Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНАСТЫРЕЙ И МОНАШЕСКИХ ОБЩИН ЮЖНО-УССУРИЙСКОГО КРАЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ'

СОЦИАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНАСТЫРЕЙ И МОНАШЕСКИХ ОБЩИН ЮЖНО-УССУРИЙСКОГО КРАЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ЮЖНО-УССУРИЙСКИЙ КРАЙ / СВЯТО-ТРОИЦКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ / ЮЖНО-УССУРИЙСКИЙ РОЖДЕСТВА-БОГОРОДИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ОБИТЕЛЬ МИЛОСЕРДИЯ ОДИГИТРИИ СМОЛЕНСКОЙ / УССУРИЙСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ БРАТСТВО / ИГУМЕН АЛЕКСИЙ (ОСКОЛКОВ) / ИГУМЕНЬЯ РУФИНА (КОКОРЕВА) / ИГУМЕНЬЯ ПАВЛА (ТРЕГУБОВА)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дерягин Даниил Михайлович

В статье предпринимается попытка провести анализ социальнообщественной деятельности монастырей и монашеских общин ЮжноУссурийского края в конце XIX - начале XX вв. Рассматривается вопрос о деятельности монастырского духовенства по окормлению и оказанию помощи переселенцам, прибывшим на Дальний Восток России. Показано, что монастыри выполняли важнейшие социально-общественные функции: способствовали просвещению и духовному наставлению переселенцев, участвовали в благотворительной деятельности, обучали новоприбывших крестьян особенностям местного ведения сельского хозяйства. Делается вывод, что монашеские обители Русской Православной Церкви внесли неоценимый вклад в дело воспитания молодых патриотов, что существенным образом повлияло на становление и укрепление государственности на Дальневосточной окраине России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дерягин Даниил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PUBLIC ACTIVITIES OF MONASTERIES AND MONASTIC COMMUNITIES OF THE SOUTH USSURI REGION IN THE LATE 19TH-EARLY 20TH CENTURIES

The article attempts to analyze the social activities of monasteries and monastic communities of the South Ussuri region in the late 19th-early 20th centuries. The question of the activity of the monastic clergy in the care and assistance to the immigrants who have arrived in the Russian Far East is considered. It is shown that monasteries performed the most important social functions: they contributed to the enlightenment and spiritual guidance of settlers, participated in charitable activities, taught the newcomers to the peasants in the peculiarities of local farming. It is concluded that the monastic monasteries of the Russian Orthodox Church made an invaluable contribution to the education of young patriots, which significantly influenced the formation and strengthening of statehood in the Far Eastern outskirts of Russia.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНАСТЫРЕЙ И МОНАШЕСКИХ ОБЩИН ЮЖНО-УССУРИЙСКОГО КРАЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 3 (8) 2021

Д. М. Дерягин

Социально-общественная деятельность монастырей и монашеских общин Южно-Уссурийского края в конце XIX — начале XX вв.

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_148

Аннотация: В статье предпринимается попытка провести анализ социально-общественной деятельности монастырей и монашеских общин ЮжноУссурийского края в конце XIX — начале XX вв. Рассматривается вопрос о деятельности монастырского духовенства по окормлению и оказанию помощи переселенцам, прибывшим на Дальний Восток России. Показано, что монастыри выполняли важнейшие социально-общественные функции: способствовали просвещению и духовному наставлению переселенцев, участвовали в благотворительной деятельности, обучали новоприбывших крестьян особенностям местного ведения сельского хозяйства. Делается вывод, что монашеские обители Русской Православной Церкви внесли неоценимый вклад в дело воспитания молодых патриотов, что существенным образом повлияло на становление и укрепление государственности на Дальневосточной окраине России.

Ключевые слова: Дальний Восток, Южно-Уссурийский край, Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь, Южно-Уссурийский Рождества-Богородицкий женский монастырь, обитель милосердия Одигитрии Смоленской, Уссурийское Православное братство, игумен Алексий (Осколков), игуменья Руфина (Кокорева), игуменья Павла (Трегубова).

Об авторе: Даниил Михайлович Дерягин

Магистр богословия, соискатель Санкт-Петербургской духовной академии.

E-mail: denderyagin@gmail.com

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0859-2835

Ссылка на статью: Дерягин Д. М. Социально-общественная деятельность монастырей и монашеских общин Южно-Уссурийского края в конце XIX — начале XX вв. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 3 (8). С. 148-160.

* Фотографии взяты из открытых источников.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal No. 3 (8) 2021

D. M. Deryagin

Social and Public Activities of Monasteries and Monastic Communities of the South Ussuri Region in the Late 19th-early 20th Centuries

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_148

Abstract: The article attempts to analyze the social activities of monasteries and monastic communities of the South Ussuri region in the late 19th-early 20th centuries. The question of the activity of the monastic clergy in the care and assistance to the immigrants who have arrived in the Russian Far East is considered. It is shown that monasteries performed the most important social functions: they contributed to the enlightenment and spiritual guidance of settlers, participated in charitable activities, taught the newcomers to the peasants in the peculiarities of local farming. It is concluded that the monastic monasteries of the Russian Orthodox Church made an invaluable contribution to the education of young patriots, which significantly influenced the formation and strengthening of statehood in the Far Eastern outskirts of Russia.

