Научная статья на тему 'Парламентское расследование как политический институт: опыт Польши'

Парламентское расследование как политический институт: опыт Польши Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
134
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / POLITICAL SOCIOLOGY / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / POLITICAL PROCESSES / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / POLITICAL INSTITUTIONS / ПАРЛАМЕНТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / PARLIAMENTARY INQUIRY / ПОЛЬША / POLAND / ВЫБОРЫ / ELECTIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Соловьев Дмитрий Владимирович

В статье на основе исследования опыта парламентских расследований в современной Польше раскрывается политическое содержание данного института, выявляется влияние общественного мнения на проведение расследования, устанавливается взаимосвязь между работой следственных комиссий cейма и результатами выборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parliamentary investigation as a political institution: Polish experience

The article reviews the modern experience of parliamentary investigations in Poland. The author reveals the political content of the institution, discusses the influence of public opinion on the investigation and draws attention to the relationship between the work of the Investigative committees of the Polish Sejm and election results.

Текст научной работы на тему «Парламентское расследование как политический институт: опыт Польши»

Д.В. Соловьев

ПАРЛАМЕНТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ: ОПЫТ ПОЛЬШИ

В статье на основе исследования опыта парламентских расследований в современной Польше раскрывается политическое содержание данного института, выявляется влияние общественного мнения на проведение расследования, устанавливается взаимосвязь между работой следственных комиссий сейма и результатами выборов.

Ключевые слова: политическая социология, политические процессы, политический институт, парламентское расследование, Польша, выборы.

В 2005 г. был принят Федеральный закон «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации». С тех пор Федеральное Собрание провело всего одно парламентское расследование обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 г. Комиссия, согласно итоговому докладу, представленному Федеральному Собранию, работала всего три месяца и провела всего восемь заседаний1. Поэтому российская практика подобных расследований дает крайне мало материала для исследования. Чтобы познать реальное политическое содержание данного института, необходимо обратиться к зарубежному опыту, прежде всего опыту близких нам стран транзитивной демократии Восточной Европы.

Почему Польша? В качестве ответа на этот вопрос можно привести слова академика Кудрявцева В.Н.: «Россия и Польша, две страны, образованные глубоко родственными народами, прошли большой исторический путь, изобиловавший драматическими и трагическими событиями ... Российскому читателю не только инте-

© Соловьев Д.В., 2012

ресен, но и весьма важен опыт тех демократических преобразований, которые происходили и продолжают происходить в соседней, очень близкой нам по традициям, образу жизни и культуре братской стране. Не только юрист, но и всякий образованный человек в России искренне заинтересован в том, чтобы узнать, какова современная Польша, как построено ее государство, чем обеспечиваются права и интересы граждан»2.

Сейм четвертого созыва был сформирован по итогам парламентских выборов 2001 г., на которых относительное большинство получили левые демократы (табл. 1). Правящую парламентскую коалицию образовали SLD-UP и РБЬ3, и главой правительства стал Лешек Миллер (SLD). Президентом Польши в это время (1995-2005) был Александр Квасьневский (SLD). Коалиция не была и не могла быть прочной с учетом политики левых демократов и проаграрной охранительно-консервативной позиции польских народников. Серьезный конфликт между SLD-UP и PSL, угрожавший самому существованию коалиции, возник уже в феврале 2002 г. в ходе переговоров Польши с Европейским союзом относительно сохранения пошлин на продовольствие и субсидий для фермеров. В сентябре 2002 г. коалиция снова оказалась на грани распада, когда министр экономики (SLD) подписал соглашение с Венгрией об отмене пошлин на некоторые продукты питания.

Таблица 1

Официальные результаты выборов в сейм 2001 г.

