Научная статья на тему 'Некоторые аспекты этноконфессиональной жизни Автономной республики Крым'

Некоторые аспекты этноконфессиональной жизни Автономной республики Крым Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
305
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА КРЫМ / ГУАМ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩИНЫ КРЫМА / "АЗИЗЛЕР" / ОБЩИНА "САБУР"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Булатов Айдер

Активизация работы по реализации транснационального проекта транспортно-энергетического и коммуникационного коридора ГУАМ предполагает рассмотрение максимально широкого спектра вопросов, связанных не только с комплексным регулированием политико-правовых, экономических и инжиниринговых аспектов, необходимых для обеспечения его успешного воплощения, но и с иными проблемами, выходящими далеко за формат проекта. Сказанное относится в первую очередь к обеспечению политической стабильности и гражданского мира, неотъемлемой составляющей которого выступают межконфессиональные отношения. К стратегически важным участкам данного коридора ГУАМ относится и Автономная Республика Крым. Гражданский мир и стабильные межконфессиональные отношения становятся здесь одними из основных условий успешной реализации политических, а также экономических задач, стоящих перед ГУАМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты этноконфессиональной жизни Автономной республики Крым»

ГУАМ И ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ СТРАН-ЧЛЕНОВ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Айдер БУЛАТОВ

заместитель председателя Комитета по делам религии АР Крым (Симферополь, Украина)

Активизация работы по реализации транснационального проекта транспортноэнергетического и коммуникационного коридора ГУАМ предполагает рассмотрение максимально широкого спектра вопросов, связанных не только с комплексным регулированием политико-правовых, экономических и инжиниринговых аспектов, необходимых для обеспечения его успешного воплощения, но и с иными проблемами, выходящими далеко за формат проекта. Сказанное относится в первую очередь к обеспечению политической стабильности и гражданского мира, неотъемлемой составляющей которого выступают межконфессиональные отношения.

К стратегически важным участкам данного коридора ГУАМ относится и Автономная Республика Крым. Гражданский мир и стабильные межконфессиональные отношения становятся здесь одними из основных условий успешной реализации политических, а также экономических задач, стоящих перед ГУАМ.

Государственная независимость, обретенная Украиной, обусловила качественно новую ситуацию в украинском сообществе. За прошедший достаточно короткий исторический период произошли серьезные изменения в мировоззрении миллионов людей, по-

явилось качественно новое восприятие морально-этических ценностей, иное отношение к религии.

Конституция страны, как и ее правовая система в целом, призвана создать все условия, чтобы не допустить ограничений свободы мировоззрения и вероисповедания — весомых составляющих идеологической, морально-этической и социальной основы гражданского общества. Так, в статье 35 Основного закона четко обозначены права каждого гражданина на свободу мировоззрения и вероисповедания, предоставление ему, несмотря на его отношение к религии, равных возможностей. К тому же законодательство предусматривает уголовную ответственность за нарушение равноправия граждан независимо от их отношения к религии (ст. 161 Уголовного кодекса) и за незаконное препятствование совершению религиозных обрядов (ст. 180).

Несмотря на всю сложность и неоднозначность процессов в религиозной жизни, общественность страны осознает необходимость утверждения общепринятых норм свободы совести. Это подтверждается признанием Украиной основополагающих принципов прав человека, ратификацией ею международных документов и приведением в соответствие с ними национального законодательства.

Можно сказать, что сегодня каждый верующий, каждая религиозная община и все украинское общество в целом проходят испытание свободой. Автономная Республика Крым не является исключением.

В Крыму, как и во всей Украине, возрождается религиозная жизнь всех народностей полуострова, что сопровождается восстановлением духовности, религиозного и национального самосознания. Увеличивается число религиозных общин, открываются новые духовные учебные заведения, формируется социальная прослойка духовенства, создаются религиозные центры, устанавливаются контакты с единоверцами за рубежом. Религия постепенно входит практически во все сферы общественной жизни (семья, отношения между полами, взаимоотношения в социуме, народные праздники и т.д.). Она становится частью духовной свободы личности и занимает весомое место в строительстве гражданского общества.

Согласно переписи населения 2001 года, в автономии проживают представители более 120 народностей. Согласно данным Комитета по делам религий АР Крым, на 1 января 2008 года на полуострове насчитывалось 1 339 религиозных организаций, 48 конфессий, течений и толков, 1 306 зарегистрированных религиозных общин, 2 религиозных центра, 6 религиозных управлений, 6 монастырей и миссий, 4 религиозных братства и 9 духовных учебных заведений. По тем же сведениям, на территории автономии зафиксированы 674 религиозные общины, осуществляющие свою деятельность без регистрации, большая часть которых (612) — мусульманские.

