Научная статья на тему 'ПАСТЫРСКИЕ ТРУДЫ ДУХОВЕНСТВА ВЛАДИВОСТОКСКОЙ ЕПАРХИИ В СФЕРЕ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ'

ПАСТЫРСКИЕ ТРУДЫ ДУХОВЕНСТВА ВЛАДИВОСТОКСКОЙ ЕПАРХИИ В СФЕРЕ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ЕПАРХИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО / АРХИЕПИСКОП ЕВСЕВИЙ (НИКОЛЬСКИЙ) / НАРОДНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЦЕРКОВНАЯ ШКОЛА / ПРИХОДСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВО ТРЕЗВОСТИ / ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дерягин Николай Михайлович

В статье предпринимается попытка проанализировать историю развития церковно-общественной жизни Владивостокской епархии в конце XIX - начале XX вв. Автор рассматривает церковно-общественную жизнь юга Приморской области, исследуя деятельность духовенства в сфере народного просвещения. В статье обнаруживается отношение крестьянского населения к школьному образованию. Определяется влияние пастырской деятельности священнослужителей на жизнь дальневосточных переселенцев. Приводятся статистические сведения о церковных школах Владивостокской епархии. Внимание уделяется деятельности школьных обществ трезвости, миссией которых было преодоление пьянства в подростковой среде. Отмечается работа священнослужителей по насаждению сельскохозяйственной грамотности среди населения и учащихся церковных школ. Автор аргументированно доказывает, что духовенство Владивостокской епархии в указанный период времени внесло существенный вклад в дело народного просвещения и укрепления нравственности в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дерягин Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VLADIVOSTOK DIOCESE PASTORAL WORK IN PUBLIC EDUCATION AT THE END OF THE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES

The article makes an attempt to analyze the history of the development of ecclesiastical and public life in the Vladivostok diocese in the late 19th - early 20th centuries. The author examines church and social life in the south of the Primorsky region, examining the activities of the clergy in the field of public education. The article reveals the attitude of the peasant population to school education. The influence of the pastoral activity of clergymen on the life of the Far Eastern migrants is determined. Provides statistical information about the church schools of the Vladivostok Diocese. Attention is paid to the activities of school sobriety societies, whose mission was to overcome drunkenness in adolescents. The work of clergymen to promote agricultural literacy among the population and students of church schools is noted. The author reasonably proves that the clergy of the Vladivostok Diocese in the indicated period of time made a significant contribution to the cause of public education and the strengthening of morality in society.

Текст научной работы на тему «ПАСТЫРСКИЕ ТРУДЫ ДУХОВЕНСТВА ВЛАДИВОСТОКСКОЙ ЕПАРХИИ В СФЕРЕ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 3 (8) 2021

Иеродиакон Александр (Дерягин)

Пастырские труды духовенства Владивостокской епархии в сфере народного просвещения в конце XIX — начале XX вв.

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_26

Аннотация: В статье предпринимается попытка проанализировать историю развития церковно-общественной жизни Владивостокской епархии в конце XIX — начале XX вв. Автор рассматривает церковно-общественную жизнь юга Приморской области, исследуя деятельность духовенства в сфере народного просвещения. В статье обнаруживается отношение крестьянского населения к школьному образованию. Определяется влияние пастырской деятельности священнослужителей на жизнь дальневосточных переселенцев. Приводятся статистические сведения о церковных школах Владивостокской епархии. Внимание уделяется деятельности школьных обществ трезвости, миссией которых было преодоление пьянства в подростковой среде. Отмечается работа священнослужителей по насаждению сельскохозяйственной грамотности среди населения и учащихся церковных школ. Автор аргументированно доказывает, что духовенство Владивостокской епархии в указанный период времени внесло существенный вклад в дело народного просвещения и укрепления нравственности в обществе.

Ключевые слова: церковная история, Дальний Восток, Владивостокская епархия, Русская Православная Церковь, православное духовенство, архиепископ Евсевий (Никольский), народное просвещение, церковная школа, приходская деятельность, общество трезвости, церковно-общественная жизнь.

Об авторе: Иеродиакон Александр (Дерягин Николай Михайлович)

Магистр богословия, соискатель Санкт-Петербургской духовной академии.

E-mail: nderyagin@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7094-9527

Ссылка на статью: Александр (Дерягин), иеродиак. Пастырские труды духовенства Владивостокской епархии в сфере народного просвещения в конце XIX — начале XX вв. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 3 (8). С. 26-39.

* Фотографии взяты из открытых источников и предоставлены автором. 26 Вестник Исторического общества № 3 (8), 2021

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal No. 3 (8) 2021

Hierodeacon Alexander (Deriagin)

Vladivostok Diocese Pastoral Work in Public Education at the end of the 19th - early 20th Centuries

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_26

Abstract: The article makes an attempt to analyze the history of the development of ecclesiastical and public life in the Vladivostok diocese in the late 19th - early 20th centuries. The author examines church and social life in the south of the Primorsky region, examining the activities of the clergy in the field of public education. The article reveals the attitude of the peasant population to school education. The influence of the pastoral activity of clergymen on the life of the Far Eastern migrants is determined. Provides statistical information about the church schools of the Vladivostok Diocese. Attention is paid to the activities of school sobriety societies, whose mission was to overcome drunkenness in adolescents. The work of clergymen to promote agricultural literacy among the population and students of church schools is noted. The author reasonably proves that the clergy of the Vladivostok Diocese in the indicated period of time made a significant contribution to the cause of public education and the strengthening of morality in society.