Избирательное объединение Голоса Процент голосов Мандаты Процент мандатов

SLD-UP 5342519 41,04 216 47,0

РО 1 651 099 12,68 65 14,1

ЗашооЬгопа 1 327 624 10,20 53 11,5

PiS 1 236787 9,50 44 9,6

PSL 1 168 659 8,98 42 9,1

LPR 1 025 148 7,87 38 8,3

Первая следственная комиссия была создана в январе 2003 г. после скандальной статьи «Закон за взятку, или пришел Рывин к Михнику» в «Газете выборча». Проекты постановления о назначении следственной комиссии были представлены нижней палате

депутатами PO и PiS, депутатами SLD, LPR и потом PSL. Решение о проведении расследования поддержало большинство депутатов нижней палаты благодаря позиции оппозиционных клубов, противоречиям внутри правящей коалиции и разногласиям между президентом и премьером. Как писала Моника Бил, «в дело включился президент, который решительно поддержал назначение следственной комиссии, его голос, уважаемый в партии, перевесил»4. Комиссия должна была расследовать обвинения средств массовой информации в коррупции, имевшей место в ходе принятия закона о радиовещании и телевидении, а в состав комиссии вошли десять депутатов - четыре от SLD и по одному от UP, PO, Samooborona, PiS, PSL и LPR. В афере, получившей в прессе броское имя «Ры-вингейт», были замешаны видные фигуры находящихся у власти левых демократов.

Заседания комиссии в прямом эфире транслировали два телеканала - TVP 3 и TVN 24, и первый допрос свидетелей собрал у экранов телевизоров 1,5 млн зрителей. Стоит отметить, что телевизионные трансляции заседаний комиссии, и особенно допросов свидетелей, воспринимались как reality show, а некоторые члены комиссии вместо выяснения истины стремились к достижению своих групповых политических интересов, к росту политической популярности5.

Комиссия вызвала для дачи показаний главных лиц SLD - президента и председателя Совета министров, и если Лешек Миллер предстал перед комиссией, то Александр Квасьневский проигнорировал решение комиссии. Согласно закону о следственной комиссии вызванное лицо обязано явиться для дачи показаний, а в случае неявки к такому лицу Окружным судом Варшавы на основе обращения следственной комиссии могут быть применены меры процессуального принуждения. Однако президент пользуется иммунитетом по отношению к мерам процессуального принуждения, и, соответственно, комиссия не располагала средствами, позволяющими обеспечить принудительную явку Квасьневского.

Уже в апреле 2003 г. стали видны политические последствия работы комиссии: дестабилизация правящей коалиции, ослабление позиций председателя Совета министров и усиление конфликта по линии премьер-президент6. К декабрю 2003 г. благодаря расследованию комиссии PO преодолела порог поддержки избирателей в 26%, вырос рейтинг партии члена следственной комиссии Збигнева Зебро (PiS), а также параллельно с ростом рейтинга PO и PiS снизилась поддержка SLD с 33% до 16%7. Более того, парламентское расследование «в какой-то мере привело также к распаду SLD, рождению SDPL»8.

На рассмотрение сейма были представлены несколько проектов итогового доклада следственной комиссии: официальный доклад комиссии, который составила Анита Блоховяк (SLD), и шесть альтернативных проектов, подготовленных членами комиссии - депутатами иР, РО, Samoobrona, PiS, PSL и LPR. Политика тактических компромиссов и лавирования, которую избрали левые демократы в ходе процедуры голосования нижней палаты по докладу следственной комиссии, привела к фатальному для SLD результату. К удивлению самих депутатов, требуемое регламентом число голосов в сентябре 2004 г. получил доклад Збигнева Зебро, «имевший скорее характер акта прокурорского обвинения»9, и был утвержден постановлением сейма10. Бывший премьер и лидер SLD Лешек Миллер в докладе был назван единственным человеком, который оказывал решающее влияние на депутатов и сенаторов SLD, и единственным, кто мог убедить их одобрить или отклонить проект новеллизации закона о радиовещании и телевидении. Собранные следственной комиссией доказательства, согласно докладу, позволили квалифицировать деятельность Лешека Миллера по § 5 ст. 228 Уголовного кодекса - получение финансовой или личной выгоды в крупном размере в связи с исполнением общественных обязанностей, за что предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок от 2 до 12 лет.