По национальным признакам в Крыму зарегистрировано (наряду с 386 мусульманскими) 46 религиозных общин: 9 — Немецкой евангельско-лютеранской церкви, 13 — иудейских, 7 — Армянской Апостольской церкви, 9 — караимских, 1 — крымчаков, 5 — Православных греков и 2 — Корейской баптистской церкви.

Таким образом, в автономии насчитывается 1 044 религиозных объединений, имеющих этнические признаки, что составляет 50% религиозных общин. Наиболее многочисленной этнической конфессией является ислам, объединяющий 998 мусульманских общин (14% населения полуострова).

Взаимоотношения между православием (представленным 497 общинами) и исламом в первую очередь определяют сегодня общий межконфессиональный климат республики.

По оценке политиков, ученых, журналистов и простых жителей, в настоящее время мусульманско-православные отношения признаются в Крыму достаточно напряженными.

Таблица 1

Этноконфессиональные общины Крыма

Кол-во Кол-во

зарегистрированных не зарегистрированных Все

этноконфессиональных этноконфессиональных

общин общин

Мусульманские

386

612

998

Иные этноконфессиональные общины (Армянская Апостольская церковь, Немецкая евангельско-лютеранская церковь, иудейские, караимская, крымчакская, Православных греков)

^---------------------

. Всего

46

432

46

612

1 044

Возвращение крымских татар, исповедующих ислам, на свою историческую родину, где до начала 1990-х годов проживали в основном славяне, обозначило новые контуры религиозной картины полуострова, с годами все четче вырисовывая его мощную мусульманскую составляющую.

Однако менее всего крымские татары стремились к созданию резкого политического и культурного диссонанса между христианским большинством и мусульманским меньшинством современного Крыма. Как подчеркивает в своем исследовании Юрий Бабанов, «...крымские мусульмане склонны к религиозной толерантности и демонстрируют свое желание сохранить мирные отношения со всеми соседями»1.

Действительно, на первом этапе отношения между мусульманскими и православными конфессиями складывались толерантно. Муфтий мусульман Крыма Сеитджелил Ибрагимов совместно с архиепископом Симферопольским и Крымским Лазарем стали сопредседателями созданного в ноябре 1992 года Межконфессионального совета «Мир — Дар Божий», основной целью которого провозглашалась «координация межконфессионального диалога в Крыму».

И все же со временем в республике достаточно отчетливо стал проявляться фактор политизации религии. В конце 2000 года Симферопольская и Крымская епархии начали проводить акцию, посвященную 2000-летию Рождества Христова. При въездах в населенные пункты и на доминирующих высотах воздвигали поклонные кресты, а на главных автомобильных магистралях полуострова появились внушительные стенды с над-

1 Червонная С. Ислам и христианство в Крыму: диалог или «clash of civilizations?» // Авдет, 4 февраля 2008, № 5.

писями «Крым — колыбель православия». Все это мусульмане воспринимали как стремление Православной церкви продемонстрировать свое доминирующее положение в республике.

Православную символику устанавливали в одностороннем порядке, без проведения совместных консультаций и межконфессионального диалога, что крымские татары оценили как демонстративный вызов мусульманам.

Известный в местных кругах ученый В.Е. Григорьянц отмечает: «Затем последовали события, получившие в Крыму название «крестоповала», общим результатом которых стало резкое обострение отношений между славянско-православной и крымскотатарско-мусульманскими общинами Крыма. Правительством Крыма сделан важный шаг в деле законодательного урегулирования межконфессионального конфликта — принято специальное постановление Совета министров АР Крым, вносящее существенные изменения в типовые правила строительства или размещения зданий и сооружений на территории автономии. Теперь размещение и установка объектов культового назначения вне территории культовых строений, мест паломничества, территории учреждений религиозных организаций, кладбищ, мест отдельных захоронений, крематориев и частных домов граждан могут производиться только по решению районных государственных администраций и исполнительных комитетов городских советов по согласованию с Межконфессиональным советом Крыма»2. В данном случае речь идет о Постановлении Совета министров Автономной Республики Крым от 13 февраля 2001 года № 33 «О некоторых мерах по стабилизации межконфессиональных отношений в Автономной Республике Крым».

Казалось бы, Межконфессиональный совет «Мир — Дар Божий» должен был способствовать развитию позитивного диалога в мусульманско-православных отношениях, однако время показало, что именно инициаторы установки крестов явно не стремились соблюдать задекларированную в положении о совете «координацию межконфессиональ-ного диалога в Крыму», что способствовало возникновению новых мусульманско-право-славных конфликтов на территории автономии.

