Научная статья на тему 'ПАССИОНАРНОСТЬ Н. И. ЗОЛОТНИЦКОГО И И. Я. ЯКОВЛЕВА В ДЕЛЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ ЧУВАШЕЙ И ЭТНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ'

ПАССИОНАРНОСТЬ Н. И. ЗОЛОТНИЦКОГО И И. Я. ЯКОВЛЕВА В ДЕЛЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ ЧУВАШЕЙ И ЭТНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. И. Золотницкий / Н. И. Ильминский / И. Я. Яковлев / А. Д. Толстой / чуваши / народы Поволжья / просвещение / N. Zolotnitsky / N. Ilminsky / I. Yakovlev / A. Tolstoy / Chuvash / peoples of the Volga region / enlightenment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаев Юрий Николаевич, Кузнецов Александр Валерьянович

Президентом Российской Федерации 2023 год объявлен Годом педагога и наставника в России. К тому же в текущем году отмечаются юбилеи выдающихся педагогов К. Д. Ушинского и И. Я. Яковлева, а также исполняется 155 лет со дня открытия Симбирской чувашской школы. В связи с этим стали актуальными исследования, посвященные деятельности педагогов, ученых, первых инспекторов чувашских школ, внесших большой вклад в национальное образование. В статье авторы повествуют о том, как зарождалось и развивалось дело просвещения народов Поволжья. Они обращают внимание на деятельность основоположников новой системы образования «инородцев» Н. И. Золотницкого, Н. И. Ильминского, И. Я. Яковлева, рассказывают об отце Н. И. Золотницкого – Иване Васильевиче Золотницком, в 1842 г. в селе Первое Чурашево открывшем школу для чувашских детей и, по факту, основавшем центр просвещения чувашей. В работе дана оценка роли чиновников, поддержавших устремление реформаторов просвещения из Поволжья (основателей «системы образования Н. И. ИльминскогоН. И. Золотницкого») в столице Российской империи. До широкой публики доносится информация о том, как сегодня обстоит дело с преподаванием родных языков в Чувашской Республике. Дается количественная и качественная характеристика учителей родных (чувашского, татарского и эрзя-мордовского) языков, приводятся количественные показатели школ, в которых ведется преподавание на названных родных языках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаев Юрий Николаевич, Кузнецов Александр Валерьянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PASSIONARITY OF N. ZOLOTNITSKY AND I. YAKOVLEV IN THE ENLIGHTENMENT OF THE CHUVASH AND ETHNIC EDUCATION IN THE 21st CENTURY

The President of the Russian Federation has declared 2023 the Year of Teacher and Mentor in Russia. In addition, this year marks the anniversaries of outstanding teachers K. Ushinsky and I. Yakovlev, as well as the 155th anniversary of the opening of the Simbirsk Chuvash school. In this regard, the studies devoted to the activities of teachers, scientists, the first inspectors of Chuvash schools who made a great contribution to national education have become relevant. In the article, the authors tell how the enlightenment of the peoples of the Volga region began and developed. They drew attention to the activity of the founders of the new system of education of “foreigners” N. Zolotnitsky, N. Ilminsky, I. Yakovlev, and tell about the father of N. Zolotnitsky – Ivan Vasilyevich Zolotnitsky, who opened a school for Chuvash children in 1842 in the village of Pervoe Churashevo and, in fact, founded the Chuvash Enlightenment Center. The paper assesses the role of officials who supported the aspirations of the enlightenment reformers (the founders of the “education system of N. IlminskyN. Zolotnitsky”) from the Volga region in the capital of the Russian Empire. Information about the situation with the teaching of native languages in the Chuvash Republic today is being brought to the general public. Quantitative and qualitative characteristics of teachers of native (Chuvash, Tatar and Erzya-Mordovian) languages are given, quantitative indicators of schools in which teaching is conducted in these native languages are given.

Текст научной работы на тему «ПАССИОНАРНОСТЬ Н. И. ЗОЛОТНИЦКОГО И И. Я. ЯКОВЛЕВА В ДЕЛЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ ЧУВАШЕЙ И ЭТНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ»

УДК 37.013.32(=512.111)"18/20"(091) DOI 10.37972/chgpu.2023.119.2.011

Ю. Н. Исаев, А. В. Кузнецов

ПАССИОНАРНОСТЬ Н. И. ЗОЛОТНИЦКОГО И И. Я. ЯКОВЛЕВА В ДЕЛЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ ЧУВАШЕЙ И ЭТНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ

Чувашский республиканский институт образования, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Президентом Российской Федерации 2023 год объявлен Годом педагога и наставника в России. К тому же в текущем году отмечаются юбилеи выдающихся педагогов К. Д. Ушинского и И. Я. Яковлева, а также исполняется 155 лет со дня открытия Симбирской чувашской школы. В связи с этим стали актуальными исследования, посвященные деятельности педагогов, ученых, первых инспекторов чувашских школ, внесших большой вклад в национальное образование.

