Научная статья на тему 'Партийно-государственная политика по мобилизации духовного потенциала населения Хакасии в период Великой Отечественной войны'

Партийно-государственная политика по мобилизации духовного потенциала населения Хакасии в период Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПОБЕДА / ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАСЕЛЕНИЯ / ХАКАССКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ / ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА / АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(Б) / ДУХОВНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / WORLD WAR II / VICTORY / SPIRITUAL POTENTIAL OF THE POPULATION / KHAKASS AUTONOMOUS REGION / IDEOLOGICAL AND POLITICAL WORK / CAMPAIGNING / COUNCIL OF PEOPLE'S COMMISSARS OF THE USSR / CENTRAL COMMITTEE OF THE COMMUNIST PARTY OF THE SOVIET UNION / SPIRITUAL CULTURE / SPIRITUAL MOBILIZATION / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Артамонова Надежда Яковлевна

В статье рассматривается деятельность партийных и советских органов власти Хакасии по мобилизации духовного потенциала населения в годы Великой Отечественной войны. На основе анализа литературы и архивных источников раскрыты основные направления идейно-политической работы с жителями области. Выявлены успехи и недостатки в агитационно-пропагандистской и организационной деятельности. Отмечена важность отдельных отраслей культуры в военно-патриотическом и морально-политическом воспитании масс. Сделан вывод о значимости партийно-государственной политики в мобилизации духовных сил населения Хакасии для организации отпора врагу и достижения Победы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARTY AND STATE POLICY ON MOBILIZATION OF THE SPIRITUAL POTENTIAL OF THE POPULATION OF KHAKASSIA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article is devoted to the activities of the party and Soviet authorities of Khakassia on mobilization of the spiritual potential of the population during the Great Patriotic War. The main directions of the ideological and political work with the local residents are revealed based on the analysis of literature and archival sources. The author identifies success and shortcomings in the propaganda and organizational activities, and notes importance of certain fields of culture in the military-patriotic and moral-political education of the population. The conclusion is drawn on the importance of party and state policy in mobilizing the spiritual resources of the population of Khakassia to organize a rebuff to the enemy and to win the war.

Текст научной работы на тему «Партийно-государственная политика по мобилизации духовного потенциала населения Хакасии в период Великой Отечественной войны»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК [323.2+329]:[ШЛ2:314Л22(571.5Щ"194Ш945"

ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО МОБИЛИЗАЦИИ ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА НАСЕЛЕНИЯ ХАКАСИИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Артамонова Надежда Яковлевна,

доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье рассматривается деятельность партийных и советских органов власти Хакасии по мобилизации духовного потенциала населения в годы Великой Отечественной войны. На основе анализа литературы и архивных источников раскрыты основные направления идейно-политической работы с жителями области. Выявлены успехи и недостатки в агитационно-пропагандистской и организационной деятельности. Отмечена важность отдельных отраслей культуры в военно-патриотическом и морально-политическом воспитании масс. Сделан вывод о значимости партийно-государственной политики в мобилизации духовных сил населения Хакасии для организации отпора врагу и достижения Победы.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Победа, духовный потенциал населения, Хакасская автономная область, идейно-политическая работа, агитационно-пропагандистская деятельность, Совет Народных Комиссаров СССР, Центральный Комитет ВКП(б), духовная мобилизация, патриотическое воспитание.

THE PARTY AND STATE POLICY ON MOBILIZATION OF THE SPIRITUAL POTENTIAL OF THE POPULATION OF KHAKASSIA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Artamonova Nadezhda Yakovlevna,

Ph.D. in History, Professor, the department of the Russian History Katanov Khakass State University (Abakan)

The article is devoted to the activities of the party and Soviet authorities of Khakassia on mobilization of the spiritual potential of the population during the Great Patriotic War. The main directions of the ideological and political work with the local residents are revealed based on the analysis of literature and archival sources. The author identifies success and shortcomings in the propaganda and organizational activities, and notes importance of certain fields of culture in the military-patriotic and moral-political education of the population. The conclusion is drawn on the importance ofparty and state policy in mobilizing the spiritual resources of the population of Khakassia to organize a rebuff to the enemy and to win the war.

Key words: World War II, victory, spiritual potential of the population, Khakass Autonomous Region, ideological and political work, campaigning, Council of People's Commissars of the USSR, Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union, spiritual culture, spiritual mobilization, patriotic education.

