вестиции в инфраструктуру спортивно-развлекательных комплексов, гостиничное хозяйство сделали Минск одним из самых привлекательных городов для европейских туристов по основным критериям краткосрочных поездок выходного дня. Привлекательность создали реализованные местными властями программы чистого благоустроенного города (большого, среднего, малого), а также комплексная реконструкция дворцово-парковых и замковых комплексов.
Завершенный вид после реконструкции приобрели дворцово-парковый комплекс в Несвиже, замковые комплексы в Лиде и Мире. В Раубичах историческая часть местечка интегрирована со спортивно-оздоровительной инфраструктурой для проведения зимних видов соревнований. В Минске создана инфраструктура выходного дня в виде проката велосипедов, лыж, коньков. С этой целью на территории города создана логистика активного отдыха для любителей велосипедов, роликов. Сезонный характер имеет городская логистика катков и лыжных трас.
Важным элементом активного отдыха в выходные дни стал сезонный горнолыжный комплекс в Силичах. На юге Беларуси в бассейне реки Днепр получил реализацию речной туризм. Он опирается на историческую систему каналов, созданную в Беларуси в период промышленной революции XVIII столетия стараниями К. Огинского, Радзи-виллов, располагавшими крупными товарными земельными владениями (магнатериями), а также мануфактурами. При поддержке европейских структур реализована программа агроусадебного туризма. Она позволила вернуть в структуру национальной экономики пустующие усадьбы, восстановить статус активного отдыха как одного из элементов сельскохозяйственной деятельности.
Европейских туристов привлекает в Беларуси сохранившаяся аутентичная среда этнофольклорного и исторического разнообразия. Этой сфере туризма способствует деятельность исторических клубов, проводящих реконструкции исторических событий, связанных с институтами рыцарства, торгового пути из варяг в греки, военными событиями Х1Х-ХХ столетий.
На базе созданного около Минска исторического комплекса «Линия Сталина» в присутствии туристов проводятся масштабные реконструкции с применением военной техники и камуфляжа времен Великой Отечественной войны. Это позволяет показать европейцам подлинное содержание событий 1941-1944 годов в пределах Беларуси, что очень важно на фоне попыток исказить историческую правду. Исторические реконструкции проводятся с активным участием представителей различных европейских стран, что усиливает эффективность диалога.
Один из вариантов смягчения институциональных барьеров в трансконтинентальном евразийском пространстве заключен в инициативе КНР «Один пояс - один путь». КНР стремится к сохранению глобальной модели международной экономики на фоне смены стратегии США в вопросах создания трансатлантического и тихоокеанского экономических пространств свободной торговли. КНР удалось избежать обострения политических отношений с Западом.
К созданию евразийской трансконтинентальной логистики КНР подталкивают внутренние проблемы, обусловленные растущим внутренним долгом. Ускоренное формирование емкого внутреннего рынка на фоне дешевой рабочей силы создало риски финансовой системе. Китайская экономика остается экспортно-ориентированной по своей сути. И это побуждает приближать производство к потребителям. Одна из моделей этой стратегии предполагает создание индустриальных парков по западной периферии Евразийского экономического союза. Один из таких индустриальных парков «Великий камень» формируется на территории Беларуси. Он максимально приближен к международному аэропорту «Минск-2». Его площади будут использоваться китайскими компаниями для производства промышленной продукции, предназначенной на экспорт в Европейский Союз.
Белорусская сторона поддержала инициативу КНР, поскольку экономическая глобализация создает инвестиционные потоки с территории КНР, равнозначные потокам из Европейского Союза. Во внимание принимается то, что одним из элементов экономики КНР является высокотехнологичный Гонконг, на базе которого Великобритания создала инфраструктуру финансовой системы региона. Нельзя недооценивать также Макао. Еще одним местом высокотехнологической деятельности является Тайвань. Все эти элементы прибрежной китайской экономики оказывают эмансипирующее воздействие на континентальную часть, где доминирует контроль государства над рыночными процессами. В этом контроле административные запретные меры все больше уступают место стимулированию партнерства с международными инвесторами в лице европейских компаний.
Термин «интеграция интеграций» актуален и для самого трансконтинентального евразийского пространства1. В его пределах функционируют организации Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лиги Арабских государств. Их интересы интегрированы с БРИКС и ОПЕК, странами Тихоокеанского региона.
Подобная модель интеграции трансконтинентальных национальных экономик апробирована в Европейском Союзе. Великобритания, Франция, Испания, Нидерланды, Дания имеют заморские территории и по статусу выходят за пределы европейских границ. В конечном итоге Великобритания сделала выбор в пользу трансконтинентального статуса, и предполагает ограничить фактор регионализма двусторонними отношениями с Европейским Союзом на основе специальных соглашений. В данном случае важную роль сыграло сформировавшееся в XIX столетии деление на континентальную и неконтинентальную Европу. Неконтинентальная часть Северной Европы оказалась интегрированной в трансатлантическую интеллектуальную культуру, центром которой стали США.
О. Буторина предлагает учитывать при рассмотрении контекста интеграции стратификационный фактор2. Из этого фактора вытекает представление о субординации внутри региональной структуры. В Европейском Союзе тесное взаимодействие ФРГ и Франции создало основу для выстраивания субординации в вопросах реального влия-
1 Винокуров Е., Либман А. Две евразийские интеграции // Вопросы экономики. - М., 2013. - № 2. - С. 47-72.
2 Буторина О. Особенности евразийской модели экономической интеграции // Современная Европа. - М., 2016. - № 2. -С. 28-32.
ния на принятие ключевых решений. В Евразийском экономическом союзе основные позиции влияния принадлежат России, которая тесно взаимодействует с Казахстаном. Именно эти государства являются донорами региональных проектов. Внутренняя региональная торговля в основном сводится к товарообороту участников с Россией. Между остальными участниками показатели товарооборота не отличаются высокими показателями. Доминанта сырьевой экономики создала феномен волатильности российского рубля.
В результате девальвация российского рубля всякий раз сопровождается падением общих показателей взаимной торговли в долларовом эквиваленте. Чтобы минимизировать последствия этой ситуации, Беларусь добивается в рамках Евразийского экономического союза устранения механизма изъятий. В первую очередь речь идет о единых ценах на энергоносители, фактически о единых условиях конкурентной среды для белорусских и российских производителей на российском внутреннем рынке. При этом О. Буторина акцентирует глобализационный аспект стратификации. Интеграция позволяет использовать преимущества глобализации и одновременно она минимизирует ее издержки.
У государств Евразийского экономического союза есть возможность искать дополнительные ресурсы в пространстве глобализации за счет трансконтинентальной евразийской интеграции интеграций, в первую очередь речь должна идти о исторически сложившейся инфраструктуре регионального разделения труда. В отношении модели европоцентризма есть все основания говорить об интегрированности экономик России и Европейского союза на основе рынка энергетических ресурсов. В азиатском регионе такой исторически сложившейся инфраструктуры коммуникаций и логистики в континентальной части нет. Россия только начала реализацию проекта «Сила Сибири», призванного сблизить ее с экономикой КНР. Но при этом очевидны риски для внутреннего рынка российских производителей. Они могут не выдержать конкуренцию с промышленными товарами китайского производства.