Формально правящая коалиция SLD-UP и PSL прекратила свое существование в марте 2003 г. После этого левые демократы не были способны заключить политическое соглашение с другими сеймовыми клубами, но и оппозиция не могла сформулировать общую альтернативную программу. Соответственно, SLD полтора года правила в меньшинстве.

В апреле 2004 г., после публикации в «Газете выборча» интервью с тогдашним министром казначейства Веславом Качмареком, разгорелся новый политический скандал, вызвавший отставку Лешека Миллера. В этом интервью Качмарек заявил, что в ходе состоявшейся в феврале 2002 г. встречи тогдашний премьер-министр Миллер лично решил использовать Службу защиты государства, чтобы отстранить Анджея Моджейевского от должности генерального директора концерна «Орлен» и тем самым предотвратить подписание контракта стоимостью 14 млрд долл. Публикация стала непосредственной причиной назначения следственной комиссии по расследованию обвинения в нарушениях со стороны Минфина в ходе надзора над представителями казначейства в нефтяном концерне «Орлен», а также обвинения в использовании спецслужб для противозаконного воздействия на органы юстиции с целью давления на членов правления концерна «Орлен». В постановлении о

назначении комиссии, принятом в мае 2004 г. в условиях конфликта между президентом и сеймом по поводу назначения нового премьера, было указано, что комиссия должна изучить обстоятельства ареста в феврале 2002 г. А. Моджейевского, оценить заключенные концерном контракты с точки зрения энергетической безопасности страны, а также использование спецслужб для незаконного воздействия на членов правления «Орлен». Общественное мнение, распад коалиции, противоречия в рядах самих левых демократов и стремление оппозиции сделать достоянием гласности злоупотребления исполнительной власти обеспечили почти единодушную поддержку парламентского расследования депутатами сейма.

Комиссия вызвала для дачи показаний основных деятелей SLD, в том числе Александра Квасьневского, бывшего премьера Лешека Миллера, маршала Сейма Влодзимежа Чимошевича и министра юстиции Барбару Пивник. Квасьневский на заседание комиссии не явился, в связи с чем лидер РО Дональд Туск заявил, что нынешний президент - человек крайне ненадежный, который не может решиться предстать перед комиссией и дать правдивые показания под присягой11. В результате неявки главы государства на допрос члены комиссии в марте 2005 г. вызвали жену президента Иоланту Квасьневскую12. Как высказался член комиссии депутат Samoobrona Анджей Гжещик, «если господин президент Александр Квасьневский предстанет перед комиссией на одном из двух ближайших заседаний комиссии, вызов (Иоланты Квасьнев-ской. - Д. С.) будет отозван»13.

Маршал сейма Влодзимеж Чимошевич14, объявивший о своем участии в президентских выборах в качестве кандидата от SLD в июне 2005 г., был вызван следственной комиссией и допрошен в июле 2005 г., то есть после того, как заявил о своих президентских амбициях. Благодаря расследованию достоянием гласности стали неоднозначные с правовой и этической точек зрения операции Чи-мошевича с акциями концерна «Орлен», увеличившие его финансовое благосостояние.

В итоговом докладе15 следственной комиссии, принятом в сентябре 2005 г., были сформулированы следующие выводы. Во-первых, был поставлен вопрос о привлечении к конституционной ответственности Александра Квасьневского за нарушения прав и обязанностей Президента Республики Польша, во-вторых, о привлечении к конституционной ответственности бывшего премьер-министра Лешека Миллера за превышение должностных полномочий и действия, совершенные в ущерб общественным интересам, для достижения частных политических преимуществ, и, в-третьих, о привлечении к конституционной ответственности быв-

шего премьер-министра Влодзимежа Чимошевича за неисполнение должностных обязанностей в части обеспечения энергетической безопасности страны. В сентябре 2005 г. Влодзимеж Чимошевич отказался от участия в президентских выборах, что оставило SLD без своего кандидата.

