Научная статья на тему 'Реализация государственной политики в области религии в Алтайском крае в 1954–1959 гг'

Реализация государственной политики в области религии в Алтайском крае в 1954–1959 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / STATE AND CONFESSIONAL RELATIONSHIPS / ATHEISTIC PROPAGANDA / ALTAI REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жеребятьева Елена Евгеньевна

В статье представлен анализ работы партийных и общественных органов Алтайского края в отношении религиозных организаций в 1954–1959 гг., в частности выполнение постановлений ЦК КПСС 1954 г. о научно-атеистической пропаганде в СССР. Определены основные формы и методы региональных органов власти, используемые при проведении конфессиональной политики в крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State religious policy and its realization in the Altai region in 1945–19591Altai State Technical University n.a. I.I. Polsunov

This is an analysis of the religious policy, conducted by regional state and public bodies in Altai region in 1945–1959, in accordance with the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union decrees of 1954 about scientific and atheistic propaganda. Author defines the basic forms and methods used by the regional state institutions carrying out the faith based policy in Altai region.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной политики в области религии в Алтайском крае в 1954–1959 гг»

ББК 63.3 (2Рос-4Алт) 632-37 УДК 947.8:28

Е.Е. ЖЕРЕБЯТЬЕВА

E.E. ZHEREBYATYEVA

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РЕЛИГИИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 1954-1959 гг.

STATE RELIGIOUS POLICY AND ITS REALIZATION IN THE ALTAI REGION IN 1945-1959

В статье представлен анализ работы партийных и общественных органов Алтайского края в отношении религиозных организаций в 1954-1959 гг., в частности выполнение постановлений ЦК КПСС 1954 г. о научно-атеистической пропаганде в СССР. Определены основные формы и методы региональных органов власти, используемые при проведении конфессиональной политики в крае.

This is an analysis of the religious policy, conducted by regional state and public bodies in Altai region in 1945-1959, in accordance with the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union decrees of 1954 about scientific and atheistic propaganda. Author defines the basic forms and methods used by the regional state institutions carrying out the faith based policy in Altai region.

Ключевые слова: государственно-конфессиональные отношения, атеистическая пропаганда, Алтайский край.

Key words: state and confessional relationships, atheistic propaganda, Altai region.

Со сменой руководства в СССР отношение партийных лидеров к роли и месту религии в стране было неоднозначным. В подтверждение выступили вышедшие в 1954 г. противоречащие друг другу постановления ЦК КПСС: «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах по ее улучшению» от 7 июля, «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» от 10 ноября. В первом выражалась тревога по поводу «оживления религии», ее «приспособления» к современным условиям, содержались призывы к активной борьбе с «религиозными предрассудками и суевериями». В свою очередь, оппоненты осуждали администрирование в отношении верующих и религиозных обществ.

Органы власти Алтайского края не могли не отреагировать на вышедшие постановления. На основании решения Алтайского крайисполкома № 640 от 1 ноября 1954 г. с 20 по 26 ноября в крае был проведен семинар лекторов по научно-атеистической и естественнонаучной пропаганде с количеством участников 150 человек. В целях широкого развертывания естественнонаучной пропаганды среди населения исполнительный комитет краевого Совета депутатов утвердил учебный план семинара, смету расходов в сумме 62960 рублей [6, д. 148, л. 271]. В научно-атеистический цикл были включены следующие темы: «Диалектический материализм - научная основа атеизма», «Марксизм-ленинизм о религии и путях ее преодоления», «Отношение коммунистической партии и Советского государства к религии», «Религия - враг науки», «Реакционная сущность христианства», «Реакционная сущность религиозных праздников и обрядов» [6, д. 148, л. 273-274].