Keywords: Far East, South Ussuri Territory, Holy Trinity St. Nicholas Monastery, South Ussuri Nativity of Theotokos Convent, Monastery of Mercy of Hodegitria of Smolensk, Ussuri Orthodox Brotherhood, Abbot Alexy (Oskolkov), Abbess Rufina (Kokoreva), Abbess Paula (Tregubova).

About the author: Daniil Mikhailovich Deryagin

Master of Theology, corresponding graduate student at St. Petersburg Theological Academy.

E-mail: denderyagin@gmail.com

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0859-2835

Article link: Deryagin D. M. Social and Public Activities of Monasteries and Monastic Communities of the South Ussuri Region in the Late 19th-early 20th Centuries. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 3 (8), pp. 148-160.

* Photos are taken from open sources.

История возникновения монастырей в Южно-Уссурийском крае неразрывно связана с историей освоения региона, вошедшего в состав Российской империи по Ай-гунскому (1858 г.) и Пекинскому (1860 г.) договорам с Китаем. Присоединение новых территорий спровоцировало переселенческую политику в государстве и массовое заселение Дальневосточного края. Первыми переселенцами стали крестьяне, военные чины, рабочие и казаки. В 1855 г. начался процесс переселения крестьян в Приамурье1.

Огромная роль по духовно-нравственному окормлению переселенцев ложилась на плечи православного духовенства ввиду того, что абсолютное большинство переселенцев были православного вероисповедания. Духовенство заботилось не только о нравственных качествах переселенцев, но и активно участвовало в налаживании их хозяйственной жизни. Так, военный губернатор Приморской области по областному управлению 31 июля 1899 г. направил во Владивостокскую духовную консисторию письмо, в котором выразил просьбу направить священников епархии на выставку сельского хозяйства в город Хабаровск с целью дать наглядное и точное представление о производительных силах края. Священники были приглашены как имеющие «ближайшее отношение к делу народного образования»2.

В монастырях приезжих крестьян обучали основам местного землеводчества и пчеловодства. Священником Сергием Лебедевым из станицы Полтавка в 1890 г. была открыта учебная пасека для детей и взрослых, согласно рапорту на имя епархиального архиерея, у него проходили обучение 10 мальчиков3. В своих беседах с населением священнослужители делились опытом ведения сельскохозяйственных работ, применения тех или иных сельскохозяйственных орудий труда и машин.

Главнейшей задачей деятельности монастырей была забота об образовании. При монастырях организовывались церковно-приходские школы, в которых у детей воспитывали любовь и преданность Православию, царю и отечеству. Монастыри вели активную просветительскую и миссионерскую деятельность и имели попечение о борьбе с сектантством, которое на Дальнем Востоке было весьма распространено.

На территории Южно-Уссурийского края располагались два монастыря и одна монашеская община: мужской Свято-Троицкий монастырь, женский Рождества-Богородицкий монастырь и женская монашеская община в честь иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской.

Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь занимает исключительное место в истории освоения Дальнего Востока. Несмотря на свою относительно недолгую историю существования, монастырь внес огромный вклад в развитие духовно-нравственной жизни на новоприобретенных и заново заселяемых Российских землях. Его насельники принимали деятельное участие в обустройстве быта переселенцев. Монастырь вел не только сельскохозяйственную деятельность, но также имел технически сложные производства — паровые машины, типографию и др.

Первым настоятелем и строителем Свято-Троицкого Николаевского монастыря был игумен Алексий (Осколков). Он происходил из старинного дворянского рода Осколковых из Великого Новгорода. Осколковы были предпринимателями, имевшими свое дело в Сибири. Один из предков Александра Захарьевича совместно с иеромонахом Макарием в 1681 г. учредил на Байкале Посольский Свято-Преображенский мужской монастырь.

Указом Св. Синода от 4 августа 1893 г. (№ 3476) отец Алексий был послан в Камчатскую епархию для изыскания места под строительство предполагаемого монастыря и сбора средств на его содержание в будущем. 27 сентября 1893 г. иеромонах Алексий прибыл в город Владивосток и был зачислен в штат Архиерейского дома Камчатской епархии. Руководство по устройству монастыря было поручено епископу Камчатскому Макарию (Дарскому), также к содействию в открытии монастыря был приглашен

1 Справка (1908 г.) по переселенческому делу в Приамурском крае (краткие историко-статистические сведения) // НСБ РГИА. Печатная записка № 1030. С. 1.

2 РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 22. Л. 1.

3 Там же. Л. 5.

генерал-губернатор Приамурского края С. М. Духовской4, двоюродным братом которого был отец Алексей. Сразу по прибытии в Камчатскую епархию отец Алексий активно принялся искать место для устройства монастыря и собирать добровольные пожертвования на его строительство.

