Научная статья на тему 'Парламентский вектор евразийской интеграции'

Парламентский вектор евразийской интеграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / СНГ / РАТИФИКАЦИЯ / ПРАВОВАЯ БАЗА / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКАЯ МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ / INTEGRATION / CIS RATIFI CATION / LEGAL FRAMEWORK / THE EURASIAN ECONOMIC UNION / THE EURASIAN INTERPARLIAMENTARY ASSEMBLY / EURASIAN PARLIAMENT
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Парламентский вектор евразийской интеграции»



ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

С.Е. Нарышкин,

Председатель Государственной Думы РФ

Парламентский вектор евразийской интеграции

С1 июля 2011 года на внешний контур таможенной границы Таможенного союза были перенесены органы государственного контроля - в полном объеме стал функционировать Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества. Были приняты документы, позволяющие ускорить интеграционный процесс: «Декларация о евразийской экономической интеграции», «Договор о Евразийской экономической комиссии». По времени это практически совпало с предвыборной кампанией и выборами в Государственную Думу Российской Федерации, а также 20-летием парламентского вектора СНГ. В этой связи можно говорить о своеобразном отчете российских парламентариев - членов межпарламентских ассамблей СНГ и ЕврАзЭС: каков их вклад в дело развертывания и продвижения Евразийской интеграции. Впереди еще более важная работа, для выполнения которой уже сформированы парламентские делегации в МПА СНГ и ЕврАзЭС от Государственной Думы.

О ближайших интеграционных задачах межпарламентских ассамблей 20 марта 2012 года в Москве на Международном экономическом форуме государств - участников СНГ «СНГ и новые форматы евразийской интеграции» в своем выступлении говорил Председатель Государственной Думы Российской Федерации.

С разрешения С.Е.Нарышкина публикуем текст его выступления.

Парламентское измерение Евразийской интеграции имеет принципиальное значение. Развитие бизнеса, регулирование торговли и других форм сотрудничества невозможно без эффективной нормативно-правовой базы. Очевидно, что предстоит большой, если не сказать беспрецедентный, объем законотворческих работ по развитию экономических форм интеграции. Однако это лишь подчеркивает возрастающую роль парламентов наших стран на современном этапе.

В этой связи первое, на что следует обратить внимание -это уникальность самого образования, каким является Содружество Независимых Государств. Эта уникальность - в его способности развивать многоуровневую и разноско-ростную интеграцию с учетом социально-экономического и территориально-отраслевого различия государств, входящих в СНГ. Между тем сегодня уже очевидно, что по ряду ключевых направлений требуется синхронное принятие согласованных в рамках Содружества интеграционных решений, необходимых для обеспечения баланса интересов всех государств - участников СНГ. К числу таких важнейших решений относится ратификация Договора о зоне свободной торговли. В Государственной Думе этот документ уже ратифицирован. Он учитывает и создание Таможенного союза трех государств, и базируется на принципах ВТО, и создает

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ЭКОНОМИКА, ПРАВО, ПОЛИТИКА • 2012, № 11

предпосылки для подписания в будущем Договора о свободной торговле в сфере услуг.

Вместе с тем, не во всех государствах -участниках Договора такая же динамика процесса ратификации. И я надеюсь, что соответствующие правительства обратят на это внимание. Мои же встречи с коллегами из других парламентов показывают их заинтересованность в ратификации этого важнейшего документа.

Следующий момент - это реализация второго этапа Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года. Она предполагает активизацию работы по созданию межгосударственного инновационного пространства, что невозможно без законодательного обеспечения этих процессов.

В рамках Межпарламентской Ассамблеи сейчас идет разработка модельного Инновационного кодекса для государств - участников СНГ. Данная тематика находится и в сфере пристального внимания Государственной Думы.

Так, приняты ряд изменений в Налоговый кодекс - в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности, а также изменения в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».

В России многое сделано в законодательном обеспечении инновационной деятельности, и мы двигаемся дальше. Сейчас на рассмотрении находятся ряд законодательных инициатив по созданию комплексной правовой базы государственной поддержки инновационной деятельности.

Успешный перевод российской экономики на инновационный путь развития не может осуществляться изолированно, и при рассмотрении таких законопроектов мы намерены учитывать и принципы международного сотрудничества.

Парламенты стран СНГ также уделяют особое внимание инновационному развитию, и мы уверены, что в ходе дискуссий участники экономического форума СНГ выскажут свои предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Третий важный момент - нынешний 2012

год в Содружестве посвящен сотрудничеству в такой ключевой для современного развития области, как связь и информатизация. В настоящее время разрабатывается проект межгосударственного соглашения по формированию Объединенной информационной системы государств - участников СНГ по защите от биоопасностей.

