ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2016. № 2
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
Е.М. Морозов, канд. богословия, проректор Томской Православной Духовной семинарии по учебной работе*
СОВРЕМЕННЫЙ СВЯЩЕННИК: ПРОФЕССИЯ ИЛИ СЛУЖЕНИЕ
E.M. Morosov
A CONTEMPORARY PRIEST: PROFESSION OR DIVINE SERVICE
В статье проводится анализ стратегии Русской Православной церкви по формированию профессиональных качеств современного православного духовенства для просветительной и социальной работы. Поставлен вопрос о необходимости воспитания и обучения нового поколения священнослужителей, умеющих объединять духовную жизнь с непрерывным интеллектуальным и культурным развитием. Он решается на основе совмещения профессионализма и идеи служения. Рассматривается динамика реформы духовного образования, направленная на подготовку компетентного священника, способного решать традиционные духовные и новые задачи пастырского служения.
Ключевые слова: священник, пастырь, духовенство, церковь, служение, профессия, компетенции, общество.
The article analyses the Russian Orthodox Church strategy with regard to forming core competence of modern Orthodox clergy for educative and social work. The question about the Church demand for a new generation of clergymen able to combine spiritual life with continuous intellectual and cultural development is raised. It is settled on the basis of combining professional competence and the idea of service. The moving trends of spiritual education reform directed at training a well-qualified priest capable of solving conventional spiritual and new tasks of vicarial service are considered.
Key words: priest, shepherd, clergy, church, service, profession, competence, society.
На протяжении всего постсоветского времени повышается интерес к социальной группе российского общества, которую в целом можно обозначить как "православное духовенство". Это происходит вследствие усиления роли Русской Православной церкви
* Морозов Евгений Михайлович, e-mail: tigriso@mail.ru
(далее РПЦ) в социокультурных преобразованиях России, а также в связи с выходом священников в социальное пространство. И. Мас-лова анализирует положение православного духовенства в социальной структуре российского общества ХХ в.1 Т. Никитина выявляет позицию православных священников последнего десятилетия XX в. по отношению к различным аспектам социально-политической ситуации и духовного состояния общества2. Н. Митрохин оценивает православное духовенство в контексте современной деятельности РПЦ3. В гуманитарных науках священнослужители рассматриваются в качестве церковных профессионалов. Л. Горемыкина в своем исследовании определяет православное духовенство как социальную группу профессиональных служителей церкви4. Современные социологи составляют рейтинги профессии священника5, опрашивают духовенство относительно оценок престижа их про-фессии6. В церковной лексике прошлых столетий понятие священства не было связано с профессиональными качествами, но рассматривалось в парадигме пастырского служения, духовного призвания, церковной жизни. Но в последние годы термин "профессия" стал использоваться в церковной среде применительно к образованию пастыря и его компетенциям в области просветительской, миссионерской и социальной деятельности. Из уст современных священников можно услышать следующее: "Профессия священника необычная, ее надо бы назвать служением, она требует особого призвания"7.
Священство является одним из семи таинств православной церкви. Церковный клирик становится священником не в силу получения диплома об образовании, а посредством рукоположения от епископа во время совершения литургии. Священство — это призвание свыше, не допускающее выхода из церковной жизни,
1 Маслова И.И. Социально-исторический портрет православного духовенства (XX век) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 821-826.
2 Никитина Т.В. Служители церкви о себе // Социологические исследования. 1993. № 4. С. 62-66.
3Митрохин Н.А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2004.
4Горемыкина Л.И. Православное духовенство как социальная группа современного российского общества: региональные аспекты: дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.04. Уфа, 2009. С. 71-72.
5 Результаты опросов общественного мнения июль-август 2012: образ жизни // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 4 (110). С. 127-128.
6 Никитина Т.В. Указ. соч. С. 65.
7 Православный священник // ПрофГид. URL: http://www.profguide.ru/profes-sions/Pravoslavnyy_svyashchennik.html (дата обращения: 11.11.2015).
предполагающее всецелое посвящение своей жизни пастырству. В связи с этим перед рукоположением во иерея принимается присяга с клятвой Именем Божьим на верность церкви и ее установлениям. Патриарх Кирилл говорит о том, что разница между служением и профессией состоит в том, что служение — на всю жизнь, профессия — на ограниченное время8.
