УДК 929
А. Н. Смагин
СЕКРЕТАРЬ ВЛАДИВОСТОКСКОЙ ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРИИ А.Г. РАЗУМОВСКИЙ
Представлен анализ деятельности секретаря Владивостокской духовной консистории, публициста, основателя издательского дела Владивостокско-Камчатской епархии А.Г. Разумовского.
Ключевые слова: история религии, Русская православная церковь, Дальний Восток.
The official of the Vladivostok Ecclesiastical Consistory A.G. Razumovsky. Andrei N. SMAGIN (Maritime State University named after G.I. Nevelskoi, Vladivostok).
This article deals with the activities of A. G. Razumovsky, an official of the Vladivostok ecclesiastical consistory, a publicist and founder of the church periodical Vladivostokskiye Eparkhialniye Vedomosti (Vladivostok Diocese News) of the Vladivostok and Kamchatka dioceses.
Key words: history of religion, Russian Orthodox Church, Far East.
За последние пятнадцать лет изучение истории религии стало важной и неотъемлемой составляющей дальневосточной историографии. В рамках этой проблематики особое место заняла история Русской православной церкви в дореволюционный период. В 1990-2000-е годы исследовался широкий спектр вопросов деятельности в регионе крупнейшей религиозной организации Российской империи. Вместе с тем на сегодняшний день в рамках данной темы остается ряд слабо разработанных аспектов. Одним из них является проблема персонификации истории Русской православной церкви [7, с. 49, 51].
Данная статья посвящена деятельности чиновника, организатора издательского дела и публициста, внесшего весомый вклад в становление и развитие Владивостокско-Камчатской епархии.
Алексей Григорьевич Разумовский родился в 1874 или в 1875 г.1 В феврале 1898 г. окончил Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Поступил на службу в канцелярию Синода. За два года достаточно хорошо зарекомендовал себя и в сентябре 1900 г. получил назначение на должность секретаря Владивостокской духовной консистории. Прибыл во Владивосток и приступил к исполнению обязанностей 3 января 1901 г.
Должность секретаря духовной консистории была весьма значимой в системе управления епархией. В консистории сосредоточивалось все делопроизводство по управлению епархией: назначение и смещение клириков, привлечение их к церковному суду за долж-
ностные правонарушения, осуществление надзора за ведением церковного хозяйства, строительство и благоустройство храмов, реализация распоряжений Синода, составление ежегодных отчетов и др. Делопроизводство консистории полностью находилось в ведении секретаря. Его назначение и увольнение являлось прерогативой обер-прокурора Синода. Секретарь имел право напрямую, минуя архиерея, вступать с ним в отношения. Таким образом, секретарь консистории находился в двойном подчинении - епархиального архиерея и обер-прокурора Синода [8, с. 19-20].
Владивостокско-Камчатская епархия была образована в 1899 г. в результате реорганизации Камчатской епархии. Причиной ее учреждения стало значительное увеличение в Южно-Уссурийском крае в конце XIX в. численности крестьян, большинство которых являлись последователями Русской православной церкви. В состав епархии вошли Южно-Уссурийская, Гижи-гинская, Петропавловская, Анадырская и часть Удской округи Приморской области, о-в Сахалин и Командорские острова [6, с. 10]. Кафедра епископа разместилась во Владивостоке. На момент образования в епархии насчитывалось 75 приходов, объединенных в 6 благо-чиний, 25 церковно-приходских школ и 30 школ грамоты, в которых обучалось не менее 1 600 учеников, один мужской монастырь. В штате состояло 70 священнослужителей и 64 псаломщика2. Особенностью епархии были большая территориальная протяженность и малая численность священнослужителей (меньше было только в Финляндской епархии) [4, с. 45].
СМАГИН Андрей Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии (Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского, Владивосток). E-mail: [email protected] © Смагин А.Н., 2010
1 В формуляре, составленном 3 апреля 1918 г. (РГИА. Ф. 79б. Оп. 438. Д. 2371. Л. 1-б об.), указан только возраст.
2 РГИА. Ф. 79б. Оп. 442. Д. 17б5. Л. 5 об., 35 об., 39.
Процесс организации системы управления растянулся на несколько лет. В отличие от Благовещенской епархии, в которой материальная база и организационная структура, необходимые для осуществления административных функций, достались «по наследству» от Камчатской духовной консистории, во Владивостокской епархии их предстояло создать практически с чистого листа. В первом епархиальном годовом отчете епископ Владивостокский и Камчатский Евсевий особо отметил необходимость строительства храмов и открытия новых приходов в Южно-Уссурийском крае, развития сети образовательных учреждений, учреждения духовной семинарии и духовного училища1. Для решения данных задач и других насущных потребностей епископу требовались сподвижники, инициативные и предприимчивые священнослужители, профессиональные чиновники духовной консистории. Одним из них стал А.Г. Разумовский.