Как пишет С. Червонная, «в знак протеста муфтий Крыма Аджи Эмир-Али Аблаев приостановил членство Духовного управления мусульман Крыма в Межконфессиональ-ном совете полуострова «Мир — Дар Божий», возглавляемом архиепископом Симферопольским и Крымским Лазарем, который игнорировал интересы своих мусульманских сограждан»3.

Однако вынужденный демарш республиканского муфтията уже нельзя рассматривать как «приостановление» членства ДУМК в Межконфессиональном совете автономии. Более чем семилетнее отсутствие лидера крымских мусульман в указанном объединении дает повод говорить о стабильно существующем кризисе православно-мусульманских отношений в республике. Динамика конфликтогенных инцидентов между данными конфессиями подтверждает этот вывод.

Как видно из таблицы, мусульманская сторона никогда не инициировала религиозные конфликты.

Анализ перечисленных периодически повторяющихся резонансных инцидентов наталкивает на мысль о преднамеренном создании конфликтных ситуаций, со временем принимающих масштабный характер. Достаточно типичны и сценарии противостояний, возникающих, что называется, на «ровном месте». Сначала создается прецедент, имею-

2 Григорьянц В.Е. К вопросу о государственно-конфессиональных отношениях в Украине и АРК // Приложение к журналу «Крымский архив», Симферополь, 2004.

3 Авдет, 4 февраля 2008, № 5.

Таблица 2

Перечень основных этноконфессиональных инцидентов в АР Крым с 2000 года

Г№2№ п/п Дата Содержание инцидента Разрешение конфликта

1. Октябрь 2000 г. Установка поклонного креста на горе Каматра в районе сел. Морское гор. Судак и его демонтаж представителями мусульманской общины. Инцидент перешел в резонансную фазу.

2. Октябрь 2000 г. Установка поклонного креста в р-не Инкермана гор. Севастополь и его демонтаж представителями мусульманской общины. Инцидент перешел в резонансную фазу.

3. Ноябрь 2000 г. Установка поклонного креста в п. Кировское и его демонтаж представителями мусульманской общины. Инцидент перешел в латентную фазу.

4. Ноябрь 2000 г. Установка поклонного креста в сел. Мазанка Симферопольского р-на и его демонтаж представителями мусульманской общины. Инцидент перешел в латентную фазу.

5. Апрель 2001 г. Требования мусульманской общины гор. Саки не допустить установки поклонных крестов при въезде в город. Конфликт урегулирован.

6. Июль 2001 г. Столкновение мусульман с представителями органов правопорядка на территории Свято-Успенского монастыря и Зынджырлы медресе при попытке пройти через территорию храма к мусульманскому захоронению Газы Мансура. Причина конфликта — передача в ведение монастыря, согласно гос. акту, 47 га земли. Инцидент перешел в латентную фазу.

7. Июнь 2005 г. Массовые обращения мусульман гор. Армянск в связи с установкой при въезде в город поклонного креста. Конфликт не урегулирован.

8. V Август 2005 г. Многочисленные обращения жителей высотного дома по ул. Маршала Жукова, в котором проживают Конфликт урегулирован. У/

Таблица 2 (продолжение)

Г №№ п/п Дата Содержание инцидента Разрешение конфликта

мусульмане, в связи со строительством во дворе их дома православного храма.

9. Ноябрь 2005 г. Конфликт в сел. Голубинка Бахчисарайского района. Поводом для него послужило намерение местной православной общины построить церковь на холме Кильсе-Баир, где ранее располагался средневековый христианский храм, прекративший свое существование в XVIII веке. Конфликт урегулирован.

10. Ноябрь 2005 г. Городские власти Феодосии, по согласию Межконфессионального совета «Мир — Дар Божий», приняли решение об установке на одной из улиц города 8-метрового креста и памятника апостолу Андрею Первозванному. Конфликт урегулирован.

11. ^ С 2006 г. Конфликтная ситуация в Бахчисарае, связанная с намерением руководства Свято-Успенского мужского монастыря установить Святые врата на нижней площадке перед въездом на территорию, где расположены мусульманские и караимские святыни. Конфликт не урегулирован. І

щий религиозную окраску, далее он доводится «до точки кипения», когда в конфликт втягиваются значительные политизированные группы (представители региональных меджлисов и казачьих формирований, политики, журналисты и т.д.). Затем — в целях урегулирования инцидента — вынуждены вмешиваться первые лица автономии и руководители силовых структур. Усилиями последних дальнейшее развитие конфликта, как правило, предотвращается после продолжительных переговоров.