В статье авторы повествуют о том, как зарождалось и развивалось дело просвещения народов Поволжья. Они обращают внимание на деятельность основоположников новой системы образования «инородцев» Н. И. Золотницкого, Н. И. Ильминского, И. Я. Яковлева, рассказывают об отце Н. И. Золотницкого - Иване Васильевиче Золотницком, в 1842 г. в селе Первое Чурашево открывшем школу для чувашских детей и, по факту, основавшем центр просвещения чувашей. В работе дана оценка роли чиновников, поддержавших устремление реформаторов просвещения из Поволжья (основателей «системы образования Н. И. Ильминского - Н. И. Золотницкого») в столице Российской империи. До широкой публики доносится информация о том, как сегодня обстоит дело с преподаванием родных языков в Чувашской Республике. Дается количественная и качественная характеристика учителей родных (чувашского, татарского и эрзя-мордовского) языков, приводятся количественные показатели школ, в которых ведется преподавание на названных родных языках.

Ключевые слова: Н. И. Золотницкий, Н. И. Ильминский, И. Я. Яковлев, А. Д. Толстой, чуваши, народы Поволжья, просвещение

Yu. N. Isaev, A. V. Kuznetsov

PASSIONARITY OF N. ZOLOTNITSKY AND I. YAKOVLEV IN THE ENLIGHTENMENT OF THE CHUVASH AND ETHNIC EDUCATION IN THE 21st CENTURY

Chuvash Republican Institute of Education, Cheboksary, Russia

Abstract. The President of the Russian Federation has declared 2023 the Year of Teacher and Mentor in Russia. In addition, this year marks the anniversaries of outstanding teachers K. Ushinsky and I. Yakovlev, as well as the 155th anniversary of the opening of the Simbirsk Chuvash school. In this regard, the studies devoted to the activities of teachers, scientists, the first inspectors of Chuvash schools who made a great contribution to national education have become relevant.

In the article, the authors tell how the enlightenment of the peoples of the Volga region began and developed. They drew attention to the activity of the founders of the new system of education of "foreigners" N. Zolotnitsky, N. Ilminsky, I. Yakovlev, and tell about the father of N. Zolotnitsky - Ivan Vasi-lyevich Zolotnitsky, who opened a school for Chuvash children in 1842 in the village of Pervoe Churashevo and, in fact, founded the Chuvash Enlightenment Center. The paper assesses the role of officials who supported the aspirations of the enlightenment reformers (the founders of the "education system of N. Ilminsky - N. Zolotnitsky") from the Volga region in the capital of the Russian Empire. Information about the situation with the teaching of native languages in the Chuvash Republic today is being brought

to the general public. Quantitative and qualitative characteristics of teachers of native (Chuvash, Tatar and Erzya-Mordovian) languages are given, quantitative indicators of schools in which teaching is conducted in these native languages are given.

Keywords: N. Zolotnitsky, N. Ilminsky, I. Yakovlev, A. Tolstoy, Chuvash, peoples of the Volga region, enlightenment

Введение. Предметом нашего исследования стала деятельность выдающихся просветителей народов Поволжья и передовых чиновников Российской империи, внесших неоценимый вклад в дело образования чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов, татар-кряшен и других народов в XIX веке. Н. И. Золотницкий, Н. И. Ильминский, И. Я. Яковлев, министр просвещения А. Д. Толстой принимали непосредственное участие в этом важном деле. Основоположник дошкольной педагогики России К. Д. Ушинский выдвинул идеи, которые были учтены и в адаптированном к местным реалиям формате претворены в жизнь последователями.

Цель исследования - конкретизировать деятельность лиц, стоявших у истоков просвещения народов Поволжья, и донести до широкой публики информацию о том, как обстоит сегодня дело с преподаванием родных (чувашского, татарского и эрзя-мордовского) языков в Чувашской Республике.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в 2023 году отмечается 175-летие со дня рождения И. Я. Яковлева, а также исполняется 155 лет со дня открытия Симбирской чувашской школы. В работе дается соответствующая оценка деятельности великого чувашского просветителя и открытого им образовательного учреждения, подарившего 12 народам Поволжья и При-уралья более 1200 высококвалифицированных, разносторонне подготовленных учителей.

Материал и методы исследования. Материалом для исследования послужили изыскания, посвященные жизни и деятельности вышеназванных просветителей, статьи и монографии, сборники документов и материалов по рассматриваемой проблеме. В работе использованы описательный метод, методы анализа и сравнения.

Результаты исследования и их обсуждение. Просвещение всегда имело большое значение для развития народа. На этот важный вопрос обращали свой взор и в Античности, и в Средние века. Всем известна «эпоха Просвещения». В конце XVII - начале XIX века это движение, возникнувшее в Англии в XVII веке, распространилось в большинстве стран Европы, в том числе и в России [23]. Многим ученым не давали покоя вопросы, связанные с истоками Просвещения [19, с. 5]. Подытоживая результаты исследований предшественников, И. Титаренко, например, утверждает, что просветители неосознанно действовали под влиянием идей прошлого. По ее мнению, идеи Просвещения уходят корнями во времена Древнего Рима [19, с. 8].

Хотим заметить, что 2023 год - это не просто Год педагога и наставника в России, а год, в котором отмечаются юбилеи великих отечественных педагогов и гуманистов. В текущем году всем педагогическим сообществом празднуем 200-летие со дня рождения К. Д. Ушинского, 175-летие со дня рождения И. Я. Яковлева. Не забываем и о том, что в этом году исполняется 155 лет со дня открытия Симбирской чувашской школы. Эта школа была не только для чувашей. Для И. Я. Яковлева все народы были равны. Иван Яковлевич стремился к тому, чтобы они все жили мирно и дружно, помогали друг другу. За время своего существования школа дала достойное образование выходцам 12 национальностей региона. Симбирская чувашская учительская школа к 1917 году подготовила более 1200 народных учителей. Эта школа имела большое значение для всех народов, проживающих в Поволжье и Приуралье [6]. И. Я. Яковлев не только старался давать знания,

но еще прикладывал много сил для того, чтобы доказать, что его ученики ничем не уступают воспитанникам «не инородческих» училищ и школ.