Квалифицированных кадров не хватало, и Разумовский вынужден был совмещать должность секретаря духовной консистории с выполнением многих других обязанностей. В разное время он являлся: членом Владивостокского епархиального училищного совета, членом комитета по сбору пожертвований и постройки кафедрального собора в этом городе, членом комиссии по рассмотрению вопроса об устройстве в г. Владивостоке духовного училища и семинарии, членом испытательной комиссии при Епархиальном училищном совете для соискателей должности учителя церковно-приходских школ, председателем Епархиального училищного совета. 1 января 1903 г. Разумовский был назначен редактором только что учрежденного официального периодического издания Владивостокско-Камчатской епархии - «Владивостокские епархиальные ведомости» (ВЕВ)2. Полномочия редактора он выполнял непродолжительное время: редактировал № 1-18 за 1903 г. и № 2-3 за 1904 г. Рассмотрим более подробно публицистическую и редакторскую деятельность А. Г. Разумовского.
До 1903 г. отсутствие собственного периодического издания во Владивостокско-Камчатской епархии компенсировалось журналом «Благовещенские епархиальные ведомости» (БЕВ). Причты и учреждения молодой епархии оставались обязательными подписчиками данного издания. В официальной части журнала в июньском номере за 1899 г. специально был открыт новый раздел: «Известия и распоряжения по Владивостокско-Камчатской епархии» [2. 1899, № 11, с. 70]. В нем стали публиковать законодательные и подзаконные акты, регулирующие деятельность клира; должностные назначения, сведения о перемещении клириков епархии и чиновников консистории; данные об утверждении в должности церковных старост, председателей и членов церковно-приходских попечительств; информацию о
1 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1765. Л. 56.
2 РГИА. Ф. 796. Оп. 438. Д. 2371. Л. 2 об.
награждении клириков, церковных старост и благотворителей; сообщения о строительстве храмов и значительных событиях в жизни епархии. Неофициальный раздел журнала автоматически стал потенциальной трибуной для клириков Владивостокско-Камчатской епархии, которой, однако, воспользовался только священник Г. Ваулин [3, 4].
Тем не менее потребность издания собственного журнала для руководства молодой и развивающейся епархии была очевидна. В 1902 г. в епархии только 10% священнослужителей имели полное семинарское образование3. Епархиальное начальство постоянно испытывало недостаток священнослужителей и было вынуждено решать эту проблему за счет церковнослужителей, несмотря на их низкий образовательный ценз. В складывающейся ситуации необходимо было расширять возможности для самообразования и обмена опытом среди духовенства. Важным средством решения данной проблемы должно было стать учреждение собственного печатного органа.
Прежде чем стать редактором, А.Г. Разумовский, будучи секретарем консистории, готовил материалы по Владивостокско-Камчатской епархии для официальной части «Благовещенских епархиальных ведомостей». Согласно его замыслу, главным назначением журнала должно было стать формирование общественного мнения клириков (что предполагалось делать посредством неофициальной части журнала). По разработанной им программе эта часть должна была состоять из следующих разделов: проповеди архипастыря и местных священников; внецерковные собеседования, публичные религиозно-нравственные чтения; толкование Св. Писания; статьи по проблемам миссионерской деятельности; выдающиеся события из жизни епархии; поздравления и некрологи; вопросы пастырской деятельности; статьи исторического, этнографического, статистического, богословского и литературного содержания [3, № 1, с. 2]. Обращает на себя внимание тот факт, что в первую очередь в программе указаны разделы, имеющие вероучительный характер. Необходимость миссионерского раздела была продиктована окраинным положением епархии и наличием на ее территории коренных малочисленных народов, которые наряду с переселенцами из Кореи стали основным объектом миссионерства во Владивостокско-Камчатской епархии. Раздел, посвященный вопросам деятельности приходского духовенства, отмечен в программе одним из последних, несмотря на то что именно увеличение численности крестьян послужило причиной образования епархии. Не исключено, что Разумовский, публикуя программу неофициальной части журнала, не придал принципиального значения очередности рубрик, а обозначил лишь круг проблем и вопросов, которые, по его мнению, должны были получить освещение на страницах журнала. Как бы то ни было, реализация
3 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1940. Л. 28-29.
Секретарь Владивостокской духовной консистории
А.Н. СМАГИН
планов во многом зависела от средств и условий работы редактора.