Реализациия лидерских интенций может ускорить создание единых финансовых центров развития трансконтинентальной Евразии. России и КНР предстоит определиться с возможностью конвергенции их стратегий в регионе. Еще одним участником этой конвергенции может стать Индия, а также богатые государства Аравийского полуострова. В 2017 году стала заметной растущая интенсивность политических контактов между Россией и Саудовской Аравией. Ускорение этим контактам придал позитивный опыт взаимодействия стран в области энергетической политики.
Сохранению единого трансконтинентального рынка Евразии способствует позиция Турции. Это государство выбрало приоритеты энергетического сотрудничества с Россией. Осуществляется строительство газопроводов по дну Черного моря с выходом их к границам Европейского Союза. Государства Евразийского экономического союза ищут место в международном разделении труда. Пока эти поиски основаны на стремлении России сохранить трансконтинентальную модель европоцентризма.
Параллельно предпринимаются активные усилия по диверсификации энергетического рынка с учетом потребностей государств Дальнего Востока. Этот процесс находится в начальной стадии развертывания. КНР рассматривает этот процесс в контексте расширения потребления китайской продукции Европейским Союзом и США. Эта доминанта дополняется растущим инвестиционным влиянием КНР на государства Центральной Азии. Приоритеты политической стабильности и гарантии безопасности значительно сместили инвестиционные интересы КНР в пространство российской экономики. Это важно и для России.
В условиях сохранения в трансконтинентальной евразийской интеграции доминанты европоцентризма Беларусь стремится воспользоваться методологией интеграции интеграций для сохранения единого рынка региона. Об этом свидетельствует посредническая миссия Беларуси в переговорном процессе, направленном на разрешение внутриукраинского конфликта. Благодаря такой позиции удалось минимизировать людские потери с обеих сторон.
Фактически в Евразии столкнулись две политические и экономические стратегии. Одна называется трансатлантической. Она стремится максимально интегрировать Европейский Союз с НАФТА. Другая стратегия заключена в континентальных приоритетах евразийской кооперации, в системе которой важную роль играют Россия и КНР. Эта двойственность интересов больше всего характеризует позицию Европейского Союза, политические элиты которого находятся под особым воздействием США. На уровне интересов частного капитала европейцы проявляют больший интерес к евразийской технологической платформе диалога. В Беларуси эту двойственность понимают и ведут диалог с политическими структурами Европейского Союза с целью усиления синергии трансконтинентальной евразийской интеграции. Акцент делается на психологию партикулярных структур1.
1 Лойко А.И. Социальная психология партикулярных структур. - Саарбрюккен, 2016.
235
Петрова Г.В.
д.ю.н., профессор МГИМО, заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель центра
международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества МГИМО
ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОСНОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ В ФИНАНСОВОМ СЕКТОРЕ
Ключевые слова: межгосударственное сотрудничество государств СНГ в финансовом секторе, организация взаимной помощи в предотвращении финансовых кризисов в странах СНГ.
Keywords: cross-border cooperation of CIS countries in the financial sector, the organization of mutual assistance in the prevention of financial crises in the CIS.
1. Для стран СНГ важно стремиться к полноценной координации макроэкономической политики в торговой, инвестиционной, монетарной и фискальной сферах. В Стратегии экономического развития государств-участников СНГ на период до 2020 года и в итоговых документах Саммита стран СНГ в Сочи в октябре 2017 года отмечается, что СНГ является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций - кооперации, глобализации и регионализации.
2. Актуальным направлением финансового сотрудничества стран СНГ и обеспечения их экономической безопасности является сотрудничество финансовых и налоговых органов государств-участников СНГ, центральных банков стран СНГ, что предполагает их взаимодействие в целях создания благоприятных правовых и экономических условий для субъектов хозяйственной деятельности, повышения конкурентоспособности экономики государств-участников СНГ и налаживания взаимовыгодных экономических связей на многосторонней основе.
3. Среди приоритетных направлений сотрудничества стран СНГ в финансово-кредитном секторе можно выделить активизацию совместных усилий по продвижения банков, бирж и иных национальных банковских структур на территории стран СНГ, участие в создании консорциальных соглашений (синдицированных кредитов) в области финансирования взаимной торговли, транснациональных инвестиционных программ, факторинговых операций, вексельного обращения.
4. Идет процесс совершенствования платежно-расчетных и валютно-кредитных отношений, расширения во взаимной торговли доли денежных расчетов в национальных валютах стран СНГ, достижения условий взаимной конвертируемости национальных валют с максимальным использованием возможностей финансовых структур, действующих в рамках СНГ.
5. Расширяются методы осуществления совместных межгосударственных и национальных мер стимулирования экспорта путем межгосударственного экспортного кредитования, а также пресечения международной и транснациональной негативной финансовой деятельности.
6. Государства-участники СНГ выполняют принятые ими обязательства по обеспечению надлежащего международного денежного обращения на пространстве СНГ усилиями национальных финансовых организаций и международных организаций, созданных в рамках СНГ. Международное сотрудничество в финансово-банковском секторе осуществляется уполномоченными банками государств в сфере международных отношений и отражает внешнюю финансовую политику, направленную на создание общего финансового рынка СНГ.
7. Происходит сближение организационно-правовых основ финансовых рынков, банковских систем, формируется типология финансовых услуг, хотя проникновение национальных финансовых организаций, относящихся к внутренней системе в сферу внешней торговли финансовыми услугами, идет медленно. В качестве примеров можно отметить прямые связи Банков Развития (Внешэкономбанка) России, Казахстана, Беларуси с банковскими структурами Армении, Азербайджана, Таджикистана и других государств СНГ по предупреждению финансирования терроризма и предотвращению оборота нелегальных доходов.
8. Гармонизируются правовые термины: государственная финансовая корпорация, межбанковские кредиты по финансированию экспорта, публичный и частный кредиты, независимая гарантия, инвестиционные кредиты, экспортные вексельные кредиты межгосударственные экспортные кредиты по открытому счету, синдицированные кредиты, займы, депозиты, облигации и др. На уровне формирования понятия «международное сотрудничество в финансово-банковском секторе» стран СНГ, включая финансирование экспорта, оно представляет собой целенаправленную внешнюю финансовую деятельность государств-участников СНГ в рамках межгосударственных договоренностей на уровне центральных банков, различных финансово-кредитных институтов, межгосударственных банков-субъектов международной финансово-кредитной политики.
9. Государства-участники СНГ объединяют финансовые ресурсы для формирования единого интегрированного валютного рынка СНГ, для защиты интересов национальных финансовых рынков и финансовых систем путем совместной разработки и реализации целей и задач, а также определения форм и методов такой деятельности.
Основное содержание многосторонних договоренностей в финансово-банковском секторе составляют обязательства государств-участников по оказанию взаимной финансовой помощи в национальных и мировых резервных валютах по обеспечению платежеспособности и платежного баланса во внешней торговле. Имеют место также двусторонние соглашения о клиринговых расчетах, гармонизации платежных систем, и расчетов рамочного характера, которые содержат положения, регламентирующие традиционные формы кооперационного сотрудничества и оказание содействия в подготовке и повышении гармонизации нормативных правовых актов. Активно готовятся протоколы о взаимодействии, меморандумы и другие соглашения с зарубежными партнерами, которые более детально определяют механизмы международного сотрудничества на основе уже заключенных межправительственных и межведомственных соглашений.
