Научная статья на тему 'Исламский банкинг: понятие, факторы становления и предпосылки развития в России'

Исламский банкинг: понятие, факторы становления и предпосылки развития в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исламский банкинг / исламские финансы / исламские банковские продукты / банки / islamic banking / islamic finance / islamic banking products / ban

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токмаков Егор Александрович

В статье систематизирована история становления исламского банкинга, сформулирована и предложена трактовка данного понятия, а также структурированы основные виды услуг, предоставляемые исламскими финансовыми институтами. Результатом анализа внешней среды стало заключение, что вследствие накопления странами Ближнего Востока значительной ликвидности и необходимости диверсификации национальных инвестиционных портфелей, в 2020 г. концентрация активов, находящаяся под управлением исламских банков, превысила сумму в 1,7 трлн долл. США, что обеспечивает им значительную роль в мировой финансовой системе. Вместе с тем, проведенный внутрироссийский социально-демографический анализ демонстрирует, что более 10 млн человек, исповедующих ислам, не имеют доступ к исламским банковским продуктам. На основании этого автором работы выделены фундаментальные факторы, вследствие которых в Российской Федерации отсутствуют кредитные организации в рассматриваемой рыночной нише. Итогом работы стало представление банковских продуктов и услуг, которые могут быть адаптированы под принципы исламского банкинга в России, а также представлены общие рекомендации для их разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Islamic Banking: the Term, Factors of Formation and Prerequisites for Development in Russia

The article systematizes the history of the formation of Islamic banking, formulates and proposes an interpretation of this concept, and also structures the main types of services which are provided by Islamic financial institutions. The result of analyse of the external environment is conclusion that the concentration of assets managed by Islamic banks in 2020 has exceeded $1.7 trillion. This concentration has token place due to the accumulation of significant liquidity by the countries of the Middle East and the necessity of diversifying national investment portfolios. It affords them meaningful role in the global financial system. At the same time, the conducted internal Russian socio-demographic analysis shows that more than ten million people who profess Islam in Russia do not have access to Islamic banking products. Based on this, the author of the work has identified fundamental factors, due to which there are no credit institutions in the Russian Federation in the considered market niche. The result of the work is the presentation of banking products and services that can be adapted to the principles of Islamic banking in Russia. General recommendations for their devel-opment are presented as well.

Текст научной работы на тему «Исламский банкинг: понятие, факторы становления и предпосылки развития в России»

ЭО!: 10.38050/2078-3809-2023-15-3-83-105

Финансовая экономика

ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ

Токмаков Егор Александрович

независимый исследователь (г. Москва, Россия)

Аннотация

В статье систематизирована история становления исламского банкинга, сформулирована и предложена трактовка данного понятия, а также структурированы основные виды услуг, предоставляемые исламскими финансовыми институтами.

Результатом анализа внешней среды стало заключение, что вследствие накопления странами Ближнего Востока значительной ликвидности и необходимости диверсификации национальных инвестиционных портфелей, в 2020 г. концентрация активов, находящаяся под управлением исламских банков, превысила сумму в 1,7 трлн долл. США, что обеспечивает им значительную роль в мировой финансовой системе.

Вместе с тем, проведенный внутрироссийский социально-демографический анализ демонстрирует, что более 10 млн человек, исповедующих ислам, не имеют доступ к исламским банковским продуктам. На основании этого автором работы выделены фундаментальные факторы, вследствие которых в Российской Федерации отсутствуют кредитные организации в рассматриваемой рыночной нише.

Итогом работы стало представление банковских продуктов и услуг, которые могут быть адаптированы под принципы исламского банкинга в России, а также представлены общие рекомендации для их разработки.

Ключевые слова: исламский банкинг, исламские финансы, исламские банковские продукты, банки.

JEL коды: G10, G21, Ш0, Л0.

Для цитирования: Токмаков Е.А. Исламский банкинг: понятие, факторы становления и предпосылки развития в России // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2023. Том 15. Выпуск 3. С. 83-105. DOI: 10.38050/2078-3809-2023-15-3-83-105.

Введение

В настоящее время в России наблюдается снижение рентабельности деятельности, как отдельных коммерческих банков, так и в целом банковского сектора вследствие сложившейся макроэкономической конъюнктуры, а также глобальных факторов, вызванных введением масштабных санкций против финансового сектора страны. Так, по итогам 2022 г., общий финансовый результат от работы банковского сектора составил 203 млрд р. против 2,4 трлн р. за

Токмаков Е.А., tokmakov.ea@,yandex. га

аналогичный период 2021 г. (Банковский сектор..., 2023).

С целью сохранения и повышения текущего уровня прибыльности коммерческих банков, адаптации их к введенным санкциям, требуются новые продуктовые предложения и услуги для юридических и физических лиц, а также инновационные подходы к организации работы кредитных организаций. В связи с этим исламские банковские продукты и принципы их функционирования могут рассматриваться как элемент диверсификации и альтернатива традиционным банковским продуктам, уже имеющимся на рынке, развития которых позволит освоить новые рыночные ниши и, как следствие, сохранить и повысить уровень прибыльности и устойчивости коммерческих банков.

Кроме того, актуальность становления исламского банкинга в Российской Федерации линейна сопряжена с религиозными, социокультурными и внешнеэкономическими факторами.

Целью данного исследования является выделение факторов, сдерживающих развитие исламского банкинга в России, а также практическое представление банковских продуктов и услуг, которые могут быть адаптированы в России с учетом принципов функционирования исламского банкинга.

В соответствии с целью исследования были решены следующие основные задачи:

• проанализирована история становления и особенности исламской банковской системы;

• уточнен понятийный аппарат исламских финансов, а также сформулирована и предложена трактовка понятия «исламский банкинг»;

• проанализированы факторы, повлиявшие на развития исламского банкинга в мире;

• осуществлен анализ текущего состояния банковского сектора Российской Федерации;

• проведен сравнительный анализ действующей продуктовой линейки основных российских кредитных организаций;

• выделены фундаментальные факторы, сдерживающие развитие исламского банкинга в Российской Федерации;

• предложены банковские продукты и услуги, которые возможно трансформировать и адаптировать под принципы исламского банкинга, а также даны общие рекомендации для процесса разработки на примере стандартной дебетовой карты для физических лиц в новую, соответствующую принципам исламского банкинга.

Теоретические основы исследования основывались на анализе публикаций и работах таких отечественных и зарубежных ученых, как Муаззама Али (Ali Muazzam), Мохаммад Фахим Хан (Muhammad Fahim Khan), Мохаммад Кабир Хассан (Mohammad Kabir Hassan), Мохаммад Умар Чапра (Muhammad Umar Chapra), Вахба Аль-Зухайли (Wahbah Al-Zuhaili), А.Ю. Журавлев, В.В. Бушуева, П.В. Трунина, Р.И. Хасбулатов, Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми и др.

Если А.Ю. Журавлев рассматривал концептуальные основы исламской экономики как фундамент исламской банковской деятельности, где религиозно-этические предписания и запреты формируют особенности всей финансовой системы, то П.В. Трунин описал основные принципы функционирования исламской финансовой системы, а также последствия появления исламских финансовых институтов на традиционных финансовых рынках.