В основу работы Симбирской чувашской школы была положена «педагогическая система Н. И. Ильминского - Н. И. Золотницкого», доказавшая свою эффективность (подробнее см.: [5, с. 164-174], [13, с. 188-191], [7, с. 191-204], [18, с. 222-232]), существенно переработанная, улучшенная с учетом опыта передовых школ России и Европы. И Н. И. Ильминский, работавший в Казани, и Н. И. Золотницкий, осуществлявший свою деятельность в Чувашском крае, пришли к выводу о том, что для просвещения «инородцев» должны соблюдаться следующие требования: 1) образование коренных народов должно осуществляться параллельно с укреплением православных принципов; 2) проводиться на родных языках; 3) реализовываться местными учителями [13, с. 188-191]. Встреча с выдающимся деятелем просвещения в Казани вдохновила Н. И. Золотницкого. Он усиленно принялся за подготовку и публикацию учебников, календарей, переводной литературы на чувашском языке, среди которых наиболее значимыми являются букварь «Чуваш кнеге» (1867), календарь «Солдалык кнеге» (1866), труды «По вопросу о способах образования чуваш» (1866), «Чувашла вулама шотлама да виренни», «Упрощенный способ обучения чтению», цикл переводов православной литературы [5, с. 169]. В Казани Н. И. Золотницкий начал воплощать в жизнь свои образовательные идеи, писать и издавать учебники для чувашских детей. Н. И. Золотницкий в 1861 году, Н. И. Ильминский в 1863 году предложили новую христианскую образовательную систему для «инородцев», которая избегала насилия и предусматривала переход на «христианское просвещение»: начальное образование, церковная служба, создание литературы на родном языке.

Н. И. Золотницкий и Н. И. Ильминский независимо друг от друга разработали похожие способы реформ образования нерусских народов. Для осуществления своих идей Н. И. Золотницкий выбрал чувашей, язык которых считал вторым родным языком. Н. И. Ильминский же избрал крещеных татар ([5, с. 170], [11, с. 53-84]). В 1866 году министр народного просвещения граф Д. А. Толстой проинспектировал Казанский школьный округ. Здесь он лично познакомился с двумя Николаями Ивановичами, посетил крещено-татарскую школу. Уровень знаний учеников школы был настолько высок, что побудил Дмитрия Андреевича задуматься о распространении школ подобного типа среди всех инородцев, населяющих бескрайние просторы Восточной России. Вернувшись в Санкт-Петербург, Д. А. Толстой предложил членам Государственного Совета учредить должность инспектора чувашских школ Казанского учебного округа. На эту должность был назначен выдающийся тюрколог Н. И. Золотницкий [5, с. 170]. Николай Иванович стал успешным продолжателем дела своего отца - Ивана Васильевича Золотницкого, еще в 1842 году в селе Первое Чурашево открывшего школу для чувашских детей. Следует подчеркнуть, что это село надолго стало центром образования для чувашей всей округи [5, с. 164-165]. Некоторые ученые высказывают мысль об исторической несправедливости, поскольку из двух создателей новой системы образования в основном упоминается только Н. И. Ильминский, а деятельность Н. И. Золотницкого на этом поприще умалчивается. Две знаменитые фамилии, по их мнению, следует упоминать вместе, потому что они внесли большой вклад в развитие образования народов Поволжья и Урала, в их сближение с русским населением, в воспитание в них любви к общей Родине [13, с. 191]. Действительно, имя Н. И. Золотницкого в настоящее время известно в основном ученым-филологам. Н. И. Золотницкий - основоположник отечественного чувашского научного языкознания, первый исследователь диалектов чувашского языка, автор первого этимологического словаря чувашского языка, один из первых составителей чувашского календаря, автор капитальных научных трудов. В 1860-1870-е годы вел активную просветительскую и научную деятельность. Будучи инспектором чувашских школ Казанского

учебного округа, прикладывал очень много усилий, чтобы открывать новые школы, развивать книгопечатание на родном языке, улучшить переводческое дело (подробнее о заслугах Н. И. Золотницкого см.: [3, с. 49-54], [5, с. 164-174], [7, с. 191-204], [8], [13, с. 188-191], [16], [18, с. 222-232], [21, с. 29-36]). Болезнь и ранняя смерть не дали в полной мере раскрыться выдающемуся ученому-просветителю.

Дело просвещения чувашей, начатое еще И. В. Золотницким в 1842 году, было подхвачено Н. И. Золотницким и Н. И. Ильминским, а продолжено и поднято на совершенно иной уровень И. Я. Яковлевым, понимавшим огромную роль родного языка в жизни людей [9, с. 292]. Предшественникам не удалось достичь таких высот, как И. Я. Яковлеву, но они заложили прочный фундамент в благородное дело. А о значении Симбирской чувашской школы для народа, по нашему мнению, наиболее четко, верно говорят строки из воспоминаний известного общественно-политического деятеля начала ХХ века, воспитанника школы С. Н. Николаева: «Чуваш, мужик, бедняк, как говорится, человек без роду и племени, у него была идея служить народу, и он изо всех сил, а иногда и с риском для своего положения и интересов, служил этой идее и воплощал ее в жизнь. Памятник, который он оставил своему народу, - учительская школа; сотни начальных и двухклассных училищ для народа; сотни учителей, священников и людей других профессий, десятки людей с высшим образованием и т. д.». [15, с. 111-112].

