Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ РИСКИ ИСЛАМСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ'

ОСНОВНЫЕ РИСКИ ИСЛАМСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЙ БАНК / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / ДОЛЕВОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ЛИКВИДНОСТЬ / ДОХОД / ПАРТНЕРСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашковская Ирина Владимировна

Исламское банковское дело стало формироваться значительно позже традиционного (европейского) банкинга и в настоящее время продолжается процесс его совершенствования на основе лучших международных стандартов, но с учетом традиций и законов ислама. Роль исламского банкинга в перспективе будет возрастать в результате роста населения и благосостояния в исламских странах. Систему управления исламскими банками следует рассматривать в качестве альтернативного источника корпоративного и частного финансирования в дополнение к традиционному банковскому финансированию.Управление рисками занимает центральное место в деятельности всех банковских институтов, как с точки зрения развития их бизнеса, так и с точки зрения регулирования и сохранения стабильности национальной финансовой системы. В статье рассмотрены основные виды рисков, присущие исламским финансовым институтам и приведена их классификация. Исламские банки обязаны строго соблюдать установленные исламом каноны поведения, а все спорные вопросы, возникающие в процессе деятельности таких институтов, решаются шариатскими советами, которые входят в систему управления исламскими банками.В статье рассмотрены основные моральные и этические принципы построения исламского банковского дела и их влияние на характер деятельности шариатских банков, изучены основные риски, возникающие в процессе предоставления исламских продуктов и услуг клиентам шариатских банков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN RISKS OF ISLAMIC COMMERCIAL BANKS

Islamic banking began to be formed much later than traditional (European) banking and currently the process of its improvement is continuing on the basis of the best international standards but taking into account the traditions and laws of Islam. The role of Islamic banking in the future will increase as a result of population growth and prosperity in Islamic countries. The management system of Islamic banks should be considered as an alternative source of corporate and private financing in addition to traditional bank financing.Risk management is central to the activities of all banking institutions, both from the point of view of developing their business, and from the point of view of regulating and maintaining the stability of the national financial system. The article discusses the main types of risks inherent in Islamic financial institutions and provides their classification. Islamic banks are obliged to strictly observe the canons of behavior established by Islam, and all controversial issues arising in the course of the activities of such institutions are resolved by Sharia councils, which are part of the management system of Islamic banks.The article examines the basic moral and ethical principles of Islamic banking and their impact on the nature of the activities of Sharia banks, examines the main risks arising in the process of providing Islamic products and services to customers of Sharia banks.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ РИСКИ ИСЛАМСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ»

Основные риски исламских коммерческих банков

Пашковская Ирина Владимировна,

к.э.н., доцент Департамента банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: IVPashkovskaya@fa.ru

Исламское банковское дело стало формироваться значительно позже традиционного (европейского) банкинга и в настоящее время продолжается процесс его совершенствования на основе лучших международных стандартов, но с учетом традиций и законов ислама. Роль исламского банкинга в перспективе будет возрастать в результате роста населения и благосостояния в исламских странах. Систему управления исламскими банками следует рассматривать в качестве альтернативного источника корпоративного и частного финансирования в дополнение к традиционному банковскому финансированию. Управление рисками занимает центральное место в деятельности всех банковских институтов, как с точки зрения развития их бизнеса, так и с точки зрения регулирования и сохранения стабильности национальной финансовой системы. В статье рассмотрены основные виды рисков, присущие исламским финансовым институтам и приведена их классификация. Исламские банки обязаны строго соблюдать установленные исламом каноны поведения, а все спорные вопросы, возникающие в процессе деятельности таких институтов, решаются шариатскими советами, которые входят в систему управления исламскими банками.

В статье рассмотрены основные моральные и этические принципы построения исламского банковского дела и их влияние на характер деятельности шариатских банков, изучены основные риски, возникающие в процессе предоставления исламских продуктов и услуг клиентам шариатских банков.

Ключевые слова: исламский банк, управление рисками, долевое инвестирование, ликвидность, доход, партнерское финансирование.

LO S Ое

со см о см I—

Введение

Основополагающие принципы, на которых построен исламский банкинг и которые отличают его от традиционной банковской системы, можно рассматривать как с теоретической, так и с практической точек зрения. В исламской деловой этике разделение рисков является важным принципом: не считается этичным действовать в качестве рантье, получая доход от предоставления финансирования, не принимая на себя риск того, что финансируется. Отказ от взимания процентов также соответствует этому принципу. Распределение рисков рассматривается как фундаментальный принцип, лежащий в основе исламского банкинга для обеспечения финансовой стабильности, укрепления связей между реальным и финансовым секторами и содействия совместному процветанию различных заинтересованных сторон на основе эффективной системы распределения и соблюдения принципа справедливости.

Система управления рисками в исламском банкинге зависит от того факта, что средства, мобилизуемые на стороне пассивов, по своей природе являются реальными сбережениями, которые направляются в реальную экономическую деятельность, а средства, отраженные в активе баланса банков, размещаются с целью получения будущих экономических доходов и распределения их между участниками сделок.

Таким образом, характер соглашений о распределении рисков и доходов от проводимых операций способствует большей взаимной осмотрительности, подотчетности и ответственности как со стороны инвесторов, так и исламских банков, выступающих в качестве партнеров при проведении подобных сделок.

Основные принципы функционирования исламской экономики

Исламский банкинг построен на основе набора ценностей, моральных и этических принципов, которые отличают исламскую систему ведения бизнеса от других экономических систем. В исламском банкинге признается право собственности, но его трактовка имеет свою специфику. В исламе абсолютное право собственности на все вещи принадлежит Аллаху, человечество - это просто халиф, которому доверено управлять вещами Аллаха. Ислам уважает право частной собственности на активы, труд и идеи, полученные на основе экономических сделок, грантов или наследства. Ислам признает право частной собственности на активы, сохраняя при этом баланс между относительными правами отдельных лиц, коллективов и государства. Право

собственности является основополагающим в исламе, потому что ислам поощряет благотворительность, но не признает чрезмерного богатства.