В январе 2005 г. была создана следственная комиссия по расследованию правомерности приватизации акционерного общества «Общего учреждения страхования». Проекты о назначении комиссии представили депутаты Samoobrona и SLD. «Учреждение страхования» было приватизировано в 1999-2001 гг., когда у власти находилась праволиберальная коалиция AWS-UW, премьером был Ежи Бузек (лидер AWS), а министром юстиции и генеральным прокурором - Лех Качиньский (2000-2001). Напомним, что в момент создания комиссии Лех Качиньский был мэром Варшавы (2002-2005) и пользовался популярностью как борец с коррупцией. И хотя ни AWS, ни UW не прошли в сейм четвертого созыва, многие члены AWS, который представлял собой объединение либеральных, консервативных и христианско-демократических сил, после распада блока вошли в состав РО (например, Ежи Бузек) и PiS.

Таким образом, в преддверии очередных парламентских и президентских выборов, которые должны были состояться осенью 2005 г., левые16 попытались использовать коррупционный скандал, в котором были замешены видные деятели праволиберальных кругов. Здесь нужно отметить, что еще сейм третьего созыва в 2000 г. интересовался приватизацией «Учреждения страхования», и в 2001 г. нижней палате был представлен отчет Высшей палаты контроля по обстоятельствам приватизации данного учреждения17. Поэтому начатое в 2005 г. сеймовое расследование некоторые средства массовой информации оценили как попытку отвлечь общественное внимание от губительной для SLD аферы «Орлен»18. Каждое открытое заседание комиссии сопровождалось прямой трансляцией общественного телевидения TVP 3.

В докладе комиссии сейму, принятом в сентябре 2005 г. накануне выборов, отмечалось, что в ходе приватизации были допущены серьезные нарушения законодательства, а также что политическую ответственность за приватизацию несет бывший премьер Ежи Бу-зек, разработавший и внедривший концепцию приватизации. По итогам расследования комиссия поставила перед прокуратурой, во-первых, вопрос о расследовании возможности уголовного преследования Ежи Бузека, во-вторых, вопрос о необходимости уточнения роли бывшего вице-премьера и министра финансов Лешека Бальце-ровича (автор либеральных экономических реформ и председатель партии UW в 1995-2000 гг.), и в-третьих, вопрос о расследовании

возможной ответственности экс-президента Национального банка Польши Анны Гронкевич-Валтз (с 2005 г. в РО)19.

Выявленные злоупотребления, совершенные правыми либералами, тем не менее не смогли переломить общественное мнение, сформированное в ходе парламентских расследований по делу Рывина и «Орлену», и принести электоральный успех левым демократам на парламентских выборах в сентябре 2005 г. (табл. 2).

Таблица 2

Официальные результаты выборов в сейм 2005 г.

Избирательное объединение Голоса Процент голосов Изменение процента голосов Мандаты Изменение числа мандатов Процент мандатов

Р1Б 3 185 714 26,99 + 17,49 155 +111 33,7

РО 2 849 259 24,14 + 11,44 133 +68 28,9

БатооБгопа 1 347 355 11,41 + 1,31 56 +3 12,2

SLD 1 335 257 11,31 - 29,73 55 - 162 12

LPR 940 762 7,97 + 0,10 34 - 4 7,4

PSL 821656 6,96 - 1,86 25 - 17 5,4

Сейм пятого созыва в ноябре 2005 г. поддержал назначенного новым президентом Лехом Качиньским (избран в октябре 2005 г.) премьера Казимежа Марцинкевича (Р1Б). Р1Б, БатооБгопа, ЬРИ, РБЬ голосовали за вотум доверия новому кабинету, РО и SLD -против. В феврале 2006 г. руководители трех сеймовых клубов, образовавших правящую коалицию, Ярослав Качиньский (Р1Б), Анджей Леппер (БатооБгопа) и Роман Гертых ^РИ) подписали «Пакт стабильности».