Таким образом, Н. И. Золотницкий и И. Я. Яковлев были пассионариями, посвятившими свои жизни просвещению чувашей и других народов региона. Им были присущи колоссальное устремление, направленное на достижение цели, и идея служить народу даже ценой своей жизни. Слова С. Н. Николаева об И. Я. Яковлеве («...у него была идея служить народу, и он изо всех сил, а иногда и с риском для своего положения и интересов, служил этой идее и воплощал ее в жизнь» [15, с. 111-112]) и Н. И. Егорова о Н. И. Золотниц-ком и Н. И. Ильминском («Судьба свела в Казани двух Николаев Ивановичей, одержимых одной важной идеей служения духовному просвещению инородцев» [5, с. 169]) показывают, что эти личности в полной мере обладали такой чертой, как пассионарность, -врожденной способностью организма поглощать энергию из внешней среды и выдавать ее в виде работы. У некоторых людей побуждения этой способности могут нарушать инстинкт индивидуального и даже видового самосохранения, поэтому пассионарии не могут не совершать и совершают поступки, ведущие к изменению их окружения. Эти изменения в равной степени касаются как природной среды, так и человеческих сообществ [2, с. 381]. Другими словами, Н. И. Золотницкий и И. Я. Яковлев обладали пассионар-ностью - доминантой характера, неизбежным сознательным (у некоторых людей - бессознательным) внутренним желанием индивида, направленным на достижение цели. Иногда пассионариям эта цель кажется более ценной, чем собственная жизнь [2, с. 391].

Не можем не упомянуть, что на И. Я. Яковлева значительное влияние оказали труды великого русского педагога, писателя, основоположника дошкольной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского. Исследователями отмечается также созвучность этнопедагогических наблюдений Г. Н. Волкова с заключениями К. Д. Ушинского о родном языке [22, с. 181]. Этот факт свидетельствует о том, что труды отца отечественной научной педагогики остаются актуальными по настоящее время. Видный деятель образования высоко оценивал роль родного языка в духовном и нравственном развитии личности. Константину Дмитриевичу принадлежит высказывание о том, что у людей можно отнять все, и они смогут все вернуть, но если отнять язык, то они никогда не создадут его снова [20, с. 557]. С данным высказыванием перекликаются слова И. Я. Яковлева, в которых говорится, что язык умирает вместе с людьми, его создавшими, и требовать, чтобы люди забыли родной язык, почти то же самое, что требовать смерти этой нации [1, с. 273]. И. Я. Яковлев делал все возможное, чтобы язык народа не умирал, не был забыт.

Высказывания педагогов гармонично дополняют слова В. В. Путина о том, что каждый человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей религии, своей национальности. «Но сначала он должен быть гражданином большой страны - России. Единство в разнообразии - залог силы и успеха, могущества, авторитета нашей страны на международной арене» [14]. Эти слова звучат в унисон с заветами И. Я. Яковлева: «В обращении к родному языку нет предательства русскому делу: вы можете служить великой русской Родине, не забывая родной язык, полученный от ваших матерей» [24]. Помня эти слова, Минобразования Чувашии совместно с Чувашским республиканским институтом образования регулярно проводят ставший уже традиционным Форум учителей родных языков. Этот форум приобрел межрегиональный статус, на него собираются представители разных национальностей, придерживающихся разной веры. Эти люди делают все возможное, чтобы сохранить свои родные языки и передавать их из поколения в поколение. На площадках форума обсуждались и будут обсуждаться актуальные вопросы, связанные с преподаванием родных чувашского, русского, татарского, мордовского и марийского языков. Надеемся, что география участников форума расширится и в предстоящих мероприятиях примут участие преподаватели родных языков не только из Поволжья, но и из других регионов нашей страны.

В настоящее время, в соответствии с заветами И. Я. Яковлева, Чувашским республиканским институтом образования организована непрерывная методическая поддержка преподавания родного и национальных языков. Сотрудники института разрабатывают новые программы и модернизируют эффективные программы по родному чувашскому языку и литературе, по государственному чувашскому языку, по истории и культуре родного региона. В Российской Федерации действует ряд нормативных правовых актов: Конституция, гарантирующая право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития; закон «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающий необходимые стандарты; федеральные государственные образовательные стандарты, которые направлены на сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа России и гарантируют право на изучение родного языка, и др. На первый взгляд кажется, что все хорошо организовано, реализация вышеупомянутых документов способствует сохранению родных языков народов России и их всестороннему развитию и нет причин для беспокойства. Но статистика говорит об обратном [12, с. 16]. Количество изучающих родные языки уменьшается. И нам предстоит еще многое сделать как на федеральном, так и на региональном уровнях, чтобы улучшить ситуацию.

