УДК 309:02 ББК 321
Никитина Елена Юрьевна
доктор педагогических наук, профессор
кафедра русского языка, литературы и методики преподавания русского языка,
литературы
Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Костюк Илья Степанович
магистрант
Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Nikitina Yelena Yuryevna Doctor of Pedagogics, Professor
Chair of Russian and Literature and Methods of Teaching Russian and Literature
Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Kostyuk Ilya Stepanovich Undergraduate Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected]
Партисипативный подход к развитию графической компетенции будущих
инженеров
Participatory approach to the development of graphic competence of future engineers
В статье предложено обоснование партисипитавного подхода к развитию графической компетенции будущих инженеров, указаны требования к его реализации, выявлены партисипативные методы обучения студентов технических вузов, прилагаются схемы партисипативных отношений участников образовательного процесса.
The article suggested rationale partisipitavnogo graphical approach to development competence of future engineers, specifies requirements for its implementation, identified participatory teaching methods students of technical colleges, the attached chart participatory relations participants in the educational process.
Ключевые слова: партисипативный подход, графическая компетентность, будущие инженеры, партисипативные методы, образоват
Key words: participatory approach, a graphical competence, future engineers, participatory methods, educational process.ельный процесс.
Партисипативность рассматривается как взаимодействие преподавателя и студентов для выработки и реализации совместного решения, которое является субъект - субъектным. Цель такого взаимодействия - нахождение общности взглядов на проблемы, принятия единого согласованного решения и обеспечения активности студентов. Обобщая вышеизложенное, назовем прослеживаемые различия в процедурах управления инженерно-производственными и образовательными процессами при традиционном и партисипативном подходах.
| Производство ...........г—---- Педагогика |
Различия в процедурах управления инженерно-производственным и образовательным процессом при традиционном и партисипативном подходах
Обоснованием необходимости применения партисипативного подхода при подготовке будущих инженеров является формирование следующих составляющих управленческой компетенции: а) принятие решений посредством определения целей, постановка задач; б) принятие решений, касающихся средств и методов выполнения поставленных задач; в) формирование навыка и потребности в самоконтроле, и, как следствие, ответственности за результат; г) развитие стремления к сотрудничеству, кооперации, коллективной, командной работе посредством кон-
сультационной деятельности, групповой работы и др.; д) развитие способности проявлять инициативу, обосновывать предложения, аргументировать выводы.
Схематично процесс применения партисипативного подхода в процессе подготовки будущих инженеров.
Психолого-педагогическое обоснование применения пар-тисипативного подхода
4 Потребность, естественное стремление к активной самостоятельной деятельности, к участию в -^/совместных проектах и ответственности за их (успешное) выполнение.
Активная учебно-профессиональная деятельность, дидактическим обеспечением которой выступает система графических задач.
Повышение мотивации обучения, удовлетворенностью ;еятельностью; раскрытие собственного потенциала, первичная профессиональная идентификация; удовлетворение потребности достижения, самореализация, самоутверждение; формирование квалификационных и профессионально-личностных ориентиров сознания и поведения.
Схема реализации партисипативного подхода в процессе развития графической компетенции будущих инженеров
Следуя логике Д. Геста, мы полагаем, что партисипативный подход к развитию графических умений будущих инженеров должен обеспечить:
- организационную интеграцию;
- идентификацию ценностных ориентаций будущих специалистов;
- вариабельность графических задач, предполагающую отказ от традиционного управления учебно-профессиональной деятельностью студентов;
- адаптацию студентов к управленческим инновациям, обеспечивающую гибкость их творческого мышления;
- переориентацию на индивидуалистические цели и ценности.
При реализации партисипативного подхода целесообразно учитывать следующие требования: а) открытое взаимодействие участников образовательного
процесса; б) интенсивность и насыщенность учебной и учебно-профессиональной деятельности; в) включение студентов в коллективную деятельность; г) соуправление процессом взаимодействия при решении учебных, квазипрофессиональных и профессиональных задач. При этом мы придерживаемся широкого толкования понятия «решение»как выбора альтернативы, в связи с чем к принятию решения мы относим и постановку целей, и определение способов разрешения проблем, и планирование. Существенным признаком участия является совместное принятие решения преподавателем и студентом.
