Научная статья на тему 'Выборы в парламент Республики Польша в 1989-2011 гг'

Выборы в парламент Республики Польша в 1989-2011 гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
479
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ELECTIONS / ПОЛЬСКИЙ ПАРЛАМЕНТ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРА ВА / ELECTORAL LAW / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / PARLIAMENTARY ELECTIONS / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕСПУБЛИКА ПОЛЬША / REPUBLIC OF POLAND / NATIONAL ASSEMBLY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Стемпель-кучинска Алиция, Люльковский Андрей Эдуардович

Процесс строительства нового польского государства и переход к но вым политическим и социальным принципам были связаны с разработкой и внедрением новых политических институтов, и прежде всего на выборах политических элит. 6 июня 1989 г. в Варшаве начались переговоры Круглого стола. В результате их последовал отказ от однопалатной системы, реальная политическая власть была возложена на Сейм, нижнюю палату двухпалат ного законодательного Национального собрания, при воссоздании Сената. Выборы в Сейм имеют большое значение для польской политической системы из-за политического влияния, связанного с ролью Сейма в Польше. Польские политические партии, набравшие на выборах большинство, поль зуются преимуществом при формировании Правительства Польши, которое отвечает за проведение внутренней и внешней политики Республики Польша. Развитие избирательного права в Польше является важным с исторической точки зрения, но прежде всего оно представляет большой интерес с точки зрения поиска и разработки оптимального варианта избирательной системы для государств, идущих по пути к созданию консолидированной либеральной демократии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Polish Parliamentary Elections, 1989-2011

The process of building a new Polish state and the transition to a new political and social direction were linked to the need to develop and implement new political institutions, above all for the election of political elites. On June 6, 1989, negotiations began at a “Round Table” in Warsaw. The result of these negations was a rejection of the unicameral system: real political power was to be vested in the Sejm, the lower chamber of a bicameral legislature now in place with the re-establishment of an upper chamber, the Senate. Elections to the Sejm and its regulations are of high importance within the Polish political system because of the political clout linked with the role of that institution in Poland. Polish political parties that win a majority in an election have the advantage in forming the government of Poland, which is responsible for conducting the internal affairs and foreign policy of the republic. The development of electoral law in Poland is important from a historical point of view but above all it is of great interest to states seeking to develop the best possible electoral system for the creation of a consolidated liberal democracy

Текст научной работы на тему «Выборы в парламент Республики Польша в 1989-2011 гг»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2014. № 6

Алиция Стемпень-Кучинска,

профессор, заведующая кафедрой политических систем, директор Института политологии Лодзинского университета (Польша), e-mail: kspul@uni. lodz.pl

Андрей Эдуардович Люльковский,

магистр, аспирант кафедры политических систем, Институт политологии Лодзинского университета (Польша), e-mail: andrzejlulkowski@ gmail.com

ВЫБОРЫ В ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША в 1989-2011 гг.

Процесс строительства нового польского государства и переход к новым политическим и социальным принципам были связаны с разработкой и внедрением новых политических институтов, и прежде всего на выборах политических элит. 6 июня 1989 г. в Варшаве начались переговоры Круглого стола. В результате их последовал отказ от однопалатной системы, реальная политическая власть была возложена на Сейм, нижнюю палату двухпалатного законодательного Национального собрания, при воссоздании Сената.

Выборы в Сейм имеют большое значение для польской политической системы из-за политического влияния, связанного с ролью Сейма в Польше. Польские политические партии, набравшие на выборах большинство, пользуются преимуществом при формировании Правительства Польши, которое отвечает за проведение внутренней и внешней политики Республики Польша. Развитие избирательного права в Польше является важным с исторической точки зрения, но прежде всего оно представляет большой интерес с точки зрения поиска и разработки оптимального варианта избирательной системы для государств, идущих по пути к созданию консолидированной либеральной демократии.

Ключевые слова: выборы, Польский парламент, избирательные права, парламентские выборы, избирательное законодательство, Республика Польша.

Alicja St^pien-Kuczynska,

Professor, head of the Department of Political Systems and director, Institute of Political Studies, University of Lodz (Poland), e-mail: [email protected]

Andrei Liulkouski,

M.Sc., doctoral student, Department of Political Systems, Institute of Political Studies, University of Lodz (Poland), e-mail: [email protected]

POLISH PARLIAMENTARY ELECTIONS, 1989-2011

The process of building a new Polish state and the transition to a new political and social direction were linked to the need to develop and implement new political institutions, above all for the election of political elites. On June 6,1989, negotiations began at a "Round Table" in Warsaw. The result of these negations was a rejection of the unicameral system: real political power was to be vested in the Sejm, the lower chamber of a bicameral legislature now in place with the re-establishment of an upper chamber, the Senate.

Elections to the Sejm and its regulations are of high importance within the Polish political system because of the political clout linked with the role of that institution in Poland. Polish political parties that win a majority in an election have the advantage in forming the government of Poland, which is responsible for conducting the internaI affairs and foreign policy of the republic. The development of electoral law in Poland is important from a historical point of view but above all it is of great interest to states seeking to develop the best possible electoral system for the creation of a consolidated liberal democracy

Key words: elections, National Assembly, Republic of Poland, electoral law, parliamentary elections.

В 1989 г. Польша одной из первой среди республик, находящихся под влиянием СССР, стала на путь демократизации. 6 июня 1989 г. в Варшаве начались исторические переговоры Круглого стола, в которых приняли участие представители действующей власти, оппозиции и духовенства1. Каждая из сторон преследовала свои собственные цели, однако именно мирный характер переговоров (что явилось отличительной особенностью польской трансформации) определил успех дальнейшего преобразования страны. В рамках переговоров представители оппозиции окончательно убедили действующую власть, а главное страну в целом, в необходимости реформирования польской политической системы. Процесс политической трансформации (переход от доминирования социалистических ценностей к ценностям демократическим, построение новой польской государственности и переход на новый социально-политический курс) был связан с необходимостью разработки и введения качественно новых политических институтов, и прежде всего института выборов политических элит. Именно эту цель преследовали реформы, в частности реформы выборов органов законодательной власти.