Великая Отечественная война занимает особое место в новейшей истории нашего Отечества. В канун 75-летней годовщины Победы над врагом эта тема в отечественной и зарубежной историографии становится всё более актуальной и востребованной. Казалось бы, раскрыты все направления, посвя-

щённые истории Великой Отечественной войны. И тем не менее многие вопросы до сих пор остаются мало либо вовсе не исследованными. К числу недостаточно изученных относится проблема духовного потенциала советского общества в годы Великой Отечественной войны.

В современной историографии Хакасии проблема духовной мобилизации населения в период Великой Отечественной войны представлена лишь несколькими научными публикациями хакасских учёных [1-5]. В 1990-е гг. историография Хакасии пополнилась ценными публикациями методологического характера С. П. Ултургашева [6] и Д. М. Карачакова [7]. Понятно, что имеющиеся исследования не решают проблему всестороннего изучения проблемы духовной мобилизации населения Хакасии в период Великой Отечественной войны, но учёными-историками осознаётся важность её исследования.

В первые дни войны Совет Народных Комиссаров СССР (СНК СССР) и Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической партии большевиков {ЦК ВКП(б)} подготовили ряд важнейших документов по перестройке жизнедеятельности советских граждан в соответствии с военным временем. Так, 30 июня 1941 года по решению Президиума Верховного совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО), который стал чрезвычайным высшим государственным органом управления. ГКО обладал всей полнотой военной, политической и хозяйственной власти в государстве, что в тот период было актуально и целесообразно.

Основная цель и задачи Великой Отечественной войны были изложены в Директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков [8]. В соответствии с этим документом все отрасли народного хозяйства и экономика страны были перестроены на военный лад. СНК СССР и ЦК ВКП(б) обязывали все партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации «покончить с благодушием и беспечностью и мобилизовать все наши организации и все силы народа для разгрома врага, для беспощадной расправы с ордами напавшего

германского фашизма» [8, с. 221]. Поэтому в начале войны все направления деятельности по идейно-политическому воспитанию масс были перестроены в соответствии с Директивой СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года и направлены на достижение главной и единственной цели - разгром фашистской Германии. Для каждого советского человека мобилизующим стал лозунг «Всё для фронта, всё для победы!».

Центральным Комитетом ВКП(б) была развёрнута широкая идеологическая, агитационно-пропагандистская работа как на фронте, так и в тылу. Основная цель этой работы состояла в том, чтобы донести до сознания советских граждан степень угрозы, нависшей над советским государством, разъяснить характер войны со стороны фашистской Германии и Советского Союза и всеми доступными средствами способствовать разгрому врага. Одной из задач идеологической работы партии было воспитание у каждого советского человека чувства патриотизма, уважения к завоеваниям социализма и неприятия фашистской политики.

Деятельность партийных и советских органов Хакасской автономной области была также направлена на усиление идейно-политической работы среди населения Хакасии. Хакасский областной комитет ВКП(б) регулярно проводил совещания работников Отдела партийной пропаганды и агитации областного, городского, районных комитетов партии и редакций областных газет по вопросу «О мероприятиях пропагандистской и агитационной работы». Детальный анализ документов начального периода Великой Отечественной войны, содержащихся в Национальном архиве Республики Хакасия, показал, что агитационная и пропагандистская работа в области проводилась «вяло и не совсем успешно». Данная ситуация становилась поводом для обсуждения на периодически проводимых в областном комитете ВКП(б) совещаниях. Так, на одном из таких совещаний от 25.12.1941 года

заведующий Отделом пропаганды и агитации Абаканского ГК ВКП(б) Дианов в очередной раз подчеркнул, что «вся пропагандистская работа подчинена интересам фронта, полного разгрома германского фашизма»1. Отметив успехи в реализации идейно-политической работы среди населения, он указал на недостатки в пропагандистской работе: «Лекции читаем в большинстве на военно-оборонную тему, и только 9 лекций прочитано по истории ВКП(б). Со стороны агитпункта совершенно не установлено систематического контроля за ходом изучения истории ВКП(б) и оказания практической помощи, мало проводим бесед с коммунистами, интеллигенцией на теоретические темы и т. д.».2 Судя по архивным документам, неудовлетворительная агитационно-пропагандистская работа наблюдалась в партийных организациях г. Абакана, в районах области, в частности, в Усть-Абаканском и Бейском.