В марте 2006 г. была создана следственная комиссия для расследования нарушений, допущенных государственными органами в ходе реформирования банковского сектора. Комиссия исследовала обстоятельства приватизации ряда банков в период с 1989 по 2006 г.

и связанные с этим решения членов правительства. Таким образом, предмет расследования охватывал период нахождения у власти SLD и время, когда пост председателя Национального банка Польши занимала Анна Гронкевич-Валтз (1992-2001). Напомним, что в декабре 2005 г. Гронкевич-Валтз была названа в качестве кандидата на должность мэра Варшавы от РО20. Клубы, которые поддержали премьера Марцинкевича, то есть PiS, Samoobrona и LPR, проголосовали за создание комиссии, а оппозиционные клубы РО и SLD -против.

В политико-правовую борьбу вокруг парламентского расследования была втянута судебная власть. Первым этапом стало обращение депутатов РО в Конституционный трибунал для проверки соответствия положений постановления о назначении комиссии нормам Конституции. В сентябре 2006 г. Конституционный трибунал признал вторую статью решения сейма о назначении комиссии, в которой был указан предмет деятельности комиссии, противоречащей Конституции21 и таким образом указал на неправомочность сейма расследовать указанные обстоятельства.

О втором этапе можно говорить в связи с вызовом комиссией, большинство членов которой представляли PiS, Анны Грон-кевич-Валтз для дачи показаний. Гронкевич-Валтз не явилась на заседание, и следственная комиссия обратилась в Окружной суд Варшавы с ходатайством о применении мер процессуального принуждения. Суд удовлетворил ходатайство и наложил на Гронкевич-Валтз штраф в размере 1000 злотых. Решение было обжаловано в Апелляционном суде Варшавы, который, отменил решение о наложении штрафа и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Окружной суд Варшавы по итогам нового рассмотрения пришел к заключению, что заявитель, то есть следственная комиссия, не смог доказать в суде законность своих действий в той части, что допрос Анны Гронкевич-Валтз будет касаться исключительно не связанных с осуществлением полномочий председателя Национального банка Польши обстоятельств, и на основе этого суд решил, что не существует оснований для применения к экс-председателю Национального банка Польши мер процессуального принуждения. На это решение уже следственная комиссия подала жалобу, однако в связи с прекращением полномочий легислатуры, назначившей комиссию, жалоба осталась без рассмотрения. В декабре 2006 г. Анна Гронкевич-Валтз победила во втором туре кандидата от PiS бывшего премьера Казимежа Марцинкевича и стала мэром Варшавы.

В июле 2006 г. новым главой правительства был назначен Ярослав Качиньский. За вотум доверия голосовали PiS, Samoobrona и

ЬРИ, а РО, SLD и РБЬ - против. Подписанный в феврале 2006 г. «Пакт стабильности» не смог предотвратить распад правящей коалиции, и отставка вице-премьера лидера Samoobrona Анджея Леппера в июле 2007 г., связанная с расследованием Центральным антикоррупционным бюро преступлений его ближайших сотрудников, стала причиной внеочередных парламентских выборов, которые состоялись в октябре 2007 г.

Досрочное прекращение полномочий нижней палаты не позволили «банковской» следственной комиссии закончить свою работу и выяснить все обстоятельства в рамках предмета парламентского расследования.

Парламентские выборы выиграла РО (табл. 3), но, не получив абсолютного большинства голосов в нижней палате, пошла на заключение коалиционного соглашения с PSL. Главой нового правительства стал Дональд Туск (РО), за которого проголосовали депутаты коалиции PO-PSL, а депутаты PiS и LiD - против.

Таблица 3

Официальные результаты выборов в Сейм 2007 г.

