Научная статья на тему 'Параноидное, шизоидное и истерическое расстройства личности среди подростков, не обращавшихся ранее за психиатрической помощью'

Параноидное, шизоидное и истерическое расстройства личности среди подростков, не обращавшихся ранее за психиатрической помощью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2075
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY DISORDERS / ТРЕВОЖНЫЕ РАССТРОЙСТВА / ANXIETY DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Катерная Юлия Евгеньевна

Данные российской и зарубежной статистики свидетельствуют о высокой распространенности психических заболеваний в подростковом возрасте. В данной статье представлены результаты проведенного исследования среди школьников в возрасте 10-19 лет, никогда ранее не обращавшихся за психиатрической помощью. Выявлена высокая частота развития расстройств личности в подростковом возрасте, коморбидность данных состояний с тревожными, фобическими и эксплозивными расстройствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Катерная Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Paranoid, schizoid and hysterical disorder of personality among adolescents who never asked for psychiatric help before

The data of Russian and international statistics indicate the high prevalence of the mental disorders in adolescence. The results of the conducted research among school students at the age of 10-19 years who have never applied for the mental health services were presented in this article. The high incidence of personality disorders in adolescence, comorbidity data states with anxiety, phobic and explosive disorders have been identified.

Текст научной работы на тему «Параноидное, шизоидное и истерическое расстройства личности среди подростков, не обращавшихся ранее за психиатрической помощью»

Al

эдуд

УДК Б1Б.89Б-0Б3.Б

ПАРАНОИДНОЕ, ШИЗОИДНОЕ И ИСТЕРИчЕСКОЕ РАССТРОЙСТВА

личности среди подростков, не обращавшихся РАНЕЕ ЗА психиатрической ПОМОЩьЮ

Ю.Е. Катерная,

ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Катерная Юлия Евгеньевна - e-mail: Katernaya.yulia@gmail.com

Данные российской и зарубежной статистики свидетельствуют о высокой распространенности психических заболеваний в подростковом возрасте. В данной статье представлены результаты проведенного исследования среди школьников в возрасте 10-19 лет, никогда ранее не обращавшихся за психиатрической помощью. Выявлена высокая частота развития расстройств личности в подростковом возрасте, коморбидность данных состояний с тревожными, фобическими и эксплозивными расстройствами.

Ключевые слова: подростки, расстройство личности, тревожные расстройства.

The data of Russian and international statistics indicate the high prevalence of the mental disorders in adolescence. The results of the conducted research among school students at the age of 10-19 years who have never applied for the mental health services were presented in this article. The high incidence of personality disorders in adolescence, comorbidity data states with anxiety, phobic and explosive disorders have been identified.

Key words: adolescents, personality disorders, anxiety disorders.

Введение

По данным CDC (Centers for Disease control and prevention, United States) за период с 2005 по 2011 год отмечалось, что ежегодно от 13 до 20% детей и подростков, живущих на территории США, имели психическое расстройство [1]. В 2010 году самоубийство, среди причин которого традиционно выделяется на первый план проблема психических расстройств, признано второй по частоте причиной подростковой смертности в возрастной группе 12-17 лет, уступая только травматизму [2]. 3,5% детей в возрасте от 3 до 17 лет имели установленный диагноз расстройства поведения [3].

Данные российской статистики также не утешительны -по данным 2011 года заболеваемость непсихотическими расстройствами, в том числе поведенческими расстройствами детского и подросткового возраста, составляла 275,4 на 100 тыс. населения, что равнозначно 18,6% от общего числа больных с психическими заболеваниями [4].

Целью проведенного исследования было изучение психического здоровья подростков, ранее не обращавшихся за психиатрической помощью.

Материал и методы

Участниками исследования являлись учащиеся средних общеобразовательных школ в возрасте от 10 до 19 лет (7-11-е классы). Данный выбор возрастного контингента обоснован формой проводимого исследования - анонимное анкетирование, требующее достаточной зрелости для осознания задаваемых вопросов и соответствующих ответов. В соответствии с законодательством РФ для участия в исследовании несовершеннолетних лиц давали письменное добровольное информированное согласие родители, ознакомленные с протоколом исследования. Лица старше 15 лет письменно подтверждали свое желание принять участие в анкетировании.

Следует отметить, что наибольшая заинтересованность в проведении исследования на базе общеобразователь-

ных школ высказывалась администрациями школ, а также самими учащимися, особенно в возрасте старше 15 лет.