Игумен Алексий заложил предпосылки к дальнейшему развитию мужского монастыря, как в хозяйственном, так и в духовном плане. Воспитанного на Афонских традициях, отца Алексия безусловно волновало общее духовное состояние общества, о чем он писал в донесении Св. Синоду 14 августа 1895 г. Он считал, что монахи должны быть строгими аскетами, не боящимися испытаний и тяжелых трудов. Большое внимание отец Алексий уделял миссионерской и просветительской деятельности монастыря, ставя задачи иметь школу, обучать различным ремеслам и вести образцовое хозяйство. При этом игумен Алексий считал, что монастырь должен иметь достаточное количество земли для реализации разных благотворительных проектов, чтобы можно было отказаться от сборов на содержание обители5. Таким образом, трудами отца Алексия монастырю на правах вечного пользования был отведен участок, состоящий из 3.753 десятин 1.260 саженей земли, из которых для хлебопашества и заготовки сена было пригодно до 800 десятин. Остальная часть земель состояла из гор, покрытых мелким лиственным лесом, по своим качествам пригодным только на дрова и для мелких поделок, и из низменных, болотистых участков земли, заливаемых во время частых наводнений реки Уссури6.

Начиная с 1897 г. количество монастырских построек увеличивается. Определением Св. Синода от 15 ноября 1896 г., после почисления на покой по состоянию здоровья игумена Алексия, новым настоятелем монастыря был назначен иеромонах Сергий (в миру Павел Егорович Озеров)7. Отец Сергий родился около 1868 г. в крестьянской семье. Обучался в Лисинском лесном училище, по окончании которого (1893 г.) служил лесным кондуктором в лесничествах Вологодской губернии8. В 1893 г., в возрасте 26 лет Павел Егорович поступил в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь, где проходил послушание в Всехсвятском скиту под руководством опытных старцев.

Под руководством нового настоятеля была устроена пасека с кельей для пасечника и помещением для зимовки пчел, а также скотный двор с помещением для заведующих скотом послушников9. Успешная пчеловодческая деятельность дала возможность монастырю заниматься промышленной переработкой воска на свечном заводе,

4 Свято-Троицкий Николаевский Шмаковский монастырь // Журнал Московской Патриархии. 1995. № 11. С. 51-52.

5 РГИА. Ф. 796. Оп. 174. Д. 1209. Л. 61.

6 Приамурский Свято-Троицкий Николаевский общежительный монастырь // Церковные ведомости. 1899. № 25. С. 975-976.

7 РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 4. Д. 128. Л. 206-207.

8 РГИА. Ф. 796. Оп. 174. Д. 1209. Л. 156.

9 Приамурский Свято-Троицкий Николаевский общежительный монастырь... С. 977. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Империя и Церковь» 151

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ШТАБА ГЕНЕР А ЛЪ'М А ) ОРЪ

С Е Г Г 11 П И И X А й л о В И ч <ь

ДУХОВСКОЙ. 1855.

Генерал-губернатор Приамурского края С. М. Духовской

который был открыт в 1900 г. На нем трудилось до 7 человек братии монастыря. Свечной завод играл важную роль не только в жизни монастыря, но и в жизни всей епархии. Объемы производства свечей постоянно увеличивались — если в 1900 г. было произведено 109 пудов свечей, то к 1908 г. — более 2.000 пудов10, что давало возможность монастырю снабжать свечной продукцией Владивостокскую и Благовещенскую епархии. Помимо изготовления свечей монастырь располагал своими кирпичным, мыловаренным и дегтярным заводами.

В конце 1900 г. был окончательно решен вопрос о размере монастырских угодий и выделена лесная дача. «Согласно Высочайшего разрешения»11 от 14 декабря 1900 г. в постоянное пользование монастырю было передано 4.754 десятины 1260 квадратных саженей, из которых 3.753 десятины 1.260 квадратных саженей находились при монастыре, лесной участок в 1.000 десятин на реке Шитухэ и 1 десятина близ станции Шмаковки12.

На выделенных участках земли братия монастыря приступила к сельскохозяйственной разработке. По мере увеличения численности насельников развивалось и зерновое хозяйство. На монастырских полях был введен севооборот, посевы обрабатывались, вносились удобрения. Для своего хозяйства монастырем был приобретен полный комплект необходимых машин и инструментов, в числе которых плуги, сеялки, жатки, бороны и др., всего в количестве 883 единиц13. Высокий уровень обработки пашни привел к высоким урожаям. На монастырских пашнях урожаи были выше, чем на близлежащих крестьянских полях. Обитель занималась не только выращиванием зерновых культур, но и их переработкой. Так, в 1907 г. монастырь приобрел собственную паровую мельницу, обеспечив себя мукой. Работа мельницы не ограничивалась нуждами одного только монастыря, крестьянам из соседних деревень предлагался помол по цене вдвое меньшей чем на других мельницах14.

Монастырское хозяйство также располагало крупорушкой и маслобойкой, на которой было налажено производство соевого, подсолнечного и льняного масел15. Местное население также имело возможность пользоваться услугами маслобойки и сдавало на переработку свой урожай, увеличивая при этом свои посевы масляных культур.

Монастырь располагал своей больницей на 11 кроватей. Она располагалась в отдельном деревянном здании. При ней имелась аптека с достаточным количеством медикаментов, отпуск которых для местного населения зачастую был бесплатным. Больница была устроена главным образом для заболевших насельников монастыря, но в нее в случае нужды принимались и мужчины-богомольцы. Аптечными лекарствами пользовались все нуждающиеся. Больницей и аптекой заведовал фельдшер-послушник16.