В своих работах Мохаммад Кабир Хассан анализировал исламскую финансовую систему, виды исламского акционерного финансирования, а также выделил религиозный аспект в финансовых операциях, выходящий за рамки самой транзакции.

Другие исламские ученые, например, Сидун Харон и Вана Нурсофиза Вана Азми, отмечали, что исламская экономика основана на таких этических ценностях, как справедливость, альтруизм, сотрудничество, беспристрастность, умеренность и предупредительность. Соответственно не только банковская система, но и другие секторы экономики должны функционировать с учетом этих ценностей. Также ими было предложено разделять понятия исламских и коммерческих банков, поскольку исламские банки выступают учреждениями, образованными в целях ведения банковской деятельности с учетом принципов функционирования, основанных на исламском праве или законах шариата, а коммерческие банки, напротив, работают исключительно для достижения бизнес-целей и никак не принимают во внимание религиозные доктрины.

В свою очередь, Вахба Аль-Зухайли доказывал, что основной целью деятельности исламской финансовой организации является организация возрождения мусульманского общества и достижения сотрудничества между мусульманами на основе согласия с исламским законодательством, которое зиждется, прежде всего, на отсутствии элементов «риба», а также других запрещенных сделок, кроме распределения прибыли. Поэтому любому исламскому финансовому институту необходимо ориентироваться на оказание помощи нуждающимся посредством выдачи беспроцентных займов как дополнительном инструменте поддержки социально-экономического развития общества.

Муаззама Али в своих научных работах напротив указывал, что исламская финансовая система не может рассматриваться лишь как система без «риба», а лишь как система, включающая исламские принципы социальной справедливости и равенства в деятельности финансовых институтов в форме специальных нормативов, методов, правил и инструментов.

Мохаммад Фахим Хан сформулировал задачи исламского банка, состоящие, во-первых, в содействии исламизации всей банковской деятельности, во-вторых, в разработке, развитии и поощрении внедрения исламских принципов, законов и традиций на всех уровнях банковских сделок и, в-третьих, в создании других финансовых учреждений, работающих с учетом принципов ислама как религиозного учения.

Также Мохаммад Фахим Хан исследовал историю происхождения исламских и западных традиций в коммерческих и банковских операциях, а также соответствие исламской банковской и финансовой модели европейскому банкингу. Выводы из этих научных работ показали, что предоставление исламских банковских услуг в традиционных учреждениях может оказать положительное влияние на европейскую интеграцию, а также усилить конкуренцию между финансовыми институтами и пробудить этический аспект в основе банковского дела, а исламский банкинг при этом может сделать отрасль более инклюзивной.

Мохаммад Умар Чапра утверждал, что главными факторами становления исламской экономики выступают принципы сотрудничества и справедливости, т. е. готовности пойти на «взаимные уступки» при необходимости. В соответствии с этим выделял следующие универсальные базовые ценности и цели для субъектов исламской экономики: во-первых, достижение экономического благосостояния на основе исламских моральных ценностей; во-вторых, принятие чувства братства и справедливости; в-третьих, честное и справедливое распределение доходов и материальных ценностей; в-четвертых, свободу личности в контексте

социального благосостояния.

В.В. Бушуев (Бушуев, 2013) и Р.И. Хасбулатов (Хасбулатов, 2014) в основном посвятили свои исследования комплексному анализу исторического, текущего и перспективного развития международной торговли и отдельных ее рынках, в том числе товарных и финансовых.

Информационную базу исследования составили обзоры по исламскому банкингу от S&P Global Ratings, информационно-аналитические обзоры Федеральной службы государственной статистики, Центрального Банка Российской Федерации, а также нормативные документы и иные справочные материалы.

Научная новизна работы заключается в предложении автором определения понятия исламского банкинга, который представляет собой совокупность кредитных организаций и национального банка, как мегарегулятора, действующих на основе законов шариата и социальной справедливости в рамках утвержденной денежно-кредитной политики в каждой отдельной стране и обеспечивающих перераспределение денежных ресурсов в интересах общества. Кроме того, выделены факторы, с одной стороны, повлиявшие на становление исламского банкинга в мире, а с другой, сдерживающие его развитие в нашей стране. Также представлены банковские продукты и услуги, которые могут быть адаптированы под принципы исламского банкинга в России без изменений законодательства и иных элементов внешней среды.

1. Исламский банкинг: понятие, история становления и основные виды оказываемых услуг

Во второй половине XX в., вследствие начавшегося процесса исламизации (процесс ис-ламизации заключался в том, что ислам представлялся в качестве универсальной доктрины, регулирующей не только духовную и моральную область жизнедеятельности человека, но и социально-экономическую) экономик мусульманских стран, среди широких слоев населения появился спрос на банковские услуги, базирующиеся на законах шариата, что оказало влияние на активное становление исламской экономики и банковской системы (банкинга).

Термин «исламский банкинг» появился в 1980 г. и определялся как такое банковское учреждение, где не предполагается взимание ссудного процента. В последние годы в научной литературе из-за широкого интереса к теме исламских финансов, в том числе исламского банкинга, встречаются различные трактовки данных понятий.

Некоторые исследователи считают, что исламский банкинг объединяет финансовые институты, принимающие денежные средства на депозитные счета и инвестирующие их на основе законов шариата, с целью получения положительного финансового результата. К ним относят как полноценные исламские банки, так и подразделения традиционных банков, предоставляющих отдельные финансовые услуги с использованием исламских методов финансирования, определяемых «исламскими окнами» (Трунин, 2009).

В свою очередь понятие «исламские финансы» определяют как составную часть исламской экономики, в основе которой лежат нормы и принципы мусульманского права, а также совокупность методов и механизмов, альтернативных процентному финансированию, позволяющих соблюдать принципы шариата (Пехтерева, 2015).

Другие авторы под исламскими финансами понимают совокупность финансовых институтов и продуктов, соответствующих нормам ислама, состоящую из трех основных

компонентов: исламского банкинга, рынка капитала и такафул (альтернатива традиционному страхованию) (Назимов, 2019).

Зарубежные ученые считают, что исламская финансовая модель - это, прежде всего, инновационный продукт, который способен придать дополнительный импульс развитию экономики или инновационный проект для финансовой индустрии.

А.Ю. Журавлев представляет исламские финансы как отношения между членами общества, которые основаны на социально-экономической доктрине ислама и в отличие от традиционных финансовых отношений ориентированные на моральные нормы (Журавлев, 2014).

По нашему мнению, исламский банкинг можно определить как совокупность кредитных организаций и национального банка как мегарегулятора, действующих на основе законов шариата и имеющих социальную направленность, в рамках утвержденной денежно-кредитной политики в каждой отдельной стране и обеспечивающих перераспределение денежных ресурсов в интересах общества.

Исходя из предлагаемого определения отметим, что понятие «справедливость» является базовым постулатом ислама, при котором:

• не принимается любое приращение базового актива, полученного без создания добавленной стоимости продукта (риба) или услуги или в результате наступления не поддающегося оценке риск-случая (гарар);

• запрещается спекулятивный доход (майсир);

• запрещается эксплуатация человеком-человека;

• запрещено финансирование хозяйственной деятельности, которая может нанести негативные социальные последствия для общества (например, производство оружия и алкоголя).