10. Федеральный закон Российской Федерации «О национальной платежной системе» от 27 июня 2011 года (с изм. 2017 года) создает условия для межгосударственных платежей и расчетов стран СНГ в национальных валютах. Он предусматривает механизм трансграничных переводов денежных средств, при осуществлении которого плательщик либо получатель средств находится за пределами Российской Федерации или при осуществлении которого плательщика или получателя средств обслуживает иностранный центральный (национальный) банк или иностранный банк, включая использованием электронных денежных средств.
Поплыко В.И.
к.э. н., доцент, Белорусский государственный экономический университет, Минск
БЮДЖЕТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РОССИЙСКО-
БЕЛОРУССКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Ключевые слова: доходы и расходы бюджета, Союзное государство, государственные программы, платежный баланс.
Существование любого страны невозможно без наличия собственного бюджета, который является базовым признаком ее существования. Централизованный фонд денежных средств формируется за счет доходов и направлен, в первую очередь, на финансирование выполнения государственных задач. Формирование бюджета Союза Беларуси и России направлено на более рациональное и эффективное использование бюджетных средств государств-участников Союза, установление системы межбюджетных отношений, исполнение принятых на себя обязательств Республикой Беларусь и Российской Федерацией в рамках Союзного государства (далее - СГ). Бюджет фактически является формой увязки социально-экономических интересов двух государств1. В соответствии с Договором 1999 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О создании Союзного государства» сформировано государственное образование. Оно развивается как форма социально-экономической, политической, культурной интеграции двух стран.
Финансовом плановым актом, на основании которого осуществляется финансовое обеспечение созданного государства, является бюджет. Во-первых, в политическом ракурсе бюджет СГ является принципиально новой формой межгосударственных экономических отношений. Во-вторых, в экономическом плане бюджет Союзного государства представляет собой реальный инструмент разработки и развития научно-технических и промышленных разработок. В-третьих, в финансовом ракурсе бюджет СГ позволяет получить совместные результаты использования финансовых вложения государств-участников в разработку и организацию промышленного производства, обеспечение экономической и военной безопасности2.
Бюджет Союзного государства выступает как элемент бюджетной системы и представляет собой централизованный фонд средств, в рамках которого может быть осуществлено решение общенациональных задач и решение их в определенной области, а также предусматривает территориальное распределение финансовых ресурсов.
Правовой основой функционирования бюджета Союзного государства является национальное законодательство государств-участников и акты, принятые Союзным государством. Согласно Декрету от 3 марта 2015 г. № 3 «О порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства» бюджет СГ определен аналогично бюджету Российской Федерации как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций Союзного государства. В то же время в соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь бюджет является планом формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.
Содержательная составляющая названного Декрета включает в себя:
- порядок разработки проекта бюджета;
- рассмотрение и утверждение бюджета Союзного государства;
- исполнение бюджета с включением в одном разделе отчетности об исполнении бюджета и внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета;
- финансовый контроль Союзного государства3.
Валютой бюджета СГ являются российский рубль. Доходная часть состоит из безвозмездных отчислений Российской Федерации на 65% и соответственно Республикой Беларусь на 35% общего объема. Эти доли не являются пропорциональными объемам ВВП, производимого в наших странах, они определены с учетом того, на территории какой страны реализуются совместные проекты и программы. Общее руководство исполнением бюджета осуществляет Совет Министров Союзного государства, а непосредственно осуществляет исполнение действующий при нем Постоянный комитет - через органы Федерального казначейства Российской Федерации и казначейства Республики Беларусь. Поступление доходов, целевой характер и эффективность расходования бюджетных средств строго контроли-
1 Семак Е.А. Современные проблемы и перспективы развития бюджета. - Шр://еНЬ.Ь8и.Ьу/ЬЙ81геат/123456789/92452/1/ semak_2012_9_IER_isuues.pdf
2 Петрова И.В. Бюджет союзного государства: подводные камни его исполнения // Вестник университета имени О.Е. Кута-фина. - М., 2016. - № 6. - С. 45-55. - https://elibrary.ru/download/elibrary_28113921_90317971.pdf
3 Там же.
руются уполномоченными контрольными органами. Незаконно используемые средства подлежат возврату в бюджет Союзного государства1.
В табл. 1 представлена динамика доходов бюджета Союзного государства. Нужно отметить, что в номинальном выражении он имеет тенденцию к росту. В реальном выражении доходы бюджета за 2000-2011 гг. выросли в 2 раза с 79,3 до 166 млн. долл. США. В последующие годы объем средств основного финансового документа СГ постоянно сокращался до величины в 76 млн. долл. США. В текущем году планируется рост до уровня 84 млн. долл. США.
Таблица 1
Динамика доходов бюджета Союзного государства
Годы Доходы Курс рос. руб/долл.
млн. рос. руб. млн. долл. США
2000 2230 79,27 28,13
2001 2360,4 80,92 29,17
2002 2643,1 84,31 31,35
2003 2468,3 80,45 30,68
2004 2650,1 91,99 28,81
2005 2922 103,32 28,28
2006 3100,2 124,96 24,81
2007 3782,1 147,91 25,57
2008 4061 128,19 31,68
2009 4872 153,89 31,66
2010 4872 160,47 30,36
2011 4872 166,00 29,35
2012 4962,5 159,72 31,07
2013 4536,7 142,57 31,82
2014 4785,9 126,04 37,97
2015 4666,3 76,93 60,66
2016 4873,2 76,24 63,92
2017 4873,0 84,26 57,83
Источник: составлено на основе данных: Постоянный комитет Союзного государства. Союзное государство: развитие и перспективы. Минск, Белта, 2012. - 41с. - https://www.postkomsg.com/_data/objects/0003/5701/file.35701.sg_book_fin.pdf; Беларусь и Россия. 2016: Стат. сб. / Росстат, Белстат. - М., Росстат, 2016. - 215 с; Аналитическая записка к оперативному отчету о ходе исполнения бюджета Союзного государства за январь-декабрь 2014 года. - http://www.ach.gov.ru/upload/iblock/8cb/8cb547afffdda5517516 dc52135665bc.pdf; Аналитическая записка к оперативному отчету о ходе исполнения бюджета Союзного государства за январь-декабрь 2015 года. - http://www.ach.gov.ru/upload/iblock/0b2/0b276e0dcaf9d255aa328bf4ba8f457b.pdf
Сущность экономики такова, что важнейшим источником ее развития выступают именно траты бюджета. В его расходной части значительную долю составляют мероприятия по финансированию основных функций государства. В соответствии с Договором о создании Союзного государства к ним относятся:
• создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;
• единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;
• единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
• объединенные транспортная и энергетическая системы;
• разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспечения вооруженных сил государств-участников;
• единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
• единое законодательство об иностранных инвестициях;
• разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства;
• управление собственностью Союзного государства;
• международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;
• функционирование региональной группировки войск;
• пограничная политика Союзного государства;
• стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография;
• статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;
1 Федосов В.А. Бюджетные полномочия органов управления интеграционного объединения. -https://elibrary.ru/download/ elibrary_15278737_92638833.pdf
• установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства1.