Опыт показал, что применение в образовательном процессе высшей школы партисипативных методов модифицирует стиль поведения работников образовательной среды, является его главным индикатором. В итоге резко сокращается дистанция преподавателем и студентом, осуществляется перевод их взаимоотношений из «субъект-объектных» в «субъект-субъектные», которые открывают возможности для самореализации студента-будущего инженера уже в условиях вуза. Вслед за О.Ю. Афанасьевой, Е.Ю. Никитиной , мы рассматриваем партисипативные методы как способы организации управленческого взаимодействия, побуждающего субъектов образовательного процесса к деятельности, направленной на достижение более высокого уровня компетентности студентов. Как показало проведённое нами теоретико-поисковое исследование, наиболее продуктивным с точки зрения развития графической компетенции будущих инженеров является метод проектов.
Результатами применения партисипативного подхода в процессе развития графической компетенции будущих инженеров могут стать: а) повышение мотивации обучения, удовлетворенностью деятельностью; б) раскрытие собственного потенциала, первичная профессиональная идентификация; в) удовлетворение потребности достижения, самореализация, самоутверждение; г) формирование квалификационных и профессионально-личностных ориентиров сознания и поведения. Особое значение применения партисипативного подхода как одной из составляющих теоретико-методической основы развития графиче-
ской компетенции будущих инженеров подчеркивает факт моделирования социального содержания будущей профессиональной деятельности через осознание, принятие принципов партисипативности, которая является альтернативой авторитарности.
Обобщая вышеизложенное, рассматриваем партисипативный подход как стратегию, реализация которой позволяет привлекать будущего инженера к принятию гипотетических управленческих решений, способствует формированию инициативности, ответственности и самостоятельности при решении тривиальных и нестандартных проблем в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности.
В связи с тем, что партисипативные отношения являются, по сути, способами взаимодействия двух и более участников образовательного процесса, для решения задачи успешного развития графической компетенции студентов вузов мы классифицировали их по средствам влияния субъектов образования на принимаемые решения в данной области, способам принятия этих решений, целевому назначению совместной деятельности преподавателя и студента.
Таблица - Виды партисипативных отношений субъектов образовательного процесса
Основания для классификации
Средства влияния субъектов на принимаемые решения Способы принятия решений Целевое назначение совместной деятельности субъектов
1) косвенные отношения (опрос, анкетирование, голосование); 2) прямые отношения (консультация, рекомендация, собеседование, дискуссия и пр.) 1) формальные; 2) эвристические (брейн-сторминг, деловые и ролевые игры); 3) рационально-аналитические (компромиссное согласование, совещание, полемика и пр.) 1) информационно-совещательные отношения; 2) отношения по поводу принятия и согласования решений; 3) отношения по поводу реализации решений; 4) отношения по поводу контроля и оценки решений, мероприятий и пр.
Положив в основу классификации средства влияния субъектов образовательного процесса на постановку и решение графических задач, можно выделить косвенные и прямые партисипативные отношения. Косвенные партисипа-тивные отношения не предполагают непосредственного общения преподавателя и студентов друг с другом. При этом воздействие на принятие решений в исследуемой области оказывается опосредованным. Подобные отношения не предписывают прямо каких-либо действий: например, это выражение мнения будущих специалистов в опросах, анкетах, путем голосования и т.д. Прямые партисипативные отношения предполагают непосредственное общение преподавателя и будущих специалистов в различных конфигурациях в ходе совместной деятельности. Как правило, это консультация, совет, убеждение, рекомендация, собеседование, просьба и т.п. Консультация - метод информирования, интеллектуального обмена студентов между собой и преподавателем, либо между студентами, либо между более компетентным студентом и менее компетентным. По форме консультация может быть организована как собеседование, информационное совещание, лекция и т.п. При этом консультируемый также активен, его задача - эффективное слушание, понимание, уточнение информации. В практике также широко используются методы дискуссии, полемики и др. Подобные методы характеризуются субъективной деятельностью участников, когда каждый участник имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «я» не только в воображаемой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: «студент - студент», «студент -группа», «студент-преподаватель», «группа-преподаватель».
