DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_93 УДК 347.726
ПАРТНЁРСТВО КАК СУБЪЕКТ В ИСЛАМСКОМ ТОРГОВОМ ПРАВЕ PARTNERSHIP AS A SUBJECT IN ISLAMIC COMMERCIAL LAW
АМИРОВ Асиф Танрыверди-оглы,
кандидат филологических наук, доцент,
доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
119991, Россия, г. Москва, ул. Ленинские горы, 1.
E-mail: kudinov45@mail.ru;
Научный редактор:
КУДИНОВ Владимир Владимирович,
доктор юридических наук, доцент,
профессор кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина. 123001, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9. E-mail: kudinov45@mail.ru;
AMIROV Asif Tanryverdi-ogly,
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Commercial Law and Fundamentals of Jurisprudence of the Faculty of Law Lomonosov Moscow State University. 1 Leninskie gory str., Moscow, 119991, Russia. E-mail: kudinov45@mail.ru; Scientific Editor:
KUDINOV Vladimir Vladimirovich,
Doctor of Law, Associate Professor,
Professor of the Department of Organization of Judicial and Prosecutorial Investigative Activities Moscow State Law University named after O.E. Kutafin. 123001, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9. E-mail: kudinov45@mail.ru
Краткая аннотация: Настоящая статья посвящена обзору понятия и видов партнёрства в исламском торговом праве. В ней кратко описаны основные характеристики каждого типа партнёрства, цели и особенности функционирования, кратко изложены требования различных правовых школ, предъявляемые к партнёрству. В настоящей статье используется арабская терминология с разъяснением значения основных терминов и переводом отдельных выдержек из Корана.
Abstract: This article is devoted to an overview of the concept and types of partnership in Islamic commercial law. It briefly describes the main characteristics of each type of partnership, its goals, features of functioning, briefly outlines the requirements of various legal schools for partnerships. This article uses Arabic terminology with an explanation of the meaning of the main terms and translation of individual excerpts from the Koran.
Ключевые слова: партнёрство, товарищество, партнёр, собственность, имущество, владение, вклад, доля, услуги, капитал, равенство, агент, прибыль, убытки, Коран, исламское торговое право, правовая школа, договор.
Keywords: partnership, partner, property, contribution, share, services, capital, equality, agent, profit, damage, Koran, Islamic commercial law, school of law, contract.
Для цитирования: Амиров А. Т. оглы, Кудинов В.В. Партнерство как субъект в исламском торговом праве //Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 93-97. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_93.
For citation: Amirov A.T. ogly, Kudinov V.V. Partnership as a subject in Islamic trade law // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp. 9397. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_93.
Статья поступила в редакцию: 25.04.2023
В настоящей статье мы рассмотрим конструкцию партнёрства (товарищества)1 двух и более лиц, создаваемую в целях достижения определенной экономической цели, его виды и особенности регулирования в исламском праве. Начнём с того, что товарищество существовало еще со времен Пророка Мухаммеда. Так, в Хадисе Кудси приводятся следующие слова Аллаха: «Я создаю третьего с двумя партнёрами до тех пор, пока один из них не обманывает другого, но когда он обманет его, я покидаю их».2
В отношении партнёрства (товарищества) используется термин «шарикат». Дословно под понятием «шарикат» (sharikah) понимается смешение двух свойств без возможности их дальнейшего отличия друг от друга. Шарикат также обозначает распределение и участие. Более того, термин употребляется в отношении имущества, которое принадлежит нескольким владельцам совместно таким образом, что любая часть этого имущества принадлежит владельцу в объеме пропорционально его доле. С точки зрения закона, шарикат обозначает союз двух или более лиц, заключаемый для достижения общей цели.
В исламском праве партнёрство можно разделить на две большие группы:3
1. Партнёрство по праву собственности (sharikat al-amlak); и
2. Партнёрство по договору (sharikat al-'uqud).