Монастырь принимал активное участие в жизни переселенцев. С 1 мая по 10 июля 1901 г. при монастыре действовал глазной летучий отряд, командированный в Приморскую область попечительством императрицы Марии Александровны о слепых. Более 500 человек, страдающих различными глазными болезнями, были вылечены стараниями его участников. Всего врачами были проведены 229 глазных операций.

10 Смагин А.Н. Социально-хозяйственная деятельность Приамурского Св.-Троицкого Николаевского мужского монастыря в дореволюционный период // Девятая Дальневосточная конференция молодых историков. Сб. материалов. Владивосток. 2006. С. 155-166.

11 РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 164. Л. 1.

12 Там же.

13 Поповкина Г. С. Традиции русских православных женских монастырей на Дальнем Востоке: Южно-Уссурийский Рождество-Богородицкий монастырь (нач. XX в.) // Вторые Приморские образовательные чтения, посвященные памяти святых Кирилла и Мефодия: сб. тезисов и докл. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. С. 98.

14 Смагин А. Н. Роль православного духовенства в освоении юга Дальнего Востока России во второй половине XIX — начале XX вв. Дисс. ... канд. ист. наук. Владивосток, 2006. С. 98.

15 Ваулин Г., свящ. Первая обитель на Дальнем Востоке. Владивосток, 1903. С. 19.

16 РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 135. Л. 146; Д. 105. Л. 90.

Все расходы по содержанию и размещению глазного отряды и больных монастырь принял на себя. В мае 1903 г. глазной отряд был организован повторно17.

В 1902 г. для ликвидации эпидемии холеры, разразившейся в близлежащем селе Тихменево, братия монастыря организовала санитарный отряд. Его возглавлял иеромонах обители, который лечил больных и хоронил умерших. Благодаря предпринятым действиям эпидемию в скором времени удалось ликвидировать.

Монастырь активно занимался просветительской деятельностью. С 1898 г. при монастыре была организована трехгодичная церковно-приходская школа с общежитием для учеников. Школа содержалась за счет средств самого монастыря. В ней в 1898-1899 учебном году обучались 20 учеников. Учителем числился послушник монастыря18. Из архивных данных за 1907 г. следует, что число учеников, обучающихся в монастырской школе, увеличилось до 36 воспитанников. Законоучителем состоял иеромонах Пантелеимон (Максунов), учителем — монах Серафим, окончивший курс в Богуславском Духовном училище19.

Монастырь вел обширную издательскую деятельность. В 1898 г. владелец газеты «Русский Восток» города Никольск-Уссурийска Л. П. Кажеураев передал в дар монастырю типографские станки20. С 1909 г. монастырь трудами насельников начинает издание листков, брошюр и книг. Одной из самых важных издательских программ был выпуск святоотеческого сборника поучений о духовной жизни «Заветы инокам»21. Другим важным изданием Свято-Троицкого Николаевского монастыря является кли-росная книга «Пойте Богу разумно», которая включала в себя все богослужебные песнопения годового круга. С 1910 г. монастырь, желая поддержать патриотический дух среди войск, начинает издание «солдатского письма».

Ежегодно монастырь организовывал школьные паломнические поездки, в которых принимали участие учащиеся церковно-приходских школ не только Приморской, но и соседних епархий22. Детям проводили экскурсию по обители, знакомили с его хозяйственной и типографской деятельностью, показывали монастырские сады и огороды. Также детей знакомили с пчеловодством и показывали процесс изготовления свечей на свечном заводике. Помимо этого, дети общались с насельниками монастыря и принимали участие в богослужениях; им рассказывали об уставе обители. Помимо школьных поездок в монастырь, как в главный религиозный центр Южно-Уссурийского края, устраивались и общенародные крестные ходы. Богомольцы добирались до станции Шмаковка, а дальше шли пешком до монастыря23.

Свято-Троицкий Николаевский монастырь вел просветительскую и миссионерскую деятельность среди китайцев и корейцев, которых нанимали на строительные работы в монастыре. Многие мигранты, соприкасаясь с монастырской жизнью, в дальнейшем принимали крещение24.

Отдельно следует отметить деятельность монастыря в военное время. Так, в годы боксерского восстания в Китае было мобилизовано в действующую армию порядка 20 человек из членов братии. В связи с уходом войск на территорию Китая в ЮжноУссурийском крае возросла опасность нападения хунтузов, поэтому в срочном порядке в крае начали организовываться отряды самообороны. При монастыре была создана

17 Разумовский А. Г. Владивостокская епархия за первые пять лет ее существования (18991903 гг.). Симферополь, 1906. С. 177-178.

18 РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 4. Л. 211-215.

19 РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 135. Л. 146-150; Д. 105. Л. 90-93.

20 Мизь Н.Г. Духовно-просветительская деятельность монастыря «Новый Валаам» // Приморский образовательные чтения. Владивосток, 2001. С. 127.

21 Там же.

22 Доклад комиссии VII Епархиального Съезда духовенства Владивостокской епархии по вопросу о мерах борьбы с сектантством // Благовещенские епархиальные ведомости. 1911. № 20. С. 162.

23 Там же. С. 163.

24 Ваулин Г., свящ. Первая обитель на Дальнем Востоке. С. 54.

