Научная статья на тему 'Паспортизация социокультурных противоречий в Крыму'

Паспортизация социокультурных противоречий в Крыму Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ / ГЕОГРАФИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Швец А.Б.

Анотація. В статті аналізуються практичні проблеми географічного вивчення та класифікації соціокультурних суперечностей на прикладі Кримського регіону. Ці дослідження засновані на ідеях територіальної справедливості і компромісів.В статье анализируются практические проблемы географического изучения и классификации социокультурных противоречий на примере Крымского региона. Эти исследования основаны на идеях территориальной справедливости и компромиссов.The problems of the practical and geographical classification socially-cultural contradictions on an example of the Crimean region on base of ideas of territorial equality and compromise analyzed in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Паспортизация социокультурных противоречий в Крыму»

УДК 323.11(477.75):2 А.Б.Швец

Паспортизация социокультурных противоречий в Крыму

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

Аннотация. В статье анализируются практические проблемы географического изучения и классификации социокультурных противоречий на примере Крымского региона. Эти исследования основаны на идеях территориальной справедливости и компромиссов..

Ключевые слова: социокультурные противоречия, факторы возникновения противоречий, география противоречий.

Репатриация ранее депортированных из Крыма народов, амбициозность этнической и политической элиты автономии, трансформация в ней общественных отношений и форм собственности, разочарование основной массы крымчан в возможности сохранения своей лингвистической идентичности стали в конце ХХ начале ХХ1 вв. основными факторами появления протестных форм поведения, называемыми в дальнейшем «социокультурными противоречиями».

Под социокультурными противоречиями мы предлагаем понимать такую группу потенциально конфликтных ситуаций, которая возникает в процессе смены смысла и установок жизни. Смысловые установки в поведении этносов, как правило, определяются господствующими в обществе ценностями культуры. Изменяются ценности (смыслы) культуры - происходит либо адаптация, либо их неприятие в полиэтнических средах различных регионов. По этой причине социокультурные противоречия подразделяются исследователями на адаптационные или конфликтные.

В Крыму проявления социокультурных противоречий носят потенциально конфликтный характер, поскольку любая их актуализация вызывается высокой степенью политизации всех общественных процессов на полуострове. По этой причине говорить о наличии конфликтности в Крыму можно лишь при условии отнесения этих конфликтов к разряду политических, но отнюдь не межэтнических. В Крыму конфликтность существует лишь в головах амбициозных политиков, делящих сферы влияния в полиэтническом сообществе. Логика самого процесса обустройства ранее депортированных народов подтверждает мысль о том, что до тех пор, пока этот процесс ведется по законам экономической целесообразности, его последствия предсказуемы и управляемы. К примеру, если процесс наделения землей депортированных народов проводить с учетом возрастных ограничений, за которыми сама депортация воспринимается как исторический факт из жизни представителей старшего поколения, то степень экономической предсказуемости последствий этого процесса прямо пропорциональна степени межэтнического спокойствия на полуострове. Но поскольку наделение землей различных этнических групп ведется в Крыму по политизированныму принципу «считать депортированными всех, включая детей рожденных на полуострове», то и степень предсказуемости последствий такого наделения прямо пропорциональна степени этнической обиды.

Проблема исследования социокультурных противоречий в Крыму не нова. Ею давно и плодотворно занимаются историки, политологи и социологи Абдураимов В.Э. [1], Айбабин А.И., Герцен А.Г., Храпунов И.Н. [2], Григорьянц В.Э. [3],Зарубин В.Г. [4,5], Кислый А.Е.[6], Никифоров А.Р.[7,8], Мальгин А.В. [9]. В этих работах фиксируются цели и содержание этнических и конфессиональных процессов в различные исторические периоды развития Крыма, отмечаются субъекты этнических противоречий и те мифологемы, которые создают неоднозначное поле их общественного восприятия.