Что касается работы по сохранению и развитию родных языков в Чувашской Республике, то можно смело сказать, что в настоящее время в республике действует около 900 образовательных учреждений, в которых разработаны различные модели изучения чувашского языка. В детских садах, расположенных на территориях с большим количеством чувашского населения, образовательная программа реализуется на чувашском языке с постепенным переходом на двуязычие в старших группах (58 детских садов - 18 % от общего количества детских садов). В 2022-2023 учебном году (данные на 1 сентября 2022 г.) в 401 школе республики чувашский язык начали изучать около 77 % школьников 1-9 классов, в том числе как родной чувашский язык - 45,8%, как государственный язык Чувашской Республики - чувашский язык - 31 %.

Для обучения чувашскому языку в республике имеется высокопрофессиональный штат учителей: более 600 учителей преподают родной язык, 98,8 % из них имеют высшее образование и квалификационные категории. Многие учителя чувашского языка известны далеко за пределами республики. В 2018 году Степанов Александр Марсович, учитель чувашского языка средней школы № 40 г. Чебоксары, стал обладателем Гран-при

«Серебряное перо». Через два года этот же успех повторила учитель чувашского языка средней школы № 2 города Новочебоксарска Ильина Оксана Разиновна.

В республике разработана система поддержки учителей, проводится ряд мероприятий по улучшению имиджа учителя родного языка. Денежное поощрение в размере 100000 рублей предоставляется преподавателям, подготовившим победителей, и в размере 50000 рублей - подготовившим призеров международных и межрегиональных олимпиад школьников по чувашскому языку и литературе, татарскому языку и литературе, мордовскому языку и литературе. В 2022 году этой премии удостоены 23 учителя родных (чувашского, татарского и мордовского) языков: 6 учителей получили по 100000 рублей, 15 учителей - по 50000 рублей, 2 учителя - по 25000 рублей [17]. Для сравнения: в 2021 году данную премию получили 19 педагогов, в 2020 году - 23 педагога.

В целях реализации этнокультурной составляющей республика разработала программы по обучению родному чувашскому языку и литературе, а также государственному чувашскому языку, которые включены в реестр Федерального государственного образовательного стандарта (12 программ). Подготовлено 18 электронных учебников, в федеральный перечень учебников включено 42 учебных пособия по изучению чувашского языка и литературы, 5 учебно-методических комплектов.

В последнее время значительно возрос интерес к развитию чувашского языка в Интернет-пространстве. На страницах сообщества «Чаваш челхи - чеке? челхи», функционирующего в социальной сети ВКонтакте, педагоги, методисты и другие заинтересованные люди могут ознакомиться с материалами, связанными с чувашским языком, литературой и культурой чувашского народа, и использовать их в своей деятельности.

Ежегодно Министерство образования Чувашской Республики обновляет библиотечный фонд школ учебной литературой из федерального перечня учебников и пособиями для изучения чувашского языка, чувашской литературы и истории чувашского народа. Только за 2 последних года при содействии Минобразования Чувашии подготовлено 17 наименований новой учебной литературы для изучения чувашского языка, литературы, истории чувашского народа, закуплено более 166 тысяч экз. учебной литературы на сумму около 39 млн рублей. Вся новейшая история чувашского народа убедительно показывает, что исполняются завещания просветителя: «Верьте в Россию», «Чтите и любите. русский народ». Мысли, советы, установки И. Я. Яковлева в вопросах совершенствования педагогического мастерства заслуживают самого широкого использования в практике современной школы [10, с. 306]. На всех этапах социального и экономического развития страны чувашей всегда отличали трудолюбие, нравственная и духовная чистота, уважительное отношение к представителям других национальностей. Чуваш И. Я. Яковлев -яркий пример этого: он выполнял работу по инспектированию и открытию министерских, земских, церковно-приходских и братских училищ в Казанской, Симбирской, Самарской и Саратовской губерниях Казанского учебного округа, помогал открывать школы в Уфимской и Оренбургской губерниях, не входивших в Казанский учебный округ. В результате при участии И. Я. Яковлева и его учеников в Поволжье и Приуралье было открыто более 400 училищ.

В XIX - начале ХХ века чуваши проживали в основном в гомогенной этнической среде. Сегодня же на территории современной Чувашской Республики проживают представители около 130 национальностей и 9 этнических групп. В качестве родного языка изучаются чувашский, русский, татарский и эрзя-мордовский языки. Для ознакомления с языком и культурой разных народов созданы условия в Доме дружбы народов, функционирующем с ноября 2017 года. В настоящее время на территории республики официально зарегистрировано 36 национально-культурных объединений, в состав которых вошли

представители чувашей, русских, татар, мордва, марийцев, евреев, арабов, немцев, армян, азербайджанцев, сирийцев, таджиков, грузин, чеченцев, дагестанцев и др. [4].

Сохранение и развитие родных языков как наиболее мощной части культуры народов является важнейшей задачей органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и социальных институтов.

