Научная статья на тему 'Театральное искусство Хакасии в годы Великой Отечественной войны'

Театральное искусство Хакасии в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
184
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / РЕПЕРТУАР / ТЕАТР / ТЕАТРАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / GREAT PATRIOTIC WAR / INTELLIGENTIA / REPERTOIRE / THEATRE / THEATRE INTELLIGENTIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Артамонова Надежда Яковлевна

В статье раскрывается жизнедеятельность русского и хакасского театров в годы Великой Отечественной войны. Основное внимание уделяется особенностям творчества театральной интеллигенции, влиянию войны на репертуарную политику театров. Исследуется вклад артистов Хакасии в победу над фашистской Германией. Делается вывод о достижениях в формировании творческого состава театральной интеллигенции в Хакасии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The art of the theatre of Khakassia during the Great Patriotic War

The article deals with the activities of the Russian and the Khakas Theatres during the Great Patriotic War. Sp ecial attention is payed to the peculiarities of the creation of theatrical intelligentia, to the influence of the War on repe r-toire of theatres. Contribution of actors of Khakasia to the Victory is also researched. In conclusion the author considers achievements in the formation of theatrical intelligentia in Khakasia.

Текст научной работы на тему «Театральное искусство Хакасии в годы Великой Отечественной войны»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК94(47+571.513).084.8+792

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ХАКАСИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Н. Я. Артамонова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье раскрывается жизнедеятельность русского и хакасского театров в годы Великой Отечественной войны. Основное внимание уделяется особенностям творчества театральной интеллигенции, влиянию войны на репертуарную политику театров. Исследуется вклад артистов Хакасии в победу над фашистской Германией. Делается вывод о достижениях в формировании творческого состава театральной интеллигенции в Хакасии

Ключевые слова: Великая Отечественная война, интеллигенция, репертуар, театр, театральная интеллигенция.

Обращение автора к вышеозначенной теме объясняется ее недостаточной изученностью в историографии истории Хакасии. В научном плане изучение театральной интеллигенции находится пока в начальной стадии, хотя история театров Хакасии в той или иной степени раскрывалась в некоторых публикациях. Одной из первых работ была брошюра И. С. Самохвалова, который представил общий обзор истории хакасского национального театра за несколько лет [1]. Значительный интерес представляет монография Э. М. Коковой, в которой представлена история не только хакасского драматического, но и русского театров. [2]. Ценность обеих публикаций в том, что они написаны на основе личных воспоминаний авторов, являвшихся непосредственными участниками становления театрального искусства в Хакасии. В 2002 г. вышла добротная книга «Судьба и загадка русского театра в Хакасии», в которой авторы В. Ф. Шлык и Л. К. Шлык рассматривают историю русского театра системно, раскрывая целостность театрального процесса, при этом обращают внимание не только на творческие взлеты и достижения, но и на просчеты и потери. [3]. Авторы предлагают интересную гипотезу о том, что «богатейшая и неповторимая история» Абаканского драматического театра начиналась не в 1939 г. и даже не в городе Абакане, а в Воткинске в 1931 г. [3, с. 9, 11]. Основываясь на документах Воткинского государственного архива, они отмечают, что в 1939 г. драматический театр в Воткинске был закрыт. Но почти вся труппа и многие технические работники 10 июля 1939 г. оказались в Хакасии [3, с. 29]. То есть в Абакан театр прибыл уже сформировавшимся творческим коллективом «с солидным стажем работы, с грузом неудач и взлетов, проблем и надежд» [3, с. 9]. Таким образом, как следует из вышеназванной книги, костяк русского театра в Хакасии составили творческие силы, прибывшие из Воткинска [3, с. 41].

В данной статье автор обратился к одному из труднейших периодов в жизни театральной интеллигенции Хакасии - периоду Великой Отечественной войны. К этому времени в русском драматическом театре собралась великолепная труппа, которая обладала, судя по репертуару, огромными возможностями [3, с. 55]. Помимо вот-кинских актеров, здесь работали прибывшие из Красноярска Н. Катинский, М. Карон, С. Рахманов. Начальные месяцы войны для театра были весьма сложными. В сентябре 1941 г. театр, труппа которого насчитывала всего девять человек, стал хозрасчетным [3, с. 55]. Материальное положение и актеров, и театра зависело теперь от денежных доходов, поступавших от реализуемых на спектакли билетов. Государственное финансирование театра Хакасии с ноября 1941 г. позволило расширить не только актерский состав, но также технический персонал театра, обновить износившийся инвентарь. В 1941 г. в театральный коллектив театра русской драмы был принят Анатолий Васильевич Шварцман, прибывший из Красноярского театра эстрады и «привнесший с собой упоительный романтический тон многих идущих спектаклей». В списке зачисленных в театр был «великолепный салонный актер и режиссер» Глеб Александрович Немирович-Данченко [3, с. 49]. В штате состояли Ф. Я. Орловский, Н. Б. Антонов, С. А. Гладких, В. И. Норин и другие актеры. Главным администратором театра был назначен Я. Ф. Нусс, прибывший из г. Энгельса вместе с депортированными немцами осенью 1941 г. [3, с. 58].