1 В настоящей статье «партнёрство» и «товарищество» употребляются как синонимы.
2 Sunan Abu Dawud, Book 22, no. 3377, Imam Albani considers the hadith weak. See his al-Irwa, no. 1468 and Da 'eef al-Jami' al-Sagheer, no. 1748
3 M. Noor. Principles of Islamic Contract Law. Journal of Law and Religion. Vol. 6 No. 1. 1988. pp. 96-109
Партнёрство по праву собственности (sharikat а1-ат1ак) (или совместное владение) включает в себя двух и более лиц, которые становятся совладельцами одного и того же имущества без заключения партнёрского договора. Их совместная собственность может возникнуть в силу закона, например, если имущество перешло к ним по наследству. Такое партнёрство называют принудительным или недобровольным. Однако совместное владение может возникнуть и договорным путем - например, на основании завещания (wasiyyah), дарения или дого-
вора купли-продажи. В этом случае партнёрство будет являться добровольным, так как договор подразумевает добровольное волеизъявление сторон.
Сутью этого вида партнёрства является установление совместного права собственности над имуществом, где партнёры не вправе распоряжаться долями друг друга без получения соответствующего разрешения друг друга. В отличие от партнёрства по договору, в партнёрстве по праву собственности товарищи не наделены агентскими полномочиями. Партнёры должны пользоваться имуществом и (или) доходом от него в соответствии с принадлежащим им долям до принятия решения о его разделе при наличии такой возможности (например, земли) или, в случае неделимости такого имущества (например, дома или автомобиля) - его продаже и последующего распределения покупной цены.
Партнёрство по договору ^ап^ al-'uqud) определяется как договор между двумя и более партнёрами в капитале и прибыли и считается надлежащим типом партнёрства, так как заинтересованные стороны добровольно заключают договор о совместном инвестировании и разделении прибыли и убытков. Крупнейший кодекс норм мусульманского права Маджалла определяет партнёрство как соглашение об ассоциации при условии, что капитал и доходы от него являются общими для двух или более лиц. 1 Свойство и способность имущества, в отношении которого заключается договор, быть в равномерном совместном владении всех сторон является непременным условием такого товарищества.2 Тем не менее среди юристов исламского права нет единого мнения о существенных условиях договора партнёрства. По мнению представителей ханафитской правовой школы, для заключения партнёрства достаточно только оферты и акцепта. Другие же юристы утверждают, что соглашение о партнёрстве обязательно должно включать в себя стороны, объект (или предмет) и волеизъявление сторон, выражающееся в оферте и акцепте.
В партнёрстве по договору (sharikat al-'uqud) каждая сторона считается агентом друг друга, стороны вносят вклад в уставный капитал в виде денежных средств, репутации или оказания услуг. В зависимости от рода и свойств вклада партнёрство по договору можно разделить на следующие виды:
• партнёрство капитала (sharikat al-amwal);
• партнёрство по оказанию услуг (sharikat al-a'ma/abdari)^, и
• партнёрство по репутации или кредитоспособности (sharikat al-wujuh).
Партнёрство по оказанию услуг относится к партнёрству между рабочими/специалистами, в то время как в партнёрстве по репутации участники используют свою кредитоспособность, хорошие имя и репутацию для покупки товаров в кредит и их последующей перепродажи. Далее в статье рассмотрим вышеуказанные виды более подробно.
Партнёрство капитала
В таком товариществе участники вносят свой вклад в виде капитала. Практика выделяет партнёрство равных взносов ^апка а1-mufawada) и партнёрство с неравным вкладом ^апка аИпап).