Исходя из богочеловеческой природы церкви, пастырское служение имеет духовное и материальное измерения. Духовность — первоочередной пастырский приоритет, связанный с передачей опыта богообщения от наставника к ученику для последующей передачи мирянам. Служение священника в социуме среди материального мира требует всесторонней теоретической и практической подготовки через обучение в духовной школе. Первый изданный в России в 1776 г. учебник по семинарскому курсу пастырского богословия "Книга о должностях пресвитеров приходских" определяет четыре аспекта пастырского служения: проповедь слова Божьего, совершение богослужений, молитвенное делание и духовное обучение мирян примером личной жизни. Одной из проблем дореволюционных семинарий была потребность гармоничного сочетания теоретической и практической составляющих духовного образования. Нужно было не только ознакомить будущих пастырей с традицией священного служения и его лучшими образцами, но и воспитать пастырский дух, привести учащихся к осознанию сути служения, необходимости духовного роста в соответствии с особыми пастырскими задачами9.
В годы советской власти духовные школы были закрыты, пастырская миссия не выходила за пределы церковной ограды, духовенство воспринималось как маргинальное явление. Опыт духовной жизни и пастырства передавался от опытного пастыря к необученному священнику, но в условиях отсутствия духовных школ этого оказалось недостаточно для сохранения традиции. Профессор Московской Духовной академии архимандрит Платон (Игумнов) считает, что в XX в. пастырские традиции и традиции христианского благочестия (богословская, литургическая, этическая) были утеряны, и в наше время о них можно узнать только из мемуаров и исторических описаний. По этой причине "духовенство старых
8Патриарху Кириллу вручена премия "Профессия — жизнь" // Pravmir.ru. URL: http://www.pravmir.ru/patriarxu-kirillu-vruchena-premiya-professiya-zhizn/?fb_ ref=Default (дата обращения: 11.11.2015).
9Сухова Н.Ю. Пастырское богословие в Российской духовной школе (XVIII — начало XX в.) // Вестн. ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 1 (25). С. 25—43. URL: http://pstgu.ru/download/1239626259.suhova.pdf (дата обращения: 22.11.2015). С. 42.
времен значительно отличалось от современных священнослу-жителей"10.
В последней четверти XX столетия государство изменило свое отношение к РПЦ и предоставило ей невиданную прежде гражданскую и правовую свободу. Впервые в истории мирового православия на официальном уровне заявлено право церкви не признавать авторитет государственной власти в случаях принуждения верующих к греховным действиям, отступлению от Христа и церк-ви11. После долгих лет тоталитарного режима накопившаяся в народных недрах жажда духовного самовыражения обратилась стремительным ростом религиозности населения. РПЦ столкнулась с требованием времени всесторонне обеспечить духовные нужды граждан, что заставило священников тотально мобилизовать внутренние ресурсы. Со времени празднования 1000-летия Крещения Руси до начала второго тысячелетия количество верующих увеличилось с 18,6 до 60%12. В 2000 г. эта цифра достигла 74% взрослого населения страны13. Согласно данным ВЦИОМ за декабрь 2009 г., 73% россиян идентифицировали себя как православные14, далее наступила стабилизация15, в наши дни цифры примерно те же16. Широкомасштабная хозяйственная деятельность по возведению новых храмов и реставрации обветшавших церквей осуществлялась руками рядового духовенства, дефицит которого нужно было ликвидировать в кратчайшие сроки. Ускоренная модернизация образовательной системы РПЦ позволила за 26 лет открыть более 50 духовных учебных заведений для подготовки православных священников17.
Решения церковного руководства 1990-х гг. свидетельствуют о понимании того, что массовое крещение не гарантирует массовой
10 Игумнов П. (Архимандрит Платон). Священник должен появляться там, где его ждут // Православие.ru. 2009. URL: http://www.pravoslavie.ru/smi/37433.htm (дата обращения: 24.11.2015).
11 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html (дата обращения: 11.11.2015).
12 Баев П.А. Церковь и служитель культа в медийном дискурсе отечественного социума // Социс. Социологические исследования. 2011. № 2. С. 119.
13 Гараджа В.И. Социология религии: Уч. пособ. М., 2005. С. 327.
14 Баев ПЛ. Указ. соч. С. 119.
15 Гараджа В.И. Указ. соч. С. 327.
16Данные опроса ФОМ: число православных растет, число воцерковленных -нет // Информационно-аналитический центр "Сова". URL: http://www.sova-center. ru/religion/discussions/how-many/2014/07/d29855/ (дата обращения: 27.11.2015).
17 Иларион, Митрополит. Отношения между церковью и государством конструктивны // Отдел Внешних церковных связей Русской Православной церкви. URL: https://mospat.ru/ru/2015/07/07/news120832/ (дата обращения: 01.11.2015).
