Научная статья на тему 'Изменение вероисповедной политики партийно-государственных органов в связи с юбилеем введения христианства на Руси (по материалам Ростовской области)'

Изменение вероисповедной политики партийно-государственных органов в связи с юбилеем введения христианства на Руси (по материалам Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
78
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПАРТИЙНАЯ ПОЛИТИКА / РЕЛИГИЯ / АТЕИЗМ / РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГРАЖДАНСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ / PUBLIC POLICY / PARTY POLITICS / RELIGION / ATHEISM / ROSTOV REGION / STATE-CONFESSIONAL RELATIONS / CIVIL AND RELIGIOUS CEREMONIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаврицков Денис Юрьевич

Анализируются на основе архивных данных изменения политики советского государства в отношении религии в Ростовской области в связи с 1000-летним юбилеем принятия христианства на Руси. Рассмотрены основные результаты этих изменений и их влияние на религиозную жизнь на территории Ростовской области в указанный период. Эти события положили начало переходному периоду во взаимоотношениях государства и церкви, а также в конфессиональной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гаврицков Денис Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes of the Party and State Religion Policy in Case with Jubilee of Christianization of Russia (on the Materials of Rostov Region)

On the basis of historical archive data, the author represents the analysis of the Soviet state policy toward the religion in Rostov region in case with 1000-year jubilee of Christianization of Russia. The focus is on the results of the changes and their influence on religious life in the Rostov region in this period. These events marked the beginning of the transitional period in the relations between state and church, as well as in religious policy.

Текст научной работы на тему «Изменение вероисповедной политики партийно-государственных органов в связи с юбилеем введения христианства на Руси (по материалам Ростовской области)»

УДК 93

DOI 10.18522/0321-3056-2016-3-21-24

ИЗМЕНЕНИЕ ВЕРОИСПОВЕДНОЙ ПОЛИТИКИ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В СВЯЗИ С ЮБИЛЕЕМ ВВЕДЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ (ПО МАТЕРИАЛАМ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

© 2016 г. Д.Ю. Гаврицков

Гаврицков Денис Юрьевич -аспирант,

Институт истории и международных отношений Южного федерального университета, ул. Б. Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону, 344082. E-mail: [email protected]

Gavritskov Denis Yur'evich -Postgraduate Student,

Institute of History and International Relations of the Southern Federal University, yn. B. Sadovaya, 33, Rostov-on-Don, 344082, Russia. E-mail: [email protected]

Анализируются на основе архивных данных изменения политики советского государства в отношении религии в Ростовской области в связи с 1000-летним юбилеем принятия христианства на Руси. Рассмотрены основные результаты этих изменений и их влияние на религиозную жизнь на территории Ростовской области в указанный период. Эти события положили начало переходному периоду во взаимоотношениях государства и церкви, а также в конфессиональной политике.

Ключевые слова: государственная политика, партийная политика, религия, атеизм, Ростовская область, государственно-конфессиональные отношения, гражданские и религиозные обряды.

On the basis of historical archive data, the author represents the analysis of the Soviet state policy toward the religion in Rostov region in case with 1000-year jubilee of Christianization of Russia. The focus is on the results of the changes and their influence on religious life in the Rostov region in this period. These events marked the beginning of the transitional period in the relations between state and church, as well as in religious policy.

Keywords: public policy, party politics, religion, atheism, Rostov region, state-confessional relations, civil and religious ceremonies.

В постсоветский период значительно возросла роль религиозного фактора в жизни общества. В несколько раз (по сравнению с периодом до середины 80-х гг.) увеличилось количество конфессиональных структур, изменились отношения государства с конфессиональными организациями, крупнейшая из которых - Русская православная церковь. Истоки, положившие начало данным событиям, следует искать в процессах второй половины 80-х гг., когда государственные органы стали пересматривать прежнюю политику, направленную на полное устранение религии как фактора общественной жизни. Данная проблема рассматривалась в научно-исторической литературе. Так, М.И. Одинцов изучал отношения церкви и государства на основе широкого круга архивных источников. Автор обозначил 1986-1995 гг. как переходный период в конфессиональной политике [1]. Политика государственных структур по отношению к РПЦ и её изменение во второй половине 80-х гг. анализировались в книге А.А. Федотова, охватывавшей в качестве изучаемого периода 1943-2000 гг. Работа выполнена на основе материалов центральных рай-

онов России [2]. Изменения в отношениях государства и церкви во второй половине 80-х гг. в Ростовской области рассматривались в статье А.В. Вен-кова и Л.В. Табунщиковой [3].