В перечисленном списке авторов отсутствуют географы, у которых сформировался свой взгляд на сущность изучения социокультурных противоречий в Крыму. Первым географическим исследованием возможности возникновения подобных противоречий стала работа Киселева С.Н. и Киселевой Н.В. «Размышления о Крыме и геополитике» [10]. В этом исследовании отмечаются возможности географического постижения «феноменальной сущности территории Крымского полуострова» и тех процессов, которые происходят в его социально-политической составляющей. Смысл географического постижения Крыма как уникального месторазвития заключен, по мнению авторов, в выявлении компонентов крымской специфики посредством сопоставительного анализа тех процессов, что разворачиваются на различных территориальных уровнях его современной политической карты.

Учитывая изложенное выше, целью работы стало выявление возможностей классификации современных социокультурных противоречий Крыма при помощи их географической паспортизации.

В задачи исследования входил мониторинг противоречий, возникающих в этноконфессиональной и социально-экономической сферах жизни крымского социума в период 2000-2007 г.г., их описание и картирование. Отметим, что результаты мониторинга социокультурных противоречий в Крыму до 2006 г.подробно описаны и опубликованы [11,12]. В настоящее время они дополняются и уточняются новыми материалами. В 2008 г. под руководством автора были защищены две магистерские научные работы Ильиной А.В. и Марченко А.М.

Географическая паспортизация социокультурных противоречий предполагает, по нашему мнению, такую исследовательскую операцию, которая объединит методику пространственного анализа явления и традиционную схему изучения протестного поведения в конфликтологии. Это позволит получить пространственный образ конфликтной ситуации и её текстуальное описание.

Методика пространственного изучения социокультурных противоречий заключается в определении места локализации протестной формы поведения населения, соотнесении этого места с наличием в его пределах природных, исторических, экономических ресурсов, обладание которыми в понимании различных групп населения может быть потенциально конфликтогенным. Анализируется степень выраженности протестных форм поведения населения по поводу обладания данным ресурсом (высокая, средняя, низкая). Как правило, это делается при помощи картирования случаев актуализации этно-конфессиональных или социально-экономических противоречий, выявляемых при помощи публикаций в средствах массовой информации. Фиксируется количество случаев на заданный период времени. Выясняется характер проявления противоречий (затухающий, стабильный, нарастающий). Определяется степень разрешенности противоречий (резонансные, т.е. имеющие продолжение в публикациях средств массовой информации, решаемые, иными словами, находящиеся на стадии принятия решений в органах власти, латентные, перешедшие в скрытую, нерешаемую на данный период времени стадию).

Применив подобную методику пространственной классификации основных свойств социокультурных противоречий, мы получаем своеобразный срез региональных особенностей проявлений этносоциальной напряженности. Для Крыма подобная работа проводилась на примере земельной и этноконфессиональной конфликтности.

Пространственная классификация противоречий позволила выявить на территориии Крыма районы с нарастающей, затухающей и стабильной конфликтностью в сфере земельных отношений (см.табл.1).

Появление в Крыму такого явления, как самозахваты земельных участков, имеет целый ряд причин. Основной из них можно считать игнорирование украинской и крымской властью «специфики положения крымскотатарского народа при проведении земельной реформы» [8, с.45]. По мнению А.Р.Никифорова, плохо подготовленная реформа земельных отношений в Украине абсолютно не учла того факта, что крымские татары, более 70% которых проживает после репатриации в сельской местности, возвращались в Крым в тот период, когда пребывание в колхозах уже было не обязательным для участия в сельскохозяйственной деятельности. В результате лишь малая часть репатриантов (21,9 тыс.чел.) на момент проведения реформы являлась членами коллективных

сельхозпредприятий и стала, согласно Указа Президента Украины о земельной реформе, собственниками земельных сертификатов.

Таблица 1. Региональные характеристики территорий с земельными

Административные районы Крыма К ритерии типологии

Характер проявления противоречия Степень проявления Степень разрешен-ности противоречий

нарастающий стабильный затухающий высокая средняя низкая резонансная 1 решаемые латентная фаза

Симферополь + + +

Алушта + + +

Армянск + + +

Джанкой + + -

Евпатория + + +

Керчь + + -

Красноперекопск + + —

Саки + + +

Судак + + +

Феодосия + + + +

Ялта + + +

Бахчисарайский + + +

Белогорский + + +

Джанкойский + + +

Кировский + + +

Красногвардейский + + +

Красноперекопский + + —

Ленинский + + —

Нижнегорский + + +

Первомайский + + +

Раздольненский + + —

Сакский + + —

Симферопольский + + +

Советский + + —

Черноморский + + —

Типы районов

Районы с нарастающей земельной конфликтностью, с высокой или средней степенью проявления противоречий, перешедших в латентную фазу. (Симферополь,

Симферопольский район, Судак, Алушта, Ялта, Феодосия, Евпатория, Бахчисарайский район).