Одной из насущных проблем театра русской драмы в военные годы была постоянная смена художественных руководителей и администрации. Так, должность худрука М. А. Борзунова, уехавшего в Красноярск, заняли С. Б. Рахманов, затем Ф. Ф. Версальский. Но летом 1942 г. Красноярский краевой комитет по делам искусств отозвал С. Рахманова, вслед за ним уехал в краевой центр директор В. Каргаполов, который начал работать в этой должности с октября 1941 г. [3, с. 55, 62-63]. До этого времени он работал в Канском театре, затем краевой отдел по делам искусств командировал его в Абакан. Специального театрального образования В. Каргаполов не имел. Как отмечалось в докладной записке ОК ВКП(б) секретарю крайкома партии по пропаганде и агитации К. У. Черненко «на административной работе в театрах работает давно, за работу в областном театре русской драмы берется инициативно и с желанием» [4, д., 814, л. 40]. В ноябре 1942 г. художественным руководителем театра был назначен И. С. Самохвалов, проработавший в этой должности до мая 1943 г. [3, с. 63, 86]. Иван Семенович Самохвалов был одним из немногих театральных деятелей, имевшим высшее профессиональное образование и некоторый опыт режиссерской работы. Он окончил государственный институт театрального искусства (ГИТИС), практиковался в Московском художественном академическом театре (МХАТ) и Малом театре [5, с. 114]. Как молодой специалист И. С. Самохвалов был рекомендован на работу в национальные театры

страны [2, с. 54], и в 1939 г. он прибыл в Абакан. Некоторое время Иван Семенович исполнял обязанности директора национального театра, хотя областной комитет ВКП(б) воздерживался от утверждения его в этой должности. В упомянутой записке на имя К. У. Черненко подчеркивалось, с одной стороны, стремление Само-хвалова научить начинающих актеров-хакасов актерскому мастерству, с другой - отмечалась его непоследовательность в выборе репертуара, в котором преобладали спектакли на русском языке. «Из чисто экономических побуждений» театр, якобы, переходил на русский язык и ставил представления на русском языке [4, д. 814, л. 40]. Кроме того, отмечалось далее, Самохвалов «не понимает существа развития национального театра». На самом деле, как свидетельствуют архивные данные, Иван Семенович всячески старался помочь театру. За время его руководства коллективом были поставлены драма «Акун» М. С. Кокова, музыкальная комедия «Одураченный Хорхло» А. М. Топанова, Н. Зингеровского и др. [4, д. 820, л. 28]. Ему удалось привлечь внимание к проблемам не только национального театра, но и хакасской драматургии, которой, по существу, тогда не было. Незадолго до начала войны, в марте 1941 г., артисты театра провели трехдневную областную конференцию с основным вопросом повестки дня «О перспективах развития хакасской драматургии», обсуждение которого продолжалось на краевой конференции. Результатом этого важнейшего мероприятия стала оценка крайкомом ВКП(б) работы национального театра в области развития хакасской драматургии и постановление о сдаче театром трех пьес [4, д. 820, л. 28]. Традиционными стали публикации И. С. Самохвалова в газете «Советская Хакасия», из которых можно было узнать, чем занят театр и актеры в данное время. В 1943 г. в «Советской Хакасии» появилась его статья «Хроника театра», которая частично вошла в книгу «Записки режиссера» [6]. К сожалению, проработал Самохвалов худруком в театре русской драмы недолго, «в порядке укрепления» в мае 1943 г. его снова перевели в национальный театр [3, с. 87]. Вместо него художественным руководителем театра русской драмы был назначен один из актеров. Некоторое время эту должность замещал Г. А. Немирович-Данченко, проработавший в этом качестве до апреля 1944 г. [3, с. 82, 83].

Самым трудным для театра русской драмы был сезон 1942-1943 гг. Трудности носили зачастую субъективный характер. Дело в том, что к концу летнего периода 1942 г. по существу не осталось ведущего состава актеров. Некоторые из них были отозваны Управлением по делам искусств при СНК РСФСР либо краевым отделом по делам искусств, часть актеров ушла из театра по инвалидности. Зимой 1943 г. в течение двух с половиной месяцев не было поставлено ни одного спектакля. Директора уволили за развал дела. [3, с. 89]. В 1942 г. в театр на должность заведующего музыкальной частью был принят А. А. Кенель. О работе А. А. Кенеля в национальном театре рассказывает в своей книге Э. М. Кокова. В. Ф. и Л. К. Шлык на основе материалов не только архивов Хакасии, но и архивного управления мэрии Санкт-Петербурга, архива Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова, эмоционально и красочно раскрывают деятельность композитора в театре русской драмы. А. А. Кенель писал музыку к спектаклям, выступал на радио, проводил концерты для раненых в госпиталях. «С вашей музыкой хорошо идти в бой», - говорили одни. «С вашей музыкой хочется жить», - так реагировали другие [7].

