УДК 93 Б01 10.18522/0321-3056-2015-3-54-57
ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕЛИГИИ НА ДОНУ В РАЗРЕЗЕ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ
(1970-е - середина 1980-х гг.)
© 2015 г. Д.Ю. Гаврицков
Гаврицков Денис Юрьевич- Gavritskov Denis Yur'evich -
аспирант, Postgraduate Student,
Институт истории и международных отношений Institute of History and International Relations
Южного федерального университета, of the Southern Federal University,
ул. Б. Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону, 344082. B. Sadovaya St., 33, Rostov-on-Don, 344082, Russia.
E-mail: gavritskov. d@mail. ru E-mail: gavritskov. d@mail. ru
Проводится анализ политики советского государства в отношении религии в Ростовской области в 1970-е -середине 1980-х гг. Основное внимание уделено атеистическим мероприятиям и их результатам в разрезе городских пространств Ростовской области в данный период. Указывается, что атеистическая политика Советского государства носила организованный характер, была институализирована, проводилась силами властных и общественных структур, поддерживалась мощными административными и кадровыми ресурсами.
Ключевые слова: государственная политика, партийная политика, религия, атеизм, секты, Ростовская область, городские пространства, государственно-конфессиональные отношения, гражданские и религиозные обряды.
The analysis of the policy conducted by the Soviet state regarding the religion in the Rostov region in the 1970s - mid-1980s is carried out on the basis of historical data. The focus is on the atheistic activities and their results in the context of urban spaces of Rostov region during this period. It is pointed out that the atheistic policy of the Soviet state was of an organized nature, was institutionalized, carried out by the authorities and public bodies, supported by a strong administrative and human resources.
Keywords: national policy, party policy, religion, atheism, sect, Rostov region, urban spaces, state-confessional relations, civil and religious ceremonies.
Атеистическое направление - органичный элемент деятельности руководства Ростовской области в период развитого социализма. С одной стороны, власти, воплощая тенденции необольшевизма, продолжали действовать методами «антирелигиозной борьбы» 1960-х гг. С другой - выявились новые черты и особенности. Системность противостояния обретала институциональные признаки [1, с. 40-43]. Тенденции урбанизации придавали политической деятельности в данной сфере специфический оттенок.
Цель статьи - показать особенности атеистической политики донского руководства в разрезе городских пространств.
Приоритет бюро Ростовского обкома КПСС 1970 - начала 1980-х гг. - индивидуализация просветительской и образовательной деятельности в городах Дона посредством «дней атеиста», циклов лекций, создания сети «школ знаний», тематических кинопоказов, конкурсов на лучший методический материал, освещения гражданских обрядов
в СМИ и др. Для пресечения несанкционированных собраний верующих и мониторинга ситуации создавались агитбригады, составлялись карты религиозных объединений [2, л. 319].
Службы городских и районных исполкомов вели профилактическую работу в женских консультациях, родильных домах, детских поликлиниках; предупреждалась возможность крещения детей [3, л. 110]. В сфере гражданской обрядности партийно-советская власть делала упор на укрепление материально-технической базы салонов обрядовых услуг, службы быта, оборудование помещений загсов, ритуальных комнат дворцов культуры, клубов [2, л. 46]. Использовался потенциал дворцов и домов культуры, клубов, библиотек, агитпунктов, парков. Проводились кинофестивали, кинолектории, «круглые» столы, в репертуар городских театров включались произведения атеистической направленности. Достижению эффективности должны были содействовать музейные экспозиции, коллекции краеведческих материалов,
оформление тематических выставок, активизация атеистической работы городских планетариев [2, л. 323]. Так, на агитплощадках Железнодорожного района Ростова-на-Дону летом 1972 г. было прочитано 500 лекций [4, л. 83-85], действовал кинолекторий в парке Собино, создано 15 кружков «Юный атеист».
Атеистическим центром Первомайского района Ростова-на-Дону считался Дворец культуры завода «Ростсельмаш». В 1971-1972 гг. действовавший при дворце совет клуба атеистов выявил на предприятии 30 верующих-сектантов, за которыми неДанные по проведению церковь
медленно были закреплены агитаторы-атеисты; в цехах создавались уголки атеизма, прочитано 120 лекций.
Как следует из документов, в 1977-1978 гг. в Ростове-на-Дону лекторы общества «Знание» прочитали 160 тыс. лекций. В 1977 году было проведено 23 рейда по пресечению нелегальных собраний. Установлен контингент верующих детей (156 чел. в 1978 г.) (табл. 1).