Однопалатная Национальная ассамблея Республики Польша в 1989 г. была преобразована в двухпалатный парламент — Сейм (нижняя палата) и Сенат (высшая палата).

1 Piasecki A.K. Wybory parlamentarne, samorz^dowe, prezydenckie 1989-2002. Torun: Adam Marszalek, 2004. P. 11-12.

В палату представителей (Сейм) польского парламента избирается 460 депутатов сроком на 4 года, а в Сенат — 100 сенаторов на тот же срок. Полномочия депутатов и основные направления деятельности парламента регулирует Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 г.2 Также Конституция закрепляет основные положения системы выборов в парламент.

Конечно, современная избирательная система начала формироваться раньше, а именно с 1989 г. Порядок избрания депутатов Сейма является вопросом наивысшего значения для польской политической системы, поскольку партия или политическое объединение, победившее на выборах, формирует правительство и определяет основной социально-политический и экономический курс развития государства. В связи с этим эволюция избирательной системы в Парламент Республики Польша представляет интерес как пример поиска и разработки оптимального варианта избирательной системы для государств, идущих по пути создания стабильной демократической политической системы.

Следует отметить, что на протяжении рассматриваемого периода польская избирательная система применительно к парламентским выборам была недостаточно стабильной. С 1989 по 2011 г. избирательное законодательство изменялось многократно. Именно эволюция избирательной системы, и прежде всего порядок избрания депутатов Сейма, является предметом нашего внимания. Это связано в первую очередь с тем, что президентские выборы и выборы в Сенат проводятся по мажоритарной системе и незначительно изменились за рассматриваемый период, тем не менее выборы сенаторов будут рассмотрены ниже.

Избирательное право для выборов депутатов Сейма и членов Сената определяют Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 г. и Избирательный кодекс Республики Польша от 5 января 2011 г. Согласно положениям указанных актов, основными принципами при избрании депутатов Сейма (выборы сенаторов и президента осуществляются по слегка видоизмененным принципам, в частности отсутствует принцип пропорциональности и равности) являются принципы всеобщности, равенства, прямоты, тайности и пропорциональности3.

Принцип всеобщности (равенства избирательных прав для мужчин и женщин) впервые введен в 1918 г.4 Ограничение этого принципа предусмотрено во втором разделе Избирательного кодекса 2011 г.

2 Кош!у1пда Rzeczypospolitej РокЫд z ^а 2 к"ше1ша 1997 г. иКЪ: sejm.gov.pl/prawo/konst/polski/kon1.htm

3 Kodeks wyborczy z ^а 5 stycznia 2011 г. URL: http://www.sejm.gov.pl/prawo/ kodeksZkodeks.htm

4 Antoszewski A. System polityczny RP. Warszawa: PWN, 2012. Р. 126.

В частности, активное избирательное право принадлежит польским гражданам, достигшим 18 лет. Лишены такого права граждане могут быть только на основании вступившего в законную силу приговора суда. При выборах депутатов Сейма пассивным избирательным правом обладают граждане Польши в возрасте от 21 года.

Следует отметить, что ранее, согласно так называемой «Малой Конституции» 1992 г.5, к кандидатам в депутаты Сейма предъявлялось требование проживания на территории Польши в течение последних как минимум 5 лет до дня голосования.

Отдельного внимания заслуживает нововведение, касающееся всех выборов, проходящих по партийным спискам (выборы в Сейм, Европейский Парламент, городские Советы и представительные органы воеводств6). Как и во всей Европе, в Польше все больше внимания уделяется участию женщин в политическом процессе, в связи с чем на выборах в Сейм и Сенат 2011 г. действовало правило, согласно которому партийный список должен включать не менее 35 % кандидатов-женщин7.

Как известно, правило равности подразумевает, что каждому гражданину принадлежит равное количество голосов, но не всегда один (ФРГ, Литва, Венгрия). При выборах в Польский Сейм только в 1989 г. избиратель обладал более чем одним голосом, а на выборах в верхнюю палату парламента только в 2011 г. избиратели имели по одному голосу. Связанно это было с тем, что избиратели имели столько голосов, сколько мандатов необходимо было распределить в данном избирательном округе (на практике от 2 до 4). Хотя подразумевается, что каждый кандидат должен быть избран таким же количеством избирателей, как и другие кандидаты, однако на практике такое равенство недостижимо в связи с существующими различиями в заселенности тех или иных регионов государства. До выборов 2001 г., первых после введения в 1999 г. нового административно-территориального устройства, правило материального равенства не распространялось на выборы в Сенат. С 2011 г. выборы в Сенат стали проходить по одномандатным округам8.

Правило прямых выборов заключается в запрещении использовать посредников при волеизъявлении избирателей и выражалось в невозможности голосовать с привлечением уполномоченного лица, по электронной почте или с использованием мобильной связи. Си-

5 Mala Konstytucja z 1992 r. URL: http://www.infor.pl/prawo/konstytucja/teksty-polskich-konstytucji/76530,Mala-Konstytucja-z-1992-roku.html

6 Воеводство — административно-территориальная единица Республики Польша высшего уровня. С 1 января 1999 г. территория Польши поделена на 16 воеводств, 379 повятов и 2479 гмин.