Keywords: church history, the Far East, the Vladivostok Diocese, Russian Orthodox Church, Orthodox clergy, Archbishop Eusebius (Nikolsky), public education, church school, parish activities, sobriety society, church and social life.

About the author: Hierodeacon Alexander (Deryagin Nikolay Mikhaylovich)

Master of Theology, Graduate Student at St. Petersburg Theological Academy.

E-mail: nderyagin@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7094-9527

Article link: Alexander (Deryagin), hierodeacon. Vladivostok Diocese Pastoral Work in Public Education at the end of the 19th — early 20th Centuries. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 3 (8), pp. 26-39.

* Photos are taken from open sources and provided by the author.

Исследование пастырской деятельности православного духовенства Владивостокской епархии в конце XIX — начале XX вв. в сфере народного просвещения необходимо для лучшего понимания роли приходов Русской Православной Церкви как духовно-просветительских образовательных центров в реалиях современной церковно-общественной жизни. Изучение работы священников по укреплению нравственных начал в обществе и подъему уровня общей и религиозной грамотности представляется важным и актуальным, т.к. данная сфера является в пастырской работе первостепенной.

По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., только 38,66% мужчин и 5,74% женщин крестьянского населения Приморской области были грамотными1. Медленное развитие образования объясняется отсутствием традиций просвещения. В получении своими детьми школьного образования крестьяне чаще всего видели для себя лишь дополнительную статью расходов. В отчете военного губернатора за 1890 г. отмечается факт, что «русское крестьянское население к делу обучения своих детей относится с полным равнодушием, если не с неохото-ю»2. Через десять лет отношение к просвещению практически не меняется — генерал-губернатор Н. И. Гродеков докладывал, что крестьянин, «находясь в постоянных заботах об устройстве своей материальной жизни на далекой окраине, он на школу смотрит как на обузу, отнимающую у него не только помощника-ребенка, но и требующую материальных затрат»3. Известны случаи, когда крестьянский начальник вместе со священником приезжал в село, чтобы предложить сельскому сходу возбудить ходатайство о постройке нового здания для школы, в ответ слышали: «Нам и эта хороша, все равно за одиннадцать лет никто еще ни читать, ни писать не выучился»4.

В период с 1894 по 1904 гг. на территории Приморья было выстроено 24 церкви с школами при них5. В 1906-1907 учебном году количество школ начального образования в целом возросло до 155, включая 95 церковно-приходских, 43 Министерства народного просвещения и 17 казачьих школ6. Несмотря на то, что церковно-приходских школ было вдвое больше, количество учеников в них было практически одинаковым. В этом году в церковно-приходских школах обучалось 3525 детей, в министерских — 3453, в казачьих — 7497. Школы Министерства народного просвещение располагались главным образом в многолюдных крупных населенных пунктах и были переполнены учениками, а школы церковные открывались даже в самых малолюдных селениях, поэтому обслуживали гораздо меньшее количество населения, чем министерские8.

В отчете генерала Гродекова за 1898-1900 гг. сообщается, что представители интеллигентного класса, хотя и осознавая важность традиционного нравственного воспитания своих детей, которое дается в семье, нередко находились в затруднительном положении при выборе специальности для своего ребенка. Родители обнаруживали, что в их распоряжении на выбор имеется всего только лишь одно-два учебных заведения. Поэтому они оказывались вынуждены или давать детям образование не такое, какое они бы хотели, или отправлять их на обучение в другие города и нередко в далекие страны, расставаясь со своими детьми на долгое время. Владивостокская интеллигенция отдавала своих детей в заграничные пансионы Китая и Японии, которые

1 Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Приморская область. Тетрадь 3. СПб., 1905. С. 12.

2 Обзор Приморской области за 1890 год. Владивосток, 1891. С. 30.

3 Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора генерала от инфантерии Гродекова за 1898-1900 годы. Хабаровск, 1901. С. 28.

4 РГИА ДВ. Ф. 163. Оп. 1. Д. 233. Л. 79 об.

5 Усова Н.А. Роль просвещения, учителей в освоении и развитии Дальнего Востока в кон. XIX — нач. XX вв. Владивосток, 1993. С. 214.

6 Отчет Епархиального Наблюдателя церковных школ Владивостокской епархии за 19061907 уч. г. // Владивостокские епархиальные ведомости. 1908. № 19. С. 463.

7 Там же. С. 466.

8 Там же.

содержали в основном иностранные миссионеры. В 1899 г. при католических миссиях воспитывались, таким образом, свыше 40 русских детей. Получалось так, что, «отдавая своих детей туда, родители волей-неволей, иногда даже не сознавая того, ставят их в такие условия воспитания, при которых из них выходят будущие граждане или без всяких религиозных основ, или совершенно чуждые понятий о своей родной вере и родном языке и вообще традиций, на которых зиждется мощь русского народа»9.

На рубеже веков государственные власти, сознавая всю важность народного просвещения, видя в нем «залог будущности» страны10, все же в большей степени были заняты проблемами административного управления, проектами укрепления военно-оборонного сектора, налаживанием железнодорожного сообщения с центром России. Нередко начальные школы открывались спустя десятилетия после основания поселения. Решение проблемы образования своих детей было предоставлено самим крестьянам. Сельские общества самостоятельно строили школы или снимали помещения для проведения школьных занятий, искали и за свои средства нанимали преподавателей. Часто инициаторами появления школы выступали сами учителя и священники.