Для сравнения рассмотрим ситуацию в г. Шахты. Количество и охват атеистических мероприятий можно проанализировать на основе табл. 2.
Таблица 1
I обрядов в 1975-1978 гг., % [5, л. 9]
Обряд 1975 1977 1978
Число очных отпеваний по умершим 3,8 - 2,7
Венчание 0,6 - 0,4
Крещение детей — 22,1 20,2
Торжественная регистрация новорожденных - 20,2 29,2
Бракосочетание - 61,4 73,7
Таблица 2
Справка об атеистической работе в г. Шахты (в школах) [6, л. 25]
Форма работы Количество мероприятий Охват, чел.
Атеистические вечера, обсуждение печатных изданий и фильмов 167 15017
Кружки «Юный атеист» 33 778
Клубы «Юный атеист» 21 947
Встречи с бывшими священнослужителями, порвавшими с религией 2 400
Индивидуальная работа с детьми, находящимися под влиянием верующих 150 30
Оборудование уголков атеиста 26 -
Регулярный выпуск стенных газет, плакатов, радиопередач и др. 44 5270
Лекции на атеистические темы силами старшеклассников в классах, ЖЭКах, на предприятиях 154 3589
Лекции для населения в школах минимума знаний о природе и обществе 88 5338
Лекции для населения из цикла «Научные основы атеизма» 84 5944
Однако, несмотря на большое количество проводимых лекций, кинопоказов, работы кружков, клубов, встреч, публикаций и других средств пропаганды, количество верующих различных конфессий продолжало оставаться высоким (табл. 3).
Церковный доход трёх православных церквей в данный период растёт: в 1975 г. - 189 тыс. р., в 1976 г. - 198 тыс. р. Гражданские обряды так и не сумели вытеснить обряды религиозные. В 1976 г. в Шахтах было крещено 680 детей, что составило 19 % родившихся, за первое полугодие 1977 г. крещено более 20 % родившихся [6, л. 5].
Значимым направлением партийно-государственной деятельности являлась работа с религиозными обществами. Власти предпринимали меры по обязательной регистрации объединений, давали разъяснения относительно деятельности незарегистрированных сект. Для работы с представителями религиозных обществ был задействован административный и партийный аппарат, комиссии исполкомов по соблюдению законодательства о религиозных культах, изучалась деятельность проповедников, выявлялись материалы экстремистской направленности, фиксировалась
финансовая деятельность, осуществлялся паспортный контроль - недопущение прописки «бродячих попов». На учёт брались так называе-
Работники школ должны были привлекать к общественным работам детей из семей верующих. Проводились рейды оперативников по маршрутам Ростов - Шахты, Ростов - Азов, Ростов - Таганрог для пресечения деятельности баптистов [7, л. 5558]. В 1980-1981 гг. конфисковано 2,5 тысячи экземпляров религиозной литературы, изданной за рубежом на различных языках народов СССР, 19 переплётно-брошюровочных станков [2, л. 44].
Власти отмечали необходимость усиления охраны культурных ценностей, находящихся в действующих церквях и молитвенных зданиях, а также самих зданий, представляющих историческую или архитектурную ценность. Недействующие культовые здания, представляющие историческую или архитектурную ценность, переоборудовались для музеев, картинных галерей, выставочных и концертных залов [2, л. 326].
Для реализации мероприятий требовались квалифицированные кадры, специально подготовленные для атеистической работы. На отделении научного атеизма университетов марксизма-ленинизма в Ростове, Таганроге, Новочеркасске и Шахтах ежегодно проходили подготовку свыше 300 лекторов. На факультетах общественных профессий вузов открывались отделения научного атеизма [8, л. 43]. Проводились ежегодные научно-практические конференции, областные семинары председателей советов кабинетов атеизма, профсоюзных и клубных активов, областные семинары председателей атеистических комиссий районных и городских комитетов ВЛКСМ, комиссий содействия по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах при горрайисполкомах области и т.д.
мые «Святые места», изучалось их происхождение и возможность прекращения их дальнейшего использования.
Атеистическая работа велась в медицинских учреждениях. Так, в Первомайском районе Ростова-на-Дону в 1973 г. при поликлинике №1 была создана группа врачей-агитаторов из 10 человек, которые выявили 15 верующих семей и вели индивидуальную работу с представителями протестантских конфессий [4, л. 103]. К борьбе со знахарством и суевериями привлекались врачи, медицинские работники, преподаватели и студенты мединститута и медучилищ.