Районы с затухающей конфликтностью, с низкой степенью проявления конфликтов, перешедших в латентную фазу. (Джанкойский, Кировский, Красногвардейский, Сакский, Белогорский, Нижнегорский, Первомайский районы).

Районы со стабильной конфликтностью и низкой степенью проявления конфликтов.

(Джанкой, Армянск, Керчь, Красноперекопск, Саки, Ленинский, Раздольненский, Советский, Черноморский районы).

Разработал автор

Кроме того, возникновение земельных противоречий в Крыму связано с ошибками в расселении крымскотатарского народа преимущественно в отдаленных степных регионах полуострова. В период депортации основная масса крымских татар прошла социокультурную трансформацию в условиях городской местности Узбекистана. Стандарты жизни в условиях сельских поселений для этого народа были в основном утеряны. В автономии не был создан реестр выделяемых участков для депортированных граждан и их наследников, поэтому процесс предоставления земли крымским татарам начал проводиться в условиях юридически точного определения понятия «депортированный». Сыграли свою отрицательную роль бюрократическая волокита и непрозрачность в очередности получения земельных наделов. В результате на полуострове искусственно создается криминальный рынок земельных участков, которые предоставляются лицам, не имеющим намерения использовать их для освоения, а лишь для последующей перепродажи

Этноконфессиональные противоречия также различаются по территории Крыма степенью выраженности (количество проявлений в год) и степенью разрешенности (см.табл.2). Проведенная классификация противоречий, имеющих в Крыму этноконфессиональную окраску, позволяет говорить о том, что в автономии существуют районы с высокой степенью проявления этноконфессиональных противоречий и нарастающим характером их проявления, перешедшим в резонансную фазу (Симферопольский, Бахчисарайский районы и Судакский горсовет). В пределах означенных территорий в период с 2000 по 2006 гг. количество проявлений противоречий, напоминающих по характеру этноконфессиональные, достигало 20 и более случаев. К районам со средней и низкой степенью проявления этноконфессиональных противоречий, стабильным характером их появления, перешедшим в решаемую фазу относятся Белогорский, Кировский, Красноперекопский, Нижнегорский, Первомайский, Раздольненский, Сакский, Советский, Черноморский административные районы, а также территории Алуштинского и Ялтинского горсоветов. В этих районах отмечается появление от 10 до 20 проявлений противоречивого поведения их жителей. К районам с низкой степенью проявления этноконфессиональных противоречий, имеющим затухающий характер их появления, перешедшим в латентную фазу относятся территории Джанкойского, Красногвардейского, Ленинского административных районов и Феодосийского горсовета.

Схема анализа социокультурных противоречий, выполняемая по конфликтологической методике и призванная дополнить пространственную часть паспортизации упомянутых противоречий, представляет, по нашему мнению, совокупность доминантных состояний. Иными словами, паспорт противоречий можно дополнить посредством дробления конфликтного поведения на своеобразные стадии. Их выделение и описание важно для последующего анализа изменений в конфликтной структуре, прогнозе развития отношений сторон и в оценке способов регулирования противоречий.

Предлагаем выделять следующие стадии в паспортизации социокультурных противоречий: формирование противоречия, конфликтное взаимодействие сторон и разрешение противоречия.

Стадия формирования противоречия предшествует непосредственному противоборству сторон, когда противоречие из латентной фазы переходит в открытую (манифестную). Показателем сформировавшегося противоречия является инцидент как первое открытое столкновение сторон.

Конфликтное взаимодействие сторон заключается в выяснении логики их противоборства, мобилизации ресурсов и контр ресурсов.