Организация выпуска периодического издания в дореволюционной России была весьма хлопотным и затратным делом. По имеющимся данным [1, с. 5-159;
5, с. 166-191], во Владивостоке к 1903 г. выходило всего три газеты общественно-литературного характера («Владивосток», «Дальний Восток», «Восточный вестник») и два специализированных журнала («Записки Общества изучения Амурского края», «Известия Восточного института»). По свидетельству Разумовского, финансовых трудностей у редакции не возникало. Средства от подписки - около 600 руб. (годовой комплект с доставкой стоил 6,5 руб.) [2, № 1, с. 1] и дотация из бюджета епархии в размере 650 руб. покрыли расходы на издание журнала [6, с. 98]. В то же время редакция не имела собственного помещения. Вместе с духовной консисторией, Епархиальным училищным советом и свечным складом она делила съемную квартиру. Платных сотрудников у редакции не было. Данные обстоятельства, а также совмещение обязанностей редактора с должностью секретаря духовной консистории и прочими обязанностями создавали значительные трудности: редактор зависел от активности и инициатив приходского духовенства.
А.Г. Разумовский, рассматривая «Владивостокские епархиальные ведомости» как средство общения духовенства и мирян, активно и неоднократно призывал клириков епархии к сотрудничеству с редакцией [3, № 3, с. 52; 6, с. 98.], заимствовал из других изданий статьи по проблеме публицистической деятельности духовенства; публиковал выдержки из писем читателей, ответы на них и комментарии. Редактор обращался к таким злободневным темам, как материальное обеспечение клира, активизация деятельности приходских священнослужителей.
В непростых условиях Разумовский обеспечил издание достойным материалом и наладил его стабильный выпуск (два раза в месяц). Большую часть публикаций (77%)' составили статьи, изначально подготовленные для «Владивостокских епархиальных ведомостей». Активное содействие редактору оказали приходские священнослужители Южно-Уссурийского края: Г.Г. Ваулин, В.В. Давыдов, А. Зимин, инспектор церковных школ С. Алякринский. Их сотрудничество определило тематику издания 1903 г. Они активно занимались проблемой народного образования, поэтому весомая часть публикаций журнала за первый год отводилась статьям, посвященным деятельности церковно-приходских школ (33%). Публикации, отражающие деятельность епископа Евсевия, заняли около 15%. Такой же объем журнальных страниц был посвящен проблемам пастырской деятельности. Материалы по истории Владивостокской епархии составили 11%
1 В качестве единицы измерения была выбрана статья или часть статьи, опубликованная в одном выпуске журнала.
[3, № 1-24]. Они представляли собой по частям опубликованную в 1903 г. книгу о. Г. Ваулина «Первая обитель на Дальнем Востоке», посвященную истории и современной деятельности Уссурийского Св.-Троиц-кого Николаевского мужского монастыря [3, № 13-18]. Публикации вероучительного характера, как и статьи по вопросам миссионерской деятельности, носили единичный характер. В целом тематика публикаций журнала за 1903 г. не вполне соответствовала планам Разумовского, в значительной мере она стала результатом плодотворного сотрудничества редактора с немногочисленной группой активных и творческих священнослужителей.
Из публикаций, посвященных Уссурийскому Св.-Троицкому монастырю, кроме глав из книги о. Г. Ваулина, были помещены три его статьи и одна - о. А. Зимина [3, № 8, 17, 20, 22]. Повышенный интерес и внимание к монастырю были не случайны. Обитель являлась религиозным и культурным центром ЮжноУссурийского края. Она притягивала активных священнослужителей и мирян. Одним из них был о. Г. Ваулин, который принимал участие в церковных праздниках и торжествах, устраиваемых в монастыре, организовывал паломничества школьников своего прихода в обитель. Священник описывал эти торжества и паломничества, знакомил читателей журнала с современными событиями и пропагандировал огромную роль и значение монастыря в жизни последователей Русской православной церкви.
Отдельно следует отметить публикацию «Отчета Осиновского общества трезвости» [3, № 24, с. 558562], идейным вдохновителем и председателем которого был священник Ваулин. Общество было учреждено 22 октября 1900 г., и его первый годовой отчет был опубликован в «Благовещенских епархиальных ведомостях» [2. 1899, № 11]. С учреждением во Владивостокско-Камчатской епархии собственного журнала отчеты стали публиковаться в нем. В целом «Владивостокские епархиальные ведомости» стали важным средством распространения опыта борьбы с пьянством и организации культурного досуга прихожан.
Думается, что Разумовский не планировал занимать должность редактора длительный срок. Эта работа требовала много времени и сил. С миссией организатора проекта он вполне справился и определил себе достойного преемника. Им стал о. В. Давыдов, который за 12 лет своей редакторской деятельности превратил журнал в важнейшее звено коллективного управления Владивостокско-Камчатской епархией.