Внимание к данной проблеме администраций школ, а в особенности школьных психологов и социальных педагогов, во многом объясняется широким спектром проблем, связанных с поведенческими нарушениями среди подростков, решение которых, зачастую, в связи с пассивной позицией родителей, является на данный момент негласной обязанностью школы. Заинтересованность самих подростков связана с популяризацией в СМИ (в особенности -в социальных сетях) темы психологических и психических расстройств. Позиция родителей в ходе исследования была двоякой: с одной стороны, они были заинтересованы в результатах анкетирования, с другой стороны, считали, что проведение подобного исследования стимулирует у детей нежелательный интерес к теме психической патологии, а также приема наркотиков и алкоголя.

Формой проведения исследования являлось анонимное анкетирование, состоящее из трех частей: первая -базовая часть, содержащая общие данные о респонденте (пол, возраст, национальность, отношения в родительской семье и прочее), вторая - шкала психопатологических симптомов, третья - шкала RFL - 40 «Шкала причин для жизни». Участники исследования заполняли анкету самостоятельно в течение 40-70 мин.

Выборка составила 318 человек, из которых 52,5% (п=167) обучались в обычной общеобразовательной школе (в дальнейшем - школа № 1), а 47,5% (п=151) - в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов физико-математического профиля (далее - школа № 2). Следует отметить, что набор учащихся в школу № 1 осуществляется по территориальному признаку, в то время как школа № 2 в связи с особенностями программы обучения имеет в своем составе школьников, проживающих в разных частях города, прошедших определенные вступительные испытания. Соотношение

nk

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

лиц мужского и женского пола среди участников исследования в обеих школах значительно не отличалось: в школе № 1 - 43,8% мальчиков, 56,2% девочек, в школе № 2 -53,8% и 46,2% соответственно.

Возрастной состав в обеих школах также был примерно одинаков: более 70% респондентов были старше 15 лет. Данный факт объясняет негативную в большинстве случаев позицию родителей более младших подростков к проведению подобных исследований.

Значимых различий в этническом и религиозном составе обеих групп не выявлено. Более 50% учащихся (57,5% в школе № 1 и 56,3% в школе № 2) указали семейный доход как «средний», более 25% в обеих группах - как «выше среднего», другие показатели социального благополучия (условия проживания, наличие социальных проблем, таких как алкоголизм родителей и прочее) имели сравнительно равные показатели.

Таким образом, среди учащихся обеих школ не выявлено существенных этнических, возрастных или социальных различий.

Статистическая обработка данных осуществлена при помощи пакета статистических программ для социальных наук IBM SPSS Statistics 20. Для решения задач исследования применялись методы оценки достоверности результатов (t-критерий Сьюдента).

Результаты и их обсуждение

При проведении анализа полученных результатов основное внимание уделялось группе расстройств личности.

Параноидное расстройство личности (F60.0 по МКБ - 10) характеризуется завышенным самомнением, обостренным чувством собственного достоинства, сочетающимся со «сверхчувствительностью» к неудачам, негативной оценке со стороны окружающих, постоянным противопоставлением себя окружающему миру, восприятием его как враждебного, что проявляется в «сверхбдительности» (постоянном поиске угрозы извне, готовности к ответу на любой тревожный сигнал, подозрительности) и недоверии к людям, опасении посягательств на свои права, собственность [5, 6].

Признаки развернутого параноидного расстройства личности были выявлены у 12,6% учащихся школы № 2 (с углубленным изучением предметов физико-математического профиля). Отдельные симптомы данного состояния прослеживались у 7,9% респондентов. В школе № 1 (обычная общеобразовательная школа) данные составили 4,2% и 4,2% соответственно.

84% подростков, у которых было выявлено параноидное расстройство личности, были старше 15 лет. Преобладали в данной подгруппе лица мужского пола (73%).

Респонденты, у которых были выявлены признаки параноидного расстройства личности, чаще, чем в общей выборке, указывали на создание атмосферы конкуренции среди детей в родительской семье (32,7% против 2,3% в общей выборке, р<0,03). Наиболее часто на подобную ситуацию указывали подростки мужского пола (75,3%). Также чаще, чем в общей выборке, подростки с симптомами данного расстройства указывали на следующие проблемы во взаимоотношениях в родительской семье: подчиненное положение в семье (43,2%, р<0,05), формальные отношения с родителями (25,7%, р<0,05), конфликтные отношения в семье (51,3%, р<0,03). Среди лиц, с которыми имелся конфликт в

пределах семьи, в 33% случаем указывался отец или отчим (р<0,05), брат или сестра (42,5%, р<0,05), бабушка или дедушка (при совместном проживании на одной жилплощади) - 13,4% (р<0,035). На конфликтные отношения со всеми членами семьи указали 18,4% респондентов данной группы. Конфликт с матерью имели 5% подростков, 90% из них воспитывались в неполной семье и проживали только с одним родителем.