Разрешение противоречия связано с достижением определенного согласия между конфликтующими сторонами, постепенного затухания противостояния между ними или перерастания его в новый конфликт.

Дополнением к означенным стадиям могут служить сведения о географической локализации противоречия, субъектности конфликтующих сторон, их мотивациях и требованиях.

Описанная выше методика паспортизации социокультурных противоречий Крыма была опробована на резонансных случаях проявления конфликтного поведения, имеющего этноконфессиональную окраску. Ниже приводим образец паспорта этноконфессионального противоречия.

Таблица 2. Региональные характеристики территорий с этноконфессиональными _противоречиями в Крыму (2000-2006 гг.)_

Административные районы Крыма Критерии типологии

Степень проявления Характер проявления Степень разрешенности

В вы сок ая С сре дн яя Н низ кая нараст ающий стаб ильн ый затух ающ ий резона нсная решае мая лате нтна я

Бахчисарайский ++ + +

Белогорский ++ + +

Джанкойский ++ + +

Кировский ++ + +

Красногвардейский ++ + +

Красноперекопский ++ + +

Ленинский ++ + +

Нижнегорский ++ + +

Первомайский ++ + +

Раздольненский ++ + +

Сакский ++ + +

Симферопольский ++ + +

Советский ++ + +

Черноморский ++ + +

Алушта ++ + +

Севастополь ++ + +

Судак ++ + +

Феодосия ++ ++ +

Ялта ++ + +

Разработал автор

Паспорт противоречия, имеющего этноконфессиональную окраску

Год манифестации противоречия: 2006.

Географическая локализация противоречия: с. Голубинка Бахчисарайского района АРК.

Субъекты противоречия: славянская и мусульманская общины с.Голубинка

Мотивация конфликтного поведения: намерение местной православной общины УПЦ Московского патриархата построить церковь на холме Кильсе-Баир, где в XШ-XV веках существовал христианский храм, разрушенный после вторжения турок-османов. Затем, вплоть до XVIII века, на холме продолжало функционировать христианское

кладбище, заброшенное после массового переселения крымских христиан в Приазовье в 1778 году.

Требования сторон: в качестве уязвленной стороны выступили представители мусульманской общины с.Голубинка. Сформировано обращение в Бахчисарайскую райгосадминистрацию и в дирекцию Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника (БГИКЗ) от имени общественной организации «Азизлер», занимающейся изучением археологических, исторических, архитектурных памятников Крыма и мусульманских святынь. Суть обращения: холм Кильсе-Баир — священное для крымских татар место, поскольку здесь захоронены христиане, принявшие мусульманство в средние века. Христианская церковь, которая в средневековье была сооружена на Кильсе-Баире, исторически принадлежала Константинопольскому патриархату, и никогда не имела отношения к патриархату Московскому. Строительство православного храма на месте захоронения мусульман невозможно.

Формирование противоречия.

В конце 1990-х годов власти с.Голубинка передали православной общине УПЦ Московского патриархата здание бывшей крымскотатарской средней неполной школы, функционировавшей в населенном пункте до начала Великой Отечественной войны, для открытия в нем храма. Нарушено право крымских татар на получение образования на родном языке в зданиях бывших крымскотатарских школ, возвращенных или отреставрированных на средства Рескомнаца АРК.

После обустройства в бывшем здании крымскотатарской школы храма УПЦ Московского патриархата депутаты Голубинковского сельского совета принимают решение о строительстве нового храма и выделяют для этой цели 1,8 га земли.

В 1999 г. православная община с.Голубинка получает госакт на землю. В 2001 г. начинаются земляные работы на холме Кильсе-Баир. В ковше экскаватора найдены костные останки погребенных людей. Крымскотатарская общественность сообщает о случившемся в общественную организацию «Азизлер». Строительные работы приостановлены.

В июне 2001 г. члены общества «Азизлер» совместно со специалистами Рескомитета по охране культурного наследия, сотрудниками БГИКЗ выехали на место предполагаемого строительства храма, составили и подписали акт осмотра объекта Кильсе-Баир. Сотрудниками отдела охраны памятников БГИКЗ подготовлены документы для постановки археологического объекта Кильсе-Баир на государственный учет.