В ряде церковных округов Владивостокской епархии отцы благочинные отмечали низкий уровень религиозной грамотности. Духовные понятия у населения этих бла-гочиний сводились «в большинстве случаев к поверхностному знанию "Отче наш" и других начальных молитв; Символ веры многими читается механически, но с грубыми искажениями в роде таких, например: "Распятаго Жезаны Припантийся Палате" ("Распятаго же за ны при Пантийстем Пилате")»11.

В других церковных округах и, можно сказать, в целом по епархии ситуация с религиозным образованием прихожан находилась на удовлетворительном уровне. Благочинный второго округа епархии священник Елевогрий Суражкевич докладывает, что «почти все прихожане знают первоначальные молитвы как то: молитву Господню, Святому Духу, Символ веры, песнь Богородицы и молитву за Царя. Означенные молитвы родители изустно передают своим детям. Само собой разумеется, что грамотные христиане и дети, посещающие школу, имеют сведения об истинах веры более обширные»12.

Таким образом, в разных районах Приморья ситуация с уровнем образования и религиозной грамотности отличалась. Где-то от священника требовалось больше усилий моральных и физических, а также соответствующая образовательная подготовка для пастырского служения. Поэтому за богослужением в храмах священниками произносились проповеди, «принаровленные к умственному и нравственному состоянию прихожан»13.

Несмотря на то, что многие священники Владивостокской епархии не имели семинарского образования, этот недостаток отчасти восполнялся ими посредством чтения духовной и богословской литературы, периодических журналов и научных книг, например, по ведению сельского хозяйства, чтобы заботиться не только о душах своих прихожан, но и помогать бытовыми советами14.

Генерал-губернатор Гродеков в своем отчете за 1898-1900 гг. писал, что «необходимость поднятия нравственного и умственного уровня духовенства требует предоставления в распоряжение епархиальных начальств края возможно больших средств к духовно-образовательному развитию лиц, посвящающих себя служению Церкви Христовой»15. Гродеков добавлял, что «необходимым является также открытие в г. Вла-

9 Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора генерала от инфантерии Гро-декова за 1898-1900 годы. Хабаровск, 1901. С. 28.

10 Там же. С. 24.

11 РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 135. Л. 15.

12 РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 105. Л. 13.

13 Там же. Л. 12.

14 Там же. Л.11 об.

15 Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора генерала от инфантерии Гро-декова за 1898-1900 годы. Хабаровск, 1901. С. 22.

Никольская сельская школа

дивостоке духовных семинарии и училища»16, для того, чтобы «снабжать свои церковные приходы соответственными священнослужителями, а церковно-приходские школы — надлежаще подготовленными учителями»17. Однако духовной семинарии в Приморье так и не появилось, а поскольку средние духовные учебные заведения в епархии отсутствовали, священнослужители были вынуждены отдавать своих детей в светские учебные заведения: реальные училища, женские прогимназии, ремесленные училища и т. д.18

Первая в Южно-Уссурийском крае сельская школа была выстроена в селе Никольском по личной инициативе и трудами окружного исправника П. А. Занадворова только в 1884 г.19 Школа расположилась в центре села рядом с храмом. В день открытия школы был совершен благодарственный молебен. Первые годы существования школы, как отмечал инспектор Владивостокской мужской прогимназии Г. Л. Мазинг, священник Свято-Никольского храма Петр Певцов существенного интереса к школе не проявлял и в делах ее не участвовал20. Можно полагать, что это было связано с большой территорией пастырской ответственности священника, ведь духовенства в то время не хватало критически.

В течение первого десятилетия своего существования школа властями не поддерживалась, а существовала исключительно на средства самих крестьян. Несколько раз в школе менялся преподаватель. Нередко учителю в одиночку приходилось заниматься обучением сразу порядка сотни учеников. Учебной литературы в школе не хватало, отсутствовала библиотека, школьники занимались каждый по тем учебникам, которые удавалось найти их родителям. Учебный процесс усложнялся еще и тем, что многие крестьяне, проучив своих детей в школе одну зиму, обучение оставляли. Когда же по прошествии нескольких зим дети забывали элементарную грамоту, их вновь приводили на начальное школьное отделение, которое вследствие этого было постоянно переполнено21.

В 1884 г. к Свято-Никольской церкви был назначен священник Павел Саввич Мичурин. Совмещая должности благочинного, наблюдателя церковных школ, военного

16 Там же. С. 23.

17 Там же.

18 РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 135. Л. 14.

19 РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 967. Л. 6-7.

20 Там же. Л. 7-7 об.

21 Лынша О.Б. История образования в Никольске-Уссурийском. 1882-1922гг. Владивосток, 2017. С. 15.

священника и священника-миссионера, он преподавал в церковной школе Закон Божий. По школьной программе ученики изучали Священную Библейскую историю Ветхого и Нового Завета, Символ веры, заповеди христианской нравственности, молитвы с объяснением их смысла и значения22.

Назначенный с 1892 г. епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ священник Павел Мичурин инициировал сбор средств для постройки нового каменного школьного здания, так как прежнее здание школы уже не удовлетворяло потребностям сельчан, требовало ремонта и не вмещало всех желающих обучаться. На этот раз в строительстве школы участвовали уже в большей степени состоятельные Владивостокские предприниматели. 5 августа 1896 г. епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский Макарий (Дарский)23 совершил освящение места под строительство новой школы рядом со старой. Школа была выстроена за один год24.