В отличие от общей выборки группа подростков с выявленным параноидным расстройством личности достоверно чаще (р<0,02) указывала на «соблюдение требований старших, расчет на их помощь и покровительство» как доминирующую стратегию социального развития в родительской семье (56,5%), в том время как в общей выборке основной стратегией было выбрано «формирование самостоятельности выбора решений и действий» (75,0%).

Значительная часть респондентов данной группы имела конфликтные (25,5%) или формальные отношения со сверстниками (33,5%), 13,5% отметили отсутствие взаимоотношений с одноклассниками; в качестве основного круга общения указав социальные сети и форумы (76% против 38,7% в общей выборке, р<0,05), подростков более старшего возраста (45,3%), взрослых (15,5%, р<0,04): учителей, тренеров секций и знакомых родителей.

Подростки с признаками параноидного расстройства личности в качестве доминирующих ценностей значительно реже своих сверстников выбирали пункт «семья и брак»: 34% против 51,4% в общей выборке (р<0,02), предпочитая «материальное благополучие» (45,5% против 33,6%) и общественное признание (32% против 12,6%). В качестве планов на будущее подавляющее большинство указали «получение высшего образования» (79%).

Среди подростков данной группы наблюдается увеличение частоты развития тревожных расстройств, так на симптом «чрезмерная тревога и беспокойство в связи с различными событиями или видами деятельности» указали 92% респондентов. Признаки генерализованного тревожного расстройства были выявлены у 32,5% подростков с выявленным параноидным расстройством личности (в общей выборке - 10,5%, р<0,05), обсессивно-компульсивного расстройства - 11,3% (4,7% в общей выборке). Эксплозивные расстройства в данной группе также встречаются чаще - 12,5% (в общей выборке - 6,2%). Следует отметить, что в отличие от общей выборки среди подростков с параноидным расстройством личности нет снижения уровня агрессивного поведения в более старшем возрасте и характерного полового распределения (мальчики чаще, чем девочки). При сочетании данного расстройства и атмосферы конкуренции в семье частота развития эксплозивного расстройства достигает 50% (п=6, р=0,001).

По сравнению с общей выборкой не выявлено существенных различий по отношению к приему алкоголя и наркотиков, а также к самоубийству среди подростков данной группы.

Шизоидное расстройство личности ^60.1) описывается следующим кругом симптомов: социальная замкнутость (аутизм), дискомфорт в сфере межличностных отношений, бедность эмоциональных связей с окружающими, интро-вертированность (обращенность к сфере внутренних переживаний) [5, 6].

А1

Признаки развернутого шизоидного расстройства личности были выявлены у 13,2% учащихся школы № 2, отдельные симптомы - у 7,3%. В школе № 1 результаты составили 2,4% и 7,3% соответственно. 76% подростков данной группы были старше 15 лет. Существенных половых различий среди респондентов не выявлено.

Учащиеся с шизоидным расстройством личности достоверно чаще, чем в общей выборке, указывали на формальные (34,5%, р<0,05) и конфликтные (26,5%) отношения в семье. Наиболее часто конфликты развивались с отцом (53%, р<0,05) или матерью (23,5%, р<0,05). При наличии неполной семьи и проживании совместно только с матерью конфликтные отношения с ней развивались в 45% случаев (р<0,001). На конфликты и отсутствие отношений со всеми членами семьи указали 10,5% (в общей выборке - 2,5%, р<0,003). Следует отметить, что среди подростков с шизоидным расстройством личности значительно чаще, чем в общей выборке, формой конфликта указывалось игнорирование (16,3% против 3,6%, р<0,04).

Значительно реже в качестве авторитета респонденты данной группы указывали родителей (38% против 68,8% в общей выборке, р<0,05), наиболее часто указывались известные общественные деятели, ученые и политики (15,0% против 6,3% в общей выборке, р<0,04). На отсутствие авторитета указали 22,5% учащихся с признаками шизоидного расстройства личности.

Онлайн-общения как основную форму выбрали 72% респондентов (р<0,05), подростков более старшего возраста - 17,6% (р<0,05). Подавляющее большинство школьников данной группы указали на трудности в общении с одноклассниками и подростками своего возраста: конфликтные отношения с отдельными лицами/группами отметили 52% респондентов (в общей выборке - 30,5%, р<0,001), со всеми одноклассниками - 18,5% (7,5%, р<0,01), 15,3% указали на формальные отношения, а 5,2% - на отсутствие какого-либо общения с подростками своего возраста.