Для оказания помощи пропагандистско-агитаторским кадрам и руководящему активу в овладении теорией марксизма-ленинизма Отдел пропаганды и агитации крайкома ВКП(б) организовывал цикл лекций. Так, в апреле-мае 1943 года тематика лекций была такова: «Текущий момент»; «Борьба советского народа с иностранными захватчиками»; «Социалистическая индустриализация - основа могущества СССР»; «Советский строй - самый прочный строй в мире»; «Предвидение большевиками второй мировой войны и борьба за её предотвращение» и др.3

Во время войны усилилась роль воспитательных, мобилизующих функций культуры. Неотъемлемой частью культурной деятельности стала организационная и идейная перестройка всех сфер культуры на военный лад.

1 Совещание у 1-го секретаря Хак. ОК. ВКП(б). Протокол № (б/н) от 25.12. 1941 // КГУ РХ «Национальный архив». Ф. 2. Оп. 1. Д. 817. Л. 100.

2 Там же.

3 Красноярский краевой комитет ВКП(б), зав. Отделами пропаганды и агитации РК, ГК и Хакасского ОК ВКП(б) от 6 апреля 1943 г. // КГУ РХ «Национальный архив». Ф. 2. Оп. 1. Д. 974. Л. 21.

Это была сложная и исключительно ответственная работа, учитывая то, что значительная часть интеллигенции ушла на фронт. Оставшимся в тылу представителям интеллигенции нужно было «переосмыслить и изменить содержание и формы творческой работы, найти наиболее эффективные и целенаправленные формы участия в военной жизни» [9, с. 27]. Это относилось и к интеллигенции Хакасии. На её плечи легли агитационные и пропагандистские функции культуры, направленные на духовную мобилизацию населения.

По сути, культура стала действенным орудием, подлинным пропагандистом в деле защиты социалистического Отечества. Особая роль в этом принадлежала таким средствам массовой информации, как печать и радио, благодаря которым можно было напрямую контактировать с широкими массами населения. Зачастую радио вообще было самым желаемым и наиболее востребованным источником информации, а также важным средством идейно-политического и духовного воспитания населения. В целях проведения массовой идейно-политической работы среди населения Хакасии зачастую создавались пункты коллективного прослушивания о положении на фронте, в тылу, в странах антигитлеровской направленности. По мнению Ю. Б. Кос-тяковой, «восприятие сведений в группе позволяло аккумулировать эмоции и направлять их в идеологически правильное русло: заслушивание новостей нередко предварялось небольшим собранием трудового коллектива, где подводились итоги, делались объявления, распоряжения и т. д.» [10, с. 152]. К сожалению, радиовещание, как пишет далее автор, было нерегулярным, так как не хватало горючего для энергобазы, запасных частей к аппаратуре, существовал дефицит обученных кадров. Дополнительная радиофикация была практически невозможна, «поскольку торговая сеть плохо снабжала репродукторами» [10, с. 150].

Вопросы идеологической работы среди населения были настолько актуальными, что рассматривались на заседаниях пленумов, бюро обкома ВКП(б) постоянно. Критике подвергались средства массовой информации, в частности, радио. Да, местное радиовещание информировало население о положении на фронтах, но этого, отмечалось на одном из заседаний бюро обкома ВКП(б), была недостаточно, поскольку следует также широко освещать жизнь районных партийных организаций, вопросы о плане хлебосдачи и т. д. «Но это мощное средство политической работы с массами иногда плохо используется, а порой находится в руках малокультурных людей», - констатируется в уже упомянутом Протоколе. 1

Другим важным средством оперативной информации, пропаганды и агитации населения была пресса. Так же, как и в центре страны, главной задачей печатных изданий было сплочение и мобилизация всех сил советского народа на достижение победы в борьбе с врагом. Это оперативное средство информации и пропаганды включало в себя материалы разных жанров: официальные документы и сообщения, публицистику, письма, заметки, репортажи, очерки, интервью. Анализ материалов советских газет военного времени свидетельствует о том, что их содержание большей частью было посвящено публикациям документов партии и правительства на злобу дня, пропаганде идей социализма, советского патриотизма, ненависти к врагам своей Родины, помещались сводки от Советского информбюро. В публикациях газет Хакасии отразились события, происходившие в 19411945 гг., наиболее важные вехи культурного развития, способствовавшие духовной мобилизации каждого человека. Ю. Б. Костякова, всесторонне изучившая материалы газет Хакасской автономной области периода Великой

1 Протокол № 15 заседания Пленума Хак. ОК ВКП(б) от 30-31 окт. 1943 г.// КГУ РХ «Национальный архив». Ф. 2. Оп. 1. Д. 939.Л. 163.