В первом случае подразумевается ситуация, когда лица становятся совладельцами в предприятии при условии, что в равной степени вносят средства в капитал, разделяют прибыль и убытки, а также в равной степени ведут управление товариществом. Таким образом, ни один из партнёров не должен быть богаче другого, каждый из партнёров вправе вести дела партнёрства без ограничения полномочий. Термин mufawada буквально означает равенство и делегирование, поэтому партнёры должны исповедовать одну религию, а также обладать равными привилегиями. Каждый партнёр является агентом, а также выступает гарантом (kafeel) по обязательствам остальных партнёров, несет ответственность за их действия, а обязательство одного партнёра связывает всех остальных. Так, покупка, совершенная одним из партнёров, равносильна покупке, совершенной всеми партнёрами, и делится между ними в равной степени, за исключением предметов первой необходимости и предметов личного потребления.3
Как правило, данный вид партнёрства более характерен для семейного бизнеса, когда дело ведут члены одной семьи. Однако вопрос равенства участников вызывает споры между представителями мусульманских правовых школ. Так, шафиитская, ханбалитская и маликитская правовые школы утверждают, что точное равенство, требуемое ханафитскими юристами, почти невозможно.4
Во втором случае - в партнёрстве с неравным вкладом - стороны вносят разные суммы капитала, разделяют прибыль и несут убытки в соответствующих пропорциях. Например, три партнёра вносят 50%, 30% и 20% уставного капитала, соответственно распределяют прибыль между собой и несут убытки в том же процентном соотношении. В этом типе партнёрства предоставление каждому участнику равных полномочий по управлению предприятием не является обязательным условием. Например, партнёры могут договориться, что один или некоторые из них управляют бизнесом, в то время как остальные могут не принимать в этом участие. Партнёры считаются агентами друг друга, при этом действие, совершенное одним из них в ходе обычной деятельности, является обязательным для всех остальных. Однако партнёры не являются поручителями друг друга, и
1 The Mejelle, trans. C.R. Tyser, D. G. Demetriades, Ismail Haqqi Eff endi (Petaling Jaya: The Other Press, 2001), Article 1329.
2 Маликов. Р.У. Имущественные отношения в исламском праве, с. 40.
3 Хидоя. Комментарии мусульманского права: в 2 ч. / пер. с англ.; под ред. Н.И. Гродекова; отв. ред., авт. предисл., вступ. ст. и науч. комм. проф. А.Х. Саидова. - М.: Волтерс Клувер, 2010.с 517.
4 Wahbah al-Zuhaili, Financial Transactions in Islamic Jurisprudence, vol. 1, 451-452.
их обязательства перед третьими лицами вне пределов партнёрского бизнеса носят индивидуальный, а не совместный характер.
Приведем следующие основные признаки партнёрства с неравным вкладом:
• Внесенный капитал является предметом, в отношении которого возможно агентирование.
• Взнос каждого партнёра должен быть известен и четко определен.
• Установлен процент, который составляет взнос каждого партнёра по отношению к общему капиталу товарищества, поскольку все права, обязанности, прибыль или убытки партнёров основаны на соотношении, в котором они вносят свой вклад в товарищество.
• Вклад партнёра должен быть в наличии. Задолженность не может быть внесена в капитал товарищества.
• Вклады, вносимые партнёрами, должны быть смешаны друг с другом таким образом, чтобы вклад одного партнёра нельзя было отличить от вклада другого.
Большинство юристов утверждают, что внесенный партнёром вклад должен быть в ликвидной форме - то есть в денежном выражении. Они возражают против вклада в натуральной форме на том основании, что актив, внесенный одним партнёром, всегда отличим от актива, внесенного другими партнёрами. Например, если один вносит наличные деньги, а второй - автомобиль, то их свойства не могут быть смешаны. Первый так и останется владельцем денег, а второй - владельцем транспортного средства. Так, шафиитская правовая школа придерживается позиции, что вкладом в капитал товарищества может быть только однородное имущество. Например, сырье и продукты питания допускаются в форме вклада в партнёрство, так как обладают свойством однородности. Однако дома, земельные участки, автомобили не могут составлять часть капитала. 1
Однако представители маликитской правовой школы считают, что ликвидность вклада не является необходимым условием партнёрства. Они утверждают, что партнёру допустимо вносить вклад в натуре. В этом случае его доля в уставном капитале товарищества будет определяться исходя из рыночной стоимости имущества на момент его внесения. Более того, все партнёры становятся совладельцами объединенного капитала независимо от того, внесли ли они вклад в денежной или натуральной форме. Таким образом, стороны могут вносить наличные деньги или имущество в виде земельного участка, зданий, машин или оборудования, являющихся ценными и востребованными для партнёрского бизнеса. Эти активы будут определены по их рыночной стоимости в качестве доли определённого партнёра, который их вносит. Соответственно все партнёры становятся совладельцами ликвидных денежных и основных средств в соответствии с их соотношением в капитале товарищества независимо от того, в какой форме был внесен вклад.