Выводы. Мы проанализировали развитие образования чувашского народа с XIX века до наших дней. В деле просвещения чувашей видное место занимают отец и сын Золот-ницкие - Иван Васильевич и Николай Иванович. Первый из них в 1842 году открыл школу для чувашей, а второй является первым инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, первым автором этимологического словаря чувашского языка, одним из первых авторов букваря («Чуваш кнеге» (1867 г.)), календаря и т. д. Н. И. Золотницкий в 1861 г. и Н. И. Ильминский в 1863 г. независимо друг от друга предложили новую христианскую образовательную систему для «инородцев», которая избегала насилия и позволяла переходить на «христианское просвещение»: начальное образование, церковная служба, создание литературы на родном языке. Созданная с учетом педагогических воззрений К. Д. Ушинского, поддержанная министром народного просвещения Российской империи Д. А. Толстым «система образования Н. И. Ильминского - Н. И. Золотницкого» была освоена и поднята на немыслимые по меркам XIX века высоты И. Я. Яковлевым. В относительно небольшой с исторической точки зрения период дело просвещения чувашей сделало огромный шаг благодаря пассионарности, самоотверженности, стремлению к поставленной цели выдающихся просветителей Н. И. Золотницкого и И. Я. Яковлева. Надеемся, что приведенные выше факты и сделанные нами выводы позволят специалистам, интересующимся образованием народов Поволжья и Приуралья, получить более четкое представление о развитии образования, образовательном процессе чувашей, а также других народов региона, который начался в середине XIX в.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Г. Н. Судьба патриарха : роман-эссе. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1998. - 349 с.

2. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - СПб. : Кристалл, 2001. - 640 а

3. Данилов А. П. Николай Золотницкий о способах образования чувашей и других нерусских народов // Данилов А. П., Тенюшев И. Я. Зарождение, развитие публицистики и журналистики в Чувашии. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 1999. - С. 49-54.

4. Дом Дружбы народов: о нас [Электронный ресурс] // Дом Дружбы народов [сайт]. - Режим доступа : http://днт21.рф/dom-dшzhby-narodov/about/ (дата обращения: 14.05.2023).

5. Егоров Н. И. Просветитель народов Поволжья // Ученые. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2006. -Т. 4. - С. 164-174.

6. Зайцева Е. «Люблю я чуваш и от души желаю им всякого блага»: в республике и в регионах России вспоминают патриарха и просветителя [Электронный ресурс] // Советская Чувашия. - 2018. - 22 мая. -Режим доступа : http://sovch.chuvashia.com/?p=195664 (дата обращения: 07.05.2023).

7. Золотницкий Н. И. По вопросу о способах образования чуваш // Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. - СПб. : Тип. т-ва «Обществ. польза», 1869. - С. 191-204.

8. Золотницкий Николай Иванович (1829-1880). Избранные труды = Суйласа илнё ёдсем: статьи, лингвистические исследования, словари, письма, отчеты, разные документы / Н. И. Золотницкий ; сост. В. Г. Родионов. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. - 527 с.: табл.

9. Зыкина А. П. Проблема патриотического воспитания в педагогической системе И. Я. Яковлева // Яковлевские чтения: патриотизм, гражданственность, духовность в аспекте современных социокультурных процессов : сб. статей по материалам Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 175-летию со дня рождения И. Я. Яковлева / отв. ред. Е. Г. Хрисанова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2023. - С. 290-296.

10. Иванова Е. К. Выдающийся деятель культуры и просвещения чувашского народа Иван Яковлевич Яковлев // Яковлевские чтения: патриотизм, гражданственность, духовность в аспекте современных социокультурных процессов : сб. статей по материалам Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 175-летию со дня рождения И. Я. Яковлева / отв. ред. Е. Г. Хрисанова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2023. - С. 301-308.

11. Ильминский Н. Школа для начального обучения детей крещеных татар в Казани // Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. - СПб. : Тип. т-ва «Обществ. польза», 1869. - С. 53-84.

12. Исаев Ю. Н. Состояние и перспективы развития системы образования Чувашской Республики // Образование: теория, методология, опыт / гл. ред. Ж. В. Мурзина. - Чебоксары : ИД «Среда», 2019. - С. 5-29.

13. Колпачева О. Ю. Педагогическая система Н. И. Ильминского - Н. И. Золотницкого // Проблемы просвещения, истории и культуры сквозь призму этнического многообразия России (к 170-летию чувашского просветителя И. Я. Яковлева) : материалы Всерос. науч. конф. (Чебоксары, 14 мая 2018 г.) / редкол. : О. Н. Широков и др. - Чебоксары : ИД «Среда», 2018. - С. 188-191.

14. Латухина К., Прасолов О. Владимир Путин: любые попытки разжечь межнациональную рознь -предательство [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Российской газеты» [сайт]. - Режим доступа : https://rg.ru/2012/01/24/edinstvo.html (дата обращения: 04.05.2023).

15. Николаев С. Н. Воспоминания / сост. Игорь Золотарев ; ред. 2-го изд. Дмитрий Плисецкий ; ред. 1-го изд. Георгий Овсянников и Илья Сташевский. - Прага : Изд-во «Русская традиция», 2015. - 572 с., илл.

16. Павлов И. П. Н. И. Золотницкий пурна^ёпе ё^ёсем. - Шупашкар : Чавашгосиздат, 1958. - 64 с.

17. Распоряжение Главы от 04 августа 2022 года № 471-рг «О присуждении в 2022 году ежегодного денежного поощрения Главы Чувашской Республики педагогическим работникам, подготовившим победителей и (или) призеров межрегиональных, международных олимпиад школьников по чувашскому языку и литературе, татарскому языку и литературе, мордовскому языку и литературе, организаторами которых являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный портал органов власти Чувашской Республики [сайт]. - Режим доступа : https://cap.ru/doc/laws/2022/08/04/ disposal-471-rg (дата обращения: 14.05.2023).