7 Kodeks wyborczy z dnia 5 stycznia 2011 г. URL: http://www.sejm.gov.pl/prawo/ kodeks/kodeks.htm

8 Antoszewski A. Op. cit. P. 128.

туация изменилась в 2009 г., когда на законодательном уровне была закреплена возможность голосования через уполномоченных лиц для людей с ограниченными физическими возможностями, а также граждан старше 75 лет. Тогда эти нововведения коснулись только президентских и муниципальных выборов, однако уже в 2011 г. Избирательный кодекс закрепил право голосовать таким образом на всех выборах. Для граждан, находящихся за границей, существует также возможность дистанционного голосования. Однако до сих пор нельзя отдать свой голос с использованием WEB-технологий.

Правило прямых выборов ставилось под сомнение в период с 1991 по 2001 г. По действовавшему в то время избирательному законодательству, избиратель не имел никакого влияния на общегосударственный партийный список, по которому распределялось 69 из 460 депутатских мандатов9.

Принципы тайности и пропорциональности выборов не нуждаются в подробном рассмотрении. Стоит лишь упомянуть, что пропорциональность выборов не является стандартом для демократических государств. Многие демократические государства используют мажоритарную избирательную систему. В Польше пропорциональность выборов с 1997 г. закреплена на конституционном уровне, что является нетипичным решением, однако это позволяет говорить о большей стабильности избирательной системы в связи с необходимостью квалифицированного большинства голосов депутатов при внесении изменений в Основной закон.

Стоит отметить, что до принятия Конституции 1997 г. порядок изменения избирательного законодательства был значительно проще, но и после 1997 г. порядок избрания депутатов Сейма также неоднократно менялся. За 1989-2007 гг. только дважды депутаты Сейма одинаково избирались — в 1993 и 1997 гг.10 Всего в рассматриваемый период при выборах в Сейм функционировали два типа избирательной системы: мажоритарная и пропорциональная, а в рамках пропорциональной — три ее разновидности в зависимости от избирательной формулы. Избирательная система, применяемая при выборах в Сенат, была гораздо стабильнее. Немногочисленные изменения порядка выбора сенаторов касались чаще всего некоторых технических аспектов, и только в 2011 г. в законодательство было внесено существенное изменение — были введены одномандатные избирательные округа.

9 Dz. и. 1991 пг 59 poz. 252, Ustawa z dnia 28 czerwca 1991 г. Ordynacja wyborcza do Sejmu Rzeczypospolitej Polskie. URL: http://isap.sejm.gov.pl/DetailsSeгvlet?id=WD Ш9910590252; Dz. и. z 1993 пг 45 poz. 205, Ustawa z ^ 28 maja 1993 г. О^т-^ wyborcza do Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej. URL: http://prawo.legeo.pl/prawo/ oгdynacja-wyboгcza-do-sejmu-гzeczypospolitej-polskiej-z-dnia-28-maja-1993-г/

10 Antoszewski A. Op. cit. P. 131.

Развитие системы выборов в Сейм на первом этапе существования демократического государства столкнулось с типичной для стран, бывших под влиянием СССР, проблемой. Она заключалась в количестве существующих и стремящихся получить мандаты политических партий.

В 1989 г. на Круглом столе было принято решение о временном использовании мажоритарной системы абсолютного большинства. Выборы проходили в многомандатных избирательных округах (от 2 до 5 мандатов), при этом мандат получал тот кандидат, за которого проголосовали более половины избирателей (в противном случае в течение двух недель проводились повторные выборы)11. Избиратель обладал таким числом голосов, сколько мандатов было предназначено для распределения в данном избирательном округе. Таким образом, избиратели прежде всего делали свой выбор в пользу того или иного кандидата, а не голосовали за политические партии или коалиции.

Тем не менее, как отмечает А. Антошевски12, избиратели выражали и политические предпочтения. Об этом свидетельствуют прежде всего результаты выборов, которые в итоге можно охарактеризовать как политический плебисцит по отношению к коммунистическим элитам, приведший к победе их противников. Кроме того, общегосударственный партийный список, представленный действующей властью, не набрал необходимых 50 % (в отличие от списка «Солидарности»), в Сенате 99 из 100 мандатов получили представители оппозиции (табл. 1)13.

Следующий этап формирования избирательной системы связан с разногласиями по поводу прежде всего определения типа избирательной системы. Раздробленность польской политической сцены стала решающим фактором перехода к пропорциональной избирательной системе, которая была закреплена Законом об избирательной системе 28 июня 1991 г.14, а позже Конституцией 1997 г. Впоследствии, однако, изменениям подвергалась сама система пропорциональности.

В 1991 г. система выборов в Сейм выглядела так: прежде всего распределение мандатов осуществлялось по двум уровням — 391 по

11 ZukowskiA. Ewolucja ordynacji wyborczych do Parlamentu RP // Partie i Systemy partyjne III RP / Red. K. Kowalczyka. Torun: Adam Marszalek, 2011. P. 308.

12 Antoszewski A. Op. cit. P. 133.

13 По общегосударственным партийным спискам избирались 69 депутатов Сейма. Основанием для распределения указанных мандатов служили голоса, отданные за общегосударственные списки. Функционирование данного элемента избирательной системы являлось своего рода бонусом для крупнейших политических партий.

14 Dz. U. 1991 nr 59 poz. 252. Ustawa z dnia 28 czerwca 1991 r. Ordynacja wyborcza do Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej. URL: http://isap.sejm.gov.pl/DetailsServlet?id=W DU19910590252.

окружным избирательным спискам и 69 по общегосударственному списку (среди партий, которые получили 5 % голосов на территории всей страны, либо партий, получивших мандаты как минимум в пяти округах). Право зарегистрировать общегосударственный партийный список предоставлялось партиям, которые смогли собрать более 5 тысяч подписей в поддержку списка в пяти избирательных округах15. Партийные списки носили открытый характер, и избиратель отдавал свой голос за кандидата из выбранного партийного списка.