В 2003-2005 гг. на холме Кильсе-Баир проводились археологические исследования по выявлению погребений, фундамента храма, границ некрополя. Ответ из Киева по поводу постановки археологического объекта Кильсе-Баир на государственный учет к этому времени получен не был. Рескомитет по охране культурного наследия АРК в феврале 2003 г. выдает православной общине Серафима Саровского заключение о возможности отвода земельного участка площадью 1,5120 га в с.Голубинка для строительства здания церкви и подсобных помещений при условии сохранения фундамента средневековой церкви.

Православная община проводит проектно-изыскательские работы, затратив на это 50 тыс.грн. В бахчисарайской райгосадминистрации создана рабочая комиссия по проблеме строительства на Кильсе — Баир. Происходит встреча членов комиссии с настоятелем православной общины с.Голубинка о.Сергием Морозом. В письменном ответе в адрес Бахчисарайской райгосадминистрации о.Сергий отметил, что в православной общине с.Голубинка зреет возмущение высказываниями и действиями общественной организации «Азизлер», не знающих истории и доверяющих рассказам стариков о мусульманской освященности холма Кильсе-Баир.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ноябре 2005 г. начинается строительство храма на холме Кильсе-Баир. Строительству противодействуют члены «Азизлера», местного меджлиса крымскотатарского народа и части мусульманского населения с.Голубинка.

Конфликтное взаимодействие сторон.

15 июня 2006 г.- представитель Президента Украины в Крыму Геннадий Москаль выражает намерение выехать в с. Голубинка Бахчисарайского района, чтобы на месте принять решение по возникшему противоречию.

21 июня 2006 г. - представитель Президента Украины в Крыму Геннадий Москаль предложил перенести место строительства православного храма в селе Голубинка Бахчисарайского района. Москаль считает, что финансовую поддержку в оформлении новых разрешительных документов на возведение храма может оказать меджлис крымскотатарского народа.

4 июля 2006 г. - Голубинковский сельсовет получает письмо представителя Президента Украины в Крыму, в котором ей предлагается найти новый участок под строительство православного храма в с. Голубинка Бахчисарайского района, а на спорном участке вносится предложение о разбивке парка дружбы.

27 июля 2006 г. - в процесс разрешения противоречия вмешивается Верховный Совет АРК. Председатель ВС АРК Анатолий Гриценко резко отзывается о предложениях представителя Президента Украины в Крыму, считая их провакационными.

27 октября 2006 г.- переговоры по строительству православного храма в селе Голубинка Бахчисарайского района продолжаются в Верховном Совете АРК. По информации пресс-секретаря спикера парламента республики, Анатолий Гриценко провел рабочее совещание в Голубинке с участием муфтия мусульман Крыма хаджи Эмир Али Аблаева, председателя Совета представителей крымско-татарского народа при Президенте Украины Мустафы Джемилева и секретаря Симферопольской и Крымской епархии о. Александра.

По мнению Анатолия Гриценко, в с. Голубинка должен быть новый православный храм. Он будет построен в ином месте на средства прихожан православной общины. В населенном пункте, где проживает 65% славян и 35% крымских татар уже имеется действующая мечеть, а православной церкви нет.

Муфтий мусульман Крыма хаджи Эмир Али Аблаев и секретарь Симферопольской и Крымской епархии о. Александр поддержали идею компромисса, с тем, чтобы ни одна религиозная община не была ущемлена.

15 ноября 2006 г. - согласительной комиссией под руководством председателя Верховного Совета АРК Анатолия Гриценко принято решение о переносе строительства православного храма в селе Голубинка Бахчисарайского района и сооруженииа на спорном холме памятника Согласию.

Разрешение противоречия

Противоречие в с.Голубинка Бахчисарайского района перешло в латентную фазу. Его повторное возникновение возможно при условии материальных затруднений со строительством православного храма УПЦ Московского патриархата, а также расширения доказательной базы историко-археологической экспертизы по холму Кильсе-Баир.

Географический тип территории с проявлением противоречий, имеющих этноконфессиональную окраску.

Голубинковский сельский совет расположен в пределах территории с высокой степенью выраженности этноконфессиональных противоречий, имеющих тенденцию к нарастанию и высокую степень резонансности.