Более детальный анализ всех указанных инцидентов наводит на мысль о запланированном характере конфликтных ситуаций.

1. Например, одна из православных общин Симферопольской и Крымской епархии принимает решение возвести православный храм в Симферополе, на ул. Маршала Жукова. Данный жилой массив расположен на окраине города, мест для строительства объектов предостаточно, однако община настаивает на выделении земельного участка для сооружения храма в непосредственной близости от многоэтажного здания, построенного для депортированных крымских татар. В свою

очередь, республиканские чиновники, прекрасно осведомленные о конфликто-генности вопроса, не только согласовывают проект отвода земельного участка, но и, несмотря на протесты мусульман, активно лоббируют процесс начала строительства. Обсуждение проекта на Межконфессиональном совете, как того требовало вышеупомянутое постановление Совета министров Автономной Республики Крым от 13 февраля 2001 года № 33, было проигнорировано. Дальнейшее развитие инцидента удалось предотвратить после протестных обращений мусульман в органы государственной власти и средства массовой информации.

2. С марта 2001 года в селе Голубинка (быв. Фоти-Сала) Бахчисарайского района нарастал конфликт между православными и мусульманскими общинами. Поводом послужило намерение местной православной общины возвести церковь на холме Кильсе-Баир, где ранее располагался средневековый христианский храм, прекративший свое существование в XVIII веке.

Крымскотатарская общественная организация «Азизлер», которую возглавлял ныне покойный ветеран крымскотатарского национального движения Идрис Асанин, направила в администрацию Бахчисарая обращение, где речь шла о том, что стоявшая на этом месте «средневековая церковь принадлежала Константинопольскому Патриархату и не имеет отношения к Патриархату Московскому». Летом 2006 года ситуация вокруг сооружения храма на холме Кильсе-Баир значительно обострилась. В сел. Голубинка наметилось противостояние крымских татар и славян, активизировались представители казачьих формирований. Конфликт удалось предотвратить после непосредственного вмешательства председателя Верховной Рады Крымской автономии А.П. Гриценко и председателя меджлиса крымско-татарского народа М. Джемилева.

3. Очередную конфликтную ситуацию в Бахчисарае вызвало стремление настоятеля Свято-Успенского мужского монастыря оградить забором так называемую «свою территорию» и возвести Святые врата. По госакту, выданному в 2001 году Свято-Успенскому монастырю, нижняя площадка, где находится автостоянка и располагаются предприниматели, торгующие сувенирной продукцией, относится к территории монастыря. Кроме того, от этой площадки отходят две дороги, одна них ведет к крымскотатарской святыне Зынджирлы медресе, а другая, минуя Свято-Успенский монастырь и еще одну мусульманскую святыню — кладбище Азиз Газы Мансура, — к пещерному городу Чуфут-Кале и священному караимскому кладбищу Балта Тиймез. Выступающие против сооружения Святых врат мусульмане считают, что через возведенные Святые врата, являющиеся христианским символом, к своим святыням будут вынуждены проходить верующие иных конфессий: мусульмане, караимы. На месте трех святынь продолжается противостояние: мусульмане намерены не допустить строительства, а настоятель монастыря завозит строительный камень.

4. В серьезный конфликт едва не переросла попытка властей Феодосии установить на одной из улиц города памятник апостолу Андрею Первозванному. Инициатором данной акции явилось... коммунальное предприятие «Феодосиягор-строй» (?!) Вызывает недоумение стремление коммунального (светского) предприятия города воздвигнуть сугубо религиозный (христианский) памятник на въезде в город (Симферопольское шоссе), где проживают представители разных конфессий. Казалось бы, в создавшейся ситуации для предупреждения возможного конфликта должен сказать свое слово Межконфессиональный совет «Мир — Дар Божий». Он собрался и принял решение. благословить установку памятника, однако с оговоркой, чтобы он был воздвигнут после 20 мая (!!!), видимо, с

учетом того, что 18 мая — день депортации крымско-татарского народа из Крыма (1944 г.).

А в это время на месте установки монумента появился пикет крымских татар, которые потребовали демонтировать воздвигнутые дубовый крест и постамент. Руководство города, заняв поначалу достаточно воинственную позицию, заявило, что «власть не имеет права проявлять слабость». Дальнейшие проволочки лишь способствовали развитию конфликта, в который включились «славянские дружины» и казачьи формирования. В момент обострения инцидента, когда пикетчики начали демонтировать постамент, в городе появились и казачьи отряды, прибывшие из различных регионов России. Локальный конфликт имел все шансы перерасти в международный.