Подвижки в общественной жизни СССР в период «перестройки» затронули не только сферу политической, экономической и хозяйственной жизни, но обусловили значительный сдвиг в общественном сознании. Одной из граней данного процесса стало изменение в отношениях государства и церкви. Цель данной статьи - анализ роли юбилея 1000-летия крещения Руси и связанных с этой датой мероприятий в изменениях вероисповедной политики партийно-государственных органов на территории Ростовской области.

Подготовка к юбилею началась за несколько лет до этого события как со стороны РПЦ, так и государства. В 1987 г. был разработан план атеистических мероприятий, направленных на борьбу с православной идеологией и подчёркивание негативной роли православия в истории страны. Как отмечалось в данном документе, повышение активности церкви находило своё выражение в усилении её богослу-

жебной деятельности, в проведении ремонта и реставрации молитвенных зданий и особенно в обрядовой практике. Так, в Ростовской области в 1986 г. по сравнению с 1985 г. произошёл рост религиозных обрядов крещения на 0,7 %, венчания - на 0,1 % [4, л. 4-9].

Негативную реакцию властных структур вызывали попытки под видом ремонта культовых зданий начать их новое строительство без разрешения местных органов власти, без оформления соответствующей проектно-сметной документации. Именно такие попытки были предприняты со стороны служителей культа в Октябрьском (сельском), Орловском, Красносулинском, Чертковском районах и Артёмовском районе г. Шахты, которые были пресечены комиссиями райисполкомов [5, л.4]

В связи с этим партийное руководство предложило сосредоточиться первичным партийным организациям, советским органам, общественным организациям, культурно-просветительским учреждениям, учебным заведениям, СМИ на повышении эффективности атеистической работы, более тщательном анализе содержания процессов внутри религиозных общин и характера проповедей. Одновременно предлагалось усилить профилактическую работу по поводу соблюдения обрядности, а также контроль за ремонтом и реконструкцией молитвенных зданий с целью пресечения попыток превышения расходов, предусмотренных технической документацией, и нарушений финансово-хозяйственной деятельности со стороны церковных общин [6, л. 8].

Юбилей крещения Руси подвергался критике также и представителями чиновничества. В аналитических материалах по состоянию религиозной обстановки в Ростовской области накануне юбилейных торжеств Уполномоченного по делам религии В.П. Колганова подчёркивалась негативная историческая роль событий 988 г., а также отвергалась попытка превознести локальное событие в Киеве в масштабы всей страны. Отмечалось, что крещение Руси совершалось не в один год и даже не в десятилетия, а на протяжении нескольких веков, по существу заняв весь промежуток отечественной истории от обращения в новую веру киевлян до 1917 г. Поэтому у данного явления, как у любого исторического процесса, не могло быть строго определённой даты, которую надлежало бы навсегда зафиксировать и периодически отмечать как годовщину крещения Руси. Следовательно, делался вывод, что не было никаких оснований считать 1988 г. юбилейным и приурочивать к нему тысячелетие крещения Руси. Считалось правомерным говорить лишь о тысячелетии крещения жителей

древнего Киева, воспринимая это событие как исходный момент официального принятия христианства в качестве государственной религии Киевской Руси и одновременно как начало становления РПЦ [7, л. 38]. В лучших советских идеологических традициях подчёркивалось, что принятие христианства на Руси послужило становлению крепостнической феодальной системы, а церковь стала опорой данного социально-экономического строя.

Таким образом, предпринимались определённые меры, чтобы воспрепятствовать данному юбилею, однако изменения в конфессиональной политике и в политике по отношению к РПЦ в частности всё же произошли. Поворотным моментом в положении религии и верующих в СССР стал 1987 г. Нарастание всестороннего кризиса советского общества, экономические трудности заставили руководство страны искать поддержку широких народных масс, в том числе и верующих. Изменения в соответствующей политике начались после январского (1987 г.) пленума ЦК КПСС по вопросам перестройки и кадровой политики, который принял решения, направленные на демократизацию общества и реформирование партии. Происходившие политические и социально-экономические сдвиги внесли корректировки в деятельность религиозных центров, объединений и верующих. 29 апреля 1988 г. состоялась встреча М.С. Горбачева с патриархом Московским и членами Священного синода РПЦ [3, с. 91]. Был взят курс на вовлечение верующих в общественную жизнь, что в исследовательской литературе было обозначено тезисом: «Советский Союз не является режимом, преследующим религию, но это страна, где атеисты и верующие совместно строят социализм». Проявлением этой позиции стали встреча М.С. Горбачева с руководителями РПЦ, прием А.А. Громыко глав и членов религиозных делегаций, прибывших в СССР на празднование 1000-летия крещения Руси, встреча М.С. Горбачева с кардиналом Казароли, вручение группе священнослужителей правительственных наград и т. д. [2, с. 79].