Избирательное объединение Голоса Процент голосов Изменение процента голосов Мандаты Изменение числа мандатов Процент мандатов

РО 6 701 010 41,51 +17,37 209 +76 45,43

PiS 5 183 477 32,11 +5,12 166 +11 36,09

LiD 2 122 981 13,15 +1,8422 / -4,4023 53 -224 11,52

PSL 1 437 638 8,91 +1,95 31 +6 6,74

БатооЬгопа 247 335 1,53 -9,86 - -56 -

LPR 209 171 1,30 -6,67 - -34 -

Новый сейм назначил свою первую следственную комиссию в декабре 2007 г. для выяснения обстоятельств смерти бывшего депутата SLD Барбары Блиды, которая, согласно официальной версии, застрелилась в апреле 2007 г. во время задержания и обыска в ее доме сотрудниками Агентства внутренней безопасности. В момент трагедии у власти находилась коалиция PiS-

БатооБгопа^РИ, и, соответственно, крупнейших политиков Р1Б, в том числе бывшего премьера Ярослава Качиньского и министра юстиции Збигнева Зёбро, депутаты SLD - авторы проекта постановления о назначении комиссии - указали в качестве непосредственных участников подготовки операции, в ходе которой погибла Барбара Блида. Инициативу расследования поддержали депутаты РО, LiD и PSL, а депутаты Р1Б воздержались при голосовании. Комиссия состоявшая из семи депутатов - три представляли РО, два PiS, и по одному от SLD и PSL, - в августе 2011 г. утвердила по результатам своей работы итоговый доклад нижней палате25. В принятом документе было указано, что политическая программа партии PiS до парламентских выборов в 2005 г., а затем и реализация данной программы после создания правительства, которое воплощало политические идеи парламентского клуба PiS, создали условия для нарушений в отношении многих людей в связи с их политическими, социальными и профессиональными воззрениями. Согласно принятому комиссией докладу, конституционную ответственность за нарушения в ходе осуществления властных полномочий должны понести бывший премьер-министр Ярослав Качиньский, бывший министр юстиции и генеральный прокурор Збигнев Зебра и ряд других лиц из числа членов правительства PiS. Таким образом, левые демократы дали симметричный политический ответ на доклад Збигнева Зебры, который он подготовил по делу Рывина.

В апреле 2008 г. по инициативе PiS и РО прошло внеочередное заседание сеймовой комиссии по вопросам правосудия и прав человека, на котором рассматривалась работа прокуратуры и полиции в деле о похищении с целью выкупа и убийстве Кшиштофа Олевни-ка. Как заявил депутат Аркадиуш Муларчук (PiS), «мы понимаем, что это дело имеет огромный общественный интерес... Этот случай показал сплошную некомпетентность государственного аппарата, начиная от прокуратуры и полиции и заканчивая высшими должностными лицами государства». В конце заседания депутат обещал семье Олевник и общественности, что если в ближайшее время не прояснятся все обстоятельства работы правоохранительных органов по делу Олевника, PiS выступит с инициативой по созданию сеймовой следственной комиссии26. В феврале 2009 г. в условиях широкого общественного резонанса на основе проекта, внесенного президиумом сейма, было принято постановление о назначении комиссии для расследования правомерности действий органов правительственной администрации в рамках уголовного дела о похищении и убийстве Кшиштофа Олевника. Олевник был похищен в октябре 2001 г. и убит в сентябре 2003 г., соответственно комиссия

расследовала правомерность работы прокуратуры и полиции в период, когда у власти находилось правительство SLD, и генеральным прокурором был член SLD Гжегож Курчук (2002-2004).

В мае 2011 г. комиссия закончила свою работу и представила сейму итоговый доклад27. В нем, в частности, отмечалось, что в первое время после похищения Олевника правоохранительные органы не предприняли решительных действий, проявили медлительность, легкомыслие и некомпетентность, что не позволило своевременно задержать похитителей и привело к убийству Кшиштофа Олевни-ка. Более того, выявленные в ходе парламентского расследования многократные процессуальные следственные ошибки и нарушения со стороны ряда полицейских и сотрудников прокуратуры, расследовавших уголовное дело, позволили комиссии предположить, что данные лица сотрудничали с группой, похитившей Олевника, и преднамеренно уничтожали доказательства и улики, направляли следствие по ложному пути. Политическая оценка фактов, которые были установлены в ходе расследования, наиболее жестко прозвучала в словах отца Кшиштофа Олевника: «Политики SLD забрали у нас сына»28.