Принципом распределения прибыли и убытков в партнёрстве по неравному вкладу является распределение в соответствии с размером вклада/доли партнёра, однозначно указанного в партнёрском договоре. По мнению представителей маликисткой правовой школы, условие, позволяющее получать прибыль в большем или меньшем размере, чем внесенный вклад, является недействительным. С другой стороны, представители других правовых школ считают, что процент получения прибыли может отличаться от процента внесенных инвестиций, если стороны об этом договорились. Например, это применимо в ситуации, если один из партнёров не вносит свой вклад в управление и развитие дела. В этом случае прибыль допустимо распределить в любой пропорции, согласованной партнёрами в зависимости от их вклада в успех и прибыльность бизнеса. Однако все мусульманские правоведы единодушны в мнении, что каждый партнёр несет ответственность и убытки только в соответствии с тем вкладом, который он внес в уставный капитал.
Отметим, что каждый партнёр вправе принимать участие в управлении делами партнёрства. Однако партнёры могут договориться возложить управление на одного или нескольких из них - управляющих партнёров, которые становятся агентами для остальных. При этом права и обязанности, возникающие в ходе хозяйственной деятельности партнёрства, принадлежат всем участникам партнёрства, а не только управляющим.
Партнёрство по оказанию услуг
Как говорилось выше, такой вид товарищества используется в случае, когда несколько работников/специалистов объединяются для ведения совместного бизнеса, но в качестве вклада вносят не имущество, а свои профессиональные навыки и услуги. Они совместно выполняют определённую работу для своих клиентов, а взимаемая с клиентов плата распределяется между партнёрами по соглашению.
Юристы шафиитской правовой школы утверждают, что такое партнёрство недействительно из-за отсутствия у «вклада» признака материальности, то есть труд и услуги не могут составлять капитал партнёрства. Так как услуги нельзя выразить количественно, то невозможно рассчитать точный процент вклада партнёра, поэтому такому партнёрству присущ признак неопределенности (гарар)2 и, соответственно, несправедливости, что не допускается исламским правом. В связи с этим каждому работнику предпочтительнее работать индивидуально на себя, зарабатывая собственную прибыль. С другой стороны, юристы ханафитской, маликитской и ханбалитской правовых школ утверждают, что целью участников в партнёрстве по оказанию услуг является извлечение прибыли, в связи с чем партнёры могут стать агентами друг друга. Они также утверждают, что люди с незапамятных времен использовали партнёрство по оказанию услуг для совместного выполнения определенной задачи, которую было трудно выполнить одному человеку.3
На практике партнёрство по оказанию услуг заключается между людьми одной специальности, согласных объединить свои навыки для
1 M. Noor. Principles of Islamic Contract Law. Journal of Law and Religion. Vol. 6 No. 1. 1988. pp. 96-109.
2 Амиров А.Т., Семёнкин И.В., Якимова Ж.А. Основные начала исламского договорного и торгового права. Коммерческое право. Научно-практический журнал. Издательство «Юрист». Т. №1(40) - 2021, 101-108.