Ислам признает присущую человечеству любовь к богатству, поэтому склонность человечества к накоплению богатства необходимо контролировать и направлять на участие в общественном развитии. Индивидуальная и совместная экономическая деятельность разрешена в исламе, но совместная экономическая деятельность, основанная на сотрудничестве и справедливости, предпочтительна в соответствии с исламскими ценностями. Точно так же конкуренция поощряется, но в форме соревнования.

Особое внимание уделяется сбалансированному росту национальной экономики. В исламе важен экономический рост, а именно рост, поддерживающий естественный баланс между духовным благополучием и сохранением природы.

Ислам придерживается нескольких руководящих принципов, которые выражаются в принятии инструментов Закята, запрете ростовщичества (Майсира), включают развитие Инфака, Садак, Вакф и Муамалат.

Основные принципы построения исламской экономики можно представить в виде рисунка 1.

Закят

N

Запрет на Рибу

Запрет на

„ Майсир

\

I

Муамал ат

Инфак, Садака, Вакф

Рис. 1. Основные принципы построения исламской экономики Источник: составлено автором.

Закят предполагает обязательные выплаты с избыточных активов, остающихся бездействующими в течение определенного периода (один год), что призвано контролировать накопление личного богатства посредством стимулирования экономической активности.

Кроме того, Закят предусматривает оказание обязательной помощи лицам, находящимся в тяжелом материальном положении, в виде выплат от полученного дохода по проекту, гарантируя таким образом распределение финансовых ресурсов и социальное равенство.

Майсир (азартные игры) в исламе запрещен. Финансовые операции должны быть связаны с реальным сектором, а спекулятивные и непродуктивные операции не допускаются.

Майсир не ограничивается только азартными играми, обычно связанными с казино или с тотализатором. Майсир также включает спекулятивную

деятельность (ставка на вероятность), которая является неопределенной и не связана с производственной деятельностью в реальном секторе. В исламском бизнесе приоритет дается реальной экономике, а не финансовому сектору.

С точки зрения инвестиционной деятельности существует неопределенность и взаимосвязь между использованием капитала и полученным результатом (прибылями/убытками), полученными от торговой деятельности или предоставления услуг в реальном секторе.

Отличие неопределенности в бизнесе и Майси-ром определяется тем, что азартные игры связаны со спекуляцией, которая содержит неопределенность, но не использует капитал на развитие реального сектора, спекулятивная деятельность не несет экономической выгоды и приносит доход только игрокам.

Исламская экономика требует, чтобы все финансовые операции основывались на операциях с реальным сектором экономики. Финансовый сектор помогает реальному сектору, потому что деньги следуют за торговлей, а не наоборот. Этот принцип направлен на то, чтобы избежать финансовых пузырей, которые могут возникнуть в традиционной экономике.

Запрет также установлен на Рибу (ростовщичество и проценты). Наряду с запретом на ростовщичества ислам поощряет повышение эффективности бизнеса и применение принципов разделения рисков. Помимо нарушения принципа справедливости, когда риск несет только одна сторона, ростовщичество также может препятствовать экономической деятельности, особенно в реальном секторе экономики.

Муамалат - это набор правил, регламентирующих поведение мусульман друг с другом и с немусульманами. Сделки Муамалат основаны на честности, отсутствии гарара, исключают возникновение асимметричной информации и морального риска.

Инструменты Инфак, Садака и Вакф по своим характеристикам отличаются от Закята. Закят является религиозным обязательством, в то время как Инфак, Садака и Вакф являются добровольными. Инфак - это благотворительность со стороны физических или юридических лиц (помимо Закята), направленная на реализацию всеобщего процветания. Инфак означает расходы на общее благо (например, на удовлетворение потребностей семьи) или на другие цели. Значение Садака более широкое и подразумевает перечисление материальных и нематериальных средств (милостыни) для общественного процветания. Вакф - это благотворительные пожертвования для религиозных или благотворительных целей. Инфак, Садака и Вакф применяются на добровольной основе в общественных интересах и могут иметь значительный экономический эффект при продуктивном управлении. Применение инструментов Инфака, Садака и Вакфа означает социальное участие проекта в общественных интересах.

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

Реализация этого принципа приведет к увеличению государственных ресурсов в экономической деятельности. Использование инструментов Закя-та, Инфака, Садака и Вакфа могут быть использованы для достижения Целей устойчивого развития (ЦУР), установленных Организацией Объединенных Наций,и призваны покончить с бедностью и реализовать подходы развития зеленой экономики.

Система управления рисками в исламских банках

Управление рисками жизненно важно для всех современных финансовых институтов, так как это влияет на их финансовые результаты и стабильность функционирования. Традиционные банки должны оценивать приемлемый для себя уровень риска и на основе этого выдерживать установленные требования по собственному капиталу. Базельские требования особое внимание уделяют сохранности капитала традиционных банков, что делает управления рисками неотъемлемой частью собственного менеджмента банка, а также системы регулирования со стороны надзорных органов. Банки могут повысить уровень капитала за счет снижения кредитных, рыночных и операционных рисков. Кроме того, Базельские стандарты регулирования определяют роль регулирующих органов в мониторинге и совершенствовании практики управления банковскими рисками в рамках национальных юрисдикций.

Банки, созданные в соответствии с исламскими традициями, представляют в настоящее время альтернативный вариант развития финансовых отношений, так как основываются на шариатских принципах ведения бизнеса, что подразумевает отрицание процентных отношений и использование своей системы управления рисками.

Особенность функционирования исламских банков заключается в преимущественно инвестиционной направленности и строгом соблюдении основ шариата.

Расширение мировой торговли и глобализация финансового рынка приводят к все более жесткой конкуренции и росту рисков для участников. В этой связи от традиционных банков и исламских банков требуется умение управлять рисками, предоставлять финансовые услуги с низкими затратами, иметь возможность заключать контракты, которые предусматривают возможность снижения риска на перспективу.