Сезон 1943-1944 гг. также прошел в соответствии с запросами военного времени. В этот период были поставлены патриотические спектакли «Евдокия Ивановна» по пьесе И. Чекина, «Нашествие» по пьесе Л. Леонова, «Синий платочек» В. Катаева и др. Но в репертуаре театра по -прежнему присутствовала и классика: «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Без вины виноватые», «Не все коту масленица» А. Н. Островского и др. В 1943 г. театр обновил репертуар за счет включения в него драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» (режиссер-постановщик Г. А. Немирович-Данченко). По мнению некоторых исследователей, идею постановки Г. А. Немировичу-Данченко, якобы, подал А. А. Кенель [3, с. 85]. Он же создал музыку к спектаклю. Несмотря на трудное время для спектакля была подготовлена специальная, «белая мебель», пошиты костюмы [3, с. 81].

Одновременно с театром драмы в Абакане был создан кукольный театр. Его художественным руководителем в 1940 г. стал Глеб Николаевич Кедрин, также прибывший из Воткинска. Театр под его руководством имел большой успех у юных зрителей, всегда перевыполнял производственный план [4, д. 814, л. 40].

Исследуя театральное искусство Хакасии, невольно задаешься вопросом, насколько велико было влияние органов местной власти на внутреннюю политику театра, в первую очередь на репертуар, в целом на его работу? Архивные документы свидетельствуют о том, что репертуар согласовывался, а цены на билеты утверждались исполкомом Хакасского областного совета депутатов трудящихся. Так, в 1943 г. средняя цена на спектакль в театре русской драмы составляла 10 руб., в национальном - 8 руб., кукольном - 8 руб/ [8, л. 60 об.]. Но не прошло и месяца, как исполком принял решение повысить цены на билеты в театре русской драмы, объяснив это тем, что тот привлек для художественного оформления постановок оркестр, не предусмотренный сметой театра, что вызвало сверхсметные расходы. И средняя цена билета на вечерние спектакли поднялась до 13 руб.

В условиях военного времени о более ЬкЬ менее приемлемых условиях работы театральной интеллигенции говорить вряд ли возможно. Театр не имел своего помещения. Он располагался в Доме культуры, где помимо него нашли пристанище учительский институт, столовая военторга, кинотрест, музыкальная школа, музей и т. д. После пожара, случившегося в 1942 г., полностью были выведены из строя осветительная и отопительная системы [4, д., 816, л. 219 об.]. Но, несмотря на постоянные обновления коллектива, плохие условия труда, в театре не останавливалась повседневная творческая жизнь. Большим успехом у зрителя по-прежнему пользовалась отечественная дореволюционная классика (Н. А. Островский, М. Ю. Лермонтов), в то же время театр обращался и к зарубежным авторам (Ф. Шиллер, О. Бальзак, В. Гюго). Ставились произведения советских авто-

ров. С 1926 г. практически во всех сибирских театрах шла «Любовь Яровая» [9, с. 149]. Хакасский театр русской драмы не был исключением. В военные годы актуальны были спектакли по произведениям К. Симонова «Парень из нашего города», «Русские люди». Многие артисты театра русской драмы были заняты и в национальном театре Хакасии, который работал с 1931 г. Между двумя театрами была постоянная и, главное, плодотворная, творческая дружба. По словам И. С. Самохвалова, на спектаклях русского театра актеры национального театра учились «мастерству, глубокому проникновению в ролевой материал, идейному раскрытию драматургического произведения» [1, с. 15]. Много поучительного для себя находили русские актеры в спектаклях хакасских коллег. Они отмечали «темпераментность, искренность чувств, непосредственность и обаяние молодых хакасских артистов» [1, с. 15].

С началом войны коллектив Хакасского национального театра существенно сократился. Многие артисты ушли на фронт, а оставшиеся не знали, что делать, какой спектакль играть, куда ехать на гастроли и с чем ехать, поскольку «ни один спектакль репертуара теперь нельзя было везти из-за отсутствия многих исполнителей» [1, с. 22].