Подведем итоги. В Крыму существуют политические предпосылки для возникновения противоречий на этноконфессиональной и социально-экономической почве. В этих условиях задачей исследователей становится не просто фиксирование наличия противоречий в регионе, а их комплексный анализ в целях информационно-конфликтологического менеджмента. Информационно-конфликтологический менеджмент предполагает точное знание и учет всех коллизий в развитии противоречивых ситуаций с целью информационного воздействия на конфликтующие стороны. Представляется необходимым совмещение возможностей пространственной типологии противоречий с методикой их традиционного конфликтологического исследования. Результатом такого совмещения становится региональная паспортизация социокультурных противоречий.

Список литературы

1. Абдураимов В.Э. Некоторые особенности этнических процессов в современном Крыму // Этнография Крыма Х1Х - Хх вв. и современные этнокультурные процессы. - Симферополь, 2002. -С.1-4.

2. Айбабин А.И., Герцен А.Г., Храпунов И.Н. Основные проблемы этнической истории Крыма // Материалы по истории, археологии и этнографии Крыма. Вып.3.- Симферополь, 1993. - С.211-222.

3. Григорьянц В.Е. О некоторых особенностях развития социокультурной ситуации в Крыму // Пилигримы Крыма. / Сб. науч. статей и материалов. Вып.2 (7). Новая и новейшая история Крыма. -Симферополь: Крымский Архив. - 2003. - С.28-35.

4. Зарубин В.Г. Межнациональные отношения и национальная политика государственных образований в Крыму (конец 1917-1920 г.). - Исторический опыт межнационального и меж конфессионального согласия в Крыму. - Симферополь, 1999.

5. Зарубин В.Г. Об этнонациональном конфликте в Крыму (1918 г.).// Бахчисарайский историко-археологический сборник. Вып.2. - Симферополь, 2001.

6. Кислый А.Е. Историко-демографические предпосылки этноконфликтности // Межэтническое согласие в Крыму. - Доля, 2001. - С.108-120.

7. Никифоров А.Р. Этнические процессы в современном Крыму // Этнография Крыма Х1Х-ХХ вв. и современные этнокультурные процессы. - Симферополь, 2002. - С.94-99.

8. Никифоров А.Р. Этнополитические процессы в крымскотатарской среде в 2001-2008 гг.: ход развития и перспективы // Культурно-цивилизационный диалог и пути гармонизации меж этничных и меж конфессиональных отношений в Крыму. - Симферополь, 2008. - С.38-74.

9. Мальгин А.В. Новое в самосознании этнических групп Крыма // Альманах «Остров Крым».- 20002001. - Ч.2. - №1. - 8 с.

10. Киселев С.Н., Киселева Н.В. Размышления о Крыме и геополитике. - Симферополь: Крымский Архив», 1994. - 63 с.

11. 1шин А. В., Беднарський I. Г., Швець О. Б. До питання етнополiтичних суперечностей в Криму на сучасному етап / За ред. О. Г. Шевчука; Регональний ф^ал Национального нституту стратетних до^джень в м. Сiмферополi. - амферополь: СФ Н1СД, 2005 (Серiя додатюв до наукового журналу «Кримський Архiв») . - 60 с.

12. Швец А. Б., Беднарский И. Г., Яковлев А. Н. Проявление социокультурной конфликтности в Крыму // «Культура народов Причерноморья». - №73.- 2006 г.- с. 165-173.

Анотац'т. В cmammi анал1зуються практичн1 проблеми географ1чного вивчення та класиф1кацИ' соц/окультурних суперечностей на npu^adi Кримського регюну. Ц до^дження 3acHoeaHi на iдеях територiальноï справедливой i компромiсiв.

Ключовi слова: соцiокультурнi суперечно^i, фактори виникнення суперечностей, географiя суперечностей.

Annotation. The problems of the practical and geographical classification socially-cultural contradictions on an example of the Crimean region on base of ideas of territorial equality and compromise analyzed in the article.

Keywords: social-cultural contradictions, factors of contradictions, geography of contradictions.

Поступила в редакцию 12.06.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.