Таблица 1

Итоги голосования в 1989 г.

Сейм

Избирательный комитет Мандаты

Польская объединенная рабочая партия 173

Гражданский комитет «Солидарность» 161

Объединенная партия левых сил 76

Демократическая партия 27

Общество «ПАКС» 10

Общественно-христианская уния 8

Польский общественно-католический союз 5

Сенат

Избирательный комитет Мандаты

Гражданский комитет «Солидарность» 99

Независимый кандидат 1

Источник: http://glosujteraz.pl/iii-rzeczpospolita/wybory-parlamentarne-w-polsce-w-1989-roku

Характерной особенностью также стала величина округов (от 7 до 17 мандатов). Для распределения мандатов в избирательных округах был выбран метод Хэйра-Нимийера, а для распределения мандатов по общегосударственным спискам применялась несколько модифицированная формула Сент-Лагю. Обе формулы предоставляют большие возможности для небольших политических партий.

В результате выборов мандаты были распределены между 29 избирательными комитетами (табл. 2)16. Такая раздробленность в Сейме привела к невозможности создания правящей коалиции и продемонстрировала, что существование избирательной системы, выгодной для небольших партий, не способствует консолидации политической системы.

15 Zukowski A. Op. cit. P. 311.

16 M.P. 1991 nr 41 poz. 288: Obwieszczenie Panstwowej Komisji Wyborczej z dnia 31 pazdziernika 1991 r. o wynikach wyborow do Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej, prze-prowadzonych w dniu 27 pazdziernika 1991 r. URL: http://isap.sejm.gov.pl/DetailsServ let?id=WMP19910410288

Итоги голосования в 1991 г. Таблица 2

Сейм

Избирательный комитет Мандаты

Демократическая уния 62

Союз левых демократических сил 60

Избирательная католическая акция 49

Гражданский центристский союз 44

Польская крестьянская партия — Программный союз 48

Конфедерация независимой Польши 46

Либерально-демократический конгресс 37

«Народный союз» 28

НСПС «Солидарность» 27

Польская партия любителей пива 16

Христианская демократия 5

Уния реальной политики 3

«Солидарность труда» 4

Демократический союз 1

Немецкое национальное меньшинство 7

Партия христианских демократов 4

Партия «Икс» 3

Общественно-демократическое движение 1

Народный избирательный союз «Пяст» 1

Движение автономии Силезии

Краковская коалиция солидарных с президентом 1

Союз Подхалян 1

Польский западный союз

Великопольше и Польше 1

Народное единство 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Избирательный комитет православных 1

«Солидарность-80» 1

Союз великополян Лешчынского избирательного округа 1

Союз женщин против трудностей жизни 1

Сенат

Избирательный комитет Мандаты

Демократическая уния 21

НСПС «Солидарность» 11

Избирательная католическая акция 9

Гражданский центристский союз 9

Польская крестьянская партия — Программный союз 7

Либерально-демократический конгресс 6

«Народный союз» 5

Союз левых демократических сил 4

Конфедерация независимой Польши 4

Партия христианских демократов 3

Остальные комитеты 21

Источник: http://glosujteraz.pl/iii-rzeczpospolita/wybory-parlamentarne-w-polsce-w-1991-roku

В результате распределения мандатов среди большого количества партий и объединений возникли проблемы с формированием правительства и правительственных коалиций. В связи с низкой эффективностью функционирования парламента и правительства, сформированного партией, не имеющей абсолютного большинства представителей в Сейме, в 1993 г. решением президента Республики Польша были назначены внеочередные парламентские выборы. Они прошли по принятому 28 мая 1993 г. закону, устанавливающему новую версию пропорциональной избирательной системы17. Было увеличено количество избирательных округов (что повлияло на их средний размер), отказались от предшествующих методов распределения мандатов в пользу формулы Д'Ондта (как для окружных списков, так и для общегосударственных), были изменены требования к партиям, участвующим в распределении мандатов по общегосударственным спискам (требовалось не менее 7 % голосов со всей территории страны). Новшеством также стало введение избирательного порога, который составлял 5 % для политических партий и 8 % для избирательных коалиций.

Замена используемой ранее избирательной формулы при распределении мандатов по общегосударственному списку помогла уменьшить число партий, принимающих участие в распределении. Однако в борьбе с раздробленностью политических сил наибольший успех принесло введение избирательного барьера. В 1993 г. указанный барьер смогли преодолеть только 5 политических партий и одна

17 Dz. U. z 1993 nr 45 poz. 205. Ustawa z dnia 28 maja 1993 r. Ordynacja wyborcza do Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej, http://prawo.legeo.pl/prawo/ordynacja-wyborcza-do-sejmu-rzeczypospolitej-polskiej-z-dnia-28-maja-1993-r/

коалиция (табл. 3). Следует отметить, что от необходимости преодоления избирательного барьера освобождены партии и объединения, представляющие интересы национальных меньшинств, в связи с чем в 1993 г. 3 депутатских мандата получили члены двух партий, представляющих интересы немецкого меньшинства в Польше, несмотря на то что их партии набрали менее 1 % голосов. Кроме того, определенные изменения были внесены в саму процедуру голосования, в частности были лишены активного избирательного права лица, постоянно проживающие на территории Польши, но не имеющие польского гражданства (до 1994 г. они обладали активным

Таблица 3

Итоги голосования в 1993 г.