Именно поэтому финансовое взаимодействие между заемщиком и кредитной организацией предполагает отсутствие ссудного процента, который не может быть источником дохода до получения заемщиком положительного финансового результата от хозяйственной деятельности или объекта инвестирования, несмотря на финансирование за счет заемных средств.

Обращаясь к истории становления исламского банкинга, отметим, что один из первых банков, организованных и функционирующих на основе законов шариата, был образован в Египте во второй половине ХХ в. (1963 г.) как реакция на процесс исламизации, проходивший в стране. В качестве базовой модели организационной структуры и модели ведения банковского бизнеса использовался опыт немецких сберегательных банков. Среди европейских стран первый исламский банк был создан в Люксембурге в 1978 г., а Великобритания и США в настоящее время являются одними из самых успешных стран в области исламского банкинга среди немусульманских стран, при этом всего в мире операционную деятельность осуществляют более 275 финансовых институтов, предоставляющих банковские услуги по нормам ислама (Пехтерева, 2015).

В настоящее время большинство исламских банков функционируют как отдельные банковские учреждения в условиях традиционных финансовых систем, где находятся под надзором мегарегуляторов, так как требуемая для отдельного функционирования законодательная база не принята или не разработана. Такие исламские банки уступают в конкурентоспособности традиционным банковским учреждениям вследствие того, что большинство операций и

услуг практически рассматриваются как покупка и перепродажа активов, что подлежит большему налогообложению по сравнению с традиционными банковскими операциями. Например, во многих странах проценты по депозитам и кредитам освобождаются от налогообложения, тогда как при реализации аналогичных исламских финансовых контрактов налоги, напротив, взимаются (Журавлев, 2020).

Рассмотрим основные виды услуг (контрактов), предоставляемыми исламскими банками (табл. 1).

Таблица 1

Основные виды услуг, предоставляемыми исламскими банками1

Вид операций или услуг (контрактов) Характеристика предоставляемых услуг

Вад Обязательство совершить в будущем определенное действие, связанное с другим лицом

Вакаля Агентский договор, по которому клиент уполномочивает определенное учреждение вести предпринимательскую деятельность от его имени в качестве его агента. Договор может предусматривать наличие или отсутствие вознаграждения

Закят Финансовое обязательство, которое выплачивается посредством определенного механизма и налагается на лица, чье состояние достигло установленного порога через год после его накопления

Иджара Договор, по условиям которого арендатору передается право пользования определенным активом на согласованный срок и за определенную арендную плату. Заключению этого договора может предшествовать одностороннее обязывающее обещание, данное одной из сторон. Договор имеет обязательную силу для обеих сторон сделки

Исламская схема коллективного инвестирования Любая структурированная финансовая схема, при которой инвесторы объединили свои капиталовложения в фонде (независимо от того, находится ли фонд при отдельном юридическом лице или управляется в соответствии с договоренностями сторон), подписавшись на равноценные паи или акции. Данные паи или акции фактически представляют собой притязание на право собственности на неделимые активы фонда (которые могут состоять из финансовых или нефинансовых активов) и служат основанием для права или обязательства участия в прибылях или в убытках, полученных от этих активов

Партнерский договор между поставщиком капитала - инвестором и предпринимателем, в соответствии с которым инвестор вносит капитал в предприятие или деятельность, управляемую предпринимателем. Прибыль, полученная предприятием или деятельностью, распределяется в соответствии с долями, определенными соглашением, а убытки несет исключительно инвестор, за исключением случаев, когда убытки возникли в результате неправомерных действий, халатности или нарушения условий договора

Мудараба

1 Источник: составлено автором на основании данных: https://www.ifsb.org/terminologies.php (дата обращения: 08.07.2023).

Вид операций или услуг (контрактов) Характеристика предоставляемых услуг

Мушарака Договор партнерства, по которому стороны соглашаются объединить свои капиталовложения в существующее или новое предприятие. Прибыль предприятия распределяется в соответствии с долями, определенными соглашением мушарака, а убытки распределяются пропорционально доле капитала, внесенному каждым партнером

Мурабаха Договор купли-продажи, по которому организация продает клиенту определенный актив по цене, равной сумме себестоимости актива и согласованной прибыли. Договору может предшествовать обещание клиента приобрести покупаемый для него товар

Рахн Договор удержания актива в пользу кредитора в качестве залогового обеспечения долга, по которому кредитор имеет право фактически или конструктивно удерживать данный актив. В случае неисполнения обязательств должником кредитор имеет право продать актив

Салям Продажа определенного товара, тип, качество и количество которого заранее определены по установленной цене, уплачиваемой в момент подписания договора на поставку товара с условиями отсроченной одной поставки или поставки в несколько партий

Сукук Сертификаты, удостоверяющие пропорциональное неделимое право собственности на материальные активы или на совокупность материальных и других видов активов. Данные активы могут находиться в определенном проекте или инвестиционной деятельности

Такафул Взаимная гарантия, предоставляемая в обмен на обязательство пожертвовать сумму в форме определенного взноса в рисковый фонд участников, в рамках которой группа участников договаривается о совместной поддержке друг друга при возникновении убытков, вызванных определенными рисками

Важно подчеркнуть, что большинство исламских услуг основаны на принципе распределения прибылей и убытков, или «profit and loss sharing». Другими словами, банк и клиент смогут рассчитывать на прибыль при условии ее реального формирования.

Первоначальными услугами выступали операции, связанные с хранением денежных средств, или «вад», а также хранение с возможным вложением денежных средств, или «кард». При этом, если при услугах «вад» денежные средства обесценивались или пропадали по причинам, не зависящим от принявшего их на хранения лица, то какие-либо санкции за это не предусматривались. Второй вид операции отличается от «вадиа» тем, что принявшему на хранение денежные средства лицу было предоставлено право их инвестирования по собственному усмотрению, а формируемая прибыль остается также полностью у принявшего лица.

Операции «мудараба» и «мушарака» используются исламскими банками реже, чем другие, поскольку риски, связанные с получением убытков, относятся в основном на кредиторов. В сделках «мушарака» прибыль и убытки распределяются на основании доли каждой стороны договора или проекта. В практической плоскости данный финансовый инструмент используется исламскими банками для портфельных инвестиций. Так, контракт на основании «муша-раки» исламские банки используют в Судане в сделках с фермерами, при которых кредитная организация (банк) предоставляет фермеру необходимую сельскохозяйственную технику. В свою очередь фермер предоставляет в качестве гарантии (обеспечения) банку различные

формы капитала (например, землю). При получении положительного финансового результата прибыль между каждой стороной сделки распределяется в соответствии с определенной договором пропорцией.

В качестве примера операций «мурабаха» можно привести ипотечную сделку, когда кредитор после приобретения клиенту желаемого объекта недвижимости перепродает его с заранее оговоренной наценкой и графиком платежей (рассрочки). Как правило, данный тип операций занимает долю до 80-90% от общего кредитного портфеля исламского банка (Журавлев, 2014).

Схожим финансовым инструментом выступает «иджар», который также используется в исламских ипотечных программах или в лизинговых сделках, при заключении которых арендатор выплачивает фиксированные платежи арендодателю с возможностью выкупа арендуемого имущества после окончания периода платежей.