18. Терехова О. П. Деятельность Н. И. Золотницкого по просвещению и экологическому воспитанию чувашей // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 9. - С. 222-232.

19. Титаренко И. Н. Истоки просвещения: от Древнего Рима к Европе XVIII века [Электронный ресурс] // Научная мысль Кавказа. - 2014. - № 4. - С. 5-14. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/ n/istoki-prosvescheniya-ot-drevnego-rima-k-evrope-xviii-veka/viewer (дата обращения: 04.05.2023).

20. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский ; гл. ред. А. М. Еголин ; Ин-т теории и педагогики АПН РСФСР. - М. ; Л. : АПН РСФСР, 1948-1952. - Т. 2: Педагогические статьи, 1857-1861 гг. - 1948. - 656 с.: портр.

21. Федотов М. Р. Н. И. Золотницкий (1829-1880) // Федотов М. Р. Исследователи чувашского языка. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1987. - С. 29-36.

22. Цаллагова З. Б. Академик РАО Г. Н. Волков о роли наследия и личности выдающихся педагогов в истории педагогической науки и практики // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2022. - № 4(117). - С. 176-187.

23. Царькова Л. Эпоха Просвещения [Электронный ресурс] // Энциклопедия «Кругосвет» [сайт]. -Режим доступа : https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/EPOHA_PROSVESHCHENIYA.html (дата обращения: 05.05.2023).

24. Яковлев Иван. Духовное завещание чувашскому народу (на русском языке) [Электронный ресурс] // Официальный портал органов власти Чувашской Республики [сайт]. - Режим доступа : https://cap.ru/action/ activity/sobitiya-arhiv-bannerov/2023-god/aprelj/175-letie-so-dnya-rozhdeniya-vidayuschegosya-prosv/ivan-yakovlev-duhovnoe-zaveschanie-chuvashskomu-na-1 (дата обращения: 04.05.2023).

Статья поступила в редакцию 02.06.2023 REFERENCES

1. Volkov G. N. Sud'ba patriarha : roman-esse. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 1998. - 349 s.

2. Gumilev L. N. Etnogenez i biosfera Zemli. - SPb. : Kristall, 2001. - 640 c.

3. Danilov A. P. Nikolaj Zolotnickij o sposobah obrazovaniya chuvashej i drugih nerusskih narodov // Danilov A. P., Tenyushev I. Ya. Zarozhdenie, razvitie publicistiki i zhurnalistiki v Chuvashii. - Cheboksary : Izd-vo Chuvash. un-ta, 1999. - S. 49-54.

4. Dom Druzhby narodov: o nas [Elektronnyj resurs] // Dom Druzhby narodov [sajt]. - Rezhim dostupa : http://dnt21.rf/dom-druzhby-narodov/about/ (data obrashcheniya: 14.05.2023).

5. Egorov N. I. Prosvetitel' narodov Povolzh'ya // Uchenye. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 2006. -T. 4. - S. 164-174.

6. Zajceva E. «Lyublyu ya chuvash i ot dushi zhelayu im vsyakogo blaga»: v respublike i v regionah Rossii vspominayut patriarha i prosvetitelya [Elektronnyj resurs] // Sovetskaya Chuvashiya. - 2018. - 22 maya. - Rezhim dostupa : http://sovch.chuvashia.com/?p=195664 (data obrashcheniya: 07.05.2023).

7. Zolotnickij N. I. Po voprosu o sposobah obrazovaniya chuvash // Sbornik dokumentov i statej po voprosu ob obrazovanii inorodcev. - SPb. : Tip. t-va «Obshchestv. pol'za», 1869. - S. 191-204.

8. Zolotnickij Nikolaj Ivanovich (1829-1880). Izbrannye trudy = Sujlasa йиё ^sem: stat'i, lingvisticheskie issledovaniya, slovari, pis'ma, otchety, raznye dokumenty / N. I. Zolotnickij ; sost. V. G. Rodionov. - Cheboksary : Izd-vo Chuvash. un-ta, 2007. - 527 s.: tabl.

9. Zykina A. P. Problema patrioticheskogo vospitaniya v pedagogicheskoj sisteme I. Ya. Yakovleva // Ya-kovlevskie chteniya: patriotizm, grazhdanstvennost', duhovnost' v aspekte sovremennyh sociokul'turnyh processov : sb. statej po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoj 175-letiyu so dnya rozhdeniya I. Ya. Yakovleva / otv. red. E. G. Hrisanova. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2023. - S. 290-296.

10. Ivanova E. K. Vydayushchijsya deyatel' kul'tury i prosveshcheniya chuvashskogo naroda Ivan Ya-kovlevich Yakovlev // Yakovlevskie chteniya: patriotizm, grazhdanstvennost', duhovnost' v aspekte sovremennyh sociokul'turnyh processov : sb. statej po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoj 175-letiyu so dnya rozhdeniya I. Ya. Yakovleva / otv. red. E. G. Hrisanova. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2023. -S. 301-308.

11. Il'minskij N. Shkola dlya nachal'nogo obucheniya detej kreshchenyh tatar v Kazani // Sbornik do-kumentov i statej po voprosu ob obrazovanii inorodcev. - SPb. : Tip. t-va «Obshchestv. pol'za», 1869. - S. 53-84.

12. Isaev Yu. N. Sostoyanie i perspektivy razvitiya sistemy obrazovaniya Chuvashskoj Respubliki // Obra-zovanie: teoriya, metodologiya, opyt / gl. red. Zh. V. Murzina. - Cheboksary : ID «Sreda», 2019. - S. 5-29.