воцерковленности. Это показали и социологические опросы 2012 г., когда выяснилось, что лишь треть россиян констатируют важность религии для их собственной жизни, 5% стабильно бывают в церкви не реже одного или двух раз в неделю, 33 — заходят в храм поставить свечку без особого желания участвовать в богослужении, 61% опрошенных никогда не читал Библию. Из числа опрошенных только 4% обрели в религии смысл жизни, 26% — моральные и нравственные нормы для повседневной деятельности18. За последние 15 лет доля регулярно посещающих храмы увеличилась незначительно, большинство людей, именующих себя православными, не причащались19. Оказалось, что православная самоидентификация россиян происходит по факту формальной религиозной и этнической принадлежности, что дало право некоторым ученым оспаривать адекватность высоких цифр религиозности населения. Церковный историк, протоиерей Георгий Митрофанов заявлял, что наша страна представляет собой общество крещеных безбожников с магическими и языческими предрассудками, вследствие чего возникает необходимость новой проповеди Евангелия в среде интеллигенции и других социальных групп. Решить задачу воцерковления людей способно лишь священство высокой духовной культуры, имеющее большой жизненный опыт и умение общаться с людьми разного интеллектуального уровня20. Ввиду данной ситуации Архиерейский Собор 1997 г. не внес существенных поправок в стратегию реформы духовной школы, ориентированной на подготовку священников для катехизаторской работы. Основные задачи реформы были сформулированы в следующих положениях:
— разработка новой образовательной системы;
— преобразование духовных семинарий в высшие учебные заведения;
— создание на базе духовных академий постдипломной системы научно-богословской специализации;
— подготовка концепции богословского образования, стандартов высшего богословского образования, учебных программ и учебных планов;
— осуществление программы издания учебных пособий для духовных семинарий;
18 Религия и общество // Общественное мнение. 2012. М., 2012. С. 166—167.
19Данные опроса ФОМ: число православных растет, число воцерковленных — нет // Информационно-аналитический центр "Сова". URL: http://www.sova-center. ru/religion/discussions/how-many/2014/07/d29855/ (дата обращения: 27.11.2015).
20 Конкурс на свято место // Коммерсант.т. URL: http://www.kommersant.ru/ doc/1353453 (дата обращения: 07.11.2015).
— переход к практике рукоположения в священный сан только лиц с законченным семинарским образованием21.
Новую концепцию системы духовного образования предполагалось внедрить до конца XX в. Идея состояла в обучении будущих пастырей с целью решения актуальных духовных проблем общества, поэтому в качестве приоритетных направлений подготовки были выбраны социальная сфера и просветительская деятельность22. Выпускники реформированных семинарий и академий в священном сане стали активно включаться в пространство теле- и радиовещания с беседами об истории православия и основах христианской жизни. Церковные руководители корректировали выступления священников в СМИ, давая конкретные инструктивные указания. Патриарх Алексий II увещевал священников быть аполитичными в общественных дискуссиях, не выходить за рамки церковной традиции в личных высказываниях. Пастырским идеалом провозглашался авторитет священника в церковной и светской среде, обусловленный высоким уровнем его духовности и культуры23. Время показало дальновидность этой установки, поскольку в наше время наибольшим уважением в среде научной и творческой интеллигенции пользуется умное слово священника, сопряженное с личным положительным нравственным примером.
В начале 2000-х гг. динамика тотального процесса социальных преобразований ускорилась и стала опережать темпы модернизации церковных институтов. Глобальные трансформации изменили мироустройство и менталитет людей настолько внезапно, что не во всех церковных инстанциях были своевременно осознаны актуальные вызовы. Процесс переосмысления имиджа современного священнослужителя тормозила консервативно настроенная часть духовенства и церковных мирян, выступающая за неизменность формы и содержания пастырской миссии. Прогрессивная часть духовенства, главным действующим лицом которой был нынешний Глава РПЦ патриарх Кирилл, высказывалась за целесообразность пересмотра в новых реалиях некоторых принципов в процессе
21 Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/934945.html (дата обращения: 23.11.2015).
22 Определение "О задачах Церкви в области богословского образования" // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/527253.html (дата обращения: 07.11.2015).
23Каким быть священнику? Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II студенческому православному журналу Московской духовной академии и семинарии "Встреча" // Архив официального сайта Московского Патриархата Русской Православной Церкви 1997-2009. URL: https://mospat.ru/ archive/1998/08/nr050881/ (дата обращения: 07.11.2015).