Следует отметить, что в большем объеме на территории края распространялась информация о ходе разъяснения постановления от 10 ноября. Отдел пропаганды и агитации крайкома партии провел совещание штатных и внештатных лекторов крайкома КПСС и краевого лекционного бюро по вопросу организации атеистической пропаганды в соответствии с рекомендациями ЦК КПСС. В Барнаульском горкоме, Алейском и Шипуновском районах были проведены семинары секретарей партийных организаций, на которых раздавались инструктивные указания по организации научно-атеистической пропаганды среди населения.

Основной аудиторией лекторов-общественников, агитаторов были рабочие заводов края, включая Барнаульский котельный завод, завод дизельных запасных частей и агрегатов, Бийскую махорочную фабрику, Бийский лесозавод, представители образовательных учреждений, рабочие колхозов, пенсионеры.

Основной целью проведения семинаров по вопросу вышеупомянутого постановления среди населения было, однако, не выявление и критика недостатков в политике местных органов власти по отношению к верующим различных конфессий Алтайского края, а убеждение населения в неправильности позиций верующих. Этот вывод можно подтвердить и тем фактом, что в отчетах И. Сергеева, заведующего общим отделом исполкома краевого Совета депутатов, исполняющего обязанности уполномоченного Совета по делам РПЦ по Алтайскому краю, не содержится критической информации об обнаружении ошибок при проведении научно-атеистической пропаганды в крае. Однако известны случаи, когда в отношении верующих применялись методы давления, включая увольнение с работы. Так, например, воспитательницу детского сада № 8 в г. Камне уволили после того, как она похоронила сына с соблюдением церковных обрядов [6, д. 148, л. 141].

Тем не менее, следует отметить, что в 1954-1957 гг. антирелигиозная пропаганда в Алтайском крае находилась на невысоком уровне. Лекции читались в основном в городах края, таких как Барнаул, Бийск, Алейск. В первые дни после выхода постановления в местной печати в г. Камне и Каменском районе были организованы более 40 бесед, в Алейском районе - более 300 [5, д. 77, л. 141]. В ряде районов «просвещение населения в области естественнонаучных знаний» не было организовано совсем. Во многом это было связано с недостаточным количеством профессиональных лекторов-агитаторов,

с их неквалифицированностью.

17 февраля 1955 г. СМ СССР принял постановление № 259 «Об изменении порядка открытия молитвенных зданий», которым разрешалось регистрировать церковные общины, ранее действовавшие без оформления соответствующих документов. Алтайское отделение Российского общества по распространению политических и научных знаний проводило такую линию поведения с верующими, которая позволяла «не оскорблять их чувства». Подчеркивалась мысль о том, что только «повышение сознательности повлечет за собой полное отмирание религиозных предрассудков..., религию не отменяют, а она отмирает». Для этого необходима была «длительная, терпеливая, настойчивая, спокойная», «повседневная, наступательная научно-атеистическая пропаганда» [7, д. 18], которую не следовало приостанавливать и при открытии новых церквей.

Следует отметить, что в крае в 1954-1957 гг. существовали 7 православных церквей и 4 молитвенных дома, не увеличилось и количество зарегистрированных неправославных религиозных обществ. Однако степень религиозности верующих края ряда населенных пунктов была довольно значительна. Об этом свидетельствуют ходатайства верующих г. Барнаула в августе 1956 г. об открытии второго православного храма, т.к. имеющийся не удовлетворял религиозные нужды всех желающих. Но по причине того, что верующими было выбрано здание Дмитриевской церкви, архитектурного памятника XVIII века, в котором на тот момент располагалось спортивное общество «Спартак» [7, д. 3], ходатайство не было удовлетворено.

Внимание органов власти все больше начали привлекать конфессиональные объединения немцев. В 1956 г. с ходатайствами об открытии общин ЕХБ выступили верующие немцы из Михайловского, Кулундинского, Благовещенского, Славгородского районов. Представители общины ЕХБ с. Николаев-ка Благовещенского района Левен, Класен, Гардер, Винс от имени 50 человек района дважды обращались через Президиум ВС СССР с просьбой зарегистрировать их общину. Ввиду того, что просьба не была оформлена соответствующим документом, ходатайство не было удовлетворено. В течение 1957 г.