В 90-х гг. XIX в. начинается государственное финансирование образовательной сферы и постепенно в отдаленных рядовых поселениях области появляются школы. Можно предположить, что до этого момента правительственные чиновники считали, что крестьяне сами должны были заботиться о создании для своих детей учебных заведений, покупать учебники и школьные принадлежности, искать квалифицированных педагогов. Но время показало, что без государственной поддержки народного просвещения дело будет идти крайне медленно. Так, ситуация начала меняться и на школы начинают выделяться ассигнования, размер которых, однако, все равно не удовлетворял потребностям жителей далекой окраины. Проблемы с финансированием школьного образования оставались и спустя десятилетия. Люди в Приморскую область прибывали, появлялись и росли стремительно новые поселения. Требовалось все больше священников, преподавателей, школ, церквей, но средств не хватало. Имеющиеся школы были переполнены. Желающим учиться часто отказывали из-за недостаточного количества мест.

В годовом епархиальном отчете за 1916 г. архиепископ Приморский и Владивостокский Евсевий (Никольский)25 писал: «С должным вниманием и усердием духовенство епархии относило обязанности по преподаванию Закона Божия в приходских школах как в церковных, так и в министерских, несмотря на то, что труд этот оплачивается весьма скудно, а требует от духовенства много времени, так как за немногими исключениями на долю приходского сельского священника приходится по две или даже по три школы, расположенные при том большей частью в разных пунктах, иногда более десяти верст от места жительства священника»26.

Кроме осуществления своей основной деятельности, священники занимались образованием обществ трезвости, разрабатывали и печатали в больших количествах антиалкогольные листовки для раздачи населению, организовывали лекции и народные чтения, посвященные вреду алкоголя и многим другим темам, связанным с трезвостью. Народные чтения, задачей которых было благотворно влиять на души людей и способствовать развитию грамотности, несмотря на многие усилия священников и учителей, посещались не так активно, как бы того хотелось. При церковных школах организовывались учительские и ученические библиотеки, где собиралась, насколько это было возможно и позволяли средства, доступная литература и учебники. Иногда школы выписывали для библиотек периодические издания.

22 Там же. С. 14.

23 См.: Евфимий (Моисеев), иг. Забытый святитель-миссионер: жизнь и труды епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского Макария (Дарского) (1842-1897) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 2 (7). С. 13-21.

24 Лынша О.Б. История образования в Никольске-Уссурийском... С. 17.

25 Владыка Евсевий был сторонником активной миссионерской деятельности. См.: Карпук Д.А. Обстоятельства созыва Миссионерского съезда в Иркутске в 1910 г. и рассмотрение на нем вопросов о российских заграничных духовных миссиях // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 2 (7). С. 46.

26 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2749. Л. 21 об. — 22.

Благочинный четвертого церковного округа священник Григорий Георгиевич Ваулин, совмещавший многочисленные епархиальные послушания, одновременно находящийся на должности уездного наблюдателя церковных школ Никольск-Уссурийского отделения Владивостокского епархиального училищного совета, председателя Осиновского общества трезвости, а также законоучителя и заведующего несколькими церковно-приходскими школами, законоучителя двухклассного училища Министерства народного просвещения, для учеников церковных школ устраивал открытые экзамены, которые могли посетить и действительно посещали все желающие.

В епархиальных ведомостях в 1903 г. отец Григорий публиковал свои мысли о том, каким образом такие мероприятия могут привить интерес крестьян к народному просвещению. В своей статье священник написал про одну из своих поездок по деревням своего прихода, когда получилось так, что вместе с проведением школьного

экзамена в Даниловке он должен был отслужить общественный молебен перед выгоном скота и лошадей на пастбища. На площади около школы в тот день собрались почти все жители деревни. По окончании молебна и благословения пастбищ священник вместе с учениками и учителем крестным ходом направились в здание школы. Дальше «в присутствии народа были произведены переводные испытания учащихся. Ученики бойко и осмысленно отвечали по Закону Божию, арифметике и русскому языку. На лицах тех родителей, дети коих хорошо отвечали удостаивались похвалы, видно было выражение большого удовольствия. При решении устных арифметических задач учениками, мужики и бабы, по своей, конечно, неразвитости, не могли понять, как это их дети могут угадывать чужие мысли, особенно поразило их решение в детской группе следующей задачи: "Я задумал одно число, которое увеличил в пять раз, и когда к полученному числу прибавил 1, то у меня получилось 16. Кто может угадать, сколько я задумал?". Ученики быстро ответили: "Вы задумали 3". В толпе народа пошел шепот, началось переглядывание, некоторые в полголоса передавали другим: "Як оно так, что ученики умеют угадывать батюшкины думки?"»27.

После экзамена священник давал ученикам духовные наставления на летние каникулы, чтобы любое доброе дело дети начинали с молитвы и заканчивали благодарением Богу, чтобы вели себя к родителям и старшим с почтением, и чтобы пребывали в абсолютной трезвости28.

Священники епархии церковному начальству докладывали, что с самого раннего возраста «все подростки пьют водку на свадьбах, крестинах, похоронах и других семейных событиях в большинстве случаев по приглашению и даже настоянию старших и родителей»29. Однако за время существования Осиновского школьного общества трезвости никто из учащихся, состоящих в обществе, водки не пил. Отец Григорий писал, что «многие из родителей, зная, что сын или дочь их состоит

27 Ваулин Г., свящ. Мерцание звездочек-школ // Владивостокские епархиальные ведомости. 1903. № 12. С. 274.

