DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_200 УДК 347.767
ДОГОВОР ХРАНЕНИЯ В ИСЛАМСКОМ ТОРГОВОМ ПРАВЕ STORAGE AGREEMENT IN ISLAMIC COMMERCIAL LAW
АМИРОВ Асиф Танрыверди-оглы,
кандидат филологических наук, доцент,
доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
119991, Россия, г. Москва, ул. Ленинские горы, 1.
E-mail: kudinov45@mail.ru;
Научный редактор:
КУДИНОВ Владимир Владимирович,
доктор юридических наук, доцент,
профессор кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина. 123001, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9. E-mail: kudinov45@mail.ru;
AMIROV Asif Tanryverdi-ogly,
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Commercial Law and Fundamentals of Jurisprudence of the Faculty of Law Lomonosov Moscow State University. 1 Leninskie gory str., Moscow, 119991, Russia. E-mail: kudinov45@mail.ru; Scientific Editor:
KUDINOV Vladimir Vladimirovich,
Doctor of Law, Associate Professor,
Professor of the Department of Organization of Judicial and Prosecutorial Investigative Activities Moscow State Law University named after O.E. Kutafin. 123001, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9. E-mail: kudinov45@mail.ru
Краткая аннотация: Настоящая статья посвящена обзору конструкции договора хранения и его применения в исламском торговом праве. В ней кратко описаны основные условия договора хранения, права и обязанности сторон, особенности ответственности депозитария, использование договора в исламской банковской системе, а также основные отличия хранения от договора займа. В настоящей статье используется арабская терминология (латинскими буквами) с разъяснением значения основных терминов и переводом отдельных выдержек из Корана.
Abstract: This article is devoted to an overview of the construction of the safekeeping contract and enforcement in Islamic commercial law. It briefly describes the main pillars of a safekeeping agreement, the rights and obligations of the parties, the features of the depositary's liability, the enforcement of the agreement in the Islamic banking system, as well as the main differences between safekeeping and loan agreement. This article uses Arabic terminology (in Latin letters) with an explanation of the meaning of the main terms and translation of individual excerpts from the Koran.
Ключевые слова: хранение, депозит, депонент, депозитарий, имущество, вклад, дарение, поручительство, кредит, прибыль, убытки, ответственность, процент, исламский банк, Коран, исламское торговое право, правовая школа, договор.
Keywords: safekeeping, deposit, depositor, depository, property, contribution, gift, guarantee, loan, profit, damage, liability, interest, Islamic banks, Koran, Islamic commercial law, school of law, contract.
Для цитирования: Амиров А. Т. оглы, Кудинов В.В. Договор хранения в исламском торговом праве // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 200-203. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_200.
For citation: Amirov A.T. ogly, Kudinov V.V. Storage agreement in Islamic commercial law // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 200-203. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_200.
Статья поступила в редакцию: 29.04.2023
Исламское право рассматривает договор хранения как договор вклада или депозита. То есть юридически хранение оформляется как договор, по которому вкладчик передает свое имущество другому лицу для сохранности, уполномочивая последнего хранить и защищать переданное имущество. Не случайно для обозначения договора хранения в исламском праве используется термин «wadi'ah», что дословно означает «депозит».
Как правило, договор заключается по инициативе владельца депозита - депонента (вкладчика или поклажедателя), которому необходимо оставить свое имущество на попечение депозитария (хранителя). При этом термином депозит (wadi'ah) обозначают как саму передаваемую вещь, так и заключаемый контракт.
Как установлено в священной книге мусульман: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах — Слышащий, Видящий».1
По мнению имама Рази, «термин amaanah (вверенное имущество) в этом значении означает что-либо, доверенное кому-либо в
1 Коран. Сура 4. Аят 58. Перевод смыслов / Э. Кулиев. URL: https://quran-online.ru/4/kuliev
физическом или моральном смысле».1 Уже в доисламский период люди в Мекке передавали на хранение свое имущество Пророку Мухаммеду ввиду его широко известной честности и надежности. Перед переселением в Медину Пророк Мухаммед указал своему сподвижнику Али ибн Абу Талибу остаться в Мекке, чтобы вернуть товары, которые люди оставили у того на хранении. Это свидетельствует о том, что практика передачи своего имущества другому лицу для сохранности (wadi'ah) была широко распространена у арабов еще до появления ислама и была поддержана Пророком Мухаммедом.