Сейм

Избирательный комитет Мандаты

Союз левых демократических сил 171

Польская крестьянская партия 132

Демократическая уния 74

Уния труда 41

Конфедерация независимой Польши 22

Беспартийный блок поддержки реформ 16

Общественно-культурное товарищество немецкого меньшинства в Опольской Силезии 3

Общественно-культурное товарищество немцов Катовицкого воеводства 1

Сенат

Избирательный комитет Мандаты

Союз левых демократических сил 37

Польская крестьянская партия 36

НСПС «Солидарность» 9

Демократическая уния 4

Беспартийный блок поддержки реформ 2

Уния труда 2

Клуб католической интеллигенции Белостока 1

Либерально-демократический конгресс 1

НСПСИФ «Солидарность» 1

Народная партия 1

Общественно-культурное товарищество немецкого меньшинства в Опольской Силезии 1

Польское объединение 1

Независимые кандидаты 4

Источник: http://glosujteraz.pl/iii-rzeczpospolita/wybory-parlamentarne-w-polsce-w-1993-гоки

избирательным правом). Также для кандидатов в депутаты Сейма введено было требование постоянного проживания на территории Польши в течение последних пяти лет до дня голосования18.

На выборах 1993 г. большинство мандатов получили Союз левых демократических сил и Польская крестьянская партия, которые сформировали коалиционное правительство. Оно не смогло прийти к общему политическому вектору и спустя два года после многочисленных кадровых перестановок подало в отставку.

В 1997 г. избирательная система Польши была закреплена Конституцией. В Основном законе были отражены общие положения, касающиеся типа избирательной системы, избирательного права, перечень функций и должностей, которые депутат Сейма не может совмещать со своими непосредственными обязанностями, вытекающими из депутатского мандата, и другие важные положения. Однако вопросы избирательной формулы, избирательной географии, выдвижения кандидатов, финансирования выборов остались в компетенции обычного законодателя и поэтому не могли использоваться в «политической или межпартийной игре»19.

В 1997 г. парламентские выборы прошли согласно положениям Закона об выборах в Сейм Республики Польша 1993 г. и положениям новопринятой Конституции (табл. 4).

Таблица 4

Итоги голосования в 1997 г.

Сейм

Избирательный комитет Мандаты

Избирательная акция солидарность 201

Союз левых демократических сил 164

Уния свободы 60

Польская крестьянская партия 27

Движение восстановления Польши 6

Кандидаты от немецкого меньшинства 2

Сенат

Избирательный комитет Мандаты

Избирательная акция солидарность 51

Союз левых демократических сил 28

Уния свободы 8

Движение восстановления Польши 5

Польская крестьянская партия 3

Независимые кандидаты 5

Источник: http://glosujteraz.pl/iii-rzeczpospolita/wybory-parlamentarne-w-polsce-w-1997-гоки

18 2иком>8Ы А. Op. ей. Р. 316-317.

19 Antoszewski А. Op. ей. Р. 137.

В 1997 г. коалиционное правительство, сформированное объединениями «Избирательная акция солидарность» и «Уния свободы», оказалось более стабильным, нежели предыдущее, сформированное непосредственно по результатам выборов. Не выдержав внутрикоалиционных споров и взаимных обвинений в нарушении коалиционного договора, коалиция не продержалась до следующих парламентских выборов.

Следующим этапом эволюции избирательного законодательства стало принятие 12 апреля 2001 г. нового закона, регулирующего порядок избрания депутатов в Сейм. Он должен был увеличить степени пропорциональности результатов выборов, а конкретнее — изменить те элементы избирательной системы, которые деформировали результаты голосования при распределении мандатов. Одним из наиболее ощутимых изменений в избирательной системе стала ликвидация общегосударственных партийных списков, по которым распределялось 69 мандатов, что в значительной мере искажало политические предпочтения избирателей при распределении депутатских кресел. С этой же целью в очередной раз была заменена избирательная формула. Вместо использованной ранее методики Д'Ондта при распределении мандатов использовалась формула Сент-Лагю, которая наилучшим образом отражает и сохраняет пропорциональность результатов голосования. Изменения коснулись также некоторых положений финансирования выборов и избирательных кампаний.

Необходимо отметить, что изменение избирательной формулы не только служило реформированию избирательной системы, но и использовалось против коалиции, которая имела все шансы получить абсолютное большинство мандатов в Сейме во время приближающихся выборов. В результате изменения избирательной формулы коалиция Союза левых демократических сил и Рабочей унии на выборах 2001 г. получила 216 мест в Сейме (табл. 5). Использованная ранее формула Д'Ондта гарантировала коалиции при таких же результатах голосования 244 мандата20.

В 2001 г. глава партии «Союз левых демократических сил» Лешек Миллер сформировал правительство с преобладанием представителей этого же политического объединения. Большинство в парламенте обеспечило правительству безоговорочное доверие со стороны законодателя и президента, что имело огромное положительное значение для стабильности функционирования правительства. Несмотря на это, правительство Л. Миллера, так же как и предыдущие, не было стабильным и в 2004 г. подало в отставку. Особенностью выборов 2001 г. является то, что впервые на

20 гыа. р. 138.

политической арене появляются две политические силы, которые в будущем будут иметь абсолютное доминирование в политической действительности страны, — «Гражданская платформа» и «Право и справедливость».

Таблица 5

Итоги голосования в 2001 г.

Сейм

Избирательный комитет Мандаты

Союз левых демократических сил 216

Гражданская платформа 65

Самооборона Республики Польша 53

Право и справедливость 44

Польская крестьянская партия 42

Лига польских семей 38

Кандидаты от немецкого меньшинства 2

Сенат

Избирательный комитет Мандаты

Союз левых демократических сил 75

Блок сенат 2001 15

Польская крестьянская партия 4

Самооборона Республики Польша 2

Лига польских семей 2

Независимые кандидаты 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: http://glosujteraz.pl/iii-rzeczpospolita/wybory-parlamentarne-w-polsce-w-2001-гоки

Очередное изменение порядка избрания депутатов Сейма произошло 26 июля 2002 г. Отличительной особенностью данного этапа является то, что изменения вводились не накануне выборов, как это имело место ранее, а за три года до следующих парламентских выборов. Единственным существенным изменением, внесенным в 2002 г., был возврат к избирательной формуле Д'Ондта.

