Научная статья на тему 'Особенности польского парламентаризма на современном этапе'

Особенности польского парламентаризма на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1330
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ПОЛЬСКИЙ ПАРЛАМЕНТ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / ELECTIONS / NATIONAL ASSEMBLY OF THE REPUBLIC OF POLAND / ELECTORAL LAW

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Стемпень-кучинска Алиция, Люльковский Андрей Эдуардович

В статье отмечается, что Польша одной из первой среди стран, находящихся под влиянием СССР, встала на путь демократизации. Процесс построения новой польской государственности и в целом переход на новый социально-политический курс был связан с необходимостью разработки и введения качественно новых политических институтов, а прежде всего института выборов политических элит. Однопалатный парламент, или Национальная ассамблея Республики Польша, в 1989 г. стал двухпалатным: нижняя палата сейм и верхняя палата сенат. Сегодня политическая сцена Польши весьма разнообразна. Однако политическое соперничество происходит в основном между двумя доминирующими политическими силами это «Право и справедливость» и «Гражданская платформа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF THE POLISH PARLIAMENTARISM AT THE PRESENT STAGE

Poland became the first country of the Eastern bloc that embraced democratic transition. The Round Table negotiations started on 6 June, 1989 in which representatives of Communist Party (Polish United Workers’ Party) and Solidarność took part. The process of creation of a new Polish state and the transition to a new political and social direction was associated with the need to develop and implement new political institutes, especially the institute of election of political elites. As a result of the Round Table negations the bicameral legislative National Assembly was created: this Parliament consisted of Seym, which is the Lower chamber, and Senate, the Upper chamber. The political scene in Poland is very diverse. However, the political competition is fixed mainly between the two dominant political forces the «Law and Justice» and the «Civic Platform».

Текст научной работы на тему «Особенности польского парламентаризма на современном этапе»

Зарубежный опыт

СТЕМПЕНЬ-КУЧИНСКА Алиция — профессор, заведующий кафедрой политических систем, директор Института политологии Лодзинского университета (ул. Складова, 41/43, 90-127, Лодзь, Польша; kspul@uni.lodz.pl)

ЛЮЛЬКОВСКИИ Андрей Эдуардович — магистр, аспирант кафедры политических систем, Института политологии Лодзинского университета (andrzejlulkowski@gmail.com)

ОСОБЕННОСТИ ПОЛЬСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В статье отмечается, что Польша одной из первой среди стран, находящихся под влиянием СССР, встала на путь демократизации. Процесс построения новой польской государственности и в целом переход на новый социально-политический курс был связан с необходимостью разработки и введения качественно новых политических институтов, а прежде всего института выборов политических элит. Однопалатный парламент, или Национальная ассамблея Республики Польша, в 1989 г. стал двухпалатным: нижняя палата - сейм и верхняя палата - сенат. Сегодня политическая сцена Польши весьма разнообразна. Однако политическое соперничество происходит в основном между двумя доминирующими политическими силами - это«Право и справедливость» и «Гражданская платформа». Ключевые слова: выборы, польский парламент, избирательные права, парламентские выборы

Польша одной из первой среди стран, находящихся под влиянием СССР, встала на путь демократизации. 6 июня 1989 г. в Варшаве начались исторические переговоры «Круглого стола», в которых приняли участие представители действующей власти, оппозиции, а также представители духовенства [Р1а8еск 2004: 11-12]. Каждая из сторон преследовала свои собственные цели, однако именно мирный характер переговоров (что явилось отличительной особенностью польской трансформации) определил успех дальнейшего преобразования страны. В рамках переговоров представители оппозиции окончательно убедили действующую власть, а главное — всю страну в необходимости реформирования польской политической системы. Процесс политической трансформации, перехода от социалистических ценностей к ценностям демократическим, процесс построения новой польской государственности и в целом переход на новый социально-политический курс был связан с необходимостью разработки и введения качественно новых политических институтов, прежде всего института выборов политических элит. Именно эта цель преследовалась в процессе реформирования, а прежде всего — порядок выборов органов законодательной власти.

Однопалатный парламент, или Национальная ассамблея Республики Польша, в 1989 г. в результате реформирования стал двухпалатным: нижняя палата — сейм и верхняя палата — сенат.