подготовки будущих пастырей. Своей широкомасштабной общественной деятельностью и проявлением личных качеств патриарх Кирилл еще в бытность председателем Синодального отдела внешних церковных связей высоко поднял планку возможных компетенций духовенства и разрушил стереотип фольклорного восприятия священника. С самого начала своего патриаршего служения он предъявил строгие требования к интеллектуальному уровню и культурному цензу священнослужителя, направив церковную политику в сторону формирования грамотного и разностороннего пастыря. В связи с этим на церковной повестке появилась новая задача по созданию условий для получения духовными школами государственной аккредитации. 28 февраля 2008 г. федеральным законом Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)" духовным школам была предоставлена возможность получения свидетельства о государственной аккредитации, подтверждающего соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. В 2009 г. была создана Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия для подготовки высокообразованных пастырей, преподавателей и специалистов церковной науки, т.е. интеллектуальной элиты церкви24. На Архиерейском Соборе в феврале 2011 г. патриарх Кирилл заявил о необходимости развития для священнослужителей курсов повышения квалификации25. Учебный комитет получил предписание разработать систему контроля знаний и повышения квалификации священнослужителей. Архиерейский Собор 2013 г. вынес на повестку дня вопросы о будущем церковного образования всех уровней. Было решено привлечь светских специалистов и консультантов для работы по выработке методов согласования светского и религиозного образования. С 2015/16 учебного года духовные семинарии перешли на обучение по двухуровневой системе высшего церковного образования для последующей реализации образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки "Теология". Теперь результаты обучения в духовной школе будут описываться
24 Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/934945.html (дата обращения: 23.11.2015).
25 Его Святейшество, Святейший Кирилл Патриарх Московский и всея Руси // Московская Православная Духовная академия. URL: http://mpda-novospas.ru/ ?section_id=31 (дата обращения: 21.11.2015).
с помощью компетенций (знаний, умений, навыков, способностей и личных качеств). 12 октября 2015 г. произошло то, чего церковь настойчиво добивалась в последние годы: специальность "теология" была утверждена Президиумом Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации26. Насущную необходимость в этом церковные иерархи выводят из следующих установок:
— сфера светского образования и науки является, в первую очередь, средой для формирования личности, профессионализма и гражданской ответственности;
— в обширном пространстве знаний университеты должны воспитывать творческих, активных и целеустремленных людей в направлении раскрытия их потенциала на благо России27.
Динамика событий позволяет предположить, что целью реформы духовного образования РПЦ является не только общедоступность высшего образования для церковных пастырей. Это одна из составляющих стратегии по сближению светского и духовного образования. Формирование профессиональных компетенций в процессе подготовки будущих пастырей является необходимым условием для интеллектуального и ресурсного обеспечения данной стратегии. Но это не значит, что компетентностный подход — новое явление в жизни РПЦ. Во второй половине XX в., когда началось оживление церковной жизни за счет возвращения к православию части советской интеллигенции28, компетенции рассматривались применительно к самообразованию священника ввиду недостатка духовных школ. Желательным для священника считалось иметь широкий кругозор, ориентироваться в области общечеловеческих знаний и светских наук. В церковной среде высказывались мнения о пользе для пастырского служения знаний общей истории, классической литературы, светских искусств, формальной логики, древнегреческой и западной философии, психологии, музыки, иностранных языков. В своей книге "Пастырская эстетика" в 1968 г. профессор Московской Духовной академии протоиерей Алексей Остапов выделял набор необходимых компетенций применительно к системе пастырского самообразования:
26 Теология стала в России научной специальностью // Lenta.ru. URL: http:// lenta.ru/news/2015/10/12/theology/ (дата обращения: 13.10.2015).
27Иларион, Митрополит. Университет должен создавать необходимые условия для духовно-нравственного формирования личности // Отдел Внешних церковных связей Русской Православной церкви. URL: https://mospat.ru/ru/2015/09/24/ news122947/ (дата обращения: 28.10.2015).
28 Синелина Ю.Ю. Церковь и интеллигенция. Мифы и реальность // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 4 (110). С. 63.
— способность к разумному и организованному чтению;
— способность к критической оценке прочитанного текста;
— умение работать с книгой и анализировать прочитанный материал;
— умение конспектировать материал;
— умение работать с пером, излагать чужие и свои мысли на бумаге;
— умение распределять время для чтения, анализа и конспектирования;
— знание правил работы с богословскими и церковными журналами;
— знание истории, жизни и трудов видных духовных деятелей;
— умение перенести прочитанное в слово проповеди;
— способность повышать собственную культуру речи29.
Современные требования к священнику со стороны церкви и
общества уникальны тем, что в своей совокупности не имеют аналога в истории РПЦ:
— знание языка общего культурного пространства;
— умение встраивать учение святых отцов в современную реальность;
— умение транслировать религиозные смыслы на понятном обществу языке;
— способность к христианскому служению вне храма среди людей разной социальной и религиозной принадлежности;
— способность решать культурологическую проблему коммуникации церкви "по горизонтали" со сферой науки, культуры и искусства;
— готовность вести конструктивный диалог с представителями всех религиозных конфессий;
— способность к эффективному управлению церковными институтами.