«монастырская сотня», в которую вошли 24 послушника и около 100 добровольцев из близлежащих деревень. Во время Русско-японской войны из состава братии монастыря в ряды действующей армии было мобилизовано порядка 30 человек запасных. Монастырь участвовал и в помощи обеспечению армии, выделив лучших лошадей, 4-х быков на мясо, 400 рублей, 400 пудов капусты и 1.000 пудов картофеля. Для госпитализации больных и раненых в ходе боевых действий монастырь предоставил помещения на 25 человек25.

В годы Первой мировой войны в действующую армию были призваны 28 человек. Кроме того, монастырь производил периодические отчисления на нужды раненых воинов и в пользу их семей. На нужды фронта монастырь периодически поставлял белье, мед и литературу духовного содержания26. Монастырская церковно-приходская школа с помещением для общежития учеников принимала и детей-сирот воинов, для которых предоставлялась возможность бесплатно обучаться и питаться. Монастырь ежемесячно жертвовал на нужды фронта по 90 рублей. Также в армию в большом количестве рассылались иконы, крестики, брошюры и напечатанные в монастырской типографии листки духовно-нравственного и патриотического содержания.

Монастырь вел активную работу по духовно-нравственному окормлению в переселенческой среде. Он занимался образовательной деятельностью не только для детей, но и для взрослых, обучая их земледелию, пчеловодству и скотоводству. Монастырь являлся центром духовной жизни региона, куда ежегодно устраивались паломничества для поклонения святыням и участия в жизни обители.

8 июля 1908 г., в праздник Казанской иконы Божией Матери, при Свято-Троицком Николаевском мужском монастыре состоялось открытие «Уссурийского Православного Братства Пресвятой Богородицы». После совершения Божественной литургии, на который присутствовало до 20-ти священнослужителей, под председательством игумена Сергия состоялось собрание духовенства, на котором после прочтения приветственного слова епископа Евсевия был принят устав братства27. Затем началась запись в состав братства всех желающих. По окончании собрания членами братства были отправлены две телеграммы. Первая, адресованная епископу Евсевию, содержала в себе слова благодарности за «молитвенное благожелание и благословение» на открытие братства28. Вторая телеграмма была адресована императору Николаю Александровичу. В ней члены братства свидетельствовали о своей «безпредельной любви и безграничной готовности защищать в юном еще крае исконные, исторические начала нашего Государства — Православие, Самодержавие и Русскую народность»29.

Таким образом, основными направлениями деятельности братства были защита веры и нравственности народа от разного рода агитаторов, подстрекающих народ против веры и царской власти, а также борьба с сектантством, активно распространявшимся в переселенческом регионе. В дальнейшем деятельность братства затрагивала такие острые моменты социальной жизни переселенцев, как борьба с пьянством, перенесение ярмарок с двунадесятых праздников на будничные дни, неуважительное отношение торговцев к святым иконам, которые при продаже держали их с другим своим товаром. Также члены братства проявляли заботу о духовно-нравственном просвещении народа, активно печатая в монастырской типографии просветительские листовки. Братство выписывало и распространяло по приходам епархии журналы «Миссионерское обозрение», «Духовная беседа», «Троицкое слово».

Огромную роль в становлении социально-общественной жизни ЮжноУссурийского края сыграл женский Рождество-Богородицкий монастырь. Первое предложение о создании в Южно-Уссурийском крае женского монастыря впервые

25 Разумовский А. Г. Владивостокская епархия за первые пять лет. С. 190-192.

26 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1883. Л. 62.

27 Хроника епархиальной жизни // Владивостокские епархиальные ведомости. 1908. № 14-15. С. 385.

28 Там же. С. 386.

29 Там же. С. 387.

поступило от крестьянки Тульской губернии Анны Волковой, бывшей послушницы Свято-Троицкой Взыскания погибших общины Калужской области. Было получено благословение правящего архиерея на устроение женской обители для миссионерской деятельности среди местных жителей. Однако устроительницей обители ее не утвердили из-за отсутствия «житейского опыта»30. Идея организации женской обители стала возможной с приездом в ЮжноУссурийский край бывшей настоятельницы Читинского женского монастыря игуменьи Павлы, в миру Параскевы Трегубовой. Матушка Павла родилась в 1830 г. в деревне Трегубово Слободского уезда Вятской губернии. В возрасте 24-х лет поступила в Христо-Рождественский Слободской женский монастырь, где трудилась 11 лет послушницей и 19 лет по постриге в мантию. В 1884 г. матушку Павлу командируют в Забайкалье, где она основывает Читинский женский монастырь. На момент отъезда в Приморский край игуменье Павле исполнилось 70 лет31. Становлению обители способствовали епископ Евсевий (Никольский) и генерал-губернатор Н. И. Гродеков32.

В 1899 г. игуменья Павла со своей помощницей, монахиней Марией, и 15-ю послушницами Читинского монастыря приехали в Никольск-Уссурийск. Сразу по прибытии матушка начала искать место для создания женской обители33. Местом для размещения Рождество-Богородицкого монастыря был выбран правый берег реки Суйфуна. Площадь отведенной земли составляла 434 десятин 1563 квадратные саженей. Земля на выбранном участке была удобной для земледелия, а прибрежная речная низменная площадь — для сенокоса34. В 1900 г. на избранном для монастыря месте был устроен деревянный барак для насельниц и произведена закладка деревянного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 3 декабря того же года Св. Синод принял решение об открытии общины35.

