Научная статья на тему 'ПАРЛАМЕНТ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ'

ПАРЛАМЕНТ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
112
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Ключевые слова
խորհրդարան / ներկայացուցչական մարմին / ազգի մանդատատար / իշխանությունների բաժանման սկզբունք / զսպումների հակակշիռների համակարգ / PARLIAMENT / REPRESENTATIVE AUTHORITY / MANDATORY OF THE NATION / PRINCIPLE OF SEPARATION OF POWERS / SYSTEM OF CHECKS AND BALANCES / ПАРЛАМЕНТ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / МАНДАТАРИЙ НАЦИИ / ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ / СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цатурян А.А.

This article describes issues related to determination of the Parliament's place and role as a representative body in the system of separation of powers, presents its peculiarity in terms of the principle of separation of powers, as well as the system of checks and balances.According to the results of the study, were identified that the Parliament, as the representative mandatery of the nation, in the system of separation of powers is one of the most important institutions of representative democracy in modern democratic state, and within fixed representative character at the constitutional level Parliament has a decisive place in the system of separation of powers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARLIAMENT AS A REPRESENTATIVE BODY IN THE SYSTEM OF SEPARATION OF POWERS

This article describes issues related to determination of the Parliament's place and role as a representative body in the system of separation of powers, presents its peculiarity in terms of the principle of separation of powers, as well as the system of checks and balances.According to the results of the study, were identified that the Parliament, as the representative mandatery of the nation, in the system of separation of powers is one of the most important institutions of representative democracy in modern democratic state, and within fixed representative character at the constitutional level Parliament has a decisive place in the system of separation of powers.

Текст научной работы на тему «ПАРЛАМЕНТ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ»

Парламент как представительный орган в системе разделения властей

Цатурян А. А.

Аспирант кафедры теории права и конституционного права

Российско-Армянский университет, Институт Права и Политики (Армения, Ереван)

haykht@yahoo.com

Ключевые слова: Парламент, представительный орган, мандатарий нации, принцип разделения властей, система сдержек и противовесов

^nphpqmpmUp прщЬи Uhp^m]mgntg^m^mU Umptf^U ^^ш^п^Р^^РЬ

pmdmMmU hmtfm^mpqniU

Uiummpjiuh Z. U.

Ppiuilmhpp mbumpjiuh li uiuhifiuhiuijpiuljiuhppiuilmhpp iifppnhp luuiqppiuhm

Ziuj-iimuiuljiuh hiuifiuLuiupiuh, Ppiuilmhpp l fiiuqiupiuljiuhnLpjiuh Phumpinmrn (Ziujiuuiniuh, bpliiuh)

haykht@yahoo.com

иифпфт.и SljmL hnqim&nLl nrnnLlhmuppihL th p2WmhnLp]ntLhhtpp pmdmhJmh hmlm^mpqnLl ftnphpqmpmhp npitu htp^mjmgnLg^m^mh JmpJhp mtqp l itpp umhlmhlmh htm ^тщ^тЬ npn2 hpJhmhmpgtp, htp^т]тginLJ t itp2phpu тnтhЛhтhтш^nLp]nLhp p2^тhnLp]nLhhtpp pтdтhJтh u^qpnrhpp, ph^itu hil quinrJhtpp l hi^i^pnhtpp hтJт^тpqp mturnh^jnthpg:

^isip^^ nшnLJhтuppnLp]тh тpqjnLhgnLJ тJpтqp4tL t, np dтJтhт^т^pg dnqnipqт4тpт^тh itmnrpprhnrJ ftnphpqrnprnhp, npitu iqqp htp^т]тgnLg^т^тh Jтhqтштштp, hrnhqpurnhnLl t htp^т]тgnLg^т^тh dnqnipqтiшpnLp]тh ^тpUnpтqnL]h phumpmnrmhtppg Jt^p, pu^ uтhJтhтqpт-^ih htp^т]тgnLg^т^тh qtpp тJpтqpnLJp hтqnpqnLJ t itp2phpu тnтhЛhтhтшnl.^

mtq p2^тhnLp]nLhhtpp prndrnhJrnh hтJт^тpqnLJ:

4^nnpn2 pinhp' ^nphpiipih, htp^ш]шgnLg¿ш^шh JipJph, iqqp Jтhqтштштp, p2^тhnLp]nLhhtpp prndrnhJrnh u^qpnrhp, quinrJhtpp l hi^i^pnhtpp hrnJrn^rnpq

Parliament as a representative body in the system of separation of powers

Tsaturyan H.A.