Исламские банки сталкиваются с двумя типами рисков - рисками, которые аналогичны тем, с которыми сталкиваются традиционные финансовые посредники, и рисками, которые присущи исключительно исламским учреждениям, так как проводимые ими операции не должны противоречить ос-= новам шариата.

е Исламские банки ограничены в использовании Я некоторых инструментов снижения рисков, кото° рые применяют традиционные посредники, по-г! скольку они несовместимы с исламскими принци-

пами. Совет по исламским финансовым услугам (IFSB), основанный в 2002 году в Куала-Лумпуре (Малайзия), разработал и опубликовал «Руководящие принципы управления рисками», которые содержат рекомендации по управлению рисками для учреждений, предлагающих исламские финансовые услуги. Эти стандарты дополняют действующие рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору по управлению рисками путем учета специфических рисков, возникающих в связи с исполнением исламских контрактов.

Первым принципом руководства IFSB определена необходимость для каждого исламского финансового учреждения разработать для себя процесс управления рисками и составления отчетности, включая соответствующий надзор совета директоров и высшего руководства банка, для выявления, измерения, мониторинга и контроля соответствующих категорий рисков и, при необходимости, чтобы иметь достаточный капитал для защиты от этих рисков. В документе отмечается, что «процесс должен учитывать соответствующие шаги по соблюдению правил и принципов шариата и обеспечению адекватности соответствующей отчетности о рисках для надзорного органа»1.

Для исламских банков риски представляют собой события, которые можно либо предвидеть, либо нет, которые могут нанести ущерб банку как с точки зрения его доходов, так и с точки зрения его капитала в настоящем или в будущем. Шариатские банки должны уметь управлять рисками, начиная с их выявления, измерения и заканчивая контролем и противодействием.

С точки зрения среды, влияющей на банки, риск исламских банков условно можно разделить:

• на систематические риски, которые обусловлены макроусловиями: политической ситуацией, экономической политикой правительства, изменениями рыночных условий, рецессией;

• несистематические риски, исходящие от самой компании, т.е. микрориски, которые должны легко управляться и сводиться к минимуму путем диверсификации.

Основные виды рисков исламских банков

В Руководящих принципах управления рисками для учреждений, предлагающих исключительно исламские финансовые услуги (IFSB-1) выделяется шесть основных категорий риска, присущих исламскому банкингу:

1) кредитный риск;

2) риск долевого инвестирования;

3) рыночный риск;

4) риск ликвидности;

5) риск нормы доходности;

6) операционный риск.

1 IFSB-1, Руководящие принципы управления рисками для учреждений (за исключением страховых учреждений), предлагающих исключительно исламские финансовые услуги), Совет по исламским финансовым услугам, декабрь 2005 г. - URL: https://www.ifsb.org/published.php

Кредитный риск в исламском банкинге определяется как вероятность неисполнения контрагентом своих обязательств в соответствии с согласованными условиями. Его также можно оценить по дебиторской задолженности и аренде (например, Мурабаха, убывающая Мушарака и Иджара), а также сделками и проектами финансирования оборотного капитала (Салям, Истисна или Муда-раба). Кредитный риск также включает в себя риск, возникающий при расчетно-клиринговых операциях. Исламские банки обязаны управлять кредитными рисками в отношении неисполнения обязательств, снижении концентрации риска по своим финансовым и инвестиционным портфелям.

Риск дефолта возникает из-за того, что банки ведут себя слишком агрессивно, игнорируя принцип благоразумия в банковской деятельности. Кредитный риск также возникает из-за неблагоприятных условий в реальном секторе.

Поскольку большая часть доходов традиционных банков поступает от процентных поступлений по кредитам, банки обязаны уделять значительное внимание проблеме управления процентными ставками и их соответствием текущим условиям ведения бизнеса. Увеличение числа безнадежных кредитов означает, что банки должны увеличивать резервы и защищать свой капитал. Если акционеры не смогут компенсировать убытки от возникающих кредитных рисков, то у банка будет отозвана лицензия. Таким образом, кредитный риск прямо связан с риском для капитала банка.

В исламском банке кредитный риск (он называется в шариатском банке финансовым риском) обладает специфическими характеристиками. Исламские банки не получают проценты по предоставленным кредитам, а участвуют в софинансиро-вании определенных проектов или выкупают определенный товар и предоставляют его заемщику с определенной наценкой. Основными операциями, по которым может возникнуть кредитный риск, являются Мушарака, Мудараба, Мурабаха, Иджара и Истисна1. Например, кредитный риск в исламском банкинге возникает, когда банк:

1 Мушарака - договор между исламским банком и клиентом о вложении капитала в существующее или вновь создаваемое предприятие или в собственность недвижимости или движимого имущества, как на временной, так и на постоянной основе. Прибыль, полученная этим предприятием или активом, распределяется в соответствии с условиями соглашения, а убытки распределяются пропорционально доле капитала каждого партнера.

Мудараба - договор между банком и предпринимателем, в соответствии с которым банк вносит капитал в предприятие, управление которым осуществляется предпринимателем. Прибыль, полученная от такого предприятия или деятельности, распределяется в соответствии с условиями договора, при этом убытки несет исключительно банк, если только убытки не возникли вследствие неправомерных действий, небрежности или нарушения условий договора.

Мурабаха - договор купли-продажи, в соответствии с которым банк продает клиенту определенный вид актива, который уже находится в собственности учреждения, по цене, состоящей из стоимости актива и согласованной надбавки (цена продажи).

Иджара - соглашение, заключенное исламским банком с целью передачи в аренду актив, определенный клиентом,

1) купил и предоставил заемщику товар, но оплата не была произведена в соответствии с соглашением (Мурабаха);

2) не предоставил заемщику товар в соответствии с соглашением (как по срокам, качеству, так и по техническим характеристикам);

3) повредил или снизил качество товаров, взятых напрокат (Иджара)2.

К невыполнению обязательств могут также в некоторых случаях приводить просрочки или неуплаты платежей, несвоевременные поставки или отсутствие поставок предмета по договору (Салям) или по договору Истисны, что влечет за собой потенциальную потерю дохода и даже вероятное снижение капитала исламских банков.