В итоге разум все же восторжествовал, и городские власти приняли решение установить этот религиозный памятник на территории одного из православных храмов.

Однако можно предположить, что подобные инциденты будут повторяться: 16 мая 2006 года горсовет Феодосии обратился в Хозяйственный суд Автономной Республики Крым с иском, где просит. отменить основополагающий пункт 3 постановления Совета министров Автономной Республики Крым от 13 февраля 2001 года № 33 «О некоторых мерах по стабилизации межконфессиональных отношений в Автономной Республике Крым» и. добивается положительного решения суда!

Даже несведущему в церковно-государственных вопросах обывателю ясно, что отмена постановления, направленного на стабилизацию межконфессиональных отношений, увеличивает вероятность конфликтов в религиозной сфере.

Очевидно, в данном случае чиновники городского совета не могли быть инициаторами установки памятника апостолу Андрею Первозванному и отмены постановления Совета министров АР Крым. Скорее всего, политически недальновидные государственные служащие оказались исполнителями определенных проектов церковных иерархов.

Перечисленные «проекты» создали серьезный потенциал религиозной конфликто-генности по линии «православие — ислам» и подводят к противостоянию между славянским и крымско-татарским населением республики. Кроме того, спровоцированные религиозные инциденты стали причиной серьезных ксено- и исламофобских настроений в автономии. Этому значительно содействуют публикации в СМИ, регулярно закладывающие в сознание обывателей искаженные детали сути мусульманской системы, придающие исламу агрессивные черты. Антитатарские и антиисламские «страшилки» заняли прочное место в республиканских средствах массовой информации. В результате подобной «идеологической» работы появляются оскорбительные надписи на стенах мечетей и оградах, зафиксированы акты вандализма в отношении мусульманских памятников и кладбищ. Эти действия, направленные на оскорбление самых тонких человеческих чувств, имеют угрожающую динамику и способны в любой момент дестабилизировать обстановку.

Журналист газеты «Экономические известия» Ленур Юнусов сообщает об акте вандализма в Крыму: в Нижнегорском районе совершен беспрецедентный по своим масштабам акт вандализма. Неизвестные злоумышленники разрушили практически все надгробные камни на мусульманском кладбище, расположенном близ села Уваровка.

Акт вандализма был совершен в ночь с 9 на 10 февраля. Всего было осквернено более 270 могил, на 220 из них разрушены надгробные камни. Вандалы также частично разрушили ограду кладбища и убили сторожевую собаку (охраны на кладбище нет, поскольку в районном бюджете средства на это не предусмотрены). На месте происшествия работает следственно-оперативная группа, которая уже установила, что вандалы, скорее всего, применяли «предмет, специально приспособленный для разрушения памятников, например — кувалду.»

Таблица 3

Динамика этнических инцидентов и актов вандализма в АР Крым

№№ п/п Дата Содержание инцидента Разрешение 1 конфликта

1. Август 2001 г. Протесты мусульманской общины Евпатории по поводу выставления на продажу под коммерческую застройку территории старого мусульманского кладбища. Конфликт урегулирован.

2. Август 2001 г. Протесты мусульманской общины пос. Гаспра по поводу проекта строительства дороги через старое мусульманское кладбище. Конфликт урегулирован.

3. Август 2001 г. Акт вандализма в отношении мемориальной доски, установленной в Симферополе в честь дважды героя Советского Союза Аметхана Султана. Инцидент перешел в резонансную фазу.

4. Август 2001 г. Акт вандализма в отношении памятника крымско-татарскому поэту и литератору Бекиру Чобан Заде. Инцидент перешел в резонансную фазу.

5. С октября 2001 г. Многочисленные обращения мусульманских общин и ДУМК в органы государственной власти Крыма и Украины по поводу возвращения культового объекта Азиз Салгир Баба в Симферополе. Конфликт не урегулирован.

6. С августа 2002 г. Акции мусульман Алушты (митинги, пикеты)в связи с отказом городского совета в выделении земельного участка под строительство мечети в районе к/т «Шторм». Конфликт урегулирован.

7. V Декабрь 2002 г. Захват мусульманской общиной здания клуба (бывшей мечети) в сел. Дачное гор. Судак в связи с затягиванием решения вопроса о передаче строения мусульманской общине. Конфликт урегулирован. У/

Таблица 3 (продолжение)

8. Февраль 2003 г.

Содержание инцидента

Акт вандализма в отношении памятника жертвам депортации в Евпатории.

Разрешение

конфликта

Инцидент перешел в резонансную фазу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С сентября 2003 г.