Существует единое мнение, что договор хранения - это безвозмездный и рекомендуемый (mandub) договор, по которому Аллах вознаграждает депозитария за помощь в сохранении имущества вкладчика. Таким образом, депозитарий не вправе взимать дополнительную плату с вкладчика за свои услуги по хранению вклада. Однако плата может быть предусмотрена, если передаваемое на хранение имущество нуждается в особой защите или влечет дополнительные расходы, связанными с размещением и хранением вклада. Например, передаваемое имущество из-за своих габаритов требует большого склада, что вызывает необходимость аренды дополнительного помещения и, соответственно, внесения арендной платы. Также часто случаются ситуации, что имущество нужно хранить определенным образом в специальных ящиках или контейнерах, что также влечет дополнительные расходы. Более того, если услуга хранения фактически превращается в работу депозитария на полный рабочий день, то депозитарий вправе требовать заработную плату.
Представители ханафитской правовой школы утверждают, что для договора хранения достаточно только оферты и акцепта. Тем не менее большинство юристов согласны с тем, что договор базируется на четырех ключевых положениях, к которым относится указание в договоре сторон (депозитария и депонента), объекта (депонируемого имущества) и выражение согласия, включающего в себя оферту (уааЬ) и акцепт ^аЬи!). При этом оферта и акцепт могут быть выражены как прямо устно, так и косвенно. Так, правоведы шафиитской правовой школы полагают, что депозитарию нет необходимости подтверждать принятую на хранение вещь вербальными способами. По их мнению, физическое получение депозитарием имущества на хранение приравнивается к акцепту депозита.
Выделим основные условия заключения и действительности договора хранения:
1) Стороны должны обладать полной дееспособностью и не иметь причин для его ограничения, таких как, малолетство, невменяемость или банкротство.
2) Депозитарий должен хранить депозит на условиях не хуже, как он хранит свое собственное имущество.
3) Имущество должно обладать свойством долгосрочного хранения. Например, нельзя передавать на хранение скоропортящиеся фрукты и овощи.
4) Любой доход, который может быть извлечен из депозита, принадлежит собственнику имущества. Например, молоко и шерсть, а также потомство отданного на хранение животного принадлежат собственнику (хозяину) животного.
5) Депозитарий должен также соблюдать любые другие разумные условия хранения, о которых сообщил депонент.
В одной из хадис Пророка Мухаммеда говорится, что депозитарий не является поручителем. С учетом этого юристы сходятся во мнении, что статус депозитария - это статус доверительного управляющего. Поэтому доверительный управляющий не может одновременно быть поручителем, а траст и поручительство не могут быть объединены в одном договоре.
Как доверительный управляющий депозитарий обязан защищать интересы вкладчика, от имени которого он владеет имуществом. Как отмечалось выше, депозитарий несет обязательство защищать депонированное имущество так же, как он защищает собственное. В связи с этим, он должен предпринимать необходимую заботу, ожидаемую от него как от доверенного лица в отношении депонированного имущества, проявлять такую же осторожность, какую он проявлял бы при хранении и защите своего собственного имущества, и вернуть имущество по первому требованию вкладчика. При этом депозитарий не обязан гарантировать сохранность вклада или компенсировать вкладчику убытки при повреждении имущества, кроме случаев халатности, неправомерного присвоения или иного нарушения со стороны депозитария. В противном случае он обязан будет заменить имущество на аналогичное или возместить вкладчику денежные средства.
В определенных случаях статус депозитария как доверительного управляющего может быть изменен на поручителя, в соответствии с которым он несет ответственность за ущерб в случае утраты или повреждения депозита, а именно:
— имело место умышленное бездействие или небрежность со стороны депозитария, что повлекло кражу, пожар или порчу имущества;
— случаи передачи депозитарием принятого имущества другому лицу без согласия депонента;2
— имело место порча имущества в результате ее использования депозитарием без разрешения вкладчика;
— вложение депозитарием принятых на хранение денежных средств в свой бизнес, терпящий убытки. В данном случае он будет нести ответственность за потерю депозита поскольку перевел денежную сумму, которая была передана ему в качестве доверительного управления, на свой собственный бизнес;3
— смешение принятого имущества со своим или другим имуществом до степени смешения без разрешения вкладчика, в
4
результате чего выделение депозита становится невозможным;
1 Muhammad Asad, The Message of the Quran (Gibraltar: Dar al-Andalus, 1980), note 75.
2 Maflxanna, ct. 790-791.
3 Maflxanna, ct. 787.
4 Maflxanna, ct. 788-789.
— отказ депозитария вернуть депозит и его отрицание того, что депозит существует - являются действиями, которые приравниваются к незаконному присвоению и влекут за собой ответственность;1
— возврат депозита третьему лицу, а не вкладчику. В случае, если в отношении одного и того же имущества имеется два вкладчика, один из которых требует возврата своей части (доли) депозита, депозитарию настоятельно рекомендуется сделать это с согласия второго вкладчика. Требование связано с тем, что депозитарий не имеет права делить депонированное имущество в одностороннем порядке;
— несоблюдение и (или) ненадлежащее соблюдение депозитарием инструкций и условий хранения, установленные вкладчиком, в результате чего случается порча имущества;
— разъезды депозитария с депонированным имуществом. В случае необходимости покинуть место пребывания депозитарий обязан вернуть депозит вкладчику или оставить его доверенному лицу с согласия вкладчика. Если депозитарий берет имущество на хранении в поездку, в которой оно будет повреждено или украдено, то он будет нести ответственность перед депонентом.
