему пастырскому служению». В этом варианте речь идет в первую очередь о знаниях.

Только в одной программе в разделе цели говорится о том, что необходимые навыки и умение правильно себя вести в ситуациях, которые будут возникать во время служения, появятся вследствие изучения письменных памятников: «Дать представление о многогранности пастырского опыта, представленного в святоотеческом наследии, а также в письменных памятниках выдающихся пастырей Церкви. С одной стороны, дисциплина пастырского богословия призвана к изучению истории пастырства, с другой стороны - в ходе обучения важно обрести навыки и умения, которые бы способствовали молодому пастырю-выпускнику духовной школы через приложение изученного опыта пастырства к современности находить ответы на многие вызовы современности».

Наиболее различающиеся между собой разделы программ - это непосредственно содержание курса (только пять аналогичных текстов) и список используемых источников.

На основе анализа этого небольшого количества текстов можно сказать, что авторы стремятся к тому, чтобы программах курсов объединить теоретическое осмысление пастырской деятельности и ее историю с практическими рекомендациями, понимая, что такое объединение обосновано как логикой курса, так и запросом церкви. Однако в большинстве своем программы выглядят так, будто эти части даются отдельными блоками, не связанными друг с другом логически.

Отдельного внимания заслуживает учебная литература, по которой должна вестись подготовка священников. Для успешного преподавания пастырского богословия, как и любого другого университетского курса, необходимо наличие

учебника. Современного учебника, написанного с учетом существующих программ, сегодня не существует. Единый учебник создается специальной комиссией, организованной в 2013 году при Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия. Учебник выйдет в серии «Учебник бакалавра теологии», цель которой - создать единый набор литературы для подготовки будущих священников. Над написанием текста работает сразу несколько авторов, имеющих разный опыт пастырского служения1.

Для того, чтобы понять, что представляют собой существующие сегодня учебники, и как в них описывается деятельность священников, были проанализированы те из них, которые упоминаются во всех найденных программах курса «Пастырское богословие». Вот эти учебники: митрополит Антоний (Храповицкий) «Пастырское богословие», епископ Вениамин (Милов) «Пастырское богословие с аскетикой», архимандрит Константин (Зайцев) «Пастырское Богословие», архимандрит Киприан (Керн) «Православное пастырское служение».

Несмотря на подробное описание истории пастырства и труды по пастырскому богословию, справедливо говоря, эти учебники очень мало соответствуют ситуации современной церкви и практическим повседневным задачам священников, и плохо согласуются с целями программы курса. Их можно использовать для изучения только некоторых разделов курса. В первую очередь, это пособия по теоретическому курсу, задача которых ввести студентов в суть предмета и дать представления о священстве и его истории, описать основных авторов, работавших в этом направлении. Из пяти используемых учебников один был написан в дореволюционное время, два - авторами, находящимися в эмиграции, и еще один - священником, который перед этим находился в заключении. Эти учебные пособия создавались в первую очередь для молодых людей, большинство из которых были выходцами из священнического сословия, а, значит, уже имели представление о деятельности прихода и некий опыт взаимодействия с прихожанами, но главное - наблюдали модели поведения священников с детства. Задача описанных учебников - дать богословскую «базу» для сложившегося ранее образа действий. Сегодня же ролевой моделью для будущего священника будет скорее настоятель его прихода или духовник, но даже плотное общение с ним не даст того, что дореволюционному семинаристу давали годы жизни в священнической семье.

1 Новый шаг в развитии богословия в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5410711.html_(дата обращения: 15.04.2020).

134

В качестве потенциальной ситуации, в которой может оказаться священник, в книгах описываются чаще всего литургия, совершение треб и исповедь. В некоторых говорится об общении с прихожанами, но практически игнорируется организаторская работа, оформление документов, посещение собраний и семинаров, обучение и различные непредвиденные дела - то, чем действительно занимается большинство священников значительную часть своего времени. В книгах не ставится вопрос об осмыслении этих действий в религиозном контексте. Кроме прочего, учебники не дают советов о том, какая часть времени должна тратиться на все эти действия, а какая на администрирование, учебу и отдых.

Во всех книгах (кроме учебника Керна) сложно найти список действий, разбор потенциальных ситуаций и конкретные рекомендации, которые священники могли бы использовать в своей деятельности. По своей форме эти книги - не справочники и не методические пособия для будущих специалистов. Частично это тексты-наставления, идея которых в том, что читатель-студент постепенно осознает свое священническое предназначение под руководством автора (первые три книги в списке) или теоретико-историческое осмысление самого явления пастырства (четвертая книга). Они отвечают на вопрос не «как действовать будущему священнику, когда он окажется на приходе», а «что сегодня богословская мысль может сказать о священстве». Эти учебники нельзя читать с нужного места, если необходимо получить совет о том, как быстро сориентироваться в сложной ситуации, которая может возникнуть в жизни приходского священника. Сложно ожидать, что, изучив эти учебники, будущие священники полностью осознают свои задачи на приходе и получат необходимые навыки и умения.