В силу уникальных характеристик инструментов финансирования в исламском банкинге начальный этап возникновения кредитного риска может меняться, поэтому следует оценивать кредитный риск по каждому инструменту и условиям проведения сделок.

Кредитный риск в исламском банкинге тесно взаимосвязан с другими видами риска, поэтому возможен переход от одного вида риска в другой в течение срока действия договора между участниками. Так, рыночный риск по договору Мурабаха может преобразоваться в кредитный, а капитал, инвестированный в рамках договора Мудараба или Мушарака, может породить кредитный риск, если будут доказаны факты халатности или неправомерных действий управляющего Мудариб или управляющего партнера в Мушарака.

В условиях исламского банковского дела запрещено начислять штрафные неустойки, за исключением случаев доказанного преднамеренного затягивания выплат, повышающих таким образом вероятность неплатежа.

Кроме того, участники сделок обязаны жертвовать определенные суммы на благотворительность, что также увеличивает затраты и повышает риски невыполнения взятых обязательств.

В исламских банках особо выделяют риск долевого инвестирования, который может быть определен как риск, возникающий в результате вступления в партнерские отношения с целью участия в конкретной финансовой или общей предпринимательской деятельности, указанной в договоре, и в рамках которой сторона, обеспечивающая финансирование, разделяет возникающие бизнес-риски. Управление такими рисками подразумевает

на согласованный период в обмен на оговоренные арендные платежи. Договор вступает в силу с момента предоставления обещания арендовать актив, которое является обязательным для потенциального арендатора до заключения договора.

Истисна - соглашение о продаже клиенту несуществующего актива, который должен быть изготовлен или построен в соответствии со спецификациями покупателя и поставлен в определенный срок в будущем по заранее оговоренной цене.

2 Инжара - это соглашение, заключенное исламским банком с целью передачи в аренду актива, указанного клиентом, на согласованный период в обмен на оговоренные арендные платежи. Договор вступает в силу с момента предоставления обещания арендовать актив, которое является обязательным для потенциального арендатора.

сз о со от т Р от

от А ш

рассмотрение таких вопросов, как уровень квалификации партнера, осуществляемую предпринимательскую деятельность и текущие операционные задачи.

По своему характеру данный вид долевых инвестиций подвержен совокупности рисков, связанных с управляющим Мудариб или партнером в Мушара-ка, поэтому можно отнести данный вид риска к сопутствующим инвестиционным рискам.

Рыночный риск - это материализация убытков, полученными по банковским портфелям из-за изменений рыночных факторов, таких как цена активов, инфляция и обменные курсы. Рыночный риск в исламских банках определяется также и как риск потерь по балансовым и забалансовым позициям вследствие изменений рыночных цен, то есть колебаний стоимости торгуемых, ликвидных и арендных активов (Сукук1), а также колебаний стоимости индивидуальных забалансовых портфелей (например, по ограниченным инвестиционным счетам2).

Например, рыночный риск возникает в операциях Иджара, т.к. лизингодатель подвержен рыночному риску на величину остаточной стоимости арендованного актива на протяжении всего срока действия договора лизинга, а также в случае досрочного расторжения договора лизингополучателем.

В договоре Салям3 исламские банки подвержены колебаниям цен на сырьевые товары после заключения договора и в течение всего срока владения предметом сделки.

Исламские институты также подвержены колебаниям валютных курсов, обусловленных изменениями общих валютных спот-ставок как в трансграничных операциях, так и в возникающей дебиторской и кредиторской задолженности в иностранной валюте. Подобные риски могут быть оптимизированы путем хеджирования, используя при этом соответствующие шариату методы.

Риск ликвидности является наиболее существенным в исламском банковском деле. Ликвидность показывает способность банков выполнять свои обязательства, срок погашения которых должен наступить в краткосрочной перспективе. Банк

1 Сукук - это сертификаты, представляющие пропорциональное право собственности держателя Сукук на неделимую часть базового актива, и посредством которых держатель принимает на себя все права и обязанности по отношению к такому активу.

2 Ограниченные инвестиционные счета - это счета, держатели которых поручают исламским банкам инвестировать свои средства на основании договора Мудараба или агентских договоров с определенными ограничениями относительно того, куда, как и с какой целью должны быть инвестированы эти средства.

Неограниченные инвестиционные счета - это счета, держатели которых поручают исламским банкам инвестировать свои средства на основании договоров Мудараба или Вакаля (агентский договор) без каких-либо ограничений. Банк может объединить эти средства со своими собственными средствами ^ и инвестировать в единый портфель.

¿= 3 Салям - это соглашение о покупке по заранее установ-в ленной цене определенного вида товара, не имеющегося в на-со личии у продавца, и который должен быть поставлен в опре-сэ деленном количестве и качестве в определенный срок в буду-г^. щем. Банки в качестве покупателей производят полную оплату ^ покупной цены после подписания договора Салям.

является ликвидным, если он может немедленно предоставить финансирование для выполнения обязательств перед своими клиентами. Неликвидность банка немедленно приводит к потере доверия к банку, что в итоге является причиной банкротства банка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблему риска ликвидности традиционных банков решают путем привлечения средств на межбанковском рынке или кредитов рефинансирования центрального банка. В исламском банковском деле межбанковский рынок подчиняется законам шариата, он достаточно небольшой и пока только формируется, поэтому участники этого рынка ограничены в возможности своевременно привлечь дополнительные средства для решения проблем с ликвидностью.

Исламские банки оценивают будущий дефицит ликвидности путем построения «лестницы» сроков до погашения активов и пассивов на основе соответствующих групп счетов.