20 лекторов-атеистов в 1970-1973 гг. было подготовлено в Ростовском государственном университете. Преподаватели и студенты химического, биологического и геолого-географического факультетов читали лекции на темы «Химия и религия», «Химия в борьбе с суевериями», «Происхождение жизни на Земле», «Естественные науки и атеизм» и т.д. [4, л. 108].
К 1982 г. в области создано 25 факультетов народных университетов, 500 клубов юных атеистов [2, л. 43]. Тем не менее власти вынуждены были признавать недостатки.
Так, в Красном Сулине, Каменске, Миллерово бездействовали городские комиссии по соблюдению законодательства о религиозных культах. Власти с тревогой отмечали появление в 1978 г. в Миллерово групп пятидесятников, в Красном Сулине - иеговистов, в Шахтах - участие несовершеннолетних в молитвенных собраниях. В Ростове, Таганроге и Шахтах отмечалась плохая работа по созданию управлений обрядовых (ритуальных) услуг [9, л. 5-6]. Слабо велась работа Морозовским райкомом, следствием чего стала регистрация православной общины и открытие молитвенного дома в 1978 г. [7, л. 9].
Таблица 3
Наличие конфессий в г. Шахты (1977 г.) [6, л. 5]
Конфессия Численность и молитвенные дома
Православные 3 действующие церкви (Покровская, Николаевская, Вознесенская)
Евангельские христиане-баптисты (зарегистрированные) 1 молитвенный дом (200 чел.)
Адвентисты седьмого дня (зарегистрированные) Тот же молитвенный дом, что и у ЕХБ (54 чел.)
Сторонники «совета церквей» евангельские христиане-баптисты (незарегистрированные) 1 молитвенный дом (200 человек)
Христиане веры евангельской («пятидесятники», незарегистрированные) 60 чел.
Истинно-православные христиане 4 чел.
Встречались факты ущемления конституционных прав верующих, что подталкивало многих из них к крайним религиозным течениям и фанатизму [2, л. 45]. В августе 1985 г. была предпринята попытка организовать на территории Багаевского района нелегальный молодёжный лагерь по обучению религии и подготовке организаторов для работы среди детей сектантов в Северо-Кавказском регионе.
Атеистическая политика советского государства в 1970-1985 гг. в городах Ростовской области носила организованный характер, была институционализирована, проводилась силами властных и общественных структур, поддерживалась мощными административными и кадровыми ресурсами. Основные направления - индивидуальная работа, религиозные объединения, группы и секты (меры по регистрации, контроль за деятельностью, выявление крайних течений и т.д.), подготовка кадров для атеистической работы, внедрение гражданской ритуа-листики в противовес религиозным обрядам.
Архивные материалы подтверждают вывод о переходе от открытого противоборства к скрытому противостоянию [1, с. 43].
Литература
1. Табунщикова Л.В. Религиозная жизнь и атеистическая деятельность Советского государства в период «застоя» (по материалам Ростовской области) // Изв.
Поступила в редакцию
вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2011. № 5. С. 40-43.
2. Центр документации Новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. 9. Оп. 82. Д. 72.
3. Там же. Ф. 9. Оп. 89. Д. 41.
4. Там же. Ф. 13. Оп. 12. Д. 34.
5. Там же. Оп. 15. Д. 277.
6. Там же. Ф. 121. Оп. 31. Д. 90.
7. Там же. Ф. 9. Оп. 64. Д. 21.
8. Там же. Оп. 52. Д. 72.
9. Там же. Оп. 69. Д. 42.
References
1. Tabunshchikova L.V. Religioznaya zhizn' i ateistich-eskaya deyatel'nost' Sovetskogo gosudarstva v period «zastoya» (po materialam Rostovskoi oblasti) [Religious life and atheistic activity of the Soviet state in the period of "stagnation" (based on the Rostov region)]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Obshchestv. nauki, 2011, no 5, pp. 40-43.
2. Tsentr dokumentatsii Noveishei istorii Rostovskoi oblasti (TsDNIRO) [Center of Modern History Documentation of the Rostov region]. F. 9. Op. 82. D. 72.
3. There. F. 9. Op. 89. D. 41.
4. There. F. 13. Op. 12. D. 34.
5. There. Op. 15. D. 277.
6. There. F. 121. Op. 31. D. 90.
7. There. F.9. Op. 64. D. 21.
8. There. Op. 52. D. 72.
9. There. Op. 69. D. 42.
24 июня 2015 г.