Отечественной войны, отмечает, что с первых дней войны «одним из основных жанров газет становится эпистолярный» [11, с. 11]. При неоднократном сокращении площади газет письма солдат с фронта и на фронт публиковались почти в каждом номере газеты.

Как было отмечено выше, радиовещание и газеты заметно влияли на духовно-нравственное состояние человека, стимулировали его стремление к защите Отечества. В областной газете публиковались материалы, в которых раскрывались все нравственные и моральные качества людей. В первые дни войны началась массовая мобилизация на фронт по возрастам, а также добровольная. Так, в одном из номеров газеты читаем, что «пионер Леня Кузургашев подал в райвоенкомат заявление: «Мне исполнилось полных 15 лет. Мой отец, защищая Советскую власть, погиб. Сейчас наша Родина снова в опасности. Я горю желанием мужественно, не щадя жизни, защищать её. В просьбе прошу не отказать». И далее: «Я, мать красноармейца, прошу принять меня в ряды Красной армии, на фронт для защиты нашей Родины, - пишет Мария Соцкая. - Я одна. Стрелять умею. Сдала нормы на ГТО. Прошу не отказать в просьбе».2

Богатство и разнообразие информации, заложенной в газете, делает её по-настоящему ценным источником. Материалы областных газет содержали заметки корреспондентов об агитационной работе местной интеллигенции, например: «С первых дней полевых работ агитаторы-учителя пошли в полевые бригады. В колхозе им. Будённого тов. Сагалаков 17 апреля провёл на полевом стане беседу о текущем моменте. Учительница Дорофеева в колхозе имени Сталина выпустила боевой листок. Учительница-избач Сайборакова очень часто отправляется в полевой стан колхоза «Хызыл Чазы». Она читает колхозникам газеты, беседует с ними о положении дел на фронте. Учи-

2 Бугаев Г. В первые ряды защитников Родины // Советская Хакасия. 29 июня 1941. С. 3.

тельница Чебодаева в колхозе «Аргыс Сталин» открыла красный уголок».1 В информационно-содержательной статье «Музыка» рассказывается о композиторе местного театра А. Кенеле, чьим творчеством восхищались раненые воины, когда он давал им концерты в одном из госпиталей в Абакане. «С вашей музыкой хорошо идти в бой. С вашей музыкой хочется жить!», - так реагировали благодарные бойцы на музыку и песни А. Кенеля.2

Несмотря на оперативность, богатство материалов краевой, областной, районных газет, на краевом совещании работников печати под председательством секретаря крайкома по пропаганде и агитации К. У. Черненко отмечались недостатки, такие как ограниченность тематики публикуемых материалов, притупление чувства нового. О низкой культуре районных газет свидетельствовали сухость и бедность языка, многочисленные опечатки, неумелая вёрстка. Это было характерно для газет «Сталинское знамя» (Бейский район), «Большевистский путь» (Боградский район) и др. В газетах, якобы, не находит отражение исключительно важный вопрос - использование огромных местных ресурсов и природных богатств края, недостаточно обращается внимание на вопросы военно-оборонной работы.3

Невзирая на трудности быта, психологическую и физическую усталость, люди не забывали о досуге, стремились соприкоснуться с прекрасным, возвышенным. Такие возможности зрителю мог предоставить театр - мощное по силе воздействия на чувства и сознание человека искусство [5]. К началу Великой Отечественной войны в Хакасии было три действующих театра: Хакасский национальный, областной театр русской драмы и кукольный. Несмотря на трудности военного времени, повседневная творческая жизнь в театрах нико-

1 Гравер И. Учителя вышли в полевые станы // Советская Хакасия. 20 апреля. 1943. С. 2.

2 Черкашина Л. Музыка // Советская Хакасия. 3 октября. 1943. С. 2

3 Краевое совещание работников печати // Красноярский рабо-чий.22 марта. 1942. С. 3.

гда не останавливалась. Анализ научных публикаций показывает, что тематика репертуара театров Хакасии в военные годы мало чем отличалась от репертуара театров страны. Всех объединяла общая тема - тема Великой Отечественной войны и достижения Победы. Поэтому с началом войны весь репертуар театров был наполнен пьесами с героической, антифашистской тематикой. В августе 1941 года на подмостках театра русской драмы ставили антифашистские пьесы «Продолжение следует» и «Разлом». Шла подготовка пьес «Очная ставка» и «Гибель эскадры». Этот период деятельности русского драматического театра довольно полно изложен в монографии «Судьба и загадка русского театра в Хакасии» (Абакан, 2002) [12].