Несмотря на тяжелейшие условия работы, в национальном театре формировалась блестящая плеяда актеров, которые росли вместе с театром: Н. Н. Кичеева, А. Г. Кискидосова, Ф. Саражакова, Н. Барашева, А. Астанаев, М. Топоев, А. Шадрин, В.Трошкин, Т. Райков. Так, Екатерина Павловна Начинова играла в первой хакасской драме «Акун», в первой хакасской музыкальной комедии «Одураченный Хорхло». В пьесе А. М. Топанова «Кровь за кровь» она играла Таню, в образе которой отражена судьба Зои Космодемьянской [10]. Сама актриса говорила о том, что хотела бы «показать хакасскому народу женщину -героиню, женщину, которая борется за счастье народное и там, на фронте, и здесь, в тылу» [10]. Зимний театральный сезон 1943 г. был открыт драмой А. М. Топанова «Сын хакасского народа», показавшей борьбу советского народа с врагом. «Коллектив театра сделал несомненный творческий шаг вперед, и этим значительно обязан талантливой работе художественного руководителя Зингеровского и композитора Кенеля, создавшего сочное музыкальное оформление спектакля», - так отреагировала «Советская Хакасия» на новое драматическое произведение А. Топанова. В публикации были отмечены талант и мастерство актеров А. Шурышева, А. Щукина, К. Чар-ковой [11].

Обращаясь к социальным проблемам театральной интеллигенции, следует отметить, что самым насу щ-ным вопросом для артистов всех трех театров Хакасии был жилищный вопрос. Несмотря на то, что было принято решение обкома партии и облисполкома о строительстве так называемого Дома актера, вопрос, по существу, не сдвинулся с места. Кроме того, дом не удовлетворил бы потребностей в жилье всех нуждавшихся. Театры снимали для актеров частное жилье, чем увеличивали расходную часть своей сметы [4, д. 820, л. 28 об.].

Практически неразрешимой для театров была проблема транспорта. В первую очередь это касалось национального театра, который не был стационарным, и его коллективу приходилось постоянно гастролировать со спектаклями по различным районам Хакасской автономной области. Артисты круглый год пешком переходили от одного села к другому, не имея теплой одежды и обуви [4, д. 820, л. 29 об.]. Особенно тяжелыми были военные годы. Во время гастролей по Красноярскому краю из-за отсутствия другого транспорта к населенным пунктам, расположенным вдоль Енисея, добирались на лодках [1, с. 22].

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны развитие театрального искусства не прекратилось. Как социально-профессиональная группа продолжала формироваться театральная интеллигенция Хакасии. Первоначальный костяк театра русской драмы состоял из актеров, прибывших из Воткинска, а также из других городов страны. Немногочисленную часть составляли эвакуированные представители театральной интеллигенции. Состав творческих коллективов театра драмы постоянно обновлялся, менялись руководители, и все же в Хакасии сложился более или менее устойчивый творческий состав театральной интеллигенции, представители которой прочно связали свою судьбу с Хакасией. Несмотря на отдаленность от столичных театров, в Хакасии работали яркие представители театральной интеллигенции.

Библиографический список

1. Самохвалов, И. С. Записки режиссера / И. С. Самохвалов. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1958. - 42 с.

2. Кокова, Э. М. Чон чарии. Из истории Хакасского драматического театра / Э. М. Кокова. - Абакан: Хакасское книжное изд-во, 1991. -168 с.

3. Шлык, В. Ф. Судьба и загадка русского театра в Хакасии / В. Ф. Шлык, Л. К. Шлык. - Абакан: Стрежень, 2002. - 592 с.

4. Отдел документов новейшей истории ГКУ РХ «Национальный архив» (ОДНИ ГКУ РХ «Национальный архив»). Ф. 2. Оп. 1.

5. Шлык, Л. К. Самохвалов Иван Семенович / Л. К. Шлык // Энциклопедия Республики Хакасия. В 2-т. Т. 2. - Абакан: ООО Поликор,

2008. - 318 с.

6. Самохвалов, И. С. Хроника театра / И. Самохвалов // Советская Хакасия. -1943. - 8 мая.

7. Черкашина, Л. Музыка / Л. Черкашина // Советская Хакасия. - 1943. - 3 октября.

8. Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Национальный архив» (ГКУ РХ «Национальный архив»). Ф. 39. Оп. 1. Д. 472.

9. Литвинова, О. Ф. Власть и театральная культура в сибирской провинции в годы нэпа (1921-1928 гг.) / О. Ф. Литвинова. - Барнаул: Алтайский государственный университет, 2005. - 219 с.

10. Черкашина, Л. Артистка / Л. Черкашина // Советская Хакасия. - 1943. - 7 марта.

11. «Сын хакасского народа» (К юбилейному спектаклю в облнацтеатре) // Советская Хакасия. - 1943. -7 ноября.

© Артамонова Н. Я., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.