Подростки с симптомами шизоидного расстройства личности в качестве приоритетных ценностей чаще, чем в общей выборке, выбирали «образование и профессию» и «материальное благополучие». Стоит отметить, что именно респонденты данной группы чаще, чем в общей выборке указывали свой вариант ответа (9,5% против 3,0%, р<0,03), среди них: самореализация, достижение идеала и внутренняя гармония.

79% учащихся данной группы указали в качестве планов на ближайшее будущее поступление в высшее учебное заведение (р<0,05).

Среди подростков с симптомами шизоидного расстройства личности достоверно чаще, чем в общей выборке, были выявлены симптомы депрессивных и тревожных расстройства. Симптомы умеренной депрессии были выявлены у 12,5% респондентов (6,3% в общей выборке, р<0,05), легкой депрессии - 15,5% (8,2%, р<0,05).

Симптом тревоги бы выявлен у 88,5% учащихся данной группы, наиболее часто - среди старших подростков: 15 лет - 64%, 16 лет - 90,0%, 17 лет - 96% (р<0,001). Симптомы развернутого генерализованного тревожного расстройства были выявлены у 41,5% подростков (р<0,001, в общей выборке - 10,5%). Наиболее часто данное состояние развивалось у подростков 17 лет - в 52,5% (р<0,05).

Панические атаки среди подростков данной группы были выявлены в 15,0% (р<0,05), что почти в три раза больше, чем в общей выборке - 6,1%. На симптомы агорафобии указали 6,3% респондентов (в общей выборке - 2,7%). Сочетание шизоидного расстройства личности, панических атак и агорафобии наблюдалось в 5,2% случаев (р<0,04).

Сочетание параноидного и шизоидного расстройства личности наблюдалось в 23% случаев (р<0,001). Чаще -среди подростков мужского пола (78%) в возрасте 16-17 лет (88,0%, р<0,05).

В сравнении с общей выборкой среди подростков с признаками шизоидного расстройства личности не наблюдается существенных отличий в отношении к приему алкоголя и наркотиков.

Истерическое расстройство личности ^60.4) характеризуется театральностью, внушаемостью, поверхностностью и лабильностью, преувеличенным выражением эмоций, чрезмерной озабоченностью своим внешним видом, постоянным стремлением привлекать к себе внимание, добиваться признания, а также эгоцентризмом и манипу-лятивным поведением для удовлетворения своих потребностей [5, 6].

Развернутое истерическое расстройство личности было выявлено у 6,5% подростков в школе № 1, отдельные симптомы расстройства были выявлены у 7,5%. В школе № 2 результаты составили 2,5% и 2,5% соответственно.

Среди подростков с истерическим расстройством личности преобладали девушки (82%, р<0,05) в возрасте старше 15 лет (78%, р<0,05).

Подростки с данным расстройством достоверно чаще, чем в общей выборке, указывали на конфликтные отношения с родителями (32,0%, р<0,05), наиболее часто конфликты развивались с матерью (72,0%). При наличии неполной семьи и проживании только с матерью конфликтные отношения с ней развивались в 86% случаев (р<0,05). Основной формой конфликта указывалась «словесная перебранка» (88,5% случаев).

Следует отметить, что подростки данной группы чаще указывали на безразличное отношение к ним родителей (28,5% против 2,8% в общей выборке, р<0,05).

Наличие соматических заболеваний неврологического профиля отметили 24,5% респондентов (в общей выборке - 10,5%, р<0,05), из них 52% указали на необходимость систематического приема лекарственных препаратов.

В качестве авторитета для данной группы чаще, чем в общей выборке, выбирались сверстники (15,5%, р<0,05) и другие взрослые (22,5%, р<0,05), наиболее часто указывались тренеры спортивных секций, публичные персоны.

Респонденты с признаками истерического расстройства личности чаще (42,5%, р<0,001) выбирали все пункты в вопросе «основной круг общения», чем подростки в общей выборке (12,5%, р<0,05).

Подростки данной группы (25,5%) указывали на наличие как минимум двух симптомов анорексии или бу-лемии (р<0,05), в общей выборке этот показатель не превышал 4%.

Респонденты с симптомами развернутого истерического расстройства достоверно чаще, чем в общей выборке,

nk

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

указывали на прием алкоголя (72,5% против 50,2%, р<0,05), чаще всего употребляли алкоголь в компании сверстников или взрослых. Указывался ранний возраст первого приема алкоголя (10-12 лет, 68,%, р<0,001), в общей выборке -14-16 лет (76%, р<0,05). На единичное употребление наркотиков без зависимости указали 23,5% подростков данной группы (р<0,05), что значительно выше средних показателей (12,5%, р<0,04).