Для прогнозирования риска ликвидности разрабатываются внутренние критерии классификации денежных потоков, включая поведенческие методы, которые классифицируются по типам4:

• предсказуемые денежные потоки - сроки платежа и суммы известны заранее;

• недостаточно предсказуемые денежные потоки (Салям и Истисна) - обусловленные типом договора или результатами выполнения работ на основе взаимосогласованных условий в течение согласованного периода;

• непредсказуемые денежные потоки. В некоторых случаях инвестиции Мушарака не имеют определенного срока, а стратегия инвестирования может периодически пересматриваться, поэтому потребность в инвестиционном капитале и вероятный срок окупаемости зависят от условий проведения сделок. Операционные риски включают человеческие

ошибки, системные сбои, неадекватные процедуры управления и контроля, которые повлияют на характер проведения банковских операций. К этому риску также относятся ошибки в информационных системах, системах внутреннего контроля и системные сбои.

Юридический риск исламских банков выражается в потерях в результате судебных исков против банков, наличия слабых мест в юридическом обеспечении проектов, а также недостатками правовой базы функционирования исламских банков и отсутствии нормативных актов, определяющих правила проведения сделок на национальных финансовых рынках. В исламском банке могут проявляться репутационные риски, связанные как с ухудшением репутации определенного банка, так и наличием негативных публикаций или непониманием, неправильным толкованием характера

4 IFSB-12, Руководящие принципы управления риском ликвидности для учреждений, предлагающих исламские финансовые услуги (за исключением исламских страховых учреждений (такафул) и исламских схем коллективного инвестирования), Совет по исламским финансовым услугам, март 2012 г. - URL: https://www.ifsb.org/published.php

деятельности исламских банков в рамках национальной экономики.

Стратегический риск, с которым сталкиваются исламские банки, связан с тем, что банк не в состоянии реализовать свою стратегию на национальном рынке. Комплаенс-риск исламских банков возникает из-за несоблюдения ими действующих положений или нормативно-правовых актов. Это может быть вызвано и тем, что некоторые положения национального законодательства входят в противоречие с законами шариата. В этих условиях банкам необходимо подробно разрабатывать внутренние положения по отдельным направлениям деятельности, которые для банка имеют приоритетное значение.

Согласно отчету Банка Индонезии, исламский банкинг может столкнуться с комплексом уникальных специфических рисков, которые взаимосвязаны и усиливают друг друга, например1:

• потенциальный инвестиционный риск (риск инвестирования в акционерный капитал компаний);

• специфические риски ликвидности, связанные с различиями в доходности исламских инструментов (риск нормы доходности);

• специфические рыночные риски, связанные с изменением цен на складские запасы;

• специфические юридические риски, связанные со сделками с использованием принципов шариата;

• репутационный риск также связан с соблюдением принципов шариата в банковских операциях.

Для исламских банков также большое значение имеют вопросы управления риском доходности. Следствием реализации риска нормы доходности может стать перемещенный коммерческий риск. Это происходит в том случае, когда доходность активов, профинансированных за счет держателей инвестиционных счетов, оказалась ниже конкурентных показателей рентабельности. При расчете нормы доходности исламские банки применяют метод разрывов для распределения активов, пассивов и внебалансовых позиций по заданным срокам погашения или на основе проведенной переоценки.

Для управления риском доходности обычно используют метод прогнозирования денежных потоков по инструментам и договорам, в рамках которых исламские банки должны проводить также имитационное моделирование и оценку их поведенческих сроков погашения, а также определять исходные допущения и параметры, периодически пересматривая их на предмет надежности. Исламские банки учитывают внедоговорные поведенческие сроки погашения сделок в рамках той среды, в которой они ведут свою деятельность, и при изменяющихся рыночных условиях.

1 Islamic Economy and Finance Development Blueprint. Bank Indonesia, https://www.bi.go.id/en/fungsi-utama/moneter/

pengembangan-ekonomi/Default.aspx

Мониторинг риска доходности в исламском банкинге связан с тем, что в их инвестиционных инструментах преобладают способы финансирования с фиксированным доходом и, в меньшей степени, инструменты распределения прибыли, такие как Мурабаха и Мушарака. Что касается обязательств, то исламские банки привлекают депозиты до востребования, а также сберегательные и инвестиционные депозиты. В то время как депозиты до востребования представляют собой Кар асан (займы), по которым банки не выплачивают доходы, инвестиционные депозиты представляют собой контракты Мурабах, которые представляют собой инвестиционные счета и предполагают распределение прибыли.

Использование принципа распределения прибыли для вознаграждения вкладчиков является уникальной особенностью исламских банков. Доходность таких счетов зависит от реализации проекта, поэтому возвращение основной суммы и выплата дохода по ней не гарантируется банком. Участники принимают на себя все риски проекта и распределяют прибыль и убытки от его реализации. Инвестиционные счета могут быть дополнительно классифицированы как ограниченные и неограниченные, которые отличаются разрешением на снятие средств до истечения срока погашения. Эти специфические условия исламского банкинга могут со временем менять характер рисков, с которыми банки сталкиваются.

Риск нормы доходности связан с другими формами риска, которые возникают у исламских банков. Фидуциарный риск может быть вызван нарушением условий договора между банком и клиентами и возникает обычно в результате двух причин. Во-первых, более низкая норма доходности, чем рыночная, может привести к возникновению фидуциарного риска, когда вкладчики (инвесторы) интерпретируют низкую норму доходности как нарушение инвестиционного контракта или неправильное управление их средствами. Во-вторых, банк может оказаться не в состоянии в полной мере соблюдать все требования шариата. Несмотря на то, что деятельность исламских банков должна соответствовать шариату, неспособность сделать это или непреднамеренное бездействие может привести к серьезным проблемам с доверием и изъятию депозитов.

Договорная природа депозитов до востребования и инвестиционных вкладов в исламских банках сильно различается, поэтому депозиты до востребования нуждаются в гораздо большей защите, чем инвестиционные депозиты, поэтому важно предотвратить передачу рисков от последних к первым, а также предусмотреть меры страхования депозитов и создания Фонда гарантирования вкладов, что разрешено в исламе. Исламские банки не участвуют в национальных системах гарантирования депозитов, они создают свои фонды и на основе своих возможностей.