3 Wahbah al-Zuhaili, Financial Transactions in Islamic Jurisprudence, vol. 1, 455-456
получения прибыли, например, партнёрство сантехников, парикмахеров, юристов, врачей, бухгалтеров. Однако некоторые задачи требуют сочетания различных навыков и опыта. Например, для пошива и продажи одежды требуются навыки дизайнера, швеи и маркетолога. Точно так же специалисты по маркетингу и фармацевтике могут объединиться, чтобы продавать новый тип растительных лекарственных средств. Таким образом, партнёрство по оказанию услуг ^апка al-a'mal/abdan) предоставляет возможность специалистам совместно выполнять более сложные задачи и получать больше дохода вместо трудоустройства у работодателя за меньшую заработную плату. Оно призывает рабочих совместно создавать бизнес, даже если у них отсутствует первоначальный капитал.
Партнёрство по репутации и кредитоспособности
В данном виде партнёрства несколько участников, не обладающих первоначальным капиталом, но имеющих хорошую репутацию добросовестного плательщика, договариваются приобретать товары в свой личный кредит с последующей их перепродажей совместными усилиями за общий счет. Таким образом, партнёры изначально не вносят денежные средства в оплату покупки, они находят и приобретают товары по заниженной цене с условием отсрочки оплаты, перепродают и разделяют полученную прибыль между собой по соглашению. Так как партнёры приобретают и продают товары в разных количествах, то прибыль и убытки соответственно определяются исходя из доли собственности партнёра на проданные товары.1
Партнёры стараются приобретать большой объем товаров широкого ассортимента, что ведет к увеличению последующих продаж и, соответственно, доходов партнёрства. Такая цепочка перепродаж позволяет получать прибыль без внесения стартового капитала. Деловая репутация и добросовестность партнёров позволяет приобретать им товары по более низкой цене и с возможностью постоплаты. Например, студенты могут сформировать партнёрство по репутации, договорившись о покупке различных видов книг в кредит по низкой цене. Каждый из них приобретет товары оптом в рассрочку благодаря своей репутации платежеспособного покупателя. Приобретенные книги они продадут студентам университета уже по рыночной цене, а вырученную сумму распределят между собой после оплаты долга оптовым поставщикам.
Партнёрство и исламские банки
В исламской традиции существует принцип запрета начисления процентов на задолженность заёмщика, что отражается и в конструкциях исламского договорного права.2 В связи с этим партнёрство видится как один из правомерных альтернатив процентному финансированию. Вместо предоставления кредитования с фиксированной процентной ставкой исламский банк создает с клиентом партнёрство, в котором возврат долга банку зависит от фактической прибыли созданного совместного предприятия. Таким образом, исламский банк приобретает статус не кредитора, а инвестора с долей в предприятии. Тем самым партнёрство позволяет малообеспеченному, но перспективному предпринимателю получить своевременное банковское финансирование.
Конструкция партнёрства позволяет исламским банкам финансировать импорт и экспорт товаров. Например, торговец обращается в местный банк для финансирования сделки по импорту определенной категории товаров, прибыль от продажи которого делится между торговцем и банком по соглашению. В случае экспорта, то в силу изначальной известности экспортной цены банк сразу сможет рассчитать ожидаемую прибыль. Банк и клиент могут совместно управлять партнёрством или назначить исполнительный орган, оставив за собой право контроля за управлением предприятием. На протяжении всего периода партнёрства банк и клиент остаются партнёрами, а само партнёрство не заканчивается с переходом в собственность клиенту.
Убывающее партнёрство (musharakah mutanaqisah)
Для финансирования определенного проекта банк и клиент могут заключить соглашение убывающего партнёрства. Суть его заключается в том, что на начальном этапе каждый партнёр вносит определенный вклад в капитал. Как только деятельность партнёрства начинает приносить прибыль, любой из партнёров (как правило, банк) вправе (но не обязан) выйти из проекта, продав свою долю другому партнёру. Цена продажи доли в партнёрстве оговаривается отдельно и рассчитывается с учетом рыночной оценки совместного проекта. Банк получает прибыль от продажи доли, а оставшийся партнёр приобретает полный контроль над бизнесом.