PhD Student of The Department of Theory of Law and Constitutional Law Russian-Armenian University, Institute of Law and Politics (Armenia, Yerevan)

haykht@yahoo.com

Abstract: This article describes issues related to determination of the Parliament's place and role as a representative body in the system of separation of powers, presents its peculiarity in terms of the principle of separation of powers, as well as the system of checks and balances.

According to the results of the study, were identified that the Parliament, as the representative mandatery of the nation, in the system of separation of powers is one of the most important institutions of representative democracy in modern democratic state, and within fixed representative character at the constitutional level Parliament has a decisive place in the system of separation of powers.

Key words: Parliament, representative authority, mandatory of the nation, the principle of separation of powers, a system of checks and balances.

Государство представляет собой развивающееся явление, и, хотя, в течение столетий сами государства менялись, тем не менее, цель их была неизменна: обеспечение порядка, развитие и регулирование различных общественных отношений в границах правовых норм. Для стратегических формирований нашего государства необ-

ходимым условием является разработка адекватных концепций развития самого государства, в которых будет развиваться институт президента, армянский парламентаризм, судебная система. Это характерно принципу разделения властей, который, недвусмысленно, имеет основополагающее значение и ценность для решений

конституционного характера во всех государствах. Именно поэтому, особенно важным является тот факт, кому именно принадлежит государственная власть, кто является носителем и источником данной власти, и какими способами и формами осуществляется эта власть.

Следует отметить, что само конституционное понятие "демократия" как характеристика общественных отношений и как форма правления, воспринимается и истолковывается разными способами и часто переоформляется в простую охлократию или вседозволенность. При этом проблема заключается не только в восприятии сущности, но и в размере восприятия. Являясь величайшим достижением цивилизации, демократия свидетельствует о формировании такого гражданского общества, в котором всякое разумное существо, как социальный субъект, равноправный член общества, приобретает ценность, а отношения урегулированы и четко определен круг самоуправления и гражданских свобод гражданина[6]. Таковым становится то государство, где форма государственного правления, структура и деятельность соответствуют воле народа, и где носителем власти, ее отправителем и контролирующим является народ. При этом особое значение придается тому факту, что народ должен осуществлять свою власть на основе принципов непрерывности, непосредственности демократии, а также в условиях контроля деятельности и обратной связи представительного органа [7, стр. 8-10].

Как указывается статьей 1 Изменений Конституции РА, Республика Армения является суверенным, демократическим, социальным и правовым государством [1]. Демократичность, как главный признак государства, охарактеризовы-вает не только его сущность, но и ту общность способов, методов и форм, при помощи которых государственными органами и должностными лицами осуществляются свои, отнесенные им Конституцией и законами, полномочия.

Соответственно, провозглашение государства в качестве демократического еще недостаточно для того, чтобы оно являлось таковым, поскольку сколь бы ни было велико желание демократизации, тем не менее, там, где не гарантировано реального разделения властей, свободного осуществления их полномочий и баланса при помощи сдержек и противовесов, неизбежны различные негативные последствия авторитаризма. Для всякого демократического государства такой принцип, как разделение властей, является основой естественной организацией его власти, при наличии которой с помощью системы сдержек и противовесов осуществляется

взаимный контроль и сотрудничество между высшими государственными органами [11].

Парламент представляет собой одним из старейших и авторитетных институтов конституционного права. Интерес к данному институту, как научный, так и общественно-политический, постоянно увеличивается. Это, в свою очередь, также относится и к Армении, где с проведением социально-экономических и политических реформ, принятием Изменений Конституции РА 2015 года, с переходом от смешенной - полупрезидентской, формы правления к парламентской, и проведением выборов, функционирует Национальное Собрание - Парламента Республики Армения, один из важнейших и ключевых институтов новой армянской государственности.

После проведения недавних реформ есть необходимость в теоретическом обобщение и осмысление нового демократического парламента Армении. Систематизация государственных отношений по большей части зависит от формирования такого государственного механизма, который обеспечит развитие общества с демократическими принципами.

В Республики Армения принцип разделения властей стал одним из основополагающих принципов в Декларации независимости РА. Обязываясь на своей территории обеспечивать "равноправие законодательной, исполнительной и судебной властей", данный принцип должен был стать гарантом реализации провозглашенных целей [5]. Обеспечение баланса между Президентом и Парламентом является основной задачей на пути осуществления конституционных реформ всяким новопровозглашенным демократическим государством.