13. Kolpacheva O. Yu. Pedagogicheskaya sistema N. I. Il'minskogo - N. I. Zolotnickogo // Problemy pros-veshcheniya, istorii i kul'tury skvoz' prizmu etnicheskogo mnogoobraziya Rossii (k 170-letiyu chuvashskogo prosvet-itelya I. Ya. Yakovleva) : materialy Vseros. nauch. konf. (Cheboksary, 14 maya 2018 g.) / redkol. : O. N. Shirokov i dr. - Cheboksary : ID «Sreda», 2018. - S. 188-191.

14. Latuhina K., Prasolov O. Vladimir Putin: lyubye popytki razzhech' mezhnacional'nuyu rozn' - pre-datel'stvo [Elektronnyj resurs] // Internet-portal «Rossijskoj gazety» [sajt]. - Rezhim dostupa : https://rg.ru/2012/ 01/24/edinstvo.html (data obrashcheniya: 04.05.2023).

15. Nikolaev S. N. Vospominaniya / sost. Igor' Zolotarev ; red. 2-go izd. Dmitrij Pliseckij ; red. 1-go izd. Georgij Ovsyannikov i Il'ya Stashevskij. - Praga : Izd-vo «Russkaya tradiciya», 2015. - 572 s., ill.

16. Pavlov I. P. N. I. Zolotnickij purnajepe ejesem. - Shupashkar : Chavashgosizdat, 1958. - 64 s.

17. Rasporyazhenie Glavy ot 04 avgusta 2022 goda № 471-rg «O prisuzhdenii v 2022 godu ezhegodnogo denezhnogo pooshchreniya Glavy Chuvashskoj Respubliki pedagogicheskim rabotnikam, podgotovivshim pobeditelej i (ili) prizerov mezhregional'nyh, mezhdunarodnyh olimpiad shkol'nikov po chuvashskomu yazyku i literature, tatar-skomu yazyku i literature, mordovskomu yazyku i literature, organizatorami kotoryh yavlyayutsya organy ispolnitel'noj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj portal organov vlasti Chuvashskoj Respubliki [sajt]. - Rezhim dostupa : https://cap.ru/doc/laws/2022/08/04/disposal-471-rg (data obrashcheniya: 14.05.2023).

18. Terekhova O. P. Deyatel'nost' N. I. Zolotnickogo po prosveshcheniyu i ekologicheskomu vospitaniyu chuvashej // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - 2009. - № 9. - S. 222-232.

19. Titarenko I. N. Istoki prosveshcheniya: ot Drevnego Rima k Evrope XVIII veka [Elektronnyj resurs] // Nauchnaya mysl' Kavkaza. - 2014. - № 4. - S. 5-14. - Rezhim dostupa : https://cyberleninka.ru/article/n/istoki-prosvescheniya-ot-drevnego-rima-k-evrope-xviii-veka/viewer (data obrashcheniya: 04.05.2023).

20. Ushinskij K. D. Sobranie sochinenij : v 11 t. / sost. i podgot. k pechati V. Ya. Struminskij ; gl. red. A. M. Egolin ; In-t teorii i pedagogiki APN RSFSR. - M. ; L. : APN RSFSR, 1948-1952. - T. 2: Pedagogicheskie stat'i, 1857-1861 gg. -1948. - 656 s.: portr.

21. Fedotov M. R. N. I. Zolotnickij (1829-1880) // Fedotov M. R. Issledovateli chuvashskogo yazyka. -Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 1987. - S. 29-36.

22. Callagova Z. B. Akademik RAO G. N. Volkov o roli naslediya i lichnosti vydayushchihsya pedagogov v istorii pedagogicheskoj nauki i praktiki // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2022. - № 4(117). - S. 176-187.

23. Car'kova L. Epoha Prosveshcheniya [Elektronnyj resurs] // Enciklopediya «Krugosvet» [sajt]. - Rezhim dostupa : https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/EPOHA_PROSVESHCHENIYA.html (data obrashcheniya: 05.05.2023).

24. Yakovlev Ivan. Duhovnoe zaveshchanie chuvashskomu narodu (na russkom yazyke) [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj portal organov vlasti Chuvashskoj Respubliki [sajt]. - Rezhim dostupa : https://cap.ru/action/activity/ sobitiya-arhiv-bannerov/2023-god/aprelj/175-letie-so-dnya-rozhdeniya-vidayuschegosya-prosv/ivan-yakovlev-duhovnoe-zaveschanie-chuvashskomu-na-1 (data obrashcheniya: 04.05.2023).

The article was contributed on June 2, 2023

Сведения об авторах

Исаев Юрий Николаевич - доктор филологических наук, доцент, ректор Чувашского республиканского института образования, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-6354-4676, [email protected]

Кузнецов Александр Валерьянович - кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник центра регионального развития Чувашского республиканского института образования, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8740-1610, [email protected]

Author Information

Isaev, Yury Nikolaevich - Doctor of Philology, Associate Professor, Rector of the Chuvash Republican Institute of Education, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0002-6354-4676, [email protected]

Kuznetsov, Aleksander Valeryanovich - Candidate of Philology, Leading Researcher at the Center for Regional Development of the Chuvash Republican Institute of Education, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0002-8740-1610, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.