Принимая во внимание, что традиционные продукты «страхования» не соответствуют шариату из-за того, что покупатель оплачивают кредитору взносы в обмен на получение потенциальной компенсации за наступление страхового случая, носящего вероятностный характер, сделки «такафул» выступают альтернативной формой исламского страхования.

Контракты «салям» используется в активных операциях банка. Например, при экспортно-импортном финансировании клиентов, когда осуществляется предварительная оплата с дисконтом клиенту за будущую поставку.

К основным пассивными операциям исламского банка можно отнести:

• инвестиционные вклады;

• сберегательные и текущие счета.

При этом вознаграждение по данным пассивным операциям зависит от прибыли или убытков, формируемых исламским банком вследствие операций с данными денежными средствами, т. е. в случае получения отрицательного финансового результата вкладчик должен разделить с банком размер убытка пропорционально объему своего вклада (Журавлев, 2013). Поэтому многие исламские банки с целью возможной компенсации убытка по вкладам создают специальные резервы.

По нашему мнению, несмотря на описанные виды услуг, принципы и особенности работы исламских банков, где в основе оказываемых услуг находятся, прежде всего, социальные, а не экономические аспекты жизнедеятельности человека, большинство исламских банковских продуктов могут быть адаптированы для предоставления традиционными банками в Российской Федерации.

2. Анализ внешней и внутренней среды

Анализируя факторы, повлиявшие на развития исламского банкинга в мире, выделим следующие (рис. 1).

Рисунок 1. Основные факторы развития исламского банкинга в мире2

Создание организация стран - экспортеров нефти (далее - ОПЕК) в 1960 г. позволило контролировать как объемы добычи и реализации нефти на мировом рынке, так и влиять на стоимость барреля нефти. Например, страны ОПЕК в 1973 г. впервые подняли цены на нефть с 1,9 до 9,76 долл. за баррель нефти (Нефтяной бум..., 2004).

В свою очередь, стабильный приток валютных поступлений от продажи нефти обеспечивал странам-участникам устойчивый рост положительного торгового баланса и влиял на необходимость банками управлять аккумулируемой ликвидностью.

Другим фактором, способствующим развитию исламского банкинга, является финан-сиализация нефти как биржевого актива, которая характеризуется тем, что изначально биржевая цена одного барреля нефти определялась балансом спроса и предложения, а также имела низкую корреляцию по отношению к основным финансовым факторам: инфляционным ожиданиям, курсу доллара по отношению к национальным валютам нефтедобывающих стран и фондовым индексам. Так, с 1990 - 2000 гг. цена на нефть не коррелировала с курсом доллара и фондовым индексом S&P 500 (Бушуев, 2013).

Вследствие перехода с системы долгосрочных контрактов на покупку нефти к спото-вым сделкам с использованием производных финансовых инструментов с целью хеджирования волатильности цен на нефть и упразднение в США в 1999 г. закона Гласса-Стиголла, что обеспечило значительный приток капитала на товарно-финансовые рынки, баланс спроса и предложения в формировании цены на нефть перестал быть фундаментальным фактором. В результате цена одного барреля нефти стала коррелировать с движением капитала на товарно-финансовых рынках, а нефть трансформировалась из сырьевого товара в биржевой актив, обеспечивающий участникам торгов доход без фактической поставки энергоресурса.

Активная и широкая миграция рабочей силы из мусульманских стран в европейские государства и США была организована после окончания Второй мировой войны и также оказала влияние на рост спроса на услуги исламского банкинга ввиду увеличения доли населения, исповедующих ислам. Например, в конце ХХ в. на каждую французскую семью приходилось

187 мусульманских семей, а в Германии проживало около 4,0 млн мусульман (Старченков, 2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На текущий момент рост осведомленности об исламских финансах в сочетании с улучшенными правовыми и регулятивными структурами способствует расширению исламского банкинга в своих размерах и влияния, распространяя его далеко за пределы Ближнего Востока в страны с мусульманским большинством в Африке и Азии, а также в некоторых частях Европейского Союза, несмотря на высокую макроэкономическую неопределенность, вызванную глобальной пандемией.

По состоянию на 2020 г. географическое распространение исламских финансовых институтов охватывает сорок четыре страны (Islamic Finance Outlook, 2022). Потребителями исламской банковской финансовой системы выступают как мусульманское население, которое составляет около двух миллиардов человек, так и отдельные страны и транснациональные корпорации, заинтересованные в привлечении дополнительных инвестиций, например, General Motors, IBM и др.

Общее количество финансовых учреждений, сообщающих об активах по шариату, выросло в 2020 г. с 395 до 402, при этом большинство из них (284) являются абсолютно автономными исламскими финансовыми учреждениями. Важно подчеркнуть, что статистическая выборка представлена Международной ассоциацией исламских банков (далее - МАИБ), исходя из имеющейся информации по всем членам организации. Ввиду этого представляется проблематичной оценка иных компаний, не входящих в МАИБ. Например, крупнейшие международные банковские группы «HSBC», «Citigroup», «Goldman Sachs» также избирательно предоставляют отдельные услуги исламского банкинга или имеют совместные проекты в каких-либо сферах с исламскими банками (Hassan, Lewis, 2007).

Банковские активы также продемонстрировали рост на 8,2% до 1,79 трлн долл. в 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а средняя рентабельность инвестиций для отдельных организаций, включенных в глобальный рейтинг, составила 1,2% (Top Islamic Financial Institutions, 2020).

Далее на рис. 2 представлено их объему за 2019-2020 гг., в млрд д

2000 -

1800 -

1600 -

1400 -

1200 1000 800 600 400

200 -

Европейский Страны Союз, США Южной и Австралия Африки

Рисунок 2. Рост активов исламских банков по странам в период 2019 - 2020 гг., в млрд долл.3

3 Источник: Top Islamic Financial Institutions, 2020.

распределение активов исламских банков по регионам и [олл.

Страны Азии Страны Страны Совокупные

Северной ближнего активы всех

Африки Востока стран

■2019 г. 2020 г.

Анализируя аналогичные статистические данные за 1997 г., отметим, что общее количество исламских банков и финансов институтов составляло 176 с совокупными активами в 147,6 млрд долл. (Hassan, Lewis, 2007). При этом около 30% исламских банка имела активы, соответствующими шариату, не превышающие 50 млн долл., а свыше 1 млрд долл. - не более 20 (Трунин, 2009). По состоянию на 2020 г. 47 исламских финансовых институтов владели активами на сумму более 10 млрд долл., что на единицу больше, чем годом ранее, при этом 27 организаций зарегистрировали прибыль до налогообложения в размере более 500 млн долл. в 2019 г. Из этого следует, что средние темпы роста исламского финансового сектора можно оценить в диапазоне 10-15% ежегодно (Islamic Finance Outlook, 2022), поэтому международное рейтинговое агентство Standart&Poors относит исламские банки к высокомаржинальной сфере.