Интерес к юбилейным торжествам привлёк представителей зарубежных конфессий. В 1987 г. Ростов-на-Дону посетило 9 иностранных религиозных делегаций из США, Франции, Ирландии, Финляндии и других стран. Встречи проходили в рамках утверждённых мероприятий и программы пребывания. Материалы и интервью с религиозными деятелями об их впечатлениях о пребывании в городе и области публиковались в периодической печати. Отзывы и впечатления в основном были положительными. Некоторую настороженность у государственных структур

вызвали попытки отдельных лиц «навязать свои взгляды». Так, во время встречи в ноябре 1987 г. с митрополитом Владимиром посол Франции Ив Паи-ньез затрагивал вопрос о возможности создания в СССР церкви униатов, о приезде папы Римского или французского кардинала на праздник 1000-летия крещения Руси, о приезде хора католиков и т.д. [7, л. 1213]. Приезд зарубежных конфессиональных делегаций стал новым явлением религиозной жизни, поскольку ранее приезду подобных делегаций препятствовали государственные органы.

1988 год прошёл под знаком подготовки и проведения торжеств в связи с 1000-летием введения христианства на Руси. Отмечалась активизация внутрицерковной жизни приходов, была проведена значительная работа по ремонту храмов. Только Ростовский кафедральный собор на ремонт и золочение всех куполов в 1987-1988 гг. израсходовал 1 364 719 р. Празднование юбилея в г. Ростове-на-Дону прошло фактически в один день - 28 июля по программе, согласованной с митрополитом Ростовским и Новочеркасским Владимиром. Об этом сообщалось в местной прессе, по радио и телевидению.

Значительным событием для Русской православной церкви явилось принятие Поместным собором 8 июня 1988 г. в Москве нового «Устава об управлении Русской православной церкви».

В одном из разделов Устава говорилось: «Органами приходского управления являются возглавляемое настоятелем приходское собрание, приходской совет и ревизионная комиссия. Приходской совет состоит из председателя, его помощника и казначея. Председателем может быть избран и настоятель (священник)». Приходской совет должен был вести всю финансово-хозяйственную деятельность церкви, принимать и увольнять обслуживающий персонал. Предполагалось, что введение нового Устава в жизнь будет проводиться постепенно, в течение 1988-1989 гг. [7, л. 32-33].

Юбилейные мероприятия и активизация религиозной жизни отразились и на количестве обрядов и доходах РПЦ. В городах области с 1988 по 1989 г. увеличился процент крещений детей, особенно в Батайске - с 20,3 до 61 %, Гуково - с 42,1 до 70,1 %, Новочеркасске - с 22,8 до 41 %, Новошахтинске - с 27,4 до 51,5 %, Ростове-на-Дону - с 24,4 до 40 %. В среднем по городам области количество крещений увеличилось за один год с 27,5 до 41,4 %. Динамику роста числа проводимых обрядов наглядно характеризует финансовая составляющая. Доходы РПЦ выросли в Азове - с 68,4 до 153,7 тыс. р., Батайске -с 122,4 до 153,6 тыс. р., Красном Сулине - с 72,7 до

97,1 тыс. р., Новочеркасске - с 518,9 до 792,6 тыс. р., Ростове-на-Дону - с 2043,2 до 2671,8 тыс. р., Таганроге - с 489,5 до 622,1 тыс. р. и Шахтах - с 332,8 до 411,6 тыс. р. Всего в городах доходы выросли с 5860 до 7622,1 тыс. р. Меньше всего динамика роста обрядности заметна по количеству венчаний, которые в городах составляли меньше 1 % от вступающих в брак. Процент венчаний вырос в 1989 г. до 1,6 (в 1988 г. число венчаний составляло 0,4 %). Число заочных отпеваний уменьшилось с 44,7 до 43,8 %. Несмотря на это, почти половина умерших отпевалась [8, л. 5].

Аналогичная картина наблюдалась и в районах Ростовской области. Количество крещений выросло в Аксайском районе - с 46,8 до 65,1 %, Бага-евском - с 40,1 до 74,1 %, Верхнедонском - с 41,5 до 65,9 %, Егорлыкском - с 18,9 до 30,1 %, Зерно-градском - с 26,9 до 54,2 %, Каменском - с 26,4 до 54 %, Морозовском - с 27,3 до 70 % и Неклинов-ском - с 39 до 7,4 %. В среднем по районам количество крещений детей увеличилось с 31,1 до 42,5 %, венчаний - с 0,9 до 2,3 %, немного уменьшилось число заочных отпеваний с 47 до 40 %. Доходы по районам области выросли с 1802,7 тыс. р. в 1988 г. до 2134 тыс. р. в 1989 г. [8, л. 4].