К началу 1901 г. в монастыре завершилось строительство первого храма, освящение которого 16 января совершил епископ Евсевий. По просьбе игуменьи владыка назначил к монастырской церкви священника Константина Цивилева36.

Насельницы монастыря выполняли различную хозяйственную работу: занимались пасекой, огородничеством, животноводством, садоводством и черновыми рабо-тами37. Часть земли, выделенной в пользование монастырю, обрабатывалась трудами самих сестер и при помощи нанятых корейских работников, часть земли сдавалась в аренду. Общение с корейским населением создало основу для миссионерской работы. Также корейцы имели возможность наблюдать за деятельностью монастыря, перенимая опыт культурной обработки пашни и выращивания различных культур.

Генерал-губернатор Н. И. Гродеков

30 Там же. Л. 19.

31 Некролог // Владивостокские епархиальные ведомости. 1909. № 8. С. 253-255.

32 Давыдов В., свящ. Рождество Богородицкая женская община // Владивостокские епархиальные ведомости. 1903. № 22. С. 503.

33 Некролог // Владивостокские епархиальные ведомости. 1909. № 8. С. 255.

34 Давыдов В., свящ. Рождество Богородицкая женская община. С. 504.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 Там же. С. 503-504.

36 Там же. С. 504-505.

37 Разумовский А.Г. Владивостокская епархия за первые пять лет. С. 185.

В 1906 г. указом Св. Синода община приобрела статус монастыря, а игуменья Павла была назначена его настоятельницей. Ей шел уже восьмой десяток лет, матушка часто болела. Умерла она в 1909 г. в возрасте 78 лет38. Указом от 23 июля 1909 г. новой настоятельницей монастыря с возведением в сан игуменьи была назначена монахиня Сергия (Воронова). Она родилась в 1856 г. в Ярославской губернии, принадлежала к купеческому сословию и имела хорошее образование. В 1881 г. она поступила в Воскресенский Горицкий монастырь, где в 1898 г. приняла постриг39.

В 1912 г. пожаром были уничтожены монастырская церковь, игуменский корпус и хозяйственные постройки. В связи с этим было принято решение о строительстве каменных зданий церкви и монашеских корпусов. Строительство началось в 1913 г.

Некоторые насельницы монастыря занимались иконописанием. Монастырская иконописная мастерская принимала заказы со всей епархии. Также в монастыре была организована лечебница и аптека, лекарственные средства из которой бесплатно раздавались богомольцам, совершающим паломничество в обитель.

Численность сестер стремительно увеличивалась. В общину поступали вдовы с малолетними дочерями, девочки из соседних деревень Линевичи и Кугуки, воспитание и обучение которых ложилось на насельниц обители. Детей приучали к клиросному послушанию, учили читать и писать. В связи с этим возникла острая необходимость в создании школы. Первоначально школа разместилась на втором этаже сестринского корпуса, учительницей была назначена послушница Екатерина Левченко40. В 1903 г. в городе Никольск-Уссурийск было выстроено отдельное здание для женской одноклассной церковно-приходской школы. В 1906 г. в деревнях Линеви-чи и Кугуки были открыты собственные школы, поэтому монастырская школа была закрыта. Учительница П. Казанцева, которая являлась воспитанницей матушки игуменьи, перешла в Никольск-Уссурийскую школу, попечительницей которой оставалась игуменья Павла41. В 1903-1904 учебном году в школе обучалось до 50 воспитанниц42. Во «Владивостокских епархиальных ведомостях» за 1908 г. отмечается, что в школе проходили обучение две крещеные китаянки-сироты43.

Помимо основных предметов в школе преподавали «изящное рукоделие», заключающееся в вышивании на пяльцах гарусом, гладью и мережкой (в строчку), а также учили детей изготавливать искусственные цветы из бумаги и гаруса44. В 1909 г. школа даже представила работы своих воспитанниц на церковно-школьной выставке при Синодальном Училищном совете. Было показано порядка 139 работ,

38 РГИА. Ф. 796. Оп. 440. Д. 967. Л. 32.

39 Там же. Л. 61.

40 Давыдов В., свящ. Рождество Богородицкая женская община. С. 505.

41 Некролог // Владивостокские епархиальные ведомости. 1909. № 8. С. 255-257.

42 Там же. Л. 257.

43 Хроника епархиальной жизни // Владивостокские епархиальные ведомости. 1908. № 2. С. 53.

44 Антонинов В. Отчет Владивостокского Епархиального Наблюдателя о состоянии церковноприходских школ Владивостокской епархии за 1909/10-1910/11 учебные года // Владивостокские епархиальные ведомости. 1912. № 7-8. С. 235.

Епископ Евсевий (Никольский)

Южно-Уссурийский Рождество-Богородицкий женский монастырь

от самых простых — вышивания крестиком, до ковров, детских платьев и корзин с искусственными цветами45. Отметим, что в 1913 г. учитель Никольск-Уссурийской школы при женском монастыре Екатерина Левченко была награждена Николаем II серебряной медалью на Александровской ленте за «неслужебные отличия по ведомству Православного Исповедания»46. Также школа принимала неоднократное участие в выставках в Хабаровске, где была награждена медалями не только за образовательную деятельность, но и за «распространение практических занятий по рукоделию»47.