На горизонте следующих 10 лет можно прогнозировать высокий спрос на исламские банковские услуги как на более зрелых рынках, таких как Ближний Восток, так и в странах, которые характеризуются становлением рынка, например, в Африке и Европейском союзе, где у значительной части населения, исповедующей ислам, отсутствует доступ к исламским банковским услугами. Учитывая макроэкономические и политические риски, как в региональном, так и на международном уровне, вызванные в том числе глобальной пандемией, ожидается рост рынков через консолидацию банковских активов, а не быстрое расширение банковских операций.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что концентрация активов, находящаяся под управлением исламских банков, является значительной в мировой финансовой системе вследствие увеличения численности населения, исповедующего ислам, географической диверсификации деятельности исламских финансовых институтов. Это создает предпосылки для дальнейшего устойчивого роста исламского банковского сектора как через консолидацию банковских активов, так и через развитие совместных проектов с традиционными финансовыми институтами.

В настоящее время численность постоянного населения России составляет 146,7 млн человек (Российский статистический ежегодник, 2021). Официальные данные о численности исповедующих ислам приходятся на период 2002 г., когда проходила всероссийская перепись населения и было определено их количество в размере 14,5 млн человек, или около 10% от населения страны (Силантьев, 2007). На сегодня, по утверждению Духовного управления мусульман, число мусульман составляет около 20 млн человек (рис. 3).

■ Численость населения РФ ■ Численость населения, исповедующего ислам Рисунок 3. Численность населения, исповедующего ислам, по данным духовного управления мусульман4

4 Источник: составлено автором на основании: Российский статистический ежегодник., 2021; Силантьев, 2007.

По нашему мнению, численность россиян, исповедующих ислам, неизбежно будет расти вследствие следующих факторов. Во-первых, иммиграционного притока в Россию, направленного преимущественно из мусульманских стран бывшего СССР. Так, за первую половину 2019 г. в Россию из Узбекистана прибыло около 918 тыс. человек (рис. 4) (ФСБ РФ..., 2019).

Рисунок 4. Страны-лидеры, обеспечивающие иммиграционные потоки в РФ в 2019 г., в тыс. человек5

Как видно из рисунка 4, только за первое полугодие 2019 г. в Российскую Федерацию прибыло чуть менее 2 млн человек из стран, где ислам является основной религией. Во-вторых, в настоящее время наибольший уровень рождаемости в нашей стране фиксируется в регионах, где традиционно население исповедует ислам (рис. 5).

Рисунок 5. Субъекты Российской Федерации с высоким уровнем рождаемости населения и количеством исповедующих ислам, в тыс. человек6

Таким образом, можно заключить, что сегодня около 20 млн человек, исповедующих ислам, не имеют доступа к исламским банковским продуктам (в том числе проживающие в

5 Источник: составлено автором на основании данных: ФСБ РФ., 2019.

6 Источник: составлено автором на основании данных: Российский статистический ежегодник., 2021.

количестве не менее 10 млн человек на территории 7 субъектах Российской Федерации, рассмотренных на рис. 5).

Помимо рассмотренных социально-демографических предпосылок по развитию исламского банкинга в России, проанализируем внешние факторы и условия, влияющие на банковский сектор России, с учетом текущих глобальных и внутрироссийских тенденций (рис. 6).

Сохранение напряженной геополитической ситуации выражается в том, что кризис международных отношений между крупнейшими экономиками мира, прежде всего, КНР, Российской Федерации, стран Европейского союза и Соединенных Штатов Америки, проявляющийся для нашей страны наложением беспрецедентным масштабом экономических санкций на российские компании и банки (например, ограничения на возможности российских банков фондироваться за рубежом, что вынуждает Центральный Банк РФ концентрировать на себе дополнительную нагрузку по рефинансированию займов кредитных организаций или невозможности приобрести иностранное оборудование и комплектующие для гражданского комплекса страны).

Рисунок 6. Внешние факторы и условия, влияющие на банковский сектор России7

В условиях жестких внешних экономических санкций государственное регулирование и «ручное» управление некоторыми отраслями выступает фундаментальной гарантией стабильности для всего сектора экономики, включая и финансовый сектор, что безусловно отражается на усилении государственного влияния в целом. Так, государство через корпорации «ВЭБ.РФ» и «Ростех» финансирует социально-значимые и стратегические проекты по всей стране и осуществляет докапитализацию различных направлений бизнеса.

Ужесточение денежно-кредитной политики Банка России вкупе с развернувшейся инфляционной спиралью существенно снизило повышенный спрос на кредиты в I и II кварталах 2022 г. как среди корпоративных заемщиков, так и физических лиц. Ввиду этого можно предположить, что если темп восстановительного роста и реальных доходов населения в 20222023 гг. окажется ниже прогнозируемых значений, то в кратко- и среднесрочном периодах

Снижение процентой

Сохранение напряженной геополитической

РФ

может наблюдаться низкое восстановление кредитоспособности ведущих российских компаний. При этом в странах СНГ, прежде всего, в Белоруссии и Казахстане, ожидаются умеренные темпы роста банковских рынков, что для банковского сектора является актуальным ввиду тесных интеграционных процессов между нашими экономиками.

Политика мегарегулятора по отзыву лицензий у кредитных организаций с низкой степенью устойчивости и нарушающих банковское законодательство, начавшаяся с 2013 г., на горизонте 2023-2024 гг. может усилиться в части требований ЦБ РФ к степени соответствия кредитных организаций предъявляемым требованиям, несмотря на то, что в 2019-2021 гг. этот процесс существенно замедлился в силу социально-экономических факторов. Снижение процентной маржи связано, с одной стороны, с усилением конкуренции среди банковских учреждений за возможность финансировать и комплексно обслуживать компании на рынке, которые преодолели рыночные шоки из-за коронавирусной эпидемии и введенных санкций, а с другой - параллельного признания проблемных активов, выданных пострадавшим от пандемии заемщикам, по которым не проводилась классификация качества активов по их фактическим признакам вследствие действующих временных правил Центрального Банка Российской Федерации. Номинально это будет означать ухудшение качества активов, что может стать препятствием для повышения темпов их дальнейшего роста.

По мнению автора, отмеченные факторы останутся актуальными в среднесрочной перспективе ввиду неопределенности в отношении долгосрочных последствий пандемии и введенных санкций для глобального экономического развития.

Проведя сравнительный анализ действующей продуктовой линейки, которую предоставляют российские банки, отметим, что рынок обеспечен в полном объеме всеми услугами и продуктам как для юридических, так и физических лиц, и кредитные организации конкурируют между собой или по стоимости предлагаемых услуг или продуктов, или по наличию цифровых сервисов, в том числе в рамках собственных экосистем (табл. 2).

Как видно из табл. 2, развитием собственных экосистем и нефинансовых направлений банковского бизнеса активно занимаются только Сбербанк и ВТБ. При этом исламские банковские продукты не предоставляет ни одна из кредитных организаций, кроме ПАО «Сбербанк» в ограниченном и пилотном формате, что открывает для любого банка возможности по освоению новых рыночных ниш, созданию отличных от конкурентов банковских предложений или услуг, а также развитию и усилению конкурентных преимуществ.