Шарль Луи Монтескье, один из основателей теории разделения властей, утверждал, что все органы должны действовать согласованно, в противном случаи, государство не сможет нормально действовать, что в свою очередь приведет к произволу. В соответствии с выдвинутыми положениями работы Монтескье "О духе закона" 1748 года свобода существовать не будет, пока не разделены законодательная, исполнительная и судебные власти; судья, наделенный законодательной властью может превратиться в тирана, а в случаи исполнительной власти - в угнетателя. Следует отметить, что Конституция США, принятая в 1787 году, также представляла собой огромный вклад в теорию разделения властей, пополнив ее доктриной сдержек и противовесов, с применением которой планировалось обеспечить естественную деятельность трех ветвей власти. Разделение властей предполагает разграничение государственных функций, кото-

Регион и мир, 2019, № 7

рые самостоятельно осуществляются правомочными органами, действующие в соответствии с положениями закона, а не по собственному усмотрению или произволу, и в отношении индивидов ограничены правовыми обязательствами, такими как неотъемлемые права человека и гражданина [10]. Взаимоотношения властей проявляются посредством сдержек и противовесов, что предоставляет каждой ветви власти возможность, параллельно четко разграниченным полномочиям, взаимодействовать, влиять и осуществлять надзор в отношении друг друга.

В свою очередь, следует заметить, что конституционные сдержки представляют собой не практические и не противовесные полномочия конституционного института государственной власти, призванное пресекать возможные нарушения конституционного баланса разделения властей, в том случаи, если это не будет обеспечено системой противовесов [7, стр. 51].

Говоря о политическом режиме Армении, условно разделив его на два этапа: до принятия Конституции Армении 1995г. и после нее, следует указать на тот факт, что после обвала советских режимов, изменился также и политический режим, а в политической плоскости Армении появилось Армянское общенациональное движение, как сопровождающая политическая сила, по сути, использовавшаяся как советская система наличия государственной власти. В данный период, если использовать методологию формально-юридического анализа, в Армении формировался парламентский способ правления. Однако, развития он не получил, в результате чего и сформировалась полупрезидентская республика. С позиции разделения властей, эта модель взаимодействия государственных органов обеспечивала продуктивное участие президента в осуществлении государственной власти, и, в то же время, позволяя парламенту принимать довольно адекватное участие в государственном управлении. Опасность этого режима заключается в том, что невозможно осуществить четкое разграничение функций между государственными органами, и это должно быть осуществлено по взаимному согласию и посредством координации сил. Данный подход Армения заимствовала из закрепленного Конституцией Франции 1958г. системы разделения властей [9, стр. 210-211].

Как очень точно заметил Варламов, в подобных условиях у Президента и правительства велик соблазн не тратить время на поиски компромиссов с парламентом, а, превратив его в чисто декоративный орган, быстро проводить реформы. А это в свою очередь, с усилением

авторитарности власти, приведет к формированию новой диктатуры. Поэтому при отсутствии в обществе ясно выраженных социально-политических интересов и нормальной партийной системы полупрезидентская республика кажется более предпочтительной, если не единственно возможной формой стран СНГ [8, стр 22-28].

Следует учесть, что при так называемой полупрезидентской системе правления, споры по вопросам конституционных полномочий в целом имеют более частое и острое проявление, более сложно обеспечить решение задачи четкого разделения властей и обеспечения функционального баланса. Эта система носит, в основном, дуалистический характер: она является парламентской системой с двумя исполнителями -президентом и парламентом, существовавшей также и в Республике Армения до принятия Изменений Конституции РА 2015 года. Она включает в себе как элементы и президентской, и парламентской республики, так и элементы не характерные ни одной, ни другой. При данной форме: Президент избирается народом, который в свою очередь формирует правительство, назначая премьер-министра и министров; Правительство ответственно, как перед президентом, так и перед парламентом; Президент вправе распустить парламент. Данная форма хорошо действует в том случаи, если и президент, парламент и правительство имеют одну политическую направленность, в противном случаи это может привести возникновению политического кризиса.