В Российской Федерации принят Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который создал правовую основу для реализации прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в сфере использования современных информационных технологий. Нормы данного закона были развиты и в ряде отраслевых актов.

Что касается межгосударственного сотрудничества, то следует отметить ратификацию Соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза.

Еще одно, четвертое, направление экономического сотрудничества - это трудовая миграция.

Для России эта тема является актуальной не только в связи с большим притоком рабочей силы из стран Содружества, но и необходимостью разработать дифференцированные механизмы привлечения трудовых мигрантов.

В дальнейшем - с учетом демографической обстановки в различных странах СНГ - значение формирования общего рынка труда будет только возрастать. И необходимо совместно продумать меры, направленные на обеспечение баланса кадрового состава в различных отраслях экономики, исходя из специфики условий и потребностей государств СНГ.

Надо также максимально содействовать образовательной миграции, росту академической мобильности, крайне важной для развития инновационного сотрудничества. При этом должны приниматься самые действенные меры по противодействию незаконной миграции.

Очевидно, что все это потребует разработки целого пакета законодательных и нормативно-правовых актов.

За последнее время произошли заметные «прорывы» на евразийском интеграционном направлении. И конечно важно, чтобы работа парламентов России, Белоруссии и Казахстана не отставала от интеграционных тенденций на Евразийском пространстве. В поле нашего зрения должны быть формирование и развитие Евразийских наднациональных институтов, дальнейшее сближение, гармонизация и унификация национальных законодательств. Эти задачи были, в частности, в центре внимания на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС и Высшего евразийского экономического совета, которые состоялись 19 марта 2012 года.

Решение такой амбициозной задачи, как создание к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза, потребует серьезной перестройки всего комплекса межпарламентского взаимодействия в его евразийском измерении. В результате, на наш взгляд, должен быть создан Евразийский парламент. Конечно, эта задача не может быть решена сразу и предполагает поэтапное преобразование Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС в Евразийскую Межпарламентскую Ассамблею, а затем - в полноценный Евразийский парламент.

С 1 февраля начал действовать первый межгосударственный регулирующий орган на постсоветском пространстве - Евразийская экономическая комиссия. Основные ее решения потребуют приведения в соответствии с ними национальных законодательств и предварительной парламентской экспертизы. Поэтому уже в ближайшее время необходимо наделить рядом существенных полномочий создаваемую Евразийскую Межпарламентскую Ассамблею. В частности она должна будет разрабатывать Основы законодательства в базовых сферах правоотношений, которые после рассмотрения Высшим евразийским экономическим советом приобретали бы директивный характер.

Евразийская экономическая интеграция невозможна без вовлечения в этот процесс широких слоев общественности наших стран. В этом плане евразийский парламентский орган мог бы сыграть важную роль. Речь идет о выработке рекомендаций для Высшего евра-

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

зийского экономического совета, обращениях с запросами и рекомендациями к Евразийской экономической комиссии, Евразийскому Суду, а также к парламентам членов и партнеров нового интеграционного образования.

В рамках формируемого евразийского парламентского органа будут взаимодействовать парламентские делегации государств -членов Евразийского экономического пространства: Белоруссии, Казахстана и России, а также партнеров по сотрудничеству: Кыргызстана и Таджикистана.

Единое экономическое пространство открыто для приема новых членов и партнеров. И по мере готовности и при политической воле оно, безусловно, будет расширяться. Представляется, что участие парламентов - партнеров в Евразийской Межпарламентской Ассамблее будет важной предпосылкой для обретения со временем заинтересованными государствами более высокого статуса. Во время моего недавнего визита в Украину мы обсуждали эти вопросы с коллегами из Верховной Рады.

В период 2012-2014 годов должны быть созданы все условия для подписания в 2015 году всеобъемлющего Договора о Евразийском экономическом союзе, подготовленного на основе кодификации и развития договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В рамках этого Договора, на мой взгляд, и можно будет рассматривать в полном объеме вопрос о создании Евразийского парламента. В частности, наделения его законодательными и контрольными полномочиями по аналогии с Европейским парламентом. Это, в свою очередь, сделает актуальным и постановку вопроса о порядке формирования Евразийского парламента на основе прямых демократических выборов.

Ключевые слова: интеграция; СНГ; ратификация; правовая база; Евразийский экономический союз; Евразийская Межпарламентская Ассамблея; Евразийский парламент.

Keywords: integration; CIS ratification, legal framework, the Eurasian Economic Union, the Eurasian Interparliamentary Assembly; Eurasian Parliament.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.