Депозитарий вправе инвестировать переданные ему на хранение денежные средства с разрешения вкладчика и при условии их возврата по требованию вкладчика. Депозитарий получает прибыль с вложенных инвестиций, а также несет риск убытков. По мнению представителей маликитской правовой школы, прибыль принадлежит депозитарию, в то время как Абу Ханифа, основатель ханафитской правовой школы, постановил, что такая прибыль должна быть переведена на благотворительность.2 Вкладчик не может требовать какой-либо доли в прибыли, пока он не обязуется понести убытки, и в этом случае сделка может быть преобразована в товарищество, в котором прибыль была бы разделена на основе согласованного процента, а убытки понесла бы сторона, внесшая капитал.
Также мы не можем не затронуть вопрос применения договора хранения в исламских банках. Традиционные банки принимают вклады от клиентов на основании кредитных договоров. Соответственно, отношения между клиентом и банком - это отношения, существующие между кредитором и заемщиком. Банк, который является заемщиком, выплачивает проценты клиентам, которые являются кредиторами. Однако шариатом предоставлять займы под процент и заниматься ростовщичеством запрещено.3 Чтобы обойти указанный запрет, исламские банки заключают с клиентами договор хранения (wadi'ah), который, кроме того, не предоставляет вкладчику прав на извелчение какой-либо дополнительной прибыли из договора. Таким образом, договорные отношения, возникающие между вкладчиком и исламским банком, становятся отношениями между хранителем и поклажедателем. Банк, со своей стороны, предоставляет свои клиентам все необходимое оборудование, например, банкомат и чековые книжки.
Сразу стоит отметить основные различия между хранением и займом:
1) В хранении право собственности на депозит не передается депозитарию, тогда как в займе право собственности на заемные деньги переходит к заемщику.
2) Поскольку при депонировании право собственности по-прежнему остается за вкладчиком, то он обязан заплатить налог (иакаЦ за внесенные им деньги.
3) Депозитарий является доверительным управляющим, тогда как заемщик - поручителем.
4) Депозитарий должен выдавать вклад по требованию, в то время как кредитору рекомендуется предоставить отсрочку заемщику, испытывающему финансовые трудности.
5) Заем предоставляется для того, чтобы помочь нуждающемуся лицу, в то время как целью договора хранения является сохранение и защита имущества.
6) В хранении вкладчик может предусмотреть особые условия содержания переданного им вклада (имущества), в то время как в отношениях займа кредитор не может навязывать заемщику особых условий.
7) Вкладчик вправе требовать возврата внесенных денежных средств постепенно, в то время как заемщик возвращает кредит,
4
как правило, единовременно.
Банк сразу запрашивает согласие от вкладчиков на использование и инвестирование их средств на разрешенные исламским правом цели. Это трансформирует статус банка с позиции доверительного управляющего на поручителя. Клиенты могут снять весь или часть своего депозита в любое время, и банк обязан своевременно исполнить обязательство по возврату. Прибыль, полученная банком от использования этих средств, принадлежит банку, и в случае возникновения убытков он будет нести ответственность.
Банк по своему усмотрению может также время от времени вознаграждать клиентов или преподносить им подарки за счет прибыли, полученной от использования внесенных ими средств. Приведем основные различия между понятиями подарка (ЫЬаИ) и процентного вознаграждения в исламском договорном праве:
— Процент имеет договорную природу, в то время как предоставление подарка носит дискреционный характер. Например, кредитор оговаривает, что заемщик должен выплачивать проценты, тогда как вкладчик не вправе требовать подарка, а депозитарий не обязан его предоставлять. Однако запрещено превращать условие о дарении в обычай.
— Условие о дарении не является строго предопределенным и свидетельствует о результатах ведения бизнеса. Таким
1 Маджалла, ст. 794.
2 Wahbah al-Zuhaili, Financial Transactions in Islamic Jurisprudence , vol. 1, 597.
3 Более подробно см. Амиров А.Т. Принципы исламского договорного права. Коммерческое право. Научно-практический журнал. Издательство «Юрист». Т. 36. №. 1. 2020
4 Noor M. Principles of Islamic Contract Law. Journal of Law and Religion. Vol. 6 No. 1. 1988.
образом, хранитель может увеличивать, уменьшать или отказаться от предоставления подарков вкладчикам в зависимости от получаемой прибыли. Напротив, заемщик по договору обязан выплачивать кредитору заранее определенный процент без какой-либо привязки к результатам деятельности предприятия.