В палату представителей польского парламента (сейм) избирается 460 депутатов сроком на 4 года, а в сенат — 100 сенаторов на тот же срок. Полномочия депутатов и основные направления деятельности парламента регулирует Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 г.1 Конституция также закрепляет основные положения системы выборов в парламент.

В табл. 1 и 2 представлены итоги голосования на парламентских выборах в польский парламент в 2011 г.

Выборы 2011 г. показали, что поддержка «Гражданской платформы» достаточно велика, что объясняет тот факт, что впервые в истории Польши два раза подряд премьер-министром становится представитель этой партии Дональд Туск. Характерной особенностью выборов 2011 г. является появление на политической сцене весьма своеобразного политического объединения — Движения Паликота, которое на первых же своих выборах стала третьей по величине партией, представленной в сейме РП.

Отдельно стоит уделить внимание эволюции процедуры избрания сенаторов в

1 Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 года. URL: http://www.sejm.gov.pl/prawo/konst/ polski/konl.htm

Таблица 1

Итоги голосования на парламентских выборах в сейм

Избирательный комитет Число мандатов

«Гражданская платформа» 207

«Право и справедливость» 157

Движение Паликота 40

Польская крестьянская партия 28

Союз левых демократических сил 27

Кандидаты от немецкого меньшинства 1

Таблица 2

Итоги голосования на парламентских выборах в сенат

Избирательный комитет Мандаты

«Гражданская платформа» 63

«Право и справедливость» 31

Союз левых демократических сил 2

Независимые кандидаты 4

Источник: http://glosujteraz.pl/wybory-samorzadowe-2014/wyniki-wyborow-parlamentarnych-2011^-роксе

польский парламент. Система избрания сенаторов является куда более стабильной по сравнению с системой выборов в сейм РП. Основные изменения, внесенные на протяжении рассматриваемого периода, носили скорее технический характер. В 1989 г. по результатам переговоров «Круглого стола» для выборов в сенат РП была принята мажоритарная формула абсолютного большинства. В случае недобора голосов до 50% + 1 голос предусматривался второй тур выборов. Позже, однако, такая формула была пересмотрена. Это связано было в немалой степени с весьма низкой явкой избирателей на выборы, следствием чего было бы проведение второго тура голосования в большинстве избирательных округов, что является весьма затратным для государственного бюджета мероприятием. Следующим и на сегодняшний день последним значительным изменением стало введение одномандатных округов. Парламентские выборы 2011 г. прошли именно по этой формуле. Анализ прошедших выборов показал, что при избрании сенаторов партии, получившие большинство мандатов в сейм, имеют большие шансы на получение большинства сенаторских кресел.

В общих чертах, если не вдаваться в подробности, прежде всего, процессуальных требований, предъявляемых как к партиям и политическим объединениям, так и к самому порядку проведения и подготовки выборов (проведение избирательной кампании, требования к оснащению избирательных участков, составу избирательной комиссии и т.д.), основные параметры избирательной системы, согласно Избирательному кодексу 2011 г., выглядят следующим образом.

Выборы в сейм:

1) выборы проходят в многомандатных избирательных округах;

2) избиратели голосуют за партийные списки с обозначением поддерживаемого кандидата;

2015'02

ВЛАСТЬ

187

3) избирательный барьер для политических партий составляет 5% и 8% — для избирательных коалиций;

4) распределение мандатов происходит по методике Д'Ондта.

Выборы в сенат:

1) выборы проходят в одномандатных округах;

2) избиратели голосуют непосредственно за поддерживаемого кандидата;

3) сенаторский мандат получает кандидат, набравший большее число голосов, чем любой другой.

В ситуации с сенатом следует добавить, что существует такое явление, как дополнительные выборы. В случае утраты каким-либо сенатором своих полномочий более чем за 6 месяцев до истечения срока его полномочий (следующих выборов), президент РП объявляет дополнительные выборы в том избирательном округе, из которого был выбран данный сенатор.