28 Там же. С. 274-275.

29 Там же. С. 275.

Учащиеся церковной школы села Осиновка во время паломничества в Шмаковский Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь

в обществе трезвости, не предлагали водки, говоря: "ну, ты в трезвом обществе", а меньшим и большим братьям и сестрам трезвенников-учеников родители предлагают и те пьют»30.

Осиновское общество трезвости в селе Осиновка было образовано в 1900 г. Одновременно с организацией общества его председатель, священник Григорий Ваулин, задумал организовать при обществе женскую школу-читальню. Этой идее удалось осуществиться только после войны, с большими, однако, трудностями. Даже в таком добром деле нашлись свои противники. Осиновское сельское общество не оказало священнику никакой помощи и без всякого сочувствия, даже с враждебностью отнеслось к строительству новой школы. «Когда приступлено было к закладке фундамента, крестьяне толпой собрались на церковную площадь и силой хотели воспрепятствовать постройке, угрожая разбросать камни и бревна»31.

При заготовке материалов для строительства школы осиновцы снова проявили свое несочувствие, когда отказались вывезти подготовленный для стройки пиломатериал. Камень, находящийся на незначительном расстоянии — всего в четырех верстах от Осиновки — осиновцы доставили по 20 руб. за куб, что было для того времени очень дорого. Когда на станцию Ипполитовка пришла известь, отец Григорий был вынужден «собственноручно, глотая известковую пыль, разгружать вагон. Ему же пришлось на своей лошади с помощью подростка-сынишки возить песок и воду для фундамента и печей»32.

Когда отец Григорий, «разболевшись от душевных потрясений»33, ненадолго уехал в Никольск-Уссурийский поправить здоровье, учитель Осиновской министерской школы Я. П. Шабельников «взял на себя одного хлопоты по постройке, при чем на него обрушилась вся тяжесть нападок со стороны крестьян. Бывали даже случайные приговоры об удалении из Осиновки того и другого»34.

26 сентября 1906 г. в селе Осиновке состоялось открытие и освящение женской школы-читальни, названной в честь генерала-от-инфантерии Н. И. Гродекова35, который был главным попечителем Осиновского общества трезвости и первым благотворителем школы-читальни. В открытую совместными усилиями высокого покровителя и тружеников-исполнителей «записалось свыше 75 девочек, при чем некоторые родители, стыдясь явиться лично, посылали девочек записываться одних»36. Священник Владимир Давыдов, автор статьи о женской школе Осиновского общества трезвости во «Владивостокских епархиальных ведомостях», отмечал важное значение школы: «Этим девочкам предстоит высокая задача в будущем: они призываются в положении жен и матерей облагораживать грубую, темную, пьяную деревенскую среду и воспитывать своим женским влиянием поколение нравственно-здоровых, трезвых людей на благо родной земле»37.

Другим ярким примером пастырской деятельности священнослужителей епархии является история строительства во Владивостоке Первореченской Петропавловской церкви-школы. В 1910 г. «Владивостокские епархиальные ведомости» сообщали, что в самом городе Владивостоке, население которого на тот год составляло 30-40 тысяч человек, кроме военного гарнизона, находятся три приходских храма, а также несколько домовых и военных церквей38. Владивосток увеличивался, и вопрос

30 Там же. С. 276.

31 Давыдов В., свящ. Освящение Осиновской школы-читальни // Владивостокские епархиальные ведомости. 1906. № 20. С. 445.

32 Там же. С. 445.

33 Там же. С. 446.

34 Там же.

35 Там же. С. 443.

36 Там же. С. 446.

37 Там же. С. 448.

38 Давыдов В., свящ. Из церковной жизни гор. Владивостока // Владивостокские епархиальные ведомости. 1910. № 16. С. 574.

Матросская слободка

постройки новых церквей и воспитания будущих пастырей стоял остро. В кафедральном городе было всего семь священников, поэтому многие районы не имели ни церкви, ни пастырского окормления. Дело храмового строительства ждало частной инициативы.

Одним из проблемных районов, нуждавшихся в возведении церкви, была Матросская слободка — район «самый заброшенный в духовном отношении, население, благодаря соседству порта, самое "прогрессивное" и распропагандированное»39. В слободку требовался пастырь «сильный словом и делом, человек начитанный и, главное, с твердыми и трезвыми взглядами и строго церковными убеждениями, человек, который сумел бы заставить полюбить себя и церковь и тем возвратил бы тысячи почти оторванных овец Христова стада в ограду церкви»40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С инициативой постройки храма в Матросской слободке выступил протодиакон Успенского кафедрального собора Стефан Владимирович Нежинцев. Несмотря на известную дороговизну и другие трудности, у администрации города и крепости им был лично исходатайствован почти гектар земли на центральной возвышенности Владивостока под строительство храма, церковной школы и домов причта41. Прежде чем приступить к строительным работам на полученной земле, отец Стефан арендовал помещение и организовал церковную школу. К 1 октября 1907 г. в арендованном помещении была открыта первая в Первореченском районе Владивостока двухклассная церковно-приходская школа. Примечательно, что жители Первой речки поддержали идею открытия школы именно церковной. Так как население здесь состояло в большей степени из запасных нижних чинов Маньчжурской армии, неофициально школа получила название «Имени всех запасных нижних чинов». Заслуга в этом принадлежит протодиакону Стефану Нежинцеву, который привлекал разных благотворителей, помогавших приобретать учебную литературу для школьников и покупать мебель для классных помещений, а также помогали отапливать и освещать арендованное помещение, «битком набитое детворой»42.