В силу крайней озабоченности духовно-нравственным состоянием общества нынешнее рядовое духовенство активно включилось в инициируемый священноначалием процесс модернизации церковной жизни в соответствии с современными вызовами. Согласно социологическим опросам, священников волнуют не только проблемы отсутствия религиозной веры, но и другие аспекты общественного кризиса — духовная опустошенность людей, равнодушие, эрзац-культура, низкая нравственность, отсутствие доброты и милосердия30. Представители приходского духовенства на своем уровне переосмысливают содержание современного духов-
29 Остапов А. (протоиерей Алексий). Пастырская эстетика // Диакон.т. URL: http://deacon.ru/library/bogoslujeniya/39-ostapov.html (дата обращения: 04.10.2015).
30 Никитина Т.В. Указ. соч.
ного образования, о чем свидетельствуют открытые дискуссии священников в интернете об актуальных вопросах пастырского служения. Ярким примером является тема необходимости приобретения пастырем знаний в области светской психологии и соотнесения этого материала с богословием. Большинство священников, участвующих в дискуссии, приходят к выводу о пользе владения ремеслом психолога с учетом специфики христианского пастырства и духовной жизни. Сами священники интервьюировали психологов и психоаналитиков, которые делились случаями из своей практики об усугублении психологических проблем людей в церкви. Для психически неустойчивой личности чувство вины, которое прививается через неправильно истолкованное покаяние, крайне губительно. Разводы, утраты, житейские нестроения — распространенное явление, и владение психотерапевтическими технологиями может быть дополнением к мистическому опыту священников и харизматическому статусу пастырства. Православные психологи считают, что через священника как носителя Божественной благодати рационально представленная психотерапия включила бы в себя элемент благодатной помощи Божией. Священники говорят, что при работе в больницах, интернатах и хосписах необходимо проявлять не столько профессиональные навыки, сколько христианские качества31. Обратная связь в этой дискуссии по вертикали церковной власти позволила принять решение о внедрении в Институте социального образования Русской христианской гуманитарной академии (РХГА) Санкт-Петербурга программы профессиональной переподготовки "Православная психология: теория и практика". Обучаясь на этом курсе, священники могут получить знания в области общей православной психотерапии, пройти консультирование по проблемам православной семьи и коррекции
32
детско-родительских взаимоотношений32.
Основатель "Школы православного миссионера" священник Даниил Сысоев опубликовал в 2009 г. предложение о создании Института повышения квалификации священнослужителей и работников епархиальных отделов для создания базы с целью общего повышения уровня православного духовенства и выявления талант-
31 Лоргус А. (Иерей Андрей). Психологическая практика и пастырское служение: сравнительный психологический анализ // Русская православная психология. URL: http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/lorgus-a.-svyasch.-psihologicheskaya-praktika-i-pastyirskoe-sluzhenie.html (дата обращения: 18.11.2015).
32 Профессионализм в области христианского социального служения // Институт социального образования РХГА. URL: http://iso-rhga.ru (дата обращения: 28.10.2015).
ливых пастырей33. Это произошло двумя годами ранее выступления патриарха Кирилла на данную тему, что можно расценивать в качестве осознанной потребности самого духовенства повысить свой образовательный уровень для усиления влияния на процесс духовно-нравственного возрождения общества.
Большинство священников связывают рост религиозности и нравственности в обществе со своим стремлением удовлетворить запросы верующих. Приоритетной функцией в своей деятельности священники считают воспитание в людях ценностей и идеалов добра, милосердия, сочувствия, любви, честности. В силу своей важной социальной роли в деле моральной стабилизации общества духовенство преисполнено ощущением престижа своей про-фессии34. Патриарх Алексий II, вдохновивший церковь на начало проведения образовательных реформ, считал данную мотивацию пастырского служения единственно верной, поэтому среди самых важных личностных качеств священника выделял следующее:
— любовь к братьям во Христе;
— чуткость к нуждам прихожан и всех людей;
— предельная честность в обращении с людьми;
— самостоятельность в принятии решений;
— сочетание смиренномудрия с активным творческим подходом в церковном служении;
— высокая духовная и моральная ответственность к своему пастырскому служению;
— преданность церковным идеалам;
— забота о церковном единении35.
В процессе обучения эти качества формируются посредством сочетания духовного воспитания со стремлением к соответствию определенным профессиональным параметрам. С позиций просветительской, социальной деятельности священника, а также работы по духовному руководству мирянам данный подход позволяет эффективно и полноценно реализовывать задачи и накапливать потенциал для развития.
Инновационная стратегия церкви по подготовке священника в соответствии с актуальными вызовами сопряжена с рисками.
33 Сысоев Д. (священник Даниил). Курсы повышения квалификации для священников // Миссионерский центр имени Даниила Сысоева. URL: http://mission-center.com/publicatsii/811-kursi-dlia-svyashennikov (дата обращения: 21.11.2015).