Выводы

Главный вопрос подготовки будущих священников к их служению, кажется, заключается во взаимодействии процессов «образования» и «воспитания». Сформулировать его можно следующим образом: необходимо ли давать студенту практические рекомендации по действиям в конкретных ситуациях, которые возникнут в его служении, либо качественной богословской подготовки будет достаточно для правильного управления приходом, принятия решений и общения с мирянами.

Традиция современного пастырского богословия только складывается, на нее влияют изменения как в светском образовании во всей стране, так и в общей направленности деятельности церкви. С присоединением духовных учебных заведений к Болонскому процессу курсы в учебных заведениях духовного образования в своих целях стали более ориентированными на практическую

деятельность. Но происходит ли эта ориентация в самом обучении, сказать сложно без наблюдений непосредственно за процессом обучения, поскольку очевидно, что учебная программа может не соответствовать реальному содержанию курса. Судя по высказываниям преподавателей духовных учебных заведений, курсы очень мало ориентированы на практический результат.

Дисциплина «Пастырское богословие», на которой будущий священник должен получать представление и навыки о своем служении на приходе, гораздо больше ориентирована на изучение богословских работ, касающихся пастырства, чем на изучение практической составляющей работы на приходе. Этот курс пока в первую очередь опирается на учебники, которые не содержат информации о таком служении, а вместо этого рассказывают об основных понятиях дисциплины и трудах влиятельных авторов в этом направлении, которые мало касаются практической стороны служения приходского священника сегодня.

Однако, надо понимать, что курс «Пастырское богословие» является не единственной составляющей получения современным православным священником знаний о своей будущей деятельности. Будущим и действующим священникам доступно как большое количество возможностей самообразования, так и получение дополнительного образования. Знания и навыки, которые в дальнейшем пригодятся в служении, частично можно получить и на других курсах, преподаваемых в духовных учебных заведениях. Каждый священник использует эти возможности по-разному, и в каждом отдельном случае формируется свой набор знаний и навыков, применяемый в служении.

В итоге перед нами два подхода к подготовке будущих священников. С точки зрения «воспитания» подготовка хорошего священника зависит в первую очередь не от качества учебных программ, а от того, что во время обучения в семинарии с будущим священником происходит большое количество событий, каждое из которых в равной степени влияет на успех его подготовки. С точки зрения «обучения» предполагается, что качественная подготовка специалиста зависит от качества составления учебного курса и того, как он преподается. Ориентация на практическое обучение будущих специалистов, ставшая важным ориентиром после того, как российское образование перешло на болонский процесс, плохо соотносится с традицией православных духовных школ.

Список литературы

1. Алексин К. В. Ускользающий священник: трансформация нормативного дискурса РПЦ о пресвитерском служении // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаре-товского православно-христианского института. - 2017. - №. 24. - С. 136-169.

2. Иларион (Алфеев Г. В.), епископ. Православное богословие на рубеже столетий. -Киев: Дух и литера, 2002. - 310 c.

3. Леонтьева Т. Г. Учебный процесс в духовных семинариях России XIX века по воспоминаниям выпускников // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. - 2016. - №. 3. - С. 4-16.

4. Рязанцев И. П., Подлесная М. А., Петрова А. А., Козлов И. И., Пахарь А. М. Ценностные ориентации студенческой молодежи в вузах светской и религиозной направленности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2016. - №. 3. -С.559-575.

5. Сухова Н. Ю. Пастырское богословие в российской духовной школе (XVIII начало XX в.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. - 2009. - №. 25. - С. 25-43.

6. Урбанович Л. Н. К вопросу об актуальности педагогической подготовки студентов духовных школ // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2016. - №. 1 (40). - С. 17-26.

7. Федотов А. А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России // Русская православная церковь в ХХ веке на Ивановской земле: документы и материалы: цер-ковно-исторический сборник. - Иваново: НОУ ВПО «Институт управления», 2011. - С. 150-167

8. Храмешин С. Н. Система подготовки православного духовенства для служения на сельских приходах // Теории и проблемы политических исследований. - 2016. - № 4. - С. 224-236.

9. Hoge, Dean R. The first five years of the priesthood: A study of newly ordained Catholic priests. - Collegeville: Liturgical Press, 2002. - 200 p.