В 1910-1911 учебном году одноклассная церковно-приходская школа была преобразована в двухклассную. К 1917 г. в школе обучалось около 200 девочек, многие из которых были беспризорные, сиротами или из бедных семей48.

Южно-Уссурийский Рождество-Богородицкий женский монастырь принимал деятельное участие не только в духовно-нравственной жизни переселенцев, но также в поддержании и налаживании хозяйственной и образовательной жизни переселенцев на Дальнем Востоке.

На территории Южно-Уссурийского края располагалась еще одна иноческая женская община — в честь иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской, которая находилась в районе Морского кладбища Владивостока. Ее основательницей была игуменья Руфина (в миру Ольга Андреевна Кокорева). Родилась она в 1872 г. в Перми в купеческой семье.

В ходе Гражданской войны игуменья Руфина, бывшая настоятельница женского монастыря в Чердыне, переехала на Дальний Восток, где в марте 1920 г. по благословению епископа Владивостокского и Приморского Михаила (Богданова) начала

45 Там же.

46 Известия и распоряжения епархиального начальства // Владивостокские епархиальные ведомости. 1913. № 14-15. С. 354-355.

47 Список лиц и учреждений по Владивостокской епархии, удостоенных наград за экспонаты на Хабаровской краевой выставке 1913 года // Владивостокские епархиальные ведомости. 1913. № 22. С. 624-625.

48 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2749. Л. 17.

организовывать женскую обитель в честь иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской. Вначале обитель размещалась в 3-х комнатной квартире на 7-й Матросской улице. Затем матушке Руфине удалось добиться выделения ей участка земли в размере 4-х десятин в районе Морского кладбища, с правом постройки там обители и пользования кладбищенской церковью в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

Строительство на отведенном месте началось весной 1920 г. В это время 20 сестер-насельниц временно жили в караульном помещении. Одна из сестер, Ариадна, потом вспоминала: «Энергия матушки снова развернулась во весь свой богатырский размах. Поместившись в крайней простоте и тесноте, матушка и сама погрузилась в работу, с трех часов утра уже находясь на постройке, и сестер вдохновляла на неустанный труд. Закипело дело. Вели сестры хозяйство, смотрели за могилами, помогали в совершении треб, рукодельничали. Благосостояние возникающей обители росло. Росло и здание будущего монастыря. Оно должно было, по мысли матушки, иметь три этажа. Первый, полуподвальный, предназначался под службы, второй под жилье, а в третьем должен был помещаться храм»49. Обитель благоустраивалась стараниями сестер-монахинь, а также благодаря помощи жертвователей, в основном офицеров, расквартированных в городе Владивостоке частей.

Монахини и послушницы следили за порядком на кладбище, ухаживая за могилами, поэтому приказом командующего Сибирской флотилии от 18 июля 1921 г. Военно-морское кладбище со всеми находящимися там сооружениями было передано в ведение Владивостокской «Одигитрии Смоленской» иноческой женской общины. В обязанности общины стала входить бесплатная раздача участков на кладбище для служащих морского ведомства и членов их семейств, а также безвозмездное отпевание покойных и бесплатный уход за могилами50.

После установления Советской власти во Владивостоке монашеская жизнь обители была нарушена — начались притеснения, обыски, изъятия, аресты. В июне 1923 г. большая часть насельниц с игуменьей Руфиной перебралась в Харбин51. В городе осталась малая часть монахинь и послушниц под руководством монахини Апполинарии (в миру Августы Александровны Мичуриной).

С 1928 г. обитель стала испытывать притеснения от городских властей. Вначале монахини и послушницы были лишены своего места проживания и временно поселились в кладбищенском храме. С уничтожением церкви община перестала существовать. О ее кратковременном пребывании на Морском кладбище напоминает сопка, возвышающаяся над старой частью кладбища, которая называется Монастырская. В настоящее время на месте храма и строений обители находится мемориальная зона Морского кладбища.

Заключение

Монастыри Южно-Уссурийского края, несмотря на свою недолгую историю существования, дали духовные ориентиры для развития Православия в Дальневосточном регионе. Дальневосточные нештатные монастыри были лишены казенной помощи, что вело к развитию хозяйственной жизни самих обителей и делало их центрами не только духовной, но и хозяйственной жизни для близлежащих поселений. Монастыри активно участвовали в хозяйственной жизни переселенцев, обучая их особенностям аграрной и животноводческой деятельности.

Благодаря успехам собственного хозяйства монастыри могли оказывать благотворительную помощь в регионе. Так, монастыри принимали участие в ликвидации эпидемий, оказывая медицинскую помощь переселенцам, за свой счет содержа врачей

49 Ариадна [Мичурина], игум. Светоч любви: Жизненный путь игумении Руфины. Шанхай, 1941. С. 7.

50 Там же. С. 8.

51 Там же. С. 9.

и закупая медикаменты. Местные жители могли по прибытии в обители обратиться за помощью в монастырские лечебницы и бесплатно получить медицинскую помощь и медикаменты.