Театр работал как для населения области, так и для формирующихся в Хакасии и юге Красноярского края воинских частей. Артисты русского драматического театра выступали перед ранеными в госпиталях с миниатюрами и спектаклями, художественным чтением [5, с. 77].

Огромную помощь в проведении агитационно-политических мероприятий оказывали представители эвакуированной интеллигенции. Многие из них нашли применение своим знаниям в местном краеведческом музее, который после длительного перерыва обрёл вторую жизнь. Поэтому музей Хакасии периода войны - это средоточие эвакуированных научных сил, которые развернули широкую программу развития этого культурно-просветительного учреждения. Эвакуированные в Хакасию учёные возглавили практически все секции музея: историко-археологической руководил проф. С. А. Токарев, промышленно-экономической - проф. А. Н. Пассек, краеведно-пропагандистской -доц. А. Н. Савчук, сельскохозяйственной -канд. сельскохозяйственных наук, агроном, доц. Войтонис, фольклорной - канд. филологических наук, доц. Л. С. Шептаев. С музеем

сотрудничали геолог З. А. Смолько, канд. медицинских наук А. Д. Певзнер, член Союза советских художников Г. Н. Соколов, художник Т. Г. Коцубей [1, с. 12].

Определённое мобилизующее влияние на население Хакасии оказывали различные мероприятия юбилейного характера. О важности их проведения свидетельствует тот факт, что, например, мероприятия в связи с подготовкой к 25-летней годовщине Красной армии рассматривались на уровне обкома партии. Так, бюро обкома ВКП(б) от 12 января 1943 года постановило:

«Предложить райкомам и горкомам ВКП(б) на всех предприятиях, в учреждениях, совхозах и колхозах области организовать цикл лекций, докладов и бесед о Красной армии, её организации, боевых успехах.

В соответствии с указанием управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) секретарю ОК ВКП(б) по пропаганде и агитации т. Спирину и зав. военным отделом Хакасского обкома ВКП(б) т. Винокурову организовать сбор подарков среди трудящихся области.

Предложить райкомам и горкомам ВКП(б) в течение ближайших 10 дней закончить полностью сбор средств на танковую колонну «Красноярский колхозник».

Предложить райкомам ВКП(б) 14 января организовать «Красный обоз» с хлебом в подарок Красной армии из фондов колхозов, совхозов и личных запасов колхозников.

Предложить райкомам и горкомам ВКП(б) 28 февраля текущего года на всех предприятиях, учреждениях, колхозах и совхозах провести торжественные собрания, посвящённые 25-й годовщине РККА с докладом на тему «О 25-й годовщине Красной армии и её роли в Отечественной и второй мировой войнах»1.

В период войны в Хакасской автономной области большое внимание уделялось прове-

1 Протокол N° 173 заседания бюро Хакасского ОК ВКП(б) от 12 января 1943 г. // КГУ РХ «Национальный архив». Ф. 2. Оп. 1. Д. 941.Л. 53-53 об.

дению смотров художественной самодеятельности. Эти вопросы были важны как источники духовной мобилизации граждан. Но следует отметить, что мероприятия по подготовке к ним и сами мероприятия были слишком забюрократизированы. Непременно создавались комиссии разного уровня, куда обязательно входили лица, возглавлявшие исполком, представители облоно, обкома ВЛКСМ, отдела искусств, Дома культуры, редакции газеты, обл-драмтеатра и т. д. Далее должны были создаваться районные комиссии и т. д. И в последнюю очередь предлагалось «обязать отдел искусств привлечь к активному участию и помощи в организации смотра художественной самодеятельности творческих работников театров, эстрады, музыкальной школы и «Союза художников».2.

Таким образом, основой духовной мобилизации населения на достижение Победы являлась идеологическая деятельность партийно-государственных органов власти, направленная на сплочение всего народа, перестройку его нравственного и духовного сознания. Основной формой идеологического воздействия на граждан была агитационно-пропагандистская работа. В то же время в течение всего периода войны отмечалась вялость и недостаточная активность агитационно-пропагандистской работы. Это было вызвано недостатком пропагандистских кадров, агитаторов, слабой подготовленностью имеющихся работников идейно-политического фронта.