Одобрительное отношение к самоубийству как способу выхода из неразрешимой ситуации отметили 28,6% респондентов с симптомами истерического расстройства личности, что более чем в 2 раза выше, чем в общей выборке (13,5%, р<0,05).

Выводы

При проведении данного исследования было выявлено, что параноидное и шизоидное расстройства личности чаще выявляются среди подростков, обучающихся в школе с углубленным изучением отдельных предметов физико-математического профиля, в то время как истерическое расстройство личности чаще возникает среди школьников обычной общеобразовательной школы.

Шизоидному и параноидному расстройствам личности в подростковом возрасте сопутствуют трудности в установлении взаимоотношений как в пределах семьи, так и среди сверстников, поэтому они чаще предпочитают онлайн-общение в социальных сетях и общество взрослых и подростков более старшего возраста. Выявляется коморбидность данных состояний и тревожных, эксплозивных и фобических расстройств.

Для истерического расстройства личности также характерны трудности в общении в пределах семьи при достаточно успешном общении со сверстниками. Кроме того, этому расстройству сопутствует развитие анорексии и бу-лемии, а также увеличение частоты употребления алкоголя и наркотиков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Health Care Cost Institute. Children's health care spending report: 2007-2010. Washington D.C.: Health Care Cost Institute. 2012.

2. Merikangas K.R., He J.P., Brody D. et al. Prevalence and treatment of mental disorders among U.S. children in the 2001-2004 NHANES. Pediatrics. 2010. № 125. Р. 75-81.

3. National Research Council and Institute of Medicine. Preventing mental, emotional, and behavioral disorders among young people: progress and possibilities. Washington. D.C.: The National Academic Press. 2009.

4. Распространенность психических расстройств в населении Российской Федерации в 2011 году: аналитический обзор. М.: ФГБУ ФМИЦПН Минздрава России, 2014. 43 с.

Rasprostranennost psixicheskix rasstrojstv v naselenii Rossijskoj Federacii v 2011 godu: аnaliticheskij obzor. М.: FGBU FMICPN Minzdrava Rossii, 2014.43s.

5. Психиатрия : национальное руководство / под. ред. Т.Б. Дмитриевой и др. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 1000 с.

Psixiatriya: nacionalnoe rukovodstvo / pod. red. T.B. Dmitrievoj i dr. M.: GEOTAR -Media, 2009. 1000 s.

6. Тиганов А.С., Снежневский А.В., Орловская Д.Д. и др. Руководство по психиатрии. В 2-х т. Т. 2 / под ред. А.С.Тиганова. М.: Медицина, 1999. 784 с.

Tiganov A.S., Snezhnevskij A.V., Orlovskaya D.D. i dr. Rukovodstvo po psixiatrii. V 2-x t. Т. 2/рodred. A.S. Tiganova. M.: Medicina, 1999. 784s.

УДК 616.891.2-009-053.2-008:616

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО И МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ НА ФОНЕ ОТЯГОШЕННЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ

Ж.В. Альбицкая, В.В. Дворянинова,

ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Альбицкая Жанна Вадимовна - e-mail: zhanna051267@gmail.com

В статье рассматриваются особенности нарушений нервно-психического и моторного развития у детей с ранним детским аутизмом (РДА) с рождения и до трех лет. Проведен сравнительный анализ нарушений в двух выделенных группах детей - с шизоидными чертами и чертами невропатии. Анализу также подвергались отягощенная наследственность по нервно-психическим заболеваниям среди родителей детей, страдающих аутизмом, отягощенный акушерский анамнез у матерей, неблагоприятное течение беременности и родов.

Ключевые слова: ранний детский аутизм, нервно-психическое развитие, моторное развитие, шизоидные черты, гипервозбудимость, невропатия, наследственность, биологические и социальные факторы.

In article features of violations of psychological and motor development in children with early children's autism since the birth to 3kh are considered years. The comparative analysis of violations in 2kh the allocated groups of children - with shizoidny lines and lines of a neuropathy is carried out. Also were exposed to the analysis the burdened heredity on psychological diseases among parents of the children suffering from autism, the burdened obstetric anamnesis at mothers, the adverse course of pregnancy and childbirth.

Key words: early children's autism, psychological development, motor development, shizoidny lines, hyper excitability, neuropathy, heredity, biological and social factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.