39 Там же.

40 Там же.

41 Там же. С. 575.

42 Давыдов В., свящ. Из церковной жизни гор. Владивостока // Владивостокские епархиальные ведомости. 1910. № 17. С. 598.

После получения земельного участка отец Стефан приступил к расчистке строительной площадки и организовал сбор средств на постройку будущего большого храма и каменной школы. За два года протодиакону удалось собрать сумму в размере около 29 тысяч руб. наличными и почти 20 тысяч руб. подписными листами, которых было заготовлено в количестве 136.684 листов. В ответ на свои подписные листы отец Стефан нередко получал не деньги, а замечания и обвинения в несанкционированном массовом обращении к разным лицам, которые могли быть дозволены только Высочайшим разрешением.

С 1 мая 1908 г. отец Стефан приступил к постройке причтового дома, предназначавшегося для временного использования под церковную школу, и временного храма при нем. В здании получилось 12 комнат, четыре из которых были временно приспособлены под классные занятия, а в трех была устроена квартира настоятеля43. В 1908-1909 учебном году школа состояла из пяти отделений, на которых обучалось 176 учащихся44.

Постоянно находясь среди детей, всю свою жизнь и время посвящая церковноприходской школе, протодиакон Стефан Нежинцев не получал жалованья ни как директор школы, ни как законоучитель, ни даже как штатный клирик. Кроме уроков по Закону Божию отец Стефан также бесплатно занимался со школьниками пением45.

Церковь-школа, с двумя примыкавшими классами вмещавшая до 600 человек, часто была полна людьми. В своем храме отец Стефан первым в городе ввел пение акафистов, которое совершалось дважды в неделю. За богослужением практиковалось общенародное пение основных молитв — Символа веры, «Отче наш» и других. На клиросе читали и пели на гласы сами учащиеся школы под руководством отца Стефана46. Также усилиями протодиакона был собран Первореченский народный хор, который состоял в разное время не менее, чем из 70 певцов47.

С 1 сентября 1908 г. учебное заведение стало получать государственные ассигнования — 1.200 руб. в год для содержания четырех учителей и 600 руб. в год от городского самоуправления. Учитывая, что в школе отца Стефана обучалось почти 200 человек, сумма эта была весьма скромной. Для сравнения: в это же время соборной школе для содержания только двоих учащихся отпускалось 1.000 руб.48

14 декабря 1908 г. состоялось освящение церкви-школы святых апостолов Петра и Павла. После торжественного чина освящения была отслужена Божественная литургия в новом храме, за которой протодиакон Стефан Нежинцев был рукоположен в сан священника и поставлен настоятелем новообразованного прихода, «с обеспечением причта пока на местные средства»49.

В феврале 1909 г. на приходе было образовано попечительство по призрению бедных, при котором была открыта первая в городе библиотека-читальня. Это учреждение стало называться Гоголевским, потому что в этот год отмечалось столетие со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. По ходатайству отца Стефана на Первой Речке было открыто почтовое отделение, которого очень сильно не хватало местному населению50.

43 Там же. С. 600.

44 Там же. С. 598.

45 Там же. С. 600.

46 В отчете за 1916 г. архиепископ Евсевий констатирует факт, что «неграмотного населения в деревнях становится все меньше и меньше». Поэтому и знание прихожанами главных истин веры и основных молитв можно оценивать как удовлетворительное. Запоминанию неграмотными людьми молитв в свою очередь способствовало введенное в некоторых храмах общенародное пение. См.: РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2749. Л. 26.

47 Мизь Н.Г. С Богом в сердце. Владивосток, 1998. С. 13.

48 Давыдов В., свящ. Из церковной жизни гор. Владивостока // Владивостокские епархиальные ведомости. 1910. № 17. С. 598.

49 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2259. Л. 9.

50 Давыдов В., свящ. Из церковной жизни гор. Владивостока. С. 601.

Весной 1909 г. воспитанниками церковно-приходской школы и добровольцами с разрешения администрации города и крепости было посажено 2.000 деревьев, а с наступлением осени еще 2.000 деревьев и 500 корней различных кустарников51. Новый парк получил неофициальное название «Парк Императора Александра П-го».

У отца Стефана были и свои недоброжелатели. Однажды утром, придя в парк, он обнаружил, что за одну ночь все молодые деревья, посаженные не так давно, были подчистую вырублены варварским способом какими-то злоумышленниками. Однако отец Стефан не пал духом и вместе со своими помощниками за три дня восстановили Александровский парк52.

Задуманный отцом Стефаном будущий каменный Петропавловский храм, на строительство которого был открыт новый сбор средств, по проектной стоимости выходил не менее 140.000 руб. На поиск такой внушительной суммы требовалось неопределенное время, но начало было положено. В епархиальных ведомостях тогда писали так: «Возможно, отец Стефан ошибется в своих расчетах и им не будет изыскано средств на построение постоянного храма и каменной школы, но, во всяком случае, эта ошибка будет не преднамеренная: им делается и, судя по его настойчивости и неугомонному нраву, несомненно, будет и впредь делаться все возможное, чтобы осуществлены были им же самим все его широкие планы и намерения. Сам он до последнего времени не теряет надежды, что все это так и будет»53.