Таблица 2

Анализ действующей продуктовой линейки банков8

Виды услуг Наименование Комплексное (вся линейка банковских продуктов) обслуживание физических и юридических лиц Экосистемы Исламские банковские продукты

ПАО «Сбербанк» + + +

ВТБ + + —

Газпромбанк + — —

Альфа Банк + - —

Россельхозбанк + — —

МКБ + — —

Виды услуг Наименование Банка^-^ Комплексное (вся линейка банковских продуктов) обслуживание физических и юридических лиц Экосистемы Исламские банковские продукты

ФК «Открытиe» + — —

^вкомбанк + - —

Рoсбанк + — —

Мы считаем, что к фундаментальным факторам, вследствие которых в Российской Федерации фактически отсутствуют кредитные организации в данной рыночной нише, необходимо отнести следующие.

Во-первых, существуют законодательные барьеры, поскольку в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» договор между кредитной организации и заемщиком может считаться исключительно как процентный. Следовательно, в рамках заключаемых договоров допускается только обслуживание долга в форме уплаты заемщиком процентных платежей, что по своей природе не может быть реализовано в исламском банкинге, поскольку противоречит такой норме шариата, как «риба», и, в конечном счете, большинству исламских банковских продуктов. Кроме того, российская законодательная база не регламентирует положения об исламской финансовой деятельности, в том числе нигде юридически не закреплен и достоверно точно не определен контролирующий орган деятельности исламских институтов наряду с терминологией по исламским банковским продуктам и услугам.

Во-вторых, существование неблагоприятной налоговой среды для развития исламских банковских продуктов, под которой понимается двойное налогообложение, которое появляется в большой части исламских банковских продуктов, а также отсутствие выработанных и принятых стандартов и правил бухгалтерского учета, в том числе отчетности по исламским банковским операциям (например, сделка «мурабаха» или «исламский ипотечный кредит» противоречит действующему налоговому законодательству, поскольку фактически имеют форму договора купли-продажи, вследствие которого происходит удорожание предмета договора и начисление НДС, в то время как кредитование в традиционных банках не подлежит данному налогообложению).

В-третьих, существует проблема финансовой неграмотности населения, как в области исламских финансов, так и традиционных.

В-четвертых, отсутствуют квалифицированные специалисты со знанием исламских финансов.

В-пятых, имеется высокая степень региональной фрагментации в данном секторе.

3. Область применения результатов анализа и выводы

В результате проведенного анализа внешней и внутренней среды выделим следующие виды продуктов и услуг, которые могут быть адаптированы под принципы исламского банкинга, а также общие рекомендации для их разработки (табл. 3).

Таблица 3

Основные виды продуктов и услуг, которые могут быть адаптированы под принципы исламского банкинга в России9

Целевая группа Продукт или услуга

Физические лица 1. Дебетовые карты, в том числе цифровые (например, зарплатные и пенсионные) 2. Карты беспроцентных рассрочек

3. Конверсионные операции и переводы 4. Премиальное обслуживание

5. Металлические счета 6. Аренда банковских и сейфовых ячеек, в том числе электронных (цифровых)

7. Некоторые продукты страхования (например, дополнительное медицинское страхование) 8. Цифровые финансовые активы

Юридические лица, ИП, а также самозанятые 1. Расчетно-кассовое обслуживание, включая дистанционное банковское обслуживание 2. Зарплатный проект

3. Корпоративные (бизнес) карты 4. Инкассация (как физическая (контактная), так и самоинкассация (через терминалы или автоматизированные депозитные машины))

5. Банковское сопровождение контрактов, в том числе расширенное 6. Услуги «Host to host» (канал прямой интеграции автоматизированных систем клиента и банка)

Юридические лица, ИП, а также самозанятые 7. Использование счетов со специальным режимом работы (например, счета эскроу, в том числе вне рамок 214-ФЗ; счет участника закупок и др.) 8.Торговый и интернет-эквайринг, включая СБП

9. Бюджетные по управлению внутригрупповой ликвидностью 10. Cash pooling (физические пулинг, без условий по начислению % на остаток средств по счетам группы)

11. Цифровые финансовые активы

Как видно из табл. 3, имеющиеся на рынке инструменты по кредитованию и депозитному обслуживанию, как физических лиц, так и бизнеса не могут быть приспособлены под исламскую модель работы кредитной организации без изменений законодательства и иных факторов, приведенных ранее. При этом широкий спектр розничных и транзакционных продуктов (услуг), напротив, могут быть адаптированы и внедрены на российском банковском рынке.

В качестве примера рассмотрим возможную разработку и трансформацию стандартной дебетовой карты для физических лиц в новую, соответствующую принципам исламского банкинга (рис. 7).

Кредитная организация

Рисунок 7. Схема разработки исламского банковского продукта10

При разработке и обосновании тарифов новой дебетовой карты выделим следующие рекомендации, которые необходимо предусмотреть:

• определить внешние и внутренние факторы ценообразования на существующем карточном рынке;

• провести структурный анализ продуктового ряда карточных продуктов основных участников банковского рынка;

• проанализировать ценовые и нефинансовые предложения основных участников банковского рынка;

• построить карту позиционирования предлагаемого продукта в отстройке от конкурентов;

• выбрать верную стратегию и создать правильный образ разрабатываемого продукта;

• провести технико-экономическое обоснование разрабатываемой карты.

Далее проанализируем внешние факторы ценообразования на карточном рынке в России и отличительные особенности предлагаемой дебетовой карты. Анализ основных внешних факторов ценообразования на карточном рынке позволяет сделать вывод, что на текущий момент условия конкуренции на рынке и макроэкономическое окружение оказывают значительное влияние на потребителей в части ожиданий по бесплатному обслуживанию карт, развитой системы бонусов и надежности банка (табл. 4).

Таблица 4

Характеристика основных внешних факторов ценообразования на карточном рынке11

Условия ценообразования Факторы ценообразования

Предпочтения потребителей • бесплатное обслуживание при выполнении различных условий;

10 Источник: составлено автором.

11 Источник: составлено автором.

Условия ценообразования Факторы ценообразования

• развитая система бонусов, или программа «Cash Back»; • надежность банка и высокое качество дистанционного обслуживания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Условия конкуренции • высокая конкуренция; • высокая доля рынка у ПАО «Сбербанк»; • политика конкурентов по ценообразованию: «следование за конкурентом».

Макроэкономическое окружение • снижение реальных доходов населения; • сужения процентной маржи на банковском рынке; • нестабильность внешней среды

Отличительной особенностью предлагаемой карты является соответствие ее программы лояльности и режиму работы нормам шариатам: отсутствуют какие-либо процентные начислений (риба), возможности получения дохода от спекуляций (майсир) и неопределенности (гарар). Другими словами, пользователям карт будет недоступна либо доступна с ограничениями:

• возможность размещения депозитов и иных продуктов, позволяющих получать процентную доходность от вложенных средств;

• открытие кредитных лимитов;

• ограниченный доступ на фондовые рынки с возможность покупать активы, маркированные как «халяль»;

• запрет на оплату товаров и услуг с определенными кодами видов торговой точки или «merchant category code» (например, покупка в специализированных магазинах алкогольной и табачной продукции).

В свою очередь, программа лояльности может состоять из двух категорий «садака» или «закят» и «паломник» (наименование предложены нами), а также включать как общие условия, так и отдельные категории бонусирования (табл. 5).