Норма доходности в исламских банках, которая имеет непостоянный характер, вносит фактор неопределенности в отношениях с вкладчиками.

сз о со от m Р от

от А

С точки зрения банка, это создает «риск вывода средств», который связан с более низкой нормой доходности по сравнению с рыночной ставкой, предоставляемой другими финансовыми институтами.

Смещенный коммерческий риск возникает, когда под коммерческим давлением банки отказываются от части прибыли для выплаты вкладчикам, чтобы предотвратить снятие средств из-за более низкой доходности. Даже при том, что банк может работать в полном соответствии с требованиями шариата, он может оказаться не в состоянии выплачивать конкурентоспособную доходность по сравнению с другими исламскими банками и прочими конкурентами. В таких случаях у вкладчиков может возникнуть желание вывести средства из банка. Чтобы предотвратить вывод средств, возникновение риска ликвидности и системного риска, владельцам банка необходимо будет распределять часть своей собственной доли прибыли между держателями инвестиционных счетов. Чтобы минимизировать смещенные коммерческие риски и риски вывода средств, исламские банки создают несколько резервов в дополнение к резерву на возможные потери по ссудам.

Экономический капитал удерживается для обеспечения всестороннего покрытия убытков учреждения в целом и является важным инструментом комплексного управления рисками. Размер капитала, которым располагает любой банк, будет зависеть от рисков, связанных с его активами. Из-за жесткости системы управления и необходимости выполнения законов шариата риски, с которыми сталкиваются исламские банки, увеличиваются с течением времени и ими трудно управлять.

Таблица 1. Основные риски исламских банков

Ое

Классификация рисков Тип риска

Наиболее распространенные риски Кредитный

Рыночный

Операционный

Риск ликвидности

Стратегический

Репутационный

Комплаенс-риск

Риски, присущие только исламскому банкингу Несоблюдение законов шариата

Риск долевого инвестирования

Риск нормы доходности

Перемещенный коммерческий риск

Перспективные риски Кибер-риск

Отмывание денег и финансирование терроризма (ПОД/ФТ)

Аутсорсинг некоторых видов деятельности

Риск концентрации

Исламские принципы запрещают использование определенных инструментов, которые составляют основу современных методов снижения рисков. Среди прочего, использование современных деривативов и продажа долговых обязательств затрудняют исламским банкам хеджирование различных рисков. Исламские банки не могут применять фьючерсы для хеджирования валютного риска, и в большинстве стран, которые открывают исламские банки или исламские окна нет доступных инструментов регулирования ликвидности, а также отсутствуют краткосрочные ценные бумаги, соответствующие стандартам исламского банкинга.

Все потенциальные риски, с которыми могут столкнуться исламские финансовые институты, можно представить в виде таблицы 1. По оценкам зарубежных аналитиков финансовые показатели исламских банков отличаются от соответствующих показателей традиционных банков. Для исламских банков характерно наличие1:

• достаточно высокого уровня собственного капитала (по сравнению с традиционными банками, которые работают в этой стране);

• низкого риска ликвидности, который сказывается на снижении уровня доходов банка;

• умеренного значения кредитного (финансового), рыночного и операционного рисков и риска ликвидности. Аналитиками не отмечена возможность их перерастания в системных кризис. Метод управления рисками, который наиболее

часто использовался исламскими банками кредитный рейтинг. Из всех видов риска в большей степени исламские банки подвержены рискам ликвидности и кредитному риску.

Перспективы развития исламского банкинга в России

В настоящее время в России исламский бизнес функционирует в виде «исламских окон», которые открыты при некоторых крупных российских банках. Наиболее развито это направление бизнеса в АКБ «АК БАРС», который предоставляет возможность частным лицам получить дебетовые карты и ипотеку, оформленную по нормам шариата, а также в ПАО Сбербанк, но формально исламского банкинга в России пока нет, т.к. не определен правовой статус функционирования подобных институтов.

Государственной Думой в настоящее время рассматривается Проект Федерального закона № 198584-8 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации», который должен заложить основу и создать правовую базу для ведения бизнеса по нормам ислама.

Источник: составлено автором.

1 Kisman, Zainul. (2020), Risk Management: Comparative Study between Islamic Banks and Conventional Banks. In: Journal of Economics and Business. Vol.3. № 1. C. 232-237.

В законопроекте определено, что участники нового правового режима смогут проводить операции и сделки, направленные:

1) на привлечение денежных средств юридических и физических лиц путем заключения договоров партнерского инвестирования;

2) привлечение денежных средств и иного имущества юридических и физических лиц в виде участия в капитал участника экспериментального правового режима;

3) предоставление денежных займов юридическим и физическим лицам без взимания вознаграждения в виде процентов;

4) финансирование физических и юридических лиц путем заключения договоров купли-продажи (в том числе недвижимого имущества) с условием о рассрочке (отсрочке) платежа или договоров финансовой аренды (лизинга);

5) финансирование деятельности путем участия в уставных капиталах юридических лиц и (или) на условиях партнерства;

6) предоставление поручительств, а также иные операции, не противоречащие законодательству Российской Федерации1. Регулирование и надзор за деятельностью

участников нового экспериментального правового режима возложен исключительно на Банк России. В законопроекте нигде не указывается, что спорные вопросы в рамках исламского банка обязательно решаются шариатским советом и система управления такими учреждениями должна соответствовать исламским стандартам. Для обеспечения эффективного функционирования таких институтов в России следует более четко прописать в законодательстве особенности организации исламских (партнерских) институтов в России, а также их роль и место в финансовой системе страны.

Литература

1. Аль Аззави Таер, С.М. Тенденции иракского банковского финансирования для поддержки национальной экономики. Аналитическое исследование деятельности иракских банков за период 2010-2017 гг / С.М. Аль Аззави Таер, С.Ф. Чижов, А.Т. Аль Обайди // Финансовые рынки и банки. - 2020. - № 5. - С. 24-29. -EDN CKJMVF.