В структуре расходов бюджета Союзного государства преобладают траты на:
• органы Союзного государства,
• военно-техническое сотрудничество, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности,
• промышленность, энергетика и строительство,
• сельское хозяйство и рыболовство,
• транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика,
• предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий,
• средства массовой информации и другие.
Средства бюджета распределяются по сферам деятельности в соответствии с утвержденным перечнем программ и мероприятий, принятых к финансированию. Наиболее крупные статьи расходов бюджета СГ представлены на рис. 1. Их суммарная доля колеблется от 70 до 90% всех тратт. Расходы на оборону, как и на безопасность, относятся к непроизводительным (то есть не способствуют экономическому росту), но эти два направления по-прежнему входят в число ключевых приоритетов бюджета, что является его «негативной особенностью».
Необходимо отметить, что данные за 1998-2011 гг. и 2016-2017 гг. являются плановыми, а кассовое исполнение только за 2012-2015 гг. В связи преходящими остатками и спецификой принятия бюджета СГ в 2004 и 2005 гг. наблюдались статистические искажения.
Финансирование остальных менее крупных статей бюджета представлено на рис. 2. К ним относятся:
• образование,
• культура, искусство и кинематография,
• здравоохранение и физическая культура,
• социальная политика,
• прочие.
К сожалению, нужно констатировать, что расходы на образование, культуру и здравоохранение не являются приоритетами Союзного бюджета. На эти цели тратится от 5 до 15% всех расходов. Достаточно внушительные суммы составляют прочие расходы, которые включают в основном возвращенные средства, полученные и не использованные в предыдущем году. Основной причиной этого является неполное освоение денежных средств Союзного государства в ходе исполнения бюджета.
В настоящее время в рамках Союзного государства реализуется свыше 40 союзных прoграмм, среди которых 8 - программы совместного развития отраслей промышленности. Реализуются программы военно-технического сотрудничества, совместной правоохранительной деятельности, укрепления государственной границы, охраны окружающей среды, развития спорта. В стадии проработки находятся другие аналогичные программы на перспективу2.
1 Жбанков В.А. Особенности бюджетного планирования интеграционных организаций с российским участием на примере
Союзного государства Беларуси и России.- https://elibrary.ru/download/elibrary_19110694_95397775.pdf
2 Селезнев А.З. Финансовый фа download/elibrary_25345871_28907143.pdf
2 Селезнев А.З. Финансовый фактор экономической интеграции на постсоветском пространстве. - https://elibrary.ru/
Особенностью реализации Союзных программ является временной лаг от процедуры инициирования программы до ее финансирования, который может длиться более года. Это в значительной степени объясняется тем, что нормативно-правовыми актами не регламентируется длительность прохождения каждого из этапов (согласование, рассмотрение, принятие и др.). Безусловно, необходимо упрощение порядка принятия программ, финансируемых из бюджета Союзного государства, и обеспечение более оперативного их рассмотрения1.
Анализ статей расходов бюджета СГ за рассматриваемый период позволяет выявить следующие особенности. Этапы финансирования, которые складываются последовательно: первый 1998-2005 гг., второй 2006-2010 гг. и третий 2012-2017 гг. Этапы отличаются по продолжительности и объемам трат. Их сходство в приоритетах - безопасность, военно-техническое сотрудничество и промышленность, энергетика и строительство. Абсолютным лидером по росту расходов является статья «средства массовой информации», доля которой выросла почти в 10 раз с 1,6 до 15,48% к итогу.
Размеры бюджета Союзного государства и процесс выполнения союзных программ, использование союзной собственности сегодня являются основными показателями уровня интеграции. Из табл. 2 видно, что объем расходов бюджета Союзного государства в абсолютном объеме увеличивался крайне медленно. За последние 5 лет ВВП как Беларуси, так и России снизился в реальном выражении. Их простое суммарное сложение не показательно. Тем более что соотношение ВВП двух стран составляет около 4%. Нам важно оценить взаимный интеграционный эффект.
Таблица 2
Динамика коэффициента эластичности счета текущих операций по доходам
Годы Расходы, тыс. рос. руб. Беларусь с Россией, счет текущих операций, млн. долл. США Коэффициент эластичности ВВП России, млн. долл. США ВВП Беларуси, млн. долл. США Соотношение ВВП двух стран, в процентах
2012 4 293 314 69 420 2152,4 63,5 3,0
2013 4 536 668,5 25 861 8,78 2227,8 72,8 3,3
2014 4 785 868 52 285 8,43 2084,8 75,8 3,6
2015 4 666 317 67 112 -9,06 1372,4 56,8 4,1
2016 4 873 200 23 229 -5,71 1295,8 47,8 3,7
Источник: составлено на основе данных: Сводный платежный баланс Союзного государства. - www.cbr.ru/Eng/statistics/ credit_statistics/Union_state_pb_e.xlsx
Согласно методологическим комментариям Национального банка Беларуси двусторонний платежный баланс -это статистический отчет, в котором отражаются операции между резидентами Российской Федерацией и резидентами Республики Беларусь и который включает в себя согласованные обеими сторонами данные. Операции между резидентами Российской Федерации и Республики Беларусь с активами/обязательствами резидентов третьих стран не включаются в блок двусторонних операций2. В этом случае результат односторонний.
Соответственно методологическим комментариям Центрального банка России платежный баланс Союзного государства - это статистический отчет, в котором отражаются все экономические операции, произошедшие в течение отчетного года между резидентами Российской Федерации и Республики Беларусь, с одной стороны, и резидентами остального мира (нерезидентами) - с другой. Показатели платежного баланса Союзного государства рассчитываются
1 Сорокина, Т.В. Бюджет союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации: проблемы формирования и исполнения // Белорусский экономический журнал. 2007. - № 3. - С. 42-55.
2 Методологический комментарий к платежному балансу. - http://www.nbrb.by/statistics/BalPay/
как сумма данных платежных балансов Российской Федерации и Республики Беларусь за вычетом соответствующих двусторонних операций с точки зрения каждого из двух государств.1
Приведенный в табл. 2 расчет коэффициента эластичности свидетельствует о том, что каждый потраченный рубль бюджетных средств в 2012-2015 гг. принес до 8 долл. США положительного сальдо счета текущих операций. К сожалению, нужно констатировать, что введение экономических санкций западных стран против Российской Федерации «сломало» положительный тренд.
Подводя итоги проделанному анализу, можно сделать следующие выводы. Союзное государство, имеющее более чем 15-летний опыт, остается ключевым звеном евразийской интеграции, взаимной адаптации его национальных экономик. Роль его общего бюджета необходимо повышать как самого значимого фактора реализации совместных программ и проектов, в том числе на основе инвестиционного государственно-частного партнерства. На основе реализации совместных программ, финансируемых за счет союзного бюджета, в Союзном государстве создано 3 млн. рабочих мест2. Это значимый фактор интеграции стран в Союзное государство. В целях более динамичного развития интеграционного процесса значимость и «цена» общесоюзных программ должны расти. Поэтому актуален рост доходов и расходов бюджета.