Таблица 5

Программа лояльности предлагаемой карты12

Программа лояльности Садака или Закят Паломник

Условия Выплаты «садака» в размере 1 р. с каждых потраченных 100 р. в пользу Благотворительного фонда «Русфонд» или в Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и /или Автоматизация выплаты «закята» в размере одной 1/40-ой дохода в пользу Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Открытие сберегательного счета «ва-диа» в целях накопления денежных средств для совершения клиентами паломничества в Мекку

От суммы среднемесячного остатка по счету «вадиа» банк ежемесячно начисляет (дарит) рубли форме «хиба»

Перечисление 1 р. с каждых потраченных 100 р. на счет

Программа лояльности Садака или Закят Паломник

Остатки денежных средств на картах клиентов не используется кредитной организацией для формирования процентного дохода

Отсутствие бонусов за покупки товаров или услуг неэтических видов бизнеса (алкоголя, табака, лотерей и др)

Возможность подключить блокировку MCC-кодов (Merchant Category Code, или «код категории продавца») за покупку товаров или услуг неэтических видов бизнеса (ночных клубов, казино, алкоголя, табака, лотерей, брокерских контор и др.)

Возможность получить до 3 р. за каждые потраченные 100 р. на покупки товаров или услуг в категории «халяль»

В результате разработанная социально-ориентированная бонусная программа позволяет привлечь в качестве пользователей дебетовых карт не только мусульман, но и представителей других конфессий, поскольку исламские принципы ведения бизнеса привлекательны вне зависимости от вероисповедания (появляется возможность пользования социальными бонусами в зависимости от размера остатка средств по карточному счету или торгового оборота в месяц; принимая во внимание возможность подключить блокировку кодов категории продавцов за покупку товаров или услуг неэтических видов бизнеса, использование карт можно расширить в профилактических целях при лечении игровой и алкогольной зависимости).

Кроме того, в разрабатываемой карте важно предусмотреть конкурентоспособные тарифы за трансграничные переводы, поскольку, по имеющимся данным Банка России, только в 2019 г. физические лица отправили денежные переводы в страны ближнего зарубежья на сумму около 13 млрд долл., при этом средняя сумма одного перевода составила 246 долл. или 16 тыс. р. по среднему курсу доллара в 2019 г. 64,7 р. (рис. 8) (Трансграничные переводы..., 2021). При этом почти треть общей суммы отправили жители Узбекистана (4,7 млрд долл.), где средняя сумма одного перевода составляла 377 долл. На втором - граждане Таджикистана (2,6 млрд долл. и 162 долл. соответственно). На третьем - нерезиденты из Киргизии (2 млрд долл. и 188 долл. соответственно).

Беларусь Молдова Украина Казахстан Азербайджан Армения Кыргызстан Таджикистан Узбекистан

0,3

0,4

0,4

0,5

■ 1

1,1

2,6

4,7

I 123

188

162

240 I 254 < 268

266

50

100

150

200

250

300

| Размер среднего перевода, долл. США I Сумма переводов всего, млрд долл. США

' 339

377

350 400

2

0

Рисунок 8. Объем трансграничных переводов из Российской Федерации в 2019 г.13

13 Источник: составлено автором на основании данных: Трансшраничные переводы..., 2021.

Исходя из этого, предлагаем следующее позиционирование разрабатываемой карты:

• дебетовая карта, соответствующая нормам шариата;

• дебетовая карта с социальной программой лояльности;

• дебетовая карта с льготными тарифами за переводы в иностранной валюте.

В результате рассмотренный пример реализация дебетовой карты для физических лиц обеспечит кредитной организации:

• освоение новой рыночной ниши;

• рост пассивной базы;

• увеличение прибыли и рентабельности за счет генерации комиссионных доходов;

• рост базы активных клиентов;

• повышение уровня деловой репутации банка;

• рост финансовой культуры мусульман и другого населения.

Заключение

Таким образом можно заключить, что предложенные нами банковские продукты и услуги, как для физических, так и юридических лиц могут быть адаптированы под исламскую модель работы кредитной организации в России без корректировок законодательства и иных фундаментальных факторов, приведенных в исследовании.

Представленная в качестве примера концепция разработки и трансформации стандартной дебетовой карты для физических лиц в новую, соответствующую нормам шариата в части отсутствия каких-либо процентных начислений (риба), возможности получения дохода от спекуляций (майсир) и неопределенности (гарар), послужит в дальнейшем базой для всех хозяйствующих субъектов, планирующих освоение данной рыночной ниши в условиях роста численности россиян, исповедующих ислам. При этом разработанная и описанная социально-ориентированная бонусная программа дебетовой карты позволяет привлечь в качестве пользователей банковского продукта не только мусульман, но и представителей других конфессий.

Список литературы

Бушуев В.В., Конопляник А.А. и др. Цены на нефть: анализ, тенденции, прогноз. М.: ИД «Энергия», 2013. 344 с.

Журавлев А.Ю. Исламский банкинг. М.: Садра, 2020.

Журавлев А.Ю. Исламские финансы и их преподавание как академической дисциплины // Вест. Моск. ун—та. 2014. № 1. С. 108—115.

Журавлев А.Ю. Возможность построения моральной экономики в контексте исламской экономической доктрины и практики // Ученые записки Казанского университета. 2013. № 3— 2. С. 145—161.

Нефтяной бум: история вопроса // Экономические стратегии. 2004. № 7. С. 56—65.

Назимов Р.Ф., Клычова Г.С., Исхаков А.Т. Исламские финансы // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2019. № 4—2. С. 122—127.

Пехтерева Е.А. Исламские финансы и перспективы исламского банкинга в России // Экономические и социальные проблемы России. 2015. № 1. С. 107—123.

Силантьев Р. Новейшая история ислама в России. М.: Алгоритм, 2007. 576 с.

Старченков Г.И. Гастарбайтеры как фактор исламизации в США и странах ЕС // Восточная аналитика. 2011. № 2. С. 94-99.

Харон С., Нурсофиза В., Азми В. Исламская финансовая и банковская система: Философия, принципы и практика. Казань: Линова-Медиа, 2012. 536 с.

Трунин П., Каменских М., Муфтяхетдинова М. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития. М.: ИЭПП, 2009. 88 с.

Хасбулатов Р.И. Международные финансы. М.: Юрайт. 2014. 420 с. Al-Zuhaili W. Financial Transactions in Islamic Jurisprudence. Vol. 1. Beirut (Lebanon): Dar al-Fikr, 2003.

Chapra M.U. The Economic System of Islam. University of Karachi, 1971.

Hassan K.M., Lewis M.K. Handbook of Islamic Banking. 2007. 433 p.

Khan M.F., Ziauddin A., Munawar I. Money and Banking in Islam. Institute of Policy Studies,

1983.

Muazzam Ali. A Framework of Islamic Banking in Directory of Islamic Financial Institutions. N. Y.: Croom Helm, 1988.

Банковский сектор по итогам 2022 года // Официальный интернет-сайт Банка России: URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/43687/presentation_20230127.pdf (дата обращения: 01.02.2023).