34 Никитина Т.В. Указ. соч. С. 65.
35 Каким быть священнику? Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II студенческому православному журналу Московской духовной академии и семинарии "Встреча" // Архив официального сайта Московского Патриархата Русской Православной Церкви 1997-2009. URL: https://mospat.ru/ archive/1998/08/nr050881/ (дата обращения: 07.11.2015).
Внешние риски обусловлены неоднозначностью внешней среды, запросов, мировоззрения и жизненной позиции представителей разных социальных слоев. Внутренние риски связаны с тем, что священник должен соответствовать двум исключительным требованиям — сохранять духовный облик и всесторонне развивать свой интеллект и кругозор. Духовность как состояние души человека в процессе общения с Богом предполагает молитвенную настроенность, отрешенность от внешнего мира и материальных вещей. Интеллектуальное и культурное развитие невозможно без рациональной деятельности по изучению вещей "мира сего", большой степени внутренней свободы, живого сотрудничества с людьми разных культур, общительности и непрерывной активной коммуникации с окружающим миром. На вопрос о том, не переоценила ли церковная иерархия человеческие возможности священства, требуя от него симбиоза высоких духовных и интеллектуальных качеств, еще предстоит ответить. Церковь исходит из того, что человеческую немощь пастыря восполняет Божественная благодать священства, что дает духовную санкцию на прогрессивную стратегию развития церкви в соответствии с современными вызовами.
Еще одним риском является вероятность возникновения в результате унификации светской и духовных форм образования ситуации непреодолимых противоречий принципов западной (секу-лярной) и российской (православной) педагогики. Православная педагогика направлена на формирование духовной мотивации в связи с земной и вечной жизнью человека, в то время как светская педагогика не рассматривает участие высшего мира в человеческом развитии. Если прав В. Зеньковский в том, что "преодоление педагогического натурализма осуществляется в общем повороте современности к религиозной культуре"36, то РПЦ в силах прийти к органическому синтезу между западной формой образования и идеями российской национальной педагогики.
Таким образом, профессиональный подход к образованию священника формируется с учетом актуальных задач РПЦ, которые вытекают из социально-культурной ситуации в стране и специфики церковной жизни. Выявляется готовность православного духовенства к участию в реализации церковной стратегии по ответу на актуальные общественные вызовы. Процесс подготовки пастырей сопровождается духовным воспитанием, наставничеством, накоплением опыта духовной жизни. Традиционно священство осмысливается через призму понятий духовности, призвания, нравственных
36 Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин, 2002. С. 35.
качеств и морального облика. Самыми важными компетенциями священника становятся знания в области гуманитарных наук, способность к творческому осуществлению пастырской миссии, умение адаптировать духовное послание к понимаю современников. Процесс подготовки священника для общественного служения сопровождается поиском варианта гармоничного сочетания категорий "служение" и "профессия".
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баев П.А. Церковь и служитель культа в медийном дискурсе отечественного социума // Социс. Социологические исследования. 2011. № 2. С. 118-127.
Гараджа В.И. Социология религии: Уч. пособ. М., 2005.
Горемыкина Л.И. Православное духовенство как социальная группа современного российского общества: региональные аспекты: дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.04. Уфа, 2009.
Данные опроса ФОМ: число православных растет, число воцерков-ленных - нет // Информационно-аналитический центр "Сова". URL: http://www.sova-center.ru/religion/discussions/how-many/2014/07/d29855/ (дата обращения: 27.11.2015)
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/934945.html (дата обращения: 23.11.2015).
Его Святейшество, Святейший Кирилл Патриарх Московский и всея Руси // Московская Православная Духовная академия. URL: http://mpda-novospas.ru/?section_id=31 (дата обращения: 21.11.2015).
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин, 2002.
Игумнов П. (Архимандрит Платон). Священник должен появляться там, где его ждут // Православие.га. 2009. URL: http://www.pravoslavie.ru/ smi/37433.htm (дата обращения: 24.11.2015).
Иларион, Митрополит. Отношения между церковью и государством конструктивны // Отдел Внешних церковных связей Русской Православной церкви. URL: https://mospat.ru/ru/2015/07/07/news120832/ (дата обращения: 01.11.2015).
Иларион, Митрополит. Университет должен создавать необходимые условия для духовно-нравственного формирования личности // Отдел Внешних церковных связей Русской Православной церкви. URL: https:// mospat.ru/ru/2015/09/24/news122947/ (дата обращения: 28.10.2015).