Вместе с тем, по мнению Машко В.В., серьезным препятствием получения интеграционного эффекта являются следующие моменты. Отсутствие в рамках Союзного государства функционирующей вертикали исполнительной власти: сохраняется путаница в полномочиях и функциях различных ведомств, занимающихся бюджетным процессом, не хватает оперативности в работе Совета министров Союзного государства и Высшего государственного совета, а у Постоянного комитета не хватает рычагов воздействия па заказчиков программ. Спорные вопросы решаются сложно и долго бюрократическим путем межведомственных согласований. Вследствие этого конфликты хозяйствующих субъектов, которые находятся по разные стороны российско-белорусской границы, становятся труднопреодолимыми, их решение растягивается на годы. Периодически возникают разногласия между союзными органами власти и национальными министерствами и ведомствами. Часто возникает ситуация, когда министерства и ведомства живут своими интересами, а союзные органы - своими3.
Увеличению союзного бюджета не способствует и тот имидж, который сложился в отношении управленческих структур Союзного государства. С экономической точки зрения эффективность союзных чиновников как менеджеров оказалась не очень высокой. Кроме того, при утверждении союзных программ зачастую происходит лоббирование интересов национальных предприятий в ущерб общим интересам. Так, например, расходы бюджета на содержание органов Союзного государства за 1998-2017гг. выросли более чем в 2 раза с 6,2 до 12,9% к итогу. По мнению независимых экспертов, 80% чиновников занимаются текущими, а не стратегическими задачами, и в основном не своими функциями, а сиюминутными поручениями, выходящими за рамки их обязанностей. Возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, бюджетных ресурсов недостаточно для финансирования совместных программ и мероприятий, с другой - часть средств бюджета остается неиспользованной. Одним из путей решения этой проблемы должно стать внедрение перспективного бюджетного планирования на 3-5 лет.
По мнению Сорокиной Т.Е. нуждается в совершенствовании механизм отбора программ, принимаемых к финансированию из бюджета Союзного государства, необходимо не только упрощение процедур отбора программ, но и повышение требований к их прибыльности и бюджетной эффективности. Целесообразно периодически проводить инвентаризацию госпрограмм4. Чтобы увеличить интеграционный эффект бюджета Союзного государства нужно перейти к новому построению госпрограмм. Отказаться от порочной практики принятия бюджета и только потом программ. Необходимо выделять два их уровня. Первый — управление изменениями, второй - обеспечение декомпозиции целей, задач и стратегий. Это позволит сократить неполное освоения средств бюджета Союзного государства.
1 Методологический комментарий к платежному балансу. - www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/Union_state_pb_meth.pdf
2 Селезнев А.З. А. Финансовый фактор экономической интеграции на постсоветском пространстве. - https://elibrary.ru/down load/elibrary_25345871_28907143.pdf
3 Машко В.В. Из истории союзного государства Беларуси и России: бюджет и бюджетная политика.- https://elibrary.ru/down load/elibrary_13422340_79393441.pdf
4 Сорокина Т.В. Бюджет союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации: проблемы формирования и исполнения // Белорусский экономический журнал. 2007. - № 3. - С. 42-55.
Радзиевская С.А.
к.э.н., доцент, Государственный университет инфраструктуры и технологий, г. Киев
ПАРТНЕРСТВО «БОЛЬШАЯ ЕВРАЗИЯ» И УКРАИНА
Ключевые слова: «Большая Евразия», Украина, Российская Федерация, торгово-экономические отношения, экспорт, экспорт товаров, Китай, Индия, Израиль, Япония, АСЕАН, проект «Один пояс, один путь», региональные интеграционные объединения.
С первых дней становления независимого Украинского государства в основу его внешнеэкономической политики были положены принципы многовекторности и усиления участия в интеграционных процессах. Своим стратегическим курсом Украина провозгласила присоединение к одному из трех основных центров мирового развития - к наиболее экономически сильному и развитому региональному объединению - Европейскому Союзу (ЕС).
Вместе с тем Украина развивала экономические связи со странами Содружества Независимых Государств (СНГ) и особенно со странами создаваемого Евразийского экономического союза (ЕАЭС), прежде всего - с Российской Федерацией.
В 2014 году в результате революции, подписания новым президентом П.Порошенко Соглашения об ассоциации Украины с ЕС был положен конец политике многовекторности, окончательно утвердилось западное направление интеграционного развития Украины, намерение добиваться полноправного членства в ЕС, провозглашен отказ от участия в евразийском интеграционном проекте ЕАЭС.
При этом наличие значительного числа противников подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС и сторонников ее присоединения к ЕАЭС привело к отделению от Украины и присоединению к РФ Автономной Республики Крым, созданию ДНР и ЛНР, военным действиям на Донбассе, что резко ухудшило взаимоотношения Украины с Россией. Присоединение Киева к антироссийским санкциям Запада и введение российской стороной с 1 января 2016 года торгового эмбарго на украинскую продукцию привело к сворачиванию торгово-экономических отношений, к потере украинским производством значительной доли российского рынка.
Одновременно с этим произошел разрыв кооперационных связей между украинскими и российскими производителями, который тяжело отразился на развитии высокотехнологичных отраслей промышленности Украины. Российская Федерация почти полностью прекратила закупки продукции атомной, химической, металлургической промышленности. Практически прекратилось научно-техническое сотрудничество двух стран в таких важных отраслях, как авиастроение, атомная энергетика, космическая отрасль, топливно-энергетический комплекс, агропромышленный комплекс1.
Цель исследования - на фактическом материале показать экономическую заинтересованность и целесообразность участия Украины в формировании и развитии партнерства «Большая Евразия» не только ввиду географической принадлежности к ней, но и в силу того, что, как показывают факты последних лет, без такого участия Украине весьма сложно восполнить понесенные ею потери рынков сбыта своей продукции, особенно высокотехнологической.
В докладе для обсуждения участниками IV Международной научно-практической конференции «Аналитика развития, безопасности и сотрудничества: Большая Евразия - 2030» отмечается, что вопрос о возможной интеграции в один мегапроект множества проектов современных региональных организаций (ЕАЭС, АСЕАН, ШОС и других, включая ЕС) Большой Евразии имеет давнюю историю и ряд исторических прототипов2.
В этой связи уместно вспомнить континентальную геополитическую традицию, особенно взгляды последователей теллурократии (могущество суши), которая потерпела поражение в результате наступления талассократии (могущество моря).
Так, в 60-80 гг. XX столетия особое развитие получил континентализм, заданием которого было на идеологическом уровне противостоять атлантизму. Типичными представителями «континентальной геополитики» были так называемые «новые правые», сформировавшиеся во Франции под влиянием лидера этого движения - философа и публициста Алена де Бенуа.
Ален де Бенуа был уверен, что будущее принадлежит только «Большим Пространствам», первоосновой которых должны стать объединения разных государств в политический блок, стратегически единый и этнически дифференциальный.
1 Кривогуз М.И. Украина: разворот на Запад // Россия и новые государства Евразии. 2016. - № 4. - С. 44-45.
2 Доклад для обсуждения «Большая Евразия - 2030: аналитика развития, безопасности и сотрудничества. Основные тезисы доклада Клуба «Аналитика» на IV Международной научно-практической конференции «Аналитика развития, безопасности и сотрудничества: Большая Евразия: - 2030» / Под общей редакцией А.И.Агеева. - М., 2017. - С. 4.
Конкретным проектом «новых правых» была интеграция Европы и «Федеральной Империи», которая сможет противостоять Западу и США. На уровне практической политики, начиная с 1970-х годов «новые правые» выступали за стратегический нейтралитет Европы, выход из НАТО, развитие европейского ядерного потенциала.