2. Калинская, Ю.С. Международные кредитные отношения России в новых геоэкономических условиях / Ю.С. Калинская // Финансовые рынки и банки. - 2020. - № 3. - С. 115-120. - EDN QHIWYE.

3. Макаренко А., Исламский банкинг и финансы в России: вызовы и перспективы с юридической стороны (15 мая 2023 г.) // [Элек-

1 Законопроект № 198584-8 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации», Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. - URL: https://sozd.duma.gov. ru/bill/198584-8

тронный источник] // URL: https://ssrn.com/ab-stract=4465021

4. Совет по исламским финансовым услугам, Руководящие принципы управления рисками для учреждений (за исключением страховых учреждений), предлагающих исключительно исламские финансовые услуги), IFSB-1, декабрь 2005 г. // [Электронный источник] // URL: https:// www.ifsb.org/published.php

5. Совет по исламским финансовым услугам, Руководящие принципы управления риском ликвидности для учреждений, предлагающих исламские финансовые услуги (за исключением исламских страховых учреждений (такафул) и исламских схем коллективного инвестирования), IFSB-12, март 2012 г. // [Электронный источник] // URL: https://www.ifsb.org/published. php

6. Adewale, A. A. and Archer, S. (2019). "Risk Sharing in Islamic Banking". Working Paper Series, IFSB WP- 10/05/2019, // [Электронный источник] // URL: https://www.ifsb.org

7. Ahmed, Habib, Risk Management Assessment Systems: An Application to Islamic Banks (June 1, 2011). Islamic Economic Studies, Vol. 19, № . 1, 2011, // [Электронный источник] // URL: https:// ssrn.com/abstract=3158955

8. Akhter, Waheed and Asif, Rabia and Pappas, Va-sileios, Diversification and Financial Stability: Evidence from Dual Banking Economies. // [Электронный источник] // URL: https://ssrn.com/ab-stract=4359924

9. Almuraikhi, Muhannad A., Determinants of Non-Performing Loans Between Islamic And Conventional Banks: A Systematic Literature Review (November 29, 2022). Economics and Business Quarterly Reviews, Vol.5 № .4 (2022), // [Электронный источник] // URL: https://ssrn.com/ab-stract=4288915

10. Al-Twairesh, Dr Eman, Shariah Governance Framework for Local Banks Operating in Saudi Arabia: Theoretic Jurisprudential Study (December 12, 2021) // [Электронный источник] // URL: https://ssrn.com/abstract=4262677

11. Bashir, Zahid, Role of Remuneration and Board Characteristics for Bank Performance. A Study Based on Conventional and Islamic Banking Comparison (October 5, 2021). Toor, K. N., Rafique, Z. Z., & Bashir, Z. (2019), "Role of Remuneration and Board Characteristics for Bank Performance. A Study Based on Conventional and Islamic Banking Comparison". KASBIT Business Journal, 12(1), 138-160, // [Электронный источник] // URL: https://ssrn.com/abstract=3936393

12. Hassan, M. Kabir and Unsal, Omer, Risk Management and Capital Adequacy in Turkish Participation and Conventional Banks: A Comparative Stress Testing Analysis (April 2, 2016). Borsa Istanbul Review (2016), // [Электронный источник] // URL: https://ssrn.com/abstract=3263394

13. Hussain Khan, Mushtaq and Bitar, Mohammad and Bitar, Mohammad and Tarazi, Amine and Hassan,

C3

о

CO

от m Р от

от А

IE

Q. в

Arshad and Fraz, Ahmad, Corruption and bank risk-taking: The deterring role of Shari'ah supervision (October 4, 2021). // [Электронный источник] // URL: https://ssrn.com/abstract=3936029

14. Jameel, Muhammad Anas and Siddiqui, Danish Ahmed, The Effect of Credit, and Liquidity Risk, along with Capital Adequacy and Audit Quality on Bank's Financial Stability: a Comparative Study between Islamic and Conventional Banks of Pakistan (April 28, 2023) // [Электронный источник] // URL: https://ssrn.com/abstract=4432060

15. Kazak, Hasan, Are Islamic Banks Affected by Conventional Bank Interest Rates? The Case of Turki-ye (December 31, 2022). KAZAK, H. (2022). Are Islamic Banks Affected By Conventional Bank Interest Rates? The Case of Tukiye. OIKONOMIKA: Journal of Islamic Economics and Finance Studies, 3(2), 86-102. // [Электронный источник] // URL: https://ssrn.com/abstract=4317947

16. Kisman, Zainul, Risk Management: Comparative Study Between Islamic Banks and Conventional Banks (February 13, 2020). Journal of Economics and Business, Vol.3 № .1 (2020), // [Электронный источник] // URL: https://ssrn.com/ab-stract=3536982

17. Shaikh, Zakir and Sarea, Adel and Al-Saadi, Ab-delrahman and Hawaldar, Iqbal Thonse, Shar"'ah Resolution and Islamic Finance: A Review (August 29, 2021). Journal of Islamic Business and Management, 1(1), 29-39, 2021; // [Электронный источник] // URL: https://doi.org/10.26501/ jibm/2021.1101-003

18. Syarifuddin, Ferry, Is Islamic Bank Better than Conventional Bank in the Time of Uncertainty? (December 23, 2022). // [Электронный источник] // URL: https://ssrn.com/abstract=4310303

19. Toumi, Kaouther, Islamic Ethics, Capital Structure and Profitability of Banks, What Makes Islamic Banks Different? (2019). International Journal of Islamic and Middle Eastern Finance and Management 2019, Vol. 13 № . 1, pp. 116-134., // [Электронный источник] // URL: https://ssrn.com/ab-stract=3919561

THE MAIN RISKS OF ISLAMIC COMMERCIAL BANKS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pashkovskaya I.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation

Islamic banking began to be formed much later than traditional (European) banking and currently the process of its improvement is continuing on the basis of the best international standards but taking into account the traditions and laws of Islam. The role of Islamic banking in the future will increase as a result of population growth and prosperity in Islamic countries. The management system of Islamic banks should be considered as an alternative source of corporate and private financing in addition to traditional bank financing. Risk management is central to the activities of all banking institutions, both from the point of view of developing their business, and from the point of view of regulating and maintaining the stability of the national financial system. The article discusses the main types of risks inherent in Islamic financial institutions and provides their classification. Islamic banks are obliged to strictly observe the canons of behavior established by Islam, and all controversial issues arising in the course of the activities of such institutions are resolved by Sharia councils, which are part of the management system of Islamic banks.