Отдельным видом партнёрства с банком является убывающее партнёрство для финансирования жилищного строительства (musharakah mutanaqisah), способствующее приобретению физическими лицами жилья. В данном случае банк и потребитель приобретают недвижимость в совместную собственность, покупная цена которой в большей части оплачивается банком, остальная - потребителем. При завершении строительства и сдачи дома потребитель арендует его у банка-совладельца по фиксированной цене, рассчитанной пропорционально доле банка в приобретённой недвижимости. Арендные платежи не подлежат повышению и перечисляются банку с момента заселения потребителя. Однако лицо вправе выкупить долю банка полностью или частично. В таком случае в ежемесячную оплата банку будут входить арендные платежи и часть покупной цены доли. По мере приобретения потребителем доли банка в недвижимости происходит постепенное снижение арендных платежей, прекращение которых зависит от момента выкупа лицом 100%. В этом виде партнёрства банк и клиент являются партнёрами, а не кредитором и должником как в случае классического займа.
Убывающее партнёрство по финансированию жилья предлагается как альтернатива договору купли-продажи с отсрочкой платежа, который не раз подвергался критике исламскими правоведами. Например, при отсрочке платежа у потребителя изначально возникает задолженность, а банк не несет риск недостроенного жилья. В случае же партнёрства стороны являются совладельцами и пропорционально несут все риски.
1 Wahbah al-Zuhaili, Financial Transactions in Islamic Jurisprudence, vol. 1, 454.
2 Амиров А.Т. Принципы исламского договорного права. Коммерческое право. Научно-практический журнал. Издательство «Юрист». Т. 36. №. 1. 2020.
Механизм финансирования жилья через партнёрство также отличается от обычной ипотеки: в партнёрстве возникают отношения совместного инвестирования, тогда как при ипотеке - процентного кредитования. В первом случае в ситуации неисполнения обязательств оба партнёра могут вернуть свою долю при продаже дома, однако в втором - банку возвращается вся сумма долга с начисленными процентами, что не является справедливым по отношению к потребителю.
Прекращение партнёрства
Партнёрство по умолчанию не является обязующим договором, однако партнёры могут договориться об обратном на определенный период.1 Как правило, партнёрство прекращается в следующих случаях:
• достижения партнёрством своих целей и задач;
• истечение срока действия партнёрства;
• по взаимному согласию партнёров;
• одобрение партнёром заявки на выход другого партнёра;
• решение о прекращении наследником (правопреемником) умершего или недееспособного партнёра;
• банкротство партнёров или одного из них.
В случае ликвидации партнёрства неисполненные обязательства партнёрства подлежат исполнению в первую очередь, потом партнёрам выплачивается доля в капитале. Если у партнёрства осталась прибыль, то она распределяется в соответствии с условиями партнёрского соглашения. Как отмечалось выше, партнёры несут убытки пропорционально своей доле в уставном капитале: сначала - за счет полученной прибыли, далее - за счет капитала. Если капитала недостаточно, то партнёры покрывают убытки пропорционально долям за счет собственных средств.
Таким образом, партнёрство является эффективным инструментом для получения его участниками прибыли совместными усилиями. Некоторые виды партнёрства позволяют это сделать, даже если у участников не имеется стартового денежного капитала. Конструкция партнёрства также активно используется предпринимателями и обычными потребителями в отношениях с банком в целях получения кредита, классическая версия которого ограничена в применении с учетом специфики шариатских догм. С учетом всего вышесказанного можно отметить, что партнёрство создает заинтересованность всех сторон в успешности создаваемого бизнеса и стимулирует каждого вносить свой вклад в его развитие.