Относительно СССР, позднее России, позиция «новых правых» эволюционировала. Начиная с классического тезиса «Ни Запад, ни Восток, но Европа», они постепенно пришли к следующему: «Во-первых, Европа, но лучше с Востоком, чем с Западом», видя судьбу Европы как антитезу проектам атлантистов и мондиалистов, будучи противниками талассократии и концепции One World.
Бельгиец Жан Тириар в поздних своих трудах выступал за объединение Европы с СССР, его взгляды были отображены в проекте «Евро-Советской империи от Владивостока до Дублина». По мнению австрийского генерала Йор-данса фон Лохаузена, будущее Европы невозможно без России, и Россия не сможет существовать без Европы именно из-за уязвимости своих геополитических позиций перед США.
Бельгиец Робер Стойкерс выступал за активизацию сотрудничества Европы со странами Третьего Мира, особое внимание уделяя Индийскому океану, контроль над которым оказывал бы влияние на Африку, Южно-Евразийский и Тихоокеанский регионы. Жан Парвулеско описал в апокалиптических тонах столкновение «Евразийской Империи Конца» с «Империей Атлантики». Итальянец Карло Террачано выражал уверенность в том, что судьба Европы зависит от судьбы России и Евразии, от Востока, он также поддерживал идею «Евро-Советской империи от Владивостока до Дублина», подчеркивая, что главнейшая роль в борьбе с атлантизмом принадлежит исламскому миру. Поскольку американская версия атлантизма заняла ведущие позиции в Европе, проекты континенталистов не нашли практической реализации1.
«Большая Евразия» рассматривается как территория евразийского континента и части африканского, в которую, согласно классификации ООН, входят: Европа (48 стран), Азия (50 стран) и Северная Африка (7 стран)2, охватывающие восемь из двенадцати локальных цивилизаций и девять цивилизационных объединений. В начале XXI ст. в странах Большой Евразии сконцентрировано почти 9/10 производимой в мире энергии, около 3/4 мирового ВВП и 4/5 населения мира. К настоящему времени на этом пространстве сложилось множество многосторонних и двусторонних форматов сотрудничества и именно здесь находятся основные очаги международной напряженности3.
В частности следует назвать недавно вспыхнувший очаг напряженности на юго-востоке Украины, которая несомненно чисто физически, территориально является частью Большой Евразии. Помимо этого Украина является членом ряда интеграционных объединений Евразии: Сотрудничества Независимых государств (СНГ), Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ.
С 1 января 2016 года глубокая и всеохватывающая зона свободной торговли (ГВЗСТ) между Украиной и ЕС стала действовать, однако компенсировать потери Украины от разрыва связей с Российской Федерацией она пока что не смогла, причем как в количественном отношении, так и, что особенно существенно, в качественном. Общие показатели развития экономики Украины ухудшились (см. табл. 1).
Таблица 1
Основные социально-экономические показатели Украины
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Население, млн. чел. 45,6 45,4 42,9 42,8
Уровень безработицы населения (по методологии МОТ), процентов экономически активного населения в трудоспособном возрасте 7,7 9,7 9,5 9,7
Среднемесячная номинальная заработная плата штатных работников, грн. 3265 3480 4195 5183
Средний курс гривны (за период) за 100 долл. США*, грн. 799,30 1188,67 2184,47 2555,13
Среднемесячная номинальная заработная плата штатных работников, долл. США 408,482 292,764 192,037 202,847
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), % 100,5 124,9 143,3 112,4
Индекс цен производителей (декабрь к декабрю предыдущего года), % 101,7 131,8 125,4 135,7
Источник: Украина в цифрах в 2016 году. Стат. сборник Гос. службы статистики Украины. - К., 2017. - 240 с. * Статистика Национального банка Украины. Официальный курс гривни (средний за период) за 100 долл. США.
Приведенные данные показывают, что события 2013-2014 годов привели к падению в два раза среднемесячной номинальной заработной платы в долл. США штатных работников Украины.
Государственная служба статистики Украины приводит данные об объемах внешней торговли товарами и услугами за 2010-2014 годы без учета Автономной Республики Крым и г. Севастополя; при этом по Донецкой и Луган-
1 Радзieвська С.О. Глобальна економжа: конспект лекцш для студентш економiчних напрямш тдготовки уах форм навчан-ня. - К.: «С1К ГРУП Украша», 2015. - С. 38-41.
2 Яковец Ю.В., Растворцев Е.Е. Большая Евразия: стратегия партнерства цивилизаций и объединений: Научный доклад / Международный институт Питирима Сорокина - Николая Кондратьева, Евразийский центр глобального моделирования, прогнозирования и стратегического планирования. - М.: МИСК, 2017. - 63 с.
3 Доклад для обсуждения «Большая Евразия - 2030: аналитика развития, безопасности и сотрудничества. Основные тезисы доклада Клуба «Аналитика» на IV Международной научно-практической конференции «Аналитика развития, безопасности и сотрудничества: Большая Евразия: - 2030». Под общей редакцией А.И.Агеева. - М., 2017. - С. 8.
ской областям за 2014-2016 годы приведены данные по предприятиям, институтам и организациям, которые подали отчетность органам государственной статистики.
Таблица 2
Динамика экспорта и импорта товаров и услуг Украины, млрд. долл. США
Годы 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Тренды
Экспорт товаров и услуг 62,1 80,9 80,9 74,8 64,1 46,8 45,1 у = -4,857х+84,38
Импорт товаров и услуг 65,8 87,2 89,8 83,3 60,8 43,0 44,6 у = -6,464х+93,64
Источник: Зовшшня торпвля Украши товарами та послугами у 2013-2016 роках / Державна служба статистики Украши. -К., 2014-2017.
Тренды табл. 2 показывают, что экспорт и импорт товаров и услуг Украины имеют тенденцию уменьшаться, причем импорт более высокими темпами, чем экспорт.
Удельный вес торговли товарами во всей торговле товарами и услугами Украины и в 2015 г. составлял 81,46%, в 2016 г. - 80,6%. Поэтому в дальнейшем будем рассматривать специфику торгово-экономических отношений Украины со странами мира в торговле товарами, причем интересовать нас будут только экспортные отношения. В качестве отрезка времени рассмотрения приняты 2012-2016 годы, так как 2012 год можно рассматривать как наименее подверженный воздействию тех политических процессов на Украине, которые привели к событиям конца 2013 - начала 2014 гг., а 2016 г. - год начала действия ГВЗСТ между Украиной и ЕС, а также введения Россией эмбарго на импорт товаров из Украины.
Рассмотрим, как изменился экспорт украинских товаров в Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию и в страны ЕС, произошла ли компенсация сокращения украинского экспорта в страны ЕАЭС увеличением украинского экспорта в страны ЕС (см. табл. 3).
Данные табл. 3 позволяют увидеть, что в 2016 г. по сравнению с 2012 г. экспорт Украины в страны ЕАЭС сократился на 17678,4, в Россию - на 14 035,8 млн. дол США, в страны ЕС уменьшился на 3441,6 млн. дол. США. Эти данные подтверждают, что, как и ожидалось, заключение Договора об ассоциации с ЕС, последующее ухудшение отношений Украины с Российской Федерацией приведет к сокращению экспорта украинских товаров в Россию, которое не будет компенсировано увеличением экспорта в страны ЕС. В пользу такого вывода говорят и линии трендов, хотя в перспективе они могут и измениться в лучшую для Украины сторону.