С началом аграрной реформы появилась необходимость в получении знаний по садоводству и огородничеству, в совершенствовании земледельческих технологий и инструментов. При этом на всей территории Южно-Уссурийского края имелось всего «одно лишь опытное поле, переведенное туда из Хабаровска»54. Нередко встречались такие переселенцы, которые не были обучены и подготовлены к самостоятельной хозяйственной деятельности в условиях Дальневосточного климата55.

На епархиальном уровне подготовкой программы развития среди крестьян сельскохозяйственной грамотности занимались училищные советы. 22 апреля 1909 г. Училищным советом при Св. Синоде по епархиям был отправлен циркуляр, который поручал училищным советам на местах «приступить к разработке главных оснований и программ преподавания сельского хозяйства в начальных церковных шко-лах»56. Готовясь ходатайствовать о выделении для этого дела специальных средств, Училищный совет срочно запрашивал у епархиальных училищных советов сведения о школах, в которых могли бы быть устроены для учеников курсы по садоводству, огородничеству, пчеловодству и другим отраслям хозяйства57.

16 июля 1909 г. председатель Никольск-Уссурийского отделения Владивостокского епархиального училищного совета священник Григорий Ваулин предоставил в консисторию список школ, в которых желательно ввести преподавание сельского хо-зяйства»58. Количество школ по списку — 21. При школах находились земельные участки под огороды размерами от 200 квадратных саженей до 2 десятин. Без участка в списке была одна школа — Никольск-Уссурийская соборная школа. По предложению

51 Там же. С. 601.

52 Там же.

53 Там же. С. 602.

54 Холодов Н. Уссурийский край. СПб., 1908. С. 71-72.

55 Отметим, что в условиях уменьшения пожертвований за исполнение церковных треб и сокращения пособий не только в сельских, но и в городских приходах, земельный надел для причтов Владивостокской епархии служил большим подспорьем в их материальном обеспечении. Архиепископ Евсевий всемерно заботился о том, чтобы для всех открывающихся новых приходов сразу бы отводилась земельных участок. Наиболее вероятной причиной сокращения сборов за требоисполнение, в особенности в городских приходах, архиепископ Евсевий видит в первую очередь всеобщее охлаждение к Церкви и духовенству, которое он называет «болезнью века». См.: РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2259. Л. 39-40.

56 РГИА ДВ. Ф. 163 Оп. 1. Д. 177. Л. 1.

57 Там же.

58 Там же. Л. 19-20.

отца Григория, за неимением собственного земельного участка при соборной школе планировалось начать занятия по садоводству в городском питомнике59.

В августе 1909 г. Владивостокский епархиальный наблюдатель церковных школ Сергей Фатуев в своем рапорте Училищному совету выступил с предложением организовать при начальных школах сельскохозяйственные отделения, а также передвижные курсы по разным отраслям сельского хозяйства60. Фатуев представил на обсуждение Совета программу упрощенной сельскохозяйственной школы с разъяснениями особенностей ее внутренней и внешней организации61.

19 марта 1911 г. архиепископ Евсевий охотно разрешил участие учителей церковных школ епархии в сельскохозяйственных курсах, устраиваемых Областным Агрономическим совещанием. Курсы предлагались слушателям продолжительностью в три недели. К открытию планировались в Никольск-Уссурийске в ближайших июле или августе, «когда учащие бывают свободны от занятий в школах»62. Расходы на поездку слушателей к месту проведения курсов в обе стороны, а также на питание во время пребывания на курсах должны были оплачиваться за счет средств Областного агрономического совещания63. Кроме того, совещание предоставляло возможность преподавателям участвовать «на специальных курсах, устраиваемых при учреждениях Главного управления землеустройства и земледелия64. Количество слушателей от учителей было поручено выяснить наблюдателю и войти в соглашение с агрономическим совещанием65.

Открытие курсов состоялось 1 июня 1911 г. в Никольске-Уссурийском. На курсах читались лекции и проводились практические уроки по земледелию, по садоводству и огородничеству, пчеловодству, рассказывалось о почве и растениях, о скотоводстве, об анатомии и физиологии млекопитающих.

Некоторые представители духовенства епархии состояли в сельскохозяйственных обществах и принимали активное участие в их деятельности. 31 октября 1913 г. газета «Дальний Восток» опубликовала статью священника церкви-школы «Памяти убиенных воинов» во Владивостоке Николая Диаталовича «Скотоводство и овцеводство в нашем крае», в которой он делился практическими советами исходя из собственного опыта66.

Таким образом, процесс освоения территории юга Приморской области в конце XIX — начале XX вв. сопровождался довольно быстрым появлением новых населенных пунктов, образованием сельских обществ. Священнослужители Владивостокской епархии участвовали в общественной жизни края, внося значительный вклад в развитие народного просвещения, поскольку в то время переселенцы зачастую сталкивались с проблемой получения образования для себя и своих детей. Приходы епархии, оказавшись в авангарде народного просвещения, являлись центрами церковно-общественной жизни.

Изложенным в настоящей статье обозначенная тема не исчерпывается. Приведены лишь несколько ярких примеров деятельности Приморского духовенства в сфере образования и нравственного воспитания. Однако в качестве заключения уже сейчас можно выделить ряд проблем, которые влияли на церковно-общественную жизнь Приморской области. К таким проблемам относятся: 1) недостаточное количество школ и квалифицированных преподавателей в период активного заселения края переселенцами; 2) недостаток православных пастырей и большая территория

59 Там же. Л. 20.