Российский статистический ежегодник // Официальный интернет-сайт Федеральной службы государственной статистики: URL: https://rosstat.gov.ru/folder/524 (дата обращения:

01.05.2021).

Терминология, используемая в исламских банках // Официальный интернет-сайт The Islamic Financial Services Board: URL: https://www.ifsb.org/terminologies.php (дата обращения:

01.07.2022).

Трансграничные переводы физических лиц (резидентов и нерезидентов) // Официальный интернет-сайт Банка России: URL: https://cbr.ru/hd_base/tg/ (дата обращения: 01.05.2021).

ФСБ впервые за 20 лет раскрыла число приехавших работать иностранцев. РБК: URL: https://www.rbc.ru/economics/16/08/2019/5d5560979a7947af4fa8a883 (дата обращения:

01.03.2021).

Islamic Finance Outlook // S&P Global Ratings: URL: https://www.spglobal.com/rat-ings/en/research/pdf-articles/islamic-finance-outlook-2022-28102022v1.pdf (дата обращения:

01.12.2022).

Top Islamic Financial Institutions 2020 // The Banker: URL: https://www.the-banker.com/Top-Islamic-Financial-Institutions-2020-1604307794 (дата обращения: 01.03.2021).

Токмаков Е.А. Исламский банкинг: понятие, факторы становления и предпосылки развития в России DOI: 10.38050/2078-3809-2023-15-3-83-105

Financial Economics

ISLAMIC BANKING: THE TERM, FACTORS OF FORMATION

AND PREREQUISITES FOR DEVELOPMENT IN RUSSIA

Egor A. Tokmakov

Independent Scientist (Moscow, Russia)

Abstract

The article systematizes the history of the formation of Islamic banking, formulates and proposes an interpretation of this concept, and also structures the main types of services which are provided by Islamic financial institutions.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The result of analyse of the external environment is conclusion that the concentration of assets managed by Islamic banks in 2020 has exceeded $1.7 trillion. This concentration has token place due to the accumulation of significant liquidity by the countries of the Middle East and the necessity of diversifying national investment portfolios. It affords them meaningful role in the global financial system.

At the same time, the conducted internal Russian socio-demographic analysis shows that more than ten million people who profess Islam in Russia do not have access to Islamic banking products. Based on this, the author of the work has identified fundamental factors, due to which there are no credit institutions in the Russian Federation in the considered market niche.

The result of the work is the presentation of banking products and services that can be adapted to the principles of Islamic banking in Russia. General recommendations for their development are presented as well.

Keywords: islamic banking, islamic finance, islamic banking products, banks. JEL: G10, G21, H20, J10.

For citation: Tokmakov, E.A. (2023) Islamic Banking: the Term, Factors of Formation and Prerequisites for Development in Russia. Scientific Research of Faculty of Economics. Electronic Journal, vol. 15, no. 3, pp. 83-105. DOI: 10.38050/2078-3809-2023-15-3-83-105.

References

Bushuev V.V., Konoplyanik A.A. i dr. Tseny na neft': analiz, tendentsii, prognoz. M.: ID «Energiya», 2013. 344 p. (In Russ.).

Zhuravlev A.Yu. Islamskiy banking. M.: Sadra, 2020 (In Russ.).

Zhuravlev A.Yu. Islamskie finansy i ikh prepodavanie kak akademicheskoy distsipliny. Vest. Mosk. un-ta. 2014. № 1. S. 108-115 (In Russ.).

Zhuravlev A.Yu. Vozmozhnost' postroeniya moral'noy ekonomiki v kontekste islamskoy ekonomicheskoy doktriny i praktiki. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. 2013. No. 3-2. P. 145-161 (In Russ.).

Neftyanoy bum: istoriya voprosa. Ekonomicheskie strategii. 2004. No 7. P. 56-65 (In Russ.).

Nazimov R.F., Klychova G.S., Iskhakov A.T. Islamskie finansy. Vestnik Kazanskogo gosu-darstvennogo agrarnogo universiteta. 2019. No. 4-2. P. 122-127 (In Russ.).

Pekhtereva E.A. Islamskie finansy i perspektivy islamskogo bankinga v Rossii. Ekonomich-eskie i sotsial'nye problemy Rossii. 2015. No. 1. P. 107-123 (In Russ.).

Silant'ev R. Noveyshaya istoriya islama v Rossii. M.: Algoritm, 2007. 576 p. (In Russ.).

Starchenkov G.I. Gastarbaytery kak faktor islamizatsii v SShA i stranakh ES. Vostochnaya analitika. 2011. No. 2. P. 94-99 (In Russ.).

Kharon S., Nursofiza V., Azmi V. Islamskaya finansovaya i bankovskaya sistema: Filosofiya, printsipy i praktika. Kazan': Linova-Media, 2012. 536 p. (In Russ.).

Trunin P., Kamenskikh M., Muftyakhetdinova M. Islamskaya finansovaya sistema: sov-remennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. M.: IEPP, 2009. 88 p. (In Russ.).

Khasbulatov R.I. Mezhdunarodnye finansy. M.: Yurayt. 2014. 420 p. (In Russ.).

Al-Zuhaili W. Financial Transactions in Islamic Jurisprudence. Vol. 1. Beirut (Lebanon): Dar al-Fikr, 2003.

Chapra M.U. The Economic System of Islam. University of Karachi, 1971.

Hassan K.M., Lewis M.K. Handbook of Islamic Banking. 2007. 433 p.

Khan M.F., Ziauddin A., Munawar I. Money and Banking in Islam. Institute of Policy Studies,

1983.

Muazzam Ali. A Framework of Islamic Banking in Directory of Islamic Financial Institutions. N. Y.: Croom Helm, 1988.

Bankovskiy sektor po itogam 2022 goda. Ofitsial'nyy internet-sayt Banka Rossii: Available at: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/43687/presentation 20230127.pdf (Accessed: 01.02.2023) (In Russ.).

Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. Ofitsial'nyy internet-sayt Federal'noy sluzhby gosu-darstvennoy statistiki: Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/524 (Accessed: 01.05.2021) (In Russ.).

Terminologiya, ispol'zuemaya v islamskikh bankakh. Ofitsial'nyy internet-sayt The Islamic Financial Services Board: Available at: https://www.ifsb.org/terminologies.php (Accessed: 01.07.2022) (In Russ.).

Transgranichnye perevody fizicheskikh lits (rezidentov i nerezidentov). Ofitsial'nyy internet-sayt Banka Rossii: Available at: https://cbr.ru/hd base/tg/ (Accessed: 01.05.2021). (In Russ.).

FSB vpervye za 20 let raskryla chislo priekhavshikh rabotat' inostrantsev. RBK: Available at L: https://www.rbc.ru/economics/16/08/2019/5d5560979a7947af4fa8a883 (Accessed: 01.03.2021) (In Russ.).

Islamic Finance Outlook. S&P Global Ratings: Available at: https://www.spglobal.com/rat-ings/en/research/pdf-articles/islamic-finance-outlook-2022-28102022v1.pdf (Accessed:

01.12.2022).

Top Islamic Financial Institutions 2020. The Banker: Available at: https://www.the-banker.com/Top-Islamic-Financial-Institutions-2020-1604307794 (Accessed: 01.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.