Многочисленные обращения ДУМК в органы власти Симферополя,

АР Крым и Украины с просьбой о выделении земельного участка в Симферополе под строительство Соборной мечети в парке «Салгирка».

Конфликт не урегулирован.

10. Сентябрь 2003 г.

Акт вандализма в отношении памятника жертвам депортации в Симферополе.

Инцидент перешел в резонансную фазу.

11. Сентябрь 2003 г.

Многочисленные обращения в органы государственной власти Украины, АР Крым и Симферопольской райгосадминистрации в связи с отказом в выделении земельного участка под строительство мечети в сел. Белоглинка Симферопольского р-на.

Конфликт

урегулирован.

12. С октября 2003 г.

Массовые обращения в органы государственной власти Украины и АР Крым жителей бывшей деревни Черкез-Кермен Бахчисарайского р-на в связи с передачей 7,2 га земли в пользование частному лицу (часть этой территории входит в охранную зону памятников Эски-Кермен и Кыз-Куле).

Конфликт не урегулирован.

13. Ноябрь 2003 г.

Конфликт мусульманской общины Феодосии с местными органами государственной власти, связанный с продажей здания бывшей мечети общине адвентистов Седьмого дня.

Конфликт не урегулирован.

Таблица 3 (продолжение)

Г №№ I п/п Дата Содержание инцидента Разрешение 1 конфликта

14. С декабря 2003 г. Захват членами мусульманской общины «Ана Юрт» поселка Никита гор. Ялта здания бывшей мечети-медресе. В дальнейшем строение продано собственником КП «Южэкогеоцентр» с аукциона. Конфликт перешел в резонансную фазу.

15. Январь 2004 г. Конфликт мусульманской общины Джанкоя с православной общиной по поводу установки поклонного креста при въезде в сел. Новостепное Джанкойского района. Конфликт урегулирован.

16. Март 2004 г. Акт вандализма в отношении памятника крымско-татарскому поэту и литератору Бекиру Чобан Заде. Инцидент перешел в резонансную фазу.

17. Март 2004 г. Протесты мусульманской общины гор. Саки в связи с принятием горсоветом решения о выделении под строительство АЗС земельного участка, на котором ранее находились азизы. Конфликт урегулирован.

18. С апреля 2004 г. Акции протеста мусульманской общины Евпатории (обращения, пикеты, демонстрации) в связи с затягиванием процесса передачи общине территории гостиного двора мечети Хан Джами. Конфликт не урегулирован.

19. Май 2004 г. Акт вандализма в отношении памятника жертвам депортации в пос. Зуя Белогорского района. Инцидент перешел в резонансную фазу.

О см ^ С августа 2004 г. Протестные акции мусульманской общины Бахчисарая в связи с затягиванием переноса рынка с бывшего месторасположения древнего поселения Эски-Юрт, где сохранилось четыре мавзолея-дюрбе XV—XVII вв. Конфликт урегулирован. І

Таблица 3 (продолжение)

№№ п/п Дата Содержание инцидента Разрешение конфликта

21. Август 2004 г. Осквернение мечети ж/массива Луговое гор. Симферополь (нецензурные надписи на стене здания). Инцидент перешел в резонансную фазу.

22. Август 2004 г. Акт вандализма на мусульманском кладбище гор. Белогорск (разрушено два надмогильных памятника). Инцидент перешел в резонансную фазу.

23. Август 2004 г. Акт вандализма в отношении памятника жертвам сталинизма и нацизма в сел. Запрудное гор. Алушта. Инцидент перешел в резонансную фазу.

24. Июль 2005 г. Повторный акт вандализма в отношении памятника жертвам сталинизма и нацизма в сел. Запрудное гор. Алушта.

25. Сентябрь 2005 г. Акт вандализма на мусульманском кладбище в п. Черноморское (разрушено семь надмогильных памятников). Инцидент перешел в латентную фазу.

26. Декабрь 2005 г. Акт вандализма в отношении мусульманского кладбища сел. Яркое Поле Сакского района (разрушено четыре надмогильных памятника). Инцидент перешел в резонансную фазу.

27. Апрель 2007 г. Акт вандализма в отношении мусульманского кладбища (разбито более 30 надмогильных памятников) в сел. Софиевка Симферопольского района. Инцидент перешел в резонансную фазу.

28. Июнь 2007 г. В очередной раз совершен акт вандализма в отношении памятника крымско-татарскому поэту и литератору Бекиру Чобан заде в Белогорске. Инцидент перешел в резонансную фазу.