Однако, указав на суть принципа разделения властей, важно отметить, что государственная власть, с помощью системы сдержек и противовесов разделенных ветвей власти, ограничивается, преодолевая опасность формирования централизованной власти и создать необходимые условия для установления демократии, гарантии и защиты прав и свобод человека. Для последнего в свою очередь основополагающим является то, что единственным источником власти является народ, что в свою очередь и закрепляется статьей 2 как Конституции РА от 2005, так и Изменений Конституции РА 2015 года, в соответствии с которой, власть в Республике Армения принадлежит народу. Как отмечалось выше, важно также определить какими именно способами и в каких формах народ осуществляет свою власть [2]. В соответствии со статьей 2 Изменений Конституции РА власть народ осуществляет с помощью референдумов и свободных выборов [1]. Сам же народ посредством прямых выборов, в соответствии с Изменениями Конституции РА, будет избирать именно

депутатов Национального Собрания РА, которое является представительным мандатарием нации.

Положением Изменений Конституции РА 2015г., Национальное Собрание стало определяться отныне не только как законодательный орган, но и представительный имеет особое значение, в отличие от Конституции РА от 2005г.. Именно порядок формирования Парламента обуславливает его представительный характер. Подобное положение в демократических государствах всегда закрепляется в Конституциях. Исходя из данного положения, следует и важнейшее назначение Парламента - представительство. Это, в свою очередь, обусловлено тем, что в обязательном порядке часть его членов, формирующих его состав, избираются именно народом, и, соответственно, представляют его интересы и пользуются его доверием.

Данное обстоятельство приобрело столь важное значение, что стало определяющим признаком в современном понятии парламента, поскольку данный коллегиальный орган невозможно будет определить как парламент, если в его составе нет выборных лица, даже если он осуществляет законодательную власть. Если у законодательной коллегии нет возможности формального подтверждения доверия избирателей, она может считаться органом политического движения или партии, но отнюдь не парламентом. Наличие демократической избирательной системой является гарантией народного представительства в парламенте. Это, в свою очередь, является высшей формой представительности, которую и гарантирует демократическая избирательная система. Соответственно, если лицо приобрело место в парламенте вне установленной демократической процедуры формирования "представительного" органа, то есть без участия избирателей, например в силу наследования, то в данном случаи исключается сам факт ответственности перед народом, как основным источником власти.

Во всяком демократическом государстве, в том числе и в Армении, Парламент получает власть от народа, единственного его носителя, путём прямого волеизъявления избирателей, и призван представлять в соответствующем государственном органе политические интересы всего народа, как единственного носителя государственной власти. Являясь один из важнейших

институтов представительной демократии в современном демократическом государстве, и закрепляя за ним на конституционном уровне представительный характер - Парламент безусловно, никоем образом не умаляя роли и значения других ветвей власти, тем не менее, занимает определяющее место в системе разделения властей, поскольку в Парламенте, как в необходимом элементе системы народовластия, выступая в качестве общегосударственного политического форума, находятся одни из влиятельных политических сил общества, с многообразием идеологических воззрений и различных политических программ.

Список использованной литературы:

1. Изменения Конституции Республики Армения от 6 декабря 2015 года,

2. Конституция Республики Армения от 27 ноября 2005 года,

3. Конституция Республики Армения от 5 июня 1995года,

4. Проект Изменений Конституции Республики Армения 2015 года,

5. Декларация независимости РА, от 23-его августа 1990 года,

6. Арутюнян Г. Г. / Конституционная культура: уроки истории и вызовы времени. Переиздание с дополнениями. Ереван, "Нжар", 2016, стр. 176-179

7. Арутюнян Г. Г. / От конституции к конституциональности, Ереван, 2004, стр.51

8. Варламов Н.В., Посттоталитаризм: проблемы теории // Политические проблемы государства, М., 1993, с. 22-28.

9. Джангирян Ж. Д. / Разделение властей в Республике Армения: конституционная модель и практика, издательство Московского университета, 2003г., стр. 210-211

10. Фетисов А. С. / Разделение властей критерий демократического государства, Социально -политический журнал. 1995.

11. Ъ. и., ишфшр]шЬ ¿ш^пр|шЬ - И ^рш^пШр^ шЬипър]шЬ hшрgtр, ПЬипШиш^ши ЛЬпЬшр^, Ъ^П - 2001, Ь2 17-18

Сдана/<?шйШф1 Г 04.09.2019 Рецензирована/0-рш^пиф1 Г 12.09.2019 Принята/Сйщьй^ Г 14.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.