Таким образом, с 2005 г. выборы депутатов Сейма проводятся согласно одной и той же процедуре. Принятие 5 января 2011 г. Избирательного кодекса Республики Польша также свидетельствует о значительной стабилизации избирательной системы (табл. 6).

Начиная с 2005 г. польская партийная система приобретает признаки многопартийности с доминированием двух партий. При этом, несмотря на идеологические декларации лидеров партии, обе находятся на правоцентристской оси с яркой центристской направленностью. Позиция партии «Право и справедливость» значительно укрепилась после избрания ее основателя Леха Качинского на пост

президента Республики Польша. Начиная с выборов 2005 г. значительно снизилась поддержка левых политических сил. Некогда успешный «Союз левых демократических сил» показал весьма слабые результаты во всех выборах на всех уровнях и, как видно, не получил представительства в высшей палате польского парламента.

Таблица 6

Итоги голосования в 2005 г.

Сейм

Избирательный комитет Мандаты

Право и справедливость 155

Гражданская платформа 133

Самооборона Республики Польша 56

Союз левых демократических сил 55

Лига польских семей 34

Польская крестьянская партия 25

Кандидаты от немецкого меньшинства 2

Сенат

Избирательный комитет Мандаты

Право и справедливость 49

Гражданская платформа 34

Лига польских семей 7

Самооборона Республики Польша 3

Польская народная партия 2

Независимые кандидаты 5

Источник: http://glosujteraz.pl/iii-rzeczpospolita/wybory-parlamentarne-w-polsce-w-2005-гоки

Правительство в 2005 г. сформировано было коалицией «Право и справедливость», «Самооборона Республики Польша» и «Лига польских семей». Формирование подобного правительства было весьма противоречивым, поскольку «Самооборона Республики Польша» являлась популистским объединением левого толка, а «Лига Польских Семей» является партией националистически-ксенофобской, что в коалиции с правоцентристской «Право и справедливость», по мнению многих экспертов, являлось «бомбой замедленного действия». Однако, несмотря на то что коалиция существовала немногим более года, деятельность правительства оценивается как продуктивная. В 2007 г. состоялись внеочередные выборы депутатов Сейма и сенаторов Республики Польша (табл. 7). Сейм принял решение о досрочных выборах в связи с распадом правящей коалиции, которую

составляли «Право и справедливость», «Самооборона Республики Польша» и «Лига польских семей».

Таблица 7

Итоги голосования в 2007 г.

Сейм

Избирательный комитет Мандаты

Гражданская платформа 209

Право и справедливость 166

Левые силы и демократы 53

Польская крестьянская партия 31

Кандидаты от немецкого меньшинства 1

Сенат

Избирательный комитет Мандаты

Гражданская платформа 60

Право и справедливость 39

Тимошевич в Сенат 1

Источник: http://glosujteraz.pl/iii-rzeczpospolita/wybory-parlamentarne-w-polsce-w-2007-гоки

В 2007 г. победу на выборах одержала «Гражданская платформа». Правительство сформировано было в коалиции с «Союзом левых демократических сил», которая в этот период уже не способна была конкурировать на политической сцене. Правительство, сформированное премьер-министром Дональдом Туском, отличалось высоким уровнем стабильности и, несмотря на регулярные кадровые перестановки, функционировало до следующих очередных выборов.

На протяжении всего срока полномочий «Гражданская платформа» удерживала, хоть и небольшую, дистанцию от партии «Право и справедливость». Более того, в 2010 г. на выборах Президента Республики Польша победил представитель «Гражданской платформы» Бронислав Коморовский, что еще раз показало превосходство «Гражданской платформы» над «Правом и справедливостью».

Выборы 2011 г. показали, что поддержка «Гражданской платформы» все еще велика (табл. 8) и впервые в истории Польши второй раз подряд премьер-министром становится тот же политик.

Характерной особенностью выборов 2011 г. является появление на политической сцене весьма своеобразного политического объединения «Движение Паликота», которое на первых своих выборах стало третьей по величине партией, представленной в Сейме Республики Польша.

Таблица 8

Итоги голосования в 2011 г.

Сейм

Избирательный комитет Мандаты

Гражданская платформа 207

Право и справедливость 157

Движение Паликота 40

Польская крестьянская партия 28

Союз левых демократических сил 27

Кандидаты от немецкого меньшинства 1

Сенат

Избирательный комитет Мандаты

Гражданская платформа 63

Право и справедливость 31

Союз левых демократических сил 2

Независимые кандидаты 4

Источник: http://g1osujteraz.pl/wybory-samorzadowe-2014/wyniki-wyborow-раг1ате^агпусЪ-2011^-роксе

Стоит уделить отдельное внимание эволюции процедуры избрания сенаторов в польский парламент. Как было отмечено ранее, система избрания сенаторов является куда более стабильной по сравнению с системой выборов в Сейм Республики Польша. Основные изменения, вносимые на протяжении рассматриваемого периода, носили, скорее, технический характер. В 1989 г. по результатам переговоров Круглого стола для выборов в Сенат принята была мажоритарная формула абсолютного большинства. В случае недобора голосов до 50 %+1 голос предусматривался второй тур выборов. Позже, однако, такая формула была пересмотрена. Это связано было в немалой степени с низкой явкой избирателей на выборы и необходимостью проводить второй тур голосования в большинстве избирательных округов, что весьма затратно для государственного бюджета. Следующим и на сегодняшний день последним значительным изменением стало введение одномандатных округов. Парламентские выборы 2011 г. прошли именно по этой формуле. Анализ прошедших выборов показывает, что при избрании сенаторов партии, получившие большинство мандатов в Сейм, имеют большие шансы на получение большинства сенаторских кресел.