29. 4 Август 2007 г. Акт вандализма в отношении мусульманского кладбища в пос. Крым-Роза Белогорского района (разбито 4 надмогильных памятника). Инцидент перешел в резонансную фазу. І

Таблица 3 (продолжение)

№№ і п/п Дата Содержание инцидента Разрешение ^ конфликта

30. Август 2007 г. Акт вандализма в отношении древнего мусульманского кладбища в сел. Пионерское Симферопольского района. Инцидент перешел в резонансную фазу.

31. 20 января 2008 г. Акт вандализма в отношении мусульманского и православного кладбищ в сел. Марфовка Ленинского района (осквернено 10 надмогильных памятников). Преступники найдены, инцидент перешел в резонансную фазу.

32. 23 января 2008 г. Пикет представителей мусульманских общин Крыма в Симферополе (ул. Ялтинская, 22) в связи с отказом Симферопольского горсовета в выделении данного земельного участка под строительство Соборной мечети. Инцидент перешел в резонансную фазу.

33. І 9 февраля 2008 г. Акт вандализма в отношении мусульманского кладбища сел. Уваровка Нижнегорского района (разбито 270 надмогильных памятников). Иницидент перешел в резонансную фазу. ь

Крымские татары, проживающие в Нижнегорском районе, убеждены, что в данном случае имела место специально запланированная кем-то акция, поскольку такой объем разрушений не мог быть осуществлен руками одного или двух вандалов. «На бытовом уровне такие дела не делаются. Это спланированная акция», — подчеркнул председатель Нижнегорского регионального меджлиса крымских татар Мустафа Салманов. В свою очередь, начальник отдела межнациональных отношений райгосадминистрации Ленур Мемедляев убежден, что посредством данного акта кто-то планировал разжечь межкон-фессиональную рознь в районе, считавшемся одним из самых спокойных и стабильных с межнациональной точки зрения. «Представьте себе: стоит мусульманское кладбище все разбитое, а рядом — христианское, нетронутое. Наверное, «заказчики» предполагали, что крымские татары сразу побегут бомбить христианское кладбище, и на этой почве потом здесь возникнет конфликт», — сказал Л. Мемедляев журналисту «Экономических известий». — Я сейчас оттуда еду. Там ужас что творится! Люди плачут навзрыд, кричат. Это же трагедия!»

Как видно из таблиц 2, 3, в последние годы в Крыму увеличивается количество инцидентов, имеющих конфессиональный характер, и факторов с признаками ксено- и исла-мофобии. Необходимо отметить, что, вопреки действующим законам и законодательным актам, регулирующим государственно-конфессиональные отношения, а также указу президента Украины «О неотложных мерах по окончательному преодолению негативных

последствий тоталитарной политики бывшего Союза ССР относительно религии и восстановления нарушенных прав церквей и религиозных организаций» от 21 марта 2002 года, в Крыму возникло противостояние по линии «государственные чиновники — мусульманские общины». Парадоксально, но именно первые усугубляют ситуацию, создавая в отношении мусульманских общин искусственные препоны в получении земельных участков под строительство мечетей, в возвращении культовых зданий и бывшей культовой собственности. Особенно это проявляется в столице и прибрежных городах автономии. Приведем некоторые примеры.

1. С 2004 года мусульманская община «Сабур» не может получить земельный участок под строительство мечети в районе Петровской балки в Симферополе, где проживают более 3 тыс. мусульман.

2. На протяжении восьми лет депутаты городского совета блокировали решение вопроса о предоставлении земельного участка для восстановления исторической мечети Аша-Джами в Алуште. Положительное решение удалось получить лишь после протестных акций, организованных мусульманами города, которые соорудили палаточный городок, а старейшины объявили бессрочную голодовку.

3. На протяжении длительного времени не решен вопрос о передаче мусульманской общине «Хан Джами» гор. Евпатория территории бывшего гостиного двора величественной мечети Хан Джами, 450-летие которой отмечалось в 2002 году. На этих землях, принадлежащих городской громаде, находится частная автомастерская. Мусульманские общины региона вынуждены проводить акции протеста — вплоть до пикетирования здания городского совета, однако до сих пор вопрос остается открытым.

4. Удивительная история произошла в Феодосии. В 2000 году местная мусульманская община «Кефе» обратилась в органы государственной власти города с просьбой передать ей здание бывшей мечети, которое использовалось в качестве магазина. Однако, несмотря на заявление общины, строение, находившееся в собственности горсовета, было продано через Фонд коммунального имущества предприятию «Глобус», которое, в свою очередь, перепродало его общине адвентистов Седьмого дня, противопоставив тем самым представителей двух конфессий. По инициативе мусульманской общины «Кефе» этот вопрос ныне рассматривают судебные органы.