The article examines the basic moral and ethical principles of Islamic banking and their impact on the nature of the activities of Sharia banks, examines the main risks arising in the process of providing Islamic products and services to customers of Sharia banks.

Keywords: islamic bank, risk management, equity investment, liquidity, income, partner financing.

References

1. Al Azzawi Taer, S.M. Trends in Iraqi bank financing to support the national economy. Analytical study of the activities of Iraqi banks for the period 2010-2017 / S.M. Al Azzawi Tier, S.F. Chizhov, A.T. Al Obaidi // Financial markets and banks. -2020. - No. 5. - pp. 24-29. - EDN CKJMVF.

2. Kalinskaya, Y.S. International credit relations of Russia in new geo-economic conditions / Y.S. Kalinskaya // Financial markets and banks. - 2020. - No. 3. - pp. 115-120. - EDN QHIWYE.

3. Makarenko A., Islamic banking and finance in Russia: challenges and prospects from the legal side (May 15, 2023). URL: https://ssrn.com/abstract=4465021

4. Council for Islamic Financial Services, Guidelines for Risk Management for Institutions (with the exception of insurance institutions) offering exclusively Islamic Financial services), IFSB-1, December 2005. URL: https://www.ifsb.org/published.php

5. Islamic Financial Services Council, Guidelines for Liquidity Risk Management for Institutions Offering Islamic Financial Services (with the exception of Islamic Insurance Institutions (takaful) and Islamic Collective Investment Schemes), IFSB-12, March 2012. URL: https://www.ifsb.org/published.php

6. Adewale, A. A. and Archer, S. (2019). "Risk Sharing in Islamic Banking". Working Paper Series, IFSB WP- 10/05/2019. URL: https://www.ifsb.org

7. Ahmed, Habib, Risk Management Assessment Systems: An Application to Islamic Banks (June 1, 2011). Islamic Economic Studies. Vol. 19. № 1. 2011. URL: https://ssrn.com/ab-stract=3158955

8. Akhter, Waheed and Asif, Rabia and Pappas, Vasileios, Diversification and Financial Stability: Evidence from Dual Banking Economies. URL: https://ssrn.com/abstract=4359924

9. Almuraikhi, Muhannad A., Determinants of Non-Performing Loans Between Islamic And Conventional Banks: A Systematic Literature Review (November 29, 2022). Economics and Business Quarterly Reviews, Vol.5 № .4 (2022). URL: https://ssrn. com/abstract=4288915

10. Al-Twairesh, Dr Eman, Shariah Governance Framework for Local Banks Operating in Saudi Arabia: Theoretic Jurisprudential Study (December 12, 2021). URL: https://ssrn.com/ab-stract=4262677

11. Bashir, Zahid, Role of Remuneration and Board Characteristics for Bank Performance. A Study Based on Conventional and Islamic Banking Comparison (October 5, 2021). Toor, K. N., Rafique, Z. Z., & Bashir, Z. (2019), "Role of Remuneration and Board Characteristics for Bank Performance. A Study Based on Conventional and Islamic Banking Comparison". KASBIT Business Journal, 12(1), 138-160. URL: https://ssrn.com/ab-stract=3936393

12. Hassan, M. Kabir and Unsal, Omer, Risk Management and Capital Adequacy in Turkish Participation and Conventional Banks: A Comparative Stress Testing Analysis (April 2, 2016). Borsa Istanbul Review (2016). URL: https://ssrn.com/abstract=3263394

13. Hussain Khan, Mushtaq and Bitar, Mohammad and Bitar, Mohammad and Tarazi, Amine and Hassan, Arshad and Fraz, Ahmad, Corruption and bank risk-taking: The deterring role of Shari'ah supervision (October 4, 2021). URL: https://ssrn.com/ abstract=3936029

14. Jameel, Muhammad Anas and Siddiqui, Danish Ahmed, The Effect of Credit, and Liquidity Risk, along with Capital Adequacy and Audit Quality on Bank's Financial Stability: a Comparative Study between Islamic and Conventional Banks of Pakistan (April 28, 2023). URL: https://ssrn.com/abstract=4432060

15. Kazak, Hasan, Are Islamic Banks Affected by Conventional Bank Interest Rates? The Case of Turkiye (December 31, 2022). KAZAK, H. (2022). Are Islamic Banks Affected By Conventional Bank Interest Rates? The Case of Tukiye. OIKONOMIKA: Journal of Islamic Economics and Finance Studies, 3(2), 86-102. URL: https://ssrn.com/abstract=4317947

16. Kisman, Zainul, Risk Management: Comparative Study Between Islamic Banks and Conventional Banks (February 13, 2020). Journal of Economics and Business, Vol.3 № .1 (2020). URL: https://ssrn.com/abstract=3536982

17. Shaikh, Zakir and Sarea, Adel and Al-Saadi, Abdelrahman and Hawaldar, Iqbal Thonse, Shar_i'ah Resolution and Islamic Finance: A Review (August 29, 2021). Journal of Islamic Business and Management, 1(1), 29-39, 2021. URL: https://doi. org/10.26501/jibm/2021.1101-003

18. Syarifuddin, Ferry, Is Islamic Bank Better than Conventional Bank in the Time of Uncertainty? (December 23, 2022). URL: https://ssrn.com/abstract=4310303

19. Toumi, Kaouther, Islamic Ethics, Capital Structure and Profitability of Banks, What Makes Islamic Banks Different? (2019). International Journal of Islamic and Middle Eastern Finance and Management 2019. Vol. 13. № 1. pp. 116-134. URL: https://ss-rn.com/abstract=3919561

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.