10. Kelly H. E. Role satisfaction of the Catholic priest // Social Forces. - 1971. - Vol. 50. -No. 1. - pp. 75-84.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Aleksin, K. V. (2017). Uskol'zayushchiy svyashchennik: transformatsiya normativnogo diskursa o presviterskom sluzhenii [A fleeing priest: transformation of the Russian Orthodox Church's normative discourse on presbytery]. Svet Khristov prosveshchayet vsekh: Al'manakh Svyato-Filaretovskogo pravoslavno-khristianskogo instituta. [The Light of Christ enlightens everyone: Almanac of the Holy Filaret Orthodox Christian Institute]. Issue 24. pp. 136-169. (In Russian).

2. Fedotov, A. A. (2011). Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' v 1943-2000 gg: vnutritserkov-naya zhizn', vzaimootnosheniya s gosudarstvom i obshchestvom (po materialam Tsentral'noy Rossii). [The Russian Orthodox Church in 1943-2000: intra-church life, relations with the state and society (based on materials from Central Russia)]. Stat'i; Russkaya pravoslavnaya tserkov' v XX veke na Ivanovskoy zemle: dokumenty i materialy: tserkovno-istoricheskiy sbornik [Articles; Russian Orthodox Church in the twentieth century on Ivanovo land: documents and materials: church-historical collection]. Ivanovo: NOU VPO "Institut upravleniya". pp. 150-167. (In Russian).

3. Hoge, R. (2002). The first five years of the priesthood: A study of newly ordained Catholic priests. Collegeville: Liturgical Press, 2002. 200 p.

4. Ilarion (Alfeyev G. V.), bishop. (2002). Pravoslavnoye bogosloviye na rubezhe stoletij. [Orthodox theology at the turn of the centuries]. Kiev: Dukh i litera. 310 p. (In Russian).

5. Kelly, H. E. (1971). Role satisfaction of the Catholic priest. Social Forces. Vol. 50. No. 1. pp. 75-84.

6. Khrameshin, S. N. (2016). Sistema podgotovki pravoslavnogo dukhovenstva dlya sluzheniya na sel'skikh prikhodakh [The system of the Orthodox clergy preparation for service in rural parishes]. Teorii i problemy politicheskikh issledovanij [Theories and problems of political research]. No 4. pp. 224-236. (In Russian).

7. Leont'yeva, T. G. (2016). Uchebnyi protsess v dukhovnykh seminariyakh Rossii XIX veka po vospominaniyam vypusknikov [The educational process in theological seminaries of Russia of the 19th century according to the recollections of graduates]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Seriya: Istoriya [Bulletin of Tver' State University. Series: History]. Issue 3. pp. 4-16. (In Russian).

8. Ryazantsev, I. P., Podlesnaya, M. A., Petrova, A. A., Kozlov, I. I., Pakhar, A. M. (2016). Tsennostnye oriyentatsii studencheskoy molodezhi v vuzakh svetskoj i religioznoj napravlennosti [Value orientations of students in secular and religious universities]. VestnikRossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia]. Issue 3. pp. 559-575. (In Russian).

9. Sukhova, N. Yu. (2009). Pastyrskoye bogosloviye v rossiyskoj dukhovnoj shkole (XVIII -nachalo XX v.) [Pastoral theology in the Russian theological school (XVIII - beginning of XX century)]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 1: Bogosloviye. Filosofiya. Religiovedeniye [Bulletin of the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University. Theology. Philosophy. Religious studies]. Issue 25. pp. 25-43. (In Russian).

10. Urbanovich, L. N. (2016). K voprosu ob aktual'nosti pedagogicheskoj podgotovki studentov dukhovnykh shkol [On the relevance of pedagogical training of students of theological schools]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 1: Bogosloviye. Filosofiya. Religiovedeniye [Bulletin of the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University. Theology. Philosophy. Religious studies]. Issue 1 (40). pp. 17-26. (In Russian).

Об авторе

Крихтова Татьяна Михайловна, научный сотрудник Лаборатории социологии религии, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, Российская Федерация; ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2572-8316, e-mail: krihtova@gmail.com

About the author

Tatiana M. Krihtova, fellow researcher, Laboratory for Sociology of Religion, St.-Tikhon's Orthodox University, Moskva; ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2572-8316, e-mail: krihtova@gmail.com

Поступила в редакцию: 07.12.2020 Принята к публикации: 25.01.2021 Опубликована: 31.03.2021

Received: 07 December 2020 Accepted: 25 January 2021 Published: 31 March 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.