Научная статья на тему 'Паровоз стоит под парами - перрон отходит'

Паровоз стоит под парами - перрон отходит Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
107
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Паровоз стоит под парами - перрон отходит»

Борис Бартфелъд

(Калининград)

ПАРОВОЗ СТОИТ ПОД ПАРАМИ — ПЕРРОН ОТХОДИТ

ервый рейс литературного «Паровоза» состоялся, фестиваль прибыл на Южный вокзал Калининграда утром 19 мая 2015 года. Расписание дальнейших рейсов отсутствует, но надежда живет, и пассажиры все еще толпятся в зале ожидания. Если есть «Паровоз», есть рельсы, разбегающиеся по всей стране, мы обречены на литературные путешествия. Осталось укомплектовать паровозную бригаду, подбросить в топку топлива и ту-ту! — в клубах пара литерный отбывает.

В литературной жизни нашего края фестивали занимают особое место. Постепенно складывается традиция их системного проведения: в мае — «Паровоз», который вновь и вновь устремляется к морю; во второй половине июня — Тёркинские чтения и международный конкурс «За далью даль»; в конце августа — фестиваль молодой поэзии и короткой прозы; во второй половине октября — огромный двухнедельный литературный фестиваль «Дни литературы в Калининградской области». И возможно, станет реальностью новая идея — сделать Калининград центром проведения Всемирного дня поэзии, установленного ЮНЕСКО. Идею эту высказал поэт и философ Константин Кедров 12 сентября 2015 года у памятника Канту, вблизи Новой Аль-бертины.

Замысел литературного путешествия на поезде родился в мае 2014 года на съезде Союза российских писателей (СРП), проходившем на бе© Бартфельд Б., 2015

Б. Бартфельд

регах Волги в Тольятти. Это событие было подготовлено работой по выпуску альманаха, который получил название «Паровозъ». Тольятти стал центром всей этой работы.

Вот что пишет о зарождении замысла альманаха «Паровозъ» один из главных его «машинистов» писатель Владимир Мисюк:

Откуда есть пошел-поехал...

Несколько робея, я отправил письмо исполнительному секретарю СРП, хорошему современному писателю С. В. Василенко с предложением об издании альманаха «Паровозъ». Получил ответ с несколькими вескими доводами против такого названия.

Но через некоторое малое время, совсем неожиданно, пришло одобрение:

— Я тут подумала-подумала, да и решила, что «Паровозъ» — это хорошо, это запоминается. Необычное название, и все подходит в общем-то: состав, первый вагон и так далее, и вся российская жизнь — тоска железнодорожная.

Так что давайте, пусть будет «Паровозъ»! — писала Василенко.

С антресолей была извлечена большая карта РФ, расстелена на полу, и я принялся, вооружившись лупой, ползать по ней, составляя маршруты таким образом, чтобы доля условности не зашкаливала за мыслимые пределы. Дело это оказалось непростым. Спасительные строки Б. Рыжего придавали сил:

Я на крыше паровоза ехал в Город Уфалей, и обеими руками обнимал моих друзей...

Очень уж не терпелось посмотреть влажным взором на поэтическую карту России, влажным, конечно же, не от умиления, а от радости узнавания и открытия.

Железнодорожные ветки все гуще расползались от Москвы во все стороны необъятной и за ее пределы. Объем присылаемого материала диктовал изменение маршрутных вагонных табличек. Состав трансформировался. Паровозное депо работало в напряженном ритме. Настал момент, когда можно было доложить: поэтический альманах-навигатор СРП «Паровозъ» — под парами!

К маю 2015 года вышел уже третий номер «Паровоза», который авторы представили в Калининграде. В «вагонах» этого номера сидели московские поэты; в «транзитном вагоне» — авторы, живущие за рубежами Родины и снедаемые ностальгией по ней; в «багажном отделении» тряслись сердитые литературные критики. Собирала номер хрупкая и трепетная Анна Гедымин.

^^^ Паровоз стоит под парами — перрон отходит

Вот так идея литературного альманаха «Паровозъ» преобразовалась в идею реального путешествия писателей по стране на поезде, а родилась она в мае 2014 года на съезде СРП.

Организация такого литературного фестиваля-путешествия сначала представлялась хлопотной; желающие засунуть голову в петлю забот не находились, пришлось инициативу взять в свои руки Калининграду. В этом была и пространственная правда: если уж и начинать такое путешествие, то либо с крайнего Запада, либо с дальнего Востока страны. Тут без нас не обойтись.

Во многом это был экспромт, но часто бывает так, что экспромт получается ярче долго и старательно подготовленного исполнения. Логистически фестиваль выглядел как путешествие писателей в вагоне поезда «Янтарь» из Москвы в Калининград с горячими встречами на Смоленском и Минском вокзалах. Ядро литературного десанта составляли авторы из Питера и Москвы, к ним добавились представители Тольятти, Брянска, Петрозаводска, Тюмени и других городов России. Присоединились и авторы из Польши, Латвии и Германии. Три с лишним десятка писателей отправились 18 мая 2015 года от Белорусского вокзала столицы в Калининград. И уже 19 мая разношерстный литературный десант шумно высадился на калининградском Южном вокзале. Встречали его весело, даже по-хулигански. С заливистой гармошкой, взбудоражившей вокзальный улей.