Каким быть священнику? Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II студенческому православному журналу Московской духовной академии и семинарии "Встреча" // Архив официального сайта Московского Патриархата Русской Православной Церкви 1997-2009. URL: https://mospat.ru/archive/1998/08/nr050881/ (дата обращения: 07.11.2015).
Конкурс на свято место // Коммерсант.га. URL: http://www.kommersant. ru/doc/1353453 (дата обращения: 07.11.2015).
Лоргус А. (Иерей Андрей). Психологическая практика и пастырское служение: сравнительный психологический анализ // Русская православная психология. URL: http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/lorgus-a. -svyasch. -psihologicheskaya-praktika-i-pastyirskoe-sluzhenie.html (дата обращения: 18.11.2015).
Маслова И.И. Социально-исторический портрет православного духовенства (XX век) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 821—826.
Митрохин Н.А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2004.
Никитина Т.В. Служители церкви о себе // Социологические исследования. 1993. № 4. С. 62-66.
Определение "О задачах Церкви в области богословского образования" // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/527253.html (дата обращения: 07.11.2015).
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html (дата обращения: 11.11.2015).
Остапов А. (протоиерей Алексий). Пастырская эстетика // Диакон.га. URL: http://deacon.ru/library/bogoslujeniya/39-ostapov.html (дата обращения: 04.10.2015).
Патриарху Кириллу вручена премия "Профессия — жизнь" // Pravmir.ru. URL: http://www.pravmir.ru/patriarxu-kirillu-vruchena-premiya-professiya-zhizn/?fb_ref=Default (дата обращения: 11.11.2015).
Православный священник // ПрофГид. URL: http://www.profguide.ru/ professions/Pravoslavnyy_svyashchennik.html (дата обращения: 11.11.2015).
Профессионализм в области христианского социального служения // Институт социального образования РХГА. URL: http://iso-rhga.ru (дата обращения: 28.10.2015).
Результаты опросов общественного мнения июль—август 2012: образ жизни // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 4 (110).
Религия и общество // Общественное мнение. 2012. М., 2012.
Синелина Ю.Ю. Церковь и интеллигенция. Мифы и реальность // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 4 (110). С. 61—70.
Сухова Н.Ю. Пастырское богословие в Российской духовной школе (XVIII — начало XX в.) // Вестн. ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 1 (25). С. 25—43. URL: http://pstgu.ru/download/1239626259.suhova.pdf (дата обращения: 22.11.2015).
Сысоев Д. (священник Даниил). Курсы повышения квалификации для священников // Миссионерский центр имени Даниила Сысоева. URL:
http://mission-center.com/publicatsii/811-kursi-dlia-svyashennikov (дата обращения: 21.11.2015).
Теология стала в России научной специальностью // Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/news/2015/10/12/theology/ (дата обращения: 13.10.2015).
REFERENCES
Baev P.A. Tserkov' i sluzhitel' kul'ta v mediinom diskurse otechestvennogo sotsiuma // Sotsis. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2011. N 2. S. 118-127.
Dannye oprosa FOM: chislo pravoslavnykh rastet, chislo votserkovlennykh -net // Informatsionno-analiticheskii tsentr "Sova". URL: http://www.sova-center. ru/religion/discussions/how-many/2014/07/d29855/ (data obrashcheniya: 27.11.2015).
Doklad Svyateishego Patriarkha Kirilla na soveshchanii rektorov dukhovnykh uchebnykh zavedenii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/934945.html (data obrashcheniya: 23.11.2015).
Ego Svyateishestvo, Svyateishii Kirill Patriarkh Moskovskii i vseya Rusi // Moskovskaya Pravoslavnaya Dukhovnaya akademiya. URL: http://mpda-novospas. ru/?section_id=31 (data obrashcheniya: 21.11.2015).
Garadzha V.I. Sotsiologiya Religii. Uch. posob. M., 2005.
Goremykina L.I. Pravoslavnoe dukhovenstvo kak sotsial'naya gruppa sovre-mennogo rossiiskogo obshchestva: regional'nye aspekty: Dissertatsiya ... kandi-data sotsiologicheskikh nauk: 22.00.04. Ufa, 2009.
Igumnov P. (Arkhimandrit Platon). Svyashchennik dolzhen poyavlyat'sya tam, gde ego zhdut // Pravoslavie.ru. 2009. URL: http://www.pravoslavie.ru/ smi/37433.htm (data obrashcheniya: 24.11.2015).
Ilarion, Mitropolit. Otnosheniya mezhdu tserkov'yu i gosudarstvom kon-struktivny // Otdel Vneshnikh tserkovnykh svyazei Russkoi Pravoslavnoi tserkvi. URL: https://mospat.ru/ru/2015/07/07/news120832/ (data obrashcheniya: 01.11.2015).