В октябре 2009 г. в газете «Речь Посполита» была опубликована стенограмма переговоров председателя сеймового клуба РО Збиг-нева Хлебовского с крупным дельцом в сфере игорного бизнеса, что стало непосредственной причиной создания в ноябре 2009 г. следственной комиссии по расследованию новеллизации закона об играх и пари. Как выразился депутат Марк Матушевский (PiS), «так называемая азартная афера является наибольшей из разоблаченных доныне афер, которые возникли во время правительств РО»29. Не дожидаясь результатов расследования, РО провела самую серьезную чистку своих рядов и избавилась от лиц, замешанных в афере: Збигнев Хлебовский ушел с поста руководителя сеймового клуба, подал в отставку министр спорта и туризма Мирослав Джевеский, Дональд Туск отстранил от должности вице-премьера, министра юстиции и ряд других крупных государственных служащих. По итогам расследования нижней палате в октябре 2010 г. был представлен доклад комиссии30, в котором были вскрыты нарушения членов находившихся в разное время у власти правительств SLD-PSL, PiS и РО.

По результатам очередных парламентских выборов, состоявшихся в октябре 2011 г. (табл. 4), правящая коалиция PO-PSL сохранила большинство в сейме, PiS подтвердила свой статус главной оппозиционной силы, и только левые демократы сильно «просели» по сравнению с прошлыми выборами, потеряв половину своих мест в нижней палате.

Таблица 4

Официальные результаты выборов в Сейм 2011 г.

Избирательное объединение Голоса Процент голосов Изменение процента голосов Мандаты Изменение числа мандатов Процент мандатов

РО 5 629 773 39,18 - 2,33 207 - 2 45,00

Р1Б 4 295 016 29,89 - 2,22 157 - 9 34,13

ЯР 1 439 490 10,02 - 40 + 40 8,70

РБЬ 1 201 628 8,36 - 0,55 28 - 3 6,09

SLD 1 184 303 8,24 - 4,9131 27 - 26 5,87

Проделанное нами исследование сложившейся за восемь лет практики работы следственных комиссий позволяет сделать определенные выводы о роли сеймового расследования в политической жизни современной Польши. Следует признать, что, во-первых, парламентское расследование стало институтом, позволяющим действительно реализовать право народа получать информацию о деятельности органов публичной власти, и исполнительной власти в частности. Расследования начинаются под влиянием общественного мнения, которое формируют средства массовой информации, проходят под пристальным вниманием общества в условиях широкого освещения со стороны телевидения и прессы, а сама работа следственных комиссий и ее результаты оказывают серьезное влияние на электоральные предпочтения поляков. Во-вторых, парламентское расследование является институтом политическим, с успехом используемым сеймовыми клубами в борьбе за избирателей. И, наконец, в-третьих, парламентское расследование стало важным механизмом, позволяющим вскрывать злоупотребления публичной власти, помогающим предотвратить застой и способствующим конкурентной борьбе политических сил, содействующим обновлению политических элит и их ротации в русле развития современной польской демократии.

Примечания

1 Итоговый доклад парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года // Официальный сайт Совета

10

Федерации. URL: http://www.council.gov.ru/publications_sf/2009/12/item327. html (дата обращения: 14.09.2011).

2 Чехарина В.И. Основы конституционного строя Республики Польша. М.: Наука, 2004. С. 3.