Идейно-политическому и патриотическому воспитанию населения Хакасии способствовала деятельность различных областей культуры. Все направления культурно-просветительной работы были тесно связаны с политикой партии и тоже направлены на духовную мобилизацию населения на борьбу с врагом и достижение Победы. Важными источниками ин-

2 Протокол № 29 заседания исполкома Хакасского областного Совета депутатов трудящихся // КГУ РХ «Национальный архив». Ф-р 39. Оп. 1. Д. 472. Л. 88.

формации и духовной мобилизации населения Хакасии были радио и периодическая печать. Театральное искусство сыграло в повседневной жизни населения важную роль как в удовлетворении культурных потребностей, так и в воспитании и поддержании на высоком уровне патриотических настроений в обществе. Зна-

чительный вклад в духовную мобилизацию населения Хакасии внесли эвакуированные специалисты. Они активизировали деятельность культурно-просветительных учреждений, научной и немногочисленной творческой интеллигенции Хакасии.

Библиографический список

1. Артамонова, Н. Я. Вклад эвакуированной интеллигенции в развитие науки и народное образование Хакасии // Власть и общество: Межрегиональная научно-практическая конференция. Октябрь 2003 г. Абакан: Изд-во Хакасского государственного ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2003. С. 9-14;

2. Артамонова Н. Я. Вузовская интеллигенция и студенческая молодёжь Хакасии в годы Великой Отечественной войны // Ежегодник Института саяно-алтайской тюркологии и восточных языков. Вып. ХV. Абакан: Изд-во ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2011. С. 64-66.

3. Артамонова Н. Я. Театральное искусство Хакасии в годы Великой Отечественной войны // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2012. № 1. С. 42-45.

4. Артамонова Н. Я. Вузовская интеллигенция Хакасии в годы Великой Отечественной войны // Победа - одна на всех: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Витебск, 24 апр. 2014 г. / отв. ред. А. А. Коваленя. Витебск: ВГУ им. П. М. Ма-шерова, 2014. С. 258-374.

5. Артамонова Н. Я., Лушников В. К. Театральное искусство в повседневной жизни населения Хакасии в годы Великой Отечественной войны // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2016. № 2(25). С. 75-81.

6. Ултургашев С. П. Заметки историка о пятидесятилетии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов // Хакасия в годы Великой Отечественной: боевой и трудовой подвиг. Абакан: УПП «Хакасия», 1995. С. 3-17.

7. Карачаков Д. М. Ещё раз о задачах изучения истории периода Великой Отечественной войны // Хакасия в годы Великой Отечественной: боевой и трудовой подвиг. Абакан: УПП «Хакасия», 1995. С. 18-23.

8. Директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков» // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. девятое, доп. и испр. М.: Политиздат, 1985. Т. 7. 1938-1945. С. 221-223.

9. Максакова Л. В. Культура советской России в годы Великой Отечественной войны. М.: Изд-во «Наука», 1977. 343 с.

10. Костякова Ю. Б. Массово-информационные пространства южносибирских национальных регионов: исторические условия и опыт формирования (1922-1953 гг.). Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Ка-танова, 2017. 253 с.

11. Костякова, Ю. Б. История средств массовой информации Хакасии: хрестоматия. В 2-х частях. Часть 1. Средства массовой информации Хакасии первой половины ХХ века а. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета, 2010. - 72 с.

12. Шлык В. Ф., Шлык Л. Ф. Судьба и загадка русского театра в Хакасии. Абакан: Стрежень, 2002. 592 с.

© Артамонова Н. Я., 2020

УДК 796.81-055.2(571.513)

А. А. КАРАМЧАКОВ - ОСНОВАТЕЛЬ ЖЕНСКОЙ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ

В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Домогашев Олег Семёнович,

старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта Научный руководитель — Н. Я. Артамонова, доктор исторических. наук, профессор Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан).

Статья посвящена личности Андрея Алексеевича Карамчакова, заслуженного тренера России. Рассматриваются основные этапы спортивной карьеры известного тренера, раскрывается его вклад в развитие женской вольной борьбы в Республике Хакасия, отмечаются трудности становления данного вида спорта в республике. Особое внимание уделяется формированию опыта тренерской работы А. А. Карамчакова. Анализируются концепция и методика его тренерской работы. Для получения более детальной информации о тренере использован метод интервью. Сделан вывод о влиянии субъективных и национально-региональных условий на выбор жизненного пути А. А. Карамчакова и на интенсивное развитие женской борьбы в Республике Хакасия.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.