Если не вдаваться в нюансы прежде всего процессуальных требований, предъявляемых как к партиям и политическим объединениям, так и к самому порядку проведения и подготовки к выборам, к

проведению избирательной кампании, к оснащению избирательных участков, составу избирательной комиссии и т. д., основные параметры избирательной системы, согласно Избирательному кодексу 2011 г., представляются следующим образом.

Выборы в Сейм:

1. Выборы проходят в многомандатных избирательных округах;

2. Избиратели голосуют за партийные списки с обязанностью обозначить поддерживаемого кандидата;

3. Избирательный барьер составляет 5 % для политических партий и 8 % для избирательных коалиций;

4. Мандаты распределяются по формуле Д'Ондта.

Выборы в Сенат:

1. Выборы проходят в одномандатных округах;

2. Избиратели голосуют непосредственно за поддерживаемого кандидата;

3. Сенаторский мандат получает кандидат, набравший большее количество голосов, чем любой другой.

В ситуации с Сенатом следует добавить, что существует такое явление, как дополнительные выборы. В случае утраты каким-либо из сенаторов своих полномочий более чем за 6 месяцев до истечения срока его полномочий (следующих выборов) президент Республики Польша объявляет дополнительные выборы в том избирательном

округе, из которого был выбран данный сенатор.

* * *

В заключение необходимо рассмотреть современную политическую ситуацию в Республике Польша. На сегодняшний день большинство в польском парламенте представлено членами партии «Гражданская платформа». Это центристская политическая организация, представители которой второй раз подряд (ранее подобные ситуации не случались) одерживают победу на парламентских, а в 2010 г. победили и на президентских выборах. Кроме того представитель «Платформы» Ежи Бузек в течение почти трех лет выполнял функции главы Европейского парламента. Согласно опросам общественного мнения в 2013 г., преимущество «Гражданской платформы» над ее главным конкурентом «Правом и справедливостью» значительно снизилось. Эксперты отмечают, что если бы выборы состоялись в ноябре 2013 г. (на момент проведения опроса), то большинство мандатов получила бы оппозиционная партия21. В последнее

21 СБОБ: Przewaga PiS тё РО stopniala niemal zera // Newsweek.Polska. 2013. 15 №эу. иИЪ: http://polska.newsweek.pl/sondaz-cbos-sondaze-wyborcze-platfor-ma-obywatelska-prawo-i-sprawiedliwosc-sld-psl-twoj-ruch-sejm-polityka-newsweek-pl,artykuly,274703,1.html

время внутри партии наблюдаются тенденции к нестабильности. В частности, в 2013 г., после отставки министра юстиции Ярослава Говина, последний объявил о выходе из партии. Впоследствии политик организовал гражданскую инициативу «Час для Польши», которая позже стала политическим движением.

Второй по численности партией, представленной в польском парламенте после выборов 2011 г., является «Право и справедливость». Это — основной конкурент «Гражданской платформы». Партия консервативного толка, представители и основатели которой в большинстве начинали свою политическую карьеру в рамках движения «Солидарность», была основана братьями Лехом и Ярославом Качинскими. После смерти Леха Качинского партией фактически единолично руководит Я. Качинский. Несмотря на обнадеживающие результаты опросов, внутри партии не все так хорошо. Чаще всего это связанно с личностными конфликтами лидера с членами партии. Так, в 2011 г. из партии был исключен бывший министр юстиции и генеральный прокурор Збигнев Зёбро, после чего несколько депутатов Сейма, поддерживающих Зёбро, основали во главе с последним политическую партию «Солидарная Польша Збигнева Зёбро».

«Движение Паликота» — партия, основанная бывшим депутатом от «Гражданской платформы» Янушем Паликотом. Партия имеет ярко выраженную популистскую наклонность, что тем не менее не помешало ей стать третьей по количеству полученных мандатов политической силой. Достаточно специфичная партия вызывает общественный интерес чаще всего весьма противоречивым поведением своего лидера, активистов партии и ее сторонников. Следует отметить, что в конце 2013 г. в связи со значительным снижением поддержки партии, а также в преддверии выборов в Европейский парламент в мае 2014 г. «Движение Паликота» создало новую партийную структуру «Твое движение» в коалиции с представителями левого политического крыла — социал-демократами «Право польских левых сил», а также левоцентристской общественной организацией «Европа плюс». Новая партийная структура была представлена на выборах в Европейский парламент коалиционным избирательным комитетом «Европа плюс Твое движение». Получив поддержку всего 3,58 %22 избирателей, коалиция перестала существовать23.

«Польская крестьянская партия» заслуживает особого внимания. Идеологически партия придерживается крестьянских и христианско-демократических ценностей, являясь при этом самой

22 ^УшЫ glosowania ^ Раг1атейи Eш"opejskiego, 2014] / Panstwowa Komisja Wyborcza. иКЪ: http://pe2014.pkw.gov.pl/p1/

23 Nowa partia Pa1ikota to Tw6j ЯшА. Koniec ЯшАш Pa1ikota // Onet.Widomosci. 2013. 6 paZ. иКЪ: http://wiadomosci.onet.p1/kraj/nowa-partia-pa1ikota-to-twoj-ruch-koniec-rшchш-pa1ikota/3th8c

большой по численности членов партией в Польше. Особенностью является также то, что представители этой партии получали мандаты во всех парламентских выборах, прошедших с 1991 г. Несмотря на небольшую численность в Сейме последних двух созывов, является участником правящей коалиции совместно с «Гражданской платформой»24.