Хотелось бы также кратко охарактеризовать современную политическую сцену Республики Польша. На сегодняшний день большинство в польском парламенте представлено членами партии «Гражданская платформа». Это центристская политическая организация, представители которой 2-й раз подряд (ранее подобные ситуации не случались) одерживают победу на парламентских, а в 2010 г. — и на президентских выборах. Кроме того, представитель «Платформы» Ежи Бузек в течение почти 3 лет выполнял функции главы Европейского парламента. Главой и одним из основателей партии до 8 ноября 2014 г. был Дональд Туск, вступивший с 1 декабря 2014 г. в должность главы Совета Европы. В связи с этим фактом временно исполняющим обязанности главы партии и премьер-министром Польши в настоящее время является Ева Копач. В 2013 г. согласно опросам преимущество «Гражданской платформы» над ее главным конкурентом — партией «Право и справедливость» снизилось практически до нуля. При этом, как отмечают специалисты, если бы выборы состоялись в ноябре 2013 г. (на момент проведения опроса), большинство мандатов получила бы оппозиционная партия1. Кроме того, в последнее время внутри партии наблюдаются тенденции нестабильности. В частности, в 2013 г. после отставки министра юстиции Ярослава Говина последний объявил о выходе из партии. Впоследствии политик организовал гражданскую инициативу «Час для Польши», которая позже стала политическим движением.

Второй по численности партией, представленной в польском парламенте после выборов 2011 г., является «Право и справедливость». Это партия консервативного толка, представители и основатели которой в большинстве своем начинали политические карьеры в рамках движения «Солидарность». Основанная братьями Лехом и Ярославом Качиньскими, она является основным конкурентом и соперником «Гражданской платформы». После смерти Леха Качиньского партией фактически единолично руководит Ярослав Качиньский. Несмотря на обнадеживающие результаты опросов, внутри партии дела обстоят не так хорошо. В основном это связано с личностными конфликтами лидера партии Ярослава Качиньского с членами партии. Так, в частности, в 2011 г. из партии был исключен бывший министр юстиции и генеральный прокурор Збигнев Зебро, после чего несколько депутатов сейма, поддерживающих Зебро, основали во главе с последним политическую партию «Солидарная Польша Збигнева Зебро».

Движение Паликота — партия, основанная бывшим депутатом от «Гражданской платформы» Янушем Паликотом. Партия имеет ярко выраженную популистскую наклонность, что, тем не менее, не помешало ей стать третьей по числу полученных мандатов политической силой. Это достаточно специфичная партия, вызывающая общественный интерес чаще всего весьма противоречивым поведением своего лидера, активистов партии и ее сторонников. Следует отметить, что в конце 2013 г. в связи со значительным снижением поддержки партии, а также с приближающимися в мае 2014 г. выборами в Европейский парламент была создана новая партийная структура — «Твое движение», представляющая коалицию с предста-

1 http://polska.newsweek.pl/sondaz-cbos-sondaze-wyborcze-platforma-obywatelska-prawo-i-sprawiedliwosc-sld-psl-twoj-ruch-sejm-polityka-newsweek-pl,artykuly,274703,1.html

вителями левого политического крыла — социал-демократами («Право польских левых сил»), а также левоцентристской общественной организацией «Европа Плюс». Новая партийная структура была представлена на выборах в Европейский парламент (25.05.2014) коалиционным избирательным комитетом «Европа Плюс — Твое Движение». Получив поддержку всего 3,58%1 избирателей, коалиция перестала существовать2.

Особого внимания заслуживает Польская крестьянская партия. Идеологически партия придерживается крестьянских и христианско-демократических ценностей, являясь при этом самой большой по численности членов партией в Польше. Ее особенностью является также то, что представители этой партии получали мандаты на всех парламентских выборах, прошедших с 1991 г.. Несмотря на небольшую численность депутатов от этой партии в сейме последних двух созывов, она является участником правящей коалиции совместно с «Гражданской платформой» [Tomczak 2006: 129-139].