Таблица 3
Динамика экспорта товаров Украины, млн. долл. США
Годы 2012 2013 2014 2015 2016 Тренды
Россия 17 628,7 14 786,7 9798,2 4827,7 3592,9 у= -3803х+21536
Белоруссия 2269,2 1940,2 1617,1 870,7 903,2 у= -380,1х+2660
Казахстан 2459,4 2084,1 1069,4 712,7 400,1 у= -549х+2992
Армения 179,2 178,4 173,4 101,6 88,9 у= -25,74х+221,5
Киргизия 127,0 132,6 102,5 75,5 - у= -18,46х+155,5
Страны ЕАЭС 22 663,5 19 122,0 12 760,6 6588,2 4985,1 у= -4789х+27591
Страны ЕС 16 937,9 16 573,5 17 002,9 13 015,2 13496,3 у= -1044х+18538
Источник: Зовшшня торпвля Украши товарами та послугами у 2013-2016 роках / Державна служба статистики Украши. -К., 2014-2017.
В пользу того, что такая ситуация не была неожиданной, говорит тот факт, что еще 11 декабря 2014 года Кабинет Министров Украины принял программу, которая предусматривала активизацию экспортной политики и защиты внутреннего рынка путем подписания с учетом национальных интересов соглашения о зонах свободной торговли с Канадой, Турцией, Израилем, Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, Экономическим сообществом государств Западной Африки (ЭКОВАС), была поставлена задача увеличения вдвое объема экспорта товаров отечественного производства к 2019 году1.
Таким образом, руководство Украины понимало, что одна лишь ГВЗСТ с ЕС не позволит решить проблему, возникшую в результате разрыва связей с Россией, и для ее решения считала необходимым развивать торгово-экономические отношения со странами Азии, Африки и Северной Америки. Исходя из этого логично допустить поиск решения этой проблемы и в развитии торгово-экономических отношений со странами Большой Евразии.
Однако перед экономикой Украины задача состоит не только в компенсации потерянного объема экспорта товаров. Большая сложность вытекает из того, что значительную часть потерянного экспорта в Российскую Федерацию составляют товары с высокой долей добавленной стоимости, которые оказалось сложно реализовать на мировом рынке. Для подтверждения этого рассмотрим структуру товарного экспорта Украины в Россию в 2012 и 2016 годах и за 9 месяцев 2017 года. Такое рассмотрение позволит выявить те товарные группы, экспорт которых в Россию сократился на этом промежутке времени в наибольшей степени. Коды и наименования товарных групп подаются в соответствии с материалами Государственной службы статистики Украины (см. табл. 4).
1 Про програму д1яльносп Кабшету Мiнiстрiв Украши / Постанова Верховно! Ради Украши № 26-'УШ вщ 11 грудня 2014 року. - http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/26-19#n7
Таблица 4
Изменение объемов экспорта в Россию основных групп украинских товаров в 2012 и 2016 гг.,
тыс. долл. США
Код Наименование Экспорт Уменьшение экспорта
2012 г. 2016 г. 2012-2016 гг.
02 Мясо и субпродукты 227 287,1 9,6 227 277,5
04 Молоко и молочные продукты, яйца, мед 356 043,1 4,9 356 038,2
07 Овощи 53 777,0 2,7 53 774,3
11 Продукция мукомольно-крупяной промышленности 21 226,5 3174,3 18 052,2
12 Семена и плоды масличных культур 24 049,6 282,7 23 766,9
15 Жиры и масло живот. и растит. происхождения 110 389,9 4189,9 106 200,0
18 Какао и продукты из него 441 665,2 23 005,9 418 659,3
20 Продукты переработки овощей 170 073,9 10 926,4 159 147,5
22 Алкогольные и безалк. напитки, уксус 206 797,5 13 364,9 193 432,6
25 Соль, сера, земля и камни 464 308,6 91 997,6 372 311,0
26 Руды, шлаки, зола 71 410,8 44 378,9 27 031,9
27 Топливо минеральное, нефть и продукты ее переработки 796 571,4 40 686,6 755 884,8
28 Продукты неорганической химии 822 857,1 505 119,4 317 737,7
39 Пластмассы, полимерные материалы 550 514,7 157 457,7 393 057,0
44 Древесина и изделия из древесины 84 781,8 29 047,7 55 734,1
48 Бумага и картон 724 820,1 230 296,4 494 523,7
68 Изделия из камня, гипса, цемента 72 555,9 20 924,6 51 631,3
69 Керамические изделия 207 696,4 51 621,6 156 074,8
72 Черные металлы 2 328 945,5 688 590,3 1 640 355,2
73 Изделия из черных металлов 1 110 105,1 204 630,4 905 474,7
84 Реакторы ядерн., котлы, машины 2 270 637,0 642 869,8 1 627 767,2
85 Электрические машины 1 159 666,1 174 197,0 985 469,1
86 Железнодорожные локомотивы 2 635 580,0 111 630,9 2 523 949,1
87 Средства наземного транспорта 431 240,0 41 489,0 389 751,0
88 Летательные аппараты 182 605,4 4163,2 178 442,2
89 Суда 88 568,0 38 799,5 49 768,5
90 Приборы и аппараты оптич. 141 264,0 30 925,7 110 338,3
91 Часы 175,1 27,7 147,4
94 Мебель 219 499,4 40 714,8 178 784,6
Источник: Товарна структура зовншньо! Toprirai Украши за Счень-грудень 2012, 2016 рр. - http:// ukrstat.gov.ua
Приведенные в табл. 4 данные позволяют определить те виды товаров, которые были отправлены в Россию в значительно меньшем объеме, чем ранее. Сопоставление данных табл. 4 с данными структуры экспорта украинских товаров за 9 месяцев 2017 г. позволяет уточнить те критические товарные группы, по которым наблюдается очень существенное снижение объемов экспорта в Россию. К их числу относятся товары под кодами 39, 68, 69, 72, 73, 84-91, 94, включая высокотехнологические товары. Теперь остается сопоставить данные экспорта названных нами критическими товарных групп во все страны мира и в Российскую Федерацию в 2012-2016 гг. На основе этого сопоставления можно с известной степенью точности, но логически обоснованно сделать вывод о том, насколько для Украины сложным оказалось реализовать ту часть этой продукции, от которой отказалась Россия. Проведенный таким образом анализ позволяет сделать вывод о том, что по ряду видов товаров их реализация оказалась явно затруднительной. В качестве примера приведем динамику экспорта товарных групп 84-87, 90 на рассматриваемом отрезке времени.
Таблица 5
Изменение объемов суммарного экспорта и экспорта в Россию групп 84-87, 90 украинских товаров
в 2012-2016 гг., млн. долл. США
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 9 мес. 2017 г.