Ilarion, Mitropolit. Universitet dolzhen sozdavat' neobkho-dimye usloviya dlya dukhovno-nravstvennogo formirovaniya lichnosti // Otdel Vneshnikh tserkovnykh svyazei Russkoi Pravoslavnoi tserkvi. URL: https://mospat.ru/ ru/2015/09/24/news122947/ (data obrashcheniya: 28.10.2015).
Kakim byt' svyashchenniku? Interv'yu Svyateishego Patriarkha Moskovsk-ogo i vseya Rusi Aleksiya II studencheskomu pravoslavnomu zhurnalu Mos-kovskoi dukhovnoi akademii i seminarii "Vstrecha" // Arkhiv ofitsial'nogo saita Moskovskogo Patriarkhata Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi 1997-2009. URL: https://mospat.ru/archive/1998/08/nr050881/ (data obrashcheniya: 07.11.2015).
Konkurs na svyato mesto // Kommersant.ru. URL: http://www.kommersant. ru/doc/1353453 (data obrashcheniya: 07.11.2015).
Lorgus A. (Ierei Andrei). Psikhologicheskaya praktika i pastyrskoe sluzhenie: sravnitel'nyi psikhologicheskii analiz // Russkaya pravoslavnaya psikhologiya. URL: http:// dusha-orthodox.ru/biblioteka/lorgus-a. -svyasch. -psihologicheskaya-praktika-i-pastyirskoe-sluzhenie.html (data obrashcheniya: 18.11.2015).
Maslova I.I. Sotsial'no-istoricheskii portret pravoslavnogo dukhovenstva (XX vek) // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta im. V.G. Belinskogo. 2012. N 27. S. 821-826.
Mitrokhin N.A. Russkaya pravoslavnaya tserkov': sovremennoe so-stoyanie i aktual'nye problemy. M., 2004.
Nikitina T.V. Sluzhiteli tserkvi o sebe // Sotsiologiche-skie issledovaniya. 1993. N 4. S. 62-66.
Opredelenie "O zadachakh Tserkvi v oblasti bogoslovskogo obrazovaniya" // Ofitsial'nyi sait Moskovskogo Patriarkhata Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/527253.html (data obrashcheniya: 07.11.2015).
Osnovy sotsial'noi kontseptsii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi // Ofitsial'nyi sait Moskovskogo Patriarkhata Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/141422.html (data obrashcheniya: 11.11.2015).
Ostapov A. (protoierei Aleksii). Pastyrskaya estetika // Dia-kon.ru. URL: http://deacon.ru/library/bogoslujeniya/39-ostapov.html (data obrashcheniya: 04.10.2015).
Patriarkhu Kirillu vruchena premiya "Professiya — zhizn'" // Pravmir.ru. URL: http://www.pravmir.ru/patriarxu-kirillu-vruchena-premiya-professiya-zhizn/?fb_ref=Default (data obrashcheniya: 11.11.2015).
Pravoslavnyi svyashchennik // ProfGid. URL: http://www.profguide.ru/ professions/Pravoslavnyy_svyashchennik.html (data obrashcheniya: 11.11.2015).
Professionalizm v oblasti khristianskogo sotsial'nogo sluzhe-niya // Institut sotsial'nogo obrazovaniya RKhGA. URL: http://iso-rhga.ru (data obrashcheniya: 28.10.2015).
Religiya i obshchestvo // Obshchestvennoe mnenie. 2012. M., 2012.
Rezul'taty oprosov obshchestvennogo mneniya iyul'-avgust 2012: obraz zhizni // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsi-al'nye peremeny. 2012. N 4 (110).
Sinelina Yu.Yu. Tserkov' i intelligentsiya. Mify i real'nost' // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. 2012. N 4 (110). S. 61-70.
Sukhova N.Yu. Pastyrskoe bogoslovie v Rossiiskoi dukhovnoi shkole (XVIII — nachalo XX v.) // Vestn. PSTGU I: Bogoslovie. Filosofiya. 2009. Vyp. 1 (25). S. 25—43. URL: http://pstgu.ru/download/1239626259.suhova.pdf (data obrashcheniya: 22.11.2015).
Sysoev D. (svyashchennik Daniil). Kursy povysheniya kvalifikatsii dlya svya-shchennikov // Missionerskii tsentr imeni Daniila Sysoeva. URL: http://mis-sion-center.com/publicatsii/811-kursi-dlia-svyashennikov (data obrashcheniya: 21.11.2015).
Teologiya stala v Rossii nauchnoi spetsial'nost'yu // Len-ta.ru. URL: http:// lenta.ru/news/2015/10/12/theology/ (data obrashcheniya: 13.10.2015).
Zen'kovskii V.V. Problemy vospitaniya v svete khristianskoi antropologii. Klin, 2002.