60 Там же. Л. 30.

61 Там же. Л. 40.

62 Там же. Л. 44-44 об.

63 Там же. Л. 44 об.

64 Там же.

65 Там же. Л. 45-45 об.

66 Диатолович Н., свящ. Скотоводство и овцеводство в нашем крае // Дальний Восток. 1913. 31 октября. С. 6.

их пастырской ответственности, вследствие чего — отсутствие у священников времени и сил на развитие церковно-школьного дела; 3) отсутствие интереса у многих крестьян повышать свою грамотность и обучать своих детей, что в некоторых случаях вызывало даже агрессию по отношению к священнослужителям; 4) бедность духовенства и крестьян, а также нежелание последних участвовать в материальном содержании церковных школ и причтов; 5) отсутствие достаточной государственной поддержки делу народного просвещения из-за занятости властей проблемами становления в новом крае административного аппарата, усилением оборонного сектора, налаживанием инженерно-технических коммуникаций.

Задачи по решению вышеизложенных проблем, а также многих других, стояли на повестке дня православного духовенства Владивостокской епархии, которое в лице своих ярких представителей беззаветно трудилось на ниве народного просвещения в непростые последние предреволюционные десятилетия.

Источники и литература

1. Ваулин Г., свящ. Мерцание звездочек-школ // Владивостокские епархиальные ведомости. 1903. № 12. С. 273-277.

2. Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора генерала от инфантерии Гродекова за 1898-1900 годы. Хабаровск, 1901.

3. Давыдов В., свящ. Из церковной жизни гор. Владивостока // Владивостокские епархиальные ведомости. 1910. № 16. С. 573-576.

4. Давыдов В., свящ. Из церковной жизни гор. Владивостока // Владивостокские епархиальные ведомости. 1910. № 17. С. 598-602.

5. Давыдов В., свящ. Освящение Осиновской школы-читальни // Владивостокские епархиальные ведомости. 1906. № 20. С. 443-448.

6. Диатолович Н., свящ. Скотоводство и овцеводство в нашем крае // Дальний Восток. 1913. 31 октября.

7. Евфимий (Моисеев), игум. Забытый святитель-миссионер: жизнь и труды епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского Макария (Дарского) (1842-1897) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 2 (7). С. 13-21.

8. Карпук Д.А. Обстоятельства созыва Миссионерского съезда в Иркутске в 1910 г. и рассмотрение на нем вопросов о российских заграничных духовных миссиях // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 2 (7). С. 38-47.

9. Лынша О.Б. История образования в Никольске-Уссурийском. 1882-1922гг. Владивосток: ДВФУ, 2017.

10. Мизь Н.Г. С Богом в сердце. Краткий очерк истории Православия Приморья. Владивосток, 1998.

11. Мизь Н.Г. Буяков А. М. Вековой юбилей. Владивосток, 1999.

12. Обзор Приморской области за 1890 год: приложение к Всеподданнейшему отчету. Владивосток, 1891.

13. Отчет Епархиального Наблюдателя церковных школ Владивостокской епархии за 1906-1907 уч. г. // Владивостокские епархиальные ведомости. 1908. № 19. С. 463-474.

14. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи. 1897 г. Приморская область. Тетрадь 3 / под ред. Н. А. Тройницкого. СПб., 1905.

15. РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 967. Постановления комиссии по городским делам, переписка с директором Владивостокской гимназии, Хабаровским городским общественным управлением и Приамурским генерал-губернатором об учреждении в Приморской области учебных заведений. 15 декабря 1884 г. — 12 марта 1887 г.

16. РГИА ДВ. Ф. 163 Оп. 1. Д. 177. Постановления Синода, переписка о преподавании в школах сельскохозяйственных курсов. 1909 г.

17. РГИА ДВ.Ф. 163. Оп.1. Д.224. Дело Владивостокского епархиального наблюдателя церковных школ действительного статского советника Антонинова В.П. 1910 г.

18. РГИА ДВ.Ф. 163. Оп.1. Д.233. Переписка о недоброжелательном отношении крестьянских начальников к церковным школам и желании переименования их в министерские. 19111913 гг.

19. РГИА ДВ. Ф. 163. Оп. 1. Д. 24. Дело по донесению священника Ваулина о недостатках религиозно-нравственного воспитания. 1899-1910гг.

20. РГИА ДВ.Ф. 244 Оп.1. Д.135. Отчетная документация за 1907г. о состоянии дел в приходах Владивостокской епархии. Часть 2.

21. РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1 Д. 105. Клировые ведомости III округа церквей Владивостокской епархии за 1905 год.

22. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2259. Отчет о состоянии Владивостокской епархии за 1908 год.

23. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2320. Отчет о состоянии Владивостокской епархии за 1909 год.

24. РГИА.Ф. 796. Оп.442. Д.2749. Отчет о состоянии Владивостокской епархии за 1916 год.

25. Усова Н.А. Роль просвещения, учителей в освоении и развитии Дальнего Востока в конце XIX — нач. XX вв. // Исторический опыт освоения Восточных районов России. Тезисы докладов и сообщений международной научной конференции. Книга 2. Владивосток, 20-22 сентября 1993 г. Владивосток, 1993.

26. Холодов Н. Уссурийский край. СПб.: «Пушкинская скоропечатня», 1908.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.