Паровоз привез замечательных авторов. Это были:

Светлана Василенко — исполнительный секретарь СПР, прозаик и сценарист;

Михаил Кураев — сопредседатель СРП, прозаик и сценарист (Санкт-Петербург);

Борис Скотневский — член правления СРП, поэт (Тольятти);

Пеон Осепян — оргсекретарь СРП, писатель и фотохудожник;

Герман Садуллаев — прозаик, эссеист (Санкт-Петербург);

Николай Шамсутдинов — поэт (Тюмень);

Владимир Шпаков — главный редактор журнала «Занзивер», прозаик (Санкт-Петербург);

Галина Илюхина — организатор фестивалей в Санкт-Петербурге, поэт (Санкт-Петербург);

Андрей Коровин — организатор Волошинского фестиваля в Коктебеле, поэт (Москва);

Александр Фролов — поэт (Санкт-Петербург);

Виталий Дмитриев — поэт (Санкт-Петербург);

Татьяна Семенова — поэт (Санкт-Петербург);

Б. Бартфельд

Андрей Щербак-Жуков — журналист, поэт «веселый и ужасный» (Москва);

Евгений Потупов — журналист, историк литературы (Брянск);

Дмитрий Григорьев — поэт и путешественник (Санкт-Петербург);

Геннадий Калашников — поэт (Москва);

Мария Ватутина — поэт (Москва);

Евгений Каминский — поэт и прозаик, замредактора журнала «Звезда» (Санкт-Петербург);

Анна Гедымин — поэт (Москва);

Надежда Васильева — поэт (Петрозаводск);

Лев Прыгунов — народный артист РФ, поэт и художник;

Сергей Морейно — поэт, переводчик, эссеист (Рига — Москва);

Александр Фелюта — поэт, организатор литературного процесса (Берлин);

Кшиштоф Шатравски — поэт, профессор университета (Польша);

Илзе Биткутэ, Ричардас Шилейко, Римантас Ванагас - литовские поэты.

В числе участников фестиваля были и многие калининградские и иногородние авторы.

В первый же день в областной научной библиотеке состоялась дискуссия участников фестиваля, имевшая название «Писатель и власть — история и современность». С докладом выступил сопредседатель СРП, известный калининградский прозаик О. Глушкин, с содокладами — М. Кураев и С. Василенко. Свои позиции остро заявили Г. Садулаев, В. Карпенко, Н. Шамсутдинов, Е. Каминский, А. Фролов и другие участники.

Вечером в Доме офицеров прошли мастер-классы для калининградских авторов: прозаический мастер-класс вели С. В. Василенко и О. Б. Глушкин, поэтический — Сергей Морейно и Александр Фелюта.

^^^ Паровоз стоит под парами — перрон отходит

Утром 20 мая писатели провели встречи с учащимися четырех школ Калининграда и со студентами-филологами Балтийского федерального университета им. И. Канта. А вечером в Калининградском областном кукольном театре состоялось открытие литературного фестиваля «Паровоз — выход к морю».

Начало ему положила пятнадцатиминутная импровизационная композиция актеров театра на тему паровоза, путешествующего по городам и весям России в год литературы. Затем прошли яркие литературные чтения, в которых участвовали практически все писатели и поэты, прибывшие на фестиваль. Во второй части выступил известный российский актер и поэт Лев Прыгунов, перу которого принадлежат две замечательные книги — литературные воспоминания «Сергей Иванович Чудаков и др.» и поэтический сборник «Бывший орнитолог». Он читал свои стихи и произведения своих друзей — великих поэтов, а в память о своем друге Иосифе Бродском исполнил песню «Лили Марлен».

Дни участников фестиваля в Калиниградской области были наполнены активной работой, связанной с поездками по области. Так, 21 мая российские литераторы были в Балтийске — главной военной

Б. Бартфельд

базе Балтийского флота. В этот же день участники фестиваля встретились с читателями в городской библиотеке, возложили цветы к мемориальной доске Иосифа Бродского.

В последующие дни фестиваля группа писателей встретилась с литераторами и читателями в библиотеках Полесска, Советска. Двадцать второго мая состоялся выход к морю в Янтарном, Светлогорске и Зе-леноградске. Яркие ночные чтения прошли с участием литовских поэтов в Музее янтаря.

В последний день фестиваля 23 мая писатели участвовали в большом и содержательном мероприятии «Весна поэзии» в музее-кирхе К. Донелайтиса в Чистых прудах, совершили большое путешествие по востоку области.

Станет ли этот фестиваль ежегодным, или литературный «паровоз» умчится в другой регион России, будет ясно в следующем году. Но маршрут его проложен. Еще никогда в современной истории Калининградской области такой большой десант литераторов ею не принимался. И хочется надеяться, что зарождающаяся традиция продолжится.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.