Отойдя от редакторских дел, Разумовский стал активно заниматься исследовательской и публицистической деятельностью. Так, он продолжил работу по сбору и обработке материалов, отражающих историю Владивостокско-Камчатской епархии. Первоначально он планировал написать краткую летопись развития административно-территориальной системы молодой епархии. Однако по мере накопления материалов этот
замысел изменялся, и автор решился написать книгу «Владивостокская епархия за первые пять лет ее существования (1899-1903 гг.)». В конечном результате, по признанию Разумовского, получился «посильный обзор» [6, с. 4]. Первоначально книга была опубликована в виде статей во «Владивостокских епархиальных ведомостях» за 1905-1906 гг. Источниками для ее написания послужили делопроизводственные документы Владивостокской духовной консистории и Епархиального училищного совета, региональная публицистика, личные наблюдения и свидетельства современников. Книга стала своеобразным публичным отчетом перед общественностью о становлении и развитии Владивостокско-Камчатской епархии. Ее можно считать первым комплексным исследованием по истории Русской православной церкви на российском Дальнем Востоке. В ней получил отражение широкий спектр вопросов: административно-территориальное устройство епархии, процесс храмового строительства, качественный состав духовенства, численный и этнографический состав паствы, церковно-школьное дело, миссионерская деятельность, монастырское строительство.
Весомая источниковая база труда А.Г. Разумовского, его открытость для критики современников, результаты сопоставления фактического материала с данными епархиальных отчетов, региональной публицистики и других источников позволяют утверждать о достаточно высокой степени достоверности книги «Владивостокская епархия за первые пять лет ее существования» как исторического источника. Большое значение для исследователей имеют опубликованные Разумовским сведения по различным аспектам жизнедеятельности Владивостокско-Камчатской епархии. В этой связи следует отметить, что свой труд он адресовал не только современникам, в первую очередь жителям Приамурья, но и будущим историкам [6, с. 3-5].
В начале апреля 1905 г. Разумовский покинул Владивостокско-Камчатскую епархию в связи с переводом в Олонецкую духовную консисторию. 18 мая того же года он был определен в Таврическую духовную консисторию1. В Симферополе на новом месте службы Разумовский издал книгу, сопроводив ее предисловием и публикацией уникальных фотодокументов: «Портрет Преосвященного Евсевия», «Типичная церковь в Южно-Уссурийском крае», «Собор в Никольск-Уссу -рийском», «Часовня в с. Борисовке» и др. Тем самым, находясь на другом конце Российской империи, он продолжил вносить вклад в дело освоения российского Дальнего Востока, пропагандируя опыт колонизации на более широкую аудиторию.
Отслужив семь лет в Таврической духовной консистории, в 1912 г. А.Г. Разумовский получил назначение на должность помощника делопроизводителя канцелярии Училищного совета при Синоде. В марте 1917 г. занял должность делопроизводителя. К этому време-
ни он дослужился до чина коллежского советника. За время службы Разумовский был награжден орденами Св. Анны II и III степени и Св. Станислава II и III степени, серебряной медалью в память о восстановлении церковно-приходских школ (1909 г.), знаком II степени Камчатского Православного Братства2.
Подводя итоги деятельности А.Г. Разумовского во Владивостокско-Камчатской епархии, следует отметить, что с нею связаны его молодые годы, начальный этап карьеры, развитие публицистических способностей и многое другое. В целом его профессионализм и возможности оказались весьма востребованными в системе управления молодой епархией. Он не ограничился выполнением только прямых служебных обязанностей, проявил творческий подход и организаторские способности. Разумовский внес значительный вклад в становление и развитие системы управления Владивостокско-Камчатской епархией, организацию издательского дела.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Библиографический указатель газет и журналов, выходивших на русском Дальнем Востоке до 1922 г. и хранящихся в библиотеках и архивах региона / под ред. Н.А. Троицкой. Владивосток: Примор. краевая орг. Добровольного о-ва любителей книги, 1999. 176 с.
2. Благовещенские епархиальные ведомости. Благовещенск. 1899, 1901, 1902.
3. Владивостокские епархиальные ведомости. Владивосток. 1903.
4. Победоносцев К.П. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по Ведомству Православного исповедания за 1901 год. СПб.: Синодальная тип., 1905. 410 с.
5. Прудкогляд Т.В. Листая пожелтевшие страницы ... К истории периодической печати Дальнего Востока России 1865-1917. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000. 240 с.
6. Разумовский А.Г. Владивостокская епархия за первые пять лет ее существования (1899-1903 гг.). Симферополь: Таврич. губ. тип., 1906. 196+У с.
7. Сердюк М.Б. История религии на Дальнем Востоке в исследованиях и библиографии. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. 324 с.
8. Федоров В.А. Русская Православная церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. М.: Русская панорама, 2003. 480 с.
1 РГИА. Ф. 796. Оп. 438. Д. 2371. Л. 3 об. 2 Там же. Л. 2 об., 5 об, 6 об.