84 Суммарный 3794,8 3840,5 2977,1 1961,6 1561,3 1163,1
В Россию 2270,6 2222,0 1678,2 900,6 642,9 524,5
85 Суммарный 3231,8 3134,1 2680,1 1979,2 2076,7 1839,2
В Россию 1159,7 1101,2 672,0 254,7 174,2 131,0
86 Суммарный 4107,2 2463,2 839,4 210,8 237,8 166,0
В Россию 2635,6 1743,4 601,4 110,1 111,6 101,0
87 Суммарный 585,5 375,1 293,1 175,6 132,5 103,0
В Россию 431,2 191,6 129,1 58,5 41,5 47,0
90 Суммарный 293,9 292,9 229,4 156,0 143,3 103,5
В Россию 141,3 138,8 101,2 36,7 30,9 24,5
Источник: Товарна структура зовшшньо! тopгiвлi Украши за Счень-грудень 2012-2016 рр. - http:// ukrstat.gov.ua
Данные табл. 5 позволяют увидеть, как синхронно снижение объемов экспорта товаров приведенных групп в Россию сопровождается снижением суммарных объемов экспорта, что однозначно свидетельствует о том, что товары, от которых отказалась Российская Федерация, не были в полной мере реализованы другим потребителям.
Ясно, что для Украины проблема найти потребителей этой нереализованной России продукции - это проблема сохранения высокотехнологичных производств и соответственно высококвалифицированных кадров. И решить эту проблему поможет Украине участие в формировании и функционировании Большой Евразии.
Согласно новой экономической политике в вышеупомянутой программе Кабинета Министров Украины предполагается развитие интеграции с Израилем и Турцией, (т.е. странами Большой Евразии), а тем самым через эти страны осуществление усиления экономических связей с Евразией.
Однако, наши исследования перспектив развития интеграционных процессов Украины с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, Экономическим сообществом государств Западной Африки (ЭКОВАС) и другими государствами, о которых идет речь в программе Кабинета Министров Украины, позволили убедиться в том, что основными товарами, которые Украина сюда экспортирует, является продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности, заметное место занимают также черные металлы и весьма незначительное место - высокотехнологические товары, продукция машиностроения. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что в отношениях с этими странами Украина не использует свой научно-технический потенциал1.
Естественно, что в этих условиях Украина должна большее внимание уделять таким странам, как Китай, Япония, Индия, Израиль, Иран, Египет, региональным объединениям АСЕАН, СААРК, АТЭС, АСЕМ, МАГРИБ и т.д. В свое время заместитель министра по вопросам евроинтеграции В. Рутицкая отметила: «Экономики стран АСЕАН вместе составляют седьмую по размерам экономику мира. По прогнозу, в 2050 году она будет четвертой» и добавила: «АСЕАН - один из наиболее перспективных регионов в мире с точки зрения украинских товаров... Нам нужна ЗСТ с одной из стран АСЕАН»2.
Следует отметить, что Украина успешно развивает свой экспорт товаров в ряд стран Евразии (табл. 6).
Таблица 6
Динамика экспорта товаров Украины в ведущие страны Большой Евразии, млн. долл. США
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 9 мес. 2017 г.
Азербайджан 767,0 858,9 591,5 318,8 248,0 250,8
Египет 2897,9 2718,5 2862,1 2079,8 2266,5 1409,8
Израиль 796,3 697,8 593,1 597,1 488,6 433,4
Индия 2290,4 1955,7 1815,8 1444,1 1903,1 1594,1
Индонезия 472,3 318,9 168,3 185,9 366,4 218,6
Корея, Республика 481,9 407,5 510,3 395,4 413,7 225,8
Иран 1169,7 792,4 703,4 533,6 705,2 452,4
Китай 1777,2 2726,7 2674,1 2399,1 1832,5 1423,1
Турция 3688,0 3753,9 3561,4 2771,8 2049,1 1802,0
Япония 320,5 456,5 209,6 235,6 185,2 168,3
Источник: Зовшшня торгшля Украши товарами та послугами у 2013-2016 рр., 9 мс. 2017 р. / Державна служба статистики Украши. - К., 2014-2017.
Ключевые игроки АТР уже много лет свою деятельность направляют на развитие сотрудничества с Европой. Именно на это направлено и возрождение Китаем Великого шелкового пути, а по существу - и на формирование Большой Евразии.
Выводы. Используя свое уникальное географическое положение, наличие длительного опыта торгово-экономических отношений со странами Евразии, развитие углубленной и всеохватывающей зоны свободной торговли с Евросоюзом и участие в целом ряде региональных интеграционных объединений, Украина не должна упустить свой геополитический шанс стать важным звеном объединения Востока и Запада.
Особое внимание Украина должна обратить на развитие стратегических отношений с экономическим лидером Большой Евразии - Китаем и включиться в развитие инициированного и финансируемого им проекта века - «Один пояс - один путь»3, а тем самым стать и активным участником строительства Большой Евразии.
Развитие стратегических отношений Украины с Китаем благодаря ее участию в строительстве Большой Евразии будет также способствовать освоению реализованных КНР механизмов управления развитием экономики, обеспечивших быстрый экономический рост страны, продолжающийся и после начала глобального финансового кризиса на фоне стагнации мировой экономики, механизмов, в основе которых лежит сочетание стратегических и индикативных планов с целевым кредитованием инвестиционных проектов их достижения, с одной стороны, и рыночной конструкции в открытой рыночной среде с избирательным государственным регулированием, с другой стороны4.
1 Радзieвська С.О. Вплив глобалiзацil на трансформащю зовншньоторговельних зв'язюв Украши // Економют. 2016. - № 5, травень. - С. 23-29.
2 Прес-служба Мшагрополпжи. - http://minagro/gov.ua/node/21521 minagro.gov.ua/node/21521
3 Радзieвська С.О., Ус 1.В., Покришка Д.С. Глобальт домшанти розвитку Китаю // Мiжнародна еконмчна полгтика. 2017. -№ 26. - С. 137-168.
4 Глазьев С.Ю. Битва за лидерство в XXI веке. Россия-США-Китай. Семь вариантов обозримого будущего. («Коллекция Изборского клуба»). - М.: Книжный мир, 2017. - С. 261.
Вышеупомянутое в конечном счете будет способствовать повышению темпов роста экономики Украины, реальный ВВП которой остается на 40% ниже уровня 1990 г., что свидетельствует о накоплении в национальном производстве серьезных проблем. По мнению заместителя директора Института экономики и прогнозирования НАН Украины С.А.Кораблина, основная причина неустойчивости и уязвимости экономики Украины связана с ее структурными недостатками, которые проявляются в специализации на выпуске и экспорте продукции с низкой долей добавленной стоимости1. Другие сотрудники этого института считают доказанным факт невозможности обеспечения модернизации предприятий реального сектора экономики Украины с помощью механизма рынка и признают обоснованной необходимость реанимации концепта экономического национализма и активизации государственного участия в финансировании приоритетных инвестиционных проектов2, что представляется близким к тому опыту, который успешно реализован в КНР. Поэтому с достаточной степенью уверенности можно считать, что заимствование Украиной в процессе сотрудничества с Китаем в рамках проекта «Большая Евразия» его опыта управления народным хозяйством поможет решить задачу успешного развития экономики Украины.
1 Кораблш С.О. Украша: економiчна нестшюсть та вади сировинно! спещ^зацп // Вюник Нацюнально! академл наук Украши. 2017. - № 10. - С. 10-21.
2 Зимовець В.В., Шелудько Н.М. Боргове навантаження та швестицшна дисфункция в реальному сект^ економжи Украши // Економжа промисловоста. 2017. - № 3. - С. 82-95.