В то же время РПЦ активно жертвовала средства в различные благотворительные фонды. Характерно, что эти областные явления соответствовали общегосударственным реалиям. Так, в 1989 г. религиозные организации области добровольно внесли в Фонд мира 96,9 тыс. р., в Фонд охраны памятников истории и культуры - 61,4 тыс. р., в Детский фонд - 92,5 тыс. р. [3, с. 92].

Данные процессы не могли не затронуть взаимоотношений власти и РПЦ. Партийно-административные органы были вынуждены считаться с произошедшими изменениями. В информационных документах 1989 г. по дальнейшей работе с религиозными конфессиями Уполномоченного по делам религий Ростовской области отмечалось, что во взаимоотношениях между государством и церковью обозначился переходный период, связанный с разработкой нового законодательства о религиозных культах, что обусловливало критическое, подчас даже негативное отношение части священнослужителей и верующих к прежнему действующему законодательству, требовало от партийных и советских органов проведения более взвешенной и гибкой линии во всем, что касалось вопросов религии. Отмечалось, что перестройка атеистической работы могла успешно осуществляться лишь в случае учёта исторических, социальных, культурных и эмоционально-психологических факторов в объяснении причины

сохранения религиозности в условиях социализма (установка на полное преодоление религиозности стала представлять собой забегание вперёд). Не произошёл отказ от идейной борьбы с религией, но исключались попытки её административного запрета [8, л. 1-2].

Исследователи отмечают, что на общегосударственном уровне изменилось отношение власти и общества к религии, стали открываться новые храмы и другие культовые сооружения, прежние методы атеистической пропаганды были признаны властью несостоятельными [2, л. 82-83]. В полной мере эти явления отразились и в Ростовской области, что видно из данных роста доходов церкви и количества проводимых религиозных обрядов. Можно сказать, что указанные процессы положили начало переходному периоду во взаимоотношениях государства и церкви, а также в конфессиональной политике. Следует добавить, что наиважнейшую роль в данных процессах сыграли юбилейные торжества и деятельность РПЦ, приуроченная к 1000-летию крещения Руси. Во многом это событие дало толчок для разработки нового законодательства о свободе совести; религиозные конфессии стали играть более значительную роль в общественной жизни.

Литература

1. Одинцов М.И. Государственно-церковные отношения в России (на материалах Отечественной истории ХХ века) : дис. ... д-ра ист. наук. М., 1996.

2. Федотов А.А. Русская православная церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России). Иваново, 2009. 402 с.

3. Венков А.В., Табунщикова Л.В. Изменение отношений государства и церкви в годы перестройки (на примере Ростовской области) // Вестн. Южн. науч. центра РАН. 2012. Т. 8, № 1. С. 90-93.

4. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. 9. Оп. 93. Д. 274.

5. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 89. Д. 280.

6. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 89. Д. 279.

7. ЦДНИРО. Ф. 13. Оп. 20. Д. 391.

8. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 101. Д. 349.

References

1. Odintsov M.I. Gosudarstvenno-tserkovnye otnosheniya v Rossii (na materialakh Otechestvennoi istorii 20 veka) : dis. ... d-ra ist. nauk [Church-state Relations in Russia (on materials of the National History of the 20 century)]. Moscow, 1996.

2. Fedotov A.A. Russkaya pravoslavnaya tserkov' v 1943-2000 gg.: vnutritserkovnaya zhizn', vzaimootnosheniya s gosudarstvom i obshchestvom (po materialam Tsentral'noi Rossii) [ Russian Orthodox Church in 1943-2000. The internal church life, the relationship with the state and society (based on the materials of Central Russia)]. Ivanovo, 2009, 402 p.

3. Venkov A.V., Tabunshchikova L.V. Izmenenie otnoshenii gosudarstva i tserkvi v gody perestroiki (na pri-mere Rostovskoi oblasti) [Changing Relations Between the State and the Church in the Years of Perestroika (in the Rostov region)]. Vestnik Yuzhnogo nauchnogo tsentra RAN, 2012, vol. 8, no 1, pp. 90-93.

4. Tsentr dokumentatsii noveishei istorii Rostovskoi ob-lasti (TsDNIRO) [Documentation of Centre of Modern History of the Rostov region (DCMHRR)]. Fund 9. In. 93. File 274.

5. TsDNIRO [DCMHRR]. Fund 9. In. 89. File 280.

6. TsDNIRO [DCMHRR]. Fund 9. In. 89. File 279.

7. TsDNIRO [DCMHRR]. Fund 13. In. 20. File 391.

8. TsDNIRO [DCMHRR]. Fund 9. In. 101. File 349.

Поступила в редакцию 9 июня 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.