5. Желание крымских мусульман иметь свою Соборную мечеть в столице автономии вылилось в особую эпопею. Муфтият полуострова ставит перед органами государственной власти вопрос о выделении земельного участка под ее строительство с начала 1990-х годов. Власти города рассматривали множество вариантов и в итоге нашли компромиссное решение: в 2004 году Духовному управлению мусульман Крыма дали разрешение на выполнение проекта отвода земельного участка размером 2,7 га под строительство Соборной мечети по ул. Ялтинская, 22. За эти годы пройдены все этапы согласования документов, на что затрачены значительные финансовые средства, однако, исходя из политических мотивов, депутатский корпус Симферопольского городского совета отказывает в выделении данного участка земли. Это вынудило крымских мусульман с 23 января 2008 года начать акцию протеста. Фактически все телеканалы автономии демонстрировали сюжеты, в которых люди разных возрастов, поочередно стоявшие на вахте в пикете, с большой обидой говорят о циничном противодействии властей Симферополя сооружению Соборной мечети. А в то же время православные хра-

мы растут в городе, словно грибы после дождя (за прошедшие годы под их строительство выделили около 10 земельных участков в наиболее престижных районах города). Нежелание удовлетворить законное требование мусульман возводить свои храмы наряду с православными в столице автономии в очередной раз продемонстрировало дискриминационное отношение большинства депутатов городского совета к своим согражданам-мусульманам. Безусловно, этот факт стал причиной бессрочной акции протеста, организованной крымским муфтия-том на месте будущего строительства мечети и, как следствие, вызвал ответные действия славянской части населения. Через несколько дней на территорию пикета крымских мусульман уже забрасывали листовки антитатарского и антиму-сульманского содержания.

По мнению экспертов, для нормализации ситуации требуется активная деятельность органов власти Крыма, направленная на достижение консенсуса между религиозными, национальными и политическими элитами, однако вероятность этого пока невелика. Отсутствие мер по предупреждению конфликтных ситуаций в межэтнической и межкон-фессиональной сферах, а также сложившаяся практика ситуативного реагирования на возникающие инциденты со стороны властей не способствуют достижению стабильного межконфессионального согласия. При неизменности нынешних тенденций, касающихся динамики межконфессиональных конфликтов и актов вандализма в отношении мусульманских и национальных объектов, а также при сохранении противостояния между государственными чиновниками и мусульманскими общинами существует угроза обострения обстановки в регионе. Несмотря на это, органы государственной власти пока не демонстрируют своей заинтересованности в объективном и системном анализе происходящих в этноконфессиональной среде процессов, а также в проработке характера конфликтоген-ности мероприятий, инициируемых религиозными организациями; не уделяют внимания созданию эффективных систем предупреждения конфликтных ситуаций. Председатель Севастопольской городской государственной администрации С. Куницын, более шести лет возглавлявший правительство автономии, отмечает: «Что должна понять центральная власть в Киеве? То, что нет четкой концепции этнополитики по отношению к такому сложному региону, как Крым.»4 Безусловно, только государство может помочь в осуществлении бесконфликтного сосуществования на полуострове представителей разных этносов и конфессий. Для этого необходима координирующая роль государства в объединении усилий всех заинтересованных государственных, общественных и религиозных институтов.

С учетом уникальной этноконфессиональной составляющей и непростого положения дел в отмеченной сфере Крым нуждается в создании Государственного центра этно-конфессионального мониторинга в составе авторитетных крымских ученых, занятых в сферах религиоведения, истории, культурологии, политики, права, образования.

Приоритетными задачами Центра должны стать системный научный анализ важнейших тенденций и особенностей развития на полуострове всех религий, а также выработка на этой основе практических рекомендаций превентивного характера, способных существенно снизить в автономии уровень межконфессиональной и этнической конфлик-тогенности.

Конструктивным шагом в данном направлении могло бы стать создание при правительстве Крыма консультативно-совещательного органа в виде продуктивно действующего межрелигиозного объединения, в составе которого нашлось бы место представителям всех конфессий. Эта структура должна стать партнером государства, способствую-

4 Штормовое предупреждение // Крымский обозреватель, 27 ноября 2007, № 48.

щим созданию в Крыму условий для постоянного межрелигиозного диалога по утверждению веротерпимости, взаимопонимания и межконфессионального согласия.

Сотрудничество государства и межконфессионального союза должно способствовать решению основных задач, направленных на развитие и сохранение в обществе высоких моральных качеств, нравственное воспитание подрастающего поколения, толерантное сосуществование на полуострове всех конфессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.