3 В статье будут использоваться следующие сокращенные названия польских политических объединений: SLD - Союз левых демократов, UP - Союз труда, PO - Гражданская платформа, Samoobrona - Самооборона Республики Польша, PiS - Право и справедливость, PSL - Польская народная партия, LPR - Лига польских семей, LPR - Лига правых республиканцев, SDPL -Социал-демократия Польши, AWS - избирательный блок «Солидарность», UW - Уния свободы, LiD - Левые и демократы (клуб, сформированный на основе коалиции SLD, SDPL, PD и UP), PD - Демократическая партия, PR -Движение Паликота.

4 Bil M., Bionski A, Maikiewicz A. Komisja Rywina. Proba spojrzenia politologicznego. Wroclaw: Wydawnicza ATUT-Wroclawskie Wydawnictwo Oswiatowe, 2005. S. 20.

5 Ibid. S. 48.

6 Paradowska J. Czekaj^c na premiera // Politika. 26.04.2003.

7 Semka P. Slodka-kwasno, czyli rok z Rywinem // Rzeczpospolita. 29.12.2003.

8 Bil M., Bionski A., Maikiewicz A. Op. cit. S. 109.

9 Ibid. S. 80.

Uchwala Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej z dnia 24 wrzesnia 2004 r. w sprawie sprawozdania Komisji Sledczej do zbadania ujawnionych w mediach zarzutow dotycz^cych przypadkow korupcji podczas prac nad nowelizaj ustawy o radiofonii i telewizji // M.P. 2004, nr 41, poz. 711.

P. Wronski rozmawia z Donaldem Tuskiem, Prezydent stracil wiarygodnosc // Gazeta Wyborcza. 8.03.2005.

Bagienska-Masiota A. Sejmowa komisja sledcza w systemie politycznym Rzeczypo-spolitej Polskiej. Warszawa: Wydawnictwo Sejmowe, 2010. S. 233. Stenogram z 99 posiedzenia Sejmu IV kadencja w dniu 12.03.2005 г. [Электронный ресурс] // Sejm. URL: http://sejm.gov.pl (дата обращения: 14.09.2011). Председатель Совета министров (1996-1997) и министр в правительстве левых демократов в момент приватизации концерна «Орлена». Druk sejmowy IV kadencji, nr 4430.

SLD - левые демократы, Samoobrona - левонационалистическая популистская партия.

Bagienska-Masiota A. Op. cit. S. 177.

См., напр.: Pinski J. Palacowy Zaklad Ubezpieczen // Wprost. 16.01.2005. Druk sejmowy V kadencji, nr 825.

Выборы нового мэра Варшавы имели существенное политическое значение, поскольку до 2005 г. мэром был Лех Качиньский.

Wyrok Trybunalu Konstytucyjnego z dnia 22 wrzesnia 2006 r. sygn. akt U 4/06 // M.P. 2006, nr 66, poz 680.

22 По сравнению с результатом SLD на выборах 2005 г.

23 По сравнению с результатом SLD, SDPL и PD на выборах 2005 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 По сравнению с результатом SLD, SDPL и PD не получили мандатов на выборах 2005 г.

25 Druk sejmowy VI kadencji, nr 4553.

26 Stenogram z 24 posiedzenia Komisji Sprawiedliwosci i Praw Czlowieka w dniu 23 kwietnia 2005 г. [Электронный ресурс] // Sejm. URL: http://sejm.gov.pl (дата обращения: 14.09.2011).

27 Druk sejmowy VI kadencji, nr 4205.

28 Olewnik: politycy SLD zabrali nam syna [Электронный ресурс] // Rzeczepospolita. URL: http://www.rp.pl/artykul/124761.html (дата обращения: 14.09.2011).

29 Sprawozdanie Stenograficzne z 61 posiedzenia Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej w dniu 17 lutego 2010 r. S. 56 [Электронный ресурс] // Sejm. URL: http://sejm.gov. pl (дата обращения: 14.09.2011).

30 Druk sejmowy VI kadencji, nr 3336.

31 По сравнению с результатом LiD на выборах 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.