«Союз левых демократических сил» — объединение, идеологически близкое социал-демократам. До 2005 г. одна из наиболее влиятельных политических сил в стране. Несмотря на социалистическую направленность идеологии партии, дважды представители этой партии занимали пост премьер-министра, а в 1995-2005 гг. два срока подряд президентом Республики Польша был деятель партии Александр Квасьневский. Надо также отметить, что перед вступлением Польши в Европейский союз политические силы левого толка пользовались большой поддержкой населения. На сегодняшний день поддержка левых сил удерживается на уровне 10-12 %. 25 мая 2014 г. на выборах в Европейский Парламент «Союз» в коалиции с «Унией труда» получил 5 мандатов, набрав 9,44 % голосов25.

Следует заметить, что в Польше наступил политически активный период времени. После почти трехлетнего периода политического спокойствия в 2014 г. прошли выборы в Европейский Парламент, запланированы выборы в органы местного самоуправления, а в 2015 г. пройдут президентские и парламентские выборы. Характерно, что прошедшие в мае 2014 г. выборы в Европейский парламент показали, что доминирование «Гражданской платформы» уже не так стабильно, как ранее. Хотя результаты выборов подтвердили значительное превосходство основных политических сил, однако по сравнению с выборами 2009 г. позиция «Гражданской платформы» ослабла, а «Право и справедливость» в свою очередь укрепила свое представительство в Европейском парламенте. В 2009 г. «Гражданская платформа» получила 25 мандатов, «Право и справедливость» — 1526, тогда как в 2014 г. обе партии получили по 19 мандатов, что говорит о значительном сокращении дистанции между лидерами польской политической сцены. Отдельно следует отметить, что по результатам голосования в Европейском парламенте получил свое представительство (4 мандата27) «Конгресс новых правых сил Януша

24 Tomczak L. Polskie Stronnictwo Ludowe — trwaly element polskiego parlamen-tu? // Partie i ugrupowania parlamentarne III rzeczypospolitej / Red. K. Kowalczyka, J. Sielskiego. Torun: Dom Wydawniczy Duet, 2006. P. 129-139.

25 Wyniki glosowania [do Parlamentu Europejskiego, 2014] / Panstwowa Komisja Wyborcza. URL: http://pe2014.pkw.gov.pl/pl/

26 Wyniki wyborow [do Parlamentu Europejskiego, 2009] / Panstwowa Komisja Wyborcza. URL: http://pe2009.pkw.gov.pl/PUE/PL/WYN/M/index.htm

27 Wyniki glosowania [do Parlamentu Europejskiego, 2014] / Panstwowa Komisja Wyborcza. URL: http://pe2014.pkw.gov.pl/pl/

Корвин-Микке», характеризующийся весьма резкой евроскептиче-ской идеологией.

Таким образом, прошедшие выборы в Европейский парламент показали, что существует весьма большая вероятность кардинальной перемены на польской политической сцене на ближайших выборах в органы местного самоуправления, а также на парламентских выборах.

литература

Antoszewski A. System polityczny RP. Warszawa: PWN, 2012.

CBOS: Przewaga PiS nad PO stopniala niemal do zera // Newsweek.Polska. 2013. 15 Nov. URL: http://polska.newsweek.pl/sondaz-cbos-sondaze-wyborcze-platforma -obywatelska-prawo-i-sprawiedliwosc-sld-psl-twoj-ruch-sejm-polityka-newsweek-pl,artykuly,274703,1.html

Nowa partia Palikota to Twoj Ruch. Koniec Ruchu Palikota // Onet.Widomosci. 2013. 6 paz. URL: http://wiadomosci.onet.pl/kraj/nowa-partia-palikota-to-twoj-ruch-koniec-ruchu-palikota/3th8c.

Piasecki A.K. Wybory parlamentarne, samorz^dowe, prezydenckie 1989-2002. Torun: Adam Marszalek, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TomczakL. Polskie Stronnictwo Ludowe—trwaly element polskiego parlamentu? // Partie i ugrupowania parlamentarne III rzeczypospolitej / Red. K. Kowalczyka, J. Sielskiego. Torun: Dom Wydawniczy Duet, 2006.

Zukowski A. Ewolucja ordynacji wyborczych do Parlamentu RP // Partie i Systemy partyjne III RP / Red. K. Kowalczyka. Torun: Adam Marszalek, 2011.

references

Antoszewski, A. System polityczny RP. Warszawa: PWN, 2012.

"CBOS: Przewaga PiS nad PO stopniala niemal do zera." Newsweek.Polska, 15 Nov., 2013, URL: http://polska.newsweek.pl/sondaz-cbos-sondaze-wyborcze-platforma -obywatelska-prawo-i-sprawiedliwosc-sld-psl-twoj-ruch-sejm-polityka-newsweek-pl,artykuly,274703,1.html

"Nowa partia Palikota to Twoj Ruch. Koniec Ruchu Palikota." Onet. Widomosci, 6 paz., 2013, URL: http://wiadomosci.onet.pl/kraj/nowa-partia-palikota-to-twoj-ruch-koniec-ruchu-palikota/3th8c.

Piasecki, A.K. Wybory parlamentarne, samorzqdowe, prezydenckie 1989-2002. Torun: Adam Marszalek, 2004.

Tomczak, L. "Polskie Stronnictwo Ludowe — trwaly element polskiego parlamentu?" Partie i ugrupowania parlamentarne III rzeczypospolitej, red. K. Kowalczyka i J. Sielskiego. Torun: Dom Wydawniczy Duet, 2006.

Zukowski, A. "Ewolucja ordynacji wyborczych do Parlamentu RP." Partie i Systemy partyjne III RP, red. K. Kowalczyka. Torun: Adam Marszalek, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.