Среди отношений, классифицируемых по признаку формализации используемого аппарата, выделяют следующие: формальные (статистические, экономико-математические); эвристические («мозговой штурм», ролевые игры, аналогия, проектирование и др.); методы экспертных оценок; рационально-аналитические методы (компромиссного согласования, «ринги» и др.). Одним из наиболее успешных способов реализации партисипативных отношений яв-
ляется использование метода проектов, отражающего процесс постепенного перехода от «традиционного» образования к новому, задающему контекст будущей профессиональной деятельности студента технического вуза. Такой метод воссоздает предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и усиливает развивающий характер образовательного процесса в вузе. Тема проекта определяется в соответствии с учебной программой при подготовке специалиста. Предмет проектирования - будущая профессиональная деятельность обучаемых и управление как процессом осуществления самой профессиональной деятельности, так и принятием необходимых профессиональных решений. Все это позволяет определить условия деятельности, которые будут спроектированы, сферу и место деятельности, содержание учебного материала, роли и функции участников проекта.
Для осуществления коллективного контроля и оценки широко используются методы стенд-докладов, открытых мероприятий и т.д., представляющие собой кооперативную деятельность, суть которой состоит в объединении усилий субъектов образования для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. Отношения участников кооперативной деятельности строятся по принципу гласного или негласного договора (контракта), который объединяет индивидуальные интересы участников на основе формальных или неформальных соглашений между ними, и характеризуются: а) наличием единой личностно ориентированной цели деятельности, основанной на индивидуальных мотивах, интересах и стремлениях; б) специальной организацией с разделением функций и ролей между участниками в зависимости от их компетенции, цели, средств и условий ее достижения; в) наличием руководства в лице одного из участников со специальными полномочиями или нескольких, среди которых распределены функции; г) пространственным и временным соприсутствием участников, создающим возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями и информацией; д) взаимосвязью и взаимозависимостью участни-
ков с процессом и с конечным результатом совместной деятельности; е) возникновением в процессе работы межличностных отношений, изначально обусловленных содержанием совместной деятельности или влиянием на ее течение и результат ранее сложившихся отношений. В ходе такого взаимодействия происходит обмен интеллектуальными и духовными ценностями - идеями, знаниями, опытом, наблюдениями, выводами, вопросами.
Как показало исследование, одним из наиболее продуктивных является метод взаимного компромиссного согласования, который по форме может быть реализован в ходе совещания, беседы, специально организованных переговоров, работы с изложенными письменно (на бумажных, электронных или других носителях) мнениями, организационно-деятельностной игры и т.д. Его суть состоит в том, что два или более участников образовательного процесса в ходе совместной работы приходят к единому мнению, достигают консенсуса. Главная установка при согласовании направлена на достижение компромисса, решение делового вопроса усилиями всех сторон. Алгоритм согласования в общем случае состоит из следующих этапов: а) изложения студентами своих позиций по обсуждаемому вопросу; б) уточнения и понимания позиций (вопросы других участников на понимание, парафраз и т.п.); в) выявления и обсуждения продуктивных и негативных сторон каждой позиции; г) определения общих моментов и основных расхождений, их причин; д) определения подходов к компромиссу, поиска оптимального (компромиссного) варианта (при этом внутри данного алгоритма может происходить многократное повторение этапов); е) окончательного выбора взаимосогласованного варианта.
Библиографический список
1. Майер, Р.Б. Кибернетическая педагогика: имитационное моделирование учебного процесса // Глазов: ГГПИ, 2013 - 138 с.
2. Никитина, Е. Ю. Подготовка студентов вуза к проектированию педагогического дизайна: концептуальные основы : монография / Е. Ю. Никитина, С. А. Курносова. - М, 2011. -168 с.
3. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.
4. Подласый, И. П. Педагогика: Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов
вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 463 с.
5. Майер, Р.Б. Кибернетическая педагогика: имитационное моделирование учебного процесса // Глазов: ГГПИ, 2013 - 138 с.
Bibliography
1. Meyer, R.B. Cybernetic Pedagogy: simulation of the educational process // Eyes: GGPI, 2013 - 138 p.
2. Nikitina, E. Yu Preparation of university students to design instructional design: conceptual bases: monograph / E.Y. Nikitina, S.A. Kurnosov. - M, 2011. - 168 p.
3. Novikov, A.M. Russian education in the new era / Paradoxes heritage vectors of development. - M .: Egves, 2000. - 272 p.
4. Podlas, I.P. Pedagogy: Theory and technology education: studies. for university students studying in the areas podgot. and specialties in the region. "Education and Pedagogy" / I.P. Podlas. -2nd ed., Rev. and add. - M: the humanities, ed. Center VLADOS, 2010. - 463 p.
5. Meyer, R.B. Cybernetic Pedagogy: simulation of the educational process // Eyes: GGPI, 2013 - 138 p.