В заключение стоит отметить, что целью настоящей статьи являлось формирование у представителей бизнеса и торговли, а также научных кругов основных идей о товариществе в исламском праве, его типах и особенностях каждого. Посвящение же во все тонкости создания, функционирования и прекращения партнёрства потребует подготовки отдельной научной работы. Тем не менее полагаем, что настоящая статья принесет практическую пользу для современных предпринимателей, работающих с нормами исламской правовой системы.
Библиогра фия:
1. Noor M. Principles of Islamic Contract Law. Journal of Law and Religion. Vol. 6 No. 1. 1988.
2. Saleem M.Y. Islamic commercial law. John Wiley & Sons Singapore Pte. Ltd., 2013.
3. Sunan Abu Dawud, Book 22, no. 3377, Imam Albani considers the hadith weak. See his al-Irwa, no. 1468 and Da 'eef al-Jami' al-Sagheer, no. 1748.
4. The Mejelle, trans. C.R. Tyser, D. G. Demetriades, Ismail Haqqi Eff endi (Petaling Jaya: The Other Press, 2001), Article 1329.
5. Wahbah al-Zuhaili, Financial Transactions in Islamic Jurisprudence, vol. 1, 454.
6. Амиров А.Т. Принципы исламского договорного права. Коммерческое право. Научно-практический журнал. Издательство «Юрист». Т. 36. №. 1.
2020.
7. Амиров А.Т., Семёнкин И.В., Якимова Ж.А. Основные начала исламского договорного и торгового права. Коммерческое право. Научно-практический журнал. Издательство «Юрист». Т. №1 (40). 2021.
8. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. - СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2016.
9. Маликов. Р.У. Имущественные отношения в исламском праве. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2016.
10. Сюкияйнен Л.Р. Шариат, фикх, исламское право: проблема соотношения. Ars Islamica. 2016.
11. Хидоя. Комментарии мусульманского права: в 2 ч. / пер. с англ.; под ред. Н.И. Гродекова; отв. ред., авт. предисл., вступ. ст. и науч. комм. проф. А.Х. Саидова. - М.: Волтерс Клувер, 2010.
References:
1. Noor M. Principles of Islamic Contract Law. Journal of Law and Religion. Vol. 6 No. 1. 1988.
2. Saleem M.Y. Islamic commercial law. John Wiley & Sons Singapore Pte. Ltd., 2013.
3. Sunan Abu Dawud, Book 22, no. 3377, Imam Albani considers the hadith weak. See his al-Irwa, no. 1468 and Da 'eef al-Jami' al-Sagheer, no. 1748.
4. The Mejelle, trans. C.R. Tyser, D. G. Demetriades, Ismail Haqqi Eff endi (Petaling Jaya: The Other Press, 2001), Article 1329.
5. Wahbah al-Zuhaili, Financial Transactions in Islamic Jurisprudence, vol. 1, 454.
6. Amirov A.T. Principles of Islamic contract law. Commercial law. Scientific and practical journal. Publishing house "Lawyer". T. 36. №. 1. 2020.
7. Amirov A.T., Semenkin I.V., Yakimova J.A. The basic principles of Islamic contractual and commercial law. Commercial law. Scientific and practical journal. Publishing house "Lawyer". T. №1 (40). 2021.
8. Kerimov G.M. Sharia. The law of Muslim life. Sharia answers to the problems of modernity. - St. Petersburg: "DILYA Publishing House", 2016.
9. Malikov. R.U. Property relations in Islamic Law. - Ufa: Publishing House of BSPU, 2016.
10. Syukiyainen L.R. Sharia, fiqh, Islamic law: the problem of correlation. Ars Islamica. 2016.
11. Hidoya. Comments on Muslim law: in 2 h. / trans. from English; edited by N.I. Grodekov; ed., author's preface, introductory article and scientific comment by prof. A.H. Saidov. - M.: Volters Kluver, 2010.
1 M. Noor. Principles of Islamic Contract Law. Journal of Law and Religion. Vol. 6 No. 1. 1988. p. 106