Также монастыри занимались образовательной деятельностью. При них были организованы церковно-приходские школы для детей из крестьянских семей и детей-сирот. Помимо основных наук преподавалось рукоделие для девочек, а мальчиков приобщали к ремеслу и обучали основам земледелия. Приезжая в монастыри, взрослые и дети имели возможность наблюдать внутреннюю их жизнь и обучаться различным видам ремесел, что положительно влияло на развитие хозяйственной жизни региона. Обители вели активную духовно-просветительскую деятельность, противодействуя распространению сектантства, стремительно распространявшегося в регионе. Монастыри активно издавали просветительскую литературу, тем самым ограждая население от деструктивного воздействия сектантских проповедников, многие из которых были зарубежными агентами, пропагандирующими раскольнические настроения в среде переселенцев. Таким образом, монастырская церковная деятельность была той объединяющей основой, которая сплачивала вокруг себя народ в новом регионе России.

Источники и литература

1. РГИА ДВ. Ф. 244, Оп. 1. Д. 4. Клировые ведомости церквей Владивостокской епархии за 1899 г.

2. РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 22. Клировые ведомости церквей Владивостокской епархии за 1899 г.

3. РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 105. Клировые ведомости III округа церквей Владивостокской епархии за 1905 г.

4. РГИА ДВ.Ф. 244. Оп.1. Д.135. Отчетная документация за 1907 г. о состоянии дел в приходах Владивостокской епархии. Часть 2.

5. РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 164. Клировые ведомости Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского монастыря за 1908 г.

6. РГИА. Ф. 796. Оп. 174. Д. 1209. Канцелярия Синода.

7. РГИА. Ф. 796. Оп. 440. Д. 967. Статистические сведения о монастырях Владивостокской епархии за 1902-1914, 1916 г.

8. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1883. Отчет о состоянии Владивостокской епархии за 1901 г.

9. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2749. Отчет о состоянии Владивостокской епархии за 1916 г.

10. Антонинов В. Отчет Владивостокского Епархиального Наблюдателя о состоянии церковно-приходских школ Владивостокской епархии за 1909/10-1910/11 учебные года // Владивостокские епархиальные ведомости. 1912. № . 7-8. С. 230-236.

11. Ариадна [Мичурина], игум. Светоч любви: Жизненный путь игумении Руфины. Шанхай. 1941.

12. Ваулин Г., свящ. Первая обитель на Дальнем Востоке. Владивосток: Паровая типо-лит. газ. «Дальний Восток», 1903.

13. Давыдов В., свящ. Рождество Богородицкая женская община // Владивостокские епархиальные ведомости. 1903. № 22. С. 503-508.

14. Доклад комиссии VII Епархиального Съезда духовенства Владивостокской епархии по вопросу о мерах борьбы с сектантством // Благовещенские епархиальные ведомости. 1911. №20. С. 157-165.

15. Известия и распоряжения епархиального начальства // Владивостокские епархиальные ведомости. 1913. № 14-15. С. 354-362.

16. МизьН.Г. Духовно-просветительская деятельность монастыря «Новый Валаам» // Приморский образовательные чтения. Владивосток, 2001. С. 122-127.

17. Некролог // Владивостокские епархиальные ведомости. 1909. № 8. С. 253-257.

18. Поповкина Г. С. Традиции русских православных женских монастырей на Дальнем Востоке: Южно-Уссурийский Рождество-Богородицкий монастырь (нач. XX в.) // Вторые Приморские образовательные чтения, посвященные памяти святых Кирилла и Мефодия: сб. тезисов и докл. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002.

19. Приамурский Свято-Троицкий Николаевский общежительный монастырь // Церковные ведомости. 1899. № 25. С. 975-983.

20. Разумовский А. Г. Владивостокская епархия за первые пять лет ее существования (1899-1903 гг.). Симферополь, 1906.

21. Свято-Троицкий Николаевский Шмаковский монастырь // Журнал Московской Патриархии. 1995. № 11. С. 51-54.

22. Смагин А. Н. Роль православного духовенства в освоении юга Дальнего Востока России во второй половине XIX — начале XX вв. Дисс. ... канд. ист. наук. Владивосток, 2006.

23. Смагин А. Н Социально-хозяйственная деятельность Приамурского Св.-Троицкого Николаевского мужского монастыря в дореволюционный период // Девятая Дальневосточная конференция молодых историков. Сб. материалов. Владивосток, 2006. С.

24. Список лиц и учреждений по Владивостокской епархии, удостоенных наград за экспонаты на Хабаровской краевой выставке 1913 года // Владивостокские епархиальные ведомости. 1913. № 22. С. 624-626.

25. Справка (1908 г.) по переселенческому делу в Приамурском крае (краткие историко-статистические сведения) // НСБ РГИА. Печатная записка № 1030.

26. Хроника епархиальной жизни // Владивостокские епархиальные ведомости. 1908. № 2. С. 52-55.

27. Хроника епархиальной жизни // Владивостокские епархиальные ведомости. 1908. № 14-15. С. 377-388.

28. Школьные паломничества // Владивостокские епархиальные ведомости. 1910. № 15. С. 538-545.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.