— Предметом дарения может выступать любой объект (книги, компьютеры, телефоны или наличные денежные средства),
тогда как проценты всегда выражаются в денежных средствах.
Договор хранения - это необязательный договор. Таким образом, каждая сторона вправе прекратить договор в любое время. Договор хранения, как правило, прекращается в следующих случаях:
1) возврат депозита по требованию вкладчика или инициативе депозитария; или
2) смерть одной из сторон; или
3) ограничение дееспособности одной из сторон (признание банкротом или невменяемым); или
4) передача вкладчиком прав собственности на депозит другому лицу по договору купли-продажи или дарения.1
В заключение стоит отметить, что договор хранения широко используются в правоприменительной практике стран шариата, в том числе, банковской сфере. Таким образом, его изучение полезно с точки зрения науки и практики. Полагаем, что настоящая статья принесет практическую пользу для современного бизнес сообщества и юристов, работающих с нормами исламской правовой системы.
Библиогра фия:
1. Muhammad Asad, The Message of the Quran (Gibraltar: Dar al-Andalus, 1980), note 75.
2. Noor M. Principles of Islamic Contract Law. Journal of Law and Religion. Vol. 6 No. 1. 1988.
3. Saleem M.Y. Islamic commercial law. John Wiley & Sons Singapore Pte. Ltd., 2013.
4. Sunan Abu Dawud, Book 22, no. 3377, Imam Albani considers the hadith weak. See his al-Irwa, no. 1468 and Da 'eef al-Jami' al-Sagheer, no. 1748.
5. The Mejelle, trans. C.R. Tyser, D. G. Demetriades, Ismail Haqqi Eff endi (Petaling Jaya: The Other Press, 2001), Articles 787-794.
6. Wahbah al-Zuhaili, Financial Transactions in Islamic Jurisprudence, vol. 1.
7. Амиров А.Т. Принципы исламского договорного права. Коммерческое право. Научно-практический журнал. Издательство «Юрист». Т. 36. №. 1.
2020.
8. Амиров А.Т., Семёнкин И.В., Якимова Ж.А. Основные начала исламского договорного и торгового права. Коммерческое право. Научно-практический журнал. Издательство «Юрист». Т. №1(40). 2021.
9. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. - СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2016.
10. Маликов. Р.У. Имущественные отношения в исламском праве. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2016.
11. Сюкияйнен Л.Р. Шариат, фикх, исламское право: проблема соотношения. Ars Islamica. 2016.
12. Хидоя. Комментарии мусульманского права: в 2 ч. / пер. с англ.; под ред. Н.И. Гродекова; отв. ред., авт. предисл., вступ. ст. и науч. комм. проф. А.Х. Саидова. - М.: Волтерс Клувер, 2010.
References:
1. Muhammad Asad, The Message of the Quran (Gibraltar: Dar al-Andalus, 1980), note 75.
2. Noor M. Principles of Islamic Contract Law. Journal of Law and Religion. Vol. 6 No. 1. 1988.
3. Saleem M.Y. Islamic commercial law. John Wiley & Sons Singapore Pte. Ltd., 2013.
4. Sunan Abu Dawud, Book 22, no. 3377, Imam Albani considers the hadith weak. See his al-Irwa, no. 1468 and Da 'eef al-Jami' al-Sagheer, no. 1748.
5. The Mejelle, trans. C.R. Tyser, D. G. Demetriades, Ismail Haqqi Eff endi (Petaling Jaya: The Other Press, 2001), Articles 787-794.
6. Wahbah al-Zuhaili, Financial Transactions in Islamic Jurisprudence, vol. 1.
7. Amirov A.T. Principles of Islamic Contract Law. Commercial law. Scientific and practical journal. Publishing house "Lawyer". T. 36. №. 1. 2020.
8. Amirov A.T., Semenkin I.V., Yakimova J.A. The basic principles of Islamic contractual and commercial law. Commercial law. Scientific and practical journal. Publishing house "Lawyer". T. №1(40). 2021.
9. Kerimov G.M. Sharia. The law of Muslim life. Sharia answers to the problems of modernity. - St. Petersburg: "DILYA Publishing House", 2016.
10. Malikov. R.U. Property relations in Islamic law. - Ufa: Publishing House of BSPU, 2016.
11. Syukiyainen L.R. Sharia, fiqh, Islamic law: the problem of correlation. Ars Islamica. 2016.
12. Hidoya. Comments on Muslim law: in 2 h. / trans. from English; edited by N.I. Grodekov; ed., author's preface, introductory article and scientific comment by prof. A.H. Saidov. - M.: Volters Kluver, 2010.
1 Wahbah al-Zuhaili, Financial Transactions in Islamic Jurisprudence , vol. 1, 599.