Союз левых демократических сил — объединение, идеологически близкое социал-демократам. До 2005 г. он являлся одной из наиболее влиятельных политических сил в стране. Дважды представители этой партии исполняли функции премьер-министра, несмотря на социалистическую направленность идеологии партии, а в 1995—2005 гг. два срока подряд президентом РП был член партии Александр Квасьневский. Надо также отметить, что перед вступлением Польши в Европейский союз политические силы левого толка имели большую поддержку населения. На сегодняшний день поддержка левых сил удерживается на уровне 10—12%. 25 мая 2014 г. на выборах в Европейский парламент Союз левых демократических сил в коалиции с «Унией труда» получил 5 мандатов, набрав 9,44%3 голосов.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что политическая сцена Польши весьма разнообразна. Однако, тем не менее, начиная с 2005 г., политическое соперничество происходит в основном между двумя доминирующими политическими силами — партиями «Право и справедливость» и «Гражданская платформа». Следует заметить, что в Польше наступил период политической активности. После почти 3-летнего периода политического спокойствия в 2014 г. прошли выборы в Европейский парламент, запланированы выборы в органы местного самоуправления, а в 2015 г. пройдут президентские и парламентские выборы. Характерно, что прошедшие в мае 2014 г. выборы в Европейский парламент показали, что все еще удерживающееся доминирование «Гражданской платформы» уже не так стабильно, как ранее. Результаты выборов подтвердили значительное превосходство основных политических сил, однако по сравнению с выборами 2009 г. позиция «Гражданской платформы» ослабла, а «Право и справедливость», в свою очередь, укрепила свое представительство в Европейском парламенте. В 2009 г.4 «Гражданская платформа» получила 25 мандатов, «Право и справедливость» — 15, тогда как в 2014 г. обе партии получили по 19 мандатов, что говорит о значительном сокращении дистанции между лидерами польской политической сцены. Отдельно следует отметить факт, что по результатам голосования в Европейском парламенте получил свое представительство (4 мандата5) Конгресс новых правых сил Януша Корвин-Микке, характеризующийся весьма резкой евроскептической идеологией.

Таким образом, прошедшие выборы в Европейский парламент показали, что существует весьма большая вероятность кардинальных перемен на польской политической сцене на ближайших выборах в органы местного самоуправления, а также на парламентских выборах.

1 Panstwowa Кот1$]а Wyborcza. иКЬ: http://pe2014.pkw.gov.pl/pl/

2 Nowa partia Palikota to Tw6j ЯиЛ. ^шес ЯиЛи Palikota. — Onet.Шdomosci. иКЬ: http://wiadomosci. onet.pl/kraj/nowa-partia-palikota-to-twoj-ruch-koniec-ruchu-palikota/3th8c

3 Panstwowa Komisja Wyborcza. иКЬ: http://pe2014.pkw.gov.pl/pl/

4 Panstwowa Кт^ Wyborcza. тЬ: http://pe2009.pkw.gov.pl/PUE/PL/WYN/M/index.htm

5 Panstwowa Komisja Wyborcza. иКЬ: http://pe2014.pkw.gov.pl/pl/

2 015'02

ВЛАСТЬ

189

Список литературы

Piasecki A.K. 2004. Wybory parlamentarne, samorzqdowe, prezydenckie 1989—2002. Torun.

Tomczak L. 2006. Polskie Stronnictwo Ludowe — trwaly element polskiego parlamentu? — Partie i ugrupowania parlamentarne III rzeczypospolitej (K. Kowalczyka, J. Sielskiego, red.). Torun.

STEPIEN-KUCZYNSKA Alicja, Professor, Head of the Chair of Political Systems; Director of the Institute of Political Studies, University of Lodz (Skladowa st. 41/43, 90-127, Lodz, Poland; kspul@uni.lodz.pl)

LIULKOUSKI Andrei Eduadovich, MSc, postgraduate student of the Chair of Political Systems, Department of International and Political Studies, Institute of Political Studies, University of Lodz (andrzejlulkowski@gmail.com)

SPECIFIC FEATURES OF THE POLISH PARLIAMENTARISM AT THE PRESENT STAGE

Abstract. Poland became the first country of the Eastern bloc that embraced democratic transition. The Round Table negotiations in which representatives of Communist Party (Polish United Workers' Party) and Solidarnosc took part, started on 6 June, 1989. The process of creation of a new Polish state and the transition to a new political and social direction was associated with the need to develop and implement new political institutes, especially the institute of election of political elites. As a result of the Round Table negations the bicameral legislative National Assembly was created: it consisted of Seym, which is the Lower chamber, and Senate, the Upper chamber. The political scene in Poland is very diverse. However, the political competition is fixed mainly between the two dominant political forces - the «Law and Justice» and the «Civic Platform» parties. Keywords: elections, National assembly of the Republic of Poland, electoral law

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.