в крайисполком поступали заявления с ходатайствами о регистрации ЕХБ из г. Рубцовска, с. Михайловка, г. Чесноковка, р.п. Кулунда, с. Табуны. Во многих населенных пунктах с немецким населением верующие ЕХБ собирались нелегально. В некоторых поселках, в частности в тех, где расположены колхозы им. Тельмана, Энгельса, на собрания баптистов собиралось до 85% населения [7, д. 14, л. 104].

Возросшая активность верующих немецкой национальности в Алтайском крае в 1954-1957 гг., увеличение численного состава действующих зарегистрированных и нелегально существовавших религиозных обществ, в основном ЕХБ, по мнению И. Сергеева, являлась следствием крайне слабой

антирелигиозной пропаганды и массово-политической работы среди немецкого населения. Поэтому власти края начали более внимательно и с особой осторожностью следить за поведением верующих общин ЕХБ.

4 октября 1958 г. ЦК КПСС вынес секретное постановление под названием «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам "О недостатках научно-атеистической пропаганды"», которое обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на «религиозные пережитки» советских людей. Государственным учреждениям предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин, вплоть до увольнения с работы лиц, посещающих религиозные организации. В качестве частных примеров выступают заявления верующих Тальменской общины ЕХБ. Ренген-лаборанта Таль-менской районной больницы Л.А. Кривошееву вынуждали отречься от веры в существование бога члены партийной организации, профсоюза, заместитель главного врача больницы. Они объясняли, что «наука идет в разрыв с религией», поэтому ей следовало освободить занимаемую должность. По мотивам религиозного культа был уволен с работы фотограф Тальменского райсобеса В.Е. Евграфов. Л.В. Яковлевой, ученице 9-го класса вечерней школы на собрании 7-10-х классов выдвинули обвинение в том, что она «раз верит в бога, то неблагодарна обществу», «является позорным пятном существования школы», «подобна змее, которая пускает яд и заражает других» [7, д. 12, л. 5].

В целях широкого распространения среди населения научно-атеистических знаний, оказания методической помощи культурно-просветительным учреждениям в организации антирелигиозной работы с 1 июля 1958 г. в г. Барнауле начал работу городской Дом атеиста [3, с. 3]. В его задачи входила «пропаганда марксистского материалистического мировоззрения, широкое распространение среди трудящихся, и особенно среди молодежи, естественно-научных и научно-атеистических знаний» [4, с. 42]. Располагался Дом в помещении краевого отделения Общества по распространению политических и научных знаний, был оборудован стендами на различные темы естествознания: «Есть ли жизнь на планетах», «Происхождение и развитие небесных тел», «Физика разоблачает религиозные предрассудки и суеверия», «Религия - орудие реакции» и др. Деятельностью Дома атеистов руководил Совет, в состав которого вошли представители партийных органов, краевого Общества по распространению политических и научных знаний, преподаватели вузов.

Назначением атеистической пропаганды 1959 г. считалось следующее: «вырвать верующих из-под влияния религии, ...разбудить его творческие силы и направить их на всенародное дело - строительство коммунизма» [1, с. 37]. Особое значение придавалось пропаганде семилетнего плана развития народного хозяйства СССР, края, города, района. «Показ на ярких цифрах, сравнениях, фактах того, как изменяется экономика, культура советского общества, жизнь каждого человека в отдельности, убедительно свидетельствует, на что способны люди, когда они свободны от гнета религии» [1, с. 37].

В качестве наиболее распространенных форм атеистического воспитания являлись лекции, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, пропагандирующие технические знания и технический прогресс. В ряде партийных организаций края большим успехом пользовались вечера на темы: «Развитие крупной промышленности в семилетнем плане», «Что даст трудящимся легкая промышленность за семь лет», «Что получат трудящиеся СССР от раз-

вития сельского хозяйства в 1965 г.», «Как изменится экономическая карта СССР в 1965 г.» и др. [1, с. 38]

В горкомах КПСС в помощь агитаторам-атеистам были открыты кабинеты политического просвещения, снабженные необходимой литературой. Большой популярностью пользовался справочник «Как разоблачать чудеса», составленный преподавателями химии, предназначенный разоблачать «чудеса» - обновление иконы, самовозгорание свечей, появление креста на бумаге и др.

При кабинетах просвещения были созданы советы атеистов, в состав которых входили агитаторы, работники культпросветучреждений, учителя, врачи, члены общества по распространению политических и научных знаний. За членами были закреплены определенные участки, где они организовывали научно-атеистическую пропаганду. Такие советы активно работали в Бийске, Зональном, Кулундинском и др. районах края.

В Кулундинском районе существовал разъездной клуб атеиста. Это была оборудованная машина с библиотекой из атеистической и научно-популярной литературы, которая также продавала книги. В программу входили лекции и концерты художественной самодеятельности. В июле, августе, сентябре 1959 г. была утверждена следующая программа: лекция - «Сущность современного религиозного сектантства», показ диафильма «Медицина и религия», постановка пьесы М. Горького «Егор Булычев и другие», художественное чтение по произведениям: Маяковского «О том, как некие сектанты зовут рабочего на танцы», Берестина «Богобоязненный безбожник» [1, с. 41].

Также для подготовки бесед с верующими были рекомендованы следующие авторы и работы: И.И. Скворцов-Степанов «Благочестивые размышления об аде и рае, бесах и ангелах, грешниках и проповедниках и о путях к спасению», Е. Ярославский «Библия для верующих и неверующих», Е. Дулу-ман «Почему я перестал верить в бога» и «Почему я порвал с верой в Христа», Ф. Мячин «Мой разрыв с сектантами-трясунами» [2, с. 104].

Большое значение имело «разоблачение перед верующими ложных проповедей, грязных махинаций, антиморального облика служителей культа» [1, с. 43]. Для индивидуальной работы в этом вопросе активно использовались СМИ. Были опубликованы статьи в газетах: «Советская правда», «Алтайская правда», «Молодежь Алтая». На страницах этих газет можно было встретить следующие заголовки: «Шарлатаны и изуверы под маской «братьев во Христе», «Не хочу обманывать», «Святая Домна и ее шарлатанство».

Таким образом, с 1954 г. вопросы политики в области религии постепенно переместились в сферу партийного влияния, был взят курс на подавление деятельности религиозных организаций при помощи научно-атеистической пропаганды. В Алтайском крае в исследуемый период начала формироваться система построения и распространения антирелигиозной и естественнонаучной пропаганды. В этот процесс были вовлечены новые элементы: Алтайское отделение Российского общества по распространению политических и научных знаний, Дом атеиста (г. Барнаул), кабинеты политического просвещения при горкомах КПСС, советы атеистов, клубы атеистов.

Литература

25. Антонова, Н.И. Какие формы пропаганды атеизма можно использовать в работе с верующими [Текст] / Н.И. Антонова // Блокнот агитатора. - 1959. - № 17. - С. 34-45.

26. Беседы на научно-атеистические темы: сб. статей и рассказов в помощь пропагандистам, агитаторам и беседчикам [Текст] / под ред. Н.И. Антоновой. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1959. - 109 с.

27. Бюро горкома КПСС о мерах усиления научно-атеистической пропаганды [Текст] / Алтайская правда. - 1958. - 13 мая.

28. Дом атеиста (К открытию дома атеиста в Барнауле) [Текст] // Блокнот агитатора. -1959. - № 6. - С. 42-43.

29. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. П. 1. Оп. 98.

30. ГААК